Боеприпасы
К артсистемам Б-13 были разработаны следующие снаряды:
- Фугасный
- Ныряющий (для орудий с мелкой нарезкой)
- Осколочно-химический (с 18.04.1942)
- Осветительный (парашютный и беспарашютный)
- Дистанционная (зенитная) граната обр. 1928 года с механической трубкой ВМ-16 (взрыватель), весом 33,5 кг, длиной 5,0 клб, ВВ — 2,64 кг.
- Противорадиолокационный (с начала 1960-х годов)
- Зенитный снаряд ЗС-46Р с радиовзрывателем (с конца 1950-х годов)
Характеристики снарядов для 130/50-мм пушки Б-13 приведены в таблице.
Тип снаряда | № чертежа | Вес снаряда, кг | Длина, мм/клб | Вес ВВ, кг | Взрыватели |
Полубронебойный обр.1928 г. ПБ-46А | 2-02138 | 33,5 | 653/5,0 | 2,35 | MP, МРЗ |
Полубронебойный обр.1928 г. ПБ-46 | 2-918А | 33,4 | 630/4,82 | 1,67 | 2МР, 2МРЗ, 4МРЗ |
Фугасный обр.1928 г. Ф-46 | 2-01641 | 33,4 | 643/4,9 | 2,71 | 2МР |
Осколочно-фугасный обр.1928 г. ОФ-46 | 2-05339 | 33,4 | 675/5,15 | 3,58 | РГМ, РГМ-6, В-429 |
Осколочно-фугасный обр.1928 г. ОФ-46 | 2-05340 | 33,4 | 679/5,17 | 3,65 | РГМ, В-429 |
Осколочно-фугасный обр.1928 г. с переходной втулкой ОФУ-46 | 2-02742 | 34,17 | 656/5,0 | 2,7 | РГМ, РГМ-6, В-429 |
Дистанционная граната обр.1928 г. ЗС-46 | 2-02740 | 33,4 | 653/5,0 | 2,64 | ВМ-16 |
Дистанционная граната ЗС-46Р | 2-057456 | 33,8 | 631,8/4,9 | 2,12 | Радиовзрыватель «изделие 62» |
Ныряющий | 310 | 33,15 | 647/4,98 | 6,46 | НВ |
Ныряющий | 2-06140 | 32,67 | 656/5,05 | 6,5 | НВ-2 |
Осветительный беспарашютный СБ-46 | 2-07339 | 34,5 | 640/4,9 | 0,03 | МТ-6 |
Осветительный парашютный СП-46 | 2-019652 | 25,8 | 512/4,4 | 0,05 | ТМ-16 |
Противорадиолокационный РП-42/46 | ТМ-16Л |
Калибр российской артиллерии, авиабомб, торпед и реактивных снарядов
В Европе термин калибр артиллерии
появился в 1546 г., когда Гартман из Нюрнберга разработал устройство, получившее название шкала Гартмана. Она представляла собой призматическую четырехгранную линейку. На одну грань были нанесены единицы измерения (дюймы), на три другие – фактические размеры, в зависимости от веса в фунтах, железных, свинцовых и каменных ядер соответственно.
Пример
(приблизительно):
1 грань – отметка свинцового
ядра весом 1 фунт – соотносится с 1,5 дюймами
2 грань – железного
ядра 1 ф. – с 2,5
3 грань – каменного
ядра 1 ф. – с 3
Таким образом, зная либо размер, либо вес снаряда, можно было легко комплектовать, а главное, изготовлять боеприпасы. Подобная система просуществовала в мире около 300 лет.
В России до Петра 1 никаких стандартов не существовало. В начале XVIII века по поручению Петра 1 генерал-фельдцейхмейстер граф Брюс на основе шкалы Гартмана разработал отечественную систему калибров. Она разделяла орудия по артиллерийскому весу
снаряда (чугунного ядра). Единицей измерения служил артиллерийский фунт – чугунный шар диаметром 2 дюйма и весом 115 золотников (около 490 граммов). Была также создана шкала, соотносящая артиллерийский вес с диаметром канала ствола, то есть с тем, что мы сейчас называем калибром. При этом не имело значения, какими видами снарядов стреляет орудие – картечью, бомбами или чем-либо еще. Учитывался лишь теоретический артиллерийский вес, которым могло выстрелить орудие при своем размере. Эта система была введена царским указом в г. и продержалась полтора столетия.
Пример
:
3-фунтовая пушка, пушка калибром 3 фунта
– официальное название;
артиллерийский вес 3 фунта
– основная характеристика орудия.
размер по шкале 2,8 дюйма
– диаметр канала ствола, вспомогательная характеристика орудия.
На практике это была маленькая пушка, стрелявшая ядрами весом около 1,5 кг и имевшая калибр (в нашем понимании) около 70 мм.
Д. Е. Козловский в своей книге переводит русского артиллерийского веса с переводом в метрические калибры:
3 фунта – 76 мм.
Особое место в этой системе занимали разрывные снаряды (бомба). Их вес измерялся в пудах (1 пуд = 40 торговым фунтам = ок. 16,3 кг) Связано это с тем, что бомбы были полыми, со взрывчаткой внутри, то есть изготовлены из материалов разной плотности. При их производстве было значительно удобней оперировать общепринятыми весовыми единицами.
Д.Козловский приводит след. соотношения:
1/4 пуда – 120 мм
Для бомб предназначалось специальное орудие – бомбарда , или мортира . Ее тактико-технические характеристики, боевые задачи и система калибрования позволяют говорить об особом виде артиллерии. На практике небольшие бомбарды часто стреляли обычными ядрами, и тогда одно и то же орудие имело разные калибры
– общий в 12 фунтов и специальный в 10 фунтов.
Введение калибров, помимо прочего, стало хорошим материальным стимулом для солдат и офицеров. Так, в «Книге Устав Морской», напечатанной в С.-Петербурге в 1720 году, в главе «О награждении» приводятся суммы наградных выплат за взятые у неприятеля пушки:
30-фунтовая – 300 рублей
Во второй половине XIX века с введением нарезной артиллерии шкала подверглась корректировке в связи с изменениями характеристик снаряда, но принцип остался тем же.
Интересный факт
: в наше время артиллерийские орудия, калибруемые по весу, еще состоят на вооружении. Это связано с тем, что в Великобритании подобная система сохранялась до конца Второй мировой войны. По ее окончании большое количество орудий было продано и передано в страны так. наз. Третьего мира. В самой ВБ 25-фунтовые (87,6 мм) пушки состояли на вооружении до конца 70-х гг. прошл.века, и сейчас остались в салютных подразделениях.
В 1877 году была введена дюймовая система. При этом прежние размеры по «брюсовой» шкале к новой системе не имели никакого отношения. Правда, «брюсова» шкала и артиллерийский вес сохранялись какое-то время и после 1877 года в связи с тем, что в армии оставалось много устаревших орудий.
Пример
:
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме 130-мм корабельная пушка образца 1935 года (Б-13)
- Б-13
- План и разрез орудийного гнезда времён Второй мировой войны для 130-мм пушки Б-13
- Виндавская батарея
- Самоходная установка СУ-100Y Архивная копия от 22 февраля 2009 на Wayback Machine
- Тяжёлая самоходная артиллерийская установка ИСУ-130
- Л. И. Амирханов «Морские пушки на железной дороге» Архивная копия от 26 марта 2010 на Wayback Machine
- Фото
- Фото
- Фото
- DiGiulian, Tony Russian 130 mm/50 (5.1″) B13 Pattern 1936 (11 сентября 2006). Дата обращения: 4 февраля 2010. Архивировано 16 марта 2012 года.
разработка
В 1929 году Советский Союз начал разработку нового орудия для подводных лодок . Она должна иметь калибр 130 мм / 40 и такие же баллистические характеристики, как и устаревшее 130-мм / 55 орудие образца 1913 года (согласно советскому обозначению, 130-мм корабельная пушка образца 1913 года (B 7)) . Строительные планы и прототип были запрошены на заводе в Обучове. В 1932 году технические характеристики были изменены с калибра 45 на длину 50, и вместо клинового замка должен был использоваться винтовой замок . Кроме того, район боевых действий был изменен с подводных лодок на эсминцы. В 1934 и 1935 годах было проведено несколько испытательных съемок опытного образца. Они показали несколько конструктивных недостатков модели. Поскольку пушка предназначалась для класса Ленинград , который уже строился, серийное производство было налажено.
Ответственным директором по развитию был Н.Н. Магдасиев, а в разработке – С.А. Моросов, С.А. Саласаев, Б.А. Левер, В.М. Розенберг и В.И. Кудряшков.
130-мм пушка М-46 / 52П482
Изменена: 07.02. 01:07:40 ДАННЫЕ НА г. (стандартное пополнение)
М-46 / 52П482
130-мм буксируемая пушка / полевая пушка. Разработана в артиллерийском КБ завода №172 им. В.М.Молотова, главный конструктор — М.Ю.Цирульников. 23 апреля 1946 г. Главное Артиллерийское Управление (ГАУ) ВС СССР выдало тактико-технические требования (ТТТ) на проектирование корпусного дуплекса из 130-мм и 152-мм пушек на едином лафете для замены 122-мм пушки А-19 (индекс ГРАУ — 52П471) и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 (индекс ГРАУ — 52Г544А). Работы были санкционированы несколькими Постановлениями Совмина СССР, первое из которых вышло 10 июня 1947 г. (№ 1540-687). Разработанные образцы получили заводские индексы М-46 и М-47 (М — Мотовилиха , район города). Их технический проект был рассмотрен ГАУ 27 декабря 1946 г. а после переработки был повторно рассмотрен и одобрен 28 мая 1947 г.
Опытные образцы 130-мм пушек М-46 и 152-мм М-47 были изготовлены заводом №172 им.В.М.Молотова в июне 1948 г. После прохождения заводских испытаний, опытный образец М-47 и труба от М-46 были направлены на НИАП, где в июле-ноябре 1948 г. прошли конкурсные испытания М-46 и С-69. На НИАП-е стволы М-46 и М-47 поочередно стреляли с одного лафета (М-46). Всего, из М-46 было произведено 1347 выстрелов, а из ствола М-47 — 1319 выстрелов. Кроме того, лафет с М-46 прошел испытания возкой тягачом АТ-С ( в том числе, со скоростью до 5 км/час, со стволом, не переведенным в походное положение ), на 2277 км. В рамках мероприятий по устранению конструктивных недоделок, в период с 27 июля по 14 ноября 1949 г. на НИАП-е были проведены повторные совместные испытания артсистем С-69, М-46 и М-47, в ходе которых из М-46 было выполнено 1249 выстрелов, а из М-47 — 423 выстрела, кроме того, М-46 прошла возкой 568 км. Войсковые испытания четырех М-46 и четырех М-47 были проведены в период с 9 сентября по 9 ноября 1950 г. по результатам которых обе артсистемы были признаны успешно прошедшими испытания и были рекомендованы к принятию на вооружение.
130-мм полевая пушка М-46 (КБМ. История КБМ. Альбом фотографий. 1967 г.).
Серийное производство начато в 1954 г. заводом №172 им.В.М.Молотова (г.Пермь, ныне ОАО Мотовилихинские заводы ).
Пушка М-46 предназначена для разрушения земляных оборонительных сооружений, борьбы с самоходной артиллерией и тяжелыми танками, артиллерией, минометами противника, подавления живой силы и танков в районе их сосредоточения, обстрела тылов противника.
Конструкция — массивный лафет с раздвижными станинами, при буксировке лафет опирается на двухколесный передок. Пушка оборудована массивным противоосколочным щитом.
При буксировке гусеничными тягачами ствол орудия укладывается на передок лафета.
Расчет — 8-10 чел
Длина орудия в походном положении — 11.73 м
Длина ствола — 7,6 м / 58 калибров
Ширина орудия в походном положении — 2.45 м
Углы наведения по вертикали — от -2 до +45 град
Углы наведения по горизонтали — сектор 50 град
В сухопутной обороне Владивостока
Б-13 на береговой батарее Владивостока
В период Второй мировой войны для защиты подступов к Владивостоку с суши возвели около одного десятка стационарных двухорудийных береговых батарей, вооруженных 130-мм установками Б-13 и 100-мм орудиями Б-24. В 1944 г. на батареях Артемовского сектора до 40 км к северу от Владивостока были построены кольцевые бетонные орудийные дворики, заглубленные в землю командные посты, погреба для боезапаса.
Огневые точки были расположены друг от друга на значительном расстоянии что обеспечивало повышенную живучесть батарей, хорошее применение их к местности и, соответственно, крайне затрудняла их обнаружение с воздуха. Наиболее близкими к Владивостоку батареями этого типа являются батарея № 389, на северном берегу реки Лянчихе и батарея № 390 на г. Угольная. Батареи № 511 и 510 расположены на закрытых позициях к югу от центральной части г. Артема, а батарея № 875 у б. Амбабоуза – неподалеку от вершины Уссурийского залива. Все эти батареи (за исключением последней) были оснащены 130-мм установками Б-13 второй серии. 875-я батарея, спроектированная для 130-мм установок, из-за нехватки материальной базы была временно вооружена 152-мм орудиями Канэ. После войны все батареи были разоружены, некоторые командные посты подорваны.
Чертеж стационарной установки Б-13
В конце 60-х годов после обострения отношений с Китаем было принято решение об укреплении подступов к Владивостоку. В 70-е годы, после ухудшения отношений с Китаем, в основном в зоне бывшего Артемовского сектора, началось строительство новых батарей Владивостокского оборонительного района (ВЛОР). Установки Б-13 третьей серии были установлены на старых позициях времен войны, количество которых было увеличено до четырех.
В сумме было введено в строй более 20 батарей , частично оснащенных до девяноста 130-мм установок! В ХХ-м столетии такое массовое применение морских орудий в качестве стационарных установок для сухопутной обороны не имеет аналогов в мировой военной истории. После расформирования в 1996 году ВЛОР орудия остались без присмотра. Орудия были отправлены на переплавку или сданы мародерами как металлолом. На данный момент не осталось батареи, где не было бы повреждено хотя бы одно орудие.
Особенности установки Б-13
Лидер пр. 38 “Баку”, на котором установлены 130-мм установки Б-13
В годы Великой Отечественной войны 130-мм установки Б-13 являлись одни из самых распространенных орудий среднего калибра. Б-13 состояли на вооружении всех лидеров и эсминцев советской постройки до 1945 года, некоторых миноносцах и ряда канонерских лодок. К началу войны 169 130-мм орудий находились на береговых батареях, а со временем еще несколько десятков орудий установили на позициях под Новороссийском, Севастополем, в Крыму на Перекопе. Б-13 были установлены на бронепоездах и железнодорожных батареях.
Создателей установок сейчас критикуют за малый угол возвышения, из-за которого было невозможно вести зенитную стрельбу. Зенитное орудие должно иметь максимальный угол возвышения до +85°, радиолокационную систему управления огнем, дистанционную систему скоростных приводов наведения орудия, автоматический установщик дистанционной трубки на снарядах, полностью автоматизировать подачу боеприпаса. Нашей промышленности в предвоенные, а тем более в начале 30-х годы это было не реализовать. Возможно это стало только после войны, в конце 40-х годов. Тем не менее довоенные установки Б-2ЛМ с качающимися частями от Б-13 продолжали устанавливать на эсминцы нового проекта ЗОбис.
Б-13 все же могла вести зенитный огонь. В 1941 году в боекомплект установки были включены дистанционные (зенитные) гранаты образна 1928 года с механической трубкой ВМ-16, а к концу 5O-х годов – зенитные снаряды ЗС-46Р с радиовзрывателем. Хоть эффективность использования Б-13 как зенитные орудия была не велика из-за малого угла возвышения, но эти установки, при заходе немецкой авиации на наши корабли со сверхмалых и малых высот, наносили большие потери противнику.
130-мм установка Б-13, г. Заполярный
В годы Великой Отечественной войны недостатки установки обернулись достоинствами. Главными из них – простота конструкции. Б-13 без каких-либо изменений ставились за короткие сроки на шаланды, на обычные железнодорожные платформы, баржи или просто в поле на Перекопе или под Москвой.
Изначально установки производились с коробчатым шитом, с 1935 года – с шитом обтекаемой формы. Эти установки, имеющие разные шиты, именовались первой и второй (Б-13-Ис) серией соответственно. Третья (Б-13-Шс) серия пошла в производство в 1948 году, но отличалась она от предыдущих – устройством досылателя.
Б-13 было снято с вооружения в 1954 году. За это время их было изготовлено 885 единиц. Система береговой обороны СССР после войны состояла в основном из Б-13. 5 1955 году Китаю были переданы четыре эсминца проекта 7, на которых были установлены 130-мм установки Б-13, прослужившие 35 лет. К середине 80-х годов на складах и вооружении БМФ СССР имелось свыше 600 единиц Б-13.
1. История создания
В конце 1931 года конструкторы завода № 8 вставили в кожух 37-мм противотанковой пушки обр.1930 года новую трубу калибра 45 мм и слегка укрепили лафет. Эта система была принята на вооружение в марте 1932 года под названием «45-мм противотанковая пушка образца 1932 года», заводской индекс орудия — 19К. Затем конструкторы завода № 8 перепроектировали полевую пушку 19К для установки её в танк, получившей название «45-мм танковая пушка обр.1932 г.» и, соответственно, заводской индекс 20К.
Специально для отладки 45-мм ПТП 19-К на заводе им. Калинина была создана «шарашка» — Специальное конструкторское бюро ОГПУ. В 1933 году на заводе № 8 по чертежам СКБ ОГПУ была изготовлена модернизированная пушка 19-К. Эта пушка получила название «45-мм ПТП обр. 1933 г.», но позже это название не прижилось. По сравнению с обр. 1932 г. в модернизированной пушке были утолщены щеки казённика, удлинён кожух, изменён клин затвора. Основным же изменением было введение полуавтоматики инерционного типа, работавшей за счёт инерции отката, взамен прежней полуавтоматики механического типа, работавшей за счёт энергии отката. Ведь пушка обр. 1932 г. была фактически четверть-автоматической. Кроме того, было изменено устройство компрессора. Вес пушки в боевом положении составил 414 кг.
После заводских испытаний опытный образец 45-мм ПТП обр. 1933 г. прибыл 26 декабря 1933 года на НИАП, где прошёл полигонные испытания в объёме 1046 выстрелов и 500 км пробега.
При стрельбе бронебойными снарядами полуавтоматика работала удовлетворительно, без учёта отказов из-за качества гильз. Но при стрельбе осколочным снарядом черт. 2116 весом 2,15 кг с начальной скоростью 335 м/с и давлением в канале 900—1000 кг/см² полуавтоматика не работала, так как было недостаточно энергии отката для взведения пружин полуавтоматики. Длина отката при этом снаряде — менее 690 мм. Таким образом, для осколочных снарядов 45-мм пушка обр. 1933 г. оставалась четвертьавтоматической.
Колеса пушки по прежнему оставались деревянными, что создавало большие сложности при эксплуатации. Так, максимальная скорость движения по булыжнику составляла 10—15 км/час, на полигонных испытаниях часто лопались спицы колёс. Тем не менее по заключению комиссии 45-мм пушка полигонные испытания выдержала и была запущена в производство, правда, под старым названием — обр. 1932 г.
В 1934 году была проведена новая модернизация пушки, и опять пушка получила новое название «45-мм ПТП обр. 1934 г.». Кстати, и это название не прижилось. Модернизация пушки заключалась в замене деревянных колёс фордовскими колёсами от автомобиля ГАЗ на пневматических шинах, и в изменении поворотного механизма. Вес системы в боевом положении составил 425 кг.
В январе — апреле 1936 года пушка обр. 1934 г. прошла полигонные испытания на НИАПе в объёме 170 выстрелов и 300 км пробега. По данным комиссии пушка испытания выдержала.
7 ноября 1936 года было принято Постановление СТО о переводе 45-мм ПТП с деревянных колёс на металлические колеса с ГК от автомобиля ГАЗ-А. К началу 1937 года 45-мм ПТП обр. 1932 г. на металлических колёсах с ГК пошли в серийное производство.
22 апреля 1934 года в АУ было рассмотрено предложение Шпитального о переделке 45-мм пуши обр. 1932 г. в автоматическую. Согласно проекту ОКБ-15 вводился новый ствол, новый затвор и магазин на 6 патронов. АУ согласилось с предложением Шпитального, выдало заказ на изготовление опытного образца к осени 1934 года. Опытный образец 45-мм автоматической пушки был изготовлен и испытан, но на вооружение не принят. Введение полной автоматика для 45-мм ПТП было нецелесообразно из-за уменьшения надёжности пушки и увеличения её веса по сравнению с полуавтоматической пушкой.
История создания
Б-13 в музее-заповеднике «Малая земля», Новороссийск Пушка Б-13 создана на базе 130/55 пушки образца 1913 года.
В конце 1920-х годов Управление вооружений морских сил (УВМС) заказало новую 130-мм пушку под индексом Б-13. В ноябре 1929 года КБ завода представило эскизный проект орудия с длиной ствола 45 калибров. Благодаря увеличению давления в канале ствола с 2750 до 3150 кг/см², баллистические данные новой пушки совпадали с данными пушки образца 1913 года, а меньшая длина ствола позволяла устанавливать Б-13 на подводных лодках типа П. Проект предусматривал следующие характеристики орудия: гильзовое заряжание, полуавтоматический горизонтальный клиновой затвор, гидропневматический досылатель броскового типа и ручную досылку заряда в гильзе.
23 января 1930 года проект получил одобрение УВМС на условии внесения некоторых изменений: увеличения скорострельности до 14 выстрелов в минуту, замена ручных приводов наведения электрическими и т. д. Доработка проекта, чертежей и изготовление опытного образца должны были быть завершены к началу марта 1932 года.
27 февраля 1932 года начальник вооружений РККА М. Н. Тухачевский утвердил Программу артиллерийского вооружения морских сил РККА, а которую была включена 130/45 артустановка в двух вариантах: для подводных лодок (с углом возвышения до +30°) и для надводных кораблей (с углом возвышения до +45°).
19 мая 1932 года УВМС скорректировал тактико-техническое задание, выданное заводу. В связи с изменением проекта подводной лодки, на которую планировалось ставить орудия, и слишком высоким давлением в стволе длину ствола увеличили до 50 калибров. Кроме того, по финансовым причинам командование флота потребовало вернуться к картузному заряжанию, поршневому затвору системы Виккерс и ручным приводам наведения.
Изготовление опытного образца Б-13 было завершено лишь в начале 1934 года. Начавшиеся 8 апреля 1934 года заводские испытания выявили ряд дефектов: досылатель не отработан, низкая скорострельность (10 выстрелов в минуту), малая живучесть (130—150 выстрелов), сложная, часто выходившая из строя автоматика и образец вернули на завод для доработки. Испытания возобновили в апреле 1935 года и, несмотря на недоделки, в мае 1935 года запустили орудия в серию, а в декабре 1935 официально приняли на вооружение.
Наиболее серьёзным дефектом было то, что высокое давление в канале ствола привело к уменьшению живучести стволов до 130 выстрелов. Проблему увеличения живучести ствола поставили сразу перед несколькими КБ и НИИ. Решение было найдено в виде применения лейнированного ствола. Однако рассогласование в работе научных организаций привело к тому, что в серию пошли лейнеры с двумя разными видами нарезов: система, разработанная Артиллерийским научно-исследовательским морским институтом (44 нареза глубиной 1,95 мм), и система, разработанная в НИИ-13 (40 нарезов глубиной 2,7 мм).
Таким образом, флот получил три системы Б-13 с различной нарезкой. Благодаря этому каждой артсистеме были нужны снаряды, таблицы стрельб, прицелы и тому подобное, не подходившие к другим системам. К началу 1941 года на кораблях и береговых батареях насчитывалось 378 пушек Б-13: 20 с мелкой нарезкой (16 из них на кораблях Черноморского флота), небольшая часть с нарезкой АНИМИ и большинство — с нарезкой НИИ-13.
Первоначально пушки выпускались с коробчатым щитом (Б-13-Ic), со второго полугодия 1939 года со щитом обтекаемой формы (Б-13-IIс). В 1948 году начали производство третьей серии (Б-13-IIIс) с изменённым устройством досылателя.
В 1939 году на базе пушки Б-13 в ОТБ-1050 НКВД была создана двухорудийная башенная установка Б-2ЛМ.
«Паспортное» значение живучести ствола — всего 420 выстрелов, но фактически она была доведена до вполне приличной величины — около 1100 выстрелов.
Операторы [ править ]
Карта с операторами M1954 синим цветом с бывшими операторами красным
М-46 в израильском музее
Обратите внимание, что каретка оснащена дополнительной осью и колесами для обеспечения «ходячей» подвески, а также добавлена подошва
- Алжир : 10
- Ангола : 146 приобретено у Советского Союза и Болгарии. 48 в строю.
- Азербайджан : 36 приобретено у Болгарии.
- Бангладеш : 62; Вариант типа 59-1
- Босния и Герцеговина : 8; Вариант A412
- Камбоджа : Тип 59-1
- Камерун : 12; Вариант A412
- Китайская Народная Республика : 234 в эксплуатации в 2016 году; Варианты Тип 59 и Тип 59-1
- Республика Конго : 5
- Демократическая Республика Конго : 42; Варианты Тип 59 и Тип-59-1
- Хорватия : 19; Вариант M-46H1
- Куба : 197
- Египет : 650; 250 М-46 и 400 Тип 59-1М
- Эритрея : 39 приобретено у Болгарии.
- Эфиопия : 114
- Гвинея : 12; Вариант A412
- Гайана : 6
- Индия : ~ 600 в эксплуатации и ~ 500 в запасе. 200 доработан до калибра 155 мм. 20 самоходок в строю и еще 40 под заказ.
- Иран : 726; 100 M-46 и 626 Type 59. Другая оценка дает 985 M-46.
- Ирак : 676; Варианты М-46 и Тип 59.
- Лаос : 10
- Ливан : 15 -16
- Ливия : 330
- Монголия : 50
- Марокко : 18
- Мозамбик : 24. 6 в строю в 2016 году.
- Мьянма : 16 Type 59-1 и 160 M-46 на вооружении.
- Нигерия : 4; Вариант A412. Другая оценка дает 7 М-46.
- Северная Корея : 210; 160 М-46 и 50 Тип 59
- Оман : 15 получено из неустановленного источника. Другой источник дает 12 М-46 и 12 Тип 59-1.
- Пакистан : 360; 100 M-46 и 260 Type 59. По другим оценкам, 410 Type 59-1 находятся на вооружении в 2016 году.
- Перу : с 30 до 36
- Румыния : 75; Вариант A412
- Сербия : 36
- Южный Судан
- Шри-Ланка : с 12 до 30; Тип 59 или вариант Тип 59-1
- Судан : 30 против 75; Вариант типа 59
- Сирия : 650 Свободная сирийская армия
Танзания : 30 против 50; Вариант Тип 59-1.
Таиланд : 54; Вариант типа 59
Уганда : 6 приобретенных у Болгарии.
Объединенные Арабские Эмираты : 20; Вариант типа 59-1
Вьетнам : 519
Йемен : 93 получено и ~ 60 в эксплуатации в 2016 году.
Замбия : 18; Вариант типа 59
Бывшие операторы
Пушки М-46 армии Республики Сербской во время боснийской войны .
- Советский союз
- Афганистан : 428
- Народная Социалистическая Республика Албания : 100; Вариант типа 59
- Народная Республика Болгария : 72
- Восточная Германия : 175
- Финляндия : 20 приобретенных у Советского Союза в 1965-1966 годах и 166 у бывшей Восточной Германии в 1993 году. В 2016 году 36 все еще находились в эксплуатации под обозначением 130 K 54 . Снято 2022.
- Германия : бывшие восточногерманские орудия. 166 проданы в Финляндию в 1993 году.
- Израиль : захвачен из Сирии и Египта. 100 в магазине.
- Исламское государство : 34
- Организация освобождения Палестины : 10 приобретены у Восточной Германии.
- Народная Республика Кампучия : 30
- Россия : в магазине
- Сомали : 10; Вариант типа 59
- ЮАР : 6 игроков взяты в аренду у Израиля, позже вернулись.
- Армия Южного Ливана : 5 приобретенных у Израиля.
- Югославия : 186
История создания
Пушка Б-13 создана на базе 130/55 пушки образца 1913 года.
В конце 1920-х годов Управление вооружений морских сил (УВМС) заказало заводу «Большевик» новую 130-мм пушку под индексом Б-13. В ноябре 1929 года КБ завода представило эскизный проект орудия с длиной ствола 45 калибров. Благодаря увеличению давления в канале ствола с 2750 до 3150 кг/см², баллистические данные новой пушки совпадали с данными пушки образца 1913 года, а меньшая длина ствола позволяла устанавливать Б-13 на подводных лодках типа П. Проект предусматривал следующие характеристики орудия: гильзовое заряжание, полуавтоматический горизонтальный клиновой затвор, гидропневматический досылатель броскового типа и ручную досылку заряда в гильзе.
23 января 1930 года проект получил одобрение УВМС на условии внесения некоторых изменений: увеличения скорострельности до 14 выстрелов в минуту, замена ручных приводов наведения электрическими и т. д. Доработка проекта, чертежей и изготовление опытного образца должны были быть завершены к началу марта 1932 года.
27 февраля 1932 года начальник вооружений РККА М. Н. Тухачевский утвердил Программу артиллерийского вооружения морских сил РККА, а которую была включена 130/45 артустановка в двух вариантах: для подводных лодок (с углом возвышения до +30°) и для надводных кораблей (с углом возвышения до +45°).
19 мая 1932 года УВМС скорректировал тактико-техническое задание, выданное заводу. В связи с изменением проекта подводной лодки, на которую планировалось ставить орудия, и слишком высоким давлением в стволе длину ствола увеличили до 50 калибров. Кроме того, по финансовым причинам командование флота потребовало вернуться к картузному заряжанию, поршневому затвору системы Виккерс и ручным приводам наведения.
Изготовление опытного образца Б-13 было завершено лишь в начале 1934 года. Начавшиеся 8 апреля 1934 года заводские испытания выявили ряд дефектов: досылатель не отработан, низкая скорострельность (10 выстрелов в минуту), малая живучесть (130—150 выстрелов), сложная, часто выходившая из строя автоматика и образец вернули на завод для доработки. Испытания возобновили в апреле 1935 года и, несмотря на недоделки, в мае 1935 года запустили орудия в серию, а в декабре 1935 официально приняли на вооружение.
Наиболее серьёзным дефектом было то, что высокое давление в канале ствола привело к уменьшению живучести стволов до 130 выстрелов. Проблему увеличения живучести ствола поставили сразу перед несколькими КБ и НИИ. Решение было найдено в виде применения лейнированного ствола. Однако рассогласование в работе научных организаций привело к тому, что в серию пошли лейнеры с двумя разными видами нарезов: система, разработанная Артиллерийским научно-исследовательским морским институтом (44 нареза глубиной 1,95 мм), и система, разработанная в НИИ-13 (40 нарезов глубиной 2,7 мм).
Таким образом, флот получил три системы Б-13 с различной нарезкой. Благодаря этому каждой артсистеме были нужны снаряды, таблицы стрельб, прицелы и тому подобное, не подходившие к другим системам. К началу 1941 года на кораблях и береговых батареях насчитывалось 378 пушек Б-13: 20 с мелкой нарезкой (16 из них на кораблях Черноморского флота), небольшая часть с нарезкой АНИМИ и большинство — с нарезкой НИИ-13.
Первоначально пушки выпускались с коробчатым щитом (Б-13-Ic), со второго полугодия 1939 года со щитом обтекаемой формы (Б-13-IIс). В 1948 году начали производство третьей серии (Б-13-IIIс) с изменённым устройством досылателя.
В 1939 году на базе пушки Б-13 в ОТБ-1050 НКВД была создана двухорудийная башенная установка Б-2ЛМ.
«Паспортное» значение живучести ствола — всего 420 выстрелов, но фактически она была доведена до вполне приличной величины — около 1100 выстрелов.