«Повышает боевую устойчивость»
В беседе с RT военный аналитик Дмитрий Литовкин назвал главным преимуществом «Тайфуна-М» радиотехническое вооружение. По его словам, помимо противодиверсионных мероприятий, оно способно обеспечивать защиту колонн от мин, фугасов, а также ставить радиотехнические помехи аппаратуре противника.
«Появление «Тайфуна-М» свидетельствует о том, что нашим конструкторам на одной платформе удалось достаточно компактно объединить огромное количество разнообразного оборудования. Отдельно стоит сказать о шасси: оно надёжно, проверено и эффективно. «Тайфун-М» повышает боевую устойчивость соединений РВСН. В этом его ключевое предназначение», — заявил Литовкин.
В свою очередь, эксперт по бронетехнике Алексей Хлопотов подчеркнул в разговоре с RT, что в «Тайфуне-М» реализованы лучшие качества БТР-82. При этом по требованию РВСН российские конструкторы оснастили машину широким спектром разведывательных средств, которые позволяют экипажу выполнять боевые задачи в любых природно-климатических условиях.
«Видимых недостатков у «Тайфуна-М» нет, за исключением разве что цены, так как комплекс выпускается небольшими партиями. Машина полностью отвечает антидиверсионным задачам. Она подвижная, обладает хорошей проходимостью и полностью оптимизирована под нужды РВСН», — резюмировал Хлопотов.
КАМАЗ-63968 Тайфун-К – видео подрыва
https://youtube.com/watch?v=XjimOXQZWs8
КАМАЗ-63968 «Тайфун» является частью нового этапа в разработке отечественной автотехники для вооружённых сил, так как последний раз автомобильная платформа была принята в 1961 году.
История всего семейства «Тайфун» начинается с 2010 года, когда была утверждена министром обороны «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года» которая предписывает развитие высокоунифицированных семейств бронеавтомобилей. В результате была создана единая колёсная грузовая платформа «Тайфун» обеспечивающая высокую защищённость экипажа, груза и узлов автомобиля от стрелкового вооружения и фугасов. А также на которую можно монтировать разное целевое оборудование и создавать на базе необходимые модификации, вроде машин связи, мобильных артиллерийских систем, автокранов, транспортно-пусковых машин БЛА, эвакуаторов, экскаваторов и других.
Над созданием работали специалисты автозавода «Урал», ОАО «Автодизель» «Группы ГАЗ», НТЦ ОАО «КАМАЗ», НИИ Стали — где спроектирована броня машины, Федеральный ядерный центр в Сарове, рассчитывавший защищённость бронекорпуса, компания «Магистраль-ЛТД», занимавшаяся созданием бронестёкол, МГТУ им. Н. Э. Баумана, занимавшийся разработкой гидропневматической подвески и множество других компаний и НИИ. Необходимость создания подобных машин диктовалось тем, что основная масса боевых потерь в войсках происходит от подрыва автомашин на минном поле или от фугасов во время передвижения колонн. В декабре 2014 года в Южный военный округ поступила первая партия из 30 бронеавтомобилей. В январе 2015 года ЮВО получил еще 20 единиц.
Конструкция
Бронирование произведено в соответствии с уровнем 3b натовской классификации STANAG 4569, по которому машина выдерживает подрыв осколочно-фугасных устройств массой 8 кг в тротиловом эквиваленте под любым местом автомобиля, так как в России машины подобного рода делаются впервые и общепринятые государственные стандарты классификации подрывов отсутствуют. Противопульная защита соответствует четвёртому уровню.
Установлена комбинированная броня из керамики и стали, которая защищает от бронебойных пуль калибра 14,5×114 мм. В том числе и бронестекло толщиной 128,5—129,0 мм с прозрачностью в 70 %, разработанное компанией «Магистраль ЛТД» и испытанное в НИИ Стали, выдерживающее 2 выстрела с расстоянием между ними в 280—300 мм при обстреле из КПВТ со скоростью пули 911 м/с в момент соприкосновения со стеклом. Пулестойкость превышает самые высокие требования по имеющимся ГОСТ (ГОСТ Р 51136 и ГОСТ Р 50963), в которых наивысший уровень — это обстрел бронебойными патронами Б-32, 7,62×54 мм из СВД. При производстве, Магистраль-ЛТД ориентировалась на западные стандарты уровня IV STANAG 4569 — гарантированной защите при обстреле бронебойным боеприпасом Б-32, 14,5×114 мм с дистанции 200 м со скоростью пули 891—931 м/с.
Бронирование выдерживает попадание 30-мм боеприпасов. Имеются пулестойкие шины 16.00R20 с противовзрывными вставками отводящими взрывную волну, с автоматической подкачкой воздуха и регулируемым давлением до 4,5 атмосфер. Бронемодуль обеспечен амбразурами для ведения стрельбы из стрелкового оружия, также на него может устаналиваться дистанционно управляемый пулемёт. Унификация с другими автомобилями семейства составляет 86 %.
Сидения оборудованы держателями личного оружия, ремнями безопасности и подголовниками. Они крепятся к крыше модуля, для уменьшения воздействия удара от мин/фугасов. Внутри модуля установлена фильтровентиляционная установка ФВУА-100А и кондиционер. На крыше имеются аварийные люки на случай переворачивания машины. Десантирование производится через аппарель на корме машины либо через дверь сбоку.
Средства наблюдения и связи
В автомобиле установлена Бортовая Информационно-Управляющая Система (БИУС) ГАЛС-Д1М для наблюдения и регулирования работы двигателя, вычисления крена машины, наклона дороги, скорости движения, местоположения и т. п. Независимая гидропневматическая подвеска позволяет водителю менять дорожный просвет на ходу, с помощью пульта дистанционного управления в пределах 400 мм. КАМАЗ-63968 оборудован пятью видеокамерами для кругового обзора в десантном модуле и кабине. Кабина оснащена складывающимися мониторами, показывающими как состояние автомобиля, так и внешний обзор.
Машины на базе БТР-80
7.1 Советские и российские
- 1В152 — унифицированный командно-наблюдательный пункт КСАУО 1В126 «Капустник-Б»
- 2С23 «Нона-СВК» — САУ калибра 120 мм
- БРВМ-К — ремонтно-восстановительная машина
- БРДМ-3 — разведывательно-дозорная машина
- БРЭМ-К — ремонтно-эвакуационная машина
- БРЭМ-2000К — ремонтно-эвакуационная машина, производства Украины
- ГАЗ-59037 — гражданский внедорожник
- БПДМ «Тайфун» — боевая противодиверсионная машина
- БПДМ «Тайфун-М» (2007-2012 гг.) — боевая противодиверсионная машина, создана на основе БТР-82
- ГАЗ-59402 «Пурга» — пожарная машина на комбинированном пневмоколесном и железнодорожном ходу
- УНШ (К1Ш1) — унифицированное шасси, предназначенное для производства колесных спецмашин, необходимых для установки средств разведки, аппаратуры связи, медпомощи и иных средств спецназначения. Дополнено рядом люков и большей высотой средней части корпуса. Производится в двух разновидностях: УНШ-10 – с колпаком и УНШ-12 – без такового.
- БММ-80 — машина для транспортировки раненых
- 9С482М6 — подвижный пункт управления подразделений противовоздушной обороны
- Р-149БМР «Кушетка-Б» — КШМ
- РХМ-4 — машина для радиационной и химической разведки
- РХМ-6 — машина для радиационной и химической разведки
- РПМ-2 — машина для разведывательно-поисковой деятельности
- ЗС-88 — звуковещательная станция
7.2 Зарубежные
ASRAD — IGLA (ASGLA) — ЗРК ближнего радиуса, разработан ЕС совместно с Украиной. Вариант ЗРК ASRAD германского производства, созданного на основе машин БТР-80, принадлежащих армии Германской Демократической Республики.
Конструкция
Компоновка БТР-80 следующая – в средней части находится совмещенные боевое и десантное отделение, в лобовой – отделение управления, а в корме – моторно-трансмиссионное. Штатный экипаж состоит из механика-водителя, командира машины (отделения) и наводчика. Транспортироваться в нем могут семь мотострелков.
Машина оборудована слабо дифференцированной противопульной бронированной защитой. Сборка броневого корпуса осуществляется из катаных листов броневой гомогенной стали толщиной 0,5-0,9 см. Основная часть листов вертикального бронирования бронетранспортера, кроме бортовых и кормового, имеют большой наклон. Корпус обтекаемый, что увеличивает его водоходные характеристики. А также дополнен складным волноотражательным щитком, который дополнительно увеличивает безопасность корпуса, когда укладывается на лобовой средний лист корпуса в походном положении.
В отделении управления находятся рабочие места командира и механика-водителя. Далее идет совмещенное с боевым, отделение десанта. Для десантников еще предусмотрены шесть мест в корме, и два места в передней части. Правое из этих двух мест, развернуто по ходу движения, чтобы можно было вести огонь, а десантник в левом, расположенном спиной к борту, в бою берет на себя функции башенного стрелка. Рядом с другими десантниками находятся шаровые установки, предназначенные для стрельбы из личного оружия. Так как, они расположены в направлении передней полусферы, задняя полусфера является мертвой. Также в десантных люках имеются два лючка, предназначенные для обстрела верхней полусферы, лишенные шаровых установок.
Кроме вышеуказанных двустворчатых дверей, на БТР для посадки/высадки есть два прямоугольных люка в крыше. Верхняя крышка двери открывается по ходу движения, а нижняя откидывается вниз, что позволяет пользоваться ею, как подножкой. Благодаря ей бронетранспортер может не останавливаться для посадки/высадки. Командир и механик-водитель имеют отдельные люки над своими местами. Кроме них, существует еще некоторое количество лючков и люков, ведущие к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебедки.
Интересные факты и боевое применение
В процессе испытаний бронекапсулу проверяли на устойчивость к осколкам от фугасного снаряда калибром 152 мм. При взрыве снаряда на расстоянии 2 метров от машины осколки не пробивают корпус бронемашины.
Для защиты корпуса машины от кумулятивных боеприпасов предлагается использовать эластичные маты, соединяющиеся при помощи ремней или застежек типа «липучка». Конструкция матов не позволяет сформироваться направленной кумулятивной струе, уменьшая вероятность пробития.
Несколько машин типа КамАЗ 63968 использовались в 2017 году на территории Сирии для поддержки саперов при разминировании освобожденных городов. Других данных о боевом использовании машин нет.
Модификации
6.1 Советские и российские
- БТР-80 — базовая модификация. Вооружена пулеметами ПКТ калибра 7,62 мм и КПВТ калибра 14,5 мм
- БТР-80К – командирская модификация БТР-80. Вооружение без изменений, установлено дополнительное штабное и связное оборудование.
- БТР-80А – установлена башня лафетной компоновки, в ней находятся пулемет ПКТ калибра 7,62 мм и автоматическая пушка 2А72 калибра 30 мм. Многие специалисты считают, что эта модификация является колесной БМП
- БТР-80С – модификация БТР-80А, предназначенная для внутренних войск. В башне лафетной компоновки установлены пулеметы ПКТ калибра 7,62 мм и КПВТ калибра 14,5 мм
- БТР-80М – модификация БТР-80А. Установлены шины КИ-126 с большей пулестойкостью и двигатель ЯМЗ-238 с мощностью 240 л.с. Корпус прибавил в длине.
- БТР-82, БТР-82А – установлена скорострельная пушка 2А72 калибра 30 мм на БТР-82А либо пулемет КПВТ калибра 14,5 мм на БТР-82. Они являются спаренными с ПКТМ калибра 7,62 мм, двухплоскостным цифровым стабилизатором вооружения, электроприводом, всесуточным комбинированным прицелом наводчика ТКН-4ГА с каналом управления дистанционным подрывом снаряда и стабилизированным полем зрения. Также установлен двигатель (300 л.с.), кондиционер и антиосколочная защита. Увеличены такие характеристики, как проходимость, ресурс эксплуатации, живучесть и надежность. Также, как считают эксперты, вдвое увеличился коэффициент боевой эффективности. Опытные образцы увидели свет в конце 2009 года. В следующем году прошли госиспытания, после чего новые модели были взяты на вооружение. В 2011 году свое вооружение на БТР-82А сменили ряд частей ЮВО. Кроме этого БТР-82 заинтересовался Казахстан.
- БТР-82А1 (БТР-88) – модернизация БТР-82. Установлен дистанционный боевой модуль с пулеметом калибра 7,62 мм и автоматической пушкой калибра 30 мм
- БТР-82АМ – модернизация, которая улучшила БТР-80 до уровня БТР-82А. Создана в процессе капремонта.
6.2 Зарубежные
В Венгрии было создано на основе БТР-80 семейство спецмашин, которые оснастили разнообразным оборудованием, по стандартам NATO:
- BTR-80 SKJ — медицинская машина
- BTR-80 VSF — машина био-, радио — химической разведки
- BTR-80 MVJ — ремонтно-эвакуационная машина
- BTR-80 MPAEJ — машина ремонта и технического обслуживания
- BTR-80 MPFJ — инженерная машина
БТР-80УП – модернизированный БТР-80, разработанный Украиной для Ирака.Установлены новые пневмо- и электросистемы, шины и дизель Д-80 (300 л.с.). Убран водомет. Произошло усиление защиты. На основе этой машины осуществилась разработка следующих модификаций:
- БТР-80УП-КР — КП командира роты
- БТР-80УП-КБ — КП командира батальона
- БТР-80УП-С — КШМ
- БТР-80УП-М — санитарная машина
- БТР-80УП-Р- разведывательная машина
- БТР-80УП-БРЕМ — БРЭМ
- БТР-80УП-Т — транспортная машина
БТР-3
Проходимость, надёжность, дешевизна
Разработчики уделили особое внимание защищённости семейства «Тайфун». Корпус автомобиля состоит из металлической оболочки, слоя керамической защиты и основного броневого листа. Стёкла выдерживают попадание пуль калибра 7,62 мм, 12,7 мм и (при определённых условиях) 14,5 мм
Стёкла выдерживают попадание пуль калибра 7,62 мм, 12,7 мм и (при определённых условиях) 14,5 мм.
Трансмиссия оснащена автоматической системой подкачки шин, работающей от включённого двигателя. Кроме того, на колёсный диск надета специальная пластиковая вставка. В случае серьёзных повреждений (сдутия резины) «Тайфун» способен «ползти» с невысокой скоростью, опираясь на пластиковые вставки. Машина может продолжать движение даже после нескольких попаданий по колёсам.
Все представители семейства должны выдерживать подрыв фугаса мощностью до 8 кг в тротиловом эквиваленте. Чтобы уменьшить вероятность гибели экипажа от взрыва мины, конструкторы использовали V-образную форму днища корпуса. Изменения коснулись и компоновки салона. Десантники сидят лицом друг к другу, а их кресла снабжены средствами, поглощающими энергию взрыва. Наиболее уязвимые агрегаты трансмиссии прикрыты бронелистами.
В беседе с RT кандидат военных наук Сергей Суворов заявил, что российские конструкторы создали надёжные и эффективные образцы ВАТ, способные решать поставленные задачи под прикрытием и в тылу. Однако прогресс не стоит на месте. Минобороны ищет пути дальнейшего совершенствования «Тайфунов» и прорабатывает концепцию бронеавтомобиля нового поколения, считает эксперт.
«На мой взгляд, в «Тайфунах» оптимально сочетаются основные боевые свойства — проходимость, надёжность, относительная дешевизна производства. В будущем эти машины могут получить более серьёзную защиту и автоматизированные системы управления
Очень важно, чтобы военные чётко сформулировали свои требования. При слаженном взаимодействии Минобороны и промышленников появятся великолепные образцы, которые будут востребованы как в нашей армии, так и за рубежом», — подчеркнул Суворов. «Смело иду навстречу расстрелу»
Как солдат нацистского Вермахта стал героем СССР
«Смело иду навстречу расстрелу». Как солдат нацистского Вермахта стал героем СССР
Новая модификация
Автомобиль КАМАЗ-53949, представленный на «Интерполитех-2014», впечатлял. А вот форум «Армия-2015» прогулял по уважительной причине: в это время он проходил переоборудование в разведывательную машину для показа на авиасалоне «МАКС-2015».
К этому времени КАМАЗ дистанцировался от производства Завода специальных автомобилей, которое вошло в состав ОАО «Ремдизель». Машиной заинтересовалось тульское ОАО «НПО «Стрела». Ранее оно выпустило подобную служебно-боевую разведывательную машину СБРМ на шасси «Тигра» (см. «ГП», № 9, 2012 г.). Но с двигателем ЯМЗ она оказалась тесной и тяжелее.
Назначение новой разведывательной машины, в которой число мест сокращено до 4 членов экипажа, включает поиск, обнаружение и идентификацию наземных, надводных неподвижных и движущихся целей в дневное и ночное время, а также решение задач подавления обнаруженных целей. В этот же перечень входит и защита экипажа. В оборудование входит подъёмно-мачтовое устройство с оптико-электронной системой и РЛС, дистанционно управляемое вооружение с пулемётом калибра 12,7 мм, ДПЛА со сменной оптической нагрузкой и гексакоптер со сменной оптической или радиолокационной нагрузкой.
Характеристики размещённого оборудования позволяют обнаружить фигуру человека на расстоянии 6 км, а танка – 15 км. В автоматическом режиме система «цель–танк» распознаёт на дистанции 4–6 км.
Гексокоптер, занимающий половину пространства в кузове, может парить над землёй целый час на высоте до 500 м в автономном режиме. При питании от кабеля летательный аппарат поднимается на 50 м, поскольку ему приходится ещё тянуть с земли и провода.
Кроме того, в разработке нового образца разведывательной машины участвовали ЗАО «НТЦ «Элинс», ЗАО «ЦНИИ «Буревестник», ЗАО «ТПК «Линкос» и ЗАО «НПО «НЕЛК». Что будет с этой машиной и «Тайфун-К», в частности, ещё не определено, но в числе первых задач, конечно, машина нуждается в отечественной моторно-трансмиссионной группе.
Модификации
Тайфун К-63968
Основная статья: КАМАЗ-63968
Бескапотный многофункциональный модульный автомобиль. В модификации для перевозки личного состава может перевозить до 10 или 16 человек. Высадка десанта может осуществляться как с помощью рампы, так и через дверь. Лоб кабины обладает усиленным бронированием, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов; возможна установка бронещита, закрывающего лобовое стекло. По другим сведениям, броня рассчитана только на попадание пуль калибра 7,62 мм, что соответствует 3-й категории по STANAG. Противоминная защита соответствует категории 3b. Отсек десанта оборудован триплексами, а также мониторами, отображающими информацию с внешних видеокамер. В настоящее время производится серийно.
Тайфун К-63969
Бронетранспортер с колёсной формулой 6х6 и дистанционно управляемой пушкой. Однообъёмный бронемодуль (кабина и кузов — единая конструкция). Впервые был публично показан в июне 2013 г. в цеху на этапе сборки. Имеет круговое бронирование, рассчитанное на противостояние пулям калибра 14,5 и 12,7 мм (соответствует уровню 4 по STANAG 4569). Противоминная защита соответствует уровню 3b. Масса машины в снаряжённом состоянии – 19,7 т, полезная нагрузка – 4 тонны. Серийно не производится.
Тайфун К-53949 «Тайфун 4х4»
Тайфун К-53949 на параде Победы в 2018 году.
Многоцелевой бронеавтомобиль повышенной проходимости, армейский автомобиль-внедорожник с колесной формулой 4х4. На нём установлена комбинированная защита из керамической брони, под ней — броневая сталь. Полная масса — более 15 тонн, максимальная скорость — 105 км/ч.
Применение: охрана и сопровождения колонн, санитарная перевозка, ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, разведывательная и командно-штабная машина, машина огневой поддержки. Автомобиль впервые представлен на Дне инноваций ЮВО в октябре 2015 года.
Урал-63095 «Тайфун-У»
Основная статья: Урал-63095
Внутри бронекапсулы Урал-63099
Капотный многофункциональный модульный автомобиль (трёхместная бронированная кабина и сменный кузов-бронемодуль).
Урал-63099 «Тайфун-У»
Капотный однообъёмный автомобиль для перевозки личного состава. Может перевозить до 12 человек, высадка десанта осуществляется через дверь.[неавторитетный источник?].
Описание
Советский Союз базировал БТР-80 на базе БТР-70 БТР. Имеет одноместный 260-сильный V-8. с турбонаддувом с водяным охлаждением, дизельный двигатель, улучшенный по сравнению с твин бензин двигатели, устанавливаемые на БТР-60 и БТР-70. В измененной задней части корпуса установлен новый одномоторный двигатель. Советы сняли крышу фаски доработанного БТР-70, приподняли заднюю часть и скруглили наклонный назад моторный отсек. В стандартную комплектацию входят видеоблоки ТНПО, оптические приборы ТНП-Б и ТКН-3 для водителя и командира, ОУ-3ГА2М. инфракрасный прожектор, шесть 81 мм дымовая граната пусковые установки 902В “Туча”, радиостанция (Р-173 или Р-163-50У), переговорное устройство, и гидрореактивные двигатели для морских силовых установок.[нужна цитата ]
Возможности
БТР-80 интерьер
Советский Союз модифицировал башню с усеченным конусом, использовавшуюся на БТР-70, для БТР-80, переработав конструкцию башни. мантия. Это позволяет 14,5 мм (0,57 дюйма) и коаксиальный 7,62 мм (0,3 дюйма) пулеметы должны быть подняты максимум на 60 градусов. Этот большой угол обстрела полезен при поражении целей на крутых склонах, в городских боях и для поражения низко летящих медленно летящих воздушных целей. Советы также изменили конструкцию и расположение порты для стрельбы; порты теперь круглые, а не каплевидные, и имеют шаровые опоры, аналогичные тем, которые используются на БМП-1. Передние окна для стрельбы теперь расположены в угловых нишах, что позволяет пехоте вести огонь в переднюю часть машины.[нужна цитата ]
Боковые двери нового дизайна разделены по горизонтали. Верхняя часть открывается вперед; это дает спешивающимся войскам некоторую защиту от огня из стрелкового оружия спереди машины. Нижняя часть открывается вниз, образуя ступеньку. В корме башни установлено шесть прожекторов дымовых гранат.[нужна цитата ]
БТР-80 может преодолевать склоны с уклоном до 60% и преодолевать подъемы с шагом 0,5 м по вертикали.
Замечания
А русский БТР-80 в воде.
В 1984 году Советы начали производство дизель -двигательный вариант БТР-70, который они назвали БТР-80. Советы модернизировали некоторые БТР-70 с некоторыми улучшениями, включенными в БТР-80, включая башню с большим углом стрельбы. Двойные двери предназначены для высадки пехоты во время движения машины и позволяют пехоте, находящейся внутри, выходить с одной стороны, если по другой идет огонь. В 30-мм пушка варианты эффективны против большинства целей, кроме основные боевые танки, против которых они все еще могут нанести значительный ущерб оптике, оружию и важным системам. Орудие не стабилизировано, поэтому точный огонь на ходу ограничен небольшими скоростями, а механизм поворота башни управляется вручную. Стрелок сидит в подвешенном на крыше кресле, расположенном над ровным полом за водителем / командиром и двумя пассажирами, перед пассажирской скамьей. Место наводчика простое, но нехарактерно просторное для советской бронетехники. Наводчик оснащен как дневным оптическим прицелом, так и инфракрасным. ночной прицел.[нужна цитата ]
Модификации
6.1 Советские и российские
- БТР-80 — базовая модификация. Вооружена пулеметами ПКТ калибра 7,62 мм и КПВТ калибра 14,5 мм
- БТР-80К – командирская модификация БТР-80. Вооружение без изменений, установлено дополнительное штабное и связное оборудование.
- БТР-80А – установлена башня лафетной компоновки, в ней находятся пулемет ПКТ калибра 7,62 мм и автоматическая пушка 2А72 калибра 30 мм. Многие специалисты считают, что эта модификация является колесной БМП
- БТР-80С – модификация БТР-80А, предназначенная для внутренних войск. В башне лафетной компоновки установлены пулеметы ПКТ калибра 7,62 мм и КПВТ калибра 14,5 мм
- БТР-80М – модификация БТР-80А. Установлены шины КИ-126 с большей пулестойкостью и двигатель ЯМЗ-238 с мощностью 240 л.с. Корпус прибавил в длине.
- БТР-82, БТР-82А – установлена скорострельная пушка 2А72 калибра 30 мм на БТР-82А либо пулемет КПВТ калибра 14,5 мм на БТР-82. Они являются спаренными с ПКТМ калибра 7,62 мм, двухплоскостным цифровым стабилизатором вооружения, электроприводом, всесуточным комбинированным прицелом наводчика ТКН-4ГА с каналом управления дистанционным подрывом снаряда и стабилизированным полем зрения. Также установлен двигатель (300 л.с.), кондиционер и антиосколочная защита. Увеличены такие характеристики, как проходимость, ресурс эксплуатации, живучесть и надежность. Также, как считают эксперты, вдвое увеличился коэффициент боевой эффективности. Опытные образцы увидели свет в конце 2009 года. В следующем году прошли госиспытания, после чего новые модели были взяты на вооружение. В 2011 году свое вооружение на БТР-82А сменили ряд частей ЮВО. Кроме этого БТР-82 заинтересовался Казахстан.
- БТР-82А1 (БТР-88) – модернизация БТР-82. Установлен дистанционный боевой модуль с пулеметом калибра 7,62 мм и автоматической пушкой калибра 30 мм
- БТР-82АМ – модернизация, которая улучшила БТР-80 до уровня БТР-82А. Создана в процессе капремонта.
6.2 Зарубежные
В Венгрии было создано на основе БТР-80 семейство спецмашин, которые оснастили разнообразным оборудованием, по стандартам NATO:
- BTR-80 SKJ — медицинская машина
- BTR-80 VSF — машина био-, радио — химической разведки
- BTR-80 MVJ — ремонтно-эвакуационная машина
- BTR-80 MPAEJ — машина ремонта и технического обслуживания
- BTR-80 MPFJ — инженерная машина
БТР-80УП – модернизированный БТР-80, разработанный Украиной для Ирака.Установлены новые пневмо- и электросистемы, шины и дизель Д-80 (300 л.с.). Убран водомет. Произошло усиление защиты. На основе этой машины осуществилась разработка следующих модификаций:
- БТР-80УП-КР — КП командира роты
- БТР-80УП-КБ — КП командира батальона
- БТР-80УП-С — КШМ
- БТР-80УП-М — санитарная машина
- БТР-80УП-Р- разведывательная машина
- БТР-80УП-БРЕМ — БРЭМ
- БТР-80УП-Т — транспортная машина
БТР-3
Варианты и модификации[править]
- БТР-82А — модификация с 30-мм пушкой 2А72 в модуле БППУ.
- БТР-82А1 (БТР-88) — модернизированный БТР-82, оснащённый дистанционно управляемым боевым модулем разработки ЦНИИ “Буревестник” с 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулемётом.
- БТР-82АМ — БТР-80 модернизированный до уровня БТР-82А. Модернизация производится в ходе капитального ремонта на ремонтных предприятиях.
- БТР-82В — вариант для Росгвардии.
- БТР-87 — глубокая модернизация БТР-82А, имеет полностью новый бронекорпус с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения и задним расположением отделения для десантников. Разработан ООО “Военно-промышленная компания” (Группа ГАЗ) и в основном предназначен для экспорта. Впервые был показан в июне 2015 года на международном военно-техническом форуме “Армия-2015” в Кубинке.
Рабочий транспорт очень вежливых людей
Наши взялись за разработку подобной техники чуть позже. Но, пожалуй, с появлением в 2014–2015 годах отечественных бронированных автомобилей проекта Тайфун стало очевидно — оппонентов в этой области российская армия догнала. И даже по ряду умений опережает. Трехосный полноприводный Урал-63099, он же Тайфун-У, он же Typhoon — не менее брутальный грузовик капотной компоновки, чем Кугуар.
Тайфун-У лишь кажется медлительной бронированной махиной. На деле он умеет ездить достаточно быстро.
Вместимость у нашей машины выше — два члена экипажа и двенадцать десантников (у модификации 63095, где кабина отделена от десантного модуля, их и вовсе 14).
Превосходит Урал «американца» и по мощности двигателя. Коробка передач с аналогичными параметрами — автоматическая, 6-ступенчатая. А вот подвеска нашего бронеавтомобиля гидропневматическая с изменяемым клиренсом. По этому параметру мы снова впереди — у Кугуара фиксированный дорожный просвет. По шинам — паритет. У Кугуара — так называемые run flat, у отечественного грузовика — шины размерности 16.00 R20, пулестойкие с твердыми вставками и автоподкачкой.
Рабочее место водителя — как в обычном грузовике. Назначение автомобиля выдают лишь толстые пулестойкие стекла и… изрядный вес бронированной двери. Изящно хлопнуть ею весьма трудно.
Урал оснащен антитравматическими сиденьями. Мягкая обивка, развитый подголовник, индивидуальный ремень безопасности — в таких путешествовать удобно. Даже в каске и с полным набором амуниции.
А что с защитой нашего экипажа и десанта? Бронекапсула с V-образным днищем способна выдержать взрыв до 8 кг в тротиловом эквиваленте. Это больше, чем заявлено у «американца». В салоне Урала на подвесах смонтированы поглощающие энергию взрыва кресла с индивидуальными ремнями безопасности. Сиденья достаточно просторные, поскольку рассчитаны на бойцов в полной экипировке «Ратник».
В Тайфуне посадка-высадка десанта происходит через заднюю дверь-трап.
Броня корпуса комбинированная, разнесенная из стали и керамики. Способна выдержать попадание бронебойных пуль калибра 12,7 мм с дистанции 200 м и удары осколками при подрыве осколочно-фугасного снаряда на расстоянии 25 м. Как говорят военные, с любого ракурса. То есть автомобиль одинаково хорошо защищен «по кругу». Если воспользоваться терминологией, принятой в НАТО, то Тайфун-У оснащен по четвертому уровню защиты стандарта STANAG от пуль и осколков, а также по уровню 3b — от мин. Как видим, здесь в сравнении с Кугуаром минимум паритет, если не превосходство.
И наконец, вооружение. Наши сразу взяли курс на дистанционно-управляемый боевой модуль, расположенный на крыше. На нем может быть смонтирован, например, российский крупнокалиберный (12,7 мм) пулемет «Корд» с ленточным питанием.
Характеристики бронеавтомобилей России и США
Характеристики | Ural — 63099 Tiphoon | Cougar HE 6×6 |
Боевая масса, тонн | 24,0 | 22,2 |
Экипаж, чел. | 2 | 2 |
Десант, чел. | 12 | 10 |
Длина / ширина / высота, мм | 8470 / 2550 / 3220 | 7080 / 2740 / 2640 |
Клиренс, мм | 300–500 | 410 |
Двигатель, л.с. | ЯМЗ-5367, 450 | Caterpillar, 330 |
Коробка передач | МЗКТ А6 | Allison А6 |
Максимальная скорость, км/ч | 105 | 105 |
Запас хода, км не менее | 1000 | 966 |
Преодолеваемый подъем, % | 60 | 60 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 | 0,5 |
Преодолеваемый брод, м | 1,8 | 1,0 |
Броня | сталь+керамика | комбинированная |
Вооружение: пулемет, мм | 12,7 | 5,56 или 7,62 или 12,7 |
Конструкция бронеавтомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97)
Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» имеет сварной несущий корпус производства Курганмашзавода. Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из крупнокалиберного 12,7-мм пулемета НСВ с дистанции 300 м, нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м. Днище автомобиля также бронировано.
Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97), исходный вариант. Так машина выглядела до модернизации
Внутри корпус «Выстрела» разделен на моторный отсек и совмещенное отделение для экипажа и десанта. На корпусе выполнены боковые и задние кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего автомобиля.
Топливные баки БПМ-97 (2 х 125 л) протектированы, ещё один, дополнительный топливный бак емкостью 20 л размещен в бронированном корпусе. Автомобиль оснащен автономным отопителем позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне зависимости от работы двигателя. Так же на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.
Применение унифицированных с гражданскими грузовиками узлов и агрегатов позволяет обеспечивать КамАЗ-43269 «Выстрел» пробег до капитального ремонта 270 тыс. километров. Серийные узлы и агрегаты позволяют упростить процессы производства и ремонта автомобиля, и значительно удешевить стоимость производства. Не маловажным преимуществом такого подхода является и возможность производить технический осмотр и ремонт броневика средствами, предназначенными для обычных серийных автомобилей и шасси производства ОАО КамАЗ.
А это уже модернизированный КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97). Из внешних отличий: лобовое стекло стало сплошным, сзади корпуса появилось фильтро-вентиляционное устройство
История создания и производства
По состоянию начала 1980-х годов главным БТР Советского Союза являлся БТР-70. Но они не смогли избавиться от главных изъянов БТР-60, несмотря на сделанные усовершенствования. К одному из главных недостатков относилась по-прежнему неудовлетворительная посадка/высадка экипажа и десанта. Также конструкция силовой установки, изготовленная из карбюраторных спаренных двигателей, отличалась ненадежностью и сложностью, и при этом потребляла очень много топлива. Имелись другие недостатки по сравнению с дизелем. Также БТР был плохо защищен, а водометный движитель легко подвергался забиванию торфяной жижей, водорослями и другими предметами.
Устранение этих недостатков было поручено КБ ГАЗа, где в начале 80-х гг. выполнилось проектирование БТРа ГАЗ-5903. Компоновка БТР-70 сохранилась, но были произведены весомые усовершенствования. Для посадки/высадки установили двухстворчатые люки, размещенные по бокам корпуса, карбюраторные двигатели заменил один, но мощнейший дизель. Габариты возросли следующим образом – высота и длина корпуса увеличились на 11,5 см, а ширина – на 10 см, при этом общая высота БТР увеличилась на 3 см. в дальнейших модификациях появилась возможность стрелять из-под брони, благодаря шаровым установкам, развернутым к передней полусфере. Бронирование возросло мало, но общая масса увеличилась на 2100 кг. Однако запас хода увеличился, а подвижность не уменьшилась. После того, как ГАЗ-5903 прошел госиспытания, он был принят в 1986 году на вооружение и получил обозначение БТР-80.
Тактико-технические характеристики
5.2 Бронирование
- Тип брони: катаная стальная
- Лоб корпуса, см/град.: 1
- Борт корпуса, см/град.: 0,7..0.9
- Корма корпуса, см/град.: 0,7
- Лоб башни, см/град.: 0,7
- Борт башни, см/град.: 0,7
- Корма башни, см/град.: 0,7.
5.3 Вооружение
- Углы ВН, град.: −4..+60
- Углы ГН, град.: 360
- Дальность стрельбы, км: 1,5 (ПКТ); 1..2 (КПВТ)
- Прицелы: 1ПЗ-2
- Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ; 1 × 14,5-мм КПВТ.
5.4 Подвижность
- Тип двигателя: КамАЗ 7403
- Мощность двигателя, л. с.: 260
- Скорость по шоссе, км/ч: 80
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 9 – вплавь; 20..40 по грунту
- Запас хода по шоссе, км: 600
- Запас хода по пересечённой местности, км: 200..500 по грунтовкам
- Удельная мощность, л. с./т: 19,1
- Колёсная формула: 8×8/4
- Тип подвески: торсионная индивидуальная с гидравлическими амортизаторами
- Преодолеваемый подъём, град.: 30
- Преодолеваемая стенка, см: 50
- Преодолеваемый ров, см: 200
- Преодолеваемый брод: плавает.