Разрушительная сила
Корректируемая авиабомба с лазерной головкой самонаведения КАБ-250ЛГ-Э для истребителя Су-57, упомянутая в интервью с главой КТРВ, была представлена на авиасалоне МАКС-2019. Она предназначена для уничтожения легкоуязвимой военной техники, железнодорожных узлов, складов, живой силы. Боеприпасы применяются одиночно и залпом с самолётов фронтовой авиации.
Масса бомбы составляет 256 кг, длина — 3,2 м, диаметр — 0,25 м, вес осколочно-фугасной боевой части — 165 кг. Точность боеприпаса в два раза превосходит более тяжёлые корректируемые аналоги. Применение КАБ-250ЛГ требует снижения до высоты 1—10 км.
Следом по мощности идут бомбы КАБ-500КР с телевизионной системой наведения и КАБ 500С-Э, оснащённые спутниковой системой наведения. Их масса превышает 500 кг, а применяться они могут на самолётах фронтовой авиации типа Су-27, Су-30, Су-34, Су-24М, МиГ-29.
- Корректируемая авиационная бомба КАБ-250ЛГ-Э
Для поражения неподвижных наземных и надводных целей, таких как железнодорожные и шоссейные мосты, военно-промышленные объекты, склады боеприпасов, корабли и транспортные суда, предназначены бомбы КАБ-1500ЛГ-Ф-Э массой около 1,5 т.
Борис Обносов также упомянул о завершении испытаний новых управляемых бомб УПАБ калибра 500 и 1500 кг. Они также были представлены публике на авиасалоне МАКС-2019 в Жуковском.
УПАБ-1500Б предназначена для поражения укреплённых наземных и надводных объектов. Масса боеприпаса составляет 1525 кг, длина — 5 м, диаметр — 0,4 м, вес боевой части — 1010 кг. Бомба может сбрасываться с высоты до 15 км и преодолевать расстояние до цели 50 км. Отклонение от поражаемого объекта не превышает 10 м.
Также по теме
«Весомое преимущество»: российская армия получила первые комплексы артиллерийской разведки «Пенициллин»
Первая партия новейших комплексов артиллерийской разведки АЗТК 1Б75 «Пенициллин» поступила на вооружение российской армии. Об этом…
УПАБ-500Б представляет собой уменьшенную версию, которая используется для уничтожения вооружения и военной техники противника, а также объектов армейской инфраструктуры. Масса боеприпаса — 505 кг, длина — 2,8 м, диаметр — 0,35 м, вес боевой части — 390 кг.
Бомба может сбрасываться с высоты до 14 км. Максимальная дальность применения УПАБ-500Б — 40 км, отклонение от цели — не более 10 м. Полёт боеприпаса корректируется с помощью крыльев в средней части корпуса и хвостовых рёбер.
Стоит отметить, что в России разрабатываются управляемые и корректируемые бомбы не только для самолётов фронтовой авиации, но и уменьшенные варианты для применения на БПЛА. Например, в календаре на 2021 год Минобороны продемонстрировало разведывательно-ударный БПЛА «Орион» с корректируемыми авиабомбами КАБ-20 массой 21 кг. Боеприпасы снаряжены осколочно-фугасной боевой частью, спутниковыми или лазерными системами наведения. Они способны уничтожать пехоту и легкобронированную технику.
На международном военно-техническом форуме «Армия-2020» «Орион» был представлен с управляемой планирующей авиационной бомбой УПАБ-50 и корректируемой малогабаритной бомбой КАБ-50.
Номенклатура средств доставки для новых корректируемых бомб относительно широкая, отметил Юрий Кнутов в беседе с RT.
Как отметил в комментарии RT военный эксперт Алексей Леонков, планирующие боеприпасы, в отличие от авиационных бомб свободного падения, преодолевают большее расстояние до цели.
«Такого рода боеприпасы оснащаются специальными системами управления, а также системами, которые корректируют наведение на цель, благодаря чему полёт к цели может выполняться как под управлением оператора, так и самостоятельно, если координаты цели известны. Подобные боеприпасы используются в тех фазах боевого конфликта, где, например, присутствует мощная организация систем противовоздушной обороны. Благодаря им летательные аппараты и пилоты остаются целыми и невредимыми, поскольку для сбрасывания не требуется входить в воздушное пространство противника», — подчеркнул эксперт.
При этом обычные боеприпасы свободного падения не будут списывать со счетов, так как планирующие всё же дороже в производстве, добавил Алексей Леонков.
«Это дополнительный вид вооружения, который расширит арсенал истребителей-бомбардировщиков и бомбардировщиков», — заключил эксперт.
Двигатель
По разным причинам на несколько моделей управляемых бомб были установлены ракетные ускорители. Кроме того, что ускорители позволяют увеличить дальность подобного вооружения, которая может достигать 100 км при сбросе с больших высот, они позволяют запускать управляемые бомбы либо с легких реактивных самолетов (даже с самолетов изначально разработанных как учебно-тренировочные), либо с более низких высот.
При этом авиабомба с реактивными ускорителями на борту может совершать набор высоты по крутой траектории, например, для дальнейшего почти вертикального пикирования, позволяющего минимизировать косвенный ущерб. Это, впрочем, определяет очень высокую точность работы не только касательно головки самонаведения (ГСН), но также управляющих аэродинамических поверхностей, которые должны мгновенно реагировать на корректирующие команды от ГСН. В настоящее время вооружение этого типа, как например модульная система наведения AASM от компании Sagem в режиме крутого пикирования, достигло метровой точности.
Система Umbani от Denel первоначально предлагалась с ракетным ускорителем, однако компания Denel не смогли подтвердить продолжаются ли работы по ней. Подобная разработка кажется маловероятной в связи с появлением нового комплекта Al Tariq от компании Tawazun.
Ранее уже был упомянут комплект PGM от MBDA и его использование для вооружения истребителей Mirage 2000-9 эмиратских ВВС. Однако позднее с его закупкой возникли определенные сложности. Но ничто так не подвигает и не стимулирует страну на разработку своего собственного варианта вооружения и его совершенствование, как лишение ее возможности использовать его в своих собственных интересах. Эмираты совместно со своей компанией Tawazun Dynamics и южноафриканской Denel вышли на рынок с системой AL Tariq в двух вариантах. Один – более традиционной схемы как у Paveway, а второй с надфюзеляжными раскладывающимися крыльями для увеличения дальности (см. первое фото). По правде говоря, комплект Al Tariq очень похож на серийный вариант системы Urnbani. Более простой из двух вариантов был продемонстрирован в Южной Африке в апреле 2015 года; сброшенная с самолета Hawk авиабомба с этим комплектом поразила цель с впечатляющей точностью.
Система Umbani, базирующаяся на авиабомбе Mk84 и впервые представленная компанией Denel в 2004 году, послужила в качестве основы для разработки Al Tariq
На фото представлены два из трех вариантов AASM. На переднем плане с лазерной ГСН, а сразу за ней с системой инерциального и GPS-наведения (на заднем плане бомба Paveway II). Третий вариант AASM оснащен инфракрасной ГСН и напоминает своей стеклянной сферой вариант с лазерной ГСН
В управляемом полёте
Фугасные авиационные бомбы (ФАБ), осколочно-фугасные (ОФБ), бетонобойные (БетАБ), бронебойные (БрАБ) относят к свободнопадающим авиабомбам. Для их применения бомбардировщик должен подойти к цели, и возникают трудности, которые, впрочем, преодолимы – сначала из строя выводятся системы ПВО противника, и только потом наносится бомбовый удар.
wikipedia.org/Vitaly V. Kuzmin
Корректируемая авиационная бомба КАБ-500Л с лазерной головкой наведения.
Оснащённая лазерной головкой самонаведения КАБ-500Л наводится на цель по отражённому лазерному излучению системы лазерного целеуказания. Её основное предназначение – поражение наземных и надводных стационарных целей. Лазерная система наведения позволяет поражать движущиеся цели, но требует наличия на самолёте оборудования «захвата цели» с непрерывной подсветкой лазером.
Свои особенности в применении имеет КАБ-500Кр с телевизионным каналом управления. Способная поражать неподвижные наземные и надводные малоразмерные прочные цели типа железобетонных укрытий, взлётно-посадочных полос, железнодорожных и шоссейных мостов, военно-промышленных объектов, кораблей и транспортных судов, бомба «видит» и замаскированные цели. И такой важный момент: КАБ-500Кр способна «запоминать» местонахождение цели и корректировать полёт до момента поражения, что соответствует принципу «выстрелил-забыл».
Отметим, что эти бомбы прошли испытания не только в полигонных условиях. Российские ВКС несколько раз применяли корректируемые бомбы в Сирии. Так, только за первый месяц операции лётчики на истребителях-бомбардировщиках Су-34 уничтожили, используя КАБ, более 200 боевиков и несколько полевых штабов.
«Доказали высокую эффективность»
УПАБ-1500Б предназначена для поражения укреплённых наземных и надводных объектов. Масса боеприпаса составляет 1525 кг, длина — 5 м, диаметр — 0,4 м, вес боевой части — 1010 кг. Бомба может сбрасываться с высоты до 15 км и преодолевать расстояние до цели 50 км. Отклонение от поражаемого объекта не превышает 10 м.
В оборудование образца УПАБ-1500Б, который пойдёт на экспорт, входят приёмник спутниковой навигации, источник электропитания (тепловые батареи), фугасная бетонобойная боевая часть, контактное взрывательное устройство с тремя видами замедления, а также система управления (инерциальный комплекс, рулевой газовый привод и воздушный баллон).
УПАБ-500Б представляет собой уменьшенную версию 1500-килограммового «родственника». Бомба используется для уничтожения вооружения и военной техники противника, а также объектов армейской инфраструктуры. Масса боеприпаса — 505 кг, длина — 2,8 м, диаметр — 0,35 м, вес боевой части — 390 кг.
Бомба может сбрасываться с высоты до 14 км. Максимальная дальность применения УПАБ-500Б — 40 км, отклонение от цели — не более 10 м. Полёт боеприпаса корректируется с помощью крыльев в средней части корпуса и хвостовых рёбер.
В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев заявил, что в последние годы в России активно совершенствуются корректируемые (управляемые) авиационные бомбы, постепенно вытесняя свободнопадающие (неуправляемые) аналоги. Оба типа боеприпасов использовались в сирийской кампании.
«Опыт боевого применения позволил Минобороны и конструкторам определиться с дальнейшими направлениями развития авиационных средств поражения. Корректируемые планирующие боеприпасы доказали свою высокую эффективность. Свободнопадающие бомбы, наверное, не уйдут в прошлое, но вкладывать деньги в их модернизацию особого смысла нет», — сказал Корнев.
Эксперт пояснил, что сброс планирующего боеприпаса, как правило, производят вне зоны действия войсковой ПВО противника. При этом метание свободнопадающих бомб происходит либо над объектом поражения, либо путём кабрирования — специального манёвра, который позволяет лётчику сбрасывать боеприпасы на дальности до 15 км от цели.
По некоторым характеристикам корректируемая бомба превосходит не только свободнопадающего собрата, но и крылатую ракету класса «воздух — поверхность».
Планирующий боеприпас стоит намного дешевле и обладает более мощной боевой частью, чем ракета «воздух — поверхность». По словам Корнева, пуск одной крылатой ракеты может обойтись бюджету в сотни тысяч долларов из-за наличия реактивного двигателя и высокотехнологичной аппаратуры. При этом корректируемая авиабомба лишена сложных агрегатов и систем.
«Авиационная крылатая ракета необходима для поражения объектов, защищённых самыми современными средствами ПВО, включая комплексы дальнего радиуса действия. Во всех остальных случаях допустимо использовать авиабомбы. Это недорого, надёжно, эффективно и безопасно для экипажей ВКС. Неразумно, если цена боеприпаса превышает стоимость поражаемого объекта», — подчеркнул Корнев.
УПАБ-1500Б и УПАБ-500Б — не единственные отечественные корректируемые боеприпасы нового поколения. В июне 2019 года на форуме «Армия-2019» концерн «Техмаш» представил широкой публике ПБК-500У СПБЭ-К «Дрель». Боеприпас должен быть принят на вооружение до конца 2019 года. Масса бомбы составляет 540 кг, длина — 3,1 м, отклонение от цели — не более 3—5 м.
«В мире аналогов нет. Бомба без двигателя. Дальность при отходе от носителя — за 30 км. То есть самолёт не входит в зону поражения ПВО, сбрасывает изделие, и оно самостоятельно находит цель. Навигация осуществляется с помощью ГЛОНАСС», — рассказал ранее журналистам генеральный директор НПО «Базальт» (входит в концерн «Техмаш») Владимир Порхачёв.
Помимо навигационной системы «Дрель» может использовать лазерное и телевизионное наведение. Бомба может применяться почти всеми боевыми самолётами воздушно-космических сил, включая дальние и стратегические бомбардировщики.
«Дрель» против «Абрамсов» и «Леопардов»
Официальные источники в российском ОПК сообщили, что в ближайшее время в российские ВКС должны поступить новейшие управляемые планирующие авиабомбы (УПАБ), которые могут сбрасываться с высоты до 15 км и поражать цели на расстоянии 50 км. Одной из таких новинок является ПТАБ «Дрель» – планирующая авиабомба, предназначенная для уничтожения танков, наземных РЛС и средств ПВО.
topwar.ru
Планирующая авиационная бомба «Дрель».
При этом специалисты утверждают, что высокоточную «Дрель» можно запрограммировать на конкретные цели – бронетехнику, ракетные и артиллерийские установки и т.д., что полностью исключит наведение на гражданские объекты
Это очень важно, поскольку с мирным украинским населением Россия не воюет
ЗАБ-500 500 кг
Зажигательная авиабомба ЗАБ-500Ш, калибра 500 кг, предназначена для поражения огнем боевой техники (самолеты на открытых стоянках, автомашины, РЛС), открытых складов боеприпасов, складов ГСМ, строений с легкими перекрытиями и т.п., а также живой силы в любое время года при температурах окружающего воздуха не ниже -25 0С и наличии снежного покрова до 20 см.
ЗАБ-500Ш может применяться с высот от 50 м и выше. Она наиболее эффективна при применении с высот до 500 м в сухое время года при положительной температуре окружающего воздуха.
Авиабомба может применяться с горизонтального полета, пикирования и кабрирования самолета. При установке времени дальнего взведения взрывателя 1,5 с обеспечивается безотказное действие зажигательной авиабомбы при бомбометании с высот от 50 До 1000 м и безопасность самолета-носителя от поражения осколками сброшенной авиабомбы яри скорости горизонтального полета самолета не менее 700 км/ч.
История рождения
Пока авиация находилась в зачаточном состоянии несмышленого младенца, в качестве бортового вооружения бомбера в ход шло все, начиная от ручных гранат и заканчивая пакетами кованых стальных стрел.
Флешетта – именно с этих небольших кованых дротиков, размером с карандаш, началась история современного авиационного вооружения
Однако по мере взросления самолета, более взрослым становилось и его вооружение. Не стояла на месте и пехота — она все глубже и глубже вгрызалась в землю, накрывая коммуникации, склады и огневые точки мощным колпаком крепкого бетона, недоступного для поражения стандартными средствами. С этим нужно было что-то делать, и сделали.
У нас
Первые серьезные проблемы у тогдашней Красной Армии возникли во время Зимней войны с финнами. Тогда «несокрушимая и легендарная» плотно уперлась в добротные фортификации линии Маннергейма, и смогла их прорвать, лишь плотно засыпав рвы и траншеи телами солдат.
Взять линию технично и с более-менее приличными потерями, грамотно используя лишь технику, тактику и вооружение, не получилось. В частности, из-за отсутствия специальных авиационных боеприпасов, предназначенных для сокрушения железобетона, массово применявшегося в финских фортификациях.
Долговременные огневые точки линии Маннергейма, сделанные по всем правилам военной фортификации, и в наше время поражают воображение своей мощью и основательностью
По результатам зимней кампании в финских лесах и болотах в 1940 году из недр Государственного Специализированного Конструкторского Бюро, ГСКБ – 47 появляется изделие БетАБ-150 ДС, первая отечественная бетонобойная бомба.
Дальний бомбардировщик Ильюшина Ил-4, достаточно заурядная во всех отношениях машина, предназначалась для поражения хорошо защищенных целей и была основным носителем БетАБ-150ДС
Судя по отчетам государственных испытаний, боеприпас имел глубину проникновения по скальному целику порядка 1600 мм и удовлетворительное фугасное действие. Запреградное действие, по всей видимости, было настолько удовлетворительным, что сразу после войны, используя наработки военных специалистов Третьего Рейха, отечественная промышленность смогла в ускоренном порядке разработать, испытать и принять на вооружение специализированные бетонобойные боеприпасы, ряд которых остается на вооружении и по сей день.
И у них
Англо-американские союзники так же столкнулись с необходимостью уверенного разрушения железобетонных сооружений, но в несколько других условиях. Практически весь 1942 год на Западном фронте прошел под знаком войны за Атлантику.
Именно в холодных и суровых водах северной части Атлантического океана проходили основные трансконтинентальные коммуникации соединяющие Америку и Старый Свет. Именно там, немецкие подводные лодки остервенело трепали конвои союзников, сбившись в злобные «волчьи стаи».
Объединенные силы союзников попробовали решить проблему кардинально – разорив само осиное гнездо, место базирования подводных сил Кригсмарине в балтийском Киле.
Примерно такой общий вид и конструкцию имели укрытия германских подлодок на Балтике
Сама база была соединена с открытым морем длинным и узким каналом и была надежно прикрыта с моря, как флотом, так и береговой артиллерией. А лазейка в воздухе оставалась.
Правда сами лодки адмирала Деница были надежно укрыты в железобетонных ангарах, вот эти ангары, а заодно и их обитателей было решено основательно пощупать. В качестве инструмента предполагалось использовать специально разработанную 5-ти тонную бомбу «Верзила» и 10-ти тонную «Большая хлопушка».
Существует легенда, что первый экземпляр новейшей британской пятитонной бетонобойной бомбы конструктор Уоллес собирал своими руками
Расшифровка названия
Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ
-250М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-250 М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250М-46 — модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-270 , ФАБ-1500-2600 ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500Т — термостойкая, ФАБ-1500-2600ТС — толстостенная, ФАБ-100сч — сталистый чугун, ФАБ-1000сл — стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500С-Э — экспортная).
Типы бомб
Основного назначения
| Вспомогательные и специальные
|
История создания и дальнейшего развития
Разработана в 1933 году в «Спецтехбюро» как ОАБ-8 (индекс Артиллерийского Управления РККА — 55-О-182; в конце 1940 года переименована в АО-10). Бомба изготовлялась из стальных корпусов осколочно-фугасных «дальнобойных» 76,2- артиллерийских снарядов. Принята на вооружение и запущена в серийное производство в том же году. В результатье испытаний (итоги которых были оценены как «положительные») на вооружение были приняты авиабомбы АО-8м4 первого варианта
(с перьевыми стабилизаторами) ивторого варианта (с коробчатыми стабилизаторами). В конце 1939 года на вооружение поступили авиабомбы АО-8м5 — те же АО-8м4, но модернизированные под использование штатных авиационных бомбовых взрывателей для малокалиберных авиабомб АГМ-1, вместо прежде используемых специально разработанных для АО-8 взрывателей АГМ-3.
В 1940 году Государственным Союзным Конструкторским Бюро № 47 (ГСКБ-47 — ныне Акционерное общество «Научно-производственное объединение «Базальт» (АО «НПО «Базальт») Государственной Корпорации «Ростех») была создана 8-кг осколочная авиабомба, выделываемая из 76,2-мм осколочно-фугасных снарядов «недальнобойной» (для полковых и горных пушек) аэродинамической формы. Эти авиабомбы были приняты на вооружение в начале 1940 года под маркой АО-8м6-бис (индекс ГАУ Народного комиссариата обороны Союза ССР — 7-О-182Б). В конце того же года бомбу переименовали в АО-10-6,5-бис в связи с принятием новых стандартов обозначения боеприпасов.
В начале 1941 года было решено переделывать в осколочные авиабомбы 76,2-мм артиллерийские снаряды не только со стальными корпусами, но и с корпусами из сталистого чугуна. Бомбы, переделанные из таких снарядов, пошли в серию как АО-8м6сч. Однако осколочное действие АО-8м6сч существенно уменьшилось по сравнению со стальными авиабомбами того же калибра. В 1941 году авиабомбы АО-8м6сч были переименованы (по указанным выше причинам) в АО-10-6,5сч. С конца года они выпускались с новым перьевым стабилизатором, оснащённым тормозным диском на конце (что позволило несколько уменьшить — c 591—604 мм до 465,6 — 478 мм — общую длину авиабомбы, предназначенной в основном для снаряжения ротативно-рассеивающих авиационных бомб — РРАБ; по современной классификации авиационных бомб — это противопехотная кассетная авиабомба).
В качестве курьёза можно отметить, что в марте 1940 года на заводе № 12 имени Серго Орджоникидзе Народного комиссариата боеприпасов Союза ССР 12 тысяч корпусов авиабомб АО-8 из сталистого чугуна по ошибке снарядили так называемой «французской смесью». Испытания бомб из этой партии в НИИ-6 Наркомата боеприпасов показали полное отсутствие осколочного поля при их взрыве: сталистый чугун просто крошился в пыль, а единственным «осколком» был стальной стабилизатор авиабомбы. Тем не менее, Главное Управление ВВС РККА приняло эту партию авиабомб на вооружение (они, таким образом, стали самыми маленькими фугасными авиабомбами в истории).
Мала бомба, да умна сетевыми возможностями
Работы над новыми, более совершенными изделиями ведутся и в США. В частности, над высокоточной бомбой малого диаметра GBU-53/B Storm Breaker II (SDB II).
УАБ длиной 69 дюймов (один дюйм равен 2,54 см), диаметром 6-7 дюймов весит 204 фунта (один фунт равен 0,45 кг) и несёт боеголовку весом 105 фунтов. Благодаря использованию комбинации активного радиолокационного самонаведения на миллиметровых волнах, полуактивного лазерного наведения, инфракрасного самонаведения, инерциального наведения с GPS и канала передачи данных, бомба поражает стационарные цели на расстоянии 69 миль и движущиеся – на расстоянии 45 миль.
rtx.com
Высокоточная бомба малого диаметра GBU-53/B Storm Breaker II (SDB II).
Это, безусловно, умное оружие. Бомба невелика по размерам, но комбинация его точностных характеристик, заряда, замедленного интеллектуального взрывателя способна уничтожить даже танк.
Высокоточный боеприпас GBU-53/B применяется только с F-15E. Но результаты недавних лётных испытаний помогут использовать на платформах F/A-18E/F и, затем, на платформах пятого поколения F-35.
Заявила о себе эмиратская компания AlTariq. Она интегрировала комплект наведения дальнего действия в 1000-фунтовую бомбу Mk 83 с низким аэродинамическим сопротивлением. Это обеспечивает бомбе самую большую дальность в своём роде в мире – 120 км.
defensenews.com/Agnes Helou
Эмиратская компания Al Tariq интегрировала комплект наведения дальнего действия в 1000-фунтовую бомбу Mk 83.
В комплект бомбы также входит новый датчик регулирования высоты подрыва БЧ для нейтрализации, в частности, радиолокационных станций ПВО и ПРО.
На завершающей стадии интеграции в оружие находится недавно разработанная 500-фунтовая боеголовка проникающего действия. Она предназначена для поражения укреплённых целей, например, подземных бункеров.
Разработчики бомбового вооружения, как правило, думают «на будущее», в контексте оснащения их детищ ядерными зарядами. В конце прошлого года два отработали нанесение ударов авиационными бомбами B61-12 без ядерных зарядов. Но B61-12 могут нести тактическое ядерное оружие нового поколения. По последним сведениям, использовался так называемый разновысотный вариант применения этих авиабомб. Максимальная высота, с которой осуществлялся сброс, составляла 7600 метров.
Такие испытания негативно прокомментировали, например, в Минобороны Китая, указав на то, что применение тактического ядерного оружия может поставить мир на грань крупномасштабной ядерной войны.
Испытания планеров
Были также разработаны имевшие конфигурацию биплана увеличенные планеры, значительно возросшая площадь крыла которых позволяла нести более тяжелую полезную нагрузку
Особое внимание было уделено сбросу стандартной 1600 фунтовой (725,76 кг) торпеды ВМФ по как можно более пологой траектории на самой низкой высоте почту у самого уреза воды. Летные испытания проводились на канале Шпрее, который граничил с построенной компанией SSW для испытаний специально разработанной рельсовой направляющей
другой 660-фунтовый планер Сименса с обтекаемым поулмонококовым фанерным фюзеляжем, ограждающим деревянный макет торпеды, вероятно Ютеборг. Еще один планер расположен на заднем плане
Летом 1916 успех был, наконец, достигнут с активацией разъединения и выбросом макета торпеды незадолго до удара сцепной массы планера о поверхность. Именно в этот период в Потсдаме планеры сбрасывались с дирижабля Parseval PL 25, некоторые из которых были точно направлены на 15-ярдовый (13,716 м) целеуказатель. До конца 1916 года было запущено более 60 экспериментальных планеров, причем некоторые из них летали неоднократно.
Рождение «полета по проводам»***
С самого начала, кабель управления с электрически передаваемыми импульсами был более предпочтительным по сравнению радиоуправлением. Последнее считалось непрактичным, хотя опыты с большими лодками, за которыми внимательно наблюдали члены проектной группы Сименса, были успешно осуществлены Кристианом Виртом (Christian Wirth) на озере Ванзее под Берлином. К 1915 году летали несколько управляемых по проводам масштабных моделей планеров с управлением рулей высоты и направления при помощи работающих от батареек сервомоторов. После управляющего импульса руль направления автоматически возвращался в нейтральное положение, тогда как рули направления как правило регулируемые по 2° вверх и вниз удерживались в том же положении, пока от оператора не приходила другая команда. Элероны устанавливались редко.
Начальные испытания проводились с башни кайзера Вильгельма на реке Ха́фель (Havel), затем с крыши принадлежавшего Сименсу эллинга для дирижабля, за которыми последовали сбросы с привязных аэростатов в Тигеле (Tegel) под Берлином, в ходе которых были сделаны несколько контролируемых полетов длиной более двух миль.
на полу ангара дирижабля аккуратно выстроены шесть планирующих управляемых авиабомб SSW «Type 1b»; на переднем плане один экземпляр SSW «Type 1с» с фанерным фюзеляжем
Небольшие планеры были просты и дешевы в производстве. Построенные обычным способом — деревянный каркас с полотняной обшивкой и покрытием из аэролака — ранние конструкции имели удивительно современный внешний вид. Читатели определенного возраста, которые в молодости строили модели планеров KeilKraft-а с коробчатыми фюзеляжами, стабилизаторами с плоским сечением, крыльями с плечевым упором и большим поперечным V для повышения устойчивости немедленно признают этот тип модели.
В 1915 году было испытано множество разнообразных конструкций. Несколько прототипов было запущено с моноплана Bulldog конструкции Виллехада Форссмана (Villehad Forssman), другие с полужесткого дирижабля Парсеваля (Parseval). На верхнюю часть фюзеляжа планеров устанавливались катушки с длиной кабеля достаточной для длительных полетов. Направляющие кабели имели толщину 0,049″ (1,245 мм) с тремя изолированными эмалированными проводами из медной проволоки диаметром 0,008″ (0,203 мм). Основного кабель имел сопротивление разрыву 66 фунтов (29,938 кг) и весил 8,2 фнт/миль (2,312 кг/км). На более поздних конструкциях длина кабеля была существенно увеличена (по словам одного источника — до десяти миль (16 км)).
Добрый доктор
Сегодня управляемое оружие воздушного базирования является одной из основ военно-воздушных сил и хотя в 1943 году оно считалась революционной, фактически, эта смертельная концепция была реализована за 30 лет до этого.
хотя Вильгельм фон Сименс более известен серией самолетов R-класса и превосходным истребителем D.IV, в историю он войдет как отец управляемых бомб
Siemens Schuckert Werke (SSW) была одной из компаний второго ряда немецкой авиапромышленности времен Первой Мировой войны, но, тем не менее, она оставила свой след в истории с несколькими выдающимися проектами. Компани Siemens разработала первый в мире трехдвигательный бомбардировщик R.I и продолжала развивать серию постоянно увеличивавшихся самолетов R-класса, кульминацией которой стал R.VIII 1918 года. Компания также разработала превосходный истребитель-биплан D.IV, который по мнению многих фронтовых летчиков-истребителей превосходил любой сравнимый с ним истребитель тех лет. Были также необычные дистанционно управляемые летающие бомбы — детище доктора Вильгельма фон Сименса (Dr Wilhelm von Siemens).
В течение 1913 года Сименс разрабатывал различные идеи для оружия воздушного базирования, которое с высокой степенью точности могло быть использовано против военных кораблей. Он боролся с множеством проблем, некоторые из которых, казалось, были неразрешимыми до объявления войны в августе 1914 года, давшего толчок к активизации исследований. Благодаря квалифицированной помощи ведущих инженеров и техников SSW Дитциуса (Dietzius), Дорнье, Вольффа (Wolff), Франке (Franke) и Наталиса (Natalis) проектные работы над серией планирующих управляемых авиабомб набирали обороты, и первые эксперименты были обнадеживающими.