Boeing 727 — обзор и технические характеристики пассажирского самолета

Самолет с тремя двигателями

Следует отметить, что в те годы решение о трех двигателях в задней части фюзеляжа было типовым вариантом для авиапромышленности и «Боинг», отказавшись от общих канонов, сильно рисковал. Такой вариант компоновки получали американские самолеты, взять хотя бы модель MD-10 (11), выпущенная предприятием «Макдоннел Дуглас». Его же использовали и в советской авиапромышленности.

“Боинг-727” и “Ту-154” (на картинках выше) внешне являются братьями-близнецами. Оба имеют трехдвигательную компоновку, все моторы прижаты к задней части фюзеляжа. Верхний оснащен воздухозаборником, расположенным перед килем, два остальных — по бокам. Общие черты можно перечислять долго, но есть и одно отличие. «Боинг» свой самолет строил под заказы нескольких американских авиакомпаний, и 727 использовался в основном на внутренних направлениях. Да, часть самолетов купили другие перевозчики, но из-за некоторых условий в основном этот самолет летал только над Штатами и Аляской.

Доработка

Несмотря на успешные испытания, компания «Боинг» не могла выиграть ни одного конкурса на пассажирский самолет, постоянно уступая своему главному конкуренту – компании McDonnell Douglas с ее детищем DC-8. Чтобы добиться поставленной цели, конструкторам фирмы Boeing предстояло провести значительную и довольно дорогую доработку исходного проекта. Прежде всего они должны были изменить сечение фюзеляжа и увеличить его ширину до 3,56 метра, чтобы появилась возможность размещать по шесть кресел в одном ряду, по схеме 3+3. Это позволило бы увеличить пассажировместимость авиалайнера до 150 человек.

Кроме того, в рамках первой модернизации были созданы новые иллюминаторы и панели обшивки, а также увеличена емкость топливных баков. Длина самолета версии 707-120 составила 44,04 метра. За счет внедрения технологии впрыска воды тягу каждого из моторов увеличили до 60,02 кН. А использование особой шумопоглощающей конструкции позволило значительно снизить шумность.

Разработка

Boeing 707 разрабатывался на базе грузо-транспортного воздушного судна Boeing 367-80, известного также как Dash-80 и ставшего прототипом реактивного лайнера. На новый самолет установили четыре мотора Pratt & Whitney JT3C, которые были коммерческим прототипом двигателя J57, устанавливаемого на бомбардировщики B-52. Кстати говоря, на B-52 ставили восемь моторов, тяга каждого из которых составляла 44,56 кН, а для авиалайнера или транспортного самолета достаточно было четырех моторов. Они устанавливались под крылом, на пилоны.

Фюзеляж самолета пришлось разрабатывать с чистого листа. От прототипа он отличался большим размером и заостренной носовой частью, в которую была вмонтирована радиолокационная антенна. По расчетам проектировщиков, максимальная взлетная масса лайнера должна была составить немногим более 84 тонн. Предполагалось, что военные версии самолета будут перевозить грузы или топливо, а пассажирские – 130 пассажиров. Крейсерская скорость авиалайнера (966 км/ч) позволяла ему в разы превзойти военный самолет КС-97, гражданский Model 377 Stratocruiser, а также авиалайнеры главных конкурентов – Douglas DC-7 и Lockheed Super Constellation.

Аварии и катастрофы

Основная статья: Авиационные происшествия с Boeing 727

По данным сайта Aviation Safety Network, по состоянию на 10 января 2020 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 119 самолётов Boeing 727. Boeing 727 пытались угнать 182 раза, при этом погибли 90 человек. Всего в этих происшествиях погибли 4211 человек.

Крупнейшей по числу жертв катастрофой Boeing 727 стало крушение самолёта авиакомпании Mexicana в Мексике 31 марта 1986 года. В нарушение инструкций одна из шин была накачана воздухом, а не азотом, и после перегрева при взлёте взорвалась. На борту самолёта находились 167 человек, все они погибли.

Обзор лучших мест

При разработке Боинг-757-200 конструкторами много внимания уделялось снижению уровня шума, экономичности, высокому уровню комфорта для пассажиров. Установленные в салоне кресса довольно удобны. Но, как всегда, здесь существуют места, имеющие большую степень комфорта и меньшую.

При одноклассной компоновке салона места 1А, 1В, 1С находятся сразу за кабиной пилотов. Перед ними перегородка. Конечно, такое расположение обеспечивает минус, поскольку у пассажиров ограничен обзор. Но, в то же время, здесь имеется довольно большое пространство для ног, что обеспечивает больше комфорта при длительном перелете.

Нельзя назвать особо комфортными кресла 2D, 2E и 2F. Они находятся в непосредственной близости от туалета. Меньшая степень комфорта у кресел 8D, 8E, 8F. У них присутствуют ограничения при раскладывании. Такой же минус и у всей девятой линии.

К лучшим местам относятся находящиеся в 10-ом ряду. Здесь компоновка установки кресел 2+2. К тому же этот ряд расположен сразу за аварийным люком. За счет этого у пассажиров имеется довольно много пространства для ног. Правда, при этом они не могут расположить ручную кладь впереди на полу. Это запрещено.

Салон Boeing 757-200

Возможно, к минусу в данном случае можно отнести и ограничения на категории пассажиров, которые могут сидеть перед аварийным выходом. Здесь запрещено находиться беременным женщинам, пассажирам с детьми, детям, престарелым людям, пассажирам с животными. А еще в таких рядах не могут находиться иностранцы, плохо знающие английский или русский язык.

Предпочтение отдается мужчинам, которые производят впечатление людей, которые при чрезвычайной ситуации не будут вдаваться панику. Предполагается, что такие пассажиры помогут бортпроводнику открыть аварийный люк, будут способствовать быстрой эвакуации.

Хороший вариант присутствует в 11-ом ряду. Это места А и 11 F. У пассажиров, сидящих здесь, достаточно много пространства для ног.

В салоне Боинг-757-200 имеется особенность. Здесь отсутствуют ряды кресел с номерами 13 и 17. Причина простая – пережиток, связанный с суевериями. Но все же, конструкторы самолетов продолжают соблюдать традиции.

Некоторые неудобства испытывают пассажиры, находящиеся в 19-ом ряду. Поскольку позади расположен аварийный люк, спинки их кресел не откидываются. Зато в следующем, 20-ом ряду, у пассажиров много места для ног.

Кресла 21-го ряда установлены за аварийным люком. Нет ограничения для раскладывания спинок, впереди много места для ног. Но, как всегда в таких случаях, при посадке предпочтение отдается физически крепким мужчинам.

К худшим местам относятся находящиеся в последнем ряду. В числе минусов не только не откидывающиеся спинки кресел, но и близкое расположение технического блока и туалетов. В проходе могут скапливаться очереди пассажиров, что немного мешает пассажирам, чьи кресла граничат с проходом.

При двухклассной компоновке салона первые 6 рядов – это первый класс. Кресла расположены по схеме 2+2. В лучшем положении находятся пассажиры в первом ряду. Он расположен сразу за перегородкой, то есть, в непосредственной близости от кухни. Это значит, что находящиеся здесь пассажиры имеют больше возможностей для выбора при разноске еды бортпроводниками.

Шестой ряд первого класса находится перед перегородкой, за которой расположен туалет, а далее следует эконом-класс. В этом ряду отмечается больший уровень шума. Несмотря на наличие перегородки, ограничений для спинок кресел здесь нет. Они раскладываются так же, как и в остальных рядах первого класса.

Места в эконом классе имеют такие же удобства и недостатки, которые присутствуют при одноклассной компоновке салона. К наиболее неудобным для туристов относятся места 22А, 22F, 23А и 23F. Пассажиры здесь не могут смотреть в иллюминаторы.

Схема пассажирских мест Boeing 757-200

Главные секреты схемы салона Боинга 727

Можно назвать несколько особенностей, связанных с размещением мест, которые стоит знать пассажирам.

У вас запланирована поездка с детьми, тогда лучше выбирать места возле прохода. Это позволит без препятствий и, не мешая соседям, в любое время выходит с малышом в туалет. Эти места имеют и определенные недостатки. Вас могут беспокоить соседи, которым понадобиться выйти. Придется привыкнуть к тому, что возле вас будут проходить пассажиры и бортпроводники.

Для тех, кто планирует во время полета немножко отдохнуть и не вставать, подойдут места возле иллюминаторов. Вас не будут беспокоить соседи, которые захотят выйти, поэтому полноценный сон гарантирован.

Как видим, схема салона боинга 727 имеет особенности, поэтому ознакомьтесь с ней заранее, чтобы полет не превратился в настоящий кошмар. Если самостоятельно разобраться в схеме вам тяжело или вы не уверенны, на какой модели будете лететь, тогда обязательно узнавайте эту информацию у сотрудников авиакомпании перед покупкой билетов.

Особенности компоновки салона Боинга 727

Этот вопрос является важным, поскольку наличие нескольких модификаций привело к различной пассажировместимости и компоновки салона. Так, общее количество мест колеблется от 131 до 189:

  • 131 — характерно для первых модификаций боинга 727 100;
  • 189 — предусмотрено в боинге 727-200.

Что касается компоновки, то изначально она предусматривала:

  • первый класс — 28 мест по четыре в одном ряду;
  • туристический класс — 66 мест по шесть в ряду.

Возможна была и другая компоновка, все зависело от выбора заказчика. Характерным для таких самолетов являлось размещением в центре кухни, а передней и задней части — туалетов.

Поскольку чаще всего заказывались модели с двухклассной компоновкой, стоит рассмотреть преимущества и недостатки расположения мест именно в них

Обратите внимание, теперь классы называются — бизнес и эконом

Читайте больше о характеристиках различных версий Боинга:

  • Боинг 767-300 Азур Эйр — схема салона
  • Боинг 747-400 — Россия: схема салона
  • Боинг 777 200 схема салона
  • Боинг 737-800 схема салона

Бизнес-класс

Традиционно места этого класса размещаются в передней части салона. Занимает он три ряда с порядковыми номерами 3, 4 и 5. При этом в одном ряду размещено 4 места — по два с обеих сторон. Достоинство этого класса — большой центральный проход, позволяющий свободно, в случаи необходимости, передвигаться по салону. Преимущественно все находящиеся здесь места являются комфортабельными и по возможности лучше выбирать их. Но все же стоит рассмотреть особенности всех рядов:

3 ряд

Считается самым худшим в этом классе. Связано это с нахождением рядом туалета, который пассажиры посещают на протяжении полета. Подобное создает определенные неудобства, связанные с постоянным передвижением людей в любое время суток, шумом от шагов и включенным в ночное время светом.

4 ряд

Если вы хотите узнать, где расположены в боинг 727 лучшие места, тогда с уверенностью отвечаем — в этом ряду. Обеспечивается это выгодным месторасположением: кресла не находятся рядом с туалетом, что позволит избежать уже описанных выше неудобств, связанных с этим. Места в этом ряду отделены от перегородки разделяющий бизнес и эконом-класс.

5 ряд

Не имеет особых недостатков, все, что может смущать — размещенная за креслом перегородка между классами.

Эконом-класс

Этот класс размещается за бизнес — классом и отделяется от последнего с помощью перегородки. Для него характерны узкие проходы и размещение кресел по три с обеих сторон. Кресла комфортные и мягкие, а расстояние между ними достигает отметки 0,8 м.

Рассматривая схему салона, вспомним о самых худших местах, которые стоит выбирать в крайних случаях. Располагаются они в последнем 27 ряду. Характерно, что рядом находятся туалеты, поэтому отдохнуть в тишине не будет возможным. Постоянное движение пассажиров, а в некоторых случаях и очереди, смогут испортить ваш полет. Еще один недостаток — возможный неприятный запах, доносящийся с технических помещений.

Что касается других мест, то они являются стандартными и не имеют особенных преимуществ или недостатков. Поэтому можете смело их выбирать и не прогадаете.

Схема салона самолета Боинг 727 200

В модификации самолета с одним классом практически все места, кроме первого и последнего ряда, сравнительно удобны. Расстояние между сидениями велико, спинки можно немного откинуть назад. Кресла оборудованы массивными подлокотниками и позволяют удобно устроиться. Развлечений и мультимедиа на борту не предусмотрено, следует запастись книгами или журналами. Можно взять на борт ноутбук или планшет. Серьезного питания на борту не предусмотрено, могут подаваться легкие закуски и напитки.

Наиболее распространенной модификацией является двухклассовая версия.

боинг 727 200 схема салона с 2 классами.

Где лучше сидеть в лайнере

В самолете Boeing 777 есть места повышенного комфорта с увеличенным пространством для ног, а также неудобные кресла с заблокированными спинками. Чтобы провести перелет в комфортных условиях, рекомендуется заранее выбирать лучшее место в салоне. Эту услугу предоставляют многие авиаперевозчики.

Особенности посадочных мест в Боинге 777-300ER

  1. С 1 по 5 ряд – салон бизнес класса. Сиденья расположены попарно в три ряда. Общая вместимость салона – 30 человек. Здесь установлены мягкие и удобные кресла с функциональной спинкой, позволяющей раскладывать кресло в разных режимах. Имеется индивидуальная система освещения, мониторы с развлекательной программой и другие привилегии, предусмотренные тарифом бизнес. Самыми неудобными в этом салоне признаны места 1 и 5 ряда, что обусловлено близким расположением к перегородкам, за которыми находятся туалеты и другие технические помещения.
  2. С 11 по 16 – первый сектор салона эконом. Сидения установлены в три ряда по схеме 2х4х2. Общее количество посадочных мест – 48. Самые удобные места салона – А, В, D, E, F, G (расширенное пространство для ног). Кресла с определенными недостатками – Н, К на 11 ряду (рядом туалет) и весь 16 ряд (неподвижные спинки сидений).
  3. С 17 по 23 – второй сектор эконом класса, рассчитанный на перелет 68 человек. На 17-18 ряду – места повышенного комфорта с расширенным шагом пространства. За последним 23 рядом салона установлены туалеты. Крайне неудобные места для перелета с заблокированной спинкой.
  4. С 24 по 36 – третий сектор эконом. Количество посадочных мест в этом салоне – 134. Кресла установлены по схеме 3х4х3. Самые удобные места с увеличенным пространством для ног – 34 ряд, неудобные – 36 ряд (А, В, С, Н, J, К) и 37 (D, E, F, G).
  5. С 38 по 51 – четвертый сектор экономичного класса обслуживания, вмещающий 122 пассажиров. С 38 по 46 кресла установлены по схеме 3х4х3, с 47 по 50 – 2х4х2, на 51-м установлено 4 кресла в центральном ряду салона. Максимально удобными для перелета считаются места А, В, С, Н, J, К 38 ряда и кресла D, E, F, G на 39 ряду. Неудобные для расположения сиденья установлены в последних двух рядах салона, что связано с близким расположением с туалетными комнатами. Кресла D, E, F, G на 51 ряду также имеют неподвижную спинку.

Планируя забронировать самые удобные кресла в салоне Боинга 777, обязательно изучите план салона с конкретной компоновкой, актуальной для самолетов выбранного авиаперевозчика. Вам также может быть интересно — Boeing 747: модификации, характеристики, обзор салона, компании-эксплуатанты.

Конкуренция

Вмешавшись в состязание фирм Douglas и Convair, компания Boeing приступила к созданию лайнера, способного обойти лучшие модели обоих конкурентов. Изначально прототип был оценен в 100 миллионов долларов. Вскоре фирма Pratt & Whitney предложила авиакомпании «Боинг» улучшенный мотор модели JT3C, трехступенчатый компрессор в котором был заменен двухступенчатым, с широкими лопатками. За эту особенность компрессор сразу же нарекли вентилятором, а подобные моторы – турбовентиляторными. По сравнению с предшественником, новый мотор был более экономичным и менее шумным.

16 января 1959 года был собран первый Boeing 707-320 Intercontinental, призванный перевозить большую нагрузку на трансатлантических маршрутах. Начало эксплуатации самолета было сопряжено с рядом проблем, главной из которых стала недостаточно высокая управляемость в сложных метеорологических условиях. Проблему удалось решить благодаря установке киля большей высоты, который вскоре начали применять и на других лайнерах 707-й серии.

Моторы модели JT3D впервые были установлены на «Боинг-707-120В», который осуществил свой первый полет 23 ноября 1959 года. Вскоре эту силовую установку получила машина версии 707-320В. Чтобы это лайнер хорошо управлялся с новым мотором, законцовки его крыльев удлинили. Эксплуатация версии 707-320В началась летом 1962 года компанией Pan Am. Спустя год эта же компания закупила грузопассажирскую версию 707-320С, которая могла вмещать в себя 202 пассажира или перевозить немногим более 43 тонн. В скором времени модель 707-320С стала стандартной для серии 707, и фирма «Боинг» получила огромное количество заказов на ее производство.

История

Boeing 727 в трёх проекциях

727-100 TAP Portugal

727-200 Iberia

727-200 Iran Aseman Airlines

Boeing 727 был разработан в начале 1960-х, чтобы удовлетворить потребности трёх американских авиакомпаний: United Airlines, American Airlines и Eastern Air Lines. Задачей было создание массового реактивного самолёта, способного использовать ВПП небольших аэропортов, выполнять рейс даже при отказе одного двигателя, быть более экономичным, чем Boeing 707, простым в эксплуатации и обслуживании. Boeing 727 прежде всего должен был использоваться в качестве самолёта для региональных авиаперевозок на западе США и на Аляске, а также перелётов между США и странами Карибского бассейна.

Для упрощения использования самолёта в малоподготовленных аэропортах важное внимание было уделено механизации крыла (уменьшение требуемой длины ВПП) и встроенному трапу (для упрощения посадки и высадки пассажиров в случае отсутствия штатного трапа). Двигатели самолёта отличались большим уровнем шума, что создавало проблемы эксплуатантам в первые годы использования лайнера. В поздних модификациях уровень шума был уменьшен.

В поздних модификациях уровень шума был уменьшен.

Boeing 727 был хорошо принят авиакомпаниями и в 1960-х быстро распространился за пределы США, особенно в страны Латинской Америки и Средиземноморья. Для целого ряда авиакомпаний он стал первым типом используемого воздушного судна и основной «рабочей лошадкой» для выполнения сначала регулярных пассажирских, а затем чартерных и грузовых рейсов на среднюю дистанцию. Появление более экономичного двухдвигательного Boeing 737 в конце 1960-х привело к снижению числа заказов на 727-й. Однако даже после нефтяного кризиса 1974 года авиакомпании снова наполнили портфель заказов на этот самолёт, в основном на его грузовые версии. Последний лайнер был поставлен заказчику в 1984 году, большинство крупных авиакомпаний развитых стран вывели из эксплуатации Boeing 727 к началу 2000-х годов.

Вывод на рынок Boeing 727 дал компании значительное преимущество перед конкурентами из «McDonnell Douglas», которые смогли предложить рынку аналогичный самолёт (MD-80) с большим опозданием, когда привыкшие работать с «Boeing» авиакомпании уже заказали Boeing 737. Успех последнего во многом был предопределён хорошей реакцией рынка на его предшественника. Другим развитием типа стал Boeing 757, имеющий большие дальность и вместимость, чем Boeing 727 и особенно востребованный грузовыми перевозчиками в качестве замены Boeing 727.

Смена поколений

К концу 70-х авиалайнер стал жертвой собственного успеха. Пассажиропоток постоянно рос, и самолет перестал с ним справляться. Руководство компании «Боинг» понимало, что решить проблему поможет удлинение фюзеляжа, но такие меры были нецелесообразны с экономической точки зрения. Для удлиненного фюзеляжа необходимы более мощные и крупные двигатели, а также увеличенное расстояние между шасси. Кроме того, к концу 70-х самолет устарел в плане шумоизоляции и топливоэффективности. Для увеличения вместимости необходимо было заменить планер. В итоге фирма Boeing построила модель нового поколения, которая получила индекс 747 и полностью удовлетворила требования по вместимости.

Бизнес класс

Места класса бизнес по традиции расположены в носовой части фюзеляжа самолета. План рядов класса — 2-2. В классе расположены три ряда сидений, нумерующиеся от третьего до пятого. Сиденья в классе удобные, раскладывающиеся в удобную кровать с подставками для ног с большим пространством между креслами. Центральный проход широк, дает возможность свободного перемещения, доступ к багажным полкам, кухне и туалету. Все места бизнес-класса удобны и комфортны, но некоторые имеют свои недостатки:

  • Ряд 3. Находится в непосредственной близости к туалету, поэтому считается самым неудачным в классе. Туалет используется всеми пассажирами класса бизнес, что является неудобством, поскольку его посещается на протяжении всего полета. Пассажирам могут мешать выспаться шумы, неприятные запахи и периодическое включение подсветки.
  • Ряд 4. Наиболее удачными и удобными являются места, располагающиеся именно в четвертом ряду. Они находятся на удалении от туалета, что избавляет пассажиров от ряда неудобств, характерных для третьего ряда. Сзади отсутствует перегородка, поэтому здесь широкое пространство для ног, быстрый доступ к центральному проходу.
  • Ряд 5. Места в этом ряду также комфортны, однако небольшие недостатки присутствуют. Позади ряда начинается экономический класс, отделенный перегородкой. В начале экономического класса установлены крепления для детских колясок, так что полет может сопровождаться шумом беспокойных детей. В данном случае перегородка обеспечивает недостаточную звукоизоляцию.

Обзор

Семейство 737-ых компания спроектировала специально для пассажирских перелетов малой дальности и вместимости. На то время основными конкурентами лайнера являлись McDonnell Douglas DC-9 и британский BAC 1-11, чьи характеристики опережали разработки конструкторов Боинг. К началу построения воздушного судна его прямые оппоненты уже были на стадии прохождения летной сертификации.

Для сокращения затрат времени на конструкторские мероприятия пришлось позаимствовать некоторые решения, используемые при производстве 707-ой и 727-ой моделей самолетов, за исключением механики крыла.

Боинг 727 — предшественник 737-х.

В итоге разработка Boeing 737 не заняла много времени и средств, при этом его вместительность и топливная рентабельность превосходили показатели конкурентов. В начале 1965 года компания заявила о завершении разработки своего нового лайнера.

Вместо планируемых 60 посадочных мест производитель сумел уместить в фюзеляже целых 103 сидения за счёт расположения шести кресел в ряду. Значительная часть органов управления 737 модельного ряда была позаимствована у Boeing 727, а электрическая схема — у Boeing 707. В итоге новая модель самолета имела 60% конструктивное сходство с предшественником.

Производство пошло в серию в начале 1965 года, а сборка первого судна завершилась в 1967. На тот момент у компании уже насчитывалось несколько крупных заказов — примерно на сто самолетов. Но к концу года эта цифра предзаказа увеличилась до 141-й единицы. А версии Boeing 737-100 и -200 уже получили сертификаты и смогли принимать пассажиров на борт.

Семейство авиасуден 737-й модели Боинга подразделяется на четыре поколения:

  • — Original;
  • — Classic;
  • — Next Generation;
  • — MAX.

Наиболее широко распространены два из них – Classic и Next Gen. Обозначения модификаций самолета также имеют в конце наименования три цифры после дефиса – таким образом маркируется борт, имеющий различную длину фюзеляжа и кол-во пассажиромест соответственно. Всего существует 9 вариантов — от 100-ой до 900-ой модификации.

Поколение 737 Original в скором времени после начала эксплуатации утратило свою популярность. Причина — топливная неэффективность судна и его высокая шумность. На сегодняшний день модификация 737-100 не задействована в пассажирских перевозках. В то время как 737-200 всё еще используется в ряде развивающихся стран. Им на смену пришло поколение Classic, борт которого может вместить 300, 400 или 500 человек в зависимости от модификации самолета.

С ростом конкуренции на рынке производства воздушных суден компания Boeing выпустила иную модификацию 737-й модели – Next Gen. Фюзеляжи этого самолета вмещают от 600 до 900 человек. Модель салона построена на базе 757-го и 767-го Боингов. В целом, Next Generation стал рестайлингом 737 Classic. Его функциональные и схематические системы изменились, но незначительно.

Последним обновлением семейства 737-го стала версия MAX, пришедшая на смену Next Gen. Это новый самолет, первый вылет которого состоялся в 2016 году. Однако на сегодняшний день 737 MAX приземлены по всему миру и ждут завершения тестов навигационных систем. Ситуация стала результатом двух катастроф 737 MAX 8 в небе над Индонезией и Эфиопией, случившихся в период до полугода одна за другой.

Первые испытания «Боинга-707»

15 мая 1954 года состоялся первый полет прототипа модели 707, окрашенного в броские фирменные цвета компании Boeing – коричневый и ярко-желтый. Шестью днями позже, когда самолет начал выполнять скоростные пробежки, у него подломилась левая опора шасси, что привело к контакту мотогондолы левого внешнего двигателя со взлетно-посадочной полосой и значительным ее повреждениям. Через два месяца, когда самолет был полностью отремонтирован, летчики-испытатели Дике Лош и Текс Джонсон впервые подняли «Боинг-707» в воздух. Этот полет стал серьезной заявкой на лидерство самолета среди реактивных авиалайнеров Америки.

Использование лайнера

Разработка самолета велась под конкретные заказы американских авиакомпаний, и большая часть самолетов пределов Северной Америки не покидала. Тем не менее за 20 лет производства “Боинг-727” успел побывать во всех уголках земного шара. Самолет покупали не только в США — работал он на линиях и других стран. В середине 80-х годов производство было полностью переключено на модель 737. Последние полеты самолет совершал в ливрее бедных авиакомпаний латинской Америки и стран Азии.

На своей родине — в США — он летал на чартерных рейсах одной небольшой компании до 2008 года. Затем ее признали банкротом, а самолеты (в количестве 16 штук) пустили на металл. По официальным данным, в том же 2008 году самолетов насчитывалось не более 500 из почти 2000, выпущенных в свое время. Все они переделаны в F-версию и на пассажирских перевозках больше не используются.

Модификации

Прежде чем переходить к описанию модификаций, заметим, что кардинальных изменений, кроме вышеописанного удлинения, самолет за свою 20-летнюю историю практически не претерпел. Возможно, виной всему то, что на рынок вышел самый часто используемый (как его называют сейчас) 737. Может быть, виной моральное устаревание.

Первое поколение до переработки получило наименование “Боинг-727-100”. На основе этой модели выпустили три дополнительных версии:

  • F — чисто грузовая машина. Отличием данной модификации стала большая (2х3) грузовая дверь в дополнение к заложенным в базовом проекте.
  • С — грузопассажирский. При этом особенностью стала возможность быстрой перекомпоновки. Заказчик собственными силами мог переделать его либо в чисто грузовой, либо в эконом.
  • QF — Такой вариант серийно не выпускался. Это был стандартный грузовой самолет, только оборудованный двигателями “Роллс-ройс”.

Второе поколение — версия 200 — кроме чисто пассажирского получило несколько дополнительных вариантов:

  • F — грузовых версий на базе 200 было собрано всего 15 штук.
  • 727-200А — данный код получил самолет с увеличенной дальностью полета. Кроме увеличения запаса топлива эта модель получила усиленную конструкцию, более мощные двигатели с реверсом тяги, новое оборудование. Также отличительной чертой всех самолетов серии 200 стали дополнительные двери для пассажиров, заложенные в проект.

Так выглядит линейка самолетов “Боинг-727”. 800 моделей первого поколения и более 1000 — в версии 200А.

Описание и особенности

Кроме расположения двигателей в задней части “Боинг-727” мог похвастаться некоторыми отличительными особенностями, которые в современных самолетах уже не используют. Самой яркой были двери. У первых моделей, выпущенных ранее 1967 года, их было всего две. Одна — слева, сразу за кабиной пилотов. На положение второй большое влияние оказали будущие пользователи — авиакомпании. Дверь находилась в задней части, под килем, при этом имела собственный трап. Его выносом управляла гидравлика самолета. Такое решение позволило эксплуатировать модель в небольших, малоиспользуемых аэропортах.

Так как самолет разрабатывался, имея уже конкретных заказчиков, вторым ярким новшеством стали крылья. Компании хотели иметь возможность использовать лайнер также в небольших аэропортах с малыми ВПП. Тут возникала проблема. С одной стороны, оптимальный режим работы двигателей достигается на большой высоте на крейсерской скорости. С другой — короткая полоса запрещает посадку на большой скорости. Для того чтобы отвечать обоим требованиям, крыло должно иметь определенные характеристики. Наличие двигателя под ним затрудняет выполнение всех возложенных задач, в результате их переместили в заднюю часть.

Внутреннюю компоновку “Боинг-727” получил стандартную для узкофюзеляжного типа. Заказчику на выбор предлагалось два решения. Или один эконом — 6 мест в ряд с числом пассажиров до 190, или численность уменьшается до 140, но в самолете будет два класса — бизнес (по 4 места в ряд) и эконом.

Варианты

  • Boeing 727-100 — исходная модель.
  • Boeing 727-100C — Конвертируемая грузопассажирская версия.
  • Boeing 727-100QC — Быстро меняемая грузопассажирская версия.
  • Boeing 727-100QF — грузовая версия для UPS Airlines, для соблюдения новых норм шумности штатные двигатели заменены на Rolls-Royce Tay (англ.)русск.
  • Boeing 727-100 Business Jet
  • Boeing 727-200 — Модифицированная версия (удлинена на 6 метров).
  • Boeing 727-200F — грузовая версия.
  • Boeing 727-227F Advanced – версия для достижения пассажирами опыта состояния невесомости.
  • C-22 — Военная версия, специально созданная для ВВС США.
  • C-22B — Военная версия Boeing 727-100.
  • C-22C — Военная версия Boeing 727-100.

Закат популярности

С приходом 1980-х число заказов на самолет резко сократилось. Развитые страны начали искать замену авиалайнеру «Боинг-707». В 1978 году производство модели было остановлено. В 1983-м самолет последний раз взлетел в небо Америки. Последним государством, активно эксплуатирующим данный самолет (до 1998 года), стал Ливан. С приходом 21 века самолет остался в эксплуатации бедных стран Латинской Америки и Африки, в основном для перевозки грузов. На сегодняшний день основу парка летающих 707-х «Боингов» составляют военные версии. Последним пассажирским оператором, использующим авиалайнер, стала иранская компания Saha Air, которая прекратила полеты в 2013 году. Таким образом, рассматриваемый самолет стал единственным реактивным лайнером первого поколения, который так или иначе используется по сей день. Все его конкуренты ушли в историю в 90-х. Кроме того, 707-й «Боинг» был первым реактивным пассажирским самолетом с моторами в отдельных мотогондолах, подвешенных под крыльями на пилонах. Интересно отметить, что в 1998 году обладателем этого самолета стал известный актер Джон Траволта. Личный «Боинг-707» Траволты получил новое название – N707 JT.

Модификации

За время производства самолета, было создано довольно много модификаций:

  1. 707-120. Базовая версия, получившая вместимость от 110 до 179 пассажиров и скорость до 965 км/ч.
  2. 707-220. Отличается увеличенной мощностью мотора. Было произведено всего 5 экземпляров.
  3. 707-227. Эта версия получила увеличенную пассажировместимость.
  4. 707-320В. Вторая основная версия самолета. От первой отличается увеличенными габаритами, большей пассажировместимостью и большей мощностью моторов. Для этой модификации были разработаны версии Intercontinental, 320B Advanced и 320C.
  5. 707-420. Версия авиалайнера оснащена моторами от фирмы Rolls-Royce.
  6. 707-700. Модификация с удлиненным фюзеляжем и увеличенной пассажировместимостью.
  7. VC-137C. Версия, созданная для высшего руководства и, в частности, президента. «Боинг-707» этой модификации был выпущен лишь в двух экземплярах.

Кроме того, преимущественно на базе версии 707-320 было построено несколько военных модификаций:

  1. E-3 Sentry. Самолет для дальней радиолокационной (РЛ) разведки.
  2. E-6 Mercury. Командный пункт связи и управления.
  3. E-8 JSTARS. Самолет для наземной РЛ разведки.
  4. C-18. Военно-транспортный самолет.
  5. EC-18B. Самолет-лаборатория, предназначенный для испытания баллистических и зенитных ракет.

Лётно-технические характеристики

ТипBoeing 727-100Boeing 727-200 Adv.
Тип фюзеляжаУзкий
Длина40,59 м46,69 м
Размах крыла32,92 м
Высота киля (хвоста)10,36 м
Ширина фюзеляжа3,76 м
Площадь крыла157,93 м²
угол стреловидности крыла32°
Макс. вместимость (пс.)131189 (только эконом класс) / 145 (бизнес и эконом классы)
Макс. взлётная масса68 946 кг95 030 кг
Вес пустого самолёта39 780 кг45 360 кг
Крейсерская скорость926 км/ч965 км/ч
Высота полёта11 400 м12 192 м
Дальность полёта4200 км4020 км
Первая поставка727-100: 1.2.1964 Eastern Air Lines727-100C: 13.4.1966 Northwest Airlines727-200: 11.12.1967 Northeast Airlines727-200Adv.: 9.3.1971 Lufthansa727-200F: 27.6.1983 FedEx
Последняя поставка727-100: 18.10.1972 Dominicana727-100C: 9.3.1971 South African Airways727-200: 16.8.1972 Western Airlines727-200Adv: 6.4.1983 US Airways727-200F: 18.9.1984 FedEx
Поставлено всего727-100: 407727-100C: 164727-200(Adv): 1245727-200F: 15

Двигатели Boeing 727-100

3 Pratt & Whitney JT8D-1, тяга 14 000 фунтов

3 Pratt & Whitney JT8D-7, тяга 14 000 фунтов

3 Pratt & Whitney JT8D-9, тяга 14 500 фунтов

Двигатели Boeing 727-200 Adv.

3 Pratt & Whitney JT8D-9A, тяга 14 500 фунтов

3 Pratt & Whitney JT8D-11, тяга 15 000 фунтов

3 Pratt & Whitney JT8D-15, тяга 15 500 фунтов

3 Pratt & Whitney JT8D-17, тяга 16 000 фунтов

3 Pratt & Whitney JT8D-17R, тяга 17 400 фунтов

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий