Метод развертывания
Каждый БПЛА Predator может быть разобран на шесть основных деталей и помещен в специальный контейнер. Это позволяет быстро развернуть систему и вспомогательное оборудование в любой точке мира. Самый большой компонент — наземная станция управления, она перевозится транспортником C-130 Hercules. Базовая комплектация спутниковой связи Predator состоит из спутниковой антенны высотой 6,1 метра (20 футов) и вспомогательного оборудования. Спутниковая связь обеспечивает связь между наземной станцией и БПЛА за пределами прямой видимости и является связующим звеном с каналами связи, транслирующими данные вторичной разведки. Беспилотнику RQ-1A требуется ВПП размером 1,500 на 40 метров (5 000 на 125 футов) твердой поверхности в условиях ясной видимости.
Потери
Сбитый американский MQ-1 Predator в Белградском музее авиации
По заявлению американских военных, к 16 марта 2009 года было потеряно 70 MQ-1/RQ-1 Predator, из них 4 были сбиты, 11 потеряны в ходе боевых действий по иным причинам и 55 были потеряны в результате отказа оборудования, ошибки пилота и по иным причинам.
По другим данным, с 1997 года до 18 января 2010 года ВВС США потеряли 58 MQ-1/RQ-1 Predator.
В течение 2015 года потери США составили 10 уничтоженных и серьёзно повреждённых БПЛА «Predator» (один из которых был сбит, а остальные выведены из строя или потеряны по небоевым причинам).
Развёрнутая информация имеется о следующих потерях БПЛА этого типа:
Дата | Модификация и бортовой номер | Место | Военный конфликт | Описание |
---|---|---|---|---|
14.08.1995 | н/д | Босния | Боснийская война | Сбит огнём ПВО |
14.08.1995 | н/д | Босния | Боснийская война | Разбился из-за отказа двигателя |
18.04.1999 | RQ-195-3017 | Босния, в районе военного аэродрома Тузла | Война НАТО против Югославии | Разбился из-за отказа топливной системы |
13.05.1999 | 95-3019 | Союзная Республика Югославия, деревня Биба | Война НАТО против Югославии | Сбит югославской армией из ЗРК «Стрела-1М» |
20.05.1999 | 95-3021 | Союзная Республика Югославия, деревня Талиновце | Война НАТО против Югославии | Сбит югославской армией по одной версии из стрелкового оружия, по другой версии с помощью ЗРК «Стрела-1» |
14 сентября 2000 | RQ-1A | США, штат Невада | Авария при совершении посадки на испытательном полигоне авиабазы ВВС США Неллис | |
26 августа 2001 | «Predator» | Ирак, в районе города Басра | БПЛА был сбит средствами ПВО Ирака при выполнении разведывательного полёта в воздушном пространстве Ирака. Министерство обороны США официально признало потерю БПЛА, но не комментировало, при каких обстоятельствах был утрачен БПЛА | |
декабрь 2001 | н/д | Афганистан, вблизи населённого пункта Шамангал | Война в Афганистане (с 2001) | Предположительно сбит средствами ПВО талибов |
22 января 2002 | н/д | Афганистан | Война в Афганистане (с 2001) | Разбился в результате технической неисправности, он стал третьим аппаратом данного типа, который США потеряли с начала операции в Афганистане. Причиной потери БПЛА стал отказ двигателя |
18 мая 2002 | н/д | Афганистан | Война в Афганистане (с 2001) | Разбился в результате технической неисправности в 25 км от города Джейкобабад |
23.12.2002 | н/д | Ирак | Сбит перехватчиком МиГ-25 ВВС Ирака, по ряду данных — во время попытки обстрелять МиГ-25 ракетами «Стингер» с небольшой дистанции. | |
20 января 2003 | н/д | Пакистан | Война в Афганистане (с 2001) | Разбился во время тренировочного полёта над южной частью Пакистана |
весна 2003 | н/д | Ирак | вторжение в Ирак | Уничтожение БПЛА вооружёнными силами Ирака официально подтвердило министерство обороны США |
февраль 2007 | MQ-1 «Predator» | Афганистан | Война в Афганистане (с 2001) | Разбился в 60 милях к северо-востоку от города Джелалабад по причине технической неисправности |
июнь 2008 | MQ-1 «Predator» | Афганистан | Война в Афганистане (с 2001) | Разбился в шести милях к югу от авиабазы Кандагар |
ноябрь 2008 | н/д | Афганистан | Война в Афганистане (с 2001) | Потерян над авиабазой Кандагар вскоре после взлёта в ветреную погоду — было утрачено управление и «Predator» разбился |
15.01.2010 | н/д | Афганистан | Война в Афганистане (с 2001) | Разбился в южной части Афганистана при выполнении ночного полёта |
08.02.2011 | н/д | Йемен, провинция Абиян, около г. Лодар | Революция в Йемене (2011-2012) | Разбился |
14 апреля 2012 | MQ-1B «Predator» | Афганистан | Война в Афганистане (с 2001) | Разбился в результате отказа двигателя |
17 марта 2015 | «Predator» | Сирия, северная часть провинции Латакия | Сбит огнём ПВО Сирии | |
14 июля 2015 | MQ-1B «Predator» | Афганистан | Разбился в связи с отказом двигателя | |
16 июля 2015 | MQ-1 «Predator» | Ирак | Разбился в связи с техническими неисправностями (потерей связи) | |
7 января 2016 | MQ-1 «Predator» | провинция Анбар, Ирак | Сбит |
См. также
Hermes 900 | Heron 1 | MQ-1B Predator | MQ-1C Grey Eagle | Дозор-600(прототип) | |
---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | |||||
Принят на вооружение, год | 2011 | 2007 | 2005 | 2008 | — |
Максимальная взлётная масса, кг | 970 | 1250 | 1020 | 1450 | 720 |
Масса пустого, кг | н/д | н/д | 512 | н/д | н/д |
Масса полезной нагрузки, кг | 300 | 250 | 204 | 260+225 | 120 |
Размах крыла, м | 15,3 | 16,6 | 16,8 | 17,0 | 12,0 |
Длина, м | 8,3 | 8,5 | 8,2 | 8,5 | 7,0 |
Высота, м | н/д | 2,3 | 2,1 | 2,1 | 2,5 |
Практический потолок, м | 9150 | 9150 | 7600 | 8850 | 7500 |
Крейсерская скорость, км/ч | 110—145 | 110—150 | 130 | н/д | 120—150 |
Максимальная скорость, км/ч | 220 | 220 | 215 | 250 | 210 |
Практическая дальность, км | 1500 | н/д | 1200 | н/д | н/д |
Продолжительность полета, ч | 36 | 20-45 | 40 | 30 | 24 |
Тип двигателя | 1 х Rotax 914 F | 1 х Rotax 914 F | 1 х Rotax 914 F | 1 x Thielert Centurion 1.7 | 1 х Rotax 914 F |
Мощность двигателя, л. с. | 115 | 115 | 115 | 135 | 115 |
Вооружение | опция | опция | 2 х ПТУР «Хеллфайр» | 4 х ПТУР «Хеллфайр» | опция |
Стоимость БПЛА | н/д | н/д | $4,03 млн | $8,0 млн | н/д |
Стоимость комплекса | н/д | н/д | $20,0 млн | $90,9 млн | н/д |
- приведены данные современной модификации MQ-1B Block 10/15
- в комплекс входит 4 БПЛА, пункт наземного управления и система спутниковой связи
- в комплекс входит 4 БПЛА, пункт наземного управления и система спутниковой связи
MQ-9А Reaper
Основной на сегодня беспилотный самолет, введенный в состав ВВС США с 2008 года – это разведовательно-ударный дрон MQ-9А Reaper (в переводе с английского – «жнец»). Этот самолет-беспилотник создан на основе MQ-1 Predator, он отлично зарекомендовал себя в работе.
Отличия от предшественника:
- двигатель (MQ-9А Reaper снабжен мощным турбовинтовым мотором Honeywell TPE331-10, мощность устройства составляет 776 л.с.);
- фюзеляж (увеличен до 11,6 м);
- размах крыльев (теперь он достигает 21,3 м);
- -максимальная нагрузка (теперь – 1700 кг);
- максимальная взлетная масса (дошла до отметки 4760 кг);
- потолок подъема (7500 метров с нагрузкой, до 14 тысяч метров в режиме разведки);
- максимальное время в воздухе (в режиме разведки – около 30 часов).
Если предшественник Predator мог нести лишь две ракеты, то Reaper может быть вооружен четырнадцатью ракетами Hellfire типа «воздух-земля». На максимально возможных шести опорах подвески располагают ракеты AGM-114 Hellfire, управляемые снаряды 227-килограммовые GBU-12 и GBU-38.
Разведка воздушного пространства ведется радаром AN/AAS-52 (производитель – компания Raytheon). И камерами, работающими в инфракрасном спектре. А также имеют дальномер, лазерный указатель.
Ракеты Hellfire могут быть оснащены несколькими вариантами боевых частей. Они используются для удара по любой технике противника: автомобилей, небольших кораблей, а кроме этого – живой силы, в том числе и в укрытиях. Основная деталь, которая может ограничить эффект удара – это незначительная масса боевой части в сравнении с общей массой ракеты. И тем не менее, для мощности и точности может быть достигнут баланс. Это авиационные снаряды с возможностью корректировки, которые имеют высокую точность поражения целей. А также корректируемые бомбы, умеющие корректировать свой полет при подлете к цели.
Снаряд GBU-12 Paveway II снабжен мощным лазером для наведения на цель и используется для удара по конкретным объектам, технике и прочему транспорту и живой силе противника.
Другой вариант — это снаряд GBU-38 JDAM, использует инонационально-спутниковую систему наведения на цель. Он может применяться при любой погоде, что выгодно отличает от GBU-12 Paveway II. Снаряд работает в условиях тумана, плохой видимости, осадков. Но для работы GBU-38 по объектам, необходима точная задача координат цели перед запуском.
БРЭО MQ-9А Reaper имеет в своей основе радарную систему AN / APY-8 Lynx II. Радар распознает удаленные локации, движение целей, маскировочные огневые точки противника. БПЛА также снабжены системами ловушек, имитаторами целей ADM-160 MALD и MALD-J, что является основной системой защиты при ракетной атаке дрона. Также были проведены тестирования систем оповещения о радиолокационном облучении AN/ALR-67.
Схема управления самолета MQ-9А может быть совмещена с системой предшественника MQ-1B. Составляющие всего проекта «жнеца» MQ-9А – это несколько беспилотников, пост управления, оборудование коммуникации и персонал.
Ракета Hellfire
GBU-38 JDAM
MQ-27А ScanEagle
В 2004 году в ходе боевых действий на территории Ирака был применен беспилотник MQ-27A ScanEagle. Этот самолет произведен на основе БПЛА SeaScan, первоначальное назначение которого — поиск косяков рыб в открытом море.
Дрон MQ-27 снабжён двухтактным поршневым мотором мощностью 1,5 л.с., который позволяет максимально развить скорость до 148 километров в час. Потолком высоты подъёма является отметка в 5900 метров. Беспилотник может пребывать в воздухе до 20 часов. Длина беспилотника для разных модификаций составляет от 1,55 до 1,71 метра, ширина крыльев – 3,11 м. Дрон может нести нагрузку до 3,4 килограммов. Аппарат может оснащаться мощной инфракрасной камерой или оптико-электронной камерой с вычислительным комплексом и многократным приближением.
Запуск MQ-27A производится с использованием специальной пусковой установки Super Wedge. Навигация аппарата в процессе выполнения боевого задания производится с помощью NavtechGPS. Станция управления полетом контролирует работу беспилотника на расстоянии до 100 километров. Стоимость комплекса ScanEagle из четырёх БПЛА, станции управления, катапульты и терминала в 2096 году составляла 3,2 миллиона долларов.
Беспилотник США MQ-27А ScanEagle
Сравнение средневысотных БПЛА
Hermes 900 | Heron 1 | MQ-1B Predator | MQ-1C Grey Eagle | Дозор-600(прототип) | |
---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | |||||
Принят на вооружение, год | 2011 | 2007 | 2005 | 2008 | — |
Максимальная взлётная масса, кг | 970 | 1250 | 1020 | 1450 | 720 |
Масса пустого, кг | н/д | н/д | 512 | н/д | н/д |
Масса полезной нагрузки, кг | 300 | 250 | 204 | 260+225 | 120 |
Размах крыла, м | 15,3 | 16,6 | 16,8 | 17,0 | 12,0 |
Длина, м | 8,3 | 8,5 | 8,2 | 8,5 | 7,0 |
Высота, м | н/д | 2,3 | 2,1 | 2,1 | 2,5 |
Практический потолок, м | 9150 | 9150 | 7600 | 8850 | 7500 |
Крейсерская скорость, км/ч | 110—145 | 110—150 | 130 | н/д | 120—150 |
Максимальная скорость, км/ч | 220 | 220 | 215 | 250 | 210 |
Практическая дальность, км | 1500 | н/д | 1200 | н/д | н/д |
Продолжительность полета, ч | 36 | 20-45 | 40 | 30 | 24 |
Тип двигателя | 1 х Rotax 914 F | 1 х Rotax 914 F | 1 х Rotax 914 F | 1 x Thielert Centurion 1.7 | 1 х Rotax 914 F |
Мощность двигателя, л. с. | 115 | 115 | 115 | 135 | 115 |
Вооружение | опция | опция | 2 х ПТУР «Хеллфайр» | 4 х ПТУР «Хеллфайр» | опция |
Стоимость БПЛА | н/д | н/д | $4,03 млн | $8,0 млн | н/д |
Стоимость комплекса | н/д | н/д | $20,0 млн | $90,9 млн | н/д |
- приведены данные современной модификации MQ-1B Block 10/15
- в комплекс входит 4 БПЛА, пункт наземного управления и система спутниковой связи
- в комплекс входит 4 БПЛА, пункт наземного управления и система спутниковой связи
Летающие роботы
Беспилотные летательные аппараты, в том числе военные, в последнее время стало модно называть словом «дроны». А разновидностей их существует великое множество: планеры, многопропеллерные и даже на турбореактивной тяге.
Самым массовым БПЛА в армии США является модель RQ-11 Raven производства компании AeroVironment. Главное ее преимущество – запуск с руки по аналогии с авиамоделями, тогда как более крупные планеры нуждаются во взлетной полосе. При необходимости RQ-11 Raven можно перевести в полностью автономный режим слежения, при котором он будет собирать разведанные с помощью бортовых видеокамер без участия оператора.
Разведывательный планер RQ-11 Raven
Наравне с разведывательными БПЛА в армии США применяются ударные дроны, например, MQ-1A Predator. Аппарат был создан компанией General Atomics в 1994 году и за прошедшие два десятилетия неоднократно модернизировался. Новейшая модификация MQ-1A Predator оснащается ракетами класса «воздух-земля» AGM-114C Hellfire.
Ударный дрон MQ-1A Predator
Активно ведутся работы над строительством беспилотных летательных аппаратов в России. В недавних военных учениях принял участие российский разведывательный дрон ZALA 421-08 под кодовым именем «Стрекоза». Кроме того, возобновлен ранее замороженный, еще советский проект по созданию ударного БПЛА под названием Ту-300 «Коршун-У».
Сверхлегкий разведывательный дрон ZALA 421-08
Тактико-технические характеристики MQ-1 Predator
Общие характеристики
- Операторы: три человека;
- Длина: 8,22 м;
- Размах крыла: 14,8 м; MQ-1B Block 10/15: 16,84 м;
- Высота: 2,1 м;
- Площадь крыла: 11,5 м2;
- Вес пустого: 512 кг;
- Масса груза: 1020 кг;
- Максимальная взлетная масса: 1020 кг;
- Силовая установка: 1 x Rotax 914F.
Производительность
- Максимальная скорость: 217 км/ч;
- Крейсерская скорость: 130-165 км/ч;
- Скорость сваливания: 100 км/ч;
- Радиус полета: 1200 км;
- Продолжительность полета: 24 часа;
- Потолок: 7620 м.
Вооружение
Две подвески на которые крепится вооружение.
Ракеты:
- 2 x AGM-114 Hellfire;
- 4 x AIM-92 Stinger;
- 6 x AGM-176.
Авионика:
- ASIP-1C;
- AN/AAS-52;
- AN/ZPQ-1.
«Вади» Израиля против «Силиконовой долины» США
Начинка IAI Eitan разработана в технопарках Большого Тель-Авива: от Герцлии до Ришон Ле-Циона. По аналогии с США, их называют «Кремниевые вади» – так зовут сухие речные долины на Ближнем Востоке.
iai.co.il
Система связи IAI Eitan поддерживает устойчивый контакт с оператором на дистанции до 250 километров.
Израильский дрон IAI Eitan оборудован электрооптикой дневного и ночного видения с лазерным целеуказателем. Разведсистема AMPS, известная как «Мигдаль Эш», или «Огненная башня», собирает данные с разных датчиков в «объёмную» 3D картинку, которая мгновенно «летит» в центр управления. Также дрон оснащён радиолокатором, который обнаруживает цели в радиусе 300 километров и комплексом радиоэлектронной борьбы.
«Звёздно-полосатый» «Жнец» тоже активно использует спутники. Рабочая станция «американца» Block 50 GCS оснащена своими новинками. Это и многоканальная система связи Multi-Level Secure Integrated Communication System (MLS ICS), и двойные радиостанции ARC-210 на кончике крыльев. Их «фишка» – работа в связке сразу с несколькими командными центрами на земле и в воздухе.
af.mil
MQ-9 Reaper собирает информацию через многоспектральный комплекс датчиков Raytheon AN/AAS-52.
«Собирает» «Жнец» информацию через многоспектральный комплекс датчиков Raytheon AN/AAS-52. Он включает цветную либо монохромную камеру дневного видения, камеру с лазерным дальномером и целеуказателем, а также инфракрасную камеру для темноты и плохой видимости. Радиолокатор американского дрона с Lynx Block 20A способен выдать картинку качеством в 1080 пикселей. Правда, с оговоркой – такое высокое разрешение доступно лишь в радиусе до 100 км. И это заметно ниже, чем у израильтянина.
Система корректирования огня у MQ-9 Reaper обладает весомым преимуществом – индикатор наземного движения настолько «глазастый», что легко «разглядывает» даже мелочи. И тогда в дело готовы вступить главные козыри любого ударного беспилотника – бомбы и ракеты. Чем ещё способен удивить «Жнец» своих врагов?
Летающие роботы
Беспилотные летательные аппараты, в том числе военные, в последнее время стало модно называть словом «дроны». А разновидностей их существует великое множество: планеры, многопропеллерные и даже на турбореактивной тяге.
Самым массовым БПЛА в армии США является модель RQ-11 Raven производства компании AeroVironment. Главное ее преимущество – запуск с руки по аналогии с авиамоделями, тогда как более крупные планеры нуждаются во взлетной полосе. При необходимости RQ-11 Raven можно перевести в полностью автономный режим слежения, при котором он будет собирать разведанные с помощью бортовых видеокамер без участия оператора.
Разведывательный планер RQ-11 Raven
Наравне с разведывательными БПЛА в армии США применяются ударные дроны, например, MQ-1A Predator. Аппарат был создан компанией General Atomics в 1994 году и за прошедшие два десятилетия неоднократно модернизировался. Новейшая модификация MQ-1A Predator оснащается ракетами класса «воздух-земля» AGM-114C Hellfire.
Ударный дрон MQ-1A Predator
Активно ведутся работы над строительством беспилотных летательных аппаратов в России. В недавних военных учениях принял участие российский разведывательный дрон ZALA 421-08 под кодовым именем «Стрекоза». Кроме того, возобновлен ранее замороженный, еще советский проект по созданию ударного БПЛА под названием Ту-300 «Коршун-У».
Сверхлегкий разведывательный дрон ZALA 421-08
История создания
Первый полёт состоялся в 1994 году. В феврале 2001 года на авиабазе ВВС США Неллис впервые были выполнены испытательные пуски противотанковых ракет (ПТУР) AGM-114 «Хеллфайр» с борта БПЛА «Predator». «Хищник» может вооружаться двумя ПТУР (по одной под каждой консолью крыла).
Наведение на цель производится с помощью штатного лазерного целеуказателя. Фирма GA-ASI работает над следующим поколением беспилотных самолётов Predator, которое получило название Predator B (MQ-9 Reaper), с более высокими характеристиками, массу целевой нагрузки планируется увеличить до 300 кг, а максимальную высоту полёта — до 13 700 метров, скорость Predator B будет превышать 400 км/ч, а максимальная продолжительность полёта — 24 часа.
В 2009 году общий налёт беспилотных летательных аппаратов типа Predator, стоящих на вооружении ВВС ВС США, достиг полумиллиона часов. По состоянию на начало 2009 года на территории Ирака и Афганистана одновременно использовалось более тридцати беспилотных летательных аппаратов MQ-1B Predator.
В марте 2010 года суммарный налёт MQ-1B Predator в ВВС ВС США достиг 700 000 часов.
В США запущена в мелкосерийное производство следующая модификация MQ-1C Grey Eagle. Пентагон уже оплатил 399 миллионов долларов американской фирме General Atomics для запуска производства.
В 2010 году на компанию Netezza подала в суд фирма Intelligent Integration Systems. Истец утверждает, что Netezza при выполнении работы для государственного заказчика незаконно использовала продукты Geospatial Toolkit и Extended SQL Toolkit, принадлежащие IISi. Согласно документам, представленным IISi, Netezza использовала взломанные версии программ.
3 марта 2011 года ВВС ВС США получили последний из заказанных MQ-1 Predator. Больше БПЛА этого типа не будет поступать на вооружение, а имеющиеся будут постепенно заменяться новыми MQ-9 Reaper.
По состоянию на 2011 год было построено 360 БПЛА (285 RQ-1 и 75 MQ-1).
Отечественные БПЛА
Российские беспилотники условно подразделяют на следующие категории
Ближнего радиуса действия | До 25 км |
Малой дальности | От 50 до 100 км |
Средней дальности | От 100 до 500 км |
Большой дальности | Свыше 500 км |
БПЛА «Элеон-ЗСВ» относится к аппаратам ближнего радиуса действия, он довольно прост в эксплуатации и его легко переносить в заплечном ранце. Запускается дрон вручную со жгута или сжатым воздухом от насоса.
Способен вести разведку и передавать информацию по цифровому видеоканалу на расстоянии до 25 км. Элеон-10В схож по конструкции и правилам эксплуатации с предыдущим аппаратом. Главное их отличие — увеличение дальности полета до 50 км.
Процесс приземления этих БПЛА осуществляется при помощи специальных парашютов, выбрасываемых при выработке дроном своего заряда батареи.
Вид БПЛА | Элеон-3СВ | Элеон-10В |
Длина, мм | 740 | 1150 |
Вес, кг | 4.3 | 5.9 |
Скорость, км/ч | 70…100 | 75…135 |
Дальность полета, км | 25 | 50 |
Время работы, ч | 1.5…2 | 2.5 |
Практический потолок, км | 5 | 5 |
Рейс-Д (Ту-243) — разведывательно-ударный дрон, способный нести на себе авиавооружение массой до 1 т. Аппарат, выпущенный конструкторским бюро имени Туполева, свой первый полет совершил в 1987 году.
С тех пор беспилотник претерпел множественные улучшения, были установлены: усовершенствованный пилотажно-навигационный комплекс, новые приборы ведения радиолокационной разведки, а также конкурентоспособная оптическая система.
Иркут-200 — больше ударный беспилотник. И в нем в первую очередь ценится высокая автономность аппарата и маленькая масса, благодаря которой могут осуществляться перелеты продолжительностью до 12 часов. Приземляется БПЛА на специально оборудованную площадку длиной около 250 м.
Вид БПЛА | Рейс-Д (Ту-243) | Иркут-200 |
Длина, м | 8.3 | 4.5 |
Вес, кг | 1400 | 200 |
Силовая установка | турбореактивный двигатель | ДВС мощностью 60 л. с. |
Скорость, км/ч | 940 | 210 |
Дальность полета, км | 360 | 200 |
Время работы, ч | 8 | 12 |
Практический потолок, км | 5 | 5 |
Скат — тяжелый БПЛА большой дальности нового поколения разрабатываемый КБ МиГ. Этот дрон будет малозаметен для вражеских радаров, благодаря схеме сборки корпуса, исключающей хвостовое оперение.
Задачей этого дрона нанесение точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям, таким как зенитные батареи войск ПВО или стационарные командные пункты. По задумке разработчиков БПЛА Скат сможет выполнять задачи как автономно, так и в составе звена самолетов.
Длина, м | 10,25 |
Скорость, км/ч | 900 |
Вес, т | 10 |
Размах крыла, м | 11,5 |
Дальность полета, км | 4000 |
Силовая установка | Двухконтурный турбореактивный двигатель |
Время работы, ч | 36 |
Ракетная/бомбовая нагрузка | Корректируемые авиабомбы 250 и 500 кг. |
Практический потолок, км | 12 |
Конструкция MQ-1 Predator
Беспилотные самолеты MQ-1 Predator состоят из унифицированных авиационных электрических, механических и радиоэлектронных узлов, используемых на пилотируемых самолетах. Такой подход позволил создать действительно надежный самолет. Бортовое оборудование представляют радиолокационная станция с апертурой антенны, 2 цветных телевизионных камеры, лазерный дальномер-целеуказатель, ИК-системы с 6 полями зрения и аппаратура РТР/РЭБ. Оптоэлектронные средства находятся в шарообразном обтекателе.
БПЛА спроектирован по нормальной аэродинамической схеме. Он оборудован четырехцилиндровым двигателем. Тип посадки и старта – аэродромный, при этом применяется управление оператора или автоматика.
MQ-1 Predator видео
Для связи MQ-1 Predator с наземной станцией применяются спутниковые радиолинии. Таким образом, можно получить достоверную информацию, не ограничиваясь зоной прямой радиосвязи.
В США в 2001 году с самолета впервые запустили противотанковую ракету AGM-114 «Хеллфайр».
MQ-1 Predator характеризуется следующими модификациями:
RQ-1 – беспилотный разведывательный летательный аппарат;
MQ-1 А/В представляет собой беспилотный ударный летательный аппарат;
RQ-1 Predator XP является экспортным вариантом, который не в состоянии нести вооружение (5 млн долларов – минимальная стоимость);
MQ-1C Grey Eagle – усовершенствованный вариант MQ-1, оборудованный новым двигателем, имеет увеличенную нагрузку и размах крыла.
Преимущества и недостатки БПЛА
Какими же преимуществами обладают беспилотные летательные аппараты по сравнению с пилотируемыми самолетами и вертолетами? Их множество:
Значительное снижение габаритных характеристик по сравнению с традиционными ЛА, что уменьшает стоимость, повышает живучесть дронов.Возможность создания небольших БПЛА, способных выполнять различные задачи на поле боя.Беспилотные аппараты способны проводить разведку и передавать информацию практически в режиме реального времени.У БПЛА нет никаких ограничений для применения в особо тяжелых боевых условиях, связанных с большим риском уничтожения аппарата. Для решения особо важных задач вполне можно пожертвовать несколькими беспилотниками.Уменьшение (на несколько порядков) летной эксплуатации в мирный период, которая необходима обычным ЛА для подготовки летного состава.Высокая боеготовность и мобильность.Возможность создания небольших, простых и мобильных беспилотных комплексов для неавиационных формирований.
Кроме несомненных преимуществ, современные БПЛА имеют и целый ряд недостатков:
недостаточная гибкость применения по сравнению с традиционной авиацией;пока не до конца решены многие вопросы связи, посадки, спасения аппарата;уровень надежность дронов пока еще уступает традиционным ЛА;полеты дронов в мирное время во многих районах ограничены по разным причинам.
Командные и сенсорные системы
Во время кампании в бывшей Югославии пилот Predator сидел в фургоне возле взлетно-посадочной полосы операционной базы дрона. Оператор контролировал взлет с ВПП и набор высоты радиосигналами. Со временем управление стало осуществляться через военные спутниковые сети, связанные с фургоном пилота. Оператор был вынужден сталкиваться с задержкой в несколько секунд между перемещением джойстиков и реакцией дрона. Однако уже к 2000 году прогресс систем связи позволил, по крайней мере теоретически, избавится от этого неудобства. Больше не нужно было использовать прямые радиосигналы во время взлета и подъема «Хищника». Все стадии полета можно было контролировать по спутниковой связи из любого центра управления, и ЦРУ предложило организовать первые полностью дистанционные полеты «Хищника» над Афганистаном, пилотируемые из штаб-квартиры агентства в Лэнгли.
Авионика и датчики Predator управляются с наземной станции через линию передачи данных прямой линии связи или через спутниковый канал Ku-диапазона для операций за пределами прямой видимости. Экипаж на наземной станции управления состоит из одного пилота и двух операторов. Беспилотник оснащен системой мультиспектрального таргетинга AN/AAS-52, цветной носовой камерой (обычно используется пилотом для управления полетом), камерой дневного времени с переменной диафрагмой и термографической камерой с переменной диафрагмой (для низкой освещенности). Раньше «Хищники» были оснащены радиолокатором с синтезированной апертурой для видения сквозь дым, облака или туман, но эту систему удалили из-за невостребованности, чтобы уменьшить вес и сэкономить топливо. Камеры фиксируют видео в реальном времени, а радиолокатор с синтезированной диафрагмой получает неподвижные радарные изображения. Канал передачи данных имеет достаточную пропускную способность для трансляции видео из двух источников одновременно.
Бортовое оборудование
Для поиска целей «Жнец» и навигации использует две отдельные системы. Одна из них – это многорежимный радар высокого разрешения AN/APY-8 Lynx с синтезированной апертурой. Он способен осуществлять картографирование местности, а также выявлять движущиеся цели как на фоне земли, так и на поверхности моря. Оператор, взаимодействуя с таким радаром, может выделять и идентифицировать отдельные объекты.
Вторая система – это Raytheon AN/ASS-52(V). Она представляет собой оптико-электронную прицельную станцию, способную работать как при дневном свете, так и в инфракрасном диапазоне и оснащенную лазерным дальномером-целеуказателем. Такое оборудование дает возможность применять все высокоточные боеприпасы, имеющиеся на вооружении армии США.
MQ-9 Reaper с открытым отсеком оборудования. Хорошо видна спутниковая антенна.
Кроме того, на борту MQ-9 Reaper могут устанавливаться следующие виды оборудования:
- Gorgon Stare («взгляд Горгоны») – сенсорная система, главными элементами которой являются девять видеокамер, обеспечивающих сферический обзор всего пространства вокруг БПЛА. Предназначена для долговременного обзора значительных по площади участков местности. С высоты 7 600 метров она способна полностью контролировать всё, что происходит в небольшом городе.
- Система предупреждения об угрозе Raytheon ALR-69A RWR. Размещается во внутреннем отсеке БПЛА для своевременного обнаружения облучения дрона радарами противника.
- Блок постановки активных помех, разработанный компанией Raytheon. Это оборудование испытывалось в 2013 году, наряду с ракетами-ловушками ADM-160 MALD.
- Датчик EO/IR MTS-B – для обнаружения и отслеживания летящих баллистических ракет и их боеголовок. БПЛА, оснащенные таким оборудованием, могли бы взаимодействовать с корабельной системой ПРО Aegis, осуществляя целеуказание для противоракет SM-3.
Payload
The surveillance and reconnaissance payload capacity is 450lb and the vehicle carries electro-optical and infrared cameras and a synthetic aperture radar. The two-colour DLTV television is equipped with a variable zoom and 955mm Spotter. The high resolution FLIR has six fields of view, 19mm to 560mm.
The Raytheon multi-spectral targeting system (MTS-A) is fitted on the MQ-1/9 Predator. The MTS-A provides real-time imagery selectable between infrared and day TV as well as a laser designation capability. MQ-1 can employ two laser-guided Hellfire anti-armour missiles with the MTS.
The Northrop Grumman TESAR synthetic aperture radar is fitted on the MQ-1 and provides all-weather surveillance capability, has a resolution of 1ft. Other payload options, which can be selected to meet mission requirements, include a laser designator and rangefinder, electronic support and countermeasures and a moving target indicator (MTI).
The USAF plans to equip a number of MQ-1 and MQ-9 Predators with a version of the Northrop Grumman airborne signals intelligence payload (ASIP) from 2010. Northrop Grumman was awarded a contract for the development and flight testing of the system on an MQ-1 in April 2008. ASIP is being tested on the U-2 reconnaissance aircraft and will also be fitted on the RQ-4 Global Hawk.