Тяжелый разведывательный БПЛА Divine Eagle
Китайским беспилотником, способным превзойти американские «Глобал Хок» и «Тритон», должен был стать тяжелый реактивный Divine Eagle. Снимки этого беспилотного аппарата появились в сети в 2015 году, после начала испытаний в Шеньяне.
Модель БПЛА Divine Eagle
Тяжелый БПЛА Divine Eagle имеет тандемный корпус с одним турбореактивным двигателем посередине и двумя килями. Согласно экспертным оценкам «Божественный орёл» оснащён ТРДД с тягой от 3,5 до 5 т, чего достаточно для подъема беспилотника со взлетной массой 12-18 т.
Достоверной информации об точных размерах и лётных данных тяжелого двухкилевого БПЛА нет. Но, судя по спутниковым снимкам, полученным на заводском аэродроме Шеньянской авиационной корпорации Shenyang Aircraft Corporation (SYAC), длина его фюзеляжа может составлять от 15 до 18 м, а размах крыльев оценивается в 40-45 м.
Спутниковый снимок Google Еarth: БПЛА Divine Eagle на заводском аэродроме в Шеньяне, об истинных размерах беспилотника можно судить по имеющимся на снимке тяжелым истребителям J-11
С учётом размеров и компоновки БПЛА Divine Eagle можно предположить, что практическая дальность его полёта будет не меньше, чем у американских тяжелых разведывательных беспилотников. Рабочая высота патрулирования может превышать 20 км, а крейсерская скорость находится в диапазоне 750-800 км/ч.
В китайских СМИ пишут, что на внешних поверхностях «Божественного орла» размещены 7 антенн АФАР. Передача радиолокационной информации должна происходить в реальном режиме времени по радиорелейным и спутниковым каналам связи. Принято считать, что основным назначением самого крупного китайского беспилотного аппарата является слежение за американскими авианосными ударными группами.
Ряд неавторитетных источников утверждает, что БПЛА Divine Eagle принят на вооружение НОАК в 2018 году. Сложно сказать насколько это соответствует действительности, возможно, он только проходит войсковые испытания. Тяжелые беспилотники «Парящий дракон» и «Божественный орёл» замечены на авиабазе Аньшунь в провинции Гуйчжоу.
Спутниковый снимок Google Еarth: БПЛА Divine Eagle и HQ-4 Xianglong на авиабазе Аньшунь. Слева от беспилотников на взлётно-посадочной полосе находятся мобильные пункты управления и станции спутниковой связи с параболическими антеннами
В этом районе находится китайский центр управления беспилотными летательными аппаратами, использующими спутниковые каналы передачи информации. Для этого на авиабазе Аньшунь к 2015 году возведена вся необходимая инфраструктура, установлены стационарные параболические антенны и имеется несколько мобильных комплектов управления беспилотниками. В непосредственной близости от авиабазы находится предприятие корпорации Guizhou Aircraft Industry Corporation (GAIC), где ведётся сборка тяжелых китайских БПЛА.
Спутниковый снимок Google Еarth: мобильная станция спутниковой связи в районе Чэнду
В 2018 году в южных и юго-западных районах КНР замечено развёртывание мобильных комплексов космической связи. По мнению иностранных наблюдателей это связано с массовым поступлением в войска тяжелых беспилотников с большой дальностью полёта.
По всей видимости, ВВС и ВМС НОАК развивают свои беспилотные программы независимо друг от друга. На острове Дайшань в Восточно-Китайском море, расположенном в 600 км северней Тайваня, в 2018 году реконструирована передовая авиабаза, где ранее размещались дальние бомбардировщики-ракетоносцы Н-6 (копия Ту-16).
Спутниковый снимок Google Еarth: китайские БПЛА на авиабазе Дайшань
Исходя из имеющихся в свободном доступе спутниковых снимков, можно предположить, что сейчас здесь базируются беспилотники, предназначенные для контроля прибрежных вод.
