53-65 – 53-65А

Алма-Атинский «Калашников»

Слава богу, нашлись те, кто спас положение в критический момент. И были это вовсе не ученые из профильных НИИ…

Таких людей трое. Первый – директор Машиностроительного завода имени С.М. Кирова (МЗК) в Алма-Ате Петр Резчик. Второй – начальник торпедного отдела Управления противолодочного вооружения (УПВ) ВМФ Грант Акопов. Третий – начальник УПВ Борис Костыгов.

В начале 60-х годов МЗК серийно изготавливал торпеды 53-56 (окислитель – кислород), 53-57, 53-61 (окислитель – перекись водорода). В опытной мастерской завода работал инженер Евгений Барыбин, торпедист от Бога. Ему были знакомы сильные и слабые узлы всех тепловых торпед. В талантливой голове конструктора и художника в душе (и, кстати, по хобби) родилась идея собрать все удачные агрегаты в одном простом и надежном образце с хорошими характеристиками:

— кислородный резервуар от торпеды 53-56; — турбину от 53-61; — ряд удачных узлов от 53-65 и 53-58.

Предполагалось, что по скорости и дальности хода торпеда будет близкой к торпеде 53-61.

Свои предложения Барыбин доложил директору завода Резчику. Тот идею не просто одобрил, он принял самое деятельное участие в ее реализации. Решительность Петра Харитоновича, положившая начало работам над торпедой, поразительна. Главным действующим лицом в создании торпеды 53-65К сам Барыбин считал именно Резчика. Приказом директора была сформирована группа конструкторов из восьми человек, которую возглавил начальник ОКБ завода Константин Селихов (после ухода его на пенсию – Даниил Гинсбург).

Всякое дело спорится, если за него берутся энтузиасты. Конструкторы КБ Гинзбург, Барыбин, Шубин, Зикеев, Гормина, Штода, Чуканова, Кривулин, Попова разрабатывали техническую документацию. Изготовление материальной части начиналось, едва были готовы чертежи, а иногда и просто по эскизам.

В 1963 году в Москву, в Управление противолодочного вооружения на первый доклад к Гранту Акопову отправились Селихов и Барыбин. Предложение МЗК было следующим: создать торпеду из самых надежных составных частей, узлов и агрегатов других торпед – кислородную, однорежимную, скорость – 40–50 узлов, дальность – около 20 км. Три опытных образца завод сможет сделать за свой счет.

Акопов поддержал МЗК, предложив вести работы под легендой «модернизации торпеды 53-56 под оптическую систему самонаведения (ССН)». Координация работ УПВ – завод осуществлялась через военное представительство (подчинявшееся в те годы УПВ). Это было сделано для того, чтобы придать инициативе заводчан хоть какой-то официальный статус.

В успехе дальнейшей работы очень большую роль сыграла военная приемка МЗК и будущий ее руководитель – Петр Колядин.

Не прошло и года, как первая торпеда была готова. Правда, торпедой ее можно было назвать только условно: она не имела пока аппаратуры самонаведения – по существу ходовой макет. Барыбин отправился со своим детищем на полигон на озере Иссык-Куль, где опытные образцы буквально сразу показали хорошие результаты. Далее планировались стрельбы на Черном море, но…

О «подпольной» работе завода узнали в 4-м Главном управлении Минсудпрома (куратор «торпедного направления») и прислали телеграмму с требованием прекратить испытания самоделки. Для решения проблемы в Москву отрядили Гинзбурга. История умалчивает, как он сумел уладить ситуацию, но работа продолжилась. Торпеда оказалась на высоте: на черноморском полигоне при пусках и с торпедного катера, и с подводной лодки прошла хорошо и не один раз.

Началось изготовление малой серии из трех штук почти полноценных торпед с оптической системой самонаведения. Изготовили. Постреляли на полигоне. И огорчились до невозможности – торпеды упорно не хотели наводиться на цель.

Тогда на одной из трех заменили аппаратуру самонаведения, взяв ее от торпеды 53-65, и летом следующего года Барыбин снова прибыл в Севастополь.

С точки зрения обычного алгоритма разработки выходить на морские испытания всего с тремя торпедами – авантюра: можно потерять образцы и завалить испытания. Но как говорили древние римляне: «Счастье покровительствует смелым». И торпеды не подвели своих создателей: и с подводной лодки, и с торпедного катера отработали штатно. Хотя оптическая ССН отказала и в море…

В 1965 году, имея на руках конкретные результаты работы, подтвержденные стрельбами с боевых кораблей, в Москву на второй доклад к начальнику УПВ вице-адмиралу Костыгову отправилась делегация во главе с директором завода Петром Резчиком.

См. также[править | править код]

  • Торпедная атака
  • Ракета-торпеда
  • Морская мина (изначальное определение торпеды — «самодвижущаяся мина») буксируемая мина — первое вооружение первых минных катеров (морская мина, буксируемая в атаку при помощи троса)
  • шестовая мина — мина, закреплённая на шесте перед минным катером, и взрывающаяся при ударе о препятствие
  • метательная мина

Противокорабельная ракета
Противолодочная ракета

самолёты:

  • Торпедоносец
  • Воздушная торпеда Кеттеринга

корабли:

  • Подводная лодка
  • Торпедный катер
  • Миноносец
  • Эсминец

другое:

  • Torpedo Data Computer — один из ранних аналоговых компьютеров, применялся на американских подводных лодках Второй мировой для расчёта курса торпеды.
  • Бангалорская торпеда

От процветания до выживания

Вначале «Дагдизель» выпускал парогазовые торпеды, а с 60-х годов XX века главным направлением работы завода стало производство электрических торпед. В последующем здесь изготовлялись широкополосные минные комплексы и тепловые торпеды на унитарном топливе, причем «Дагдизель» являлся единственным предприятием СССР, на котором осуществлялось их крупносерийное производство.

В послевоенный период основными изготовителями торпед для ВМФ СССР были , завод им. Кирова (Алма-Ата, Казахстан), (Ленинград), завод им. 50-летия Киргизской ССР (ныне корпорация «Дастан», Кыргызстан).

Разработкой торпед занимались НИИ-400 (будущий ЦНИИ «Гидроприбор»), КБ завода им. Кирова (торпеда 53-65К 1970 года и работы 80-х по теме «Магот»), филиал НИИ-400 в Ломоносове (будущий ОАО «Мортеплотехника»).

Коллаж Андрея Седых

В 1973 году разработчиков и изготовителей торпед объединили в специализированное НПО «Уран». С позиций нынешнего дня это было весьма неоднозначное решение. Если в 50–60-х годах наши торпеды в сравнении с зарубежными аналогами смотрелись весьма достойно (ряд образцов, разработанных в то время, до сих пор стоит на вооружении и востребован на экспорт), то итоги работы НПО «Уран» 70–80-х удручают. На момент распада СССР ни в каких других видах и образцах ВВТ Советский Союз не отставал столь значительно от вероятного противника, как в области морского подводного оружия.

После декабря 1991 года НПО «Уран» прекратило свое существование. На территории РФ остались «Дагдизель», «Двигатель», «Гидроприбор» и «Мортеплотехника». В тот сложный период каждое предприятие «выплывало» самостоятельно.

90-е годы для «Дагдизеля» прошли крайне тяжело. Во всей остроте для завода встал вопрос развертывания собственных НИОКР – как условие выживания и развития предприятия.

Принцип работы

На торпедах типа 53-39 перед применением следует вручную установить параметры глубины движения, курса и примерной дистанции до цели. После этого необходимо открыть предохранительный кран, установленный на магистрали подачи сжатого воздуха в камеру сгорания.

При прохождении торпедой трубы пускового аппарата происходит автоматическое открытие главного крана, и начинается подача воздуха непосредственно в камеру.

Одновременно начинается распыл керосина через форсунку и розжиг образовавшейся смеси при помощи электрического прибора. Установленная в камере дополнительная форсунка подает пресную воду из бортового резервуара. Смесь подается в поршневой двигатель, который начинает раскручивать соосные гребные винты.

Например, в германских парогазовых торпедах G7a использован 4-цилиндровый двигатель, оборудованный редуктором для привода соосных винтов, вращающихся в противоположном направлении. Валы полые, установлены один внутри другого. Применение соосных винтов позволяет уравновешивать отклоняющие моменты и поддерживается заданный курс движения.

После начала контакта головной части с потоком воды начинается раскрутка крыльчатки предохранителя боевого отделения. Предохранитель оснащен прибором задержки, обеспечивающим взвод ударника в боевое положение через несколько секунд, за которые торпеда отойдет от места пуска на 30-200 м.

Отклонение торпеды от заданного курса корректируется ротором гироскопа, воздействующим на систему тяг, связанную с исполнительной машиной рулей направления. Вместо тяг могут использоваться электрические приводы. Ошибка в глубине хода определяется механизмом, уравновешивающим усилие пружины давлением столба жидкости (гидростат). Механизм связан с исполнительной машинкой руля глубины.

При ударе боевой части о корпус корабля происходит разрушение стержнями ударника капсюлей, которые вызывают детонацию боевой части. Немецкие торпеды G7a поздних серий оснащались дополнительным магнитным детонатором, срабатывавшим при достижении определенной напряженности поля. Аналогичный взрыватель использовался с 1942 года на советских торпедах 53-38У.

Сравнительные характеристики некоторых торпед подводных лодок периода Второй мировой войны приведены ниже.

ПараметрG7a53-39Mk.15mod 0Тип 93
ПроизводительГерманияСССРСШАЯпония
Диаметр корпуса, мм533533533610
Вес заряда, кг280317224610
Тип ВВТротилТГАТротил
Предельная дальность хода, мдо 12500до 10000до 13700до 40000
Рабочая глубина, мдо 15до 14
Скорость хода, уздо 44до 51до 45до 50

Наведение на цель

Простейшей методикой наведения является программирование курса движения. Курс учитывает теоретическое прямолинейное смещение цели за время, необходимое для прохождения расстояния между атакующим и атакуемым кораблем.

Заметное изменение скорости хода или курса атакуемым кораблем приводит к прохождению торпеды мимо. Ситуацию отчасти спасает запуск нескольких торпед «веером», что позволяет перекрывать больший диапазон. Но подобная методика не гарантирует поражения цели и ведет к перерасходу боекомплекта.

До Первой мировой войны предпринимались попытки создания торпед с корректировкой курса по радиоканалу, проводам или иным способам, но до серийного производства дело не дошло. Примером может служить торпеда Джона Хаммонда Младшего, которая использовала для самонаведения свет прожектора вражеского корабля.

Первыми стали системы наведения по акустическому шуму, издаваемому гребными винтами атакуемого судна. Проблемой являются малошумные цели, акустический фон от которых может оказаться ниже шума винтов самой торпеды.

Для устранения подобной проблемы создана система наведения по отраженным сигналам от корпуса корабля или создаваемой им кильватерной струи. Для корректировки движения торпеды могут применяться методики телеуправления по проводам.

LatLong.ru

Пересчет географических координат. Градусы -> градусы/минуты/секунды:

Пересчет географических координат. Градусы/минуты/секунды -> градусы: Определение высоты над уровнем моря по координатам: Форма поиска географических координат объекта на основе картографических сервисов Google или Yandex.

Примеры:Москва Новгородская обл., Бердск Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 38 55.7522,37.6156 (широта,долгота)

Недавно искали: 65с.ш 15 в.д (yandex) N 43.4869° E 43.603° (yandex) Ставрополь, ул. Тухачевского, 17 (yandex) Лысковский район д.неверово около газокомпрессорной станции (yandex) 66 с.ш 123 в.д. (yandex) 53°с.ш. 114°в.д. (yandex) 54,45 с.ш 18,07 в.д (yandex) цей (yandex) г. Москва, ул. Арбат, д. 51, стр. 2 (yandex) Широта 55.7558 Долгота 55.755 (yandex)

вулкан осорио (yandex) г. Москва, ул. Ухтомского Ополчения, д. 1 (yandex) 39 с.ш 57 в.д (yandex) гренландия (yandex) 37с.ш., 117з.д (yandex) 56 5934.2098, 65 5751.3299 (yandex) удмуртская республика, п. игра, с.зура ул, ленина, 36 (yandex) 34с.ш 139 в.д (yandex) Сыктывкар, Советская 63 (yandex) г. Москва, ул. Планетная, д. 7 (yandex)

43 с.ш 44 в.д (yandex) Вулкан Кермоор (yandex) 66 с.ш 60 з.д (yandex) Кольчугино, поселок зеленоборский владение 2 (yandex) 32 ю.ш. 152 в.д. (yandex) 53.489939, 51.533406 (yandex) 40 с.ш. 45 в.д. (yandex) 56 с.ш 38 в.д. (yandex) 53 с.ш. 27 в.д. (yandex) opera house (yandex)

55.341382, 59.444235 (yandex) 38 с.ш. 58 в.д. (yandex) 64 с.ш 178 в.д (yandex) 21 с.ш 106 з.д (yandex) 20 ю.ш. 47 в.д (yandex) Антарктида (yandex) Архангельск, пр. Ломоносова 142 (yandex) Амгуэма (yandex) %u0412%u0435%u043d%u0443%u0439 (yandex) яшьлек (yandex)

ФАД А-1147,8 (yandex) Трасса М7, 1062км. (yandex) Витязево (yandex) Веселый (yandex) $GPGGA,160044,55.7558,N,37.6173,E,1,08,0.9,188.3,M,13.3,M,,*48 (yandex) Гора ищерим (yandex) вулкан килиманджаро (yandex) 23º с.ш. 13º в.д (yandex) г. Москва, ул. Очаковская Б., д. 12, к. 5 (yandex) 461727 Оренбургская область, Асекеевский район, с. Старокульшарипово, ул. Центральная, 138 (yandex)

57 ,42 с.ш 40 в.д (yandex) с.ш. 45°0552в. д. 39°2604 (yandex) 66 с.ш 61 в.д (yandex) г.оленегорск ул.сыромятникова д.13а (yandex) 23 сш и 90 вд (yandex) 55 53 20 37 23 36 (yandex) 40 с ш 8 з д (yandex) Калининградская область,г.Светлый,ул.Железнодорожная,5 (yandex) 56 с.ш. 28 в.д. (yandex) г. Москва, ул. Академика Капицы, д. 34, к. /121 (yandex)

35 с.ш. 25 в.д. (yandex) 33 с. ш. 44 в. д (yandex) 64. 08 с.ш. 21.54 з.д (yandex) 9 с.ш. 39 в.д. (yandex) село Краснощелье (yandex) г. Москва, ул. Черемушкинская Б., д. 26, к. 4 (yandex) Lat: 55.982216 N Lon: 38.111301 E (yandex) г. Москва, п. Десеновское, п. Ватутинки, д. 46 (yandex) 34 ю ш 70 з д (yandex) Кировская область п Оричи (yandex)

АВТОДОРОГА *ВОРОНЕЖ-ТАМБОВ* 178 КМ (yandex) Тула улица проспект ленина 147 корпус 4 (yandex) космодром восточный (yandex) г. Москва, ул. Василисы Кожиной, д. 8, к. 2 (yandex) широта 54.824144: долгота 55.628698 (yandex) 44.825386, 35.037901 (yandex) г. Санкт-Петербург, п. Комарово, ул. Васильева, д. 10 (yandex) Широта 55.38731, Долгота 39.07994 (yandex) 48 с.ш. 52 в.д. (yandex) 41 с.ш 74 з.д. (yandex)

55.726343 N, 52.424832 (yandex) город Вашингтон (yandex) г. Кыштым , Ленина, 15 (yandex) Озеро Эри (yandex) 20 с ш 100 в д (yandex) N 56.031133° E 92.907563° (yandex) 66 с.ш. 120 з.д. (yandex) малоярославец (yandex) 43.576947 n 39.762788 e (yandex) 35 ю.ш. 59 з.д (yandex)

59 с.ш. 10 в.д. (yandex) 40 с.ш 45 в.д (yandex) 55.750519, 37.934599 (yandex) 53,5 с.ш. 121,5 в.д. (yandex) 72 ю.ш. 15 в.д. (yandex) 43 с.ш. 50 в.д. (yandex) озеро виннипег (yandex) 56с.ш. 47 в.д. (yandex) 42 с.ш. 79 в.д. (yandex) N45.56579763°, E8.05282006° (yandex)

Определение географических координат объекта по карте.

GoogleYandex

Ссылка на это место:

Twittear

ВконтактеFacebook ()

Виды торпед

  1. В зависимости от типа двигателя: на сжатом воздухе, парогазовые, пороховые, электрические, реактивные;
  2. В зависимости от способности наведения: неуправляемые, прямоидущие; способные маневрировать по заданному курсу, самонаводящиеся пассивные и активные, телеуправляемые.
  3. В зависимости от назначения: противокорабельные, универсальные, противолодочные.

Одна торпеда включает в себя по одному пункту из каждого подразделения. Например, первые торпеды представляли собой неуправляемый противокорабельный боевой заряд с двигателем, работающим на сжатом воздухе. Рассмотрим несколько торпед из разных стран, разного времени, с разными механизмами действия.

В начале 90-ых годов, российский флот обзавелся первой лодкой, способной передвигаться под водой – “Дельфин”. Торпедный аппарат, установленный на этой подводной лодке, был самым простым – пневматическим. Т.е. тип двигателя, в этом случае, на сжатом воздухе, а сама торпеда, по способности наведения, была неуправляемая. Калибр торпед на этой лодке в 1907 году варьировался от 360 мм до 450 мм, с длинной 5,2 м и весом 641 кг.

В 1935-1936 годах российскими учеными был разработан торпедный аппарат с пороховым типом двигателя. Такие торпедные аппараты были установлены на эсминцах типа 7 и легких крейсерах типа “Светлана”. Боеголовки такого аппарата были 533 калибра, весом 11,6 кг, а вес порохового заряда составлял 900 г.

В 1940 году после десятилетия упорной работы был создан опытный аппарат с электрическим типом двигателя – ЭТ-80 или “Изделие 115”. Торпеда, выстрелянная из такого аппарата, развивала скорость до 29 узлов, с дальностью действия до 4 км. Кроме всего прочего, такой тип двигателя был гораздо тише его предшественников. Но после нескольких происшествий связанных с взрывом аккумуляторов, данным типом двигателя экипаж пользовался без особого желания и не пользовался спросом.

Суперкавитационная торпеда

В 1977 году был представлен проект с реактивным типом двигателя – суперкавитационная торпеда ВА 111 “Шквал”. Торпеда предназначалась как для уничтожения подводных лодок, так и для надводных судов. Конструктором ракеты “Шквал”, под руководством которого проект был разработан и воплощен в жизнь, по праву считается Г.В. Логвинович. Данная ракета-торпеда развивала просто поразительную скорость, даже для настоящего времени, а внутри ее, в первое время, была установлена ядерный боевой заряд мощностью 150 кт.

Устройство торпеды шквал

Технические характеристики торпеды ВА 111 “Шквал”:

  • Калибр 533,4 мм;
  • Длина торпеды составляет 8,2 метра;
  • Скорость движения снаряда достигает 340 км/ч (190 узлов);
  • Вес торпеды – 2700 кг;
  • Дальность действия до 10 км.
  • Ракета-торпеда “Шквал” имела и ряд недостатков: она вырабатывала очень сильный шум и вибрацию, что негативно отражалось на ее способности к маскировке, глубина хода составляла лишь 30 м, поэтому торпеда в воде оставляла за собой четкий след, и ее легко было обнаружить, а на самой головке торпеды невозможно было установить механизм самонаведения.

Принцип ее действия был таким же, как у советского “Шквала”. А именно: кавитационный пузырь и движение в нем. Барракуда может достигать скорость до 400 км/ч и, согласно германским источникам, торпеда способна к самонаведению. К недостаткам так же можно отнести сильный шум и небольшую максимальную глубину.

Энтузиазм против системы

Необходимость замены ССН была очевидной, но главным было решение проблемы финансирования дальнейших работ. Инженеры еще могут работать «на свободных мощностях»: чертить, изобретать, рассчитывать за свой достаточно скромный оклад. А завод в целом – нет. Волгоград за просто так не сделает поковки для изготовления кислородного резервуара, Киев не даст приборы курса и креновыравнивания… Этих заводов десятки. Словом, нужны деньги, причем подпольные, о которых и знать-то должны три-четыре человека, не больше, ведь торпеда незаконнорожденная.

Как происходит по закону? Заинтересованными организациями согласованно готовится постановление Совета министров и ЦК КПСС. Исполнитель работ берет на себя обязательство разработать торпеду с заданными характеристиками. Открывается финансирование, выделяются деньги, за использованием которых наблюдают военные представители при исполнителе. За ними в свою очередь наблюдают финансисты Министерства обороны. Они не разбираются в технике и потому действовать могут только формально: законно или незаконно.

В ситуации с будущей 53-65К для ее разработки нужны хоть и сравнительно небольшие, но незаконные (поскольку нет ни постановления СМ и ЦК КПСС, ни ТТЗ) деньги. Где их взять?

Костыгов с Акоповым дали добро на изготовление 10 торпед опытной партии. Но главный риск этой незаконной операции взял на себя заместитель старшего военпреда МЗК Петр Колядин. Именно он поставил свою подпись под подложным финансовым документом – для флота, а военная приемка «как бы приняла» от завода 10 торпед 53-65, а УПВ (заказчик в те годы) заплатило за них заводу деньги. На эти деньги шли дальнейшая разработка торпеды и ее испытания.

Не прошло и полутора лет, как десять практических торпед опытной партии отправились на пристрелочный полигон. И стрельбы прошли без нареканий. Через три месяца отчет с положительными результатами испытаний был представлен начальнику УПВ ВМФ, начальнику Минно-торпедного института и директору «Гидроприбора».

В военном институте поморщились: мы обоснование не разрабатывали, техническое задание не выдавали, в испытаниях не участвовали и вообще это какая-то самоделка. У «Гидроприбора» на выходе 70 узлов (торпеда 53-65), вот это вещь! И зачем эта торпеда на 45 узлов? Военно-морской институт самоустранился от помощи заводу, не взял незаконнорожденную торпеду под свое научное крыло.

Когда появились первые торпеды

Торпеда или как её называли в то время – самодвижущаяся морская мина мина, была придумала сразу двумя учеными, находящимся в разных частях мира, не имеющим друг к другу никакого отношения. Произошло это практически в одно и то же время.

В 1868 году Уайтхед представил миру свою схему постройки торпеды. В тот же год патент на использование этой схемы приобретает Австро-Венгрия и становится первой страной, обладающей данной боевой техникой.

В 1873 году Уайтхед предложил приобрести схему российскому флоту. После испытаний торпеды Александровского, 1874 году было принято решение, приобрести боевые снаряды именно Уайтхеда, ведь модернизированная разработка нашего соотечественника значительно уступала по техническим и боевым характеристикам. Такая торпеда значительно увеличивала свое свойство плыть строго в одном направлении, не меняя курса, благодаря маятникам, а скорость торпеды увеличилась практически в 2 раза.

Таким образом, Россия стала лишь шестым по счету обладателем торпеды, после Великобритании, Франции, Германии и Италии. Ограничением для покупки торпеды Уайтхед выдвинул лишь одно – хранить схему постройки снаряда втайне от государств не пожелавших купить ее.

Уже в 1877 году торпеды Уайтхеда были впервые использованы в бою.

Торпеды Российского флота начала ХХ века и Первой мировой войны

В 1871 году Россия добилась снятия запрета держать военно-морской флот в Черном море. Неизбежность войны с Турцией заставила Морское министерство форсировать перевооружение Российского флота, поэтому предложение Роберта Уайтхеда приобрести лицензию на производство торпед его конструкции оказалось как нельзя кстати. В ноябре 1875 года был подготовлен контракт на приобретение 100 торпед Уайтхеда, спроектированных специально для Российского флота, а также исключительно право на использование их конструкций. В Николаеве и Кронштадте были созданы специальные мастерские по производству торпед по лицензии Уайтхеда. Первые отечественные торпеды начали производиться осенью 1878 года, уже после начала русско-турецкой войны.

Минный катер Чесма

Несмотря на повторный заказ торпед в Фиуме, Морское министерство организовало производство торпед на котельном заводе Лесснера, Обуховском заводе и в уже существовавших мастерских в Николаеве и Кронштадте. К концу XIX века в России производилось до 200 торпед в год. Причем каждая партия изготовленных торпед в обязательном порядке проходила пристрелочные испытания, и лишь затем поступала на вооружение. Всего до 1917 года в Российском флоте находилось 31 модификация торпед. Большинство моделей торпед являлись модификациями торпед Уайтхеда, небольшая часть торпед поставлялась заводами Шварцкопф, а в России конструкции торпед дорабатывались. Изобретатель А. И. Шпаковский, сотрудничавший с с Александровским, в 1878 году предложил использовать гироскоп для стабилизации курса торпеды, еще не зная, что аналогичным «секретным» прибором снабжались торпеды Уайтхеда. В 1899 году лейтенант русского флота И. И. Назаров предложил собственную конструкцию спиртового подогревателя. Лейтенант Данильченко разработал проект пороховой турбины для установки на торпеды, а механики Худзынский и Орловский впоследствии усовершенствовали и ее конструкцию, но в серийное производство турбина принята не была из за низкого технологического уровня производства.

Торпеда Уайтхеда

миноносцыБалтийском флотеПервой мировой войны

В 1912 году для обозначения торпед стало применяться унифицированное обозначение, состоявшее из двух групп чисел: первая группа — округленный калибр торпеды в сантиметрах, вторая группа — две последние цифры года разработки. Например, тип 45-12 расшифровывался как торпеда калибра 450 мм 1912 года разработки. Первая полностью российская торпеда образца 1917 года типа 53-17 не успела попасть в серийное производство и послужила основой для разработки советской торпеды 53-27.

Основные технические характеристики торпед российского флота до 1917 года

Сравнительная таблица торпед российского флота до 1917 года
ТипГод разработкиКалибр, ммДлина, мПолная масса, кгМасса ВВ, кгДальность хода, мСкорость хода, узловТип двигателяПрименяемость
Александровского24-дюймовая18686105,8210007626-81-цилиндровыйвоздушныйна вооружение не поступала
Александровского22-дюймовая18685607,34100010-121-цилиндровыйвоздушныйна вооружение не поступала
Александровского24-дюймовая мод.18756106,1182-цилиндровыйвоздушныйна вооружение не поступала
Whitehead обр. 1876 г.18763815,7335026400202-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1880 г.18803814,5632433400202-цилиндровыйвоздушныйминные катера
Whitehead обр. 1882 г.18823553,3519740550212-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1886 г.18863815,5239140600242-цилиндровыйвоздушныйброненосцы
Whitehead обр. 1889 г.тип «В»18893815,5239580600222-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1889 г.тип «О»18893815,5242080600252-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1894 г.тип «С»18943815,5245580600273-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1897 г.тип «С»18943815,24266440090030253-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1898 г.тип «Л»18943815,184306440090030253-цилиндровыйвоздушныйкрейсера, миноносцы
Whitehead обр. 1904 г.19044505,1364870800200033253-цилиндровыйвоздушныйкрейсера, миноносцы
Schwartzkopff В/5019044503,5539050800243-цилиндровыйвоздушныйподводные лодки, крейсера, миноносцы
Whitehead обр. 1907 г.19074505,264190600100020004034273-цилиндровыйвоздушныйподводные лодки
Whitehead обр. 1908 г.19084505,2650951000200030003834284-цилиндровыйвоздушный
Whitehead обр. 1910 г.тип «Л»19104505,26651001000200030004000383429254-цилиндровыйвоздушный
45-1219124505,588101002000500060004330282-цилиндровыйвоздушныйнадводные корабли
45-1519154505,26651002000500060004330284-цилиндровыйвоздушныйподводные лодки
53-1719175337,017002653000323-цилиндровыйвоздушныйна вооружение не поступала

История разработки

В декабре 1926 г. после передачи завода Лесснера в Остехбюро началось его восстановление и подготовка к производству. Первой серийной продукцией завода, получившего, кстати, в ноябре 1927 г. новое название «Двигатель», стали торпеды 53-27. К сожалению, не все шло гладко. С 1927 г. по 1930 г. было изготовлено всего 52 торпеды. Конструктивное несовершенство проекта и низкое качество изготовления торпед постоянно приводили к нареканиям флота. Главный недостаток торпеды заключался в том, что из-за малой дальности хода она могла использоваться практически только с подводных лодок и торпедных катеров. Для надводных кораблей дальность ее хода была явно мала. К тому же торпеда плохо управлялась по глубине и не обладала достаточной герметичностью. И все же ее производство продолжалось. В 1934 г. завод выпустил 850 торпед 53-27: 629 — для подводных лодок и 221 — для надводных кораблей.

Наблюдение за серийным производством торпед, как и за всеми ведущимися в области торпедостроения научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами осуществлялось в то время Научно-техническим комитетом (НТК) ВМС РККА. В 1932 г. эти функции были переданы вновь созданному Научно-исследовательскому (1938—1948 гг. — Научно-испытательному) Минно-торпедному институту (НИМТИ) ВМС.

Практически заново создавалась и торпедостроительная промышленность. Создана она была в рекордно короткие сроки. К концу 30-х годов торпеды производились уже на четырех заводах: в Ленинграде на заводах «Двигатель» и им. К. Е. Ворошилова, в Большом Токмаке под Днепропетровском на заводе «Красный Прогресс» и на вновь построенном в 1938 г. заводе под Махачкалой (впоследствии «Дагдизель»), Сдача торпед флоту осуществлялась тремя пристрелочными станциями: под Ленинградом на Копанском озере, в Крыму под Феодосией и на Каспийском море.

Парогазовая торпеда 53-38: А — боевая головная часть; Б — учебная головная часть; 1 — взрывчатое вещество боевого зарядного отделения; 2 — инерционные взрыватели с запальными стаканами; 3 — воздушный резервуар; 4 — водяной отсек; 5 — масляный баллон; 6 — керосиновый баллон; 7 — гидростатический аппарат; 8 — подогревательный аппарат; 9 — цилиндр главной машины; 10 — рулевая машина; 11 — шатунно-кривошипный и распределительные механизмы главной машины, заключенные в картер; 12 — прибор Обри; 13 — хвостовая часть с рулями глубины и направления, двумя винтами

Первоочередной задачей советских торпедистов стала модернизация торпеды 53-27. Прежде всего требовалось ввести для надводных кораблей второй дальноходный режим скорости. С этой целью были использованы заимствованные с закупленной в 1932 г. в Италии торпеды 53Ф регулятор давления, подогревательный аппарат, гидростат и ряд других механизмов. Модернизированную торпеду приняли на вооружение в 1936 г., называться она стала 53-36. Увы, торпеда оказалась не лучше и не надежнее своей предшественницы. По своим ТТХ она по-прежнему отставала от зарубежных образцов. После многократных доработок флоту удалось сдать всего около ста торпед 53-36. Однако и их приходилось использовать с большими ограничениями. В 1938 г. неудавшийся образец был снят с производства. Что оставалось делать торпедостроителям, когда флот остро нуждался в современных торпедах? Только вновь обратиться к закупленным в 1932 г. итальянским образцам. Их было два — калибра 450 мм и 533 мм. Организацию воспроизводства итальянских торпед на отечественных заводах поручили НИМТИ. Вскоре рабочие чертежи были готовы и в 1936 г. завод «Красный Прогресс» приступил к изготовлению 45-сантиметровых торпед. Называться они стали 45-36Н. Буква «Н» означала, что торпеды предназначались прежде всего для эсминцев типа «Новик». Из 53-сантиметровых аппаратов подводных лодок они могли использоваться через вставные решетки. В 1938 г. на заводе «Двигатель», а с 1939 г. и на «Дагдизеле» начали производиться 53-сантиметровые торпеды. Они предназначались для надводных кораблей и подводных лодок, имеющих аппараты калибра 53 см. Торпеды получили наименование 53-38.

Дело канского арсенала

АО «Машиностроительный завод имени C.М. Кирова» не стал поднимать международный скандал по поводу «контрафактных запасных частей производства «Завода «Двигатель»***. С этим ЗИП вообще получилась какая-то странная история. В соответствии с контрактом завод «Двигатель» изготовил 251 комплект ЗИП. Акт выполненных работ подписал врио начальника службы морского подводного оружия и вооружения ВМФ РФ Виталий Гармашов. Он же отвечал за рассылку ЗИП на флота. Тем не менее в 2011 году все арсеналы сорвали выполнение госзаказа по переаттестации 53-65К по причине… нехватки ЗИП.

Апогеем стало так называемое «канское дело», возбужденное заместителем руководителя военного следственного отдела по Красноярскому гарнизону майором Халявиным в августе 2011-го.

В 2010 году ОАО «Северный арсенал» получило госконтракт на ремонт 70 изделий (33 боевых и 15 практических торпед 53-65К и 22 самодвижущихся мин 2510). Директор «Северного арсенала» Семенов заключил договор подряда на выполнение ремонта с «10-м арсеналом ВМФ» в г. Канске. Условия договора предусматривали ремонт торпед с применением ЗИП завода «Двигатель». Однако арсеналы его так и не получили. Вместо него использовали просроченный ЗИП, хотя в акте сдачи-приемки написали: «Примененные в ходе работ ЗИП, сырье и материалы являются сертифицированными с неистекшими сроками хранения…»

…Следствие установило неудовлетворительную техническую готовность цеха и оборудования канского арсенала для производства работ. Вместо среднего ремонта торпед проводилась не предусмотренная никакими нормативными документами «проверка функционирования изделий» — на слух и на глазок (в буквальном смысле слова: сотрудники арсенала пояснили, что, например, работоспособность редуктора двигателя торпеды они проверяют на слух, а для замера осевых зазоров у них не было мерителей). Гидравлическое испытание отремонтированных изделий (в автоклаве) фактически не выполнялось, хотя в технических паспортах «данные работы отражались как выполненные». (Постановление о возбуждении уголовного дела есть у «Новой газеты».) Согласно нормативным данным, за один месяц одно предприятие может отремонтировать от 5 до 7 изделий, работая в одну смену. Для проведения ремонта одной торпеды необходимо 470—500 нормо-часов (для мин — 422 н/ч). Сотрудники канского арсенала установили мировой рекорд, отремонтировав 70 торпед и мин всего за полтора месяца, затратив на каждое изделие в среднем 77 н/ч. То есть в 6,2 раза быстрее норматива. При этом мины даже не вынимали из контейнера, просто наносили необходимую маркировку и опечатывали контейнеры новыми пломбами. Переаттестованное таким образом оружие было на ура принято военной приемкой и должно было поступить в эксплуатацию на флот.

…Год спустя при погрузке оружия на подводную лодку на ТОФе произошла нештатная ситуация: кислородная торпеда «потекла».

Перед подачей на носитель оружие обязательно проходит жесткий входной контроль минно-торпедных служб на флотах. Большую часть арсенальского брака обычно удается выявить и «обезвредить». На ТОФе этап входного контроля оказался неэффективен. Возможно, потому, что торпеда «потекла» уже после всех проверок. Причина нештатной ситуации выяснилась быстро: при ремонте в торпедном резервуаре вместо паронитовой прокладки установили резиновую. Трудно представить последствия, если бы торпеда начала травить кислород на подводной лодке во время боевой службы.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий