Wasserfall – Р-101

И на море тоже…

Как сообщил в конце августа генеральный директор «Уралвагонзавода» Александр Потапов, «Деривация-ПВО» прошла предварительное тестирование и в будущем году опытно-промышленная партия пройдет государственные испытания. Предполагается, что в 2022-м начнется поставка комплекса в подразделения ПВО Сухопутных войск.

Морской боевой модуль сможет успешно бороться с малоразмерными беспилотниками и низколетящими вертолетами и самолетами, а при выполнении задач в прибрежной зоне поражать инженерные укрепления и наземную легкобронированную технику противника.

…Немаловажно, что «Деривация-ПВО» имеет серьезный задел для дальнейшего развития. В частности, речь может идти о продолжении роботизации комплекса, совершенствовании боеприпасов и т.д

Впрочем, применительно к столь перспективной новинке говорить о модернизации преждевременно.

Начало ПВО

Расшифровка хорошо всем знакомой аббревиатуры означает противовоздушную оборону, то есть систему мер по защите территории и объектов от нападения с воздуха. Первые стрельбы под Петербургом производились из четырехдюймовых пушек при использовании ординарной пулевой шрапнели.

Именно такое сочетание технических характеристик выявило неспособность имевшихся средств к поражению воздушных объектов, роль которых тогда выполняли аэростаты и воздушные шары. Однако по результатам испытаний российские инженеры получили техническое задание на разработку специальной пушки, которая была закончена в 1914 году. Технически несовершенны были в то время не только артиллерийские орудия, но и сами аэропланы, не способные подниматься на высоту, превышавшую три километра.

Почему современные ПВО не сбили ракету “Точка-У”

Многих сейчас интересует вопрос, почему современные системы ПВО не всегда могут сбить достаточно старую ракету “Точка-У”. Как мы уже рассказывали, ракеты «Точка-У» могут иметь кассетную боевую часть. Это значит, что даже в случае ее поражения, она способна нанести серьезный ущерб территории, над которой была сбита. Если, к примеру, ракета сбивается над городом, это приводит к множеству жертв, так как огромное количество мелких осколков обрушиваются на землю с огромной скоростью.

Иногда же ПВО действительно не могут сбить “Точку-У”, но почему? Дело в том, что перехватить такую ракету довольно сложно. Как сообщает военный эксперт Евгений Линин изданию “МК”, максимальное расстояние, на котором ракета способна поражать цели, составляет 120 км, то есть время полета составляет всего несколько минут, чаще две минуты.

Чтобы в таких условиях системы ПВО могли сбить ракету, они должны работать постоянно и обязательно перекрывать друг друга, то есть быть эшелонированными. Если зоны прикрытия не перекрывают друг друга, между ними образуются бреши, сквозь которые могут пролетать ракеты.

Продолжительность полета ракеты «Точка-У» составляет всего несколько минут

По словам Евгения Линина, чтоб системы ПВО могли эффективно бороться с такими ракетами, они должны обладать автоматическим реагированием на пуск. К таким относится “Бук”, “Панцирь-С” и “Тор”, но только во включенном состоянии. То есть они должны работать беспрерывно. Обеспечить это условие очень сложно, так как радиолокационные станции имеют ограниченные ресурс работы.

Кроме того, постоянно включенные станции легко выявляются и служат мишенью для ракет противорадиолокационной борьбы. Такие ракеты наводятся по излучению от станции.

Американские дроны-камикадзе Switchblade практически не уязвимы для систем ПВО

Технические характеристики

Wasserfall представляет собой зенитный ракетный вдохновлен концепции V-2 , с аналогичной архитектурой и формой. Из-за того, что рабочая высота ограничена высотой полета бомбардировщиков, и меньшей мощностью заряда взрывчатого вещества, необходимого для их уничтожения, он меньше, чем V2, что эквивалентно 1/4 его размера. Wasserfall оснащен дополнительными элеронами , расположенных в середине длиной фюзеляжа, чтобы увеличить его маневренность.

В отличие от V-2, Wasserfall спроектирован таким образом, чтобы держать его готовым к стрельбе в течение длительного периода времени перед фактическим выстрелом, что делает летучий жидкий кислород V-2 непригодным для использования. Новый двигатель был разработан D г Walter Thiel , используя Visol (винил – изобутиловый эфир) и СВ-Стофф , или «красной дымящей азотной кислоты«(RFNA) (94% азотной кислоты , 6% перекиси азота ). Эта гиперголическая смесь вводится в камеру сгорания путем создания в резервуарах давления азота , который сам содержится в дополнительном резервуаре. « Вассерфаль» запускается со стартовых площадок (кодовое название «Везувий»), способных поддерживать поток этого топлива в случае необходимости.

Наведение обеспечивается радиосистемой MCLOS, которая позволяет вести огонь только в дневное время из-за необходимости видеть цель и ракету для наведения. Чтобы преодолеть это ограничение, были изучены более сложные радиолокационные системы наведения ( Рейнланд ). Эта система объединяет радар для обнаружения цели и транспондер в ракете для определения ее местоположения в полете с помощью пеленгатора . Аналоговый компьютер направляет ракету в радарного луча , как только он срабатывает так , что оператор может увидеть два эхо – сигналы и направлять ракету к своей цели.

Наведение на этапе запуска обеспечивается четырьмя графитовыми поверхностями управления, расположенными в потоке выброса двигателя, а на высокой скорости – четырьмя элеронами, расположенными в основании фюзеляжа. Команды оператора отправляются на ракету через джойстик «Кель-Страсбург» (кодовое название «Бургунд»), используемый на летающей бомбе Henschel Hs 293, которая имела некоторые значительные результаты против кораблей союзников в Средиземном море, модифицирована.

Первоначально планировалось, что военный заряд состоял из 100  кг взрывчатого вещества, но его быстро заменили 306  кг жидкого взрывчатого вещества. Цель состоит в том, чтобы вызвать сильный взрывной эффект на большой площади в ящике бомбардировщика, чтобы уничтожить несколько самолетов каждым выстрелом. При дневной стрельбе оператор сам инициирует взрыв бортового груза.

Разработка этой ракеты началась в году и была заморожена на2 ноября 1942 г.. Первые модели были испытаны в 1943 году , но Д Д – р Вальтер Тиль был убит в августе 1943 года во время , прелюдии к операции Арбалета производства бомбардировки участкам V-2.

После успешной стрельбы третьего прототипа 8 марта 1944 г., делаются три дополнительных пробных выстрела до конца Июнь 1944 г.. Выстрел не удался8 января 1945 г., двигатель не заработал нормально и запустил ракету только на высоте 7  км с дозвуковой скоростью . Незадолго до эвакуации Пенемюнде КНИГИ17 февраля 1945 г., А Wasserfall достигает 770  м / с ( 2800  км / ч ) в вертикальном полете. Всего было обстреляно тридцать пять Вассерфаль .

Фау-2, оснащенный системой наведения Wasserfall, разбился в Швеции на13 июня 1944 г., что привело к операции «Биг Бен» британцами, которые предложили обменять обломки V-2 на Supermarine Spitfires .

Современное состояние ПВО

Расшифровка известной аббревиатуры не в полной мере отвечает современным реалиям, так как сегодня в мире все большее значение приобретают бесконтактные способы ведения борьбы, основанные на ракетном оружии и специальной авиации с малой заметностью.

Кроме того, все чаще рядом с аббревиатурой ПВО используется сокращение ПРО, которым обозначают противоракетную оборону

Представить эффективную воздушную оборону без использования ракетного оружия сегодня невозможно, а это значит, что все большее значение приобретают системы, имеющие принципиально важное значение для интеграции различных систем от зенитной пушки до средств радиолокационной борьбы

В век интернета большое значение приобретает грамотный поиск и умение отличать достоверную информацию от неправильной. Все чаще пользователи ищут расшифровку ПВО ОВД, что означает паспортно-визовый отдел Отделения внутренних дел — отдел полиции, занимающийся паспортизацией населения.

Воинские части

Войсковые части Краснодара и Краснодарского края, действующие и расформированные, контактная информация, адреса, телефоны, обзоры в/ч региона

Войсковые части Красноярска и Красноярского края, действующие и расформированные, контактная информация, адреса, телефоны, обзоры в/ч региона

Войсковые части Кургана и Курганской области, действующие и расформированные, контактная информация, адреса, телефоны, обзоры в/ч региона

Войсковые части Курска и Курской области, действующие и расформированные, контактная информация, адреса, телефоны, обзоры действующих в/ч

Войсковые части Кызыла и Республики Тыва, действующие и расформированные, контактная информация, адреса, телефоны, обзоры действующих в/ч

Войсковые части Йошкар-Олы и Республики Марий Эл, действующие и расформированные, контактная информация, адреса, телефоны, обзоры действующих в/ч

Войсковые части Иркутска и Иркутской области, действующие и расформированные, контактная информация, адреса, телефоны, обзоры действующих в/ч

Войсковые части Ижевска и Удмуртской республики, действующие и расформированные, контактная информация, адреса, телефоны, обзоры действующих в/ч

Войсковые части Иваново и Ивановской области, действующие и расформированные, контактная информация, адреса, телефоны, обзоры действующих в/ч

Войсковые части Екатеринбурга и Свердловской области, действующие и расформированные, контактная информация, адреса, телефоны, обзоры действующих в/ч

Источник

Необитаемый «Байкал»

Изюминка комплекса — боевой модуль АУ220М (или «Байкал»), оснащенный 57-мм пушкой 2А91. Тут, кстати, уместно историческое отступление. Впервые артиллерийское орудие калибра 57-мм появилось в нашей стране в 1940 году — это была противотанковая пушка ЗИС-2. Она в тот период была самой мощной в мире среди артиллерийских средств, предназначенных для борьбы с танками. Поскольку подходящих целей на тот период не имелось, ЗИС-2 в 1941-м сняли с серийного производства, отметив в обосновании: в связи с избыточной бронепробиваемостью.

Правда, спустя два года, когда у вермахта появились «Тигры» и «Пантеры», производство возобновили. Кстати, и сегодня ЗИС-2 находится на вооружении армий ряда африканских стран.

Поэтому отчасти обращение к калибру 57-мм можно считать не случайным: у конструкторов есть определенный опыт, в том числе боевого использования. Такое вооружение — это значительный плюс по сравнению с ЗСУ-23-4 «Шилка», которую постепенно и заменит «Деривация-ПВО». Ведь у той калибр счетверенной пушки всего 23-мм.

Пресс-служба ЦНИИ Буревестник

Явное превосходство и по таким важнейшим характеристикам, как дальность и высота поражения целей. Если у «Шилки» это соответственно 2500 и 1500 м, то у нового зенитного артиллерийского комплекса 14 500 м и 4500 м (по некоторым данным до 7500 м). Что называется, почувствуйте разницу!

При этом вполне достойная скорострельность — 120 выстрелов в минуту, а начальная скорость 57-мм снаряда — 1000 м/с. Причем, это не только многофункциональный снаряд, что уже само по себе хорошо, а с дистанционным подрывом у цели.

На практике это будет выглядеть так: совсем необязательно прямое попадание в воздушную цель — достаточно разрыва рядом, чтобы осколками нейтрализовать ее. В связи с активным применением беспилотников это особенно актуально.

Экипаж из трех человек (командир, механик-водитель и оператор-наводчик) в боевом модуле не располагается — управление производится дистанционно. Иными словами, возросла выживаемость зенитчиков на поле боя.

Обнаружение и сопровождение целей осуществляется прицельно-разведывательным комплексом пассивного типа, который дает возможность кругового обзора. Достаточно сказать, что оптико-электронная станция позволяет на расстоянии до 10 км обнаружить цель размером 2,3 на 2,3 м. То есть танк или вертолет — основные угрозы для 2С38 «Деривация-ПВО» на поле боя — будут вовремя обнаружены.

В целом вооружение комплекса позволяет при необходимости обеспечивать не только прикрытие частей и подразделений с воздуха, но и их огневую поддержку. Во всяком случае, броня любого бронетранспортера или БМП 57-миллиметровке вполне по зубам.

Разница между ПВО и ПРО

ПВО и ПРО представляют собой средства для отражения воздушного нападения. Как не сложно догадаться, системы ПРО (противоракетной обороны) предназначены для борьбы с ракетами противника. Они могут уничтожать как тактические, так и стратегические ракеты различных типов.

Современные системы РЛС позволяют засекать ракеты на расстоянии свыше 5000 км. При этом ПРО способны уничтожать их на любых этапах полета. Причем они могут поражать отдельные части ракет, к примеру, ступени наведения, головные части и пр. Кроме того, они могут поражать ракеты-перехватчики наземного и морского базирования.

Комплексы С-300 против современных крылатых ракет недостаточно эффективны

Что касается систем (ПВО), то они способны поражать не только ракеты, но и все остальные средства воздушного нападения. Но какие системы эффективней против ракет, ПВО или ПРО? Однозначного ответа на этот счет нет, так как все зависит от конкретной модели системы.

К примеру, комплексы С-300 хоть и способны сбивать крылатые ракеты, прямая их задача заключается в защите территории от самолетов и вертолетов противника. С поражением современных крылатых ракет они справляются менее эффективно. связано это с тем, что ракеты используют различные приемы, повышающие их незаметность для систем РЛС. К примеру, они могут лететь на очень малой высоте. Иногда они летят вдоль русла реки, в результате чего вообще пропадают с радаров. Еще один распространенный прием — пуск ракет по одной траектории до определенного момента. На радарах они вначале видны как одна цель, но затем разлетаются, и системы ПВО не успевают среагировать.

Поэтому, если основой противовоздушной обороны служат комплексы С-300, эффективность ее против современных ракет сравнительно невысокая. То же самое касается зенитно-ракетных комплексов Бук М1. Комплекс С-400 “Триумф” в этом плане более эффективен.

Ракеты «Точка-У» сложно перехватить

Последующие разработки

После капитуляции Германии, СССР и США вывезли несколько образцов зенитных ракет, а также ценную документацию.

В Советском Союзе «Вассерфаль» после некоторой доработки получила индекс Р-101. После серий испытаний, которые выявили недостатки в ручной системе наведения, было принято решение о прекращении модернизации трофейной ракеты. К таким же выводам пришли американские конструкторы; проект ракеты A-1 Hermes (на основе «Вассерфаль») был закрыт в 1947 году. Однако опыт, полученный при испытаниях воспроизведённой в США ракеты «Вассерфаль», послужил основой при создании семейства ЗУР «Найк».

Также стоит отметить, что с 1943 по 1945 годы немецкие конструкторы разработали и испытали ещё четыре модели управляемых ракет: Hs-117 Schmetterling, Enzian, Feuerlilie, Rheintochter. Многие технические и инновационно-технологические решения, найденные немецкими конструкторами, были воплощены в послевоенных разработках в США, СССР и других странах на протяжении последующих двадцати лет.

задний план

Старт водопада от “отправной точки пляжа” на испытательном стенде IX в Пенемюнде , осень 1944 г.

Уже в конце 1942 года стало проявляться превосходство союзников в воздухе . Многие немецкие летчики были убиты или взяты в плен в битве за Британию . Одномоторный Bf 109 и Fw 190 истребителей в частности , были не очень эффективны против четырех двигателей бомбардировщиков , летящих в на больших высотах , так как их авиационные двигатели были не достаточно мощным выше полного давления высоты . Вот почему в бюро разработки заговорили о «кризисе поршневых двигателей». Двигатели были высокоразвитыми и усовершенствованными, которые надежно работали только около 50 часов , особенно при работе с процессами для кратковременного повышения производительности, такими как впрыск закиси азота ( GM-1 ) или водно- метанольной смеси ( MW-50 ). Потребность в высококачественной стали, которая была одним из дефицитных ресурсов, не могла быть удовлетворена в ходе войны. К тому же не , необходимого для мощных двигателей.

Цель ПВО – предотвратить повреждение защищаемой цели. Это можно сделать, обезвредив злоумышленника или заставив его уклониться, тем самым уменьшив вероятность попадания. Уклонение на большую высоту означает уменьшение бомбовой нагрузки и уменьшение вероятности попадания. Упомянутые аспекты сделали управляемую ракету с дистанционным или компьютерным управлением очевидным и реалистичным решением проблемы. В Германском Рейхе уже были достигнуты соответствующие успехи в разработке V-образного оружия , торпед и ракетных двигателей для реализации ракеты.

Разработка ракеты « Водопад », а также других проектов зенитных ракет (« Бабочка» , « горечавка» – оба крылатых проекта для дозвукового диапазона – и « Рейнская дочка» ) велась в рамках программы « Везувий» . Соответствующие проекты в период с 1940 по 1945 год запускались в общей сложности двенадцать раз, а затем были отменены.

Проект баллистической ракеты Р-101 (СССР)

БРПЛ Р-101 – проект зенитной баллистической ракеты, предназначавшейся для запусков с борта подводных лодок. Разрабатывалась на базе трофейной зенитной ракеты «Вассерфалль» на основании постановления ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР от 13 мая 1946 года № 1017-419сс. Работы велись отделом № 4 СКБ НИИ-88, главный конструктор – Е.В. Синильщиков. Управляемый зенитный снаряд «Вассерфалль» был создан в Германии под общим руководством Вернера фон Брауна с использованием технологических достижений проекта «Фау-2». Проработка концепции использования была начала в 1941 году. Спустя год были сформулированы требования к ракете. Техническое проектирование велось в 1943 году.

Первый, неудачный, пуск ракеты состоялся 29 февраля 1944 года. Всего было выполнено несколько десятков испытательных пусков ракет, но наладить их серийное производство до окончания Второй мировой войны немцы не успели. Вся техническая документация и изготовленные экземпляры ракет были захвачены союзниками в поверженной Германии. Советским специалистам достался только один комплектный экземпляр телеметрического варианта ракеты с телеметрической системой «Мессина» и некомплектная техническая документация. К лету 1947 года на основе полученных данных были разработаны чертежи ракеты Р-101. Многие узлы были разработаны заново – компоновка и крепление всей бортовой аппаратуры, конструкция рулей и антенн, рулевые машинки, прокладка кабелей, конструкция боевого отсека. Был заново разработан пусковой стол. Технический проект был утвержден в НИИ-88 5 июня 1947 года.

Испытательные пуски ракет Р-101 (в наземном варианте) состоялись на полигоне Капустин Яр в первой половине 1949 года. Всего было запущено 14 ракет. Два пуска были неудачными. После доработки ракет, с декабря 1949 года по январь 1950 года, состоялась вторая серия испытаний. Помимо базового варианта, испытывались и модификации ракеты – Р-101А, Р-101Б и Р-101В. Всего было выполнено не более 30 пусков.

Помимо наземного варианта базирования ракет Р-101 рассматривался и морской вариант ракеты -стартовый стол, находящийся на стабилизированной по бортовой и килевой качке. В проекте размещения ракет на подводной лодке проекта 611 для хранения ракет предполагалась установка прочного водонепроницаемого ангара длиной 17,5 метра и диаметром 2,2 метра. Ангар был рассчитан на хранение двух ракет со снятыми воздушными рулями. Ангар оборудовался специально откидывающейся торцевой крышкой. Это было связано с конструкцией снаряда, не допускающего его погружение в воду, а также отсутствиемвозможности размещения снарядов внутри прочного корпуса.

Старт предполагалось производить из вертикального положения со специального стабилизированного стола, снаряд доставлялся на стол при помощи лафета. Из-за малого времени предстартовой подготовки ракет разогрев ламп приборов управления и разгон гироскопов производились за две минуты до старта.

Работы по морскому варианту ракеты Р-101, как и по всем другим вариантам, были прекращены постановлением ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР от 17 августа 1951 года № 3017-1118сс. Основная причина принятия такого решения – неясная перспектива доведения до требуемого уровня системы наведения ракет. В сентябре того же года людские ресурсы, оборудование и образцы ракет Р-101 были переданы из НИИ-88 в ОКБ-301 С.М. Лавочкина, которое стало головным конструкторским бюро по созданию зенитных управляемых ракет.

Технические характеристики МБР Р-101Длина, м – 7,8-8Диаметр, м – 0,89Стартовая масса, т – 3,6Масса боевой части, т – 0,3Дальность действия, км – 25Высота полета, км – 10Тип головной части – фугасная#ввссссрроссииснг

2. Описание конструкции

Внешне ракета представляла собой уменьшенную вдвое баллистическую ракету A-4 «Фау-2», с несущей обшивкой на каркасе.

Так как зенитные ракеты должны в течение продолжительного времени сохраняться в заправленном состоянии, а жидкий кислород для этого непригоден, то двигатель ракеты «Вассерфаль» работал на топливной смеси, компоненты которой назывались «сальбай» и «визоль». «Сальбай» представлял собой азотную кислоту, используемую в качестве окислителя. «Визоль» служил горючим; он относился к разработанной немцами группе ракетных топлив с виниловым основанием. Основу топлив второй группы, условно названной «тонка», составляли ксилидины. Состав топливной смеси обозначался цифрами после названия; например, топливо «тонка-250» состояло по весу на 50 процентов из ксилидина и на 50 процентов из триэтиламина. В двигателе ракеты «Вассерфаль» в качестве горючего применялся винилизобутиловый спирт. Ракета «Вассерфаль» состояла из следующих частей. В носовой части помещался радиовзрыватель, срабатывавший по радиосигналу, передаваемому с земли; позднее он был заменён дистанционным взрывателем. Далее располагалась осколочно-фугасная боевая часть с готовыми осколками, снаряжение — аммотол. Верхний отсек диаметром 914 миллиметров представлял собой сферический баллон со сжатым воздухом, которым приводились в действие регулировочные механизмы — сервомоторы. Непосредственно под этим баллоном помещался отсек с клапанами, а далее — бак с «визолем», бак с «сальбаем» и, наконец, двигательный отсек, в котором находились двигатель и вспомогательные устройства. Стабилизаторы и газовые рули монтировались на двигательном отсеке, а к внешней оболочке ракеты на уровне топливных баков крепились четыре крыла. На начальном этапе полёта ракета управлялась газовыми рулями, которые сбрасывались после набора скорости, достаточной для действия воздушных рулей.

Боевая часть ракеты содержала 100 кг конденсированного (твёрдого) взрывчатого вещества и 206 кг жидкого взрывчатого вещества (вероятно, смесью Шпренгеля, готовящейся на основе SV-Stoff). Дополнительным источником поражения служил сферический баллон диаметром 0,8 м со сжатым азотом наддува топливных баков. В стадии испытаний находились магнитный неконтактный взрыватель, инфракрасные датчики и акустические головки самонаведения.

2.1. Управление

Существовало несколько алгоритмов и соответствующего технического оснащения наведения ракеты на цель.

По одному варианту бортовой транспондер ракеты передавал радиосигнал на устройство определения координат «Rheinland», которое определяло азимут и угол прицеливания. После этого информация передавалась в вычислитель, где она сравнивалась с данными координат ракеты по наземному радару. Рассчитанная поправка на управляющие органы ракеты передавалась на борт ракеты радиосигналом. Принятые ракетой радиосигналы дешифровывались, усиливались и передавались на исполнительные механизмы (рулевые машинки фирмы «Аскания»), которые управляли воздушными рулями ракеты. Таким образом, это была первая в мире система наведения ракеты по лучу радара.

По другому варианту управление ракетой осуществлялось при помощи впервые разработанной в Германии радиолокационной системы наведения с использованием двух РЛС. Одна РЛС следила за целью, вторая отслеживала саму ракету. Отметки на экране электронно-лучевой трубки от цели и ракеты оператор совмещал вручную при помощи ручки управления («кнюппеля» — первого в мире джойстика). Сигналы от «кнюппеля» поступали в счётно-решающие устройства фирмы «Сименс» (прототип первых ЭВМ, в которых использовались не только электронные, но и электромеханические и даже механические компоненты). Команды от машины «Сименс» поступали по радиоканалу на борт ракеты, где рулевые машинки управляли воздушными рулями ракеты.

По третьему варианту управление ракетой осуществлялось упрощённым способом при помощи наведения ракеты оператором на цель при помощи «кнюппеля» чисто визуально. Такой вид управления был отработан ещё при испытаниях баллистической ракеты «Фау-2» в качестве дублирования автоматического управления при отказах.

В результате экспериментов конструкторы «Вассерфаля» остановили свой выбор на двухлокаторной системе наведения. Первый радар отмечал самолёт противника, второй зенитную ракету. Оператор наведения видел на дисплее две отметки, которые стремился совместить с помощью ручек управления. Команды обрабатывались, и по радиоканалу передавались на ракету. Приёмник команд «Вассерфаль», получив команду, через сервоприводы управлял рулями — и ракета корректировала курс.

Второй этап развития АСУ

Второй этап развития АСУ войсками соединения ПВО представлен системами ряда «Луч».

Основными средствами воздушного нападения (СВН) вероятного противника на этом этапе были крылатые ракеты воздушного, наземного и морского базирования, а также самолеты СА, ТА и ПА. Основным тактическим приемом был прорыв системы ПВО и пуск крылатых ракет до зон поражения ЗРК и действия СА, ТА и ПА по объектам обороны.

Автоматизированная система управления «Луч» разработана на элементной базе второго поколения. Элементной базой были полупроводниковые приборы (феррит-транзисторные ячейки). Система стала более надежной, менее энергоемкой, увеличились быстродействие и объем памяти.

АСУ «Луч» была задана к разработке в 1958 г., прошла испытания в 1960–1970 гг. и принята на вооружение в 1973 г. Появились новые боевые средства ПВО (ЗРК, истребители) с лучшими поисковыми возможностями и большими дальностями действия. Обеспечение информацией о воздушной обстановке боевых средств ЗРВ, ИА, РЭБ осуществлялось от единого радиолокационного поля.

В ходе работ по созданию системы «Луч-1» отрабатывались способы централизованного управления различными родами войск ЗРВ, ИА, РТВ, РЭБ с командного пункта (КП) соединения ПВО, оснащенного комплексом средств автоматизации «Протон-1».

Управление соединениями (частями) родов войск на тактическом уровне в локальных группировках осуществлялось с получившими дальнейшее развитие КСА КП ЗРВ, ИА, РТВ и РЭБ. Управление истребителями и ЗРК дальнего действия предполагалось осуществлять с КП соединения ПВО, оснащенного КСА «Протон-1».

В состав системы на этом этапе входили:

  • КСА КП соединения ПВО «Протон-1»;
  • КСА КП соединений (частей) ЗРВ «Вектор-2Л», «Сенеж»;
  • КСА КП частей ИА АНИП-68 с ПН ИА АНИП-68;
  • КСА КП частей, (подразделений) РТВ «Низина», «Низина-У», «Межа», «ПОРИ»;
  • КСА КП частей (подразделений) РЭБ АКУП-22.

Расширение возможностей и технических характеристик КСА КП соединения ПВО, совершенствование алгоритмов управления, появление новых КСА КП родов войск, необходимость взаимодействия с КП ПВО других видов, родов войск Вооруженных Сил потребовали дальнейшей модернизации АСУ «Луч-1».

АСУ «Луч-2» прошла испытания и была принята на вооружение в 1979 г. Структурная схема АСУ войсками соединения ПВО «Луч-1,2» показана на рисунке 2. АСУ «Луч-3» была принята на вооружение в 1982 г., а в 1984 г. прошла испытания и в 1987 г. принята на вооружение АСУ «Луч-4» с КСА КП соединения ПВО «Протон-2М».

Рис. 2. Структурная схема АСУ войсками соединения ПВО «Луч-1(2)» (вариант). Графика Юлии Гореловой

Необходимо отметить, что в отличие от КСА КП родов войск КСА КП соединения ПВО «Протон-2М» был выполнен на элементной базе еще второго поколения. Данные обстоятельства не позволяли уменьшить массогабаритные характеристики, снизить энергопотребление, увеличить память и быстродействие, а также увеличить возможности по количеству управляемых средств и обрабатываемых целей. Заложенные принципы централизованного (поканального) управления с КП соединения ПВО ограничивали возможности основных боевых средств и КСА КП частей ЗРВ, ИА и РЭБ.

Источники радиолокационной информации не обеспечивали своевременного обнаружения и качественного сопровождения большого количества маловысотных и малоскоростных целей в сложной помеховой обстановке.

В состав системы АСУ «Луч-4» на заключительном этапе входили:

  • КСА КП соединения ПВО «Протон-2М»;
  • КСА КП соединений (частей) ЗРВ «Сенеж-М», «Байкал-1»;
  • КСА КП частей ИА «Рубеж» с ПН ИА «Рубеж-2»;
  • КСА КП соединений (частей, подразделений) РТВ «ПОРИ», «Межа», «Низина-У»;
  • КСА КП частей (подразделений) РЭБ АКУП-22.

Третий этап развития АСУ

Третий этап развития АСУ войсками соединения ПВО представлен системами ряда «Пирамида».

Начались разработка более совершенных средств воздушного нападения, действующих как на малых и сверхмалых высотах, так и на сверхбольших высотах с гиперзвуковыми скоростями (гиперзвуковые летательные аппараты, ГЗЛА), создание новых беспилотных и дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (БЛА, ДПЛА) и специальных ударных, разведывательных систем.

Автоматизированные системы управления войсками соединения ПВО «Пирамида» были разработаны на элементной базе третьего поколения. Элементной базой являлись интегральные микросхемы. Система стала еще более компактной, увеличилось быстродействие, появились новые типы запоминающих устройств.

Размеры интегральных схем не превышают нескольких сантиметров. Применение таких схем повышает надежность ЭВМ и позволяет увеличить их быстродействие до миллионов операций в секунду.

АСУ «Пирамида» прошла испытания и была принята на вооружение в 1993 г. с КСА КП соединения ПВО «Универсал». В этот период приняты на вооружение КСА КП соединения ПВО «Универсал», который обеспечивал автоматизированное управление частями ЗРВ, ИА, РТВ и РЭБ.

Созданием КСА КП соединения ПВО «Универсал-1» (1998 г.) и современных КСА КП соединений и частей ЗРВ, ИА, РТВ и РЭБ завершилась разработка АСУ соединения ПВО «Пирамида».

В состав АСУ «Пирамида» на заключительном этапе входили:

  • КСА КП соединения ПВО «Универсал-1»;
  • КСА КП соединений (частей) ЗРВ «Байкал-1»;
  • КСА КП частей ИА «Рубеж-М», с ПН ИА «Рубеж-2М»;
  • КСА КП соединений (частей, подразделений) РТВ «Нива», «Основа-1», «Поле»;
  • КСА КП частей (подразделений) РЭБ-С АКУП-1;
  • КСА КП соединений (частей) ПВО СВ «Поляна-Д4».

Рис. 3. Структурная схема АСУ войсками соединения ПВО «Пирамида» (вариант). Графика Юлии Гореловой

Структурная схема АСУ войсками соединения ПВО «Пирамида» показана на рисунке 3.

Проекты в мирное время

К счастью всего человечества война закончилась, но история обсуждаемой ракеты не завершилась вместе с ней. Германия была повержена, и американцы успели вывезти оттуда ценные технические разработки. Кстати, добывали они эти трофеи в той зоне, которая была оккупирована Советским Союзом.

Несложно догадаться, что Вассерфаль стала наиболее выгодной находкой. Ее включили в программу вооружения Hermes, и вскоре ракета стала ее основной частью. На базе этой разработки было создано еще несколько ракет. Ни одна из них не была взята на вооружение, но уже к началу 50-х годов американское ракетостроение заметно превзошло немецкое.

Разработки в области ракетостроения шли и в Советском Союзе, но большая часть сведений относилась к засекреченным данным. Немецкий образец был модернизирован, этим занимались ученые Исаев и Садовский. После преобразований устройству дали имя Р-102. Удалось существенно уменьшить вес, разработка стала более технологичной и безопасной. Однако, дело ограничилось созданием экспериментальных образцов

Все работы проводились под пристальным вниманием западных спецслужб. На западе существовало свое мнение об успешности советских испытаний

Вплоть до 60-х годов в СМИ часто проскакивали сообщения о том, что противовоздушная оборона Москвы представлена ракетами Вассерфаль.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий