Броненосный Франкенштейн «Вирджиния»: как южане строили монстра, в надежде выиграть войну

Военный флот 19 века

В первой половине 19 века мировой флот все еще состоял из деревянных кораблей. Единственным изменением была медная обшивка подводной части судна. Развитие артиллерии и использование паровых машин подтолкнули конструкторов к проектированию полностью металлических боевых единиц. Созданная в конце века торпеда стала очередным рывком в военно-морском деле.

Все эти инновации внедрялись на фоне демонстрации Британией своего бесспорного превосходства в океане. Англия следовала принципу: «Кто правит морем, тот правит миром». Неудивительно, что в середине 19 века ее корабли стояли в портах 55 государств по всей планете. Повсеместное господство, растянувшееся на долгие 100 лет, они сумели доказать в начале века, воюя с рядом европейских государств. Командующий флотом адмирал Нельсон заплатил за это дорогую цену – собственную жизнь. Лишь одному государству они вынуждены были уступить – Америке.

Военные корабли по Эпохам и Странам

1Начало кампании за Атланту

Гражданская война в США — война между штатами Севера и штатами Юга — началась 12 апреля 1861 года. В ноябре 1863 года северяне под командованием Улисса Гранта выиграли битву за Чаттанугу. Это была важная стратегическая победа, открывшая северянам ворота на юг. В марте 1864 года генералу Гранту было поручено главное руководство военными действиями против армии конфедератов. После этого он назначил своего заместителя Уильяма Текумсе Шермана ответственным за западное направление. Стратегия Гранта состояла в том, чтобы нанести удар по силам южан путем нескольких скоординированных операций. В то время как основные силы под командованием Гранта, генералов Джорджа Мида, Бенджамина Батлера, Франца Зигеля, Джорджа Крука и Уильяма Эверелла наступали в Вирджинии тесня армию Роберта Ли, а Натаниэл Бэнкс предпринимал усилия для захвата Мобила (Алабама), миссия Шермана заключалась в нанесении поражения армии под командованием Джозефа Джонстона, захвате Атланты и прорыве через Джорджию в сердце Конфедерации. В начале кампании за Атланту Военный округ Миссисипи под командованием Шермана состоял из трех армий: Теннессийской Армии под командованием генерал-майора Джеймса Макферсона, Огайской армии под началом генерал-майора Джона Скофилда и Камберлендской армии под командованием генерал-майора Джорджа Томаса. Шерману противостояла конфедеративная Теннессийская армия под командованием сначала генерала Джонстона, который в разгар кампании был снят с должности командующего, а затем заменившего его генерал-лейтенанта Джона Белла Худа. К началу кампании Шерман «на бумаге» превосходил армию Джонстона, имея 98 500 человек против 50 000. У северян было много отпускников, в то время как Джонстон получил 15 000 подкрепления из Алабамы. Тем не менее к июню устойчивый поток подкреплений довел силы Шермана до 112 000 человек.

Вооружение

Артиллерия

Различие между проектной и установленной батареей.

Орудийные порты фрегата были сделаны в виде амбразур. В свету они имели высоту 1,09 м, ширина с наружной стороны 0,61 м. Высота нижних косяков порта от ватерлинии 2,7 м, что позволяло использовать артиллерию при качке до 12 градусов. В зависимости от состава вооружения и других нагрузок эта высота изменялась в небольших пределах.

Серьезным недостатком считалось отсутствие защиты броней у погонных и ретирадных орудий, тем более, что угол обстрела пушек в батарее составлял всего 25-30 градусов от траверза порта, то есть 50-60 градусов на борт у каждого орудия.

На момент вступления в строй вооружение корабля состояло из двадцати шести гладкоствольных пушек калибра 206,2 мм, десяти нарезных казнозарядных орудий Армстронга калибра 178 мм и четырех погонных орудий калибра 121 мм. На эти новейшие мощные пушки возлагались большие надежды, которые, они оказались не в состоянии оправдать. Ранние казнозарядные орудия Армстронга оказались полностью неудачны. Их примитивные винтовые затворы были не в состоянии выдерживать стандартный пороховой заряд, поэтому стрельба из них велась только уменьшенными зарядами, что делало эти пушки бесполезными в бою с броненосными кораблями. При этом, даже с уменьшенным зарядом, 178-мм орудия Армстронга были опасны в бою и часто разрывались с казенной части. Точность их также оказалась ниже всякой критики. В результате, на момент вступления в строй вооружение броненосца Warrior оказалось слабым и не соответствовало требованиям времени.

Гладкоствольное дульнозарядное орудие калибра 206,2 мм.

Орудие калибра 206,2 мм, длинной ствола 3,048 м и весом 4,75 т. Это гладкоствольная дульнозарядная чугунная пушка использовавшаяся Вооруженными Силами Великобритании в середине XIX-го века. Полковник Уильям Дундас, правительственный инспектор артиллерии, разработал эту пушку в 1846 году для модернизации артиллерии линейных кораблей того времени. В 1847 году пушка была отлита на металлургическом заводе в Брэдфорде и вскоре принята на вооружение. Из-за своей выдающейся надежности, дальности и меткости орудие заработало репутацию лучшей гладкоствольной пушки, из когда-либо изготовленных. Всего было изготовлено более 2000 экземпляров пушек после 1861 года. Пушки долгое время не признавались устаревшими, переделывались под новые типы боеприпасов и оставались на службе вплоть до 1921 года.

Нарезное казнозарядное орудие калибра 178 мм.

Орудие калибра 178 мм, весом 4,1 т. Одна из нескольких моделей нарезных казнозарядных пушек Армстронга с оригинальным механизмом заряжания. Первоначально считалась современным решением для замены гладкоствольных пушек калибра 206,2 мм. Создана по заказу Британского правительства, после проведения удачных тестов раннего варианта казнозарядной пушки Армстронга калибра 76,2 мм. Первое изготовленное орудие весило 3,6 т, следующее орудие весом 4,1 т поступило на службу в 1861 году. Более легкое орудие весом в 3,6 т использовалось только для сухопутной артиллерии. Канал орудия имел несколько десятков мелких нарезов угловатой формы. Снаряд длиной 2,5 калибра имел тонкую свинцовую оболочку. Замок представлял собой сложную комбинацию винтового и клинового затвора. По заключению специальной комиссии Британского правительства проведенной в 1862 году, любые казнозарядные пушки были признаны неподходящими для использования. Производство казнозарядных 178-мм орудий было прекращено в 1864 году.

Нарезное казнозарядное орудие калибра 121 мм.

Орудие калибра 121 мм, весом 1,626 т. Это нарезная казнозарядная пушка Армстронга, которая изготавливалась в 1861-1863 годах. Канал орудия имел несколько десятков мелких нарезов угловатой формы. Замок представлял собой сложную комбинацию винтового и клинового затвора. Всего изготовлено 1013 экземпляров орудий. Снята с вооружения в 1877 году из-за низкой надежности. В 1880 году было изготовлено небольшое количество орудий весом 1,75 т, с измененной системой заряжания.

Источники и литература:

  1. Wilson H. W. Ironclads in action. – London.: S. Low, Marston and Company, 1896
  2. A. Stenzel-H. Kirchoff, Seekriegsgeschichte in ihren wichtingsten Abschnitten mit Berucksichtigung der Seetaktik, Hannover, 1907–1911
  3. Official Records of the Union and Confederate Navies in the War of the Rebellion. Govt. Print. Off. Washington, 1894–1922
  4. Konstam Angus. Confederate Ironclad 1861–65 – Osprey Publishing, 2001, ISBN 10: 1841763071, ISBN 13: 9781841763071
  5. Konstam Angus. Union Monitor 1861–65 – Osprey Publishing, 2002, ISBN 10: 1841763063, ISBN 13: 9781841763064
  6. Donald L. Canney. The Old Steam Navy: The Ironclads, 1842–1885 – Naval Institute Press, 1993, ISBN-10: 0870215868, ISBN-13: 978–0870215865
  7. Jack Greene, Alessandro Massignani. Ironclads At War: The Origin And Development Of The Armored Battleship – Da Capo Press, 1998, ISBN 10: 0938289586, ISBN 13: 978–0938289586
  8. http://www.civil-war.net, The Civil War Home Page. Dedicated to the participants, both North and South, in the great American Civil War 1861–1865
  9. http://www.navsource.org, Photographic History of the U.S. Navy
  10. https://www.loc.gov, Library of U.S. Congress

7Сражение за Атланту

На следующий день, 21 июля, передовые отряды Макферсона ворвались в поселок Болд Хилл близ юго восточных окраин Атланты, на расстоянии орудийного выстрела до ее центра. Установив там мощные орудия, Шерман приказал вести систематический обстрел военных и промышленных объектов города.

22 июля Худ нанес еще один удар. Он приказал корпусу Харди двинуться в обход левого федерального фланга. Корпус Читема должен был атаковать с фронта, а кавалерия Уилера — выйти к федеральным линиям снабжения. Однако, у Харди ушло слишком много времени на то, чтобы привести войска на позицию для атаки. За это время Макферсон осознал слабость своего левого фланга и отправил туда свой резерв на усиление. Корпус Харди встретил этот резервный корпус и завязалось сражение. Первая атака южан была отбита и погиб дивизионный генерал Уильям Уокер, однако федеральный фланг начал отступать. В этот момент сам Макферсон, который выехал вперед на коне, чтобы осмотреть поле боя, был убит пехотинцем противника. Около Декейтера северян атаковала кавалерия Уилера. Он захватил участок Файетевильской дороги, а Харди вышел к Флет-Шоалс-Роуд. Федеральная армия побежала, однако им пришлось спасать артиллерию и вагоны с припасами. Когда атака Харди сорвалась, Уилер не мог удерживать Декейтер и ночью отступил в Атланту. Теперь федеральная линия обороны имела вил буквы «L». Харди атаковал короткую часть угла (фланг), а Читем — длинную. Худ решил атаковать противника и с востока и с запада. Сражение завязалось вокруг холма к востоку от города, известного как Бальд-Хилл. Артиллерия с этого холма вела обстрел Атланты. Сражение вокруг холма затянулось до темноты. Северяне смогли удержать холм. Однако, в двух милях севернее отряды Читема прорвали федеральные линии и вышли к Джорджианской железной дороге. Тогда по ним открыли огонь двадцать орудий, размещенных около штаба Шермана, а XV-й корпус перегруппировался и отбил атаку противника.

Постройка и испытания

Warrior был заложен 25 мая 1859 года, когда первые французские броненосцы уже подготавливались к спуску. Название корабля, Warrior означающее в переводе “Воин”, традиционно передавалось в английском флоте от корабля к кораблю с 1781 года. Официальный контракт на строительство корабля был заключен позже – 13 сентября 1859 года. Сборка корпуса велась в Блэкуолле на стапеле частной верфи “Ditchburn and Mare & Co”, принадлежащей судостроительной компании “Thames Iron Works”. В соответствии с контрактом спуск корпуса на воду предполагалось произвести 11 апреля 1860 года, еще через три месяца – 11 июля корабль должен был подготовлен к испытаниям (без рангоута и внутренней отделки). Но строительство фрегата затянулось, а поскольку договорные сроки выдержаны не были фирма-строитель получила извещение о штрафе в 50 тысяч фунтов стерлингов.

Строительство корабля нового в то время типа не могло не вызвать различных споров и предположений. Еще до спуска на воду Совет Адмиралтейства начал сомневаться в правильности выбранного проекта, прочности и мореходности будущего корабля. В итоге длительных обсуждений была выработана резолюция Совета, откровенно говорящая об обстановке, в которой строился фрегат. Выдержка из нее гласила: “… Из фрегата Warrior выходит совсем не то, что мы желали, но истратив на него столько денег, посмотрим, что из этого выйдет…”

Поскольку строительство затянулось, были приняты меры к ускорению спуска фрегата, и в том числе перераспределена часть заказов, длительность поставки которых могла замедлить работы. В частности, некоторую часть железных плит перезаказали Вуличскому заводу.
Наконец в декабре 1860 года корабль подготовили к спуску. 29 декабря, с наступлением прилива он двинулся по стапелю, но пройдя несколько метров замер. Из-за сильного мороза на полозьях застыла. Лишь через несколько часов, с помощью трех буксирных пароходов фрегат был стащен на воду. В это время уже начинался отлив. После спуска корпус был отведен в док Виктории, где производилась достройка и установка паровой машины. После этого его предполагали перевести в Портсмут для установки рангоута. 8 августа 1861 года, после вторичного докования в том же доке, корабль отправился в Грингайт для погрузки вооружения и припасов. На него был назначен экипаж из 660 человек. Командиром фрегата стал капитан Артур Кокрэн.

После погрузки пушек и нового докования для очистки дна, фрегат, выйдя 10 октября из дока, отправился на официальные испытания в Сток-бей. 24 октября фрегат Warrior был официально принят флотом.

В апреле 1868 года на новых испытаниях в Сток-бее Warrior по результатам шести пробегов показал 14,079 узлов при индикаторной мощности 5270 л.с., а выйдя в море на 6-часовых испытаниях достиг 13,936 узлов при 5092 и.л.с. При этом водоизмещение броненосца составляло 9200 тонн.

После капитального в мае 1874 года Warrior вновь прошел ходовые испытания. Имея новый винт несъемной конструкции с увеличенным шагом фрегат развил 14,158 узлов при индикаторной мощности 4811 л.с. и 56 оборотах винта в минуту. В итоге получилось, что при меньшей чем на приемных испытаниях мощности корабль развил почти такую же скорость. Уже в то время многие специалисты объясняли это использованием на последних испытаниях гораздо более точного в измерениях мощности индикатора Ричардсона, допуская неточность в измерениях на испытаниях 1861 года. Другой вероятной причиной предполагается применение нового винта.

6Сражение у Персикового ручья

Постоянные отступления армии южан перед лицом превосходящих сил противника повлекли за собой отстранение от должности генерала Джонстона, которого пресса называла не иначе как «отступающим Джо». Джонстон был смещён 17 июля 1864 года. Джон Белл Худ, который командовал вторым корпусом в армии Джонстона, 18 июля получил в управление Теннесийскую армию. Шерман, понимавший, что Худ будет атаковать, решил опередить его и вечером 19-го июля двинул свои армии вперед. Однако на следующее утро (20 июля) Худ обнаружил, что Скофилд и Томас наступают на расстоянии 3 миль друг от друга (брешь возникла из-за неточных карт, обозначавших Персиковый ручей гораздо короче, чем на самом деле), и, мгновенно сориентировавшись, нанес в месте их разрыва сильнейший удар. Особенно тяжело пришлось частям Томаса, но он в самый критический момент подтянул из резерва несколько батарей, открывших по мятежникам огонь прямой наводкой. Те бросились бежать, и лишь отчаянная контратака дивизии Стюарта позволила им и относительном порядке отвести свои потрепанные части к окраинам Атланты. В этом бою сошлись до 20 тыс. человек с каждой стороны. Из этого числа южане потеряли 4796 человек, северяне — около 1,6 тыс.

Появление броненосцев

Плавучие батареи

LaveTonnanteDevastation

Всяческих успехов можно ожидать в будущем от этих изумительных машин войны.
Адмирал Брюэ

Дюпюи-де-Лом при проектирование своих броненосных кораблей с тяжелыми орудиями, взял в основу опыты (1822г.) французского генерала от артиллерии Пексана.

Необходимы короткие пушки большого калибра, стреляющие с больших дистанций по деревянному флоту разрывными снарядами с большим разрывным зарядом. Необходима железная броня для бортов военных судов против бомб.
А Пексан

Бомбическое орудие Пексана

Новизна идеи состояла в том, что стрелять надо не в палубы кораблей по навесной траектории, а в борта по настильной. Для такой стрельбы А. Пексан разработал бомбические пушки, у которых казенная часть была утолщена для придания большей прочности, устранено дульное утолщение, изменена форма каморы для размещения уменьшенного заряда и для удобства заряжания сделан распал. Испытания в Бресте и Кронштадте в начале 1830-х показали, что разрыв бомбы в борту деревянного корабля делает брешь площадью более квадратного метра и на дистанции 500-1000 метров топит деревянный корабль с 20-25 выстрелов. 18 ноября 1853 года адмирал Нахимов уничтожил в Синопе турецкий флот. Здесь впервые были опробованы в бою бомбические пушки.

Что касается брони, то о ней забыли почти на 20 лет. Это произошло потому, что французский морской министр адмирал Мако, проверив идею Пексана и убедившись в высокой эффективности брони, засекретил результаты испытаний, с тем чтобы в случае войны с Англией внезапно забронировать свои корабли. Англия начала опыты с броней в конце 1840-х. Но оказалось, что ядра, пробивая железный лист, порождают рой осколков. Их вид и рваные зазубренные края поразили участников испытаний и в английском флоте сложилось резко отрицательное мнение о броне. Но за осколками англичане не увидели два принципиальных момента. Во-первых, удар о тонкую броню нередко раскалывал бомбы, а во вторых – англичане не довели толщину броневых листов до толщины, при которой ядро не в состоянии пробить их.

Первое боевое столкновение между бронированными паровыми кораблями произошло во время гражданской войны в США на Хэмптонском рейде 9 марта 1862 года, между броненосцами USS Monitor и CSS Virginia и формально окончилось ничьей.

Первым полномасштабным сражением броненосных флотов была битва при Лиссе 20 июля 1866 (ныне о. Вис, Хорватия) в ходе Австро-Итальянской войны 1866—1867. Несмотря на техническое преимущество итальянцев, бой закончился тактической победой австрийцев, широко применявших таранную тактику.

Захват форта Фишер, 15 января 1865 года

К началу 1865 года в руках Конфедерации оставалось лишь два порта для сообщения с внешним миром, причём одним из них был Чарльстон, блокированный мощной эскадрой вражеских броненосцев, вторым — Уилмингтон. Располагаясь недалеко от Ричмонда, он обеспечивал поставки армии генерала Ли, защищавшей столицу Юга. Ключевым пунктом обороны южан был мощный форт Фишер. Впрочем, береговая оборона конфедератов располагала всего 2300 снарядами (чего было совершенно недостаточно для противодействия противнику), а из 5000 человек, необходимых для службы в гарнизонах, было с трудом набрано 1500.

Захват почти всех портов Конфедерации позволил Союзу задействовать в штурме форта Фишер почти все свои силы, включая мониторы и броненосец «Нью-Айронсайд» (всего — 41 корабль и 2000 человек десанта). 12 и 13 января корабли бомбардировали укрепления южан. 15 января при поддержке кораблей был высажен десант, который занял форт после кровопролитного и ожесточённого штурма. Падение форта Фишера привело к захвату северянами Уилмингтона, что повлекло за собой окончание войны и капитуляцию войск Конфедерации 23 июня 1865 года.

Эволюция броненосцев

Эволюция броненосцев

La GloireTrafalgarHMS Warrior

Вместо того чтобы принять которую-нибудь из форм прежних судов, мы видим, что монитор не имеет с ними никакого сходства, и даже можно сказать, что он совершенно им противоположен во всех отношениях. Судно, которое будет летать по воздуху, вероятно, не удалится настолько от общей идеи, как подводный монитор, прорезающий или ныряющий в волнах. Он уничтожает даже различие между силою 100-пушечного корабля и двухпушечной вращающейся батареи… Одним словом, монитором обозначается новая эра в истории государств.
Ч. Бойнтон
Каждый корабль, несущий службу в открытом море, должен возвышаться над поверхностью воды, быть хорошо освещенным и нести эффективное вооружение, то есть фактически быть насколько это возможно, прямой противоположеностью “Монитору”.
Е.Рид

HMS Captain

Купер Коулз в 1861 году предложил альтернативу батарейным броненосцам, предлагая разместить артиллерию в башнях. Первый корабль HMS Prince Albert уступал по мореходности HMS Warrior из-за слабых машин, но скорость наведения на цель произвела впечатление на Адмиралтейство, поэтому был построен HMS Captain, но на испытаниях он затонул. Эдвард Рид также предложил альтернативу батарейным броненосцам построив HMS Bellerophon в 1865 году. Так-же Э.Рид проектирует брустверный броненосец HMS Devastation и хотя он был заложен позже русского «Петра Первого», вступил в строй раньше. Натаниэль Барнаби, сменивший Рида строит в 1876 году цитадельный броненосец HMS Inflexible.

Русские и французские кораблестроители предпочитают разрабатывать барбетные броненосцы. Начало строительству таких броненосцев положил вице-адмирал Попов, французы подхватили эстафету построив броненосец типа Amiral Duperre.

Итальянские кораблестроители пошли третьим путем, создав бронепалубную схему бронирования построив корабли типа Italia в 1885 году. Для защиты побережья разрабатывались броненосцы береговой обороны. Венцом развития броненосцев стали эскадренные броненосцы, ставшие ударной силой флота. Конец эпохи броненосцев положил вступивший в строй в 1906 году английский HMS Dreadnought и началась эпоха дредноутов.

Итоги

В 1865 году была принята знаменитая 13-ая поправка к Конституции, отменившая рабство на всей территории страны. Освобождение невольников, безусловно, было прогрессивным шагом для американского общества. Система рабовладения была не только аморальной, но и, с определённого момента, экономически неэффективной. Развитие экономики на Юге шло по экстенсивному пути: то есть, не за счёт модернизации хозяйства, а за счёт простого расширения обрабатываемых площадей и увеличения числа работающих на полях невольников. Кроме того, ситуацию осложняло нарастающее волнение в среде рабов. Буквально в течение одного-двух десятилетий южные штаты оказались бы в полосе затяжного кризиса.

Однако речь шла только о личной свободе бывших невольников. Ни уравнения в правах, ни наделения каждого бывшего раба каким-то минимальным имуществом поправка не предусматривала. Хозяева просто выгоняли своих невольников на улицу, где те оказывались в абсолютно непривычной для себя обстановке.

Разрушенный войной край, по которому бродили миллионы неприкаянных и голодных людей, погряз в преступности. Для наведения порядка и предотвращения преступлений, граждане стали объединяться в группы для патрулирования улиц. В качестве одной из таких организаций и был создан печально известный Ку-клукс-клан.

Общие человеческие потери северян и конфедератов превысили суммарные потери Америки в двух мировых войнах. Кроме того, после войны экономика Юга пришла в полный упадок. Мид и Шерман уничтожали всё на своём пути, включая поля и склады с уже собранным хлопком. 11 крупнейших городов Конфедерации оказались разрушенными. Период восстановления экономики мятежных штатов и решения возникших на их территории политических и социальных проблем получил название «Реконструкции Юга».

В ходе Реконструкции (1865-1877) были восстановлены суды, местные департаменты, школы, почтовая связь. Специальные бригады убирали с улиц мусор и строили новые дома. В каждом южном штате было создано новое правительство. Параллельно шли суды над зачинщиками мятежа и проводились обязательные присяги южан на верность США. При этом Юг считался оккупированной территорией. Власть только номинально принадлежала гражданским чиновникам, фактически же всем распоряжались военные, допускавшие множество злоупотреблений и вызывавшие недовольство у местного населения. Только в 1877 году при президенте Хейсе армия перестала вмешиваться в гражданские дела и начала покидать южные штаты.

Несмотря на разруху и человеческие жертвы, гражданская война имела и свои положительные стороны:

  • Федераты сумели отстоять целостность страны;
  • Победа северян стала толчком для развития капиталистических отношений. Начавшийся после гражданской войны промышленный подъём сделал Америку одной из самых богатых и экономически развитых стран;
  • Освобождение чернокожих рабов стало важным шагом в сторону гуманизации общества;
  • Война Севера и Юга закалила американскую армию. Во время этого конфликта было разработано множество стратегических приёмов и технических новшеств.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий