История создания бомбардировщика Douglas TBD-1 «Devastator»
Конкурс на создание бомбардировщика-торпедоносца для замены устаревших самолетов T3M и T4M, был объявлен бюро Аэронавтики флота США в июне 1934 года. Участвовать в нем согласились только две и «Дуглас», имевшие подобные наработки, однако этого было явно недостаточно, посему обоим фирмам-участницам было предложено построить опытные образцы.
«Грэйт Лэйкс» строила биплан, а вот «Дуглас» решили выдать новинку — цельнометаллический моноплан палубного базирования. Такого в США не делал ещё никто. Технически, машина (будущий бомбардировщик TBD-1) была довольно интересной: именно на ней впервые были применёны гидравлический механизм складывания крыла, полуутопленное в фюзеляж расположение торпеды, и тормоза колёс основных стоек шасси.
Прототип XTBD-1 (Х — экспериментальный, в США) был построен весной 1935 года, а 15 апреля того же года, он впервые поднялся в воздух. Войсковые испытания начались всего через 9 дней, на базе ВМС в Анакосте.
Чертеж бомбардировщика Дуглас TBD-1 «Девастэйтор»
Флотские чины быстро убедились что новшества «Дуглас» по всем статьям превзошли «классику» «Грэйт Лэйкс». Всего через полгода (16 января 1936 года), новый бомбардировщик-торпедоносец, под индексом TBD-1 был принят на вооружение ВМС США, а 3 февраля с был подписан контракт на поставку 114 самолётов. Интересно, что собственным именем «Devastator» («Разрушитель»), TBD-1 обзавелся только 1 октября 1941 года. Почему устаревшей к тому времени машине было присвоено такое претензионное имя, история скрывает.
Всего за три года производства (1937-1940 г.г.) был произведен 131 самолёт TBD-1 всех модификаций. Применялся на всех американских авианосцах того времени (по 1 эскадрилье на каждом), планировался к экспорту в Нидерланды, но после захвата этой страны Германией, проект был закрыт.
Американский бомбардировщик-торпедоносец Дуглас TBD-1 «Девастэйтор». Штатное крепление торпеды довольно ориганальное, не находите?
История создания
30 июня 1934 года Бюро Аэронавтики ВМС США объявило конкурс на создание торпедоносца! На конкурс поступили предложения от трёх фирм:
1.
Прототип XTBG-1 был трёхместным бипланом. Он имел цельнометаллический фюзеляж типа полумонокок, поверхности крыльев и хвостового оперения, обшитые тканью. Испытания прототипа выявили неудовлетворительные лётные характеристики, и этот проект был отвергнут.
2.
предложила цельнометаллический двухмоторный четырёхместный поплавковый моноплан XPBTH-2. Так как он не мог базироваться на авианосцах, флот США также не проявил к нему интереса.
3.
Победителем конкурса стал проект фирмы Дуглас — XTBD-1. Данный проект являлся шагом вперёд по сравнению с бипланами . Это был цельнометаллический моноплан с фюзеляжем типа полумонокок и низкорасположенным крылом. Тканью покрывались только управляющие поверхности — элероны, рули высоты и направления. Крыло большой площади имело размах 15 метров, поэтому для компактного размещения в ангаре авианосца впервые было применено складывание крыла с помощью встроенного гидравлического привода. С каждой стороны по 3,65 м плоскости крыла подымались вверх, почти касаясь кабины пилота.
Фирма возглавляемая Дональдом Дугласом находилась в Санта-Монике, Калифорния. Главным инженером фирмы был Фред Герман а разработкой проекта торпедоносца руководил сам Фрэнк Флеминг.
Торпедоносец-бомбардировщик Douglas TBD Devastator
В начале 1931 году ВМС США начали конкурс проектов нового самолета-торпедоносца для авианосцев США, в частности для авианосца «Рейнджер», который должен был войти в состав флота в этом году. После изучения полученных предложений, прототипы были заказаны у и корпорации «Грейт Лэйкс Эркрафт» (Great Lakes Aircraft Corporation). Дуглас XTBD-1 представлял собой первый палубный моноплан для ВМС США. С другой стороны. XTBG-1 корпорации «Грейт Лэйкс Эркрафт» (построен один прототип) стал последним торпедоносцем-бипланом, представленным авиации ВМС США.
Прототип XTBD-J, впервые полетевший 15 апреля 1935 года, имел довольно обычную конфигурацию и конструкцию. Свободнонесущий низкоплан имел крыло, складываемое приблизительно в середине консоли. Конструкция цельнометаллическая, за исключением полотняной обшивки руля поворота и руля высоты. Высокий фюзеляж включал внутренний отсек для оружия, в котором можно было разместить торпеду или большую бронебойную бомбу.
«Douglas», торпедоносец-бомбардировщик TBD «Devastator» нажмите на фото, чтобы увеличить
Трехстоечное шасси с хвостовым колесом имело убирающиеся основные стойки, их колеса в убранном положении наполовину выступали из нижней поверхности крыла. Тормозной гак был установлен впереди хвостового колеса. Силовая установка прототипа состояла из звездообразного двигателя «Пратт-Уитни» XR-1830-60 мощностью 800 л.с. (597 кВт). Кабина предусматривала размещение под длинным прозрачным фонарем экипажа из трех человек: пилота, штурмана-бомбардира и стрелка.
«Douglas», торпедоносец-бомбардировщик TBD «Devastator»
Первые испытания прототипа прошли так хорошо, что уже через девять дней после первого полета была способна передать его авиации ВМС США для войсковых испытаний. Через девять месяцев за войсковыми испытаниями последовали контракты на серийное производство 129 самолетов TBD-1 «Девастейтор» (Devastator — «опустошитель»), первый из которых фирма заключила 3 февраля 1936 года. Когда 25 июня 1937 года начались поставки этого самолета, авиации ВМС США, бесспорно, получили наиболее современный самолет-торпедоносец на период Второй мировой войны.
Американский торпедоносец-бомбардировщик «Douglas» TBD «Devastator»
Первой эскадрильей авиации ВМС США, получившей TBD-1 (5 октября 1937 года), оказалась VT-3. Эскадрильи VT-2, VT-5 и VT-6 были вооружены ими в течение следующего года. TBD-1 оставался на вооружении передовых частей авиации ВМС США до окончания сражения у атолла Мидуэй.
Палубный бомбардировщик авиации США «Дуглас» TBD «Девастейтор»(Devastator — «опустошитель»)
Главное столкновение этого сражения произошло 4 июня 1942 года, когда 35 TBD-1 были сбиты зенитным огнем и японскими истребителями Второй мировой войны «Мицубиси» А6М «Зеро» Неспособные противостоять современным истребителям и зенитной артиллерии, они вскоре после этого были убраны с боевой службы. Впоследствии «Девастейторы» использовались в течение некоторого времени для связи и подготовки летчиков.
Модель | TBD «Devastator» |
Экипаж, человек | 3 |
Длина, метров | 10,67 |
Размах крыла, метров | 15,24 |
Высота, метров | 4,60 |
Площадь крыла,м2 | 39,2 |
Масса пустого, кг | 2804 |
Максимальная взлётная масса, кг | 4624 |
Силовая установка | Pratt & Whitney R-1830-64 |
Мощность, л.с., кВт | 900 (671) |
Крейсерская скорость, км/ч | 206 |
Максимальная скорость км/ч, м | 332 на 2440 |
Скороподьемность, м/с | 3,7 |
Нагрузка на крыло, кг/2 | 107 |
Тяговооруженность, Вт/кг | 159 |
Практич.даль., км с бомбой,кг/км | 454 до 1152 |
Практич.даль., км с торпедой Mk.XIII | 669 |
Практический потолок, м | 6005 |
Вооружение, пулеметы, мм | 2х7,62 |
Бомбовая нагрузка, кг (или) | 1х454 |
Вооружение, торпеда (тип) | Mk.XIII |
- Сергей Колов. Мидуэйская драма «опустошителя».
- Александр Чечин, Николай Околелов. Не оправдавший надежд.
- Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
< Назад | Вперед > |
Палубный универсальный самолёт «Douglas TB2D Skypirate» (макет)
Развитие палубной авиации в 1941-45 годах связано в Соединенных Штатах, сначала, с опасностью, исходящей от Правительского флота Стране восходящего солнца. Пёрл-Харбор показал всему миру, какое значение приобретает палубная авиация. США требовался самолет с способностями самозащиты, нанесения ударов по надводным и подводным кораблям противника.
К началу 2МВ америкосы удачно разрабатывали и делали два палубных самолета – торпедоносец TBD «Devastator» и пикировщик SBD «Dauntless». С 1941 года авиационная начинает разрабатывать новый самолет под заглавием XSB2D «Dauntless» II. Но через два года разработку самолета останавливают в пользу универсального самолета с одним движком под заглавием BTD «Destroyer». Правда необходимо отметить, что ВМФ Соединенных Штатов самолет
не стали получать.
Инженеры усиленно работали над проектом нового самолета. В качестве базы был избран самолет «A-26 Invader». Самолет получил новый движок, увеличенный размах крыла. Изменяют шасси самолета для обеспечения палубной взлет/посадки и хвостовую часть. Планировалась возможность забугорной поставки самолетов, зачем заносят конфигурации в конструкцию (tailhook). Под крылья устанавливают пилоны для вооружения самолета авиабомбами либо торпедами.
В 1942 году начались работы над проектом самолета «Douglas 1942 VTB Proposal» (проект «Devastator 2»). Самолет получает складывающееся крыло. Вооружение самолета было представлено семью пулеметами: — два пилона Mk 2. Пилон состоял из 2-х пулеметов «Browning M-2» калибра 12.7мм. Размещение – под крылом самолета; — три пулемета подвижного выполнения Browning M-2» калибра 12.7мм. Два пулемета расположили в башне типа «Firestone 250CH-3», 3-ий пулемет
установили под фузеляжем.
На 4-х свободных пилонах под крылом планировали установку дополнительных топливных баков, что давало возможность
прирастить дальность полета практически вдвое. Из оборудования, согласно проекта,самолет получал радар «APS-4» и 28-цилиндровый движок «WaspMajor» Pratt&Whitney XR-4360-8 с мощностью 3 тыщи л.с с обратным вращением винтов.
К данному самолету командование флота проявило энтузиазм для обеспечения авианосцев класса «Midway». Самолет заинтересовывал моряков как торпедоносец, для его прикрытия и эскорта планировали использовать истребители «Boeing XF8B». Но «Douglas 1942 VTB Proposal» был должен стать универсальным самолетом с возможностью выполнения последующих задач: — бомбардировки неприятельских надводных кораблей; — разведки и наблюдения.
Осенью 1943 года спущен на воду головной авианосец класса «Midway» и с подписывают договор на создание 2-х прототипов. Самолеты официально именуют «Skypirate», обозначение «TB2D». Серийные номера прототипов универсальных палубных самолетов — 36933/36934. Планировалось заказать 23 экземпляра новых палубных самолетов.
1-ый из прототипов в первый раз подымается в небо исключительно в начале 1945 года. 2-ой – на несколько месяцев позднее. 2-ой макет
мало отличался от первого наличием удлиненного фюзеляжа (+ 58 см). Бывалые самолеты испытывали без установки вооружения. На летных испытаниях самолет сумел поднять в воздух полезную нагрузку, в 4 раза огромную, чем большая часть бомбардировщиков ВВС США.
После войны у Стране восходящего солнца оставался все еще достаточно мощнейший флот, и потребность в схожих самолетах была довольно животрепещуща. Но резкое послевоенное сокращение военного бюджета отразилось на производстве и приобретении «TB2D Skypirate» самым плачевным образом. Партию
Эксплуатация бомбардировщика Douglas TBD-1 «Devastator»
В конце 1939 года бомбардировщики-торпедоносцы TBD-1 начали использовались для поиска немецких подводных лодок в Атлантическом океане. Первое их боевое применение состоялось 10 января 1942 года, когда 4 торпедоносца с авианосца «Лексингтон» атаковали глубинными бомбами японскую подводную лодку, но без особых результатов.
В марте 1942 г. TBD-1 впервые потопили надводную цель, ею оказался небольшой японский корабль, а 7 мая 1942 г., во время сражения в Коралловом море при участии TBD-1 был потоплен авианосец «Сёхо». Но уже в июне во время сражения у атолла Мидуэй TBD-1 понесли большие потери, так и не поразив ни одного японского корабля.
Мидуэйем, боевая карьера «Разрушителя» закончилась, все самолеты были сняты с вооружения авианосных авиакрыльев, хотя на вспомогательных направлениях, и в качестве учебных машин, продолжали использоваться до середины 1944 года.
• Справочник авиации • Самолеты того же периода •
Серии[]
В 1936 году авианосцы имеются лишь у Великобритании, Франции, Японии и Соединённых Штатов.
- Великобритания
Великобритания имеет в своём флоте 5 авианосцев, а также один, находящийся в процессе постройки. 3 корабля серии Courageous являются перестроенными линейными крейсерами, построенными на базе проектов тяжёлого крейсера. Судна имеют три ангара, способных разместить до 60 самолётов. На вооружении также имеются 50 калиберные пулемёты ПВО для защиты от налётов с воздуха. Двигатель — Парсонс мощностью в 40.000 л.с., позволяющий корабль развивать скорость в 31.2 узла.
Авианесущий HMS Hermes — единственный корабль серии Hermes. Вооружённый двумя 50-калиберными зенитными пулемётами Виккерс MK III, корабль в целом идентичен серии Courageous, однако, в отличие от авианосцев этой серии, имеет укороченную палубу и меньшее количество ангаров, из-за чего может перевозить на себе только 20 самолётов. Установленный двигатель Парсонс 60.000 л.с. помогает кораблю развивать максимальную скорость в 28.5 узлов. Дальность плавания судна составляет 4000 км, а экипаж — 1500 человек.
- Франция
Единственный авианосец Франции Béarn был перестроен из недостроенного линкора класса Нормандия. На судне установлено четыре 138,6-мм/55 пулемёта модификации 1910 года, позволяющие вести борьбу с малыми кораблями. В качестве зенитных орудий были установлены четыре 13,2-мм пулемёта 76 калибра 1929 года. Двигатель — французский Парсонс 29.000 л.с., оставшийся от корпуса недостроенного линкора, позволяющий кораблю идти со скоростью в 32.1 узла. Дальность действия авианосца составляет 4000 км, как у большинства других авианосцев крупных держав. Авианосная группа состоит из 36 самолётов: 18 палубных истребителей и 18 бомбардировщиков. Всего на корабле могут быть размещены 40 самолётов. Экипаж составляет 6000 человек.
- Япония
- США
характеристики | «Корейджес» | «Беарн» | «Кага» | «Лексингтон» |
---|---|---|---|---|
Страна | ||||
Вспомогательная артиллерия | — | 2×2 — 138,6-мм/55 1910 г. | 2×2 — 15-см/50 тип 1941 г. | 2×2 — 5-дюйм/51 Mk 8 |
Зенитная артиллерия | 2×2 — 50-кал. Виккерс Mk II | 2×2 — 13,2-мм/76 1929 г. | 2×2 — 13-мм/76 тип 93 | 2×2 — Браунинг .50 |
Максимальная скорость, узлы | 31,2 | 32,1 | 30,6 | 27,5 |
Размер палубы | 60 | 40 | 60 | 60 |
Авиационная группа | Хоукер «Нимрод» (18 ед.)Блэкберн «Шарк» (24 ед.) | Девуатин D.376 (18 ед.)Латекоэр 298B (18 ед.) | Накадзима A4N (16 ед.)Айти D1A2 (16 ед.)Накадзима B5N (28 ед.) | Грумман FF «Фифи» (16 ед.)Нортроп BT (30 ед.)Дуглас TBD «Девастэйтор» (12 ед.) |
Экипаж | 6500 чел. | 6000 чел. | 6500 чел. | 6500 чел. |
Советы[]
Авианосцы можно использовать в качестве плавучих авиабаз. Это позволит использовать авиацию в тех местах, где не имеется доступной наземной авиабазы. Достаточно просто разместить судно в нужном районе и вручную назначить задания для самолётов, например поддержку наземных войск или бомбардировку зданий, кораблей или инфраструктуры.
Другая роль авианосца — участие в морских сражений и поддержка сражающихся кораблей. Авианосцы, вступая в бой, отправляют авиацию на задание автоматически. В самом сражении судна занимают самую дальнюю, четвёртую, линию, что помогает им оставаться на плаву, пока имеются эскортные или линейные корабли. Укрываясь от противника за группой охранения и боевой линией, авианосцы могут беспрепятственно атаковать врага. Самолёты на авианосных кораблях ограничивают свободу перемещения противника и тем самым помогают в охране.
- Примеров дизайнов авианосцев
- Приоритетное значение для авианосца имеет количество ангаров. Так как количество авианосцев в морском бою ограничено четырьмя суднами, имеет смысл максимальный приоритет отдавать именно максимальной вместимости каждого авианосца.
- В тоже время не стоит забывать о скорости корабля — это наиболее важный параметр для каждого судна, в том числе и авианосца.
Конструкция бомбардировщика Douglas TBD-1 «Devastator» и основные модификации
Бомбардировщик-торпедоносец Douglas TBD-1 «Devastator» построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж ферменной конструкции. Крыло двухлонжеронное со складывающимися консолями.
Для удержания самолёта на плаву в случае вынужденной посадки на воду внутри крыла устанавливались прорезиненнные надувные мешки (демонтированы в 1940 году).
Шасси трёхопорное, частично убирающееся, с хвостовым колесом. Самолёт оборудовался посадочными щитками и гаком. Все члены экипажа размещались в одной закрытой кабине друг за другом. Сверху кабина закрывалась длинным фонарём с 4 сдвижными секциями.
Силовая установка состояла из поршневого 14-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения Прэтт-Уитни R-1830-64 с трёхлопастным винтом изменяемого шага диаметром 3,12 м.
Автор книги: Андрей Фирсов
Накадзима B5N
В конце 1941 г, когда политические трения между Японией и Западными странами быстро прошли точку возврата на пути к войне, японский императорский флот мог бы с гордостью смотреть на свою палубную авиацию и торпедоносцы в частности. Экипажи были отменно подготовлены, оружие – торпеды обр. 91 года (1931 г) – надежны и, наконец, самолеты – морской палубный бомбардировщик-торпедоносец «тип 97» «модель 12» (Накадзима B5N2) – безусловно превосходили американский Дуглас TBD ’’Девастэйтор” и тем более английские бипланы Фейри «Суордфиш» и «Альбакор» Подтверждением этого является потопление японскими палубными торпедоносцами в течение первого года войны трех американских авианосцев: «Лексингтона», «Йорктауна» и «Хорнета». B5N2 с палуб авианосцев и береговых аэродромов широко использовались практически на всех фронтах войны на Тихом океане. Причем «тип 97» не был даже относительно новой машиной – работы по нему начались по требованиям 10-Си более чем за шесть лет до нападения японцев на Перл-Харбор.
Эти спецификации на «морской опытный бомбардировщик-торпедоносец» определяли создание трехместного торпедоносца-моноплана под один двигатель Мицубиси «Кинсей» или Накадзима «Хикари». Размах крыла самолета не должен был превосходить 16 м (7,5 м в сложенном положении), скорость определялась в 335 км/ч на высоте 2000 м, продолжительность полета – четыре часа при боевой нагрузке из 800-кг торпеды и семь часов без нагрузки.
Согласно этим довольно высоким требованиям, Накадзима предложила проект “тип-К” конструкции Кацудзи Накамуры. Если конкурирующая Мицубиси предложила самолет с неубираемым шасси под собственный двигатель “Кинсей” Ка-16, Накамура решил использовать убираемые с помощью гидравлики стойки шасси, несмотря на серьезные проблемы с разработкой такого устройства, бывшего для японской авиации еще в новинку. Двигатель был выбран Накадзима “Хикари”-2 – 9-цилиндровый, мощностью 700 л.с. Первый опытный самолет “типа-К” – B5N1 по нумерации имперского флота – был готов в декабре 1936 г. Фюзеляж самолета представлял собой полумонокок с клепанной, гладкой обшивкой. Моторама сварена из стальных труб. Экипаж из трех человек располагался тандемом: спереди – пилот, за ним – штурман-бомбардир и стрелок– радист. Вооружение состояло из 7,7-мм пулемета “тип 92” на подвижной установке. Бомбодержатели могли поднять одну 800-кг бомбу или три 250-кг или 800-кг торпеду. Окно бомбоприцела располагалось в корне левого крыла.