76.2 мм установка АК-176 – АК-176М

Боеприпасы

выстрел А3-УОФБ-62

выстрел А3-УЗСБ-62РП

Основные характеристики выстрелов

Тип выстрела Осколочно-фугасный Зенитный
Индекс выстрела УОФБ-62 УЗСБ-62РП
Индекс снаряда ОФ-62 ЗС-63
Масса ВВ и его тип 0.48 кг А-IX-2 0.4 кг А-IX-2
Взрыватель ВГ-67 АР-51Л
Масса заряда, кг 2,69 2,69
Масса снаряда, кг 5,9 5,9
Масса выстрела, кг 12,8 12,8
Длина, мм 818 818
Максимальная дальность стрельбы, км 15,7 15,7
Дальность по самоликвидатору, км 11 11
Диапазон эксплуатационных температур, град. С ± 40 ± 40

Выстрел А3-УЗСБ-62РП предназначен для поражения воздушных целей, в том числе крылатых ракет типа Harpoon («Гарпун»). Укомплектован зенитным снарядом ЗС-63 с радиолокационным взрывателем АР-51Л, срабатывающий при промахах до 8 м.
Выстрел А3-УОФБ-62 предназначен для поражения береговых и морских целей. Комплектуется осколочно-фугасным снарядом ОФ-62 со взрывателем ударного действия ВГ-67, имеет самоликвидатор с таймером на 28-30 сек. Боеприпасы установки АК-176 унифицированы с 76-мм АУ АК-726.

Конструкция корабельной артустановки АК-176

Артиллерий­ская установка АК-176 представляет собой од­ноствольную автоматическую артиллерийскую установку башенного типа, имеющую калибр 76,2 мм и длину ствола в 59 калибров. Ствол установки — моноблок с ко­жухом, затвор — вертикальный, клиновой, а автоматиче­ская работа — за счет энергии отката. Охлаждение ство­ла — наружное, непрерывное, со специальной системой прогона забортной воды между кожухом и моноблоком.

Подача боезапаса — обойменная, с двух сторон, связанных в единую кинематическую цепь приводом от единого элек­тродвигателя. Возможна и ручная подача боезапаса в аварийном режиме, но численность расчета в таком слу­чае возрастает с двух до четырех человек.

Башня выпол­нена из алюминиево-магниевого сплава, наведение орудия может выполняться тремя спо­собами:

  • дистанционно-автоматически с помощью элект­роследящего привода ЭСП-221 от корабельной РЛС уп­равления стрельбой;
  • полуавтоматическим — с поста ви­зирной колонки при помощи ЭСП-221;
  • ручным — по ви­зирам-дублерам ВД-221, находящимся в самой башне АУ и с помощью прицела «Конденсор-221-А».

Скорость вер­тикального наведения от ЭСП-221 достигает 30 град/сек (вручную — 1,3 град/сек), скорость горизонтального на­ведения — 35 и 3 град/сек (соответственно). Угол гори­зонтального наведения башни на оба борта не превыша­ет 175 градуса.

Стрельба возможна в трех режимах: 30, 60 и 120 выстрелов в ми­нуту и время приведения установки в боевое положение из походного не превышает 3 минут, а из боевой готов­ности № 1 возможно открытие огня уже через 15 секунд.

Боеприпасы унифицированы с 76-мм спаренной установ­кой АК-726. Для поражения надводных и береговых це­лей снаряд снабжен головным ударным взрывателем ВГ-67, а для ведения зенитного огня — неконтактным (радиолокационным взрывателем АР-51Л (обеспечивает­ся эффективное поражение цели при промахе до 8 мет­ров).

Наведение АК-176 осуществляется от РЛС «Вым­пел-221» (МР-123/176).

Корабельная артиллерийская установка АК-176

Описание конструкции

По своему внешнему виду корабли проекта 22160 заметно отличаются от прежних «сторожевиков», которые строились еще в СССР. Такая разница обусловлена стремлением конструкторов добиться максимального снижения радиолокационной заметности, сохранив в то же время хорошие мореходные качества. С этой целью оба борта наклонены под «обратным» углом, а надстройке приданы угловатые очертания. Кроме того, на палубе установлено специальное защитное покрытие, также уменьшающее эффективную поверхность рассеивания радиоволн (ЭПР).

Корпус корабля и архитектура надстройки

Компоновка кораблей проекта 22160 особой сложностью не отличается. В носовой части размещена башня артиллерийской установки АК-176МА, а на некотором расстоянии позади неё находится надстройка. На её крыше размещено антенное оборудование радиолокационной станции «Позитив-МК». Радар позволяет обнаруживать крупные цели на дистанции в 300 километров, а самолеты такой же величины, как истребитель F-16 – на расстоянии около 110 км.

В задней части надстройки размещен ангар для бортового вертолета Ка-27ПС, использование которого значительно расширяет возможности патрульного корабля. Взлетная площадка для винтокрылой машины находится на корме. Непосредственно под ней, внутри корпуса, имеется отсек для десантно-штурмовой лодки проекта 02800. Высадка ДШЛ и её приём после выполнения задания осуществляется через открытый кормовой лацпорт.

Церемония передачи корабля «Василий Быков» Черноморскому флоту

Силовая установка

Патрульный корабль проекта 22160 приводится в движение двумя винтами фиксированного шага, каждый из которых подключен к отдельному агрегату. В качестве таковых используются российские дизельные двигатели 16Д49. Совокупная мощность силовой установки составляет 12000 лошадиных сил.

Следует отметить, что на стадии проектирования предполагалось, что корабль будет оборудоваться также газотурбинными разгонными двигателями, позволяющими достичь максимальной скорости за самое короткое время. Поэтому в целом ряде источников и сегодня указано, что военные корабли проекта 22160 имеют силовую установку мощностью в 34000 лошадиных сил, что, однако, не соответствует действительности.

Броня

В соответствии с заявлениями, сделанными представителями ВМФ в период испытаний «Василия Быкова», этот корабль имел легкое противопульное бронирование. Однако первоначальный проект не предусматривал установку какой-либо защиты (вероятно, из-за того, что стальные листы повышают радиолокационную заметность). Эта деталь пока что остается не вполне ясной. По крайней мере, десантно-штурмовая лодка совершенно точно бронирована.

Десантно-штурмовая лодка проекта 02800

История создания корабельной артустановки АК-176

Корабельная автоматическая артиллерийская установка АК-176 создавалась по техническому заданию от 30 сентября 1969 года. В 1971 году технический проект ус­тановки под шифром А-221, предложило ЦНИИ «Бу­ревестник» под руководством главного конструктора Г.П. Рындыка.

Результатом работ стала уникальная одноствольная артсистема, до сих пор остающаяся одной из самых скорострельных в мире. Весь её боекомп­лект в 152 снаряда может быть расстрелян всего лишь двумя очере­дями по 75 выстрелов с перерывом в 30 секунд!

Полигонные испытания А-221 завершились к середине июля 1977 года и Приказом МО СССР № 101 от 22 июня 1979 года комплекс Ак-176-МР-123/176 был принят на вооружение. Установка А-221 получила индекс АК-176, и её серийное производство было налажено на Горьковском машиностроительном заводе.

АК-176 может управляться как в местном, так и в дистанционном режиме.


Чертеж корабельной артиллерийской установки АК-176

External links

Paste links to sources and external resources, such as:

  • topic on the official game forum;
  • other literature.
USSR naval cannons
20 mm  ShVAK
25 mm  2M-3
30 mm  AK-230 · 30 mm/54 AK-630 · BP “Plamya”
37 mm  37 mm/67 70-K · V-11
45 mm  45 mm/46 21-K · 45 mm/68 21-KM · 45 mm/89 SM-20-ZIF · 45 mm/89 SM-21-ZIF
57 mm  AK-725
75 mm  75 mm/50 Canet patt.1892
76 mm  34-K · 39-K · 76 mm/60 AK-176M · AK-726 · D-56TS · F-34 · Lender AA gun, pattern 1914/15
85 mm  85 mm/52 92-K · 85 mm/54.6 ZIS-C-53 · 90-K
100 mm  100 mm/56 B-34 · 100 mm/70 SM-5-1 · Minizini
102 mm  Pattern 1911
120 mm  120 mm/50 pattern 1905
130 mm  130 mm/55 pattern 1913 · 130 mm/58 SM-2-1 · B-13
152 mm  152 mm/57 B-38
180 mm  180 mm/57 B-1-P · 180 mm/60 B-1-K
305 mm  12-inch/52 pattern 1907 · 305 mm/54 B-50
  Foreign:
40 mm  2pdr QF Mk.IIc (Britain)
47 mm  3 pdr QF Hotchkiss (Britain)
152 mm  152/53 mm O.T.O. Mod.1929 (Italy)

АК-176 — AK-176

АК-176 представляет собой советский военно — морской пушки установлены в закрытом турели, которые могут быть использованы против моря, прибрежных и воздушных целей, в том числе противокорабельных ракет низколетящих. Система предназначена для вооружения судов малого водоизмещения и состоит из артиллерийской установки с РЛС управления огнем MR-123-02 / 76. Обладает высокой живучестью за счет автономного использования артиллерийской установки, управляемой с оптического прицела, при отсутствии управления со стороны РЛС, а также возможностью ведения огня даже при потере питания.

Примечания

  1. Нижегородский машиностроительный завод (прежнее наименование — Союзный машиностроительный завод «Новое Сормово») — российское предприятие, производитель вооружений и боеприпасов.
  2. Санкт-Петербургский «Арсена́л», Завод № 7, юридическое наименование ОАО Машиностроительный завод «Арсенал» — оборонно-промышленное предприятие России.
  3. AGM/RGM/UGM-84 «Гарпун» (англ. AGM/RGM/UGM-84 Harpoon ) — американская противокорабельная крылатая ракета, одна из самых распространённых в мире. Разработана компанией МакДоннелл-Дуглас, в настоящее время производится на предприятиях корпорации Боинг.
  4. ЦНИИ «Буревестник» – научно-исследовательское предприятие оборонно-промышленного комплекса России. Производит и модернизирует артиллерийское и миномётное вооружение, выпускает продукцию гражданского назначения. Расположено в Нижнем Новгороде.
  5. Министе́рство оборо́ны — о́рган в составе правительства суверенного государства, управляющий Вооружёнными Силами страны.
    В СССР применялось официальное сокращение, аббревиатура МО, в Российской Федерации – Минобороны.
  6. Радиолокационная система управления.
  7. Радиолокационная станция.

История

Работы над новой артиллерийской системой калибра 76,2 мм, используемой главным образом для противовоздушной обороны, а также для поражения морских целей, были начаты в 1954 году конструкторским бюро ЦКБ-7 (позднее бюро «Арсенал», главный конструктор П.Тюрин). Основной частью системы является двухствольная артиллерийская башня (имеющая заводское обозначение ЗИФ −67), включает также систему управления огнём. Новое развитие проект получил в 1956-57 годах. Прототип башни ЗИФ-67 был изготовлен в 1958 году. Два различных варианта башни были отправлены на морские испытания с 1960 до 1961 года на двух противолодочных кораблях проекта 159, ПЛК-1 и ПЛК-17, на Чёрное и Балтийское моря. После испытаний был выбран вариант башни с упрощённой системой подачи боеприпаса как более надёжный, и началось производство системы и её монтаж на новых кораблях. Полная версия системы АК-726, с радаром управления огнём МР-105, была впервые установлена на ракетном крейсере «Грозный» (проект 58) и на эсминце «Комсомолец Украины» (проект 61) в 1962 году.

Система была официально принята на вооружение 24 июня 1964 года. С этого времени АК-726 стала одной из самых распространённых артсистем на советских кораблях, а также экспортировалась за рубеж. Однако из-за низкой эффективности поражения морских целей, наряду с небольшим калибром, с 1980-х годов на новых кораблях эти установки были заменены на систему АК-100 (калибра 100 мм).

  • калибр: 76,2 мм
  • длина ствола: 59 калибров (L/59)
  • количество стволов: 2
  • углы: −10° +85°
  • скорострельность: 90-107 выстрелов/мин. (на один ствол)
  • масса патрона: 12,4 кг
  • масса снаряда: 5,9 кг
  • начальная скорость: 980 м/с
  • дальность стрельбы: до 15 км.

Конструкция корабельной артустановки АК-176

Артиллерий­ская установка АК-176 представляет собой од­ноствольную автоматическую артиллерийскую установку башенного типа, имеющую калибр 76,2 мм и длину ствола в 59 калибров. Ствол установки — моноблок с ко­жухом, затвор — вертикальный, клиновой, а автоматиче­ская работа — за счет энергии отката. Охлаждение ство­ла — наружное, непрерывное, со специальной системой прогона забортной воды между кожухом и моноблоком.

Подача боезапаса — обойменная, с двух сторон, связанных в единую кинематическую цепь приводом от единого элек­тродвигателя. Возможна и ручная подача боезапаса в аварийном режиме, но численность расчета в таком слу­чае возрастает с двух до четырех человек.

Башня выпол­нена из алюминиево-магниевого сплава, наведение орудия может выполняться тремя спо­собами:

  • дистанционно-автоматически с помощью элект­роследящего привода ЭСП-221 от корабельной РЛС уп­равления стрельбой;
  • полуавтоматическим — с поста ви­зирной колонки при помощи ЭСП-221;
  • ручным — по ви­зирам-дублерам ВД-221, находящимся в самой башне АУ и с помощью прицела «Конденсор-221-А».

Скорость вер­тикального наведения от ЭСП-221 достигает 30 град/сек (вручную — 1,3 град/сек), скорость горизонтального на­ведения — 35 и 3 град/сек (соответственно). Угол гори­зонтального наведения башни на оба борта не превыша­ет 175 градуса.

Стрельба возможна в трех режимах: 30, 60 и 120 выстрелов в ми­нуту и время приведения установки в боевое положение из походного не превышает 3 минут, а из боевой готов­ности № 1 возможно открытие огня уже через 15 секунд.

Боеприпасы унифицированы с 76-мм спаренной установ­кой АК-726. Для поражения надводных и береговых це­лей снаряд снабжен головным ударным взрывателем ВГ-67, а для ведения зенитного огня — неконтактным (радиолокационным взрывателем АР-51Л (обеспечивает­ся эффективное поражение цели при промахе до 8 мет­ров).

Наведение АК-176 осуществляется от РЛС «Вым­пел-221» (МР-123/176).

Корабельная артиллерийская установка АК-176

Производство и испытания

Производство орудий

Производство АУ 34-К велось на заводе № 8 с 1936 по 1941 год включительно. На 1 января 1941 года в ВМФ СССР имелось 222 установки 34-К. В первом полугодии 1941 года было изготовлено 62 установки, вот втором полугодии — одна. С 1942 года вместо 34-К в производство была запущена 85-мм артиллерийская установка 90-К.

Испытания

В начале 1936 года завод им. Калинина изготовил опытный образец установки 34-К. С 5 по 25 марта 1936 года образец прошел полигонные испытания. С 28 мая по 29 июня 1936 г. были проведены корабельные испытания установки 34-К на эскадренном миноносце «Шаумян» и на канонерской лодке «Красная Абхазия».

Основные характеристики

Каждый из двух автоматов оснащался стволом-моноблоком с надетым на него пружинным накатником. На конце ствола установлен эжектор для продувки ствола после каждого выстрела. Ствол имеет 24 нареза постоянной крутизны. Автоматика пушки основана на принципе использования энергии отката подвижных частей от выстрела при коротком ходе ствола. Выстрел происходит автоматически, непосредственно после полного закрывания затворов и полного наката обоих орудий. Чтобы избежать разброса снарядов из-за несинхронного выстрела правого и левого орудий, на люльке автоматов монтировался механический синхронизатор. Первое заряжание автомата производится гидравлическим механизмом перезарядки.

Оба автомата монтируются в одной люльке, представляющей собой стальную сваренную из литых элементов конструкцию коробчатого сечения, закрепленную в подцапфенниках ладыг станка. Последний устанавливается на шаровом основании, зубчатый обод которого неподвижно крепится на уравнительном кольце палубы. Башни имеют необычно глубокие проемы для стволов, что позволило смонтировать поворотный узел люльки за осью вращения башни и обеспечить большие углы подъема стволов. Башня обеспечивает горизонтальное наведение в диапазоне ±147° (±153° для пр. 35) для носовой башни и ±164° — для кормовой. Углы вертикального наведения составляют -10/85°, скорость наведения по горизонтали — 26°/сек, по вертикали — 30°/сек. Бронирование башни составляет 5 мм и служит не столько броней в традиционном смысле этого слова, сколько укрытием механизмов и расчета от непогоды.

В отличие от более поздних систем, постоянного подведения охлаждающей забортной воды АК-726 не имеет. Охлаждение осуществляется в перерывах между очередями, для чего шланг, подключенный к судовой магистрали, вставляется в казенник ствола. Максимальная длина непрерывной очереди до охлаждения — 40-45 выстрелов, время охлаждения — порядка трех минут. Подача боеприпаса в приемники орудий осуществляется из подбашенного отделения элеваторами подачи отдельно для каждого автомата.

Механизмы наведения установки имеют электроприводы с двумя способами управления — дистанционным и местным, а также запасной аварийный ручной привод. Огонь может вестись по данным артиллерийского радара МР-105 «Турель» и ПУС «Фут-Б» в автоматическом режиме, либо в полуавтоматическом режиме с применением оптического прицела «Призма» и в ручном режиме под управлением оператора. Расчет башни составляет 9 человек, из которых четверо находятся на подаче снарядов в подбашенном отделении.

Дальность стрельбы: до 16 км, боекомплект: 1000 снарядов (в игре — 488 на башню, плюс еще 276 в боеукладке первой очереди), скорострельность: 100 выстрелов в минуту (в игре — 90). Тони ДиДжиллиан у себя приводит несколько иные данные: дальность — 18 км, скорострельность — 45 выстрелов в минуту, очевидно имеется ввиду не техническая а боевая скорострельность, но все равно — как-то подозрительно мало.

Доступные снаряды

Для орудий доступны два вида снарядов, зенитный и фугасный. Какой и в каких количествах грузить — выбор за капитаном. Следует только помнить, что механика неполной загрузки артпогребов на флоте, в отличие от танков, не работает.

  • ОФ: Осколочно-фугасный выстрел УОФБ-62 со снарядом ОФ-62 с ударным взрывателем с самоликвидатором ВГ-67, вес снаряда 5,9 кг из них 400 г A-IX-2 (эквивалент 616 г TNT), фугасное бронепробитие — 10 мм на всех дистанциях;
  • ОФ-РВ: Зенитный выстрел УЗСБ-62РП со снарядом ЗС-62 с радиолокационным взрывателем АР-51Л, вес снаряда 5,9 кг из них 480 г A-IX-2 (эквивалент 739 г TNT), радиус срабатывания — 8 м, дистанция взведения — 400 м, фугасное бронепробитие — 11 мм на всех дистанциях.

Зенитный снаряд несет несколько больше довольно эффективного ВВ и позволяет вести огонь над препятствием, с некоторой вероятностью поражения цели осколками. Также, он весьма эффективен против вражеской авиации, но следует помнить, что взрыватель становится на боевой взвод он только на дистанции 400 м от среза ствола, так что в бою накоротке он может просто пробивать «москитный флот» навылет без разрыва. Динамического бронепробития обоим снарядам почему-то не завезли.

Сравнение с аналогами

Аналоги этим орудиям в игре подобрать сложно. Неким подобием можно назвать американскую систему 3″/50 (76-мм) Mk.34, установленную на тяжелом катере «Эшвилль», но она имеет только один ствол и в два раза худшую скорострельность, при примерно равнозначных снарядах. Еще ближе к АК-726 спаренная версия этой пушки — Mk.33, в игре эта артсистема встречается не на американских, а на японских кораблях. Фрегат «Тикуго» оснащен одной такой башенной установкой, фрегат «Исудзу» — двумя.

Сравнительные характеристики артиллерийских установок калибра 76 мм 60-х — 80-х годов XX века

АК-726 – 76,2-мм спаренная корабельная артустановка

Итальянский аналог АК-176 — 76 mm/62 Super Rapid

ТТХ АК-726  СССР АК-176  СССР 76 mm/62 Compact  Италия 76 mm/62 Super Rapid  Италия
Год принятия на вооружение 1964 1979 1962 1988
Число стволов 2 1 1 1
Калибр, мм 76,2 76,2 76,2 76,2
Длина ствола, калибров 59 59 62 62
Допустимые углы вертикального наведения, град. -2 до + 84 -15 до +85 -15 до +85 -15 до +85
Допустимые углы горизонтального наведения ,град. +- 164 +-175 360 360
Скорость наведения электроприводом по вертикали, град/с 30 30 35 35
Скорость наведения электроприводом по горизонтали, град/с 35 35 60 60
Скорость наведения по вертикали вручную, град/с 1,2 1,3
Скорость наведения по горизонтали вручную, град/с 1 3
Скорострельность, выстрелов/мин 2*90 120 85 120
Начальная скорость снаряда, м/с 890 890 925 925
Масса устанивки, кг 26000 16800 7500 7500

АК-726 — корабельная 76-мм артустановка

АК-726 — корабельная 76-мм артустановка

Спаренными универсальными 76-мм артустановками АК-726 были вооружены многие корабли советского ВМФ, в том числе находящиеся в боевом строю сторожевые корабли проекта 1135 и экспортные сторожевики проекта 1159. Работы по созданию артустановки были начаты в ЦКБ-7 в апреле 1954 г. Заводские испытания проводились в 1958 г. и дали в целом положительные результаты, однако полигонные испытания и доводка установки затянулись до 1963 г. На вооружение ВМФ СССР она была принята в 1964 г., серийное производство осуществлялось с 1961 по 1988 гг.

Артустановка АК-726 разработана как палубно-башенная, с достаточно длительным ведением автоматического огня и в комплексе с РЛС управления стрельбой. Она состоит из боевого и подбашенного отделений. Боевое отделение представляет собой поворотную платформу (станок), на которой смонтированы качающаяся часть артустановки, механизмы вертикальной и горизонтальной наводки, элеватора подачи патронов, система охлаждения стволов и прицельные приспособления. На поворотной платформе смонтирована также броневая защита, выполненная из стальных листов толщиной 5 мм. Она защищает расчет, орудия и механизмы от осколков снарядов малого калибра.Качающаяся часть артустановки представляет совой систему из двух 76-мм автоматов, расположенных в общей люльке. Люлька связана с механизмом вертикального наведения зубчатым сектором. Механизм вертикального наведения снабжен электроприводом и обеспечивает скорость вертикального наведения 30 град./с.

Каждый автомат установки АК-726 состоит из ствола с затвором, досылателя пружинного типа с шестеренчатым ускорителем, приемника с вертикальной и поперечной подачами, гидравлического тормоза отката веретенного типа с игольчатым тормозом наката и компенсатором. Ствол выполнен в виде моноблока, его длина составляет 59 калибров, на дульной части установлен эжектор, обеспечивающий продувку канала ствола после каждого выстрела (во время стрельбы в башне находится часть расчета артустановки, и попадание пороховых газов из канала ствола в башню крайне нежелательно). Охлаждение стволов производится забортной водой в перерывах между очередями; живучесть ствола составляет около 3000 выстрелов; живучесть автомата — 5000 выстрелов.Подача патронов в приемники автоматов производится из подбашенного отделения элеваторами подачи для каждого автомата отдельно. Элеваторы имеют независимые приводы — гидравлический и ручной. Подача патронов в подбашенное отделение на стеллажи артустановки осуществляется вручную из корабельных элеваторов или корабельных стеллажей через окна в неподвижном барабане корабля во время охлаждения ствола или других перерывов в стрельбе.

На всем пути подачи патроны транспортируются в обоймах по 2 патрона в каждой. Производительность элеватора обеспечивает практическую скорострельность, равную темпу стрельбы автомата.Для стрельбы из АК-726 используются выстрелы унитарного заряжания (патроны) УЗСБ-62РП (зенитный) и УОФБ-62 (осколочно-фугасный). Снаряды ЗС-бЗ выстрелов УЗСБ-62РП комплектуются радиолокационным взрывателем ЛР-51Л. Осколочно-фугасные снаряды ОФ-62 выстрелов УОФБ-62 имеют ударный взрыватель ВГ-67 с самоликвидатором, имеющим время срабатывания 28-31 секунду. Потолок стрельбы по самоликвидатору составляет 11 000 м. Управление стрельбой может осуществляться дистанционно с помощью системы дистанционного управления Д-67 от прибора управления стрельбой корабля «Фут-6» или МР-105. Также предусмотрено управление стрельбой с поста, находящегося в башне. Данные на установленные на этом посту приборы наведения ПУГН и ПУБН могут поступать из центрального поста (центральная наводка) или от прицела «Призма» (автономная наводка).

Фото артустановки АК-726

Тактико-технические характеристики артустановки АК-726

Калибр, мм
76,2

Длина ствола, калибров
59

Количество стволов
2

Максимальный угол возвышения, град.
84

Скорость наведения в вертикальной плоскости, град./с
30

Скорость наведения в горизонтальной плоскости, град./с
35

Скорострельность на ствол, выстр./мин
90

Непрерывная очередь на ствол/время охлаждения, мин
60/1-2

Дальность стрельбы, км
5,7

Достигаемость по высоте, м
1000

Вид снаряда
ОФ, с РВ

Масса снаряда, кг
5,9

Начальная скорость снаряда, м/с
980

Количество готовых к стрельбе выстрелов
60

Масса артустановки, т
26

Приборы управления стрельбой

Стрельба из артиллерийской установки АК-176

Наведение на цель возможна тремя способами:

  1. автоматически — с помощью привода ЭСП-221, управляемого РЛСУ “Вымпел-А” с РЛС МР-123/176. Последующие модификации под управлением РЛСУ “Вымпел-АМ” / “Вымпел-АМЭ” с РЛС МР-123-02/176 или РЛСУ “Ласка”.
  2. полуавтоматически — с помощью ЭСП-221 с визирной колонки;
  3. вручную — по встроенным в башню визирам-дублерам ВД-221, используя прицел “Конденсор-221А”;

В режиме автоматической или полуавтоматической стрельбы расчёт находится внутри башни и только следит за работой установки, в ручном — самостоятельно наводит орудие и ведёт стрельбу.

Историческая справка

После получения задания на проектирование новой артустановки, ЦКБ-7 решило использовать наработки по универсальным автоматам меньшего калибра, таким как 57-мм ЗИФ-31, но с куда большей автоматизацией башни. Так как практически параллельно велись работы по новому зенитному 57-мм автомату АК-725, главный конструктор ЦКБ-7 П. Тюрин сделал многие решения сходными для обоих башен. Для АК-726 первоначально был разработан специальный полигонный станок ЗИФ-67П, на котором отрабатывалась как автоматика орудий, так и система подачи снарядов. В общей сложности с 21 мая 1956 года по 29 июня 1957 года из этой установки было отстреляно 2670 выстрелов. Все технические решения, заложенные в новую артсистему доказали свою жизнеспособность, после чего установку можно было предъявлять Флоту. В итоге, проект уже боевой версии установки под заводским индексом ЗИФ-67 был 24 мая 1956 года утвержден зам. Главкома ВМФ.

Опытный образец ЗИФ-67 был изготовлен заводом № 7 и с 14 марта по 12 августа 1958 года прошел заводские испытания. После заводских испытаний образец был доработан и прошел полигонные испытания с 14 октября 1958 года по 7 июня 1959 года. Полигонные, равно как и государственные корабельные испытания проводились одновременно для опытных образцов АУ ЗИФ-67 с вариантом подачи боеприпаса в приемник при помощи перегружателя маятникового типа, так и бесперегрузочного варианта подачи. В дальнейшем, после обширных корабельных испытаний (как раз на СКР пр. 159), остановились на бесперегрузочном варианте, как более простом и дешевом.

С 23 июня по 25 августа 1962 года на Белом море в районе Северодвинска проходил испытания уже полный комплекс вооружения из двух установок ЗИФ-67 в связке с ПУС «Фут-Б» и стрельбовой РЛС «Турель» на головном корабле пр.58 «Грозный» (заводской № 780). Официально установка ЗИФ-67 под названием «АК-726» была принята на вооружение приказом МО СССР № 192 от 24.06.1964 г.

Установка ставилась на множестве кораблей новых проектов, таких как ракетные крейсера пр. 58, авианесущие крейсера пр. 1143, эсминцы пр. 61, СКР пр. 159 и 35, БДК пр. 1171 и 1174. Поставлялись установки и на экспорт в страны Варшавского договора (ими вооружались, в частности, югославские фрегаты типа «Котор» и румынские типа «Тетал»).

Впоследствии, для кораблей новых проектов была разработана более мощная 100-мм артустановка АК-100, тем не менее, АК-726 до сих пор остается на службе.

голоса

Рейтинг статьи

Разработка и испытания[ | ]

Потребность в мощной, но лёгкой универсальной артустановке для кораблей небольшого водоизмещения и катеров была осознана руководством Советского ВМФ в конце 1960-х годов. Тактико-техническое задание на создание новой установки было утверждено 30 сентября 1969 года. 15 марта 1971 года было принято постановление Совета министров СССР о разработке нового орудия. Технический проект установки, получившей рабочее наименование А-221, был представлен разработчиком — ЦНИИ «Буревестник» (г. Горький). Главным конструктором установки был Г. П. Рындык.

Испытания установки на Ржевском полигоне проходили с 14 апреля по 14 июня 1977 года. Корабельные испытания были проведены с 23 января по 30 января 1979 года на ракетном катере Р-5 проекта 1241-1 в районе Балтийска. Артустановка А-221 была принята на вооружение 22 июня 1979 года под индексом АК-176.

Производство АК-176 велось на Горьковском машиностроительном заводе.

В 2021 г. ОАО «Машиностроительный завод „Арсенал“» (Санкт-Петербург) успешно завершило полигонные испытания модернизированной артустановки АК-176МА

калибра 76,2 мм. По сравнению с предыдущими модификациями, у АК-176МА более чем в два раза повышена точность наведения приводов, в два раза повышена кучность стрельбы, значительно выросла скорость наведения, а масса артустановки снижена и составляет менее 9 тонн. Новой артустановкой вооружат патрульные корабли проектов 22160 и 23550 (ледовый класс), малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт» и ракетные катера проекта 12418.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий