Пассажирский самолёт Airbus A320

Семейство самолётов А320

A318 — самый маленький из представителей линейки. Базовая комплектация А318 рассчитана на перевозку 107 пассажиров в салонах двух классов. В одноклассовой вариации модели вместимость составляет 132 пассажира. Свой первый полет совершил в июле 2003 года. Данный самолет может выполнять перелёты на расстояние до 5950 км. Также А318 может быть использован в аэропортах с более короткими взлетно-посадочными полосами, чем самолёты аналогичной размерности и вместимости. Он пригоден для эксплуатации в аэропортах, расположенных в черте города.

A319 — модифицированная версия А320 с укороченным фюзеляжем. Этого удалось добиться за счет сокращения количества кресел для пассажиров на два ряда. Его габариты позволяют преодолевать расстояние до 6850 километров. Эта самая большая дальность полета среди всего семейства A320. Рассчитан на перевозку 124 пассажиров. Допустимая дальность составляет порядка 6650 километров, выпускается вариант с увеличенной на 32 сиденья вместимостью, зато с меньшим максимальным расстоянием полета.

А319CJ — бизнес-самолёты с очень небольшой вместимостью, зато значительно большей дальностью полёта.

A319LR — модификация “Аэробуса А319” с дополнительными топливными баками и возможностью полёта на расстояние 8,3 километров.

А319ACJ (другое название – Airbus Corporate Jet) — корпоративный самолёт, который может перевозить 39 пассажиров при дальности полета до 12000 километров.

A320 — двухмоторный лайнер с центральным проходом в пассажирской кабине. Отличается четырьмя входами для пассажиров и четырьмя запасными выходами. “Аэробус А320” максимально вмещает 180 пассажиров. В базовом двухклассном исполнении в салоне размещаются до 150 пассажиров. Средняя дальность полёта – 4600 километров.

A321 — удлинённая версия того же “Аэробуса A320”. Вместимость – от 185 до 220 пассажиров. Впервые самолет поднялся в воздух в 1994 году. Дальность полета составляет 5600 километров.

New Engine Option

Airbus уже давно занимается разработкой новых двигателей, которыми будет оснащаться “Аэробус А320”. Схема салона представлена ниже. Эта разработка получила название New Engine Option, сокращенно NEO. Заказчикам предложены на выбор двигатели Pratt & Whitney PW1000G и CFM International LEAP-X. Они почти на 16 процентов более экономичные, хотя итоговая экономия будет немного меньше, так как приблизительно 2 процента сэкономленных денег уйдут на переустановку двигателей на уже существующих моделях. Новые устройства обеспечат большую дальность полета (приблизительно на 950 километров) и грузоподъемность (на целых две тонны). A320 NEO также оснащен обновленными крыльями с концевыми шайбами, которые носят название акульих плавников.

Производство


Кабина пилотов Airbus A319

Основная опора шасси A320

До февраля 2008 года сборка A320 производилась только в Тулузе, однако с марта 2008 года, из-за большого спроса, сборку также развернули на заводе в Гамбурге-Финкенвердер.. Все остальные версии семейства A320 производились и производятся в Гамбурге-Финкенвердер. Кроме этого, в Китае была открыта линия монтажа самолётов семейства A320 с расчётной производительностью четыре машины в месяц (в 2011).

Компоненты с различных заводов концерна Airbus перевозят для окончательной сборки в Гамбург (A318, A319, A321) и Тулузу (A320). Практически все перевозки выполняются на самолёте A300-600ST «Белуга».

В ходе экономического оздоровления концерна Airbus в 2007 году немецким менеджерам удалось добиться переноса производства A320 из Франции в Германию. Планируется повысить число выпускаемых самолётов до 42 в месяц с 4-го квартала 2012 года.

Кроме того производство авиалайнеров типа A320 налажено в Китайской Народной Республике. Планировалось с 2010 года, что китайские заводы концерна будут выпускать до пятидесяти самолётов в год. Также, Иркутский авиационный завод в России выпускает компоненты для авиалайнеров типа A320.

A320 помогает Airbus Industrie компенсировать потери, связанные с проблемами в производстве самолёта-гиганта A380. Портфель заказов формируют азиатские авиакомпании и лизинговые предприятия.

Самой большой проблемой для Airbus SAS остаётся низкий курс доллара. Оплата за самолёты производится в долларах, тогда как большая часть производства размещена в еврозоне.

С 2014 году фирма Airbus начала выпуск нового поколения A320 neo. Ввод в эксплуатацию первого самолёта – в 2016 году.

Аварии и катастрофы

По состоянию на 10 января 2020 года, в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 44 самолёта семейства Airbus 318/319/320/321. Airbus 318/319/320/321 пытались угнать 16 раз, при этом погиб 1 человек. Всего в этих происшествиях погибли 1393 человека.

Крупнейшая по числу жертв катастрофа в истории семейства A320 произошла 31 октября 2015 года, в ней погибли 224 человека.

ДатаБортовой номерМестоЖертвыОписание происшествия
26.06.1988 F-GFKC Абсем3/136Демонстрационный полёт. Врезался в лесной массив из-за того, что зрители встали не туда и пилоты направили самолёт не на длинное поле, а к лесному массиву.
14.02.1990 VT-EPN Бангалор92/146Разбился при заходе на посадку из-за ошибок пилотов.
20.01.1992 F-GGED Страсбург87/96Разбился при снижении. Экипаж неверно задал параметры автопилота.
14.09.1993 D-AIPN Варшава2/70При посадке выкатился за пределы ВПП из-за ошибок экипажа.
10.03.1997 A4O-EM Абу-Даби0/115 Прерванный взлёт.
22.03.1998 RP-C3222 Баколод3+0/130При посадке пилоты забыли перевести на реверс один двигатель.
11.04.2000 F-OHMD Минатитлан0/0Сгорел при заправке.
23.08.2000 A4O-EK Мухаррак143/143Разбился в море при заходе на второй круг из-за ошибок экипажа.
07.02.2001 EC-HKJ Бильбао0/143Грубая посадка.
24.07.2001 4R-ABA Коломбон.д.Атака «Тамильских тигров» на аэропорт.
28.08.2002 N635AW Финикс0/159Грубая посадка.
19.01.2003 N313NB Нью-Йорк0/2Врезался в стену при движении к терминалу из-за ошибки техников.
21.03.2003 B-22603 Тайнань0/175Грубая посадка.
03.05.2006 EK-32009 Сочи113/113Упал в воду при уходе на второй круг из-за ошибок экипажа.
05.05.2006 EK-32001 Брюссель0/0Сгорел в ангаре.
05.05.2006 EK-32010 Брюссель0/0Сгорел в ангаре.
05.05.2006 SX-BVB Брюссель0/0Сгорел в ангаре.
18.07.2007 PR-MBK Сан-Паулу12+187/187При посадке сошёл с ВПП и врезался в склад ГСМ.
26.10.2007 RP-C3224 Бутуан0/154Выкатился за пределы ВПП и врезался в деревья.
30.05.2008 EI-TAF Тегусигальпа2/124Выкатился за пределы ВПП и разрушился на части.
27.11.2008 D-AXLA Перпиньян7/7Тестовый полёт. Обледенение датчиков системы сваливания.
15.01.2009 N106US Гудзон0/155В двигатели попали птицы. Аварийная посадка на воду.
28.07.2010 AP-BJB Исламабад152/152При заходе на посадку в сложных метеоусловиях врезался в гору.
24.09.2010 EI-EDM Палермо0/129Грубая посадка до торца ВПП. Списан.
25.08.2011 5A-ONK Триполи0/0Повреждён в ходе боёв в аэропорту, сгорел во время новых столкновений в 2014 году.
05.05.2012 JA8384 Сендай0/108Задел хвостом ВПП при уходе на второй круг. Списан.
06.02.2013 TS-IMB Тунис-Карфаген0/83Посадка с убранной передней стойкой. Списан.
16.03.2013 N620SC Джакарта0/0Повреждён на стоянке во время грозы.
03.07.2013 JY-PTA Триполи0/1Пожар в кабине пилотов (во время техобслуживания взорвался кислородный баллон).
05.01.2014 VT-ESH Джайпур0/179Посадка в стороне от ВПП в сложных метеоусловиях.
14.04.2014 XY-AGT Янгон0/н.д.При буксировке столкнулся с другим самолетом на перроне.
27.07.2014 5A-LAI Триполи0/0Хвостовая часть разрушена при артиллерийском обстреле аэропорта.
28.12.2014 PK-AXC Яванское море162/162Упал в воду из-за неполадок бортового компьютера и ошибочных действий экипажа по их устранению.
24.03.2015 D-AIPX Альпы150/150Второй пилот намеренно направил самолёт в горный массив.
29.03.2015 C-FTJP Галифакс0/137Грубая посадка до торца ВПП, зацепил крылом ЛЭП.
14.04.2015 HL7762 Хиросима0/82При посадке зацепил антенну РЛС, сошёл с ВПП. Списан.
25.04.2015 TC-JPE Стамбул0/97Пожар двигателя. После аварийной посадки сошёл с ВПП, развернувшись на 180°.
31.10.2015 EI-ETJ Синайский полуостров224/224Взорван террористами.
02.02.2016 SX-BHS Могадишо1/81Попытка взрыва, совершил экстренную посадку. Списан.
19.05.2016 SU-GCC Средиземное море66/66Пожар с потерей управления. Власти Египта предполагают, что на борту произошёл взрыв.
08.12.2017 A7-AIB Доха0/н.д.Пожар на стоянке во время техобслуживания.
15.01.2018 5A-ONC Триполи0/0Поврежден при обстреле во время боёв рядом с аэропортом.
28.02.2018 ES-SAN Таллин0/7Учебный полёт. Сел в снегу до торца ВПП из-за потери управления.
15.08.2019 VQ-BOZ Жуковский0/233После взлёта в двигатели попали птицы. Совершил аварийную посадку на кукурузном поле.
10.01.2020 VQ-BRS Анталья0/н.д.Рейс без пассажиров, экипаж не пострадал. Аварийная посадка со значительной перегрузкой, значительные повреждения элементов носовой стойки шасси и передней нижней части фюзеляжа.

Конструкция

Аэродинамическая схема — двухмоторный низкоплан со стреловидным крылом, однокилевым вертикальным оперением, с турбовентиляторными двигателями, расположенными под крылом.

Характерная внешняя особенность A320 — чуть скошенная передняя стойка шасси.

В конструкции самолёта — обширное применение композитных материалов (около 20 %). В основном используется Glass-fiber reinforced plastic (пластик, армированный стекловолокном), Carbon-fiber reinforced plastic (пластик, армированный углеродным волокном), honeycomb core (сотовый заполнитель).Практически вся механизация крыла выполнена из композитных материалов (предкрылки, закрылки, панели спойлеров, лючки, носовой обтекатель), а вертикальное оперение полностью изготовлено из композита. Передняя кромка горизонтального стабилизатора также композитная.

Особенностью Airbus A320 является передовая по технической оснащённости (по меркам 1980-х годов) кабина пилотов и электродистанционная система управления (ЭДСУ). Вместо механических стрелочных приборов, информация о положении самолёта и состоянии его двигателей и вспомогательных систем выводится на шесть электронно-лучевых экранов (после начала выпуска A318 — на LCD), занимающих большую часть приборной доски. Кроме того, классические самолётные штурвалы заменены боковыми ручками (РУС), также называемые сайдстиками (англ. sidestick), расположенными по бокам кабины: РУС пилота, сидящего слева (командир воздушного судна) расположен слева от его сидения, а РУС пилота, сидящего справа (второй пилот), расположен справа от его сидения. Ручки управления связаны с рулевыми плоскостями следующим образом: любое движение сайдстика обрабатывается бортовыми компьютерами и информация передаётся по проводам к гидравлическим приводам, которые и совершают необходимые движения рулевых плоскостей (технология fly by wire). Высокий уровень автоматизации управления самолётом и его системами позволил ограничить число членов экипажа двумя пилотами.

Самолёт оснащён цифровым комплексом авионики EFIS производства французской фирмы «Thomson-CSF», состоящим из шести цветных многофункциональных дисплеев для вывода пилотажно-навигационной информации, а также данных о работе бортовых систем и предупреждений об отказах. Вся авионика соответствует стандарту ARINC 700.

По сравнению с другими авиалайнерами сходных размеров, серия A320 отличается просторным пассажирским салоном с большими полками для ручной клади, большой грузовместимостью нижней (грузовой) палубы и широкими люками для загрузки багажа. После выпуска A318 на остальных самолётах семейства A320, в основном выпущенных после 2000 года, были также применены новшества (Enhanced version) введённые при производстве A318, такие как: замена облицовочных панелей салона; более вместительные полки для ручной клади (внутренний объём вырос на 11 %); новая Flight Attendant Panel (FAP) с сенсорным дисплеем; индивидуальное освещение над каждым пассажиром (Reading lights) на основе светодиодов; возможность регулировки яркости основного освещения в салоне от 0 до 100 %; ЖК-дисплеи в кабине пилотов вместо электронно-лучевых. Были также заменены некоторые компьютеры, логика компьютеров, изменения в механизмах и многое другое. По этим и другим причинам (включая сравнительно низкую стоимость обслуживания) A320 пользуется большой популярностью во всем мире.

26 апреля 2012 года был выпущен первый самолёт семейства A320 с изменёнными винглетами.

Литература

  • Aris, Stephen. Close to the Sun (неопр.). — London, UK: Aurum Press Ltd, 2002. — ISBN 978-1-85410-830-2.
  • Eden, Paul E. (general editor). Civil Aircraft Today (неопр.). — London: Amber Books, 2008, 2008. — ISBN 978-1-905704-86-6.
  • Gunston, Bill. Airbus: The Complete Story (неопр.). — Sparkford, Yeovil, Somerset, UK: Haynes Publishing (англ.)русск., 2009. — ISBN 978-1-84425-585-6.
  • Norris, Guy and Mark Wagner. Airbus (неопр.). — St. Paul, Minnesota: MBI Publishing (англ.)русск., 1999. — ISBN 978-0-7603-0677-2.
  • Reed, Arthur. Airbus: Europe’s High Flyer (неопр.). — Zürich, Switzerland: Norden Publishing House, 1992. — ISBN 978-3-907150-10-8.

Самолёты-аналоги

Главным конкурентом для семейства A320 являются самолёты семейства Bombardier СS 300 и . Boeing 757 конкурирует с A321, обладая несколько большей дальностью и несколько большей пассажировместимостью, однако его производство было прекращено в 2005 году. Для моделей A318 и A319 соперничающими моделями могут быть устаревшие модификации, такие как снятый с производства Boeing 717.

Советский самолёт Ту-154, обладая близкими параметрами, тратит на перевозку каждого пассажира больше керосина даже в последней модификации Ту-154М, и потому не выдерживает коммерческой конкуренции. Более новая модель Туполева — 204/214 — в целом сопоставима с А321 по коммерческой эффективности, однако выпущена в незначительном количестве (менее ста машин) и к настоящему времени фактически снята с производства, поэтому также не может рассматриваться в качестве серьёзного конкурента.

Характеристика и компоновка салона Airbus А321

Аэробус А321 имеет удлиненный корпус (44.5 м). Ширина салона – 3.70 м. Крейсерская скорость лайнера данной модели – 840 км/ч, максимальная скорость – 890 км/ч. Дальность полета – 5950 км.

Самолет оснащен восьмью пассажирскими дверьми и четырьмя аварийными выходами. На 2018 год в мире эксплуатируются Аэробусы А321-100 и А321-200 с разными компоновками салона с количеством посадочных мест от 170 до 220.

Схема салона

Компания-производитель поставляет на заказ партнерам-авиаперевозчикам Аэробусы А321 разной модификации. Самая популярная модель – А321 на 170 и 183 пассажирских места с двухклассовым салоном. Такие лайнеры эксплуатирует и известный российский перевозчик Аэрофлот.

Эксплуатация

Официально программа самолёта A320 началась в марте 1984 года. Первый полёт опытный самолёт A320 с двигателями CFM56-5A1 совершил 22 февраля 1987 года. В конце февраля 1988 года самолёт был сертифицирован в Европе, а в декабре — в США. В марте 1988 года авиакомпания Air France получила первый самолёт.

Самолёт A320 является первым в мире пассажирским самолётом с электродистанционной системой управления (ЭДСУ) или FBW (Fly by wire), кабиной экипажа, оснащённой боковыми рукоятками управления вместо обычных штурвальных колонок, и горизонтальным оперением, изготовленным полностью из композитных материалов. 150-местный самолёт A320 послужил основой для разработки самолётов A321 (170-местный, ), A319 (116-местный, ) и A318 (99-местный, ).

Airbus A320 имеет дальность полёта до 4900 км, крейсерская скорость — 840 км/ч. Вместимость — 140—180 пассажиров.

Аварии на ранних стадиях эксплуатации, в том числе катастрофа одного из первых серийных A320 Air France 26 июня 1988 года, серьёзно подпортили имидж самолёта и его компьютеризированной системы управления. Причина аварии так и не была окончательно определена, хотя в официальном заключении комиссии указывается на ошибку пилота. Тем не менее, существует мнение[чьё?], что виной всему компьютерные системы и ранее выявленные недостатки самолёта.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий