Боевая тяжёлая машина пехоты БТМП-84 (Украина)

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

Банковской от Елисейского дворца

Впереди планеты всей оказался Елисейский дворец, заявивший о поставке ВСУ французских лёгких колёсных танков AMX-10RС. Таким образом, Эмманюэль Макрон опередил Джозефа Байдена, объявившего о поставках Украине в новом пакете помощи БМП «Брэдли». А Владимир Зеленский по этому поводу отметил, что «Франция выводит европейскую оборонную поддержку Украины на новый уровень».

Впрочем, танком AMX-10PС, хоть и колёсным, назвали авансом – французы вообще любят преувеличивать свои достижения. На самом деле AMX-10PС – это колёсный бронеавтомобиль, создан он был фирмой «Сатори милитари» по заказу Вооружённых сил Франции и предназначался на роль разведывательной машины, способной при необходимости вести борьбу с бронетехникой противника. Серийно AMX-10PС производился с 1976 по 1994 год. Всего было выпущено 457 таких бронеавтомобилей, 337 достались французской армии и применялись в ряде миротворческих операций и в войне в Персидском заливе. Марокко и Катар купили 120 машин. Но абсолютно неизвестно, окажется ли AMX-10PС по зубам украинский чернозём.

flickr.com/nato
Украинская авиация уже перевозила AMX-10RС по контрактам с НАТО.

Вот, пожалуй, и всё, что можно сказать об AMX-10PС. К слову, французская программа «Скорпион» в настоящее время предусматривает замену AMX-10RC на новую бронированную разведывательную машину EBRC «Ягуар». Поставки начались с феврале 2022 года и составят 300 единиц к 2030 году. Похоже, Франция просто-напросто освобождается от хлама в войсках.

Можно предположить, что украинское командование будет использовать колёсный танк не только для разведки, но и в обороне – как противотанковое средство. Но при этом AMX-10PС придётся хорошо замаскировать, поскольку противопульная броня серьёзный удар не выдержит.

Пневматический пистолет Cybergun M-84

Пневматический пистолет Cybergun M-84 выполнен по всем мировым и европейским стандартам, предназначен для спортивной и развлекательной стрельбы. В качестве прототипа пневматического пистолета Cybergun M-84 использовался боевой пистолет Беретта М84, но отличия все же есть. Cybergun M-84 выполнен из металла с пластиковыми вставками на рукоятке, обеспечивая более продолжительный срок эксплуатации, а у его прототипа накладки деревянные. Внушительный размер и вес пистолета также приближает его к боевому образцу. Выстрел производится за счет энергии сжатого газа из 12-ти граммового баллончика, помещенного в рукоятке пневматического пистолета. Благодаря этому сходство с боевым прототипом максимально. Скорость пули в среднем 130 м/сек, ствол пистолета гладкий, стальной. Пневматические газобаллонные пистолеты производства Cybergun отличаются высокой точностью и скорострельностью. В данном случае в качестве патронов используются металлические сферические пули калибром в 4,5 мм (,177). Многозарядный металлический магазин вместимостью на 20 шариков (ВВ), а также система подвижного ствола обеспечивают при выстреле надежную подачу шарика, без захвата дополнительной пули. Точная стрельба может осуществляться уже на дистанции 10 -15 метров, во многом благодаря легкому ходу спускового крючка. Одного баллона хватает в среднем на 3 обоймы. В качестве мер безопасности пневматический пистолет Cybergun M-84 оснащен неавтоматическим предохранителем. Также присутствует нерегулируемая мушка и планка прицела. Имеется место для крепления дополнительного оборудования, например, коллиматорный прицел. Ближайшим конкурентом является пневматический Crosman C11, технические характеристики практически одинаковы, но при производстве M-84 используется больше металлических деталей. Пистолет М-84, наряду с другим пневматическим оружием серии М, начали производить в 1976 году. По внешнему виду и своей конструкции пистолеты были схожи, различия заключались лишь в калибре и вместимости зарядного магазина. К примеру, М-81 и М-84 выпускались с двухядерными магазинами и вмещали 12 13 патронов, соответственно, модели М-82 и М-85 оснащены одноядерным магазином на 8 патронов. В 1993 году компания Les Trois Pylones одной из первых начала продажу страйкбольного оружия во Франции. Продукция была изготовлена полностью из пластика, в качестве патронов использовались пластмассовые шарики 6 мм, по функциональным качествам соответствовала своим боевым аналогам. Данные модели безопасны и до сих пор продаются во Франции лицам старше 18 лет. В 1997 году компания заключила свое первое лицензионное соглашение со знаменитой фирмой Smith & Wesson, занимающейся производством огнестрельного оружия. Так была создана фирма Cybergun, которая начала выпускать продукцию торговых марок Smith & Wesson, соблюдая права оригинального производителя. После чего были заключены соглашения и другими известными торговыми марками: Kalashnikov, Desert Eagle, Colt, IMI (UZI), Sig Sauer, Famas, Taurus, Mauser, Auto-Ordnance, Tanfoglio, Auto-Ordnance и др. 2014-09-24 Все статьи

Немецкий «зоопарк»

В свою очередь власти ФРГ заявили о решении поставлять Украине БМП «Мардер». Здесь надо уточнить, что и в Европе боевые машины, подобные БМП-1, появились позднее, чем в СССР. Фирмы «Рейншталь АГ – Транспорттехник» (г. Кассель) и «МАК Машинбау» (г. Киль) приступили к производству неплавающей боевой машины пехоты «Мардер» («Marder» в переводе «куница». – Авт.) в 1969 году. Поставки в войска начались с октября 1970 года, и до 1975 года обе фирмы совместно выпустили более 2000 БМП.

Вместимость БМП «Мардер» 10 человек, в том числе 3 члена экипажа, двое из которых (командир и наводчик) располагаются в башне. Боевое отделение с вращающейся двухместной башней находится в средней части корпуса. Впереди справа от механика-водителя расположен многотопливный дизель компании «Даймлер-Бенц» мощностью 600 лошадиных сил, обеспечивающий запас хода в 520 километров.

flickr.com/bronpancerna
Защищена «Куница» не хуже «Леопарда».

Бронекорпус БМП «Мардер» сварен из листов катанной стальной брони. Защищённость повышена большими углами наклона листов корпуса. Лобовая броня толщиной около 30 мм защищает от оружия калибра до 20 мм, бортовая – от стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. Борта прикрыты навесными резиновыми противокумулятивными экранами, армированными лёгким стальным каркасом. Для маскировки на башне слева от лафета установлен блок из шести 76-мм дымовых гранатомётов.

По защищённости БМП «Мардер» приблизилась к основному немецкому боевому танку «Леопард-1». Её защита обеспечивает непоражаемость лобовой и бортовой проекций машины при обстреле из 30-мм пушки бронебойным оперённым подкалиберным трассирующим снарядом. Вместе с тем «Мардер» стала и самой тяжёлой среди серийных боевых машин пехоты – её вес, в зависимости от модификации, от 28,2 до 33,5 тонны. Она, напомним, не умеет плавать и тяжела для мостов, которые могут встретиться на Украине.

До 2011 года эти бронемашины не раз подвергались модернизации, самая последняя получила обозначение «Мардер» A5А1. В этой БМП установлена система кондиционирования воздуха, использовано мультиспектральное камуфлирование корпуса и системы РЭБ. Однако модернизации подверглось всего 35 машин, которые вряд ли попадут в зону специальной военной операции. Самая распространённая версия «Мардер» А3 выпускалась с 1989 по 1998 год, 40 машин этой серии и планируется отправить Украине.

globallookpress.com
Любят немцы чего-нибудь раздавить красиво.

В 2009-2011 годах бундесвер использовал порядка 20 машин «Мардер» в боевых действиях в Афганистане. И считается, что БМП неплохо себя зарекомендовала в сложных климатических условиях и при этом снискала популярность у личного состава за высокую огневую мощь, хорошую броневую защиты и надёжность. Следует только заметить, что «Мардер» использовалась исключительно при невысокой интенсивности боевых действий и отсутствии у противника современного вооружения. На Украине совсем другая война.

А вот про свою новейшую боевую машину пехоты «Пума» (нем. «Schützenpanzer Puma» – «Бронетранспортёр пума»), разработку и выпуск которой осуществляют концерны KMW и RLS, немцы пока помалкивают. В базовой конфигурации «Пума» представляет собой авиатранспортабельную боевую машину пехоты с дистанционно управляемой необитаемой башней и компактным боевым отделением.

Планировалась, что бундесвер для замены устаревших БМП «Мардер» получит 410 таких машин, однако в 2012 году заказ был сокращён до 350 единиц при увеличении стоимости одной БМП до 7 млн евро. Первые образцы «Пумы» были изготовлены в декабре 2010 года, серийные поставки начались с апреля 2015 года, а уже к августу 2021 года весь заказ был выполнен.

flickr.com/bronpancerna
На недавних учениях несколько «Пум» вышли из строя по вине электроники.

Массовая поставка натовской бронетехники безусловно продлит вооружённый конфликт на Украине, но ничто не замедлит темпов её утилизации. На 18 января 2023 года Вооружённые силы Украины уже потеряли 7563 танка и других боевых бронированных машин. И счёт не закрыт.

Начало возрождения

Новый век боевые танки России встречали, воюя в Чечне. Печальный опыт первой кампании был учтен, теперь потери среди бронетехники были существенно меньше. В 2000 г. было впервые объявлено, что создается новый современный танк, известный как Т-95, или «Объект 195». Предполагалось, что он поступит в войска уже к 2005 г. Однако этого не случилось. Первые закупки произошли в 2004 г., но на вооружение поступили не долгожданные Т-95, а модернизированные Т-90А, да и то в количестве 15 единиц. В 2005 г. было приобретено еще 17 машин. Эти современные танки России были лучшими на тот момент серийными моделями, однако новый век требовал и новой техники, да и количество поставок явно не отвечало требованиям огромной страны. Только с 2006-го закупки стали осуществляться в приемлемых количествах, кроме того, активно проводилась модернизация «старой» техники. Однако лучший танк России (Т-95) так и оставался мечтой: его поставки все время откладывались.

Что это за мусорный материк?

Большое тихоокеанское мусорное пятно — это крупнейшая зона накопления пластмассы в океанских водах. Ученые заметили его между Гавайями и Калифорнией еще в конце 1970-х, но по-настоящему забеспокоились лишь после публикаций американского океанолога и спортсмена Чарльза Мура.

«…передо мной, насколько хватало глаз, лежал пластик, — писал Чарльз Мур о том, что увидел в Тихом океане, когда возвращался с яхтенной регаты в 1997 году. — Это казалось невероятным, но не было ни одного чистого участка. За неделю, пока мы пересекали субтропическую зону, в какое бы время я ни взглянул, повсюду плавал пластиковый мусор: бутылки, крышечки от бутылок, обертки от конфет, обрывки».

Следующие годы Чарльз Мур пытался достучаться до общественности и писал одну за другой статьи, а также основал фонд морских исследований Algalita. В 1999 году выяснилось, что мусора в «пластиковом супе» в шесть раз больше, чем зоопланктона. 80% отходов поступает в этот район с суши, а 20% сбрасывается с кораблей.

За последние 20 лет экологи провели множество исследований Большого тихоокеанского мусорного пятна. Новейшее и самое крупное из них продлилось три года и завершилось публикацией печального отчета в 2022 году. В этой экспедиции приняли участие 30 кораблей, оборудованных сетями: они одновременно прошли через пятно, чтобы оценить его истинные масштабы и взять пробы.

Картографическая работа велась также с двух самолетов. В частности, самолет C-130 Hercules был оснащен передовыми датчиками для сбора мультиспектральных изображений и 3D-сканирования океанского мусора. Ученые, связанные с Фондом очистки океана, шестью университетами и компанией по производству воздушных датчиков, опубликовали свои неутешительные выводы в журнале Scientific Reports.

Конструкция тяжелой БМП БТМП-84

БТМП-84 создана на основе шасси основного танка Т-84У, удлинение ходовой части которого на один опорный каток в сочетании с перекомпоновкой двигателя, позволило оборудовать в задней части машины десантное отделение на 5 человек с возможностью посадки и высадки через корму. Для погрузки и высадки десанта имеются открывающаяся влево дверца с выдвижной лесенкой в корме и подъёмный люк над ней, а также дополнительные люки в крыше десантного отделения.

Тяжелая БМП сохранила весь состав вооружения танка Т-84У, однако боекомплект 125-мм гладкоствольной пушки уменьшен до 28 зарядов (т.е. непосредственно находящиеся в автомате заряжания), а в бортах десантного отделения появились две амбразуры предусматривающие возможность ведения огня из личного оружия десанта. Экипаж новой БМП, как и у танка, составляет 3 человека, силовая установка БТМП-84 повторяет танковую, но несколько смещена внутри корпуса, чтобы освободить больше места для десанта.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Боевая масса, кг 48 600Экипаж (десант), чел. 3 (5)Основные размерения, мм:- Длина по корпусу (с пушкой вперед) 7550 ? (10800 ?)- Ширина 3755 ?- Высота 2285 ?- Клиренс 515- База 5200 ?- Колея 2800- Ширина гусеницы (шаг трака) 580 (?)Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 ?Преодолеваемые препятствия:- подъем, град. 32- крен, град. 30- ров, м 3- стенка, м 1- брод, м 1,8Вооружение (боезапас, выстрелов):- 125-мм пушка-ПУ 2А46М1- 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ- 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ- ПТРК 9М119М «Рефлекс» 1 (28) 1 (2 000) 1 (300) (2…8)Углы вертикального наведения, град. -7…+20Стабилизатор вооружения 2Э42-4Механизм заряжания гидроэлектромеханич.Приборы прицеливания 1Г46 (лазерн. прицел-дальномер) ТПН-? (команд., днев./ноч.) ТПН-? (днев./ноч.)Приборы наблюдения ?Количество амбразур (из них для пулеметов)- Средства постановки дымзавесы 8 х 902А «Туча»,ТДА Тип и марка двигателя дизель 6ТД2Максимальная мощность, л.с.(кВт) 1200Количество цилиндров 6 (V-обр.)Количество оборотов/мин ?Удельная мощность, л.с./т 24,7Емкость топливных баков, л 1300 ?Трансмиссия Механическая планетарная; два агрегата, состоящие из бортовой коробки передач, бортового редуктора и гидросервопиводов управления движением каждыйМаксимальная скорость (на плаву), км/ч: 60 (-)Запас хода, км 550 ?Бронирование, мм противоснарядное, многослойное комбинированное с встроенной динамической защитойРадиостанция Р-173 ?ТПУ Р-124 ?Навигационная аппаратура ГПК-59

Добро пожаловать на мой канал

Описание[править]

Танк представляет собой боевую машину, способную вести бой при температурах воздуха от −40 °C до +55 °C, как и другие ББМ, разработанные в СССР, Украине и России. От Т-84 отличается установкой некоторых приборов прицеливания зарубежного производства и увеличенными бортовыми экранами.

«Оплот» обладает хорошими показателями скорости, маневренности и проходимости. Компоновка классическая — отделение управления располагается в носовой части, боевое отделение — посредине, а моторно-трансмиссионное — в корме танка. По сравнению с Т-80УД, было сделано несколько улучшений:

  • новая сварно-катаная башня;
  • тепловизионный прицел;
  • спутниковая навигационная система;
  • динамическая защита 3-го поколения «Нож»;
  • комплекс оптико-электронного противодействия «Варта» (рус. Стража);
  • цифровая технология управления огнём;
  • вспомогательный агрегат питания и другое.

Башня и защитаправить

Танк получил новую сварно-катанную башню с цельноштампованной крышей, изготовленную из электрошлаковой переплавки, благодаря чему, имеет более высокую прочность и «живучесть». С учетом более простой формы башни, в ней удалось удачно разместить многослойную броню. Также был увеличен её внутренний объём. В лобовой проекции башни была размещена новая динамическая защита 3-го поколения украинского производства «Нож».

Вооружениеправить

На «Оплоте» установлена 125-мм гладкоствольная танковая пушка КБА-3 — 2А46М с боекомплектом 40 выстрелов, 28 из которых находятся во вращающемся конвейере механизма заряжания (МЗ). Также имеется 12,7-мм зенитный пулемёт НСВТ с боекомплектом 450 патронов и спареный с пушкой 7,62-мм пулемёт ПКТ с боекомплектом 1250 патронов. В боекомплект орудия, как и на Т-64Б — Т-80Б, входят следующие типы боеприпасов:

  • противотанковый оперённый бронебойно-подкалиберный снаряд; Рассеивание 0.2 тыс.доли на 2000 м
  • противотанковый кумулятивный снаряд;
  • осколочно-фугасный снаряд;
  • противотанковый управляемый реактивный снаряд.

Система управления огнём (СУО)править

Включает в себя:

Т-84 во время учений «Combined Resolve X»

  • прицельный комплекс:
    • дневной прицел наводчика (квантовый прицел-дальномер 1Г46-М «Иртыш», как и на Т-80У);
    • тепловизионный прицел наводчика (Тепловизор);
    • панорамный прицельный комплекс командира (стабилизированный дневной/ночной прибор наблюдения командира ТКН-4С «Агат», как и на Т-80У);
  • стабилизатор танкового вооружения (СТВ) 2Э42М, как и на Т-80Б — Т-80У;
  • комплекс управляемого вооружения (КУВ) 9K-119 «Рефлекс», как и на Т-64Б — Т-80Б;
  • танковый баллистический вычислитель (ТБВ, как и на Т-64Б — Т-80Б) ТИУС-ВМ (танковая информационно-управляющая система);
  • датчики входной информации ТБВ, как и на Т-64Б — Т-80Б;
  • система учета изгиба ствола (СУИС);
  • система управления зенитной установкой (СУЗУ), как и на Т-64А — Т-80У.

Двигательправить

Двухтактный многотопливный 6-цилиндровый дизельный двухтактный двигатель модели 6ТД-2, как и на Т-84, с жидкостным охлаждением.
Используемое топливо: дизельное, авиационный керосин, бензин (или их смесь в любой пропорции), а также спирт этиловый (при условии наработки не более 2 моточасов)[неавторитетный источник? 1331 день].

Обладает мощностью 1200 л. с., рабочий объём 16,3 л, вес 1180 кг, объёмная мощность 73,6 л. с./л. Частота вращения коленчатого вала 800—3080 об/мин. Объём моторного отделения 3,1 м³. Удельная мощность танка 25 л. с./т даёт танку хорошие показатели в проходимости и скорости: 65—70 км/ч по шоссе и 45—50 км/ч по бездорожью.

2. Описание конструкции

2.1. Броневой корпус и башня

Корпус БТМП-84 создан на основе шасси Т-84У, удлинение ходовой части которого на один опорный каток в сочетании с перекомпоновкой двигателя позволило оборудовать в задней части машины десантное отделение на 5 человек с возможностью посадки и высадки через корму. Для погрузки и высадки десанта имеются открывающаяся влево дверца с выдвижной лесенкой в корме и подъёмный люк над ней, а также дополнительные люки в крыше десантного отделения.

2.2. Вооружение

Танковая башня сохранена со всем составом вооружения, включающим 125-мм гладкоствольную пушку КБАЗ, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт ПКТ и дистанционно-управляемую установку с 12,7-мм зенитным пулемётом НСВТ. Также предусмотрена возможность ведения огня из личного оружия через две расположенные в бортах десантного отделения амбразуры.

2.3. Двигатель и трансмиссия

Двигатель машины — 6ТД-2, двухтактный многотопливный 6-цилиндровый дизельный двигатель с горизонтальным расположением цилиндров и встречным движением поршней, жидкостного охлаждения.

Трансмиссия — механическая с двумя бортовыми планетарными коробками передач и гидроуправлением, с семью передачами переднего и одной — заднего хода. Соосно с коробками передач расположены обеспечивающие четыре дополнительные передачи заднего хода реверсивные бортовые передачи.

Силовая установка обеспечивает работу машины в любых климатических условиях, в том числе при большой запылённости воздуха, при температуре окружающего воздуха в пределах −40°…+55°С.

2.4. Ходовая часть

Ходовая часть — гусеничная, применительно к одному борту состоит из заднего ведущего, переднего направляющего и семи опорных, а также неизвестного числа поддерживающих катков. Ширина гусеницы — 580 мм. Подвеска — индивидуальная торсионная.

История создания тяжелой БМП БТМП-84

Боевая тяжёлая машина пехоты БТМП-84 — очередная попытка решить классическую проблему современного боя. Танки уязвимы без поддержки пехоты, а пехота не успевает за танками. Частично решает эту проблему такой класс машин как БМП — бронированная машина способная (в теории) идти с десантом сразу за танками. Танки прикрывают БМП огнем, а БМП при необходимости «выпускает» десантников, прикрывающих танки. Проблема в том, что бронирование БМП не идет ни в какое сравнение с танковым, соответственно на практике, в условиях реального боя, следовать прямо за танками классическая боевая машина пехоты не может.

В конце 1990-х, начале 2000-х г.г., конструкторы украинского «Харьковского КБМ им.Морозова», вели работы по созданию принципиально новой машины, сочетающей свойства танка и классической БМП, а в перспективе позволяющей заменить обе машины одной платформой, то есть отказаться от оснащения воинских подразделений танками и боевыми машинами пехоты по отдельности.

За основу БТМП-84 взята база украинского основного танка Т-84 находящегося в серийном производстве в Харькове на заводе имени Малышева. Ходовая часть танка увеличена на один опорный каток, а корпус стал несколько длиннее, чем у оригинальной машины, что позволило разместить в кормовой части танка десантное отделение рассчитанное на 5 бойцов. Силовая установка БТМП-84 перекомпонована по сравнению с Т-84 таким образом, чтобы у десанта появилась возможность покидать машину сзади через проход вдоль МТО, примерно также, как это было реализовано на израильской БМП «Ахзарит».

Так как машина БТМП-84 рассматривалась конструкторами в первую очередь как экспортная, первый показ публике полноразмерного макета состоялся весной 2001 года на выставке вооружений в Абу-Даби (ОАЭ), а затем в Анкаре (Турция), однако серьезных заказчиков не заинтересовала, не смотря даже на заверения конструкторов, что модернизации по схеме БТМП-84 могут быть подвергнуты уже отслужившие срок серийные танки семейства Т-80/84, а также устаревшие Т-54/55, Т-62, Т-64 советского производства. При этом в рамках такой модернизации машины получат современные силовую установку и комплекс вооружения.

Вероятно, причиной отсутствия заказов и фактически свертывание работ по БТМП-84 на Украине в том же году, было, с одной стороны, отсутствие в конструкции машины подлинных инноваций (как уже отмечалось, нечто подобное в Израиле проделывали за 20 лет до харьковчан), а с другой — некоторая «неполноценность» «универсальной» машины — все-таки 5 десантников это даже не полноценное боевое отделение, соответственно на роль подлинной БМП, тяжелая боевая машина пехоты БТМП-84 не тянет. При этом «пострадала» и «танковая» часть машины — ведь боекомплект 125-мм пушки машины был уменьшен почти в два раза.

Современные танки России

Основу бронетанковых войск составляют созданные ещё в Советском Союзе ОБТ. В начале 1990 года в войсках и на консервации находилось около 63900 танков. В период с 2005 по 2010 годы количество сократилось с 23000 до 18000 машин, большая часть которых находится на хранении. Армия использует примерно 2700 танков, большая часть которых – различные модификации Т-72, например, Т-72Б или Т-72Б3. Последний является дешёвой модификацией Т-72Б и неоднократно подвергался критике. Тем не менее, выпущен в количестве 800 единиц и по некоторым характеристикам догоняет Т-90.

Т-90 Владимир также создавался на базе Т-72Б, точнее является его очень глубокой модернизацией. Получил лучшую броню, КОЭП Штора-1, новую башню, мощный двигатель, современную систему управления огнём и множество других доработок.

Начиная с 2001 года, Т-90 9 лет был самым востребованным покупателями танком в мире. Всего выпустили более 1800 различных модификаций.

В 2011 году появилась модификация Т-90АМ Прорыв с новой башней, системой управления огня и динамической защитой Реликт.

О боевом применении Т-90 ничего неизвестно кроме войны в Сирии, где в 2016 году один из них был поражён ПТРК TOW-2A, но не получил серьёзных повреждений.

Стоит вспомнить и газотурбинный Т-80, не снискавший популярности в наших войсках, но являющийся очень интересной машиной. В армии на 2016 год находится около 450 таких танков и ещё 3000 на хранении.

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки Т-34 и КВ.

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ ( СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

Модификации[ | ]

  • М-84 — базовая модификация. Принята на вооружение югославской армией в 1984 году. Оснащалась двигателем В-46-6 мощностью 780 л. с.
  • М-84А — модернизированный М-84 с двигателем В-46-6ТК мощностью 1000 л. с. Выпускался с 1988 по 1991 год.
  • М-84АБ — модернизация М-84А с установкой новой СУО SUV-M-84, состоит на вооружении армии Кувейта.
  • М-84АБН — М-84АБ, оснащенный навигационным оборудованием.
  • М-84АБК — командирский вариант М-84АБ, с дополнительным связным и навигационным оборудованием, а также генератором.
  • M-84AI — БРЭМ, югославской постройки на шасси М-84А. Было намечено построить 15 машин для Кувейта, однако есть данные, что ни одной из них построить так и не успели. Был изготовлен один прототип, который сейчас эксплуатируется в СВ Сербии. Также было в планах созданиеM-84ABI .
  • M-84A4 Snajper — хорватский вариант модернизации танков М-84А и М-84АБ.
  • M-84D — хорватский вариант модернизации танка M-84A4.
  • М-95 Дегман — хорватский вариант модернизации танка М84, прототипом послужил югославский проект .
  • М-84АС (М-84АБ1) — сербский вариант модернизации танка М84, также известный под названием M2001.

Воздействие на природу

Пластик уже стал таким же вездесущим веществом в океане, как вода и соль. Он присутствует в организме многих морских животных и даже, возможно, в вашем (если вы едите рыбу и морепродукты). Ученые специально ловили обитателей океанов, искали в них пластмассу — и, конечно, находили.

Например, рацион морских черепах, которые были пойманы в районе мусорного пятна на рыбных промыслах, на 74% (по весу) состоял из океанических пластмасс. Пластик становится причиной гибели животных и по другой причине: 46% пятна составляют рыболовецкие сети, которые калечат и убивают всех своих случайных жертв.

Первый советский танк

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк Т-18 или МС-1 (малый сопровождения первый), его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

«Брэдли» с минусом

В очередном пакете военной помощи США намерены поставить Украине почти 300 единиц бронетехники: 100 БТР М113, 55 машин MRAP, 138 бронемашин HMMWV и 50 БМП М2 «Брэдли» – это наиболее раскрученная и разрекламированная американская бронемашина.

flickr.com/145177318@N02
Бронетранспортёр М113 используется в диапазоне от санитарного эвакуатора до носителя различных вооружений.

Сразу же вынесем за скобки армейский грузовой фургон HMMWV и колёсную бронемашину с усиленной противоминной защитой MRAR. Безусловно, они усилят украинские подразделения, но никак не сделают нужную погоду в бою. А вот «Брэдли» – это уже настоящая боевая машина пехоты.

В 1981 году плавающая БМП М2 «Брэдли», названная в честь генерала армии Омара Нельсона Брэдли, с комплексом вооружения, включающим сдвоенную пусковую установку ПТРК «Тоу», стабилизированную в двух плоскостях 25-мм автоматическую пушку М242 «Бушмастер» и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт М240С (модернизированный вариант бельгийского MAG), была принята на вооружение. Это была первая боевая машина пехоты второго поколения, занявшая место в армейском строю, и ей придавалось в США большое значение. Историки отмечают, что до 1980-х годов имена генералов в армии США получали только танки, и присвоение генеральского имени БМП означало признание именно боевого характера новой машины. Отметим, что вместе с БМП на вооружение были приняты боевая разведывательная машина М3 «Брэдли» и РСЗО MLRS, наименования которых ныне также на слуху. В боевом строю БМП «Брэдли» более 40 лет.

flickr.com/96551249@N0
Заслуженный ветеран готов поучаствовать в ещё одной войне.

Всего выпущено 9753 экземпляра разных вариантов «Брэдли». Гадать не будем, но вряд ли американцы передадут украинцам машины последних модификаций.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий