8Р51 (1954 г.)

Лучшие МБР мира

Межконтинентальные баллистические установки разделяют по нескольким важным для успешного поражения цели параметрам:

  • Лучшая из мобильных установок – «Тополь М». Страна – Россия, запущена в 1994 г., твердотопливная, моноблочная.
  • Самая перспективная для дальнейшей модернизации – Ярс РС-24. Страна – Россия, запущена в 2007 г., твердотопливная.
  • Самая мощная МБР – «Сатана». Страна – СССР, запущена в 1970 г., двухступенчатая, твердотопливная.
  • Лучшая из дальнобойных – БРПЛ Trident II D5. Страна – США, запущена в 1987 г., трехступенчатая.
  • Самая скоростная – «Минитмен LGM-30G». Страна – США, запущена в 1966 г.

Модификации ГАЗ-51

ГАЗ-51Абортовой базовый автомобиль, отличался расширенным кузовом с высокими бортами. Использовался на сельскохозяйственных уборочных работах. Выпускался серийно с 1955 по 1975 год.
ГАЗ-93А самосвал строительного назначения грузоподъемностью 2,25 тонны, компоновка на укороченном шасси ГАЗ-51. Производился малыми сериями Одесским сборочным заводом. Выпуск продолжался с 1948 по 1955 год.
ГАЗ-51Нармейский грузовой автомобиль с кузовом от модели ГАЗ-63, дополнительным бензобаком объемом 105 литров и откидными продольными сиденьями вдоль бортов. Выпускался серийно с 1948 по 1975 год.td>
ГАЗ-51Бмодификация с газобалонной топливной системой, работающей на природном сжиженном газе. Выпускалась небольшими партиями с 1949 по 1960 год на базе ГАЗ-51А.
ГАЗ-51Жмодель, оснащенная базобалонным устройством, функционирующим на нефтяном сжиженном газе. Выпускалась ограниченными партиями с 1954 по 1959 год. Общее количество машин на газовом топливе
ГАЗ-51Фмалосерийная модификация, оснащенная двигателем с зажиганием форкамерно-факельного типа мощностью 80 лошадиных сил. Автомобиль производился в 1955 году.
ГАЗ-51Сспециализированная модификация с дополнительным топливным баком объемом 105 литров. Автомобиль предназначался для дальних поездок. Выпускался серийно в период с 1956 по 1975 год.
ГАЗ-51СЭузкоспециализированная модель, оснащенная резервным топливным баком объемом 105 литров и экранированным электрооборудованием. Машина была ориентирована на работу в зонах действия электромагнитных волн.
ГАЗ-51Ргрузовое такси с возможностью перевозки людей. Вдоль бортов монтировались откидные сиденья, задний борт оснащался дверкой и лестницей. Серийный выпуск продолжался с 1956 по 1975 год.
ГАЗ-51Птягач с седельным устройством для буксировки полуприцепов грузоподъемностью до 3 тонн. Производился с 1956 по 1975 год.
ГАЗ-Тавтомобиль предназначался для перевозки крупногабаритных грузов. Модификация выпускалась малыми сериями с 1956 по 1975 год.
ГАЗ-51Д специализированное шасси с укороченной на 320 мм рамой предназначалось для самосвалов марки ГАЗ-93А, ГАЗ-93Б, САЗ-2500. Автомобили серийно выпускались с 1958 по 1975 год.
КАвЗ-651А, ПАЗ-651А, ПАЗ-651, ГЗА-651Капотные автобусы малого класса на 19 сидячих мест. Выпускались на шасси ГАЗ-51. Производство было налажено на Курганском автобусном заводе (КАвЗ) в 1958-1973 годах,
Пассажирские автобусы марки ПАЗ-651на шасси ГАЗ-51 производились на заводах в Киеве, Тарту, Каунасе, Тосно и Борисове. В Сочи в 1955 году было изготовлено сто экскурсионных автобусов типа “кабриолет” с открытым верхом.
ГЗА-653автомобиль санитарного назначения. Выпускался Горьковским автобусным заводом в период с 1958 по 1975 год.
На шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63машины специального назначения: автоцистерны, мебельные фургоны, изотермические автомобили, хлебовозы, пожарные машины, коммунально-ремонтные, автовышки …

Ракетный комплекс 9М21 «Луна»

Оперативно тактический ракетный комплекс “Луна”

В состав оперативно тактического комплекса “Луна”, принятого на вооружение в 1961 году, входили: – гусеничная пусковая установка 2П16 (на базе плавающего танка ПТ-76); – ракеты 3Р10 (с ядерной БЧ 3Н14) и 3Р9 (с осколочно-фугасной БЧ 3Н15; – транспортная машина-полуприцеп с тягачом “ЗИЛ-157”, которая перевозила две запасные ракеты; – самоходный кран для перегрузки ракет.

Новый ракетный комплекс обладал рядом существенных недостатков, которые сильно снижали эффективность боевого применения комплекса. В частности стоит отметить неудачный выбор шасси для пусковой устновки, которое не обеспечивало достаточной скорости движения, а по грунтовым дорогам и плавность хода которой, была недостаточной для безопасной транспортировки ракет с ядерной БЧ. Невысокими были и характеристики применявшихся ракет по дальности и точности стрельбы. По этому ещё до поступления на вооружение комплекса “Луна” по Постановлению Совета министров от 17.02.1961 г. начинается создание модернизированной ракеты – “Луна-М” (9М21).

Новая неуправляемая одноступенчатая твердотопливная ракета 9М21 для комплекса “Луна-М” 9М21 предназначена для поражения живой силы, боевой техники, огневых средств и оборонительных сооружений, расположенных в тактической глубине обороны противника. Ракета проектировалась в нескольких вариантах, различающихся боевыми частями: 9М21Б с ядерной боевой частью 9Н32, 9М21Ф с осколочно-фугасной боевой частью 9Н-18Ф, 9М21Г с химической боевой частью 9Н-18Г и даже 9М21Д с агитационной боевой частью 9Н-18А. Осколочно-фугасная боевая часть содержала 200 кг сильно действующего взрывчатого вещества ТГА-40/60 и давала не менее 15 000 осколков. В 1969 году была принята на вооружение 9Н-18К осколочная головная часть кассетного типа весом 420 кг.

Для новой ракеты 9М21 были созданы новая ПУ 2П113 на базе колесного шасси ЗИЛ-135ЛМ, которая была оснащена собственным гидромеханическим краном грузоподъёмностью 3т.. и транспортная машина на шасси ЗИЛ-135ЛТМ, перевозившая три запасные ракеты вместо двух у комплекса “Луна”. Новая ПУ 2П113 обеспечивала скорость движения по шоссе до 60 км/час, а толчки и перегрузки боевой части при движении по грунтовым дорогам были существенно уменьшены. Первый пуск “Луны-М” 9К52 состоялся 27 декабря 1961 года на полигоне Капустин Яр, а на вооружение и в серийное производство на Волгоградском заводе “Баррикады” она поступила в уже 1964 году.

Оперативно тактический ракетный комплекс “Луна-МВ” 9К53 В 1962 началась разработка ещё одного комплекса “Луна-МВ” 9К53, отличавшегося от “Луны-М” пусковой установкой 9П114 на колёсном шасси, допускавшем десантирование в зону предполагаемого пуска вертолётами МИ-6 или В-10. Из-за множества технических трудностей разработка проекта была прекращена ещё на стадии испытаний опытных образцов. Впрочем надо сказать, что позднее была предпринята попытка реализовать эту идею на системах серии “Скад”, которая также закончилась неудачей.

Оперативно тактический ракетный комплекс “Луна-3”

Комплекс “Луна-М” как и его предшественник “Луна” имел весьма существенный недостаток – большое рассеивание (малую точность стрельбы). При этом даже при применении ядерной БЧ не обеспечивалось поражение точечных хорошо защищенных целей. В связи с этим по Постановлению Совета министров от 20.07.1966 г. была начата разработка ракеты «Луна-3», обладавшей системой коррекции и довольно примитивной системой управления, управлявшей аэродинамическим щитком. Предполагалось, что круговое вероятное отклонение (КВО) ракет “Луна-3” не превысит 500 м (для 80 % ракет) на дальности 70 км. Однако проведенные в 1968-1969 годах летные испытания ракет “Луна-3”, запускавшихся с ПУ 9П113М дали КВО еще большее, чем табличное для “Луна-М”. Корректор дальности работал неудовлетворительно и проведение дальнейших ОКР по “Луна-3” было признано нецелесообразным .

Тактико – технические характеристики ОТРК “Луна-М” 9К52 Диаметр ракеты,мм 540 Длина ракеты, мм 9100 Масса ракеты, т 2,3-2,5 Масса БЧ, кг 200-450 Масса БЧ (химическая), кг 36 Дальность стрельбы максимальная, км 70 КВО,м 500-700 Масса ПУ 2П113 вместе с ракетой, т 17,6 Шасси ЗИЛ-153ЛМ (8х8) Максимальная скорость, км/ч 60 Запас хода, км 850 Время подготовки БМ к стрельбе, мин 15-30 Численность боевого расчёта,чел 7 Год принятия на вооружение 1964

Системы наведения ракет

В наше время почти все ракеты имеют систему наведения. Думаю, не стоит объяснять, что попасть по цели, которая находится на расстоянии сотен или тысяч километров, без точной системы наведения просто невозможно.

Систем наведения и их комбинаций очень много. Только среди основных можно отметить систему командного наведения, электродистанционное наведение, наведение по наземным ориентирам, геофизическое наведение, наведение по лучу, спутниковое наведение, а также некоторые другие системы и их сочетание.

Ракета с системой наведения под крылом самолета.

Система электродистанционного наведения имеет много общего с системой на радиоуправлении, но она обладает более высокой устойчивостью к помехам, в том числе, намеренно создаваемым противником. В случае такого управления команды передаются по проводу, который направляет в ракету все данные, необходимые для поражения цели. Передача таким способом возможна только до момента запуска.

Система наведения по наземным ориентирам состоит из высокочувствительных высотомеров, позволяющих отслеживать положение ракеты на местности и ее рельеф. Такая система применяется исключительно в крылатых ракетах ввиду их особенностей, о которых мы поговорим чуть ниже.

Система геофизического наведения основана на постоянном сопоставлении угла положения ракеты относительно горизонта и звезд с эталонными значениями, заложенными в нее перед стартом. Внутренняя система управления при малейшем отклонении возвращает ракету на курс.

При наведении по лучу ракете нужен вспомогательный источник целеуказания. Как правило, им является корабль или самолет. Внешний радар определяет цель и производит ее отслеживание, если она движется. Ракета ориентируется на этот сигнал и сама наводится на него.

Название системы спутникового наведения говорит само за себя. Наведение на цель производится по координатам системы глобального позиционирования. В основном такая система широко используется в тяжелых межконтинентальных ракетах, которые наводятся на статичные наземные цели.

Кроме приведенных примеров, есть также системы лазерного, инерциального, радиочастотного наведения и другие. Также командное управление может обеспечивать связь между командным пунктом и системой наведения. Это позволит изменить цель или вовсе отменить удар уже после запуска.

Благодаря такому широкому перечню систем наведения, современные ракеты могут не только взорвать что угодно и где угодно, но и обеспечить точность, которая иногда исчисляется десятками сантиметров.

См. Также

  • Противовоздушная борьба
  • Противодействие противоракетной обороне
  • Барражирующий боеприпас
  • Aeroprediction
  • Центр давления
  • Командная ракета
  • Управляемый ракетный эсминец
  • Система предупреждения о приближении ракеты
  • Ракетный катер
  • Противоракетная оборона
  • Системы противоракетной обороны по странам
  • Обозначение ракеты
  • Ракетный разрыв
  • Ракетное наведение
  • Центр управления запуском ракет
  • Ракетные пусковые установки
  • Корабль с приборами дальности стрельбы
  • Ракетный танк
  • Режим управления ракетными технологиями
  • Ракетная башня
  • Ракетная машина
  • Система противоракетной обороны НАТО
  • Пропорциональная навигация
  • Ракетный сад
  • Scramjet
  • Skid-to-turn
  • Мягкий запуск
  • Хронология развития ракет и ракетных технологий
  • Транспортерная пусковая установка
  • Оптимизация траектории
  • Сумеречные явления
  • Вертикальная пусковая установка

Выход на гиперзвук

С 1930-х годов идут исследования гиперзвукового полета, то есть полета на скоростях, превышающих скорость звука в 5 и более раз. Не менее четырех десятилетий идут работы над гиперзвуковыми управляемыми ракетами. Резкое сокращение времени полета способствует преодолению современной и даже существующей пока только в разработках ПВО/ПРО, поражению маневренных целей в глубине обороны противника. Гиперзвуковые ракеты преодолевают «высотобоязнь» — высоты полета возвращаются к 10—30 км.

В 1997 году НПО «Радуга» представило гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат Х-90 со складным треугольным крылом дальностью полета до 3 000 км, маршевым гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Для выхода на сверхзвуковой режим и запуска маршевого двигателя используется твердотопливный ускоритель. А ведь это старая уже разработка, едва не похороненная «постперестроечным» периодом. Неудивительны признания зарубежных специалистов, что в работах над гиперзвуковыми аппаратами они используют ряд советских разработок.

Гиперзвуковой «экспериментальный летательный аппарат» Х-90, Россия. Длина — 12 м. Дальность пуска — 3 000 км, скорость полета — 4—5М   В США с 1998 года реализуется программа ARRDM по созданию гиперзвуковых ракет класса «воздух-земля» и «корабль-земля». Согласно расчетам, ракета со скоростью 8М тех же размеров, что и AGM-86, пролетит 1 400 км всего за 12 минут, а при столкновении с целью обеспечит большие глубину проникновения и разрушительное действие.   «Крыла» в строгом значении этого слова у такой ракеты уже может и не быть. На этих скоростях хватает подъемной силы, действующей на корпус, которому придается соответствующий профиль. Так, корпус прототипа ракеты фирмы «Боинг» выполнен по схеме «волнолет» — для создания подъемной силы используется поток за ударной волной, порождаемой при гиперзвуковом полете. Рассматриваются комбинированные двигательные установки (в СССР ракету Х-31 с комбинированным прямоточным двигателем создали уже в 1980-е годы), установки изменяемого цикла — ракетно-прямоточные, турбопрямоточные. Высокие скорости способствуют реализации и такой идеи, как ионизация обтекающего ракету потока воздуха, электромагнитное управление потоком и создание плазменного шлейфа, снижающего заметность ракеты.   Займут ли гиперзвуковые аппараты место в ряду стратегических крылатых ракет или станут маневрирующими боеголовками баллистических ракет — вопрос недалекого будущего. В любом случае поиски нового облика крылатых ракет большой дальности идут весьма активно.

Примечания

  1.  (англ.). GlobalSecurity.org. Дата обращения 22 августа 2012.
  2. Николаев Леонид. . Сайт «Военный паритет» (3 мая 2007). Дата обращения 22 августа 2012.
  3. Charles P. Vick.  (англ.). GlobalSecurity (20 March 2007). Дата обращения 18 мая 2012.
  4. Жидкотопливная ракета «Титан-II» осталась на вооружении только потому, что лишь она могла нести 9-мегатонные боевые части, слишком тяжёлые для «Минитмена»
  5. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 3 ноября 2013.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 3 ноября 2013.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 3 ноября 2013.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 3 ноября 2013.
  9. . Дата обращения 3 ноября 2013.

Ранняя разработка

Первыми ракетами, использовавшимися в боевых условиях, были серии ракет, разработанные нацистской Германией в Второй мировой войне. Самыми известными из них являются летающая бомба V-1 и ракета V-2, обе из которых использовали механический автопилот, чтобы ракета продолжала лететь по заранее -выбранный маршрут. Менее известными были серии противокорабельных и противовоздушных ракет, обычно на основе простого радиоуправления (командное наведение ) система, управляемая оператором. Однако эти ранние системы во время Второй мировой войны были построены в небольшом количестве.

Технические характеристики

Двигатель

ГАЗ 51 в базовом исполнении оснащался карбюраторным бензиновым агрегатом ГАЗ 11, разработанным специалистами Горьковского автозавода на базе рядного двигателя Додж Д-5, купленного у США. Мотор имел небольшую мощность, но отличался неплохой тягой. При этом завести машину можно было даже без стартера и аккумулятора, используя рукоятку «кривого стартера». Большого запаса прочности агрегат не имел и нередко выходил из строя при серьезных нагрузках.

Характеристики двигателя ГАЗ 11:

  •  рабочий объем – 3,485 л;
  •  номинальная мощность – 70 л.с.;
  •  максимальный крутящий момент – 201 Нм;
  •  степень сжатия – 6,2;
  •  количество цилиндров – 6 (рядное расположение);
  •  диаметр цилиндра – 110 мм.

Средний расход при использовании бензина А-66 составлял 20-25 л/100 км. Емкость топливного бака – 90 л.

Пять знаменитых ракет Советского Союза

ПЕРВЫЕ В МИРЕ С ЯДЕРНЫМИ БОЕГОЛОВКАМИ, ПЕРВЫЕ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ, САМЫЕ МАССОВЫЕ И САМЫЕ ТЯЖЁЛЫЕ

Атомная бомбардировка Хиросимы 6 августа 1945 года навсегда разделила ХХ век, а вместе с ним и всю историю человечества на две пока неравные эпохи: доядерную и ядерную. Символом второй стал, увы, именно ядерный гриб, а отнюдь не силуэт атомной электростанции (хотя наибольшее число делящихся материалов сегодня используется именно в мирных отраслях). А главным средством доставки выступили ракеты — от оперативно-тактических до межконтинентальных баллистических.

Ракетное оружие не было порождением именно ХХ столетия: идея применить шутихи в военных целях пришла в голову китайским изобретателям на доброе тысячелетие раньше. А позапрошлый век явился временем масштабных ракетных экспериментов. Например, 30 марта 1826 года в Санкт-Петербурге стараниями одного из русских пионеров ракетного дела — генерал-майора Александра Засядко — открылось Ракетное заведение, ставшее первым в России промышленным производством боевых ракет. Год спустя по распоряжению того же Засядко создана первая в России постоянная ракетная рота, на вооружении которой стояли 18 станков для 20-фунтовых, 12-фунтовых и 6-фунтовых ракет.

Однако потребовались совершенно новые технологии и совершенно новые науки вроде аэродинамики, чтобы превратить ракеты из экзотического оружия в массовое. И в этом процессе Россия, несмотря на сотрясавшие её социальные катаклизмы, осталась на передовых позициях: советские «катюши» стали достойными наследниками ракетных рот Засядко. Так что совершенно закономерно, что первые в мире ракета с ядерной боеголовкой и межконтинентальная баллистическая ракета, как и космическая ракета-носитель, были созданы именно в России. Так же, как самая мощная в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М, заслужившая на Западе мрачное имя «Сатана». Последняя из боевых модификаций этой ракеты — Р-36М2 «Воевода» — встала на боевое дежурство 30 июля 1988 года и продолжает нести службу по сей день. О ней и о пяти других знаменитых советских боевых ракетах сегодня и рассказывает «Историк».

Р-5М — ПЕРВАЯ В МИРЕ РАКЕТА С ЯДЕРНОЙ БОЕГОЛОВКОЙ

Тип: баллистическая ракета средней дальности наземного базирования

Количество ступеней: одна

Максимальная дальность: 1200 км

Масса боевой части: 1350 кг

Количество и мощность боевых блоков: 1×0,3 или 1 Мт (Р-5М)

«Баллистики» против «Бури»

В 1950-е годы развернулось нешуточное соревнование между баллистическими и крылатыми ракетами за место беспилотного межконтинентального носителя ядерного или термоядерного заряда.

В СССР приняли к разработке оба типа межконтинентальных ракет — и баллистические, и крылатые. Теоретические исследования, проведенные в НИИ-1 Минавиапрома под руководством академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, показали, что двухступенчатый сверхзвуковой беспилотный крылатый аппарат может достичь межконтинентальной дальности с приемлемой точностью доставки «спецзаряда». Крылатые ракеты со скоростью полета более 3М (более трех местных скоростей звука) и высотой более 20 км казались отличной заменой пилотируемых стратегических бомбардировщиков. В 1954 году официально началась разработка двух КР с дальностью 8 000 км — тяжелой «Буран» (индекс «40», ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева) и средней «Буря» (индекс «350», ОКБ-301 Семена Алексеевича Лавочкина). В США еще с 1950 года сверхзвуковую КР XSM-64А «Навахо» той же дальности до 8 000 км разрабатывала фирма «Норт Америкэн, Райт». Все разработчики сверхзвуковых межконтинентальных КР выбрали маршевые сверхзвуковые прямоточные двигатели, жидкостные ракетные ускорители в качестве первой ступени, системы наведения с использованием автоматической астронавигации. Ракеты стартовали вертикально с последующим отделением ускорителей и выходом на аэродинамический полет уже на больших высотах. Над целью КР должна была сбросить боевую часть, и та достигала бы цели самостоятельно.

Маршевые двигатели для «Бури» и «Бурана» разработали в ОКБ-670 под руководством Михаила Макаровича Бондарюка. По системам астронавигации большую работу провел Израэль Меерович Лисович. В межконтинентальных КР отработали и другие перспективные направления — новые сплавы и технологии производства планера, новые методы проектирования.

Успешные испытания в СССР ракеты Р-7 и запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли возвестили начало эры межконтинентальных баллистических ракет, а сбитый в 1960 году над Уралом самолет-разведчик U-2 продемонстрировал, что большие высоты перестали надежно защищать крылатые летательные аппараты. Крылатые ракеты стремительно теряли свои достоинства в глазах заказчиков. Средства ПВО явно опережали их в своем развитии, уже располагая ЗРК большой дальности, комплексами дальнего радиолокационного обнаружения, сверхзвуковыми высотными истребителями. «Проигрышу» крылатых ракет первого послевоенного поколения способствовали их радиолокационная заметность, а также громоздкость и энергопотребление систем наведения, которым приходилось работать не 5— 7 минут, как у баллистической ракеты, а 2—3 часа.

Конец 1950-х — начало 1960-х годов стали критическим периодом развития управляемого реактивного оружия. В 1957 году в СССР прекратили работы по «Бурану», а в США — по «Навахо» (из 11 ее пусков 10 оказались аварийными). Работы по «Буре» прекратили в 1960 году. Из всех сверхзвуковых межконтинентальных КР «Буря», главным конструктором которой был Наум Семенович Черняков, пожалуй, «продвинулась» дальше всех как по результатам опытных пусков (из 18 только 3 аварийные), так и по достигнутой в них дальности — 6 500 км с отклонением от заданной траектории не более 4—7 км. В том же 1960 году волевым решением поставили крест и на проектах стратегических крылатых ракет С-30 Цыбина, П-20 ильюшинского ОКБ-240, «С» туполевского ОКБ, бомбардировщика М-56К с ракетой Х-44 мясищевского ОКБ-23.

Единственной поступившей на вооружение межконтинентальной КР стал американский дозвуковой «беспилотный бомбардировщик» SM-62 «Снарк» фирмы «Нортроп» с турбореактивным двигателем и дальностью до 8 000 км. Его скорость и высота полета — 960 км/ч и 15—16,7 км — уступали новым сверхзвуковым истребителям, и на вооружении «Снарк» оставался лишь в течение 1960—1961 годов.

Подводные лодки также предпочли вооружать баллистическими ракетами. Стратегические КР стали первой жертвой баллистических конкурентов. Но «баллистикам» отдали предпочтение и на меньших дальностях. Это было отчасти обосновано возможностями самих КР и ожидаемым ростом возможностей ПВО. Оперативно-тактические и тактические КР первого послевоенного поколения совершали полет, как правило, на высотах не менее 300—500 м с небольшими маневрами, по кратчайшему пути к цели. Это облегчало их обнаружение и поражение средствами ПВО. Однако справедливость остановки в начале 1960-х ряда новых разработок КР поныне вызывает споры. Как бы то ни было, но именно тогда КР большой дальности — за исключением противокорабельных — покидают сцену.

Договор ДРСМД и причины его разрыва

Договор ДРСМД, подписанный США и СССР, вступил в силу 1 июня 1998 года. В нем стороны обязались уничтожить баллистические и крылатые ракеты наземного базирования дальностью полета от 500 до 5500 км. Кроме того, по условиям договора их запрещено было производить и развертывать в будущем.

Разумеется, в ДРСМД были предусмотрены процедуры инспектирования процесса уничтожения ракет обоими сторонами. В июне 1991 года условия договора были выполнены. СССР уничтожили 1846 ракетных комплексов, а США — 846 комплексов. Таким образом впервые в истории страны ликвидировали целый класс вооружения.

Позже неоднократно звучали взаимные обвинения в нарушении договора. 20 октября 2018 года президент Дональд Трамп заявил, что США выйдут из договора. Какая этому была причина? Традиционно вину в разрыве ДРСМД Штаты возложили на Россию, которая его якобы постоянно нарушала этот договор. В результате в феврале 2019 года он прекратил свое действие.

Дальность полета у ракет средней и меньшей дальности от 500 до 5500 км, в результате чего время доставки боеголовок гораздо меньше, чем у МБР

Самая мощная ядерная ракета

Советское военно-политическое руководство давно хотело заполучить высокоэффективное оружие большой разрушительной силы, поэтому 21 июня 1956 года ракета Р-5М была официально принята на вооружение. После этого началось ускоренное развертывание нового комплекса. 0 появлении у Советского Союза нового, невиданного доселе оружия, мир узнал осенью 1957 года. 7 ноября несколько транспортных установок с Р-5М участвовало в параде по спучаю 40-летия Октябрьской революции. Именно так, по традиции, советское руководство демонстрировало иностранным дипломатам новые образцы вооружения.

Внушительного размера ракеты (длина — 20,8 метра, диаметр — 1,65 метра, стартовый вес — 29,1 тонны) проехали по Красной площади, убеждая мир, что у Советской армии есть сильнейшее средство для доставки атомного оружия. Новинка получила индекс НАТО. Р—5М действительно была весьма прогрессивным для своего времени оружием. Уже к концу 1956 года на боевое дежурство поставили 24 ракетных комплекса, через год их число удвоилось. Время подготовки к старту ракет Р-5М составляло около двух часов. Мощность ядерной боеголовки возросла в несколько раз.

Использование в качестве окислителя жидкого кислорода не позволяло хранить заправленную ракету более 30 суток Опытные образцы ракет Р-5 и Р-5М производились на заводе №88 в подмосковных Мытищах, а немного позднее — на днепропетровском заводе №586.

Интересные факты

В январе 1962 года заступили на боевое дежурство боевые дивизионы 664-го ракетного полка. Уже с февраля того же года все восемь подразделений также стали в строй и оттачивали мастерство в ходе комплексных занятий и проведения учений тактико-специального назначения.

В июне того же года было проведена операция «Анадырь», в ходе которой предполагалось разместить дивизию из трех полков на Кубе. Это привело к Карибскому кризису. Американская разведка смогла обнаружить на острове ракеты Р-12, назначение которых — несение ядерных боеголовок. В ходе разрешения критической ситуации стороны договорились о выводе указанного вооружения. В ноябре того же года были вывезены сами ракеты и демонтированы пусковые площадки. Личный состав покинул Кубу в декабре 1962 года.

В 1963-м был выполнен опытный пуск экспериментальной модели в рамках испытаний «Ракетоплана», разработанного конструкторским бюро Челомея.

На 1965 год общее количество пусковых установок в стране составило 608 единиц. Местонахождение ракет Р-12: г. Остров, Хабаровск, Раздольное, Коломыя, Первомайск, Пинск, Хмельницкий и многие другие населенные пункты, выгодные в плане стратегического размещения.

В начале 70-х годов минувшего века провели тестирование беспилотного орбитального ракетоплана типа БОР, сконструированного ОКБ Микояна. С 1976 до середины 1977 года осуществлено пять запусков противоракет А-350Ж и А-350Р. Тестирование проходило на полигоне «Алдан». Целями стали условные мишени в виде БСРД конфигураций 8-К63 и 8-К65. Кроме того, организовано три старта модификаций А-350Ж по реальным целям проекта 8-К63.

В 1978 году закрыли базу с указанными типами ракет в Литве (Плокштин). В 1984 году Р-12 и Р-14 размещались только в европейской части Союза, общее количество — 24 штуки. В декабре 87-го был подписан договор о сокращении РСМД. В итоге ликвидировали 65 развернутых комплексов, 105 неразвернутых ракет и более 80-ти пусковых станций. По непроверенным данным, в 1988 году в СССР на хранении было 149 ракет рассматриваемой конфигурации. В 1989 году по договору между Советским Союзом и США Р-12 сняты с вооружения. За время серийного производства было выпущено 2300 единиц данного вида вооружения. Последний экземпляр уничтожен в мае 1990 года в Брестской области.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий