История рождения
Пока авиация находилась в зачаточном состоянии несмышленого младенца, в качестве бортового вооружения бомбера в ход шло все, начиная от ручных гранат и заканчивая пакетами кованых стальных стрел.
Флешетта – именно с этих небольших кованых дротиков, размером с карандаш, началась история современного авиационного вооружения
Однако по мере взросления самолета, более взрослым становилось и его вооружение. Не стояла на месте и пехота — она все глубже и глубже вгрызалась в землю, накрывая коммуникации, склады и огневые точки мощным колпаком крепкого бетона, недоступного для поражения стандартными средствами. С этим нужно было что-то делать, и сделали.
У нас
Первые серьезные проблемы у тогдашней Красной Армии возникли во время Зимней войны с финнами. Тогда «несокрушимая и легендарная» плотно уперлась в добротные фортификации линии Маннергейма, и смогла их прорвать, лишь плотно засыпав рвы и траншеи телами солдат.
Взять линию технично и с более-менее приличными потерями, грамотно используя лишь технику, тактику и вооружение, не получилось. В частности, из-за отсутствия специальных авиационных боеприпасов, предназначенных для сокрушения железобетона, массово применявшегося в финских фортификациях.
Долговременные огневые точки линии Маннергейма, сделанные по всем правилам военной фортификации, и в наше время поражают воображение своей мощью и основательностью
По результатам зимней кампании в финских лесах и болотах в 1940 году из недр Государственного Специализированного Конструкторского Бюро, ГСКБ – 47 появляется изделие БетАБ-150 ДС, первая отечественная бетонобойная бомба.
Дальний бомбардировщик Ильюшина Ил-4, достаточно заурядная во всех отношениях машина, предназначалась для поражения хорошо защищенных целей и была основным носителем БетАБ-150ДС
Судя по отчетам государственных испытаний, боеприпас имел глубину проникновения по скальному целику порядка 1600 мм и удовлетворительное фугасное действие. Запреградное действие, по всей видимости, было настолько удовлетворительным, что сразу после войны, используя наработки военных специалистов Третьего Рейха, отечественная промышленность смогла в ускоренном порядке разработать, испытать и принять на вооружение специализированные бетонобойные боеприпасы, ряд которых остается на вооружении и по сей день.
И у них
Англо-американские союзники так же столкнулись с необходимостью уверенного разрушения железобетонных сооружений, но в несколько других условиях. Практически весь 1942 год на Западном фронте прошел под знаком войны за Атлантику.
Именно в холодных и суровых водах северной части Атлантического океана проходили основные трансконтинентальные коммуникации соединяющие Америку и Старый Свет. Именно там, немецкие подводные лодки остервенело трепали конвои союзников, сбившись в злобные «волчьи стаи».
Объединенные силы союзников попробовали решить проблему кардинально – разорив само осиное гнездо, место базирования подводных сил Кригсмарине в балтийском Киле.
Примерно такой общий вид и конструкцию имели укрытия германских подлодок на Балтике
Сама база была соединена с открытым морем длинным и узким каналом и была надежно прикрыта с моря, как флотом, так и береговой артиллерией. А лазейка в воздухе оставалась.
Правда сами лодки адмирала Деница были надежно укрыты в железобетонных ангарах, вот эти ангары, а заодно и их обитателей было решено основательно пощупать. В качестве инструмента предполагалось использовать специально разработанную 5-ти тонную бомбу «Верзила» и 10-ти тонную «Большая хлопушка».
Существует легенда, что первый экземпляр новейшей британской пятитонной бетонобойной бомбы конструктор Уоллес собирал своими руками
Тротиловые тяжеловесы
Отметим, что наша держава никогда не инициировала гонку вооружений, но никогда ни в чём не уступала вероятным противникам. Даже когда в 2003 году в США была разработана бомба GBU43/B – «Мать всех бомб», которая некоторое время считалась самой мощной неядерной авиационной бомбой в мире (масса взрывчатого вещества – 8480 кг). В ответ в России была создана управляемая авиабомба, получившая неофициальное название «Отец всех бомб» или «Кузькин отец» (весом 9500 кг). Американцы ответили управляемой авиационной бомбой GBU-57 (13 609 кг) – Massive Ordnance Penetrator («Массивный боеприпас-взламыватель»), способной перед взрывом проникать в землю на глубину до 61 метра или пробивать до 19 метров армированного бетона. Однако позже в Пентагоне признали, что GBU-57 недостаточно мощна для этих целей, и в январе 2013 года было объявлено о модернизации её конструкции. К 2018 году провели четвёртую модернизацию боеприпаса.
flickr.com/dcgoode
Первая самая мощная неядерная авиационная бомба GBU-43/B (MOAB), также известная как «Мать всех бомб».
Принцип работы вакуумной бомбы таков. Ещё в воздухе на определённом расстоянии от земли в бомбе срабатывает детонатор, он разрушает корпус бомбы и распыляет над территорией противника взрывчатое вещество в виде аэрозольного облака, которое смешивается с кислородом и начинает проникать буквально повсюду – в открытые окна, подвалы, бункеры, боевую технику. Как только облако достигает определённых размеров, срабатывает второй детонатор, и смесь из ВВ и кислорода мгновенно взрывается. Наибольший ущерб наносят сверхзвуковая ударная волна и высочайшие температуры.
В чем опасность термобарического оружия
Термобарическое оружие поражает полем высокой температуры, а также избыточным давлением, то есть мощной ударной волной. От поражающего действия этого оружия практически невозможно скрыться, как, к примеру, от удара РСЗО «Град». Безопасным местом, как было сказано выше, является лишь бункер. Причем он должен быть хорошо герметизирован, чтобы в него не проникла горючая аэрозольная смесь.
Поражающая способность этого оружия по отношению к живой силе противника составляет 100%. Мощная ударная волна наносит травмы, несовместимые с жизнью. Кроме того, становится нечем дышать, так как полностью выжигается кислород. Строения, которые оказываются в зоне поражения, разрушаются изнутри до мелких обломков.
По своей мощности боеприпасы объемного взрыва больших калибров сравнимы с ядерными тактическими боеприпасами (не путайте со стратегическим ядерным оружием). Однако они обладают одним важным преимуществом — после применения такого оружия на местности не повышается радиационный фон. Боеприпас может доставляться как авиацией в виде бомбы, так и неуправляемыми ракетами, аналогично системам РСЗО.
Межконтинентальная баллистическая ракета 15А14 Р-36М (СССР)
Ракетный комплекс тяжелого класса Р-36М был разработан КБ “Южное” для замены тяжелой МБР Р-36. Постановление СМ СССР “О разработке и изготовлении ракетного комплекса Р-36М (15А14)” было принято 2 сентября 1969 г. Эскизный проект был завершен в декабре 1969 г. и предусматривал 4 вида боевого оснащения ракеты – с моноблочными, разделяющимися и маневрирующими головными частями. Р-36М представляла собой двухступенчатую ракету с разделяющейся или моноблочной головной частью.
Видео ракеты Р-36М (15А14) «Сатана»
https://youtube.com/watch?v=da6figH7oEY
По конструктивно-компоновочной схеме Р-36М в основном аналогична ракете Р-36, однако конструкция Р-36М была облегчена за счет использования более передовых технологий и более плотной компоновки. На первой ступени ракеты использовался блок из 4 однокамерных ЖРД замкнутой схемы. На второй ступени был установлен однокамерный маршевый двигатель замкнутой схемы и 4-камерный рулевой ЖРД открытой схемы. Двигатель второй ступени размещался в полости тороподобного бака горючего. Управление полетом первой ступени осуществлялось с помощью поворотных маршевых двигателей. Ракета была оборудована автономной инерциальной системой управления в состав которой входил бортовой цифровой вычислительный комплекс.На Р-36М было впервые реализовано торможение отделяемых ступеней за счет стравливания газов наддува из баков и так называемый химический наддув баков (путем впрыска горючего в бак окислителя и наоборот). Это позволило отказаться от использования специальных тормозных двигателей и существенно упростило аппаратуру системы наддува. Использование более совершенной конструкции и более эффективных двигателей замкнутой схемы позволило при практически тех же, что и у Р-36 габаритах увеличить стартовую массу ракеты со 183 до 209.6 т, а забрасываемый вес — с 5.8 до 8.8 т.В состав разделяющейся головной части ракеты Р-36М входили 8 боевых блоков индивидуального наведения и агрегатно-приборный блок (АЛБ) с системой управления и двигательной установкой разведения боевых блоков.Боевые блоки конической формы размещались вдоль образующей внешней поверхности АЛБ попарно, основаниями друг к другу.
Загрузка Р-36М «Сатана» в ШПУ
Ракета размещалась в транспортно-пусковом контейнере, который был выполнен из стеклопластика. Контейнер с ракетой устанавливался в переоборудованной шахтной установке ракеты Р-36. Пусковая установка ракеты Р-36М представляла собой сооружение с глубиной ствола 39 м и диаметром 5.9 м и отличалась повышенной защищенностью. При запуске ракета выбрасывалась из контейнера с помощью порохового заряда, установленного в нижней части ТПК. Запуск маршевых двигателей первой ступени производился после выхода ракеты из шахты.Первоначально предполагалось, что летно-конструкторские испытания комплекса начнутся в 1971 г. Однако в дальнейшем срок начала АКИ был перенесен. В январе 1971 г. начались броско-вые испытания ракеты, в ходе которых отрабатывался минометный старт. Летно-конструкторские испытания комплекса начались 21 февраля 1973 г. Испытания комплекса Р-36М в трех видах боевой комплектации завершились в октябре 1975 г., а 30 декабря 1975 г. ракетный комплекс был принят на вооружение.Для размещения на ракете Р-36М была создана разделяющаяся головная часть 15Ф143 и моноблочная ГЧ 15Б86, принятая на вооружение 20 ноября 1978 г. В период с июля 1978 г. по август 1980 г. были проведены летные испытания предназначавшейся для Р-36М самонаводящейся головной части 15Ф678, оснащавшейся двумя вариантами аппаратуры визирования.0 В варианте с самонаводящейся ГЧ ракета не развертывалась.Первый полк с ракетным комплексом Р-36М был поставлен на боевое дежурство 25 декабря 1974 г. В период с 1980 по 1983 г. все ракеты Р-36М были заменены на усовершенствованные ракеты Р-36МУТТХ.
Тактико-технические характеристики ракеты Р-36М “Сатана”
Боеприпасы объемного взрыва
Предназначены для поражения ударной волной и огнем живой силы, сооружений и техники противника. Источником энергии являются смеси метилацетина, пропадеина и пропана с добавкой бутана или смеси на основе окиси пропилена (этилена) и различных видов жидкого топлива.
Принцип действия такого боеприпаса заключается в следующем: жидкое топливо, обладающее высокой теплотворной способностью (окись этилена, диборан, перекись уксусной кислоты, пропилнитрат), помещенное в специальную оболочку, при взрыве разбрызгивается, испаряется и перемешивается с кислородом воздуха, образуя сферическое облако топливно-воздушной смеси радиусом около 15 м и толщиной слоя 2-3 м. Образовавшаяся смесь подрывается в нескольких местах специальными детонаторами. В зоне детонации за несколько десятков микросекунд развивается температура 2500-3000°С. В момент взрыва внутри оболочки из топливно-воздушной смеси образуется относительная пустота – безжизненное пространство размером с футбольное поле (поэтому объёмно-детонирующие боеприпасы называют «вакуумными бомбами»).
Рис. 2.6. Применение боеприпасов объёмного взрыва |
Основным поражающим фактором боеприпаса объёмного взрыва является ударная волна. В то же время резко возрастает температура воздуха, создается обедненная кислородом, отравленная продуктами сгорания обширная область атмосферы.
Боеприпасы объемного взрыва по своей мощности занимают промежуточное положение между ядерными и обычными (фугасными) боеприпасами. По своей разрушительной способности такой боеприпас может быть сравним с тактическим ядерным боеприпасом. Избыточное давление во фронте ударной волны боеприпаса объёмного взрыва даже на удалении 100 м от центра взрыва может достигать 100 кПа (1 кгс/см²).
Бомбы объемного взрыва испытаны американцами еще в 1969 г. во Вьетнаме.
Неоднократно боеприпасы объемного взрыва применялись в различных войнах 1980-90 годов. Так 6 августа 1982 года в период войны в Ливане израильский самолет сбросил такую бомбу (американского производства) на восьмиэтажный жилой дом. Взрыв произошел в непосредственной близости от здания на уровне 1-2 этажа. Здание было полностью разрушено. Погибло около 300 человек (в основном не в здании, а находившиеся поблизости от места взрыва).
В августе 1999 года в период агрессии Чечни против Дагестана на дагестанский аул Тандо, где скопилось значительное число чеченских боевиков, была сброшена крупнокалиберная бомба объемного взрыва. Захватчики понесли огромные потери. В последующие дни одно только появление одиночного (именно одиночного) штурмовика Су-25 над каким либо населенным пунктом заставляло боевиков спешно покидать аул. Появился даже термин «эффект Тандо».
Поскольку топливно-воздушная смесь боеприпасов объемного взрыва легко растекается и способна проникать в негерметичные помещения, а также формироваться в складках местности, простейшие защитные сооружения от них спасти не могут. Защита людей обеспечивается только укрытием в защитных сооружениях. Убежища должны работать в режиме полной изоляции.
Возникающая в результате взрыва ударная волна вызывает у людей такие поражения, как контузия головного мозга, множественные внутренние кровотечения вследствие разрыва соединительных тканей внутренних органов (печени, селезенки), разрыв барабанных перепонок уха.
Оружие для всех
Член экспертного совета коллегии Военно-промышленного комплекса Виктор Мураховский объяснил РИА Новости, что новая бомба – давно ожидаемая разработка. Сейчас над оружием такого типа работают Китай и Корея.
“Изделие создано в короткие сроки и для высокоточного поражения целей пользуется системой ГЛОНАСС. Без этого ничего бы не получилось”, – говорит Мураховский.
По его словам, бомба служит универсальным “хирургическим” инструментом для воздушных операций без захода в зону средств поражения ПВО противника. Причем точность попадания по объекту не зависит от квалификации пилота – все обеспечивается системой спутниковой навигации.
К точке назначения “Гром” способны доставить практически все многоцелевые истребители и фронтовые бомбардировщики, стоящие на вооружении ВКС: тяжелые Су-30СМ, Су-35С, Су-34, легкие МиГ-35СМТ, МиГ-29 и даже палубные Су-33, базирующиеся на крейсере “Адмирал Кузнецов”. Также носителями новой бомбы могут выступить бомбардировщики Су-24, составляющие основу фронтовой ударной авиации. Мураховский предположил, что снаряд-трансформер последней модификации покажут широкой публике на форуме “Армия-2018” в августе.
Разработчики испытали “Гром” в различных климатических условиях, в пыли и песке, при воздействии осадков, проверили на устойчивость к электромагнитным и другим помехам. Летно-конструкторские испытания подтвердили основные тактико-технические характеристики боеприпаса. В качестве носителей использовались многофункциональный бомбардировщик Су-34 и фронтовой истребитель МиГ-35. Они выполнили тридцать полетов с новым вооружением, провели аварийные сбросы, сбросы на “невзрыв” и задействовали несколько телеметрических макетов.
Добрый доктор
Сегодня управляемое оружие воздушного базирования является одной из основ военно-воздушных сил и хотя в 1943 году оно считалась революционной, фактически, эта смертельная концепция была реализована за 30 лет до этого.
хотя Вильгельм фон Сименс более известен серией самолетов R-класса и превосходным истребителем D.IV, в историю он войдет как отец управляемых бомб
Siemens Schuckert Werke (SSW) была одной из компаний второго ряда немецкой авиапромышленности времен Первой Мировой войны, но, тем не менее, она оставила свой след в истории с несколькими выдающимися проектами. Компани Siemens разработала первый в мире трехдвигательный бомбардировщик R.I и продолжала развивать серию постоянно увеличивавшихся самолетов R-класса, кульминацией которой стал R.VIII 1918 года. Компания также разработала превосходный истребитель-биплан D.IV, который по мнению многих фронтовых летчиков-истребителей превосходил любой сравнимый с ним истребитель тех лет. Были также необычные дистанционно управляемые летающие бомбы — детище доктора Вильгельма фон Сименса (Dr Wilhelm von Siemens).
В течение 1913 года Сименс разрабатывал различные идеи для оружия воздушного базирования, которое с высокой степенью точности могло быть использовано против военных кораблей. Он боролся с множеством проблем, некоторые из которых, казалось, были неразрешимыми до объявления войны в августе 1914 года, давшего толчок к активизации исследований. Благодаря квалифицированной помощи ведущих инженеров и техников SSW Дитциуса (Dietzius), Дорнье, Вольффа (Wolff), Франке (Franke) и Наталиса (Natalis) проектные работы над серией планирующих управляемых авиабомб набирали обороты, и первые эксперименты были обнадеживающими.
Стратегическая авиация вновь отстрелялась новыми ракетами в Сирии
В среду самолеты стратегической авиации Ту-95МС нанесли удар крылатыми ракетами Х-101 по позициям боевиков в сирийских провинциях Хомс и Хама. Российские военные утверждают, что поражены все намеченные цели: три крупных склада вооружений и боеприпасов, а также командный пункт террористов. По мнению эксперта, на границе этих провинций отсутствует критическая напряженность, оправдывающая использование данного типа ракет. По сведениям “Ъ”, для военных куда важнее было испытать доработанную по результатам предыдущих пусков Х-101.
В среду Минобороны разместило видеозапись ракетного удара по позициям террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) на границе провинций Хама и Хомс в Сирии. Стратегические ракетоносцы Ту-95МС в сопровождении истребителей Су-30СМ выпустили несколько крылатых ракет Х-101. В сообщении ведомства подчеркивается, что все намеченные цели были успешно поражены: «В результате удара уничтожены три крупных склада вооружений и боеприпасов, а также командный пункт террористов в районе города Акербат, что подтверждено данными объективного контроля». По словам представителя ведомства, ракетоносцы взлетали с авиабазы Энгельс (Саратовская область), совершили дозаправку в воздухе, а только потом уже выпустили Х-101 с расстояния около 1 тыс. км. По окончании боевого задания все самолеты вернулись в места постоянного базирования, добавили в ведомстве.
Как Ту-95МС сбрасывал крылатые ракеты Х-101 в ноябре
Крылатая ракета воздушного базирования Х-101 способна уничтожать подвижные цели с точностью попадания до 10 м, а дальность поражения составляет до 4,5 тыс. км. Удар по границе провинций Хама и Хомс стал не первым боевым применением данного типа ракет — Х-101 неоднократно применялись в ходе военной операции России в Сирии. Последний раз бомбардировщики наносили удар Х-101 в феврале в районе сирийского города Ракка. По словам полковника запаса Виктора Мураховского, в районе границы провинций Хама и Хомс находятся стационарные цели террористов, которые было необходимо уничтожить. При этом, по его словам, военная обстановка в Сирии является тяжелой сейчас только на юге, в остальных регионах — ситуация некритическая. «То есть совершенно необязательно было наносить удар именно этим типом ракет, но сейчас идет боевая подготовка летнего периода обучения российских военнослужащих, что объясняет необходимость отработать удар в боевых условиях»,— заявил эксперт.
По слова источника “Ъ” в органах военного управления, целью этого пуска была не только необходимость в короткие сроки уничтожить инфраструктуру боевиков, но и испытать Х-101 после некоторых доработок по итогам первого боевого применения.
И в среду Х-101 свои характеристики подтвердила. В 2020 году президент Владимир Путин, говоря об операции в Сирии, признавался, что боевые действия выявили «определенные проблемы», устранение которых позволит «скорректировать дальнейшие направления развития и совершенствования образцов военной техники».
Как уничтожение сирийского Су-22 грозило новым кризисом между Россией и США
Напомним, что в последний раз обстрелы провинции Хама российскими военными состоялись 23 июня. Тогда были произведены пуски шести крылатых ракет «Калибр» по объектам ИГ из восточной части акватории Средиземного моря (пуски были осуществлены с фрегатов «Адмирал Эссен» и «Адмирал Григорович», а также дизель-электрической подлодки «Краснодар»). В результате удара, по данным Минобороны РФ, были уничтожены пункты управления и склады вооружения боевиков в провинции Хама. Оставшиеся объекты уничтожили бомбардировщики ВКС РФ.
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
РАЗРУШЕНИЕ ФОРТИФИКАЦИОННЫХ СООРУЖЕНИЙ
Обе бомбы ФАБ-50 и ФАБ-100 были предназначены также для разрушения полевых фортификационных, наземных гражданских и промышленных сооружений. Кроме того, они применялись для разрушения железнодорожных путей, станций и поездов, а также поражения подлодок и кораблей, имеющих палубную броню толщиной до 30–35 мм. Из всех этих целей ФАБ-50 не была способна разрушить корабельную броню толщиной свыше 30 мм и мосты с железобетонными плитами толщиной 22–25 мм. Для поражения этих целей была предназначена ФАБ-100. Мосты с толщиной железобетонных плит 25–50 мм при отсутствии ФАБ-100 можно было поражать бомбами ФАБ-250
Принимая во внимание сказанное, необходимо признать целесообразным решение для унификации бомб снять с вооружения и производства ФАБ-100
Учитывая опыт войны, появилась насущная потребность в создании специальной мощной противотанковой бомбы осколочного действия. ФАБ-50м не удовлетворяли этой потребности, поскольку они не штатные, а переделаны из артиллерийских снарядов, поэтому качество бомб ставилось в зависимость от брака при производстве боеприпасов для пушек. Кроме того, габариты ФАБ-50м не соответствовали объемам грузовых отсеков самолетов СБ и Пе-2 и их габаритам, поскольку они были длиннее обычных ФАБ-50.
Количественные характеристики (радиусы поражения различных целей) со слов летного состава 19-й, 46-й, 47-й и 63-й смешанных авиадивизий и со слов штурмана 46-й ад Кукуруза, а также со слов полковника Семенова, старших лейтенантов Медведева, Базилевского, Смирнова и других, часто превосходили приведенные выше радиусы надежного поражения, особенно в отношении ФАБ-50М. Однако для точного определения эффективности действия осколочно-фугасных и особенно фугасных бомб калибра от 50 до 500 кг с взрывателем мгновенного действия предлагалось НИП АВ в Ногинске провести соответствующие испытания.
ВКС России получат высокоточные авиабомбы, которые превосходят аналоги США
Москва, 6 ноября. Воздушно-космические силы (ВКС) России получат 500-килограмовые высокоточные авиабомбы нового типа, которые превосходят аналоги США, уже в 2020 году.
В войска должны поступить 500-килограммовые боеприпасы «Дрель» с блоками самонаведения, которые позволят реализовать принцип «сбросил — забыл». Разработка бомбы велась с 2020 года. «Дрель» может стать универсальным ответом на американские бомбы JDAM и JSOW, сообщает газета «Известия».
Российская управляемая бомба с активными аэродинамическими поверхностями КАБ-500С была впервые показана в 2003 году. Главной особенностью боеприпаса стал специализированный 24-канальный приемник спутниковых навигационных систем, который мог собирать данные и с российской навигационной системы ГЛОНАСС, и с американского аналога NavStar.
КАБ-500С применялся в специальных воздушных операциях в Сирии. Высокоточные авиабомбы сбрасывали на особо важные наземные цели с высоким приоритетом. Боеприпасы применяли фронтовые бомбардировщики Су-34. Отклонение КАБ-500С при попадании в цель составило не более 4,5–5 м.
Среди недостатков бомбы издание отмечает небольшую дальность сброса, которая немного превышает 10 км, и ощутимую стоимость боеприпаса. Поэтому, для наиболее эффективного и точного применения ВКС РФ потребовалась более универсальная авиабомба.
Ее разработали инженеры НПО «Базальт». Главной особенностью боеприпаса «Дрель» стала выросшая до 30 км дальность применения. Эта особенность позволяет применять боеприпас без входа в потенциально опасную зону. При этом «Дрель» может поражать любые типы целей, в том числе пусковые установки, командные пункты и бронетехнику. Боеприпас не теряет эффективности в условиях сильных помех.
Издание отмечает, что отдельные виды подобного вооружения активно применяются США. Но комбинированных средств поражения, которые сочетают свойства нескольких видов оружия, у американской авиации нет. Между тем, авиабомбу «Дрель» ВКС РФ планируют принять на вооружение уже в 2020 году.
Расшифровка названия
Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ
-250М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-250 М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250М-46 — модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-270 , ФАБ-1500-2600 ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500Т — термостойкая, ФАБ-1500-2600ТС — толстостенная, ФАБ-100сч — сталистый чугун, ФАБ-1000сл — стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500С-Э — экспортная).
Типы бомб
Основного назначения
| Вспомогательные и специальные
|
РБК-500АО 380 кг
БК — разовые бомбовые кассеты. Представляют собой тонкостенные авиабомбы, предназначены для применения авиабомб малого калибра (до 20 кг.). Название состоит из сокращенного наименования и типа снаряжения.
Некоторые РБК имеют в комплекте съёмный обтекатель позволяющий эффективно устанавливать РБК на самолёты как с внешней подвеской так и с внутренним отсеком вооружения. РБК по способу разбрасывания боевых элементов делятся на два вида:
Обтюраторного типа — имеют в своей конструкции жёстко закреплённый обтюраторный диск, который после срабатывания дистанционного взрывателя и воспламенения им вышибного заряда под действием пороховых газов отделяется от стакана и перемещается внутри корпуса бомбы вместе с центральной трубой вокруг которой размещаются мелкие авиабомбы. Отделяется хвостовой конус, и боевые элементы выходят за пределы кассеты.
С центральным воспламенительно-разрывным зарядом (ВРЗ) — в конструкции бомбы есть центральная перфорированная труба с ВРЗ и боковое ослабленное сечение, закрытое планкой. При срабатывании взрывателя, инициируется ВРЗ. Образовавшиеся газы разрушают корпус бомбы по сечению и разбрасывают авиабомбы, при этом достигается больша́я площадь рассевания авиабомб.
https://www.youtube.com/watch?v=XGiueaVucrI