Особенности конструкции Bell AH-1 «Cobra»
Американский боевой вертолет обладает высоким потенциалом, который обеспечивает высокую эффективность летательного аппарата в борьбе с различного рода наземными целями, будь то вооруженные отряды противника, либо же легкобронированная или бронированная техника. Огневая мощь боевого воздушного судна обеспечивает эффективное огневое прикрытие, и фактически, вертолет может с высокой точностью наносить удары как по единичным целям, так и по массовым группировкам врага.
Вооружение вертолета, в зависимости от его модификации, состоит из двух спаренных пулеметов калибра 7,62 мм. для борьбы с живой силой и легкобронированной техникой противника; двух ракетных пусковых установок обеспечивающих огневое прикрытие с воздуха либо же ударное средство против бронированной техники врага; одной автоматической авиационной пушки калибра 20 мм. для борьбы с легкобронированной техникой противника либо воздушными средствами.
Силовая установка вертолета Bell AH-1 Cobra состоит из одного газотурбинного двигателя марки Lycoming T53-L-13 (зависит от модификации воздушного судна), способного развивать тягу в 1100 л.с., что обеспечивает летательному аппарату высокую скорость полета, составляющую при своем максимуме порядка 350 км\ч., и позволяет преодолевать дистанции в 575 километров.
Особенности конструкции вертолета
- Двухлопастный несущий винт, имевший диаметр 13,4м и втулку «тип 540» , как на UH-1E, однако отличавшийся концевыми частями лопастей со скоростными профилями.
- Большая энерговооруженность: вертолет АН 1 Cobra при взлетной массе в 4310 кг снабжался одним ГТД, который имел мощность 1030 кВт.
- Экипаж состоял из стрелка, находившегося в передней кабине, а также летчика, располагавшегося в задней кабине над стрелком, с улучшенным обзором.
- Фюзеляж с уменьшенным сопротивлением и улучшенными аэродинамическими формами.
- Бронирование боковых проекций двигателя, кабины экипажа, а также наиболее важных агрегатов.
- Применение крыла для размещения вооружения и разгрузки несущего винта.
- В состав БРЭО включены средства связи, НСЦ, прицельное и навигационное оборудование (без РЛС). Средства обороны включают аппаратуру отстрела ЛТЦ и ДО, в том числе дымовых шашек.
Модификации
- TH-1G HueyCobra — двухместный учебно-тренировочный вариант для подготовки пилотов
- AH-1Q HueyCobra — модернизированный AH-1G. оснащен ПТУР TOW, телескопическим прицелом M65 (TSU), и коллиматорным M73.
- AH-1S (-P) (Production) — AH-1Q с двигателем 1,800 л.с. Lycoming T53-L-703.
- AH-1S (-E) (Enhanced Cobra Armament System (ECAS))
- AH-1S (-F) (AH-1S Modernized) — противотанковый вертолёт. Оснащён ПТУР TOW, навигационной системой CONUS, усовершенствованным радиооборудованием. 290 машин переоборудовано из AH-1G и 82 из AH-1Q.
На вооружении
- США
- Бахрейн —16 AH-1E, 6 TAH-1P и 12 AH-1F, по состоянию на 2021 год
- Израиль —33 AH-1E/F, по состоянию на 2016 год
- Испания
- Иордания — 12 AH-1F и 17 AH-1S, по состоянию на 2021 год
- Иран — 50 AH-1J, по состоянию на 2021 год
- Пакистан — 38 AH-1F/S, по состоянию на 2016 год
- Таиланд — 7 AH-1F, по состоянию на 2016 год
- Китайская Республика — 67 AH-1W, по состоянию на 2021 год
- Турция — 18 AH-1P, 12 AH-1S и 4 TAH-1P, по состоянию на 2021 год
- Республика Корея — 60 AH-1F/J, по состоянию на 2016 год
- Япония — 18 AH-1S, по состоянию на 2016 год
Боевое применение
- Война во Вьетнаме (1957—1975, США) — с 1967 по 1973 год, американская сторона безвозвратно потеряла около 300 вертолётов «Кобра». В 1971 году в ходе шестинедельной операции Lam Son 719 американские AH-1 уничтожили 6 и подбили 8 северовьетнамских танков, за это пришлось заплатить 26-ю сбитыми и 158-ю повреждёнными «Кобрами». «Кобры» сыграли решающую роль в боях за город Анлок весной 1972 года, уничтожив 1040 северовьетнамских солдат и 18 танков.
- Конфликт в Белуджистане (1973—1978) — пакистанская армия использовала эти вертолёты в боях против белуджийских сепаратистов.
- Ирано-курдский конфликт (1979, Иран) — 23 августа 1979 года курды огнём стрелкового оружия сбили иранский вертолёт «Кобра»
- Ирано-иракская война (1980—1988, Иран) — в сентябре 1981 года, в ходе двухдневной операции «Восьмой Имам», иракцами было сбито девять иранских вертолётов AH-1J. «Кобры» успешно использовались против бронетехники, например, только в ноябре 1982 года ими было уничтожено не менее 106 иракских танков и 70 БТР. Известны случаи, когда группам из 4 AH-1 удавалось на несколько часов остановить наступление целых иракских танковых бригад. В воздушных боях иранские «Кобры» сбили два иракских сверхзвуковых самолёта — истребитель-бомбардировщик Су-20 и истребитель МиГ-21, а также 25 вертолётов. Не менее 4 AH-1J было сбито иракскими МиГ-21 и 1 МиГ-23. К середине войны количество боеспособных иранских вертолётов AH-1 снизилось с 205 до 80-90 единиц. В «Кобре» погиб лучший иранский вертолётчик Али Акбар Широуди, в его вертолёт попал 115 мм снаряд иракского танка Т-62. 14 июля 1982 года иранская «Кобра» была сбита противотанковой ракетой «Малютка»
- Гражданская война в Ливане (Израиль) — в ходе войны было сбито три израильских «Кобры». В первом вылете против сирийской техники двумя «Кобрами» были уничтожены три танка Т-62 и один грузовик. Всего в ходе конфликта «Кобрами» уничтожены десятки единиц бронетехники, включая ряд современных танков Т-72.
- Вторжение США на Гренаду (1983, США) — в ходе операции два американских AH-1T было сбито противником.
- Турецко-курдский конфликт (с 1984, Турция) — пять турецких AH-1W было сбито курдскими повстанцами. Последний был сбит 18 мая 2021 года с помощью ПЗРК «Игла», пилот погиб.
- Операция «Богомол» (1988, США) — американские «Кобры» потопили три иранских патрульных катера, при этом один AH-1T был сбит.
- Перехват 28 сентября 1988 года — два иранских вертолёта AH-1J были сбиты советскими истребителями МиГ-23, после нарушения афганской воздушной границы.
- Война в Персидском заливе (1991, США) — было задействовано 145 вертолетов, общий налет составил 8000 часов, выпущено более 1000 ПТУР, потеряно 3 AH-1F
- Миротворческая операция в Сомали (UNOSOM I, 1992—1993, США)
- Война в Афганистане (с 2001, США) — принимали ограниченное участие. С 2009 по 2012 год известно о четырёх потерянных вертолётах AH-1W.
- Иракская война (с 2003, США) — в ходе первых 25 дней операции 46 из 58 вертолётов «Кобра» КМП США получили боевые повреждения. Позже ещё несколько вертолётов было сбито и разбилось. 21 марта 2003 года американский вертолёт AH-1W ракетой случайно уничтожил американский танк M1 Abrams.
- Вазиристанская война (с 2004, Пакистан)
- Вторая ливанская война (2006, Израиль)
Дизайн и развитие
AH-1 Cobra был разработан в середине 1960-х годов как временный боевой вертолет для армии США для использования во время война во Вьетнаме. На Cobra использовались проверенные трансмиссия, роторная система и турбовальный двигатель T53. UH-1 “Хьюи”. К июню 1967 года был доставлен первый AH-1G HueyCobras. В период с 1967 по 1973 год компания Bell построила 1116 самолетов AH-1G для армии США, а Cobras отработали более миллиона часов во Вьетнаме.
В Корпус морской пехоты США был очень заинтересован в AH-1G Cobra, но он предпочел двухмоторную версию для повышения безопасности операций над водой, а также хотел более мощное оружие, установленное на башне. Сначала министерство обороны отказалось предоставить морпехам двухмоторную версию Cobra, полагая, что общность с армейскими AH-1G перевешивает преимущества установки другого двигателя. Однако морская пехота победила и в мае 1968 года заключила с Bell контракт на поставку 49 двухмоторных AH-1J SeaCobras. В качестве временной меры армия США передала морской пехоте 38 AH-1G в 1969 году. AH-1J также получил более мощную орудийную башню. Он отличался трехствольным 20 мм. XM197 пушка на базе шестиствольной M61 Вулкан пушка.
Запуск AH-1T Sea Cobra с десантного корабля Иводзима.
Корпус морской пехоты потребовал от Cobra большей грузоподъемности при высоких температурах в 1970-х годах. Bell использовала системы из своего Модель 309 разработать АН-1Т. Эта версия имела удлиненную хвостовую балку и фюзеляж с модернизированной трансмиссией и двигателями от 309. Белл разработал AH-1T, чтобы он был более надежным и простым в обслуживании в полевых условиях. Версия получила полную возможность ракеты TOW с системой целеуказания и другими датчиками. Расширенная версия, известная как AH-1T + с более мощным T700-GE-700 Двигатели и передовая авионика были предложены Ирану в конце 1970-х годов, но свержение иранского шаха привело к отмене продажи.
В начале 1980-х годов Корпус морской пехоты США искал новый военно-морской вертолет, но ему было отказано в финансировании для покупки этого вертолета. AH-64 Apache Конгрессом в 1981 году. Морские пехотинцы, в свою очередь, преследовали более мощную версию AH-1T. Другие изменения включали модифицированные системы управления огнем для переноски и ведения огня. AIM-9 Сайдвиндер и AGM-114 Hellfire ракеты. Новая версия финансировалась Конгрессом и получила обозначение AH-1W. Всего было поставлено 179 новых вертолетов AH-1W SuperCobras, а также 43 модернизированных AH-1T.
Позже демонстратор AH-1T + и прототип AH-1W были испытаны с новой экспериментальной композитной четырехлопастной системой несущего винта. Новая система обеспечивала лучшую производительность, снижение шума и повышенную устойчивость к боевым повреждениям. Не имея контракта с USMC, Bell разработала эту новую конструкцию для AH-1Z на собственные средства. К 1996 году морским пехотинцам снова не разрешили заказывать AH-64. Разработка морской версии Apache была бы дорогостоящей, и вполне вероятно, что корпус морской пехоты был ее единственным заказчиком. Вместо этого они подписали контракт на модернизация AH-1W превращается в AH-1Z.
В Bell AH-1Z Viper имеет несколько изменений в дизайне. Два модернизированных крыла AH-1Z стали длиннее, и в каждом из них добавлена станция законцовки крыла для такой ракеты, как AIM-9 Сайдвиндер. У каждого крыла есть две другие станции для 70-мм (2,75 дюйма) ракетных блоков Hydra, или AGM-114 Hellfire счетверенная ракетная установка. Радар Longbow может быть установлен на станции на законцовке крыла. Версия AH-1W была выведена из состава морской пехоты в октябре 2020 года.
Вертолет Boeing AH-64 Apache
Представитель Министерства обороны США обнародовал сообщение, в котором говорится о получении компанией Boeing контракта на ударные вертолеты AH-64 Apache.
Для нужд армии США подрядчик компания Boeing должна поставить 35 вертолетов последней модификации на сумму 591 млн. долларов.
Boeing AH-64 Apache это четырехлопастной ударный вертолет, оснащенный колесным шасси и имеющий экипаж состоящий из 2 пилотов.
Helicopters имеет вооружение — 30 мм автоматическую пушку M230 Chain Gun с боекомплектом 1200 выстрелов, расположенную под основным шасси, под передней частью фюзеляжа вертолета. Для размещения вооружений установлены 4 узла внешней подвески, где крепятся, как правило, ракетные пусковые установки AGM-114 Helifire и Hydra 70. Для повышения живучести вертолет оснащен дополнительными системами резервного дублирования основных рабочих процессов в ходе полета.
Модель AH-64 Apache пришла на смену боевому вертолету AH-1 Cobra. Последняя модификация вертолета производится на заводах компании Boeing Defence с 1997 года по настоящее время. Всего выпущено более 2000 летательных аппаратов.
В армии США вертолет является основной боевой машиной, а также используется вооруженными силами Греции, Японии, Израиля, Нидерландов и Сингапура. По лицензии производится в Великобритании под названием Agusta Westland Apache.
Первые образцы вертолета Apache поступили в армию в 1981 году. После тщательных испытаний в полевых условиях и в ходе боевых действий получили одобрение для массовой поставки в подразделения армии США. В ходе преобразований в компании Boeing и доработок проекта с 1997 года Apache производится на заводах компании.
В ходе модернизации вертолета выпускались модификации Apache: AH-64A, AH-64A+/D, AH-64E, WAH-64D.
AH-64 Apache имеет четыре лопасти главного ротора и четыре лопасти хвостового ротора. Экипаж в салоне вертолета расположен тандемом: спереди сидит наводчик, а сзади на возвышении пилот. На Helicopters установлена силовая установка, состоящая из двух двигателей турбовального типа GE T700, мощностью (в зависимости от модификации) 1696 — 2100 л.с. Одной из особенностей вертолета Apache было — применение интегрированного шлема с отображением прицельных систем (IHADSS). Шлем позволял пилоту управлять наведением автоматической пушки с ведением прицельной стрельбы по противнику.
AH-64 разработан, чтобы выполнять боевые задачи круглосуточно при неблагоприятных условиях, за счет использования систем ночного видения.
Многоцелевой ударный вертолет Bell AH-1 Super Cobra
В 1986 году завершилась разработка вертолета огневой поддержки АН-1W Super Cobra – модернизированного варианта вертолета АН-1Т Sea Cobra. Он обладает лучшими тактико-техническими характеристиками, большей надежностью, живучестью и достаточно мощным вооружением (за счет оснащения двумя более экономичными ГТД T700-GE-401 суммарной мощностью 3400 л. с., что на 1300 л. с. превышает мощность двигателя вертолета АН-1T «Си Кобра»). «Супер Кобра» может нести вооружение в следующих вариантах: противотанковые управляемые ракеты типов «Хеллфайр» или «Toy», четыре пусковые установки , каждая с девятнадцатью 70-мм или четырьмя 127-мм неуправляемыми авиационными ракетами, турельная установка внизу носовой части фюзеляжа с 20-мм пушкой и по одной пушке такого же калибра в контейнерах на подкрыльевых пилонах. Кроме того, впервые за рубежом этот вертолет вооружается ракетами «Сайдвиндер» AIM-9 класса «воздух-воздух» или управляемыми ракетами «Стингер» для борьбы с вертолетами противника. Продолжается совершенствование системы управления оружием вертолета и разработка для него аппаратуры ночного видения. Вариант для сухопутных сил получил обозначение AH-1Z Super Cobra. Это четырехлопастный вариант AH-1W. Первый полеты нового вертолета запланированны на 2000 год, а принятие на вооружение в 2004 году. На вертолетах будут установлены системы ночного прицеливания Night Targeting System (NTS) произведенными израильской фирмой Tamam Division of IAI, система будет интегрирована с ИК системой наведения.
Модификации вертолета
АН-1W Super Cobra – развитие вертолета АН-1Т с двумя ГТД General Electric Т700-GЕ-401 взлетной мощностью по 1212кВт; совершил первый полет 16 ноября 1983г. Первый серийный вертолет АН-1W поставлен в марте 1986г. для корпуса морской пехоты, заказавшего первоначально 44 вертолета, дополнительно заказано 30 вертолетов. Кроме того, 42 вертолета АН-1Т будут модернизированы в АН-1W. Общая стоимость программы производства и модернизации 116 вертолетов АН-1W оценивается в 1176 млн долларов, в том числе НИОКР – 16.8 млн долларов; средняя цена вертолета АН-1W около 10.1 млн долларов.
АН-1W IWS (Integrated Weapon System) – модернизация с комплексной системой вооружения. Корпус морской пехоты предлагает модернизировать 225 вертолетов АН-1J, Т и W в модификацию 1W при средней цене модернизации одного вертолета 2-3 млн долларов. Главная особенность вертолета – новая кабина экипажа с усовершенствованной ЭВМ, цифровой картой и цветными многоцелевыми дисплеями для уменьшения загрузки летчика.
АН-1BW – модификация АН-1W с четырехлопастным несущим винтом и втулкой «тип 680″ от вертолета Bell 412. Хорда лопастей 0.63 м; две лопасти могут складываться. Совершил первый полет 24 января 1989 г. Взлетная масса увеличена до 7620 кг, непревышаемая скорость до 370 км/ч, максимальная скорость до 315 км/ч, максимальная крейсерская скорость до 297 км/ч.
АН-1W Venom – развитие вертолета АН-1ВW в соответствии с требованиями к боевому вертолету для вооруженных сил Великобритании. Снабжен вооружением для эксплуатации в условиях плохой видимости, ночью и для автономной навигации.
Основные тактико-технические характеристики
- Год принятия на вооружение – 1975
- Диаметр главного винта – 14,63 м
- Диаметр хвостового винта – 2,97 м
- Длина – 13,87 м
- Высота – 4,32 м
- Масса, кг
- – пустого – 5533
- – максимальная взлетная – 7670
- Внутренние топливо – 1250 кг
- ПТБ – 2 х 380 л
- Тип двигателя – 2 ГТД General Electric T700-GE-401
- Мощность – 2 х 1640 л.с.
- Максимальная скорость – 389 км/ч
- Крейсерская скорость – 274 км/ч
- Дальность действия – 648 км
- Скороподъемность – 530 м/мин
- Практический потолок – 5500 м
- Статический потолок – 4950 м
- Экипаж – 2 чел
Вооружение
- 1 20-мм трехствольная пушка M197 Vulcan с 750 патронами.
- Боевая нагрузка – 1775 кг на 4 узлах подвески: 8(2х4) ПТУР BGM-71 TOW или 16(2х8) AGM-114 Hellfire, 4 ПУ LAU-61A, LAU-68A/A, LAU-68A, LAU-68B/A, LAU-69 c 70-мм НУР или 127-мм рективные бомбы Zuni.
- Возможна установка: 4 УР «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick, 4 противолокационных УР Sidearm, 2 бомбды CBU-55B, 4 ПУ LAU-7 c УР «воздух-воздух» AIM-92 Stinger или AIM-9L Sidewinder, 4 контейнера M18E1 с 7.62-мм шестиствольным пулеметом M134 Minigun и 2000 патронов 2 40-мм гранатомета М118.
25-я пехотная дивизия (25th Infantry «Tropic Lightning» division)
Как указывает прозвище («Тропическая молния»), дивизия ориентируется на войну в тропических джунглях и дебрях. Это американской армии приходилось делать куда чаще, чем ей бы хотелось.
Появилась в 1941 году на Гавайских островах, и там же находится по сей день — единственная дивизия армии США, подразделения которой ни разу не базировались на территории континентальных Штатов. Во Вторую мировую сражалась на Гуадалканале, бесчисленных тихоокеанских островах и на Филиппинах.
Её тропическая специализация оказалась бесценной в Корее и Вьетнаме. Там она регулярно оказывалась в самых тяжёлых боях среди дремучих дебрей и проявляла себя весьма достойно и стойко.
Сейчас 25-я состоит из двух пехотных бригад с тропической специализацией на базе Шофилд-Бэррэкс на Гавайях. А также из бригады на «страйкерах» и воздушно-десантной бригады… Последние внезапно базируются на невероятно тропической Аляске. С естественной в этих условиях арктической специализацией. В американской армии всё не совсем то, чем кажется.
25-я пехотная дивизия во время боёв на Гуадалканале
Слышим о 25-й — вспоминаем сражения в джунглях от Гуадалканала до центрального плато Вьетнама, а заодно жаркий тропический рай Аляски.
На вооружении
- США США[источник не указан 861 день ]
- Бахрейн Бахрейн —16 AH-1E, 6 TAH-1P и 12 AH-1F, по состоянию на 2016 год
- Израиль Израиль —33 AH-1E/F, по состоянию на 2021 год
- Испания Испания[источник не указан 861 день ]
- Иордания Иордания — 12 AH-1F и 17 AH-1S, по состоянию на 2016 год
- Иран Иран — 50 AH-1J, по состоянию на 2021 год
- Пакистан Пакистан — 38 AH-1F/S, по состоянию на 2021 год
- Таиланд Таиланд — 7 AH-1F, по состоянию на 2021 год
- Китайская Республика Китайская Республика — 67 AH-1W, по состоянию на 2021 год
- Турция Турция — 18 AH-1P, 12 AH-1S и 4 TAH-1P, по состоянию на 2016 год
- Республика Корея Республика Корея — 60 AH-1F/J, по состоянию на 2016 год
- Япония Япония — 18 AH-1S, по состоянию на 2021 год
Specifications[]
AH-1G HueyCobra
Data from Modern Military Aircraft,Verier,Modern Fighting Aircraft
General characteristics
- Crew: 2: one pilot, one co-pilot/gunner (CPG)
- Length: 53 ft (16.2 m) (with both rotors turning)
- Rotor diameter: 44 ft (13.4 m)
- Height: 13 ft 6 in (4.12 m)
- Empty weight: 5,810 lb (2,630 kg)
- Max. takeoff weight: 9,500 lb (4,310 kg)
- Powerplant: 1 × Lycoming T53-L-13 turboshaft, 1,100 shp (820 kW)
- Rotor system: 2 blades on main rotor, 2 blades on tail rotor
- Fuselage length: 44 ft 5 in (13.5 m)
- Stub wing span: 10 ft 4 in (3.15 m)
Performance
- Never exceed speed: 190 knots (219 mph, 352 km/h)
- Maximum speed: 149 knots (171 mph, 227 km/h)
- Range: 310 nmi (357 mi, 574 km)
- Service ceiling: 11,400 ft (3,475 m)
- Rate of climb: 1,230 ft/min (6.25 m/s)
Armament
2 × 7.62 mm (0.308 in) multi-barrel Miniguns, or 2 × M129 40 mm Grenade launchers, or one of each, in the . (When one of each was mounted, the minigun was mounted on the right side of the turret, due to feeding problems.)
2.75 in (70 mm) rockets – 7 rockets mounted in the M158 launcher or 19 rockets in the M200 launcher
M18 7.62 mm Minigun pod or with XM195 20 mm cannon
AH-1F “Modernized” Cobra
Data from Verier,Modern Fighting Aircraft
General characteristics
- Crew: 2: one pilot, one co-pilot/gunner (CPG)
- Length: 53 ft (16.1 m) (with both rotors turning)
- Rotor diameter: 44 ft (13.6 m)
- Height: 13 ft 6 in (4.12 m)
- Empty weight: 6,600 lb (2,993 kg)
- Max. takeoff weight: 10,000 lb (4,500 kg)
- Powerplant: 1 × Lycoming T53-L-703 turboshaft, 1,800 shp (1,300 kW)
- Rotor system: 2 blades on main rotor, 2 blades on tail rotor
- Fuselage length: 44 ft 7 in (13.6 m)
- Stub wing span: 10 ft 4 in (3.15 m)
Performance
- Never exceed speed: 170 knots (196 mph, 315 km/h)
- Maximum speed: 149 knots (172 mph, 277 km/h)
- Range: 274 nmi (315 mi, 510 km)
- Service ceiling: 12,200 ft (3,720 m)
- Rate of climb: 1,620 ft/min (8.2 m/s)
Armament
General Dynamics 20 mm (0.787 in) M197 3-barreled gatling cannon
Hydra 70 2.75 in (70 mm) rockets – 7 rockets mounted in the M260 launcher or 19 rockets in the M261 launcher
TOW Missiles – 4 or 8 missiles mounted in two-missile launchers on each hardpoint
Дизайн
AH-1Z на авиасалоне демонстрирует четырехлопастные винты и более длинные укороченные крылья
AH-1Z включает в себя новую технологию ротора с модернизированной военной авионикой, системами вооружения и электрооптическими датчиками на интегрированной платформе вооружения. Он обладает повышенной живучестью и может находить цели на больших дистанциях и атаковать их высокоточным оружием.
В бесшарнирной и бесшарнирной роторной системе AH-1Z на 75% меньше деталей, чем в четырехлопастных шарнирных системах. Лопасти изготовлены из композитных материалов, обладающих повышенной баллистической живучестью, имеется полуавтоматическая система складывания для хранения на борту десантных кораблей . Две его модернизированные части крыла стали длиннее, с каждой из которых добавлена станция законцовки крыла для такой ракеты, как AIM-9 Sidewinder . Каждое крыло имеет две другие станции для 2,75-дюймовых (70 мм) ракетных блоков Hydra 70 или четырехгранных ракетных пусковых установок AGM-114 Hellfire . AN / APG-78 Longbow РЛС управления огнем также может быть установлен на Wingtip станции.
Пилоты AH-1Z в шлемах с дисплеями (дисплеи не показаны)
Интегрированная система авионики Z-модели была разработана Northrop Grumman . Система включает в себя два компьютера миссии и систему автоматического управления полетом. Каждое рабочее место экипажа имеет два многофункциональных жидкокристаллических дисплея (ЖКД) размером 8 × 6 дюймов и один ЖКД с двойным функционалом размером 4,2 × 4,2 дюйма. Коммуникационный пакет объединяет в себе интегрированную радиостанцию RT-1824 ВМС США, UHF / VHF, COMSEC и модем в одном устройстве. Навигационный комплект включает в себя встроенную инерциальную навигационную систему GPS, систему цифровых карт и подсистему данных о низкой воздушной скорости Meggitt, которая позволяет доставлять оружие при зависании.
Члены экипажа оснащены нашлемным прицелом и системой индикации Thales «Top Owl». Top Owl может работать круглосуточно в режиме дня / ночи и имеет бинокулярный дисплей с полем зрения 40 °. Его проекционный козырек обеспечивает изображение в инфракрасном (FLIR) или видеоизображении. AH-1Z имеет оборудование для обеспечения живучести, в том числе систему подавления инфракрасного излучения при парении (HIRSS) для защиты выхлопных газов двигателей, дозаторы противодействия, радиолокационное предупреждение, предупреждение о приближающихся и летящих ракетах и системы предупреждения о лазерных пятнах на фюзеляже. Система визирования цели Lockheed Martin (TSS) включает датчик FLIR третьего поколения. TSS обеспечивает прицеливание днем, ночью и в сложных метеоусловиях. Система имеет различные режимы просмотра и может отслеживать с помощью FLIR или по телевизору. Такая же система используется на KC-130J Harvest HAWK.
Задействованные структуры
В производстве узлов и агрегатов вертолётов и сопутствующего оборудования были задействованы следующие коммерческие структуры:
- Генеральный подрядчик работ
Вертолёт в целом/фюзеляж — Bell Helicopter Co., Форт-Уэрт, Техас.
- Крупнейшие субподрядчики по заказу генподрядчика ()
- Топливные баки — U.S. Rubber Co., Мишока, Индиана;
- Колонка несущего винта — Menasco Manufacturing Co., Форт-Уэрт, Техас;
- Хвостовая балка — AVCO Corp., Нэшвилл, Теннесси;
- Коробки приводов — Kelsey-Hayes Wheel Co., Steel Products Engineering Division, Спрингфилд, Огайо;
- Траверсы втулки винта и тарелка автомата перекоса — Murdock Machine and Engineering Co., Форт-Уэрт, Техас;
- Гидравлические цилиндры — Hydraulic Research Corp., Бербанк, Калифорния;
- Склеенные панели — Whittaker Corp., Advanced Structures Division, Монровия, Калифорния.
- Поставщики бортового оборудования по госзаказам ()
- Авиадвигатель — AVCO Corp., Lycoming Division, Стратфорд, Коннектикут;
- Гирокомпас MA-1 — General Electric Co., Филадельфия, Пенсильвания; Lear-Siegler, Inc., Кливленд, Огайо;
- Стартер-генератор — General Electric Co., Эри, Пенсильвания;
- Бортовое радиоэлектронное оборудование — Collins Radio Co., Сидар-Рапидс, Айова; Aircraft Radio Corp., Бунтон, Нью-Джерси; Republic Electronics Industries, Inc., Хантингтон, Лонг-Айленд; Stewart-Warner Corp., Чикаго, Иллинойс; Lapointe Industries, Inc., Роквилл, Коннектикут.
И снова наши
Прямым конкурентом AH-64 ещё тридцать лет назад должен был стать советский ударный вертолет Ми-28. Но из-за развала СССР и последовавших затем экономических трудностей, принятие Ми-28 на вооружение сильно затянулось. Впервые поднявшись в воздух в 1982 году, вертолет был призван в ряды вооруженных сил только в 2009 году, а впервые принять участие в боевых действиях ему пришлось спустя шесть лет в Сирии. В отличие от Ми-24, вертолет имеет меньшую заметность, более прост в обслуживании, лучше бронирован и вооружен, может действовать в сложных метеоусловиях и на предельно малых высотах. Высаживать и эвакуировать десант, как Ми-24, он не может, но, как показала история военных конфликтов последних лет, эта особенность ударному вертолету ни к чему. Ни одна страна в мире, кроме СССР, не создавала специализированных ударно-транспортных вертолетов и, по‑видимому, создавать не будет.
Впрочем, конструкторы все же предусмотрели небольшой отсек в задней части Ми-28, где могут разместиться два человека. Ещё одна особенность этой машины — возможность спасения экипажа на высоте более сотни метров с помощью парашютов. В случае возникновения аварийной ситуации, двери обеих кабин автоматически отстреливаются, надуваются специальные подушки, защищающие экипаж от контакта с шасси, после чего производится эвакуация из вертолета. В настоящее время Ми-28 состоит на вооружении России, Ирака и Алжира, а вот индийский тендер он проиграл, во многом из-за несовершенной на тот момент электроники и пилотажно-навигационной системы.
Не имеющим аналогов в мире является российский вертолет Ка-52 «Аллигатор». Эта уникальная машина стала дальнейшим развитием вертолета Ка-50 «Черная акула», с которым она унифицирована на 85%. Ка-52 является вторым в мире (после Ка-50) ударным вертолетом соосной схемы, благодаря которой он обладает очень высокой маневренностью: опытная эксплуатация предшественника во время второй чеченской войны показала значительное преимущество этой модели над другими вертолетами в горной местности. Ещё одной особенностью Ка-52 являются катапультные кресла экипажа, позволяющие пилоту и оператору вооружения катапультироваться на любой высоте, включая сверхмалую. Также он является единственным в мире ударным вертолетом, где экипаж расположен не по тандемной схеме, а сидит рядом в единой кабине. Пилот и оператор могут взаимозаменять друг друга в случае невозможности выполнения своих обязанностей одним из членов экипажа — вертолет имеет дублированную систему управления полетом и ведением огня.
Первый полет Ка-52 совершил в 1997 году, а на вооружение был принят в 2011 году. Через пять лет он и его палубная модификация Ка-52К приняли участие в боевых действиях в Сирии. Последняя разрабатывалась для так и не вступивших в состав российского ВМФ вертолетоносцев типа «Мистраль», и, в отличие от своего сухопутного собрата, имеет складывающиеся лопасти винтов, улучшенную антикоррозийную защиту и более мощное вооружение с новой радиолокационной станцией. Если называть вещи своими именами, то Ка-52К — это уже не ударный вертолет в привычном понимании слова, а вертолет с возможностями самолета-штурмовика. Другого такого вертолета в мире на данный момент нет. Помимо России, Ка-52 также принят на вооружении в Египте. В стране фараонов он, наконец, воссоединился с вертолетоносцами «Мистраль», для эксплуатации на которых и создавался.
Countermeasures
The H1 Super Cobra upgrade includes provision of a new electronic warfare suite. A new radar warner, the AN/APR-39(XE2) from Lockheed Martin, replaces the Lockheed Martin AN/APR-39(V)2 pulse radar warner and the AEL Industries AN/APR-44 continuous-wave radar warner.
The ATK AN/AAR-47 missile warning system has been included in the upgrade suite. AN/AAR-47 uses infrared detectors to detect the missile plume. The Goodrich (formerly Raytheon) AN/AVR-2A laser warning receiver was also added. The infrared countermeasures system is the AN/ALQ-144A developed by BAE Systems IEWS (formerly Sanders, a Lockheed Martin company).
“Super Cobra is armed with TOW missiles.”
The helicopter is also equipped with the AN/ALE-39 chaff and infrared flare dispenser manufactured by BAE Systems Integrated Defense Solutions (formerly Tracor) and Lockheed Martin Tactical Defense Systems.
AH-1W Super Cobra upgrade programme
A major upgrade of the Bell Super Cobra known as the H-1 programme was launched in 1996. The programme called for the remanufacture of the USMC fleet of 180 AH-1W Super Cobra into AH-1Zs and 100 UH-1N to UH-1Y utility helicopters to an advanced four-bladed configuration to keep them operational beyond 2020. An upgraded cockpit configuration allows easy co-pilot access to the night targeting system (NTS). These were also remanufactured with “zero-time” airframes comprising advanced technology.
The original two-bladed semi-rigid, teetering rotor system was replaced with a four-bladed, hingeless, bearingless rotor system. The improvement in flight characteristics provided by the four-bladed configuration led to an increase in flight envelope, maximum speed, vertical rate-of-climb, payload, and rotor vibration level.
The USMC subsequently decided on new-build rather than remanufactured UH-1Y helicopters and, in February 2008, awarded Bell a contract for the new build of 40 of the proposed 189 AH-1Z helicopters. Four additional helicopters were ordered in September 2008.