БПЛА MQ-1 Predator

Метод развертывания

Каждый БПЛА Predator может быть разобран на шесть основных деталей и помещен в специальный контейнер. Это позволяет быстро развернуть систему и вспомогательное оборудование в любой точке мира. Самый большой компонент — наземная станция управления, она перевозится транспортником C-130 Hercules. Базовая комплектация спутниковой связи Predator состоит из спутниковой антенны высотой 6,1 метра (20 футов) и вспомогательного оборудования. Спутниковая связь обеспечивает связь между наземной станцией и БПЛА за пределами прямой видимости и является связующим звеном с каналами связи, транслирующими данные вторичной разведки. Беспилотнику RQ-1A требуется ВПП размером 1,500 на 40 метров (5 000 на 125 футов) твердой поверхности в условиях ясной видимости.

Потери

Сбитый американский MQ-1 Predator в Белградском музее авиации

По заявлению американских военных, к 16 марта 2009 года было потеряно 70 MQ-1/RQ-1 Predator, из них 4 были сбиты, 11 потеряны в ходе боевых действий по иным причинам и 55 были потеряны в результате отказа оборудования, ошибки пилота и по иным причинам.

По другим данным, с 1997 года до 18 января 2010 года ВВС США потеряли 58 MQ-1/RQ-1 Predator.

В течение 2015 года потери США составили 10 уничтоженных и серьёзно повреждённых БПЛА «Predator» (один из которых был сбит, а остальные выведены из строя или потеряны по небоевым причинам).

Развёрнутая информация имеется о следующих потерях БПЛА этого типа:

ДатаМодификация и бортовой номерМестоВоенный конфликтОписание
14.08.1995 н/д Босния Боснийская войнаСбит огнём ПВО
14.08.1995 н/д БоснияБоснийская войнаРазбился из-за отказа двигателя
18.04.1999 RQ-195-3017 Босния, в районе военного аэродрома Тузла Война НАТО против ЮгославииРазбился из-за отказа топливной системы
13.05.1999 95-3019 Союзная Республика Югославия, деревня БибаВойна НАТО против ЮгославииСбит югославской армией из ЗРК «Стрела-1М»
20.05.1999 95-3021 Союзная Республика Югославия, деревня ТалиновцеВойна НАТО против ЮгославииСбит югославской армией по одной версии из стрелкового оружия, по другой версии с помощью ЗРК «Стрела-1»
14 сентября 2000 RQ-1A США, штат НевадаАвария при совершении посадки на испытательном полигоне авиабазы ВВС США Неллис
26 августа 2001 «Predator» Ирак, в районе города БасраБПЛА был сбит средствами ПВО Ирака при выполнении разведывательного полёта в воздушном пространстве Ирака. Министерство обороны США официально признало потерю БПЛА, но не комментировало, при каких обстоятельствах был утрачен БПЛА
декабрь 2001 н/д Афганистан, вблизи населённого пункта Шамангал Война в Афганистане (с 2001)Предположительно сбит средствами ПВО талибов
22 января 2002 н/д АфганистанВойна в Афганистане (с 2001)Разбился в результате технической неисправности, он стал третьим аппаратом данного типа, который США потеряли с начала операции в Афганистане. Причиной потери БПЛА стал отказ двигателя
18 мая 2002 н/д АфганистанВойна в Афганистане (с 2001)Разбился в результате технической неисправности в 25 км от города Джейкобабад
23.12.2002 н/д ИракСбит перехватчиком МиГ-25 ВВС Ирака, по ряду данных — во время попытки обстрелять МиГ-25 ракетами «Стингер» с небольшой дистанции.
20 января 2003 н/д ПакистанВойна в Афганистане (с 2001)Разбился во время тренировочного полёта над южной частью Пакистана
весна 2003 н/д Ирак вторжение в ИракУничтожение БПЛА вооружёнными силами Ирака официально подтвердило министерство обороны США
февраль 2007 MQ-1 «Predator» АфганистанВойна в Афганистане (с 2001)Разбился в 60 милях к северо-востоку от города Джелалабад по причине технической неисправности
июнь 2008 MQ-1 «Predator» АфганистанВойна в Афганистане (с 2001)Разбился в шести милях к югу от авиабазы Кандагар
ноябрь 2008 н/д АфганистанВойна в Афганистане (с 2001)Потерян над авиабазой Кандагар вскоре после взлёта в ветреную погоду — было утрачено управление и «Predator» разбился
15.01.2010 н/д АфганистанВойна в Афганистане (с 2001)Разбился в южной части Афганистана при выполнении ночного полёта
08.02.2011 н/д Йемен, провинция Абиян, около г. Лодар Революция в Йемене (2011-2012)Разбился
14 апреля 2012 MQ-1B «Predator» АфганистанВойна в Афганистане (с 2001)Разбился в результате отказа двигателя
17 марта 2015 «Predator» Сирия, северная часть провинции ЛатакияСбит огнём ПВО Сирии
14 июля 2015 MQ-1B «Predator» АфганистанРазбился в связи с отказом двигателя
16 июля 2015 MQ-1 «Predator» ИракРазбился в связи с техническими неисправностями (потерей связи)
7 января 2016 MQ-1 «Predator» провинция Анбар, ИракСбит

См. также

Hermes 900 Heron 1 MQ-1B Predator MQ-1C Grey Eagle Дозор-600(прототип)
Внешний вид
Принят на вооружение, год2011200720052008
Максимальная взлётная масса, кг970125010201450720
Масса пустого, кгн/дн/д512н/дн/д
Масса полезной нагрузки, кг300250204260+225120
Размах крыла, м15,316,616,817,012,0
Длина, м8,38,58,28,57,0
Высота, мн/д2,32,12,12,5
Практический потолок, м91509150760088507500
Крейсерская скорость, км/ч110—145110—150130н/д120—150
Максимальная скорость, км/ч220220215250210
Практическая дальность, км1500н/д1200н/дн/д
Продолжительность полета, ч3620-45403024
Тип двигателя1 х Rotax 914 F1 х Rotax 914 F1 х Rotax 914 F1 x Thielert Centurion 1.71 х Rotax 914 F
Мощность двигателя, л. с.115115115135115
Вооружениеопцияопция2 х ПТУР «Хеллфайр»4 х ПТУР «Хеллфайр»опция
Стоимость БПЛАн/дн/д $4,03 млн $8,0 млнн/д
Стоимость комплексан/дн/д $20,0 млн $90,9 млнн/д
  1. приведены данные современной модификации MQ-1B Block 10/15
  2. в комплекс входит 4 БПЛА, пункт наземного управления и система спутниковой связи
  3. в комплекс входит 4 БПЛА, пункт наземного управления и система спутниковой связи

MQ-9А Reaper

Основной на сегодня беспилотный самолет, введенный в состав ВВС США с 2008 года – это разведовательно-ударный дрон MQ-9А Reaper (в переводе с английского – «жнец»). Этот самолет-беспилотник создан на основе MQ-1 Predator, он отлично зарекомендовал себя в работе.

Отличия от предшественника:

  • двигатель (MQ-9А Reaper снабжен мощным турбовинтовым мотором Honeywell TPE331-10,  мощность устройства составляет  776 л.с.);
  • фюзеляж (увеличен до 11,6 м);
  • размах крыльев (теперь он достигает 21,3 м);
  • -максимальная нагрузка  (теперь – 1700 кг);
  • максимальная взлетная масса (дошла до отметки 4760 кг);
  • потолок подъема (7500 метров с нагрузкой, до 14 тысяч метров в режиме разведки);
  • максимальное время в воздухе (в режиме разведки – около 30 часов).

Если предшественник Predator мог нести лишь две ракеты, то Reaper может быть вооружен четырнадцатью ракетами Hellfire типа «воздух-земля». На максимально возможных шести опорах подвески располагают ракеты AGM-114 Hellfire, управляемые снаряды 227-килограммовые GBU-12 и GBU-38.

Разведка воздушного пространства ведется радаром AN/AAS-52 (производитель – компания Raytheon). И камерами, работающими в инфракрасном спектре. А также имеют дальномер, лазерный указатель.

Ракеты Hellfire могут быть оснащены несколькими вариантами боевых частей. Они используются для удара по любой технике противника: автомобилей, небольших кораблей, а кроме этого – живой силы, в том числе и в укрытиях. Основная деталь, которая может ограничить эффект удара – это незначительная масса боевой части в сравнении с общей массой ракеты. И тем не менее, для мощности и точности может быть достигнут баланс. Это авиационные снаряды с возможностью корректировки, которые имеют высокую точность поражения целей. А также корректируемые бомбы, умеющие корректировать свой полет при подлете к цели.

Снаряд GBU-12 Paveway II снабжен мощным лазером для наведения на цель и используется для удара по конкретным объектам, технике и прочему транспорту и живой силе противника.

Другой вариант — это снаряд GBU-38 JDAM, использует инонационально-спутниковую систему наведения на цель. Он может применяться при любой погоде, что выгодно отличает от GBU-12 Paveway II. Снаряд работает в условиях тумана, плохой видимости, осадков. Но для работы GBU-38 по объектам, необходима точная задача координат цели перед запуском.

БРЭО MQ-9А Reaper  имеет в своей основе радарную систему  AN / APY-8 Lynx II. Радар распознает удаленные локации, движение целей, маскировочные огневые точки противника.  БПЛА также снабжены системами ловушек, имитаторами целей  ADM-160 MALD и MALD-J, что является основной системой защиты при ракетной атаке дрона.  Также были проведены тестирования систем оповещения о радиолокационном облучении AN/ALR-67.

Схема управления самолета MQ-9А может быть совмещена с системой предшественника MQ-1B. Составляющие всего проекта «жнеца» MQ-9А – это несколько беспилотников, пост управления, оборудование коммуникации и персонал.

Ракета Hellfire

GBU-38 JDAM

MQ-27А ScanEagle

В 2004 году в ходе боевых действий на территории Ирака был применен беспилотник MQ-27A ScanEagle. Этот самолет произведен на основе БПЛА SeaScan, первоначальное назначение которого — поиск косяков рыб в открытом море.

Дрон MQ-27 снабжён двухтактным поршневым мотором мощностью 1,5 л.с., который позволяет максимально развить скорость до 148 километров в час. Потолком высоты подъёма является отметка в 5900 метров. Беспилотник может пребывать в воздухе до 20 часов. Длина беспилотника для разных модификаций составляет от 1,55 до 1,71 метра, ширина крыльев – 3,11 м. Дрон может нести нагрузку до 3,4 килограммов. Аппарат может оснащаться мощной инфракрасной камерой или оптико-электронной камерой с вычислительным комплексом и многократным приближением.

Запуск MQ-27A производится с использованием специальной пусковой установки Super Wedge. Навигация аппарата в процессе выполнения боевого задания производится с помощью NavtechGPS. Станция управления полетом контролирует работу беспилотника на расстоянии до 100 километров. Стоимость комплекса ScanEagle из четырёх БПЛА, станции управления, катапульты и терминала в 2096 году составляла 3,2 миллиона долларов.

Беспилотник США MQ-27А ScanEagle

Сравнение средневысотных БПЛА

Hermes 900 Heron 1 MQ-1B Predator MQ-1C Grey Eagle Дозор-600(прототип)
Внешний вид
Принят на вооружение, год2011200720052008
Максимальная взлётная масса, кг970125010201450720
Масса пустого, кгн/дн/д512н/дн/д
Масса полезной нагрузки, кг300250204260+225120
Размах крыла, м15,316,616,817,012,0
Длина, м8,38,58,28,57,0
Высота, мн/д2,32,12,12,5
Практический потолок, м91509150760088507500
Крейсерская скорость, км/ч110—145110—150130н/д120—150
Максимальная скорость, км/ч220220215250210
Практическая дальность, км1500н/д1200н/дн/д
Продолжительность полета, ч3620-45403024
Тип двигателя1 х Rotax 914 F1 х Rotax 914 F1 х Rotax 914 F1 x Thielert Centurion 1.71 х Rotax 914 F
Мощность двигателя, л. с.115115115135115
Вооружениеопцияопция2 х ПТУР «Хеллфайр»4 х ПТУР «Хеллфайр»опция
Стоимость БПЛАн/дн/д $4,03 млн $8,0 млнн/д
Стоимость комплексан/дн/д $20,0 млн $90,9 млнн/д
  1. приведены данные современной модификации MQ-1B Block 10/15
  2. в комплекс входит 4 БПЛА, пункт наземного управления и система спутниковой связи
  3. в комплекс входит 4 БПЛА, пункт наземного управления и система спутниковой связи

Летающие роботы

Беспилотные летательные аппараты, в том числе военные, в последнее время стало модно называть словом «дроны». А разновидностей их существует великое множество: планеры, многопропеллерные и даже на турбореактивной тяге.

Самым массовым БПЛА в армии США является модель RQ-11 Raven производства компании AeroVironment. Главное ее преимущество – запуск с руки по аналогии с авиамоделями, тогда как более крупные планеры нуждаются во взлетной полосе. При необходимости RQ-11 Raven можно перевести в полностью автономный режим слежения, при котором он будет собирать разведанные с помощью бортовых видеокамер без участия оператора.

Разведывательный планер RQ-11 Raven

Наравне с разведывательными БПЛА в армии США применяются ударные дроны, например, MQ-1A Predator. Аппарат был создан компанией General Atomics в 1994 году и за прошедшие два десятилетия неоднократно модернизировался. Новейшая модификация MQ-1A Predator оснащается ракетами класса «воздух-земля» AGM-114C Hellfire.

Ударный дрон MQ-1A Predator

Активно ведутся работы над строительством беспилотных летательных аппаратов в России. В недавних военных учениях принял участие российский разведывательный дрон ZALA 421-08 под кодовым именем «Стрекоза». Кроме того, возобновлен ранее замороженный, еще советский проект по созданию ударного БПЛА под названием Ту-300 «Коршун-У».

Сверхлегкий разведывательный дрон ZALA 421-08

Тактико-технические характеристики MQ-1 Predator

Общие характеристики

  • Операторы: три человека;
  • Длина: 8,22 м;
  • Размах крыла: 14,8 м; MQ-1B Block 10/15: 16,84 м;
  • Высота: 2,1 м;
  • Площадь крыла: 11,5 м2;
  • Вес пустого: 512 кг;
  • Масса груза: 1020 кг;
  • Максимальная взлетная масса: 1020 кг;
  • Силовая установка: 1 x Rotax 914F.

Производительность

  • Максимальная скорость: 217 км/ч;
  • Крейсерская скорость: 130-165 км/ч;
  • Скорость сваливания: 100 км/ч;
  • Радиус полета: 1200 км;
  • Продолжительность полета: 24 часа;
  • Потолок: 7620 м.

Вооружение

Две подвески на которые крепится вооружение.

Ракеты:

  • 2 x AGM-114 Hellfire;
  • 4 x AIM-92 Stinger;
  • 6 x AGM-176.

Авионика:

  • ASIP-1C;
  • AN/AAS-52;
  • AN/ZPQ-1.

«Вади» Израиля против «Силиконовой долины» США

Начинка IAI Eitan разработана в технопарках Большого Тель-Авива: от Герцлии до Ришон Ле-Циона. По аналогии с США, их называют «Кремниевые вади» – так зовут сухие речные долины на Ближнем Востоке.

iai.co.il
Система связи IAI Eitan поддерживает устойчивый контакт с оператором на дистанции до 250 километров.

Израильский дрон IAI Eitan оборудован электрооптикой дневного и ночного видения с лазерным целеуказателем. Разведсистема AMPS, известная как «Мигдаль Эш», или «Огненная башня», собирает данные с разных датчиков в «объёмную» 3D картинку, которая мгновенно «летит» в центр управления. Также дрон оснащён радиолокатором, который обнаруживает цели в радиусе 300 километров и комплексом радиоэлектронной борьбы.

«Звёздно-полосатый» «Жнец» тоже активно использует спутники. Рабочая станция «американца» Block 50 GCS оснащена своими новинками. Это и многоканальная система связи Multi-Level Secure Integrated Communication System (MLS ICS), и двойные радиостанции ARC-210 на кончике крыльев. Их «фишка» –  работа в связке сразу с несколькими командными центрами на земле и в воздухе.

af.mil
MQ-9 Reaper собирает информацию через многоспектральный комплекс датчиков Raytheon AN/AAS-52.

«Собирает» «Жнец» информацию через многоспектральный комплекс датчиков Raytheon AN/AAS-52. Он включает цветную либо монохромную камеру дневного видения, камеру с лазерным дальномером и целеуказателем, а также инфракрасную камеру для темноты и плохой видимости. Радиолокатор американского дрона с Lynx Block 20A способен выдать картинку качеством в 1080 пикселей. Правда, с оговоркой – такое высокое разрешение доступно лишь в радиусе до 100 км. И это заметно ниже, чем у израильтянина.

Система корректирования огня у MQ-9 Reaper обладает весомым преимуществом – индикатор наземного движения настолько «глазастый», что легко «разглядывает» даже мелочи. И тогда в дело готовы вступить главные козыри любого ударного беспилотника – бомбы и ракеты. Чем ещё способен удивить «Жнец» своих врагов?

Летающие роботы

Беспилотные летательные аппараты, в том числе военные, в последнее время стало модно называть словом «дроны». А разновидностей их существует великое множество: планеры, многопропеллерные и даже на турбореактивной тяге.

Самым массовым БПЛА в армии США является модель RQ-11 Raven производства компании AeroVironment. Главное ее преимущество – запуск с руки по аналогии с авиамоделями, тогда как более крупные планеры нуждаются во взлетной полосе. При необходимости RQ-11 Raven можно перевести в полностью автономный режим слежения, при котором он будет собирать разведанные с помощью бортовых видеокамер без участия оператора.


Разведывательный планер RQ-11 Raven

Наравне с разведывательными БПЛА в армии США применяются ударные дроны, например, MQ-1A Predator. Аппарат был создан компанией General Atomics в 1994 году и за прошедшие два десятилетия неоднократно модернизировался. Новейшая модификация MQ-1A Predator оснащается ракетами класса «воздух-земля» AGM-114C Hellfire.


Ударный дрон MQ-1A Predator

Активно ведутся работы над строительством беспилотных летательных аппаратов в России. В недавних военных учениях принял участие российский разведывательный дрон ZALA 421-08 под кодовым именем «Стрекоза». Кроме того, возобновлен ранее замороженный, еще советский проект по созданию ударного БПЛА под названием Ту-300 «Коршун-У».


Сверхлегкий разведывательный дрон ZALA 421-08

История создания

Первый полёт состоялся в 1994 году. В феврале 2001 года на авиабазе ВВС США Неллис впервые были выполнены испытательные пуски противотанковых ракет (ПТУР) AGM-114 «Хеллфайр» с борта БПЛА «Predator». «Хищник» может вооружаться двумя ПТУР (по одной под каждой консолью крыла).

Наведение на цель производится с помощью штатного лазерного целеуказателя. Фирма GA-ASI работает над следующим поколением беспилотных самолётов Predator, которое получило название Predator B (MQ-9 Reaper), с более высокими характеристиками, массу целевой нагрузки планируется увеличить до 300 кг, а максимальную высоту полёта — до 13 700 метров, скорость Predator B будет превышать 400 км/ч, а максимальная продолжительность полёта — 24 часа.

В 2009 году общий налёт беспилотных летательных аппаратов типа Predator, стоящих на вооружении ВВС ВС США, достиг полумиллиона часов. По состоянию на начало 2009 года на территории Ирака и Афганистана одновременно использовалось более тридцати беспилотных летательных аппаратов MQ-1B Predator.

В марте 2010 года суммарный налёт MQ-1B Predator в ВВС ВС США достиг 700 000 часов.

В США запущена в мелкосерийное производство следующая модификация MQ-1C Grey Eagle. Пентагон уже оплатил 399 миллионов долларов американской фирме General Atomics для запуска производства.

В 2010 году на компанию Netezza подала в суд фирма Intelligent Integration Systems. Истец утверждает, что Netezza при выполнении работы для государственного заказчика незаконно использовала продукты Geospatial Toolkit и Extended SQL Toolkit, принадлежащие IISi. Согласно документам, представленным IISi, Netezza использовала взломанные версии программ.

3 марта 2011 года ВВС ВС США получили последний из заказанных MQ-1 Predator. Больше БПЛА этого типа не будет поступать на вооружение, а имеющиеся будут постепенно заменяться новыми MQ-9 Reaper.

По состоянию на 2011 год было построено 360 БПЛА (285 RQ-1 и 75 MQ-1).

Отечественные БПЛА

Российские беспилотники условно подразделяют на следующие категории

Ближнего радиуса действияДо 25 км
Малой дальностиОт 50 до 100 км
Средней дальностиОт 100 до 500 км
Большой дальностиСвыше 500 км

БПЛА «Элеон-ЗСВ» относится к аппаратам ближнего радиуса действия, он довольно прост в эксплуатации и его легко переносить в заплечном ранце. Запускается дрон вручную со жгута или сжатым воздухом от насоса.

Способен вести разведку и передавать информацию по цифровому видеоканалу на расстоянии до 25 км. Элеон-10В схож по конструкции и правилам эксплуатации с предыдущим аппаратом. Главное их отличие — увеличение дальности полета до 50 км.

Процесс приземления этих БПЛА осуществляется при помощи специальных парашютов, выбрасываемых при выработке дроном своего заряда батареи.

Вид БПЛАЭлеон-3СВЭлеон-10В
Длина, мм7401150
Вес, кг4.35.9
Скорость, км/ч70…10075…135
Дальность полета, км2550
Время работы, ч1.5…22.5
Практический потолок, км55

Рейс-Д (Ту-243) — разведывательно-ударный дрон, способный нести на себе авиавооружение массой до 1 т. Аппарат, выпущенный конструкторским бюро имени Туполева, свой первый полет совершил в 1987 году.

С тех пор беспилотник претерпел множественные улучшения, были установлены: усовершенствованный пилотажно-навигационный комплекс, новые приборы ведения радиолокационной разведки, а также конкурентоспособная оптическая система.

Иркут-200 — больше ударный беспилотник. И в нем в первую очередь ценится высокая автономность аппарата и маленькая масса, благодаря которой могут осуществляться перелеты продолжительностью до 12 часов. Приземляется БПЛА на специально оборудованную площадку длиной около 250 м.

Вид БПЛАРейс-Д (Ту-243)Иркут-200
Длина, м8.34.5
Вес, кг1400200
Силовая установкатурбореактивный двигательДВС мощностью 60 л. с.
Скорость, км/ч940210
Дальность полета, км360200
Время работы, ч812
Практический потолок, км55

Скат — тяжелый БПЛА большой дальности нового поколения разрабатываемый КБ МиГ. Этот дрон будет малозаметен для вражеских радаров, благодаря схеме сборки корпуса, исключающей хвостовое оперение.

Задачей этого дрона нанесение точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям, таким как зенитные батареи войск ПВО или стационарные командные пункты. По задумке разработчиков БПЛА Скат сможет выполнять задачи как автономно, так и в составе звена самолетов.

Длина, м10,25
Скорость, км/ч900
Вес, т10
Размах крыла, м11,5
Дальность полета, км4000
Силовая установкаДвухконтурный турбореактивный двигатель
Время работы, ч36
Ракетная/бомбовая нагрузкаКорректируемые авиабомбы 250 и 500 кг.
Практический потолок, км12

Конструкция MQ-1 Predator

Беспилотные самолеты MQ-1 Predator состоят из унифицированных авиационных электрических, механических и радиоэлектронных узлов, используемых на пилотируемых самолетах. Такой подход позволил создать действительно надежный самолет. Бортовое оборудование представляют радиолокационная станция с апертурой антенны, 2 цветных телевизионных камеры, лазерный дальномер-целеуказатель, ИК-системы с 6 полями зрения и аппаратура РТР/РЭБ. Оптоэлектронные средства находятся в шарообразном обтекателе.

БПЛА спроектирован по нормальной аэродинамической схеме. Он оборудован четырехцилиндровым двигателем. Тип посадки и старта – аэродромный, при этом применяется управление оператора или автоматика.

MQ-1 Predator видео

Для связи MQ-1 Predator с наземной станцией применяются спутниковые радиолинии. Таким образом, можно получить достоверную информацию, не ограничиваясь зоной прямой радиосвязи.

В США в 2001 году с самолета впервые запустили противотанковую ракету AGM-114 «Хеллфайр».

MQ-1 Predator характеризуется следующими модификациями:

  • RQ-1 – беспилотный разведывательный летательный аппарат;

  • MQ-1 А/В представляет собой беспилотный ударный летательный аппарат;

  • RQ-1 Predator XP является экспортным вариантом, который не в состоянии нести вооружение (5 млн долларов – минимальная стоимость);

  • MQ-1C Grey Eagle – усовершенствованный вариант MQ-1, оборудованный новым двигателем, имеет увеличенную нагрузку и размах крыла.

Преимущества и недостатки БПЛА

Какими же преимуществами обладают беспилотные летательные аппараты по сравнению с пилотируемыми самолетами и вертолетами? Их множество:

Значительное снижение габаритных характеристик по сравнению с традиционными ЛА, что уменьшает стоимость, повышает живучесть дронов.Возможность создания небольших БПЛА, способных выполнять различные задачи на поле боя.Беспилотные аппараты способны проводить разведку и передавать информацию практически в режиме реального времени.У БПЛА нет никаких ограничений для применения в особо тяжелых боевых условиях, связанных с большим риском уничтожения аппарата. Для решения особо важных задач вполне можно пожертвовать несколькими беспилотниками.Уменьшение (на несколько порядков) летной эксплуатации в мирный период, которая необходима обычным ЛА для подготовки летного состава.Высокая боеготовность и мо­бильность.Возможность создания небольших, простых и мобильных беспилотных комплексов для неавиаци­онных формирований.

Кроме несомненных преимуществ, современные БПЛА имеют и целый ряд недостатков:

недостаточная гибкость применения по сравнению с традиционной авиацией;пока не до конца решены многие вопросы связи, посадки, спасения аппарата;уровень надежность дронов пока еще уступает традиционным ЛА;полеты дронов в мирное время во многих районах ограничены по разным причинам.

Командные и сенсорные системы

Во время кампании в бывшей Югославии пилот Predator сидел в фургоне возле взлетно-посадочной полосы операционной базы дрона. Оператор контролировал взлет с ВПП и набор высоты радиосигналами. Со временем управление стало осуществляться через военные спутниковые сети, связанные с фургоном пилота. Оператор был вынужден сталкиваться с задержкой в несколько секунд между перемещением джойстиков и реакцией дрона. Однако уже к 2000 году прогресс систем связи позволил, по крайней мере теоретически, избавится от этого неудобства. Больше не нужно было использовать прямые радиосигналы во время взлета и подъема «Хищника». Все стадии полета можно было контролировать по спутниковой связи из любого центра управления, и ЦРУ предложило организовать первые полностью дистанционные полеты «Хищника» над Афганистаном, пилотируемые из штаб-квартиры агентства в Лэнгли.

Авионика и датчики Predator управляются с наземной станции через линию передачи данных прямой линии связи или через спутниковый канал Ku-диапазона для операций за пределами прямой видимости. Экипаж на наземной станции управления состоит из одного пилота и двух операторов. Беспилотник оснащен системой мультиспектрального таргетинга AN/AAS-52, цветной носовой камерой (обычно используется пилотом для управления полетом), камерой дневного времени с переменной диафрагмой и термографической камерой с переменной диафрагмой (для низкой освещенности). Раньше «Хищники» были оснащены радиолокатором с синтезированной апертурой для видения сквозь дым, облака или туман, но эту систему удалили из-за невостребованности, чтобы уменьшить вес и сэкономить топливо. Камеры фиксируют видео в реальном времени, а радиолокатор с синтезированной диафрагмой получает неподвижные радарные изображения. Канал передачи данных имеет достаточную пропускную способность для трансляции видео из двух источников одновременно.

Бортовое оборудование

Для поиска целей «Жнец» и навигации использует две отдельные системы. Одна из них – это многорежимный радар высокого разрешения AN/APY-8 Lynx с синтезированной апертурой. Он способен осуществлять картографирование местности, а также выявлять движущиеся цели как на фоне земли, так и на поверхности моря. Оператор, взаимодействуя с таким радаром, может выделять и идентифицировать отдельные объекты.

Вторая система – это Raytheon AN/ASS-52(V). Она представляет собой оптико-электронную прицельную станцию, способную работать как при дневном свете, так и в инфракрасном диапазоне и оснащенную лазерным дальномером-целеуказателем. Такое оборудование дает возможность применять все высокоточные боеприпасы, имеющиеся на вооружении армии США.

MQ-9 Reaper с открытым отсеком оборудования. Хорошо видна спутниковая антенна.

Кроме того, на борту MQ-9 Reaper могут устанавливаться следующие виды оборудования:

  1. Gorgon Stare («взгляд Горгоны») – сенсорная система, главными элементами которой являются девять видеокамер, обеспечивающих сферический обзор всего пространства вокруг БПЛА. Предназначена для долговременного обзора значительных по площади участков местности. С высоты 7 600 метров она способна полностью контролировать всё, что происходит в небольшом городе.
  2. Система предупреждения об угрозе Raytheon ALR-69A RWR. Размещается во внутреннем отсеке БПЛА для своевременного обнаружения облучения дрона радарами противника.
  3. Блок постановки активных помех, разработанный компанией Raytheon. Это оборудование испытывалось в 2013 году, наряду с ракетами-ловушками ADM-160 MALD.
  4. Датчик EO/IR MTS-B – для обнаружения и отслеживания летящих баллистических ракет и их боеголовок. БПЛА, оснащенные таким оборудованием, могли бы взаимодействовать с корабельной системой ПРО Aegis, осуществляя целеуказание для противоракет SM-3.

Payload

The surveillance and reconnaissance payload capacity is 450lb and the vehicle carries electro-optical and infrared cameras and a synthetic aperture radar. The two-colour DLTV television is equipped with a variable zoom and 955mm Spotter. The high resolution FLIR has six fields of view, 19mm to 560mm.

The Raytheon multi-spectral targeting system (MTS-A) is fitted on the MQ-1/9 Predator. The MTS-A provides real-time imagery selectable between infrared and day TV as well as a laser designation capability. MQ-1 can employ two laser-guided Hellfire anti-armour missiles with the MTS.

The Northrop Grumman TESAR synthetic aperture radar is fitted on the MQ-1 and provides all-weather surveillance capability, has a resolution of 1ft. Other payload options, which can be selected to meet mission requirements, include a laser designator and rangefinder, electronic support and countermeasures and a moving target indicator (MTI).

The USAF plans to equip a number of MQ-1 and MQ-9 Predators with a version of the Northrop Grumman airborne signals intelligence payload (ASIP) from 2010. Northrop Grumman was awarded a contract for the development and flight testing of the system on an MQ-1 in April 2008. ASIP is being tested on the U-2 reconnaissance aircraft and will also be fitted on the RQ-4 Global Hawk.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий