Гиганты двадцатого века
С 1977 года и до настоящего времени флагманом военно-транспортной авиации СССР, а позже РФ, является разработка КБ им. С.В.Ильюшина – тяжёлый транспортный турбореактивный самолёт Ил-76. С конца семидесятых годов Ил-76 – флагман российских воздушно-десантных войск.
Самолёт показал свои отличные лётные качества в афганской войне и чеченском конфликте. С его помощью производится переброска и десантирование военной техники и живой силы.
Требование времени заставило КБ им. С.В.Ильюшина произвести поэтапную глубокую модернизацию самолёта – сначала до Ил-76МД90-А, чуть позже – до Ил-476. Изменения коснулись в основном силовой установки. Но если МД90 уже давно и успешно выполняет полёты, то Ил-476 – это будущее транспортной авиации России.
И хотя тендер выиграл Локхид, боссы Боинга тоже не остались внакладе.
Результатом борьбы конструкторов двух фирм стало создание прекрасных машин – среднетоннажного военно-транспортного C-141 Starlifter (масса полезной нагрузки – 27,2 т), и грузопассажирского Boeing 747.
Последняя модификация Боинга – 747-8F сегодня с успехом используется Министерством обороны США для переброски большого количества военнослужащих и грузов.
Один из самых популярных крылатых транспортников – С-5А Galaxy. Машина способна перевозить в своем чреве 119 тонн полезной нагрузки, подаваемой внутрь фюзеляжа через передний грузовой люк. До 1982 С-5 был самым большим военным самолетом, транспортируя грузы военного ведомства США.
Имея дальность полета свыше 10 тысяч километров, С-5 может легко перебросить за один день с одного континента на другой целое боевое соединение – до 400 солдат, танки, боевые машины, артиллерийские установки, вертолёты и другую технику. Добавим, что С-5А – самый быстрый среди военно-транспортных самолётов, и по большому счёту – самый лучший военный самолёт в мире среди транспортников.
Особенности конструкции
В связи с тем, что для размещения военной техники и живой силы внутри транспортников необходимо наличие большого внутреннего пространства, конструкция планера имеет одну особенность. Для загрузки оборудования в конструкции транспортных машин обязательно предусматривается наличие погрузочного люка. Он может располагаться спереди, под кабиной пилотов, или в задней части фюзеляжа.
К 1955 году сформировался круг требований к конструкции военно-транспортных машин:
- свободнонесущий высокоплан со стреловидным крылом;
- два или четыре турбореактивных двигателя на пилонах под крыльями;
- грузовой люк сзади (реже – спереди) фюзеляжа;
- грузоподъёмность – не менее 20 т.
В середине ХХ века транспортники снабжались поршневыми двигателями. На смену им пришли более современные, турбореактивные. Количество килей – один или два. Планер изготавливается из высокопрочной листовой стали, или из титановых сплавов. Сечение фюзеляжа большинства транспортных летательных аппаратов – круглое.
Некоторые из современных тяжёлых машин имеют фюзеляж грушевидной формы. Многоопорное шасси транспортников должно обеспечивать посадку на неприспособленные грунтовые площадки.
Межвоенный период и Вторая мировая
Уже в 20-е годы началось активное развитие разработанного в годы Первой мировой войны вооружения и внедрение новых решений в его конструкцию. Медлительные и легкобронированные танки кардинально изменились по конструкции и стали к концу 30-х годов прошлого века средством молниеносных наступательных операций.
Советские конструкторы создали такие образцы вооружений как танки Т-34 и КВ-1, современные истребители Як-1 и МиГ-3, бомбардировщики Пе-2 и многое другое. Новая военная техника практически не уступала немецким аналогам, а по некоторым параметрам и превосходила их.
Отечественная военная техника с честью прошла испытание в ВОВ, которая вошла в историю как «война моторов». Развитие советской военной техники в годы войны шло нарастающими темпами. Уже в первый год на вооружение стали поступать системы залпового огня «Катюша», аналогов которым не было ни у одной другой армии.
В первые послевоенные годы не наблюдалось большого интереса к технике и вооружению периода ВОВ. Это было связано с общей ситуацией в стране и с невозможностью приобретения такого оборудования после списания.
Крупнейшее в России собрание бронетехники находится в подмосковном городе Кубинка.
Интерес стал просыпаться только в начале 70-х годов, когда коллекционеры старых автомобилей стали объединяться в различные клубы. Однако дальше автомобильной техники сфера интересов этих клубов не распространялась.
В наши дни наблюдается растущий интерес к различной технике периода ВОВ принимавшей участие в боевых действиях на советской стороне или на стороне вермахта. Поиском и реставрацией старой военной техники занимаются десятки различных поисковых отрядов и мастерских.
Один из музеев, демонстрирующих вооружение и военную технику сухопутных войск, находится на Поклонной горе.
Есть десант – нужна платформа
Молодые, амбициозные красные командиры, получившие хорошее военное образование и практику, на рубеже тридцатых годов прошлого века убедили руководство Советского Союза провести качественное перевооружение Красной Армии.
Появились новые рода войск – мотострелковые, воздушно-десантные. Для их доставки на театры военных действий в ВВС РККА была впервые создана эскадрилья тяжёлых машин, куда вошли специально реконструированные для перевозки людей и военной техники бомбардировщики ТБ-1 и Р-5.
Встал вопрос о возможности переброски военной техники на значительные расстояния.
По инициативе создателя ВДВ генерала Василия Маргелова перед конструкторами будущих самолётов-транспортников была поставлена задача – обеспечить возможность парашютного десантирования войск и техники.
Создание парка тяжёлой транспортной авиации для Вооружённых Сил СССР было поручено конструкторским бюро под руководством Олега Антонова и Сергея Ильюшина.