14Ф142 Тундра

Модификация орбитальных параметров для территории России

В работе рассматривалась подобная модификация. Однако приведенные там начальные условия требуют уточнения, для того чтобы обеспечить долговременную стабильность орбитальной группировки. Такой же вывод можно сделать и относительно элементов орбиты, приведенных в .

Принимая во внимание результаты, полученные при анализе стабильности орбиты спутников Sirius-1/2/3, и учитывая, что изменение большой полуоси орбиты и географической долготы оси симметрии трасс подспутниковых точек в основном связано с резонансными возмущениями от секториальных гармоник разложения гравитационного поля Земли порядка 2 и степени 2 (C22, S22), а также то, что изменения эксцентриситета, аргумента перигея, угла наклонения и восходящего узла орбиты обусловлены возмущениями от Луны и Солнца, в качестве первого варианта рассматривалась группа начальных условий табл. 1 и 2, обеспечивающая положение оси симметрии трассы подспутниковых точек на долготе около 95 град

в.д.

Гринвичская долгота восходящего узла для КА 101, 201 и 301 равна 127,57 град. Результат расчета движения трасс подспутниковых точек для начала модельного интервала приведен на рис. 3.

Географическая долгота оси симметрии трассы на поверхности Земли около 95 град. в.д. Для момента прохождения апогея и зоны видимости КА с Земли под углом 10 град. абонент может иметь неподвижную антенну с шириной диаграммы направленности 25 град. При этом наклонная дальность до границы зоны 52 070,8 км. Высота полета КА в этот момент 47 175 км.

Для проверки долговременной стабильности орбитальной группировки использовалась численная методика прогнозирования движения КА, учитывающая несферичность гравитационного потенциала Земли и возмущения, обусловленные притяжением Луны и Солнца. Особенности численного метода изложены в работе и позволяют проводить прогноз движения КА на длительные интервалы времени с высокой точностью.

В результате получено, что изменение большой полуоси орбиты и географической долготы в основном связано с резонансными возмущениями от секториальных гармоник разложения гравитационного поля Земли порядка 2 и степени 2 – C22, S22. Изменения эксцентриситета, аргумента перигея, угла наклонения и восходящего узла орбиты обусловлены возмущениями от Луны и Солнца, и их изменение во времени приведено на рис. 4, 5 и 6 (географическая долгота относительно гринвичского меридиана в момент пересечения восходящего узла орбиты) для интервала 4 года.

Как следует из этих результатов моделирования, на интервале времени порядка года отличия мгновенных значений элементов орбиты от номинальных уже становятся существенными. Для поддержания системы в рабочем состоянии необходимо выполнять регулярную коррекцию параметров орбиты примерно один раз в 6 месяцев.

Для периода времени 7 месяцев на рис. 5 показана картина наложения трасс подспутниковых точек, дающая представление о степени пространственной нестабильности на таком интервале времени.

Результаты расчетов показывают, что более стабильную орбитальную группировку можно было бы получить, если бы ось симметрии трасс подспутниковых точек находилась в области 75 град. в.д. При таком расположении в меньшей степени сказывается резонансное влияние возмущений от секториальных гармоник разложения гравитационного поля Земли порядка 2 и степени 2 – C22, S22. Однако такое расположение оси симметрии трассы подспутниковых точек сместит гарантированную зону обслуживания системы в сторону стран Центральной Европы.

Чтобы получить представление о влиянии этой нестабильности на условия работы земных станций, был рассмотрен вариант наблюдения за космическими аппаратами земной станцией (ЗС), расположенной в точке с координатами 32 град. в.д. и 58 град. с.ш. Расположение ЗС выбрано исходя из требования нахождения ее вблизи края гарантированной рабочей зоны обслуживания. Для оценки влияния нестабильности орбитальной группировки была построена проекция трасс КА (рис. 8) в системе координат “угол места/азимут ЗС” для интервала времени 7 мес.

Черная кривая на рис. 6 показывает проекцию геостационарной орбиты в систему координат ЗС. Красным контуром показана ориентация главного лепестка диаграммы направленности антенны ЗС, имеющей ширину 25 град. Таким образом, можно считать, что в случае земной станции с неподвижно ориентированной антенной с диаграммой направленности 25 град. для КА, летящих без коррекции в течение семи месяцев, рабочий участок траектории будет в пределах ее ширины диаграммы направленности. При этом усиление такой антенны составит не менее 16 дБ.

Назначение

Аппараты «Тундра» должны заменить спутники системы «ОКО-1» (геостационарные 71Х6 и высокоэллиптические 73Д6), которая была способна только засечь факел стартующей баллистической ракеты — определение траектории ложилось на наземные службы СПРН, что значительно увеличивало время, необходимое для сбора информации. Система «Тундра» сама определяет параметры баллистической траектории ракеты и вероятный район поражения. Кроме того, «Тундра» будет фиксировать пуски и траектории не только баллистических, но и, например, ракет, запущенных с подводных лодок. Указывается, что это «аппараты пятого поколения».

На спутнике установлена система боевого управления, то есть через спутник можно отдавать сигнал о нанесении ответного удара.

Специальные самолеты

К специальной авиации относят:

  • заправщики ИЛ-78;
  • самолеты радиолакационной службы А-50;
  • разведчики Ту-214;
  • самолеты наблюдения Ан-30.

Заправщики ИЛ-78 (Ил-78М) способны осуществлять заправку других летательных аппаратов в воздухе. Ил-78М перевозит до 35 тонн топлива при дальности полета 4000 км, а при дальности полета 1800 км он способен перевезти до 65 тонн топлива.

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 применяется для обнаружения летательных аппаратов и кораблей противника, передачи сведений командным центрам, наведения на цели самолетов. Все авиакомплексы базируются на аэродроме Северный в г. Иваново. Постоянно выполняют боевые задачи 10 самолетов (из них 4 модернизированы до А-50У).

Самолет разведки Ту-214. Самолет оснащен радиокомплексом с радиолокационными станциями бокового и кругового обзора, а также системой оптико-электронного наблюдения «Фракция». Первые самолеты переданы авиации в 2021 году, построено 4 разведчика Ту-214Р и Ту-214ОН.

Самолет воздушного наблюдения и фотосъемки Ан-30 был создан для обнаружения замаскированных целей, фотографирования районов военных действий, инфраструктуры. Развитие спутниковых технологий слежения и высокая уязвимость Ан-30 от средств ПВО противника приводят к тому, что он постепенно выводится из эксплуатации. Сейчас в ВКС числится менее 10 самолетов этого типа.

Флаг воздушно-космических сил

Подразделения российской армии, которые защищают страну от атак с воздуха, имеют собственный флаг, который утвержден Министерством обороны 1 августа 2015 года, в год объединения ВВС и Космических сил. Поэтому в знамени содержатся элементы обоих подразделений.

Основные части гербового элемента:

  1. Голубой фон. Заимствован у ВВС и КС. Голубой – традиционный цвет космических войск, однако является знаковым и для воздушных. Однако больше присущ ВВС синий.
  2. Золотые лучи. На флаге их 14, они равномерно распределены по полотну. Центр, место где скрещивают лучи – малая эмблема ВКС. Широкие стороны лучей занимают одну двенадцатую часть кромки (каждый).
  3. Малая эмблема. Является упрощенным вариантом средней. Центральная ее часть – восьмиконечная звезда золотого цвета. Это символика, которая со времен СССР ставится на космические аппараты. При этом звезда напоминает пропеллер, присущий ВВС. От звезды отходят два золотых крыла – знак скорости и полета.
  4. Два элемента зенитной установки по бокам от «пропеллера». Символизируют защиту от атак с воздуха, которую обеспечивают обновленные войска.

Узнай: Какие воинские звания были в армии СССР до 1943 года Лучи распределены по фону таким образом, что четыре из них располагаются перпендикулярно кромке, еще 4 идут в углы флага. Оставшиеся 4 луча равномерно распределены между ними. Соотношение голубой и золотой части на флаге примерно 1:1, если не учитывать эмблему посередине.

Если используется боевое знамя, то вместо малой эмблемы ставится средняя. На ней крылья заменены двуглавым орлом – символом России. При этом в когтях у птицы зенитная пушка и пропеллер. Поверх орла располагается щит с изображением Георгия Победоносца – красное поле с рыцарем, убивающим змея. Поверх всей композиции располагается корона.

Флаг двусторонний, официально выпускается в соотношении ширины и длины 2 к 3. Материал изготовления – полиэфирный шелк (как и при официальном производстве, так и при продаже качественных реплик). Флаг не изнашивается и не выцветает, не просвечивается.

Структура и решаемые задачи

Организационно ВКC России включают в себя три рода войск (сил):

  • Военно-воздушные силы;
  • Войска противовоздушной и противоракетной обороны;
  • Космические войска.

Задачи Вручение Боевого знамени Воздушно-космических сил. Москва, Кремль, 17 марта 2021 года

Воздушно-космические силы решают широкий спектр задач:

  • отражение агрессии в воздушно-космической сфере и защита от ударов средств воздушно-космического нападения противника пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, группировок войск (сил), административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны;
  • поражение объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения;
  • авиационное обеспечение боевых действий войск (сил) других видов и родов войск;
  • поражение головных частей баллистических ракет вероятного противника, атакующих важные государственные объекты;
  • обеспечение высших звеньев управления достоверной информацией об обнаружении стартов баллистических ракет и предупреждение о ракетном нападении;
  • наблюдение за космическими объектами и выявление угроз в адрес России в космосе и из космоса, а при необходимости — парирование таких угроз;
  • осуществление запусков космических аппаратов на орбиты, управление спутниковыми системами военного и двойного назначения в полёте и применение отдельных из них в интересах обеспечения войск необходимой информацией;
  • поддержание в установленном составе и готовности к применению спутниковых систем военного и двойного назначения, средств их запуска и управления и ряд других задач.

Ту-142 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Официально разработка предназначенного для ведения ПЛО самолета на базе машины Ту-95 началась в 1963 г. В основе самолета Ту-142 лежит планер Ту-95РТ, оснащенный системами поиска, сопровождения и уничтожения подводных целей. На новом самолете была установлена обладающая высокой точностью определения координат сложная навигационная аппаратура как часть системы расчета данных для наведения оружия. Прежние по пытки КБ Туполева создать противолодочный самолет на базе машины Ту-95ПЛО, предложенный в начале 1960-х гг. окончились неудачей только из-за отсутствия такой мощной системы обнаружения.

Учебно-тренировочные самолеты

Для подготовки курсантов, обучающихся пилотированию Ту-22М3 и Ту-160, применяется Ту-134УБЛ. Также на нем летают действующие пилоты, чтобы сократить выработку ресурса боевых самолетов. В строю и на хранении числится 33 машины.

Реактивный учебно-боевой самолет Як-130, способен нести до 3 тонн ракетного и бомбового вооружения. Производится с 2010 года, к началу августа 2021 года поставлено 106 самолетов.

В учебных частях продолжают нести службу самолеты L-39, созданных в Чехословакии в 1970-1980-е года. Командование ВКС предполагает, что все они будут заменены на Як-130, обладающий более высокими летными характеристиками.

Эксплуатация

Управление ведётся из Центрального командного пункта СПРН (Серпухов-15).

Список КА «Тундра» (14Ф142)
НазваниеДата запускаСтартовая площадка Ракета-носитель NSSDC ID SCNСтатусПримечания
Космос-2510 (ЕКС № 1) 17 ноября 2015, 9:34 МСК Плесецк, Пл. № 43/4 Союз-2.1б / Фрегатна орбите
Космос-2518 (ЕКС № 2) 25 мая 2017, 9:33 МСК Плесецк, Пл. № 43/4 Союз-2.1б / Фрегат-Мна орбите
Космос-2541 (ЕКС № 3) 26 сентября 2019, 10:46 МСК Плесецк, Пл. № 43/4 Союз-2.1б / Фрегат-Мна орбите
Космос-2546 (ЕКС № 4) 22 мая 2020, 10:31 МСК Плесецк, Пл. № 43/4 Союз-2.1б / Фрегат-Мна орбите
Космос-2552 (ЕКС № 5) 25 ноября 2021, 04:09 МСК Плесецк, Пл. № 43/4 Союз-2.1б / Фрегатна орбите

Разработка

Разрабатывался при участии центрального научно-исследовательского института «Комета» () и ракетно-космической корпорации «Энергия» (разработка платформы). Корпорация «Комета» (до мая 2012 года — ФГУП ЦНИИ «Комета») ранее занималась проектированием и разработкой комплекса противокосмической обороны, Космической системы раннего обнаружения стартов межконтинентальных баллистических ракет первого и второго поколения, а также космического эшелона СПРН (система ОКО).

В создании «Отсека А» и «Отсека Б» (оба составляют «модуль целевой аппаратуры» КА «Тундра») приняло непосредственное участие НПО имени С. А. Лавочкина, разработавшее элементы несущей конструкции (в частности, каркасы обоих отсеков, сотопанели с оборудованием и без), внутренней и внешней навески (приёмники, теплопроводы, радиаторы, остронаправленные антенны, направленные антенны), а также обеспечившее прочностные и динамические расчёты.

По информации газеты «Ведомости» Минобороны России имеет к «Энергии» претензий на сумму около 36 млрд руб. Они сформировалась в большей степени из-за срыва сроков разработки нового разгонного блока 14С48 (ОКР «Персей-КВ») для ракеты-носителя «Ангара-А5», а также из-за сложностей с развертыванием серийного производства спутников типа «Тундра» (изделие 14Ф142), входящих в Единую космическую систему обнаружения и боевого управления (ЕКСОиБУ).

Фронтовая авиация

Истребитель-бомбардировщик поколения «4++» Су-34. Боевые возможности самолета позволяют выполнять задания без сопровождения истребителями. Самолеты могут самостоятельно противостоять истребителям противника в маневренном бою, проводить штурмовые атаки, наносить удары по кораблям противника. Первые самолеты поступили в войска в 2014 года. По состоянию на август 2021 года в строю числится 109 единиц. Предполагается, что со временем этими самолетами будут заменены все бомбардировщики Су-24.

Всепогодный фронтовой бомбардировщик Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла. Самолет поступил на вооружение еще советских ВВС.

На вооружении остается по меньшей мере 130 бомбардировщиков, которые заменяются на Су-34. Планируется, что к 2021 году все самолеты будут выведены в резерв.

Штурмовик Су-25 предназначен для поддержки сухопутных войск над полем боя. Высокая защищенность позволяет выдерживать огневое воздействие переносных ракетных систем, малокалиберной ствольной зенитной артиллерии и стрелкового оружия противника. На 2021 год ВКС России имели 200 штурмовиков.

Тактико-технические характеристики Ту-142 МЗ

– Главный конструктор: Туполев- Первый полёт: 18 июня 1968 года- Начало эксплуатации: 15 ноября 1972 года- Годы производства: 1968 — 1994- Единиц произведено: ~ 100

Экипаж Ту-142

– 10 человек (командир, помощник командира, штурман корабля, штурман-навигатор, штурман-оператор, бортовой инженер, оператор бортовых средств связи, оператор РГП № 1, оператор РГП № 2, оператор кормовой огневой установки КОУ)

Размеры Ту-142

– Размах крыла: 50,2 м- Длина: 51,55 м- Высота: 14,7 м- Площадь крыла: 289,9 м²

Вес Ту-142

– Масса пустого самолёта: 93 891 кг- Масса максимальная взлётная: 185 т- Масса максимальная полётная (после дозаправки в воздухе): 187 т- Масса масса топлива: 83,9 т

Двигатель Ту-142

– Тип двигателя: турбовинтовой, с соосными винтами противоположного вращения АВ-60К- Модель: «НК-12МП»- Мощность: 4×11,19 МВт / 4×15 тыс. л. с.

Скорость Ту-142

– Максимальная скорость на высоте: 855 км/ч- Крейсерская скорость: 720 км/ч

Скорость взлета Ту-142

– 300 км/ч

Посадочная скорость Ту-142

– 270 км/ч

Практический потолок Ту-142

– 13 500 м

Боевой радиус 5200 кмДлина разбега: 2300 мЭксплуатационная перегрузка: 2,5 G

Вооружение Ту-142

– Средства поиска — радиогидробуи системы «Беркут» — РГБ-1, РГБ-2 (Ту-142 и Ту-142МЗ); радиогидробуи системы «Коршун» (Ту-142М и Ту-142МЗ) — РГБ-15, РГБ-16, РГБ-25, РГБ-26 (более совершенный аналог 25-го), РГБ-36 (только Ту-142МЗ), РГБ-55А, РГБ-75 и другие, общим количеством до 400 штук.

– Взрывные сбрасываемые источники звука (ВИЗ-ы): одиночный МГАБ-ОЗ, ленточный МГАБ-ЛЗ и спиральный МГАБ-СЗ.

– Средства поражения — торпеды АТ-1, АТ-1М, АТ-2, АТ-2М, УМГТ-1, противолодочные авиационные ракеты АПР-1, АПР-2, АПР-3 и Х-35.

– Противолодочные бомбы типа ПЛАБ-50 «Ласточка», ПЛАБ-250 «Скворец», практические бомбы УПЛАБ.

– Морские мины типа РМ-1, РМ-2, УДМ.

– Спасательные контейнеры типа КАС.

– Для обороны применяется стрелково-пушечная кормовая установка с двумя пушками АМ-23 или ГШ-23Л, а также комплекс средств радиопротиводействия и система отстрела тепловых ловушек ЛТЦ и полуволновых диполей ДО.

Об орбите “Тундра”

Идея использования синхронных наклонных орбит (период обращения равен солнечным суткам) для построения системы связи известна достаточно давно, но, видимо, впервые глубоко обсуждалась в 1985 г. , а в 1990-м был оформлен патент .

В представлены варианты и характеристики систем фиксированной спутниковой службы, использующих высокую околоземную орбиту, в том числе с орбитальным периодом 23 ч 56 мин. и наклонением, близким к орбите “Молния”, но более высоким апогеем. Сегодня такие орбиты в литературе обозначены как орбита “Тундра”. Орбитальная структура с таким периодом позволяет за счет подбора ее параметров реализовать конвейерное движение космических аппаратов (КА), то есть осуществляется синхронное вхождение нового КА в рабочую область с одновременным выходом из нее уже работавшего в этой области КА. Орбитальная структура типа “Тундра” имеет технико-экономические преимущества перед системами на основе спутников на ГСО не только в высоких широтах (обычно более 35 град.), но и в условиях городской застройки , поскольку позволяет обеспечить наблюдение КА с поверхности Земли при больших углах возвышения над горизонтом. Кроме того, в отмечаются достоинства орбиты “Тундра”, обусловленные тем, что она располагается выше радиационных поясов Земли. Это позволяет использовать радиационную защиту электронной аппаратуры, типичную для геостационарных КА со сроком службы 15 лет. Отметим, что орбиты типа “Молния” пересекают радиационные пояса Земли вследствие низкого перигея, что сокращает срок службы размещаемых на них КА (или требуется дополнительная защита от радиационного воздействия). Кроме того, можно отметить отсутствие атмосферного торможения и снижение влияния эффекта Доплера .

Системы, использующие орбиты “Молния” и “Тундра”, часто называют квазигеостационарными, поскольку они потенциально позволяют использовать недорогие неподвижные земные станции, оборудованные антенными системами с фиксированной ориентацией в пространстве. При этом диаграмма направленности антенны земного терминала должна быть такой, чтобы область пространства, в которой находится рабочий участок траекторий космических аппаратов, целиком содержалась в главном лепестке диаграммы направленности антенны . Чем меньше указанная область, тем более узкий луч можно использовать, следовательно, тем выше будет энергетика абонентской радиолинии.

В настоящее время рассматривается возможность построения системы связи в интересах РФ, которая будет использовать орбитальную структуру типа “Тундра” .

Поскольку первая подобная система была развернута в США и в настоящее время осуществляет цифровое радиовещание, представляет интерес провести ее анализ на предмет устойчивости орбитальной группировки и уточнения характера ее коррекции, чтобы предложить модификацию начальных условий для расчета движения КА, которые были бы оптимизированы для территории РФ. Также необходимо оценить улучшение энергетики абонентской радиолинии для орбитальной группировки, состоящей из четырех КА, обусловленное уменьшением пространственных размеров рабочего участка траектории, по сравнению с группировкой, содержащей три КА.

Авиация России

28 сентября 1961 года состоялся первый полёт первого опытного дальнего противолодочного самолёта Ил-38. Командовал экипажем заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.

Разработка самолёта началась в ответ на угрозу развертывания потенциальным противником в мировом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами.

18 июня 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о разработке на базе пассажирского Ил-18 самолёта противолодочной обороны дальнего действия Ил-38 с радиогидроаккустической системой «Беркут».

04 мая 1960 мая Главнокомандующим ВВС были утверждены тактико-технические требования к самолёту Ил-38: тактический радиус действия – 2 200 км, продолжительность патрулирования в районе поиска на высотах от 500 до 2000 м с нагрузкой 5 850 кг – не менее 3 часов, минимально допустимая индикаторная скорость полёта – 350 км/ч.

Первый полёт первого опытного Ил-38 состоялся 28 сентября 1961 года, на полгода раньше срока, предписанного правительственным постановлением.

9 апреля 1963 года под управлением ведущего лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина начался заводской этап государственных испытаний на базе Феодосийского филиала ГК НИИ ВВС – аэродроме Кировское. «Разработка самолёта Ил-38 с автоматизированной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины явилась первым опытом работы нашей промышленности по создания авиационных противолодочных комплексов, значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по борьбе с подводными лодками-ракетоносцами», — отмечалось в акте госиспытаний самолёта.

В декабре 1967 года был построен первый серийный Ил-38, с марта 1968 года началось освоение машины в войсках – первые Ил-38 поступили в 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия Северного флота, базирующийся на аэродроме Кипелово в Вологодской области. Командовал полком подполковник Виктор Потапов, в 1988-1994 гг. – командующий авиацией ВМФ, генерал-полковник авиации. Предполагается, что один из модернизируемых в настоящее время самолётов Ил-38Н будет назван его именем.

17 января 1969 года Ил-38 был официально принят на вооружение авиации ВМФ.

3 ноября 1971 года состоялось присуждение званий лауреатов Государственной премии за достижения в области точной механики и оптики – за дальний противолодочный самолёт Ил-38 – С.В. Ильюшину, А.И. Жуковскому, Д.И. Коклину, Я.А. Кутепову, А.В. Шапошникову.

Самолёты Ил-38 производились до 1972 года. Всего было выпущено 65 бортов для ВМФ СССР и ВМС Индии. Первый самолёт для индийских ВМС был передан 24 августа 1977 года.

В 2012-2015 гг. ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» выполнило государственный контракт на ремонт и серийную модернизацию первой партии противолодочных самолётов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России до уровня Ил-38Н. Всего по условиям контракта было модернизировано пять самолётов. С Министерством обороны Российской Федерации заключен новый контракт на модернизацию очередной партии противолодочных Ил-38.

Модернизация заключается в установке на самолёты новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», что значительно расширило объём решаемых самолётами задач и их боевые возможности. С помощью новой поисково-прицельной системы модернизированный самолёт может успешно решать задачи патрулирования, поиска и уничтожения подводных лодок с применением расширенной, по сравнению с базовым Ил-38, номенклатуры вооружений, радиоэлектронного наблюдения за надводными и воздушными целями, постановки минных заграждений, поиска и спасения людей на море, а также экологического мониторинга водной поверхности.

  • 29.12.2016 Выполнена серийная модернизация очередной партии противолодочных самолётов Ил-38Н
  • 19.01.2019 В «Ильюшине» назвали приоритеты 2021 года
  • 10.03.2016 Штурмовик Ил-2 — к очередной годовщине первого полёта первого серийного образца
  • 28.01.2021 История одного боевого вылета бомбардировщика Ил-4 в ходе Белостокской наступательной операции

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Ил-38Ил-38Н

Производство Ту-142

Исходя из внешней схожести Ту-142 и Ту-95РЦ, серийное производство развернули на авиазаводе №18 в г. Куйбышеве. Мощность завода в 1972 г. позволила выпустить 12 новых противолодочных самолетов. А если взять в целом, то этот завод предоставил ВМФ 18 Ту-142, включая три первых опытных машины. В ходе производственного процесса делались доработки, и вторая партия, которая на заводе №18 была представлена тремя самолетами, существенно отличалась от первой серии.

В 1973 г. изготовление Ту-142 было перенесено в г. Таганрог на авиазавод №86. Конструкторы этого предприятия тоже модернизировали конструкцию. В частности заменили опоры шасси с 12-колесных на стандартные 4-колесные от Ту-95, усовершенствовали кабину экипажа и провели еще некоторые работы по модернизации. Название самолета осталось прежним – Ту-142, но техническая документация сопутствовалась именованием изделия «ВПМ» – модернизированный «ВП».

Как оказалось, Таганрогский завод не был приспособлен к производству самолетов такого класса. Пришлось достраивать новые цеха и новую большую ВПП. Как результат, первая постройка Ту-142 на заводе №86 завершена только в 1975 г. Последняя модель Ту142М3 выпущена в 1994 г. За период серийного производства на Куйбышевском и Таганрогском заводах было построено около сотни самолетов Ту-142 различных модификаций.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий