БМПТ “Терминатор” — применение
Известность новый вид военной техники приобрел в 2010-ых годах. Разумеется, БМПТ «Терминатор» традиционно представляли как прорывное оружие российского военно-промышленного комплекса. Машина выглядела действительно грозно, однако четкого понимания относительно его использования не было. Поэтому армия не спешила принимать машину на вооружение.
Первые испытания в реальных боевых условиях БМПТ “Терминатор” прошла в Сирии в 2017 году. Информация о результатах была засекречена, однако после этого техника все же была принята на вооружение. Также сообщается о применении БМПТ “Терминатор” в Украине в районе города Северодонецк.
Тем не менее, судьба машины остается все еще под вопросом. В 2021 году Минобороны России должно было принять решение о запуске серийного производства “Терминатора” и массовых поставках в армию. Однако официально никакой информации о таком решении не поступало. Согласно данным из официальных источников, российская армия имеет всего 10 таких машин.
БМПТ «Терминатор» принимают участие в боевых действиях в Украине
Возможно, окончательное решение будет принято в зависимости от того, как машина проявит себя в ходе боевых действий в Украине. Информации об их эффективности пока не нет, но по данным британской разведки, «Терминаторы» не в силах серьезно повлиять на ход боевых действий.
Гидрофобизаторы
Гидрофобизаторы предназначены для защиты искусственного и натурального камня, кирпичных, бетонных, керамзитобетонных, газобетонных и других строительных конструкций и материалов от воздействия воды. Придание гидрофобных (водоотталкивающих) свойств строительным материалам. Защита антисептиков от вымывания.
Номенклатура гидрофобизаторов:
1 | Гидрофобизатор (состав) | ГКЖ-11 |
2 | Гидрофобизатор (концентрат) | ГКЖ-11 |
Гидрофобизатор ГКЖ-11 поставляется в виде готового рабочего раствора — Состав ГКЖ-11 или в виде концентрированной жидкости — Концентрат ГКЖ-11. Рабочий раствор готовят на месте потребления путем смешивания концентрата с соответствующим количеством воды.
Антисептики, антипирены и огнебиозащитные препараты для защиты древесины можно применять, как самостоятельно, так и совместно с другими препаратами и окрасочными составами. Антисептики и антипирены, защищающие деревянные конструкции от биологических агентов разрушения, не защищают их от солнечной радиации, ветровой эрозии, механических повреждений. Создание на поверхности древесины защитной пленки из окрасочных составов частично решает эту проблему, а совместное применение антисептиков, антипиренов и окрасочных составов в наиболее широком спектре решает вопрос защиты деревянных конструкций от разрушающих факторов. После пропитки древесины препаратами (кроме ПАФ-ЛСТ) древесина легко склеивается и окрашивается.
Рассмотрим различные области применения антисептиков, антипиренов и средств огнебиозащиты при обработке деревянных строительных конструкций:
Модификации
- Т-18 обр. 1929 г. — Боекомплект увеличен до 104 снарядов.
- Т-18 обр. 1930 г. — Немного уменьшены размеры. Вместо двух пулеметов Федорова, установлен один пулемет Дягтерева. Более мощный двигатель в 40 л.с., в результате чего максимальная скорость возросла до 22 км/ч.
- Т-18М — Размеры танка увеличились, он стал больше даже чем обычный МС-1. Боекомплект увеличился до 112 снарядов, но вследствие этого уменьшился боезапас для пулемета на 500 патронов. Новый двигатель мощностью в 50 л.с. значительно улучшил ходовые характеристики. Максимальная скорость возросла до 24 км/ч.
Машины на базе МС-1
- СУ-18 — Самоходная установка. Обладало 76-мм полковой пушкой. Не принята на вооружение по причине того, что шасси МС-1 не выдерживало выстрела 76-мм пушки.
- ТТ-18 — Телетанк. Управлялся с помощью трехкомандного управления: “Вправо, влево, стоп”. На вооружение не принят по той причине, что при очень малой массе танк в движении качало из стороны в сторону из-за самых мелких кочек и камней, и таким образом он не мог двигаться прямо, как требовало комиссия.
- ХТ-18 — Химический танк. Обладал химической защитой от различных отравляющих газов. На вооружении у него был распылитель, который мог распылять отравляющий газ и образовывать дымовые завесы. Баки с веществом на 60 литров позволяли заразить или задымить практически 2 км протяженной местности. Не принят на вооружение в пользу ОТ-1.
- Также МС-1 использовался в качестве транспортира боеприпасов и инженерных машин.
Технические характеристики Т-18
ТТХ FT-17 и семейства танков Т-18 | |||||||
FT-17 | Т-16 | Т-18 обр. 1927 г. | Т-18 обр. 1929 г. | Т-18 обр. 1930 г. | Т-20 | Т-18М (МС-1 обр. 1938 г.) | |
Размеры | |||||||
Длина без «хвоста» | 4,12 | 3,42 | 3,47 | 3,47 | 3,45 | 3,47 | 3,52 |
Длина полная | 5,01 | 4,35 | 4,38 | 4,38 | 4,35 | 4,50 | 4,30 |
Ширина, м | 1,74 | 1,80 | 1,76 | 1,76 | 1,76 | 1,76 | 1,75 |
Высота, м | 2,38 | 2,03 | 2,12 | 2,12 | 2,12 | 2,15 | 2,18 |
Боевая масса, т | 6,47 / 6,68 | 5,05 | 5,30 | 5,50 | 5,90 | 5,80 | 5,80 |
Бронирование, мм | |||||||
Лоб корпуса | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 15 | 16 |
Борта и корма корпуса | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 15 | 16 |
Лоб, борта и корма башни | 16 / 22 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Крыша | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 7 | 8 |
Днище | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 7 | 8 |
Вооружение | |||||||
Пушка | 37-мм «Гочкис» SA18или 1 × 7,62-мм mle.1914 | 37-мм «Гочкис» | 37-мм «Гочкис» или ПС-1 | 37-мм «Гочкис» или ПС-1 | 37-мм «Гочкис» или ПС-1 | 37-мм «Гочкис» или ПС-1 | 37-мм Б-3 или 45-мм 20-К |
Пулеметы | 2 × 6,5-мм Федорова | 2 × 6,5-мм Федорова | 2 × 6,5-мм Федорова | 1 × 7,62-мм ДТ | 1 × 7,62-мм ДТ | 1 × 7,62-мм ДТ | |
Боекомплект, выстрелов / патронов | 237 / 4800 | 81 / 4000 | 96 / н/д | 104 / 2016 | 104 / 2016 | 109 / 3000 | н/д / 1449 |
Подвижность | |||||||
Двигатель | бензиновый 4‑цилиндровый 39 л. с. | бензиновый 4‑цилиндровый 35 л. с. | бензиновый 4‑цилиндровый 35 л. с. | бензиновый 4‑цилиндровый 35 л. с. | бензиновый 4‑цилиндровый 40 л. с. | бензиновый 4‑цилиндровый 60 л. с. | бензиновый 4‑цилиндровый ГАЗ М-1 50 л. с. |
Удельная мощность, л. с./т | 6,03 / 5,83 | 6,93 | 6,60 | 6,36 | 6,78 | 6,89 | 8,62 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 7,8 | 13 | 16,4 | н/д | 18,5 | 22 | 24,3 |
Максимальная скорость по проселку, км/ч | 3,5 | н/д | 6,5 | н/д | н/д | н/д | н/д |
Запас хода по шоссе, км | 35 | 100 | 100 | н/д | 120 | 192 | н/д |
Удельное давление на грунт *, кг/см² | 0,60 | 0,378 | 0,37 | н/д | 0,374 | 0,33 | 0,37 |
Преодолеваемый ров, м | 1,35 | 1,5 | 1,85 | 1,85 | 1,85 | 1,9 | н/д |
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,55 | 0,55 | н/д |
Преодолеваемый брод, м | 0,7 | 0,72 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | н/д |
Надо иметь в виду, что для наших танков дано удельное давление при погружении на 100 мм, когда длина опорной поверхности возрастает от 1700 мм (для твердого грунта) до 2630 мм. То есть, на твердом грунте удельное давление будет составлять вместо 0,37 уже 0,57 кг/см², и «разительное отличие» от Рено-FT17 и его зарубежных аналогов пропадает.
Двигатель
Силовой установкой лёгкого танка Т-18 служил рядный четырёхтактный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель конструктора Микулина. Охлаждение двигателя было воздушное. Мощность его не превышала тридцати пяти лошадиных сил.
После 1930 года форсированный двигатель мог выжимать мощность в сорок, что ускоряло его движение по шоссе (предельная скорость танка составляла целых двадцать два километра в час!). Двигатель устанавливался поперечно в отделении моторно-трансмиссионном, это давало возможность немного сократить длину корпуса танка. Топливные баки в количестве двух имели объём в целом сто десять литров. Их размещали в надгусеничных нишах.
Нелегкая участь легких танков
В начале войны основную массу советских танков составляли легкие машины, самыми распространенными среди которых были различные модификации танка сопровождения пехоты Т-26 и маневренные колесно-гусеничные танки серии БТ. Советские легкие танки разных лет, машины на их шасси и послевоенная воздушно-десантная бронетехника расположены в павильоне № 3.
Главной особенностью танков БТ («быстроходный танк»), выпускавшихся на Харьковском заводе им. Коминтерна, была способность двигаться по дорогам на колесном ходу со снятыми гусеницами, а потом за полчаса устанавливать гусеничный ход перед началом боя. Идея такой ходовой части была разработана американцем Уолтером Кристи, поэтому танки БТ назывались еще «танками типа Кристи». Но эти машины не были предназначены для войны «на дорогах» (хотя в последнее время в литературе нередко встречаются подобные утверждения). Колесный ход использовался только при оперативных перебросках для сохранения ходовой части и дорожного полотна. Развитие колесно-гусеничных танков фактически прекратилось в 1939 году после того, как был создан гусеничный танк А-32 предшественник Т-34. Индивидуальную подвеску «типа Кристи» конструкторы сохранили, а чуть позже использовали и при разработке гусеничного Т-34.
Большинство БТ было потеряно в первые месяцы войны, но уцелевшие машины продолжали воевать на советско-германском фронте еще в 1944 году, а последний раз БТ участвовали в боях в августе 1945 года с японскими войсками.
В тяжелых условиях начала войны, когда основные танкостроительные предприятия эвакуировались на восток, а другие заводы еще только осваивали выпуск средних и тяжелых машин, роль легких танков, использующих автомобильные агрегаты, трудно было переоценить. Одним из них был легкий плавающий танк Т-40. Чтобы увеличить выпуск Т-40, его производили и в «сухопутном» варианте. Одновременно под руководством Николая Александровича Астрова на заводе № 37 на его основе разработали танк Т-60 с усиленным бронированием и 20-мм пушкой. Танки, созданные для разведки, вынужденно использовались для поддержки атак пехоты. Вооружение и бронирование Т-60 было недостаточно мощным. Поэтому на легкий танк Т-70, созданный под руководством Астрова уже на Горьковском автозаводе в 1942 году, установили 45-мм пушку, а толщину лобовой брони довели до 40 мм. Т-70 получил также оригинальную силовую установку из последовательно спаренных двигателей. Боевую эффективность Т-70 снижали несколько существенных особенностей: командир в одноместной башне был одновременно и наводчиком, и заряжающим, а карбюраторная силовая установка у правого борта повышала уязвимость и пожароопасность танка. Однако Т-70 выполнил свою задачу поддерживал боеспособность танковых подразделений до насыщения их танками Т-34 и оказался, таким образом, вторым по массовости советским танком, служившим в действующей армии.
Сохранившиеся экземпляры
МС-1 в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в г. Кубинка Московской обл.
После снятия с вооружения ни один танк МС-1 в музеи не передавался. Все известные сохранившиеся экземпляры (МС-1 обр. 1930 г.) восстановлены из заброшенных машин, установленных в своё время в качестве неподвижных огневых точек в укрепрайонах на Дальнем Востоке. Так, осенью 1983 г. два найденных корпуса МС-1 привезли на Уссурийский танкоремонтный завод Краснознаменного Дальневосточного округа и там способом макетирования их восстановили. Надо сказать, что все восстановленные МС-1 из-за допущенных при реставрации неточностей или сознательных упрощений имеют существенные расхождения от оригиналов в плане ходовой части и вооружения. В настоящее время МС-1 можно увидеть в Бронетанковом музее в Кубинке (Московская обл.), Центральных музеях Вооруженных Сил и Великой Отечественной войны в Москве, в музее военной техники “Боевая слава Урала” (г. Верхняя Пышма Свердловской обл.), но больше всего, 7 экземпляров, их сохранилось в качестве памятников и музейных экспонатов на Дальнем Востоке (у штаба Восточного военного округа и в военно-историческом музее Восточного военного округа в Хабаровске, у штаба армии в Уссурийске, в музее Тихоокеанского флота и в музее исторической техники во Владивостоке, в Хасанском районе Приморского края на месте боёв).
Т-80
ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) Т-80 / “объект 219″Т-80Б / “объект 219Р”Т-80А / “объект 219А”Т-80БВ / “объект 219РВ”Т-80У / “объект 219АС”Т-80У(М) / “объект 219АС”Т-80УКТ-80УМ1 “Барс”
Основной танк. Разработка начата по постановлению СМ СССР от 16.04.1968 г. СКБ-2 ПО “Кировский завод” (г.Ленинград). Первоначальный проект – “объект 219сп1” – Т-64 с газотурбинным двигателем. Испытания опытных танков “объект 219” велись в 1972-1973 г.г. Опытно-войсковая эксплуатация батальона опытных танков “объект 219” проводилась в 1974-1975 г.г. в Прибалтийском ВО. По итогам испытаний и опытной эксплуатации установлено, что танк с газотурбинным двигателем обладает рядом преимуществ по сравнению с танками с дизельными двигателями (см.ниже Двигатель). Танк принят на вооружение постановлением СМ СССР от 06.07.1976 г. как основной танк Т-80 / “объект 219сп2”. Серийное производство первых модификаций велось на ПО “Кировский завод” (ЛКЗ, г.Ленинград) с 1976 по 1978 г.г. В дальнейшем серийное производство велось на ЛКЗ (вероятно, до 1992 г.) и с 1985 г. на заводе ОЗТМ (г.Омск). Разработка всех модификаций танка (кроме Т-80УК) – СКБ-2 ЛКЗ, модификация Т-80БК, Т-80УК и некоторые другие разработаны КБ ОЗТМ. На базе танка Т-80 в ХКБТМ (г.Харьков) создан танк с дизельным двигателем Т-80УД. Описание модификаций – в разделе Модификации (см. ниже).
Основной танк Т-80Б в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга, 06.05.2007 г. (фото “One half 3544”, http://ru.wikipedia.org)Танки Т-80БВ 22-й армии, Подмосковье, зима 2009 г. (http://militaryphotos.net).
Танки Т-80БВ. Учебно-методический сбор Западного военного округа, 138-я стрелковая бригада, Ленинградская область. Май 2011 г. (фото – Александр Пак, http://sashapak.livejournal.com).
Испытания пройдены
Малый танк сопровождения испытывался в июне 1927 года. Испытания прошли успешно, и уже в начале июля легкий танк Т-18 приняли на вооружение Красной Армии. Назвали его МС-1, то есть малый танк сопровождения. С февраля 1928 года началось его серийное производство, которым занимался , и продолжалось оно до окончания 1931 года.
Производственные прощади занял новый легкий танк — Т-26, который тоже предназначался для сопровождения пехоты. За все эти годы (от 1928 до 1932) было выпущено не так уж мало экземпляров первой машины советской разработки — почти тысяча, а точнее — 959. Первые танки — Т-18 и Т-26 — выполнили свою задачу — быть первыми. Тем не менее они встречались даже на полях Второй мировой войны.
СУХОПУТНЫЙ ЛИНКОР СМК
0 Смотреть все фото в галерее
К 20 августа 1932 года закончили сборку первого прототипа тяжёлого танка Т-35А, который вскоре запустили в серийное производство. Он вошёл в историю в качестве единственной в мире пятибашенной серийной машины. Но к 1936 году, когда на полях сражений появилась специализированная противотанковая артиллерия, громадная неповоротливая машина уже не имела шансов уцелеть на поле боя, в то время как резервы для усиления бронирования оказались полностью исчерпаны. После непродолжительных дебатов руководство РККА пришло к выводу, что пятибашенная компоновка окончательно исчерпала себя. Новый «сухопутный линкор» решили сделать уже трёхбашенным, а за счёт сэкономленной массы усилить бронирование. Проект, разработанный Кировским заводом, получил индекс СМК в честь Сергея Кирова. Вооружение в новом танке размещалось в трёх башнях и состояло из одной 76-мм и двух 45-мм пушек, а также четырёх пулемётов. 9 декабря 1938 года проект рассмотрели на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и Комитета обороны СНК СССР. В результате приняли решение сократить массу до 55 т за счёт отказа от задней малой башни. Существует версия, что это предложение внёс лично Иосиф Сталин. Когда началась война с Финляндией, новые тяжёлые танки СМК, Т-100 и КВ решили испытать в боевой обстановке. Утром 18 декабря 1939 года СМК оторвался от основной группы и вышел на развилку дороги Кямяря — Выборг, где подорвался на замаскированном фугасе. Попытка отбуксировать его с помощью танка Т-100 не увенчалась успехом из-за проскальзывания гусениц. Поэтому СМК простоял на нейтральной полосе до конца февраля 1940 года. Уже после окончания войны его удалось эвакуировать усилиями шести танков Т-28. К тому времени советское руководство сделало свой окончательный выбор в пользу тяжёлого танка КВ-1.
Серийные модификации танка МС-1:
МС-1 (Т-18) обр. 1927 г. – корпус и башня клепаные, собирались на каркасе. Башня – шестигранная, с наблюдательной башенкой грибовидной формы. Двигатель располагался поперек корпуса и был выполнен в одном блоке с главным фрикционом и коробкой передач. В кормовой части корпуса имелся «хвост».
МС-1 (Т-18) обр. 1930 г. – башня с прямоугольной кормовой нишей, двигатель мощностью 40 л. с., четырехскоростная КП, литое ведущее колесо. Боевая масса 5,68 т. Габариты 4350×1760×2120 мм. Боекомплект: 104 выстрела, 2016 патронов. Скорость макс. – 17,5 км/ч.
С 1929 года танки МС-1 начали поступать на вооружение вновь формируемых механизированных частей. Они активно использовались в учебных целях – 103 машины сразу после изготовления были переданы в распоряжение ОСОАВИАХИМа и ряда военно-технических учебных заведений.
Боевое крещение МС-1 получили в ноябре 1929 года во время советско-китайского вооруженного конфликта на КВЖД. В боевых действиях принимала участие отдельная танковая рота, насчитывавшая 9 боевых машин.
С 1938 года танки начали передаваться в распоряжение УРов на западной границе СССР для использования в качестве как подвижных, так и неподвижных (с демонтажом двигателя и ходовой части) огневых точек. При этом часть боевых машин была перевооружена 45-мм танковой пушкой обр. 1932 г.
Эти танки приняли участие в приграничных сражениях лета 1941 года, причем в ряде случаев не без успеха. Последние факты боевого применения МС-1 относятся к битве за Москву. В частности, в составе 150-й танковой бригады зимой 1941/42 года имелось 9 танков этого типа.
Танк МС-1 обр. 1927 г.
Другие модификации советских танков
Конструкторы Советского Союза любили экспериментировать с разными видами вооружений, именно поэтому мир увидел разнообразные разработки и модификации танков. Например, в 1941 году в то время, когда уже началась Великая Отечественная война, в Ленинграде на заводе были разработаны танки с огнеметами, которые получили неофициальное название “химические”.
На базе Т-26 в эти годы начали разрабатывать первые в Советском Союзе самоходные артиллерийские установки. Также разрабатывали специальные танки местоукладчики и саперные, которые должны были разминировать местность. На базе танка Т-26 также были созданы так называемые “плавучие” боевые машины. Для того, чтобы это орудие могло плавать, были придуманы специальные надувные поплавки. В случае необходимости из поплавков извлекался воздух и танк мог ездить по дну реки, или озера. В нём присутствовала специальная труба, то есть своеобразный подводный ход.
Нужно отметить, что советские конструкторы иногда додумывались до совершенно фантастических вещей. Так, например, конструктор Олег Антонов изобрел летающий танк. Это был специальный аппарат, своеобразный гибрид планера и танка. Он был изготовлен на базе Т-60. Не смотря на свою массивность боевая машина всё же смогла подняться в воздух,но двигатели перегрелись и танк был аварийно посажен на землю. Он так и не был поставлен на конвейер и изготовлен только в количестве одного пробного образца.
Модификации
Новый «Тайфун» (КамАЗ) — это достаточно современная боевая машина, оснащенная по последнему слову военной техники. Главное предназначение автомобиля — транспортировка личного состава для дальнейшего десантирования. На базе модели 63968 были созданы следующие модификации:
КамАЗ-63969 — бронетранспортер с полноприводной колесной формулой. Оборудован скорострельной пушкой, управляемой дистанционно из кабины. Круговое бронирование соответствует четвертому уровню STANAG 4569 — непробиваемость 14-миллиметровыми пулями. Противоминная защита отвечает степени защищенности 3b. Снаряженная масса автомобиля — 19,7 тонн, полезная грузоподъемность — 4 тонны. Производится штучно, серийное производство нерентабельно.
КамАЗ «Тайфун-53949» — бронемобиль многоцелевого назначения повышенной проходимости. Используется как армейский вездеход, колесная формула 4х4.
«УРАЛ-63095» — модульный капотный бронемобиль семейства «Тайфун», полноприводный, трехосный. Выпускается Уральским автозаводом. Используется как машина связи, санитарная, разведывательная, командно-штабная. Выполняет задачи по перевозке грузов.
«УРАЛ-63099» — капотный бронемобиль для перевозки личного состава численностью до 12 человек. Десантная группа в боевом порядке выходит через боковые двери. Машина производится также на Уральском автомобильном заводе.
В настоящее время планируется максимально расширить модельный ряд «Тайфуна» и добавить к уже имеющимся модификациям минные тральщики, саперные машины, полностью оборудованные для автономной работы в полевых условиях, понтоновозы с полуприцепами и модернизированные версии боевых машин для переброски спецназа с обеспечением противоминной защиты. Обязательным условием при разработке новых модификаций является высокая скорость передвижения бронемашины. «Тайфун», по предварительным расчетам проектировщиков, должен преодолевать участки с твердым дорожным покрытием со скоростью не менее ста километров в час. Для этого тяжелая машина будет оснащена более мощным двигателем.
Кроме того, предполагается создание на базовой платформе «Тайфун» передвижных пусковых установок для ракетных комплексов и артиллерийских систем крупного калибра. Уже существует проект использования шасси «Тайфун» для комплекса С-400, зенитно-ракетного модуля. Универсальная рама позволяет компоновать на платформе тактические конструкции, устройства для запуска ракет средней дальности легко размещаются на ровной поверхности шасси. При этом необязательно создавать стационарно работающую систему, удобнее сформировать временное средство для боевых действий, необходимое в данный момент. Такая практика позволяет использовать шасси «Тайфун» в различных направлениях, вопрос только в отработке процесса размещения оборудования на платформе в максимально короткие сроки.
Разработаны несколько универсальных модификаций, которые производятся серийно. Это:
- КамАЗ-5388 — шасси полноприводное для монтажа бортовых кузовов, подъемных кранов, пожарных средств тушения и других технических устройств военного назначения. Эта модификация не предусматривает бронезащиту.
- КамАЗ-53888 — все вышеперечисленные модификации с бронированной защитой.
- КамАЗ-6396 — длиннобазовое универсальное трехосное шасси без бронезащиты.
- КамАЗ-6398 — четырехосная версия многоцелевого шасси без бронирования.
- КамАЗ-63988 — бронированный вариант модификации 6398.
В первом бою
Лёгкие танки Т-18 поступили в Красную Армию уже в 1928 году, доукомплектовывая стрелковые подразделения армий различных военных округов. Боевым крещением новой машине стал конфликт на КВЖД. В ноябре 1929 года началась Мишаньфусская наступательная операция, где нашу пехоту поддерживали сразу десять танков Т-18. Бою предшествовал изнурительный марш, боекомплектом танки нормально обеспечить не удалось, даже карт местности у бойцов не было.
Тем не менее позиции китайцев были атакованы, и ни один танк Т-18 потерян не был, хотя наступательное движение в целом удачи красной Армии не принесло. Но для танка эти бои стали отличной проверкой, где вскрылись не только достоинства, но и недостатки этой машины. Главными пороками лёгкого танка Т-18 были названы низкая скорость передвижения и очень незначительная огневая мощь. Но в общей сложности и танки, и танкисты зарекомендавали себя хорошо, и конфликт на КВЖД представил тому доказательства.
Технические характеристики образца 1930 года
- Годы производства: 1927-1931гг.
- Всего изготовлено: 959 шт.
- Боевое применение: военный конфликт на КВЖД.
- Экипаж — 2 человека.
- Боевая масса — 5,9 т.
- Размеры: длина — 3,5 м, ширина — 1,8 м, высота — 2,2 м, клиренс — 315 мм.
- Вооружение: 37-мм пушка (заряжание унитарное, боекомплект — 104 снаряда); 7,62-мм пулемет (боекомплект — 2020 патронов).
- Основные типы боеприпасов: бронебойный, осколочный снаряды, картечь.
- Толщина брони: лоб корпуса — 16 мм, борт — 16 мм, башня — 16 мм.
- Двигатель карбюраторный, мощность — 35 л.с.
- Максимальная скорость — 16,4 км/ч.
- Запас хода по шоссе — 120 км.
- Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,5 м, ров, 1,85 м.
Серийное производство
Серийное производство малых танков сопровождения МС-1 (Т-18) началось в ноябре 1928 г. на заводе “Большевик” в Ленинграде. Первые 30 танков строились на средства общественно-политической оборонной организации ОСОАВИАХИМ. С апреля 1929 г. к производству МС-1 подключили также Мотовилихинский машиностроительный завод в Перми, но освоение производства на нём шло медленно, завод зависел от поставок с “Большевика” и в 1930-1931 гг. смог сдать только 30 машин. План выпуска Т-18 по программе “Система танко-тракторо-авто-броневооружения РККА” на 1929-1930 гг. составил 325 единиц. Всего же с осени 1928 по конец 1931 г. было выпущено 959 танков МС-1 (Т-18) в четырех производственных сериях.
На момент начала производства МС-1 находился на уровне и даже превосходил лучшие иностранные образцы лёгких танков по подвижности и вооружению, однако к 1929 г. он уже не отвечал возросшим требованиям РККА и должен был быть заменён на новый лёгкий танк поддержки пехоты Т-19, создание которого, однако, затягивалось, да и оказался он в итоге слишком сложным и дорогим. Поэтому на заседании РВС по принятию новой системы бронетанкового вооружения, проходившем 17-18 июля 1929 г., было решено продолжать серийный выпуск МС-1 (Т-18), но с принятием мер по улучшению его вооружения и скорости. С появлением же в мире к 1930 г. более передовых моделей бронетанковой техники советское военное руководство пришло к выводу, что устаревшая конструкция МС-1 не имеет перспективы развития, и отечественное танкостроение перешло на путь лицензионного производства иностранных образцов новых лёгких танков, в частности, танка сопровождения пехоты Т-26 (который на испытаниях в январе 1931 г. показал преимущество над прототипом Т-20, представлявшего собой улучшенный МС-1 с новым двигателем в 60 л.с., изменёнными корпусом и ходовой частью).
Великая Отечественная
Крайне изношенные и откровенно устаревшие танки Т-18 встретили Великую Отечественную войну. Малая часть их поступила на вооружение в танковые части, остальные были отданы укрепрайонам. Панцерваффе сурово поступали в приграничных боях с почти беззащитными советскими танками. В первые же месяцы войны практически все Т-18 были сожжены.
Последние упоминания о применении их в бою датируются декабрём 1941 года, когда они обороняли Москву: Сто пятидесятая танковая бригада располагала девятью машинами Т-18. Старые добрые лёгкие танки до конца пятидесятых служили как стационарные огневые точки и в качестве фортификационных сооружений на Дальнем Востоке. Иногда применялись только их башни.
Ходовая часть
Ходовая часть танка для сопровождения пехоты включала по обоим бортам ленивцы, ведущие колёса, четырнадцать опорных сдвоенных обрезиненных катков малого диаметра и шесть тоже обрезиненных сдвоенных поддерживающих катков. После 1930 года в конструкции появился на каждом борту четвёртый поддерживающий каток. Задние катки по два блокировались на балансирах, подвешенных на цилиндрические вертикальные пружины, защищённые кожухами.
Передний опорный каток закреплялся отдельным рычагом, соединённым с передней подвеской и амортизировавшийся наклонной пружиной. Стальные рессоры также имели два или три передних поддерживающих катка. Гусеницы были изготовлены из литой стали — крупные звенья с гребневым зацеплением. Пятьдесят один трак составлял каждую гусеницу, ширина трака — триста миллиметров.
Серийное производство
Серийное производство малых танков сопровождения МС-1 (Т-18) началось в ноябре 1928 г. на заводе “Большевик” в Ленинграде. Первые 30 танков строились на средства общественно-политической оборонной организации ОСОАВИАХИМ. С апреля 1929 г. к производству МС-1 подключили также Мотовилихинский машиностроительный завод в Перми, но освоение производства на нём шло медленно, завод зависел от поставок с “Большевика” и в 1930-1931 гг. смог сдать только 30 машин. План выпуска Т-18 по программе “Система танко-тракторо-авто-броневооружения РККА” на 1929-1930 гг. составил 325 единиц. Всего же с осени 1928 по конец 1931 г. было выпущено 959 танков МС-1 (Т-18) в четырех производственных сериях.
На момент начала производства МС-1 находился на уровне и даже превосходил лучшие иностранные образцы лёгких танков по подвижности и вооружению, однако к 1929 г. он уже не отвечал возросшим требованиям РККА и должен был быть заменён на новый лёгкий танк поддержки пехоты Т-19, создание которого, однако, затягивалось, да и оказался он в итоге слишком сложным и дорогим. Поэтому на заседании РВС по принятию новой системы бронетанкового вооружения, проходившем 17-18 июля 1929 г., было решено продолжать серийный выпуск МС-1 (Т-18), но с принятием мер по улучшению его вооружения и скорости. С появлением же в мире к 1930 г. более передовых моделей бронетанковой техники советское военное руководство пришло к выводу, что устаревшая конструкция МС-1 не имеет перспективы развития, и отечественное танкостроение перешло на путь лицензионного производства иностранных образцов новых лёгких танков, в частности, танка сопровождения пехоты Т-26 (который на испытаниях в январе 1931 г. показал преимущество над прототипом Т-20, представлявшего собой улучшенный МС-1 с новым двигателем в 60 л.с., изменёнными корпусом и ходовой частью).
Лучшая награда
Конечно, Т-34 продолжал совершенствоваться. Так в 1944 году на вооружении Красной армии появилась модификация Т-34-85. Новый танк получил пушку калибра 85 мм, превосходил своего предшественника по бронезащите, в итоге – лучше противостоял немецким «Тиграм» и «Пантерам».
Танки Т-34-85 6-й советской гвардейской танковой армии на побережье Ляодунского залива
Но Михаил Кошкин триумфа своего детища не застал. После того самого знаменитого пробега, по прибытии в Харьков, он оказался в больнице. Врачи диагностировали у него серьезную форму пневмонии. 26 сентября 1940 года Михаила Ильича Кошкина не стало. Ему был всего 41 год.
Посмертно, в 1942 году, ему была присуждена Сталинская премия. Полвека спустя, в 1990 году, он стал Героем Социалистического Труда. Но, пожалуй, настоящей наградой для Кошкина стала та роль, которую Т-34 сыграл в Великой Отечественной войне. Кто знает, как сложилась бы судьба нашей страны, если бы ровно 90 лет назад руководитель кондитерской фабрики Михаил Кошкин не решил выбрать совершенно другой жизненный путь.
На предстоящем праздновании 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне легендарные «тридцатьчетверки» гордо возглавят парадные колонны. Предприятия Уралвагонзавода уже завершили работы по восстановлению и подготовке 13 исторических танков к параду.
Фото БРМ-3К Рысь
Похожее
БРДМ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП К-17 Бумеранг ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
БТР-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-1 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 Тайфун-К ТТХ, Видео, Фото
БТР-82А ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль Тигр ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-4М “Бахча-У” ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-4 «Буцефал» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Тягач МТ-ЛБ ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМПТ “Терминатор” ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
БТР-40 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП Б-11 Курганец-25 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-90 Росток, Бережок, Бахча-У ТТХ, Видео, Фото
БТР-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
БТР-60 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-152 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль Урал-63095 Тайфун-У ТТХ, Видео, Фото
БРДМ-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
КамАЗ-43269 Выстрел (БПМ-97) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП М2 «Брэдли» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронетранспортер БТР-Д ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП Т-15 Армата ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
БМД-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
ПРП-3 «Вал» и ПРП-4 «Нард» подвижные разведывательные пункты
Бронеавтомобиль ВПК-3927 Волк. Броня. Двигатель. Вес. Размеры
БРДМ-3 – бронированная разведывательно-дозорная машина
Бронеавтомобиль T-98 Комбат ТТХ, Видео, Фото, Скорость
Украинский БТР-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-МД «Ракушка» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БРМ-3К «Рысь» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Плавающий транспортер ПТС-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
15Ц56М «Тайфун-М» противодиверсионная машина
Р-149БМР «Кушетка-Б» – командно-штабная машина
Бронеавтомобиль БА-10 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Бронетранспортер БТР-Т ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль БА-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМО-Т – тяжелая машина огнеметчиков
Бронеавтомобиль Дозор-Б ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР Б-10 Курганец-25 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Бронеавтомобиль БА-20 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Тягач ВТ-55А ТТХ, Фото, Скорость, Броня
УРАЛ-532362 “Лавина-Ураган” – водометный спецавтомобиль
БРЭМ-Л «Беглянка» ремонтно-эвакуационная машина
УР-07М «Пересортировка» установка разминирования
БРЭМ-К – бронированная ремонтно-эвакуационная машина
АЗМ – аэротранспортабельная землеройная машина
РХМ-7 «Берлога» машина радиационной и химической разведки войск РХБЗ
Бронеавтомобиль БА-11 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Танковый мостоукладчик МТУ-90М ТТХ, Видео, Фото, Скорость
БТР Намер ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БММ-80 «Симфония» бронированная медицинская машина
СПМ – специальная гусеничная пожарная машина
БММ-Д «Травматизм» бронированная медицинская машина ВДВ
БРЭМ-80У – ремонтно-эвакуационная машина
КДХР-1Н «Даль» – комплекс дистанционной химической разведки
РМ-Г «Десна» – ремонтная гусеничная машина
“Мгебров-Рено” – бронеавтомобиль царской армии
Бронеавтомобиль БА-30 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль ПБ-4 ТТХ, Фото, Скорость, Броня