Variants[]
- GJ-2
- Chinese military version of Wing Loong II. Distinguished by the lack of winglets. Officially entered service with the PLAAF in November 2018.
- Wing Loong II
- An upgraded variant of the Wing Loong-1, with provisions for up to twelve air-to-surface missiles.
- Wing Loong 2H
- Civilian, communication, emergency response variant, equipped with synthetic aperture radar and optoelectronic pod which is able to relay and amplify telecommunication signals. The Wing Loong 2H debuted in July 2021 when it was deployed to assist with rescue work in Central China’s Henan Province after unprecedented heavy rainfall flooding, providing a stable communication signal that can be directly used by normal phones with areas of over 50 square kilometers.
- Wing Loong 2D
- Wing Loong 2Y
- Wing Loong 3
- Enlarged Wing Loong 2 with longer range and endurance hours. It’s the first model in the Wing Loong series that is capable of deploying air-to-air missiles and reach intercontinental range. The drone was fitted with the PL-10E infrared missile, a sonobuoy launcher, and miniature UAV under its wings at the airshow display.
Wing Loong
Это среднеплан с удлиненными крыльями. Уникален по сравнению с предшественниками по хвостовому оперению, в данном случае оно сделано цельным стабилизатором V-образной формы. Двигатель расположили в задней части, он предоставляет энергию винту из трех лопастей, присутствует возможность изменения шага лопастей. В передней части присутствует блок для круглосуточного мониторинга обстановки, устройство может самостоятельно искать цель и выдавать себе команды в соответствии с тем, что обнаружит.
Мощность двигателя составляет сотню лошадиных сил, размах крыльев составляет 14 метров. Достигает скорости 280 км в ч, это максимальный показатель. Поднимается вверх на высоту до 5 километров. Поставляется на экспорт, как в этой версии, так и в более старшей — Wing Loong II.
Cверхзвуковой БПЛА WZ-8
Особый интерес вызвал показанный на параде вместе с другой военной техникой сверхзвуковой БПЛА WZ-8. В ряде изданий говорится, что аппарат предназначен для запуска с дальнего бомбардировщика H-6. Это вывод сделан на основании того, что у него видны крепления сверху.
Беспилотник WZ-8 оснащен двумя двигателями, однако не имеет воздухозаборников. Есть мнение, что при его разработке использовались технологии упавшего в 1972 году на территории Китая американского высотного беспилотного разведчика Lockheed D-21.
БПЛА WZ-8
Судя по всему, на WZ-8 установлены относительно маломощные жидкостные реактивные двигатели, работающие на жидком топливе и окислителе. Подобные двигатели, способные работать независимо от атмосферного кислорода, используются на ракетах-носителях и космических аппаратах. В прошлом ЖРД применялись в качестве маршевой ступени зенитных ракет советских противовоздушных комплексов С-75 и С-200.
Двухкомпонентный ЖРД по удельному импульсу тяги превосходит другие типы двигателей, и даёт возможность быстро разогнать летательный аппарат до высокой сверхзвуковой скорости. В то же время его экономичность и продолжительность работы при полёте в атмосфере оставляют желать много лучшего.
По информации, опубликованной в китайских СМИ, скоростной разведчик WZ-8 способен в течение 20 минут поддерживать скорость 3М, немногом более 2 минут он может лететь на скорости свыше 5М. При полёте в крейсерском режиме дальность полёта превышает 1000 км.
Судя по размерам платформ, на которых были показаны БПЛА WZ-8, длина беспилотника составляет приблизительно 10 метров, размах крыльев — около 3 метров, диаметр фюзеляжа — 0,65-0,7 м. Весьма необычным для аппарата с ЖРД является наличие колёсного шасси, что говорит о том, что предусмотрено возвращение скоростного высотного дрона-разведчика на свой аэродром и его повторное использование.
В то же время ряд отечественных и зарубежных экспертов выражает сомнение в целесообразности создания такого беспилотного аппарата. Имеется вероятность, что на параде с целью введения в заблуждение потенциального противника могли быть продемонстрированы макеты или экспериментальные летательные аппараты.
//
Дизайн
Вид спереди Wing Loong II, авиашоу в Дубае 2017
БПЛА Wing Loong II MALE – это увеличенная версия Wing Loong I с более длинным корпусом и более широким размахом крыла. У него тонкий фюзеляж, V-образный хвост и брюшной плавник. Самолет имеет убирающееся шасси, в том числе два основных колеса под фюзеляжем и одно колесо под носом. В каждом крыле по три Точки подвески под крыльями с возможностью нести бомбы, ракеты или ракеты класса “воздух-поверхность”. Антенна спутниковой связи расположена на верхней передней поверхности фюзеляжа и обеспечивает передачу данных на большие расстояния между БПЛА и наземной станцией.
Технические характеристики (Wing Loong II)
Данные из Признание армии
Общие характеристики
- Экипаж: Никто
- Длина: 11 м (36 футов 1 дюйм)
- Размах крыльев: 20,5 м (67 футов 3 дюйма)
- Высота: 4,1 м (13 футов 5 дюймов)
- Максимальный взлетный вес: 4200 кг (9259 фунтов)
Спектакль
- Максимальная скорость: 370 км / ч (230 миль / ч, 200 узлов)
- Скорость сваливания: 150 км / ч (93 миль / ч, 81 узлов)
- Выносливость: 32 часов
- Практический потолок: 9,900 м (32,500 футов)
Вооружение
- Бомбы
- FT-10
- FT-9
- FT-7
- GB7
- GB4
- Ракеты
- BRM1
Авионика
- РЛС “воздух-земля”
- Система связи GPS
- Электрооптический блок с дневным светом и инфракрасными камерами и датчиками
- Спутниковая связь
Design[]
Wing Loong II front view, Dubai Air Show 2017
The Wing Loong II UAV MALE is an enlarged version of the Wing Loong I with a longer body and wider wing span. It has a slender fuselage, V-tail, and ventral fin. The aircraft features retractable landing gear, including two main wheels under the fuselage and one single wheel under the nose. Each wing has three hardpoints under the wings with the capability of carrying bombs, rockets, or air-to-surface missiles. A satellite communications antenna is situated on the top front surface of the fuselage, offering long range data transmission between the UAV and the ground station.
Comparison
Variant | Armaments | Takeoff weight | Engine type | Maximum cruise speed | Operational endurance |
---|---|---|---|---|---|
CH-1 | No | 220 kg | Piston | 140 km/h | 6 hours |
CH-2 | No | 220 kg | Piston | 160 km/h | 8 hours |
CH-3 | Yes, 80 kg | 650 kg | Piston | 220 km/h | 12 hours |
CH-4 | Yes, 345 kg | 1330 kg | Piston | 180 km/h | 30 hours for recon / 12 hours for strike |
CH-5 | Yes, 1000 kg | 3300 kg | Turboprop | 220 km/h | 60 hours for recon / 30 hours with 8 AR-1 missiles |
GJ-1 (Wing Loong I) | Yes, 200 kg | 1100 kg | Piston | 280 km/h | 20 hours |
GJ-2 (Wing Loong II) | Yes, 480 kg | 4200 kg | Turboprop | 370 km/h | 32 hours / 20 hours at max speed |
Wing Loong III | Yes, 2300 kg | 6200 kg | Turboprop | – | 40 hours |
WZ-10 (Wing Loong-10) | Yes, 400 kg | 3200 kg | Turbojet/Turbofan | 620 km/h | 32 hours |
Design[edit]
Wing Loong II front view, Dubai Air Show 2017
The Wing Loong II UAV MALE is an enlarged version of the Wing Loong I with a longer body and wider wing span. It has a slender fuselage, V-tail, and ventral fin. The aircraft features retractable landing gear, including two main wheels under the fuselage and one single wheel under the nose. Each wing has three hardpoints under the wings with the capability of carrying bombs, rockets, or air-to-surface missiles. A satellite communications antenna is situated on the top front surface of the fuselage, offering long range data transmission between the UAV and the ground station.
Comparisonedit
Variant | Armaments | Takeoff weight | Engine type | Maximum cruise speed | Operational endurance |
---|---|---|---|---|---|
CH-1 | No | 220 kg | Piston | 140 km/h | 6 hours |
CH-2 | No | 220 kg | Piston | 160 km/h | 8 hours |
CH-3 | Yes, 80 kg | 650 kg | Piston | 220 km/h | 12 hours |
CH-4 | Yes, 345 kg | 1330 kg | Piston | 180 km/h | 30 hours for recon / 12 hours for strike |
CH-5 | Yes, 1000 kg | 3300 kg | Turboprop | 220 km/h | 60 hours for recon / 30 hours with 8 AR-1 missiles |
GJ-1 (Wing Loong I) | Yes, 200 kg | 1100 kg | Piston | 280 km/h | 20 hours |
GJ-2 (Wing Loong II) | Yes, 480 kg | 4200 kg | Turboprop | 370 km/h | 32 hours / 20 hours at max speed |
Wing Loong III | Yes, 2300 kg | 6200 kg | Turboprop | – | 40 hours |
WZ-10 (Wing Loong-10) | Yes, 400 kg | 3200 kg | Turbojet/Turbofan | 620 km/h | 32 hours |
Характеристики БПЛА Shahed-191
БПЛА Shahed 191 в 2016 году активно применялся на востоке Сирии. Это сделало Иран первой страной, которая в военном конфликте использовала рой дронов.
Shahed-191 является уменьшенной копией американского дрона RQ-170. Как и американский аналог, он сконструирован по схеме “летающее крыло”. Дрон приводится в движение турбореактивным двигателем. Максимальная скорость БПЛА составляет 350 км/ч, при этом он способен находиться в воздухе 4,5 часа.
Иранский ударный БПЛА Shahed-191
Радиус действия дрона, когда он может управляться оператором, составляет 450 км. Shahed-191 вооружен двумя управляемыми бомбами Sadid-342. Масса полезной нагрузки составляет 50 кг. То есть по грузоподъемности соответствует турецкому Байрактару и российскому Ориону. Максимальная высота полета составляет 7,5 км. В плане технологий стелс он не уступает упомянутому выше Shahed-171.
Shahed-191 взлетает со специальных стоек, установленных на транспортное средство, которое должно разогнаться до определенной скорости на взлетно-посадочной полосе. Предположительно для этого используются автомобили Toyota Hilux. Для посадки используются специальные посадочные полозья.
Дизайн
Вид спереди Wing Loong II, авиашоу в Дубае 2017
БПЛА Wing Loong II MALE – это увеличенная версия Wing Loong I с более длинным корпусом и более широким размахом крыла. У него тонкий фюзеляж, V-образный хвост и брюшной плавник. Самолет имеет убирающееся шасси, в том числе два основных колеса под фюзеляжем и одно колесо под носом. В каждом крыле по три Точки подвески под крыльями с возможностью нести бомбы, ракеты или ракеты класса “воздух-поверхность”. Антенна спутниковой связи расположена на верхней передней поверхности фюзеляжа и обеспечивает передачу данных на большие расстояния между БПЛА и наземной станцией.
Отечественные БПЛА
Российские беспилотники условно подразделяют на следующие категории
Ближнего радиуса действия | До 25 км |
Малой дальности | От 50 до 100 км |
Средней дальности | От 100 до 500 км |
Большой дальности | Свыше 500 км |
БПЛА «Элеон-ЗСВ» относится к аппаратам ближнего радиуса действия, он довольно прост в эксплуатации и его легко переносить в заплечном ранце. Запускается дрон вручную со жгута или сжатым воздухом от насоса.
Способен вести разведку и передавать информацию по цифровому видеоканалу на расстоянии до 25 км. Элеон-10В схож по конструкции и правилам эксплуатации с предыдущим аппаратом. Главное их отличие — увеличение дальности полета до 50 км.
Процесс приземления этих БПЛА осуществляется при помощи специальных парашютов, выбрасываемых при выработке дроном своего заряда батареи.
Вид БПЛА | Элеон-3СВ | Элеон-10В |
Длина, мм | 740 | 1150 |
Вес, кг | 4.3 | 5.9 |
Скорость, км/ч | 70…100 | 75…135 |
Дальность полета, км | 25 | 50 |
Время работы, ч | 1.5…2 | 2.5 |
Практический потолок, км | 5 | 5 |
Рейс-Д (Ту-243) — разведывательно-ударный дрон, способный нести на себе авиавооружение массой до 1 т. Аппарат, выпущенный конструкторским бюро имени Туполева, свой первый полет совершил в 1987 году.
С тех пор беспилотник претерпел множественные улучшения, были установлены: усовершенствованный пилотажно-навигационный комплекс, новые приборы ведения радиолокационной разведки, а также конкурентоспособная оптическая система.
Иркут-200 — больше ударный беспилотник. И в нем в первую очередь ценится высокая автономность аппарата и маленькая масса, благодаря которой могут осуществляться перелеты продолжительностью до 12 часов. Приземляется БПЛА на специально оборудованную площадку длиной около 250 м.
Вид БПЛА | Рейс-Д (Ту-243) | Иркут-200 |
Длина, м | 8.3 | 4.5 |
Вес, кг | 1400 | 200 |
Силовая установка | турбореактивный двигатель | ДВС мощностью 60 л. с. |
Скорость, км/ч | 940 | 210 |
Дальность полета, км | 360 | 200 |
Время работы, ч | 8 | 12 |
Практический потолок, км | 5 | 5 |
Скат — тяжелый БПЛА большой дальности нового поколения разрабатываемый КБ МиГ. Этот дрон будет малозаметен для вражеских радаров, благодаря схеме сборки корпуса, исключающей хвостовое оперение.
Задачей этого дрона нанесение точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям, таким как зенитные батареи войск ПВО или стационарные командные пункты. По задумке разработчиков БПЛА Скат сможет выполнять задачи как автономно, так и в составе звена самолетов.
Длина, м | 10,25 |
Скорость, км/ч | 900 |
Вес, т | 10 |
Размах крыла, м | 11,5 |
Дальность полета, км | 4000 |
Силовая установка | Двухконтурный турбореактивный двигатель |
Время работы, ч | 36 |
Ракетная/бомбовая нагрузка | Корректируемые авиабомбы 250 и 500 кг. |
Практический потолок, км | 12 |
СН-3А
В свое время Китай отставал от США по этим разработкам. Но когда дело вступила корпорация CASC, удалось создать модель, не уступающую американскому Хищнику. Беспилотники из данной линейки начали разрабатываться в середине 90-х годов прошлого века. Данный образец впервые продемонстрировали в Чжухае на выставке 2008 года. Макет произвел настоящий фурор. Данная модификация отличается от предшественников возможностью ударного использования.
Выполнен по схеме “утка”, оснащен поршневым двигателем, такой тип конструкции редко используется для летательных аппаратов столь большого размера. Он берет на борт 100 кг веса, размах крыльев составляет почти 8 метров. Разгонятся до скорости 240 км в час, остается в воздухе до 12 часов, поднимается вверх на 5 км.
Прием и передача команд возможны только в зоне прямой видимости. Как взлет, так и посадка выполняются в автоматическом режиме. Они делают это так же, как самолеты, могут взлетать даже с грунтовой взлетно-посадочной полосы и превосходно на нее садятся. Если быть объективными, то по характеристикам он все же уступает Хищнику США, в первую очередь в плане передачи данных, но он обладает высоким боевым потенциалом.
Операторы
- Китай – На вооружении ВВС Народно-освободительной армии с 2018 года, как GJ-2.
- Саудовская Аравия – На вооружении Королевских ВВС Саудовской Аравии . Используется во время гражданской войны в Йемене против ополченцев хуситов .
- Ливия – На вооружении ВВС Ливии, которые поддерживали силы Хафтара во время Второй гражданской войны в Ливии. Поставляется из ОАЭ.
- Пакистан – В октябре 2018 года было объявлено, что пакистанский авиационный комплекс и Chengdu Aircraft Corporation совместно произведут 48 БЛА Wing Loong II для использования военно-воздушными силами Пакистана .
- Объединенные Арабские Эмираты – первый заказчик Wing Loong II в 2017 году.
- Египет – 32 единицы поставлены в период с 2017 по 2018 год по данным SIPRI.
- Нигерия – 2 единицы под заказ
Variants[edit]
- GJ-2
- Chinese military version of Wing Loong II. Distinguished by the lack of winglets. Officially entered service with the PLAAF in November 2018.
- Wing Loong II
- An upgraded variant of the Wing Loong-1, with provisions for up to twelve air-to-surface missiles.
- Wing Loong 2H
- Civilian, communication, emergency response variant, equipped with synthetic aperture radar and optoelectronic pod which is able to relay and amplify telecommunication signals. The Wing Loong 2H debuted in July 2021 when it was deployed to assist with rescue work in Central China’s Henan Province after unprecedented heavy rainfall flooding, providing a stable communication signal that can be directly used by normal phones with areas of over 50 square kilometers.
- Wing Loong 2D
- Wing Loong 2Y
- Wing Loong 3
- Enlarged Wing Loong 2 with longer range and endurance hours. It’s the first model in the Wing Loong series that is capable of deploying air-to-air missiles and reach intercontinental range. The drone was fitted with the PL-10E infrared missile, a sonobuoy launcher, and miniature UAV under its wings at the airshow display.
Основные производители китайских беспилотников
Лидерами по производству бпла в Китае являются:
- DJI;
- Yuneec;
- UDI;
- Huimingjie и др.
Лидером на китайском рынке беспилотников является DJI, которая контролирует около 70% мирового рынка потребительских бпла. Его отличительными особенностями выступаю простота использования, применение передовых технологий и лаконичный дизайн. Более того, DJI использует камеры высокого класса Hasselblad.
Основная область использования беспилотников бренда DJI — сельское хозяйство, общественная безопасность, фото- и видеосъемка.
Адрес главного офиса DJI: 14-й этаж, Западное крыло, Skyworth Semiconductor Design Building, No.18 Gaoxin South 4th Ave, район Наньшань, Шэньчжэнь, Китай, 518057.
Авиационная компания Yuneec осуществляет производство электропилотируемых самолетов и бпла. Она выпускает широкий спектр беспилотников потребительского и коммерческого класса.
Yuneek
Офис Yuneec находится по адесу No.388 East Zhengwei Road, Jinxi Town, Куньшань, Цзянсу 215324, Китай.
UDI специализируется на производстве радиоуправляемых вертолетов. В последние годы особой популярностью стали пользоваться беспилотники данного бренда.
В сфере общественной безопасности, чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, управления городской инфраструктурой и обороны широкую популярность получили беспилотники бренда Huimingjie.
Офис компании находится по адресу 15f, здание A3, Парк программного обеспечения Лиланг, инновационная промышленная зона Лонган, Булан-роуд, улица Нанван, район Лонган, Шэньчжэнь, Гуандун, Китай.
В военном сегменте с положительной стороны зарекомендовала себя Китайская академия аэрокосмической аэродинамики. Это производитель дронов Caihong-4 и Caihong-5, PW-1 и PW-2 и др., которые характеризуются универсальностью, огневой мощью и относительно невысокой стоимостью.
ch-5
Технические характеристики (Wing Loong II)
Данные из Признание армии
Общие характеристики
- Экипаж: Никто
- Длина: 11 м (36 футов 1 дюйм)
- Размах крыльев: 20,5 м (67 футов 3 дюйма)
- Высота: 4,1 м (13 футов 5 дюймов)
- Максимальный взлетный вес: 4200 кг (9259 фунтов)
Спектакль
- Максимальная скорость: 370 км / ч (230 миль / ч, 200 узлов)
- Скорость сваливания: 150 км / ч (93 миль / ч, 81 узлов)
- Выносливость: 32 часов
- Практический потолок: 9,900 м (32,500 футов)
Вооружение
- Бомбы
- FT-10
- FT-9
- FT-7
- GB7
- GB4
- Ракеты
- BRM1
Авионика
- РЛС “воздух-земля”
- Система связи GPS
- Электрооптический блок с дневным светом и инфракрасными камерами и датчиками
- Спутниковая связь
Китайские беспилотники имеют особенность.
Китайское производство бпла характеризуется некоторыми специфическими особенностями. Дело в том, что в Китае можно встретить как аналоги зарубежных летательных аппаратов, так и собственные разработки. При этом главное преимущество состоит в том, что китайские беспилотники стоят существенно дешевле. Так, многие аппараты по своим техническим характеристикам во многом схожи с лучшими американскими или израильскими моделями. При этом их стоимость существенно ниже.
Еще одна отличительная особенность состоит в том, что в процесс разработки и производства вовлечены не только государственные предприятия, но и частные фирмы и образовательные организации, включая университеты.
Однако, несмотря на достаточное распространение китайских бпла, многие из них зарекомендовали себя не очень хорошо.
Что же это за китайские боевые дроныКитайские боевые беспилотники зарекомендовали себя с негативной стороны. Так, слабыми сторонами дронов являются:
- нестабильная работа оборудования GPS;
- утечка азота из камер EO/IR, установленных на аппаратах;
- проблемы в радаре с синтезированной апертурой (SAR);
- выход из строя антенн спутниковой связи;
- отказ топливного насоса и др.
Перечисленные проблемы оказали серьезное влияние на популярность китайских беспилотников военного назначения.
Военные китайские БПЛА
Electro-optical payload pods
The electro-optical payload pod, fitted under the forward section of the fuselage, is integrated with day light and infrared cameras and sensors to collect surveillance and targeting data in both day and low-light / night conditions.
The UAV is also equipped with synthetic aperture radar, laser designator, forward-looking infrared (FLIR) camera, as well as electronic countermeasures.
Mobile ground control station The Wing Loong UAV and its payloads are remotely controlled by operator from the mobile ground control station using the consoles.
The control station receives payload information from the UAV via a data communications link and sends back command and control, as well as mission planning data to the air vehicle.
Мультироторные (вертолетные) системы¶
Одним из наиболее массовых БПЛА является мультикоптер. К этой группе
относятся БПЛА, имеющие больше двух несущих винтов. Реактивные моменты
уравновешиваются за счет вращения несущих винтов попарно в разные
стороны или наклона вектора тяги каждого винта в нужном направлении.
Беспилотные мультикоптеры, как правило, относятся к классам мини- и
микро-БПЛА.
Основное назначение мультикоптеров – это фото- и видеосъемка различных
объектов, поэтому они, как правило, оснащаются управляемыми подвесами
для камер. Мультикоптеры также используются в качестве устройств для
оперативного мониторинга ситуации, проведения сельскохозяйственных работ
(например, опрыскивание), для доставки грузов небольшого веса.
Рисунок 8 –“Tricopter” Рисунок 9 –
“+Copter Рисунок 10 – “XCopter”
Рисунок – “Y4Copter” Рисунок – “HexaCopter” Рисунок – “H6Copter”
Рисунок 14 – “Y6Copter” Рисунок 15 – “OctoCopter” Рисунок 16 –
“ButterflyCopter”
Трикоптер – самая простая схема построения мультикоптеров (рисунок –
17). Обычно трикоптер движется двумя винтами вперед, а третий является
хвостовым. Первые два винта имеют противоположные направления вращения и
взаимно компенсируют реактивные закручивающие моменты, у хвостового же
винта пары нет, поэтому для компенсации его реактивного момента ось
вращения этого винта немного наклоняют в сторону, противоположную
направлению закручивания. Это делают с помощью специального сервопривода
и тяги, которые используются для стабилизации или управления положением
аппарата по курсу.
Рисунок – Пример Трикоптера
Квадрокоптер – самая распространенная схема построения мультикоптеров.
Наличие четырех жестко зафиксированных роторов дает возможность
организовать довольно простую схему организации движения. Существуют две
таких схемы движения: схема «+» и схема «х». В первом случае один из
роторов является передним, противоположный ему – задним, и два ротора
являются боковыми. В схеме «х» передними являются одновременно два
ротора, два других являются задними, а смещения в боковом направлении
также реализуются одновременно парой соответствующих роторов (рисунок
18) Алгоритм управления частотами вращения винтов для схемы «+»
несколько проще и понятнее, чем для схемы «х», однако последняя
используется все же чаще из-за конструктивных преимуществ: при такой
схеме проще разместить фюзеляж, который может иметь вытянутую форму,
бортовая видеокамера имеет более свободный обзор.
Рисунок – Геоскан 401
Гексакоптеры и октокоптеры, имеющие соответственно по 6 (рисунок – 19) и
8 (рисунок – 20) моторов обладают гораздо большей грузоподъемностью по
сравнению с квадрокоптерами. Они также способны сохранять устойчивый
полет при выходе из строя одного двигателя
Такие аппараты отличаются
также гораздо меньшим уровнем вибраций, что особенно важно для
видеосъемки
Рисунок – Октокоптер
Воздушная мишень TL-8 Sky Dragon
Спектр применения реактивных беспилотников в КНР не ограничивается разведкой и патрулированием. В связи с тем, что командование НОАК считает крылатые ракеты Tomahawk одной из основных угроз, для тренировок расчётов ПВО и истребителей перехватчиков корпорацией AVIC создана беспилотная мишень TL-8 Sky Dragon. Основным критерием при разработке этого аппарата была минимальная стоимость при внешнем виде и характеристиках, максимально близких с американской крылатой ракетой.
Модель БПЛА TL-8 Sky Dragon
По внешнему виду БПЛА TL-8 Sky Dragon очень сильно похож на КР Tomahawk BGM-109, но имеет меньшие габариты. Длина фюзеляжа этого беспилотного аппарата составляет 3,77 м, размах крыльев — 1,76 м. Диаметр фюзеляжа — 0,35 м. Максимальная взлётная масса — 250 кг. Силовая установка беспилотника состоит из одного реактивного двигателя, который способен разгонять воздушную мишень до скорости 920 км\ч. Продолжительность нахождения в воздухе при максимальной скорости полёта составляет 45 минут.
Управление беспилотным аппаратом осуществляется с наземной станции или с воздушного пункта на базе турбовинтового самолёта Shaanxi Y-8 (китайский аналог Ан-12). По манёвренности воздушная мишень существенно превосходит крылатую ракету «Томагавк», и может выполнять манёвры с перегрузкой 6G. Предусмотрено повторное использование «Небесного дракона», для этого на аппарате имеется парашютная система спасения.
Хотя БПЛА TL-8 Sky Dragon проектировался как воздушная мишень, согласно информации, опубликованной в китайских источниках, после установки модулей специального оборудования его можно использовать для радиотехнической разведки, в качестве постановщика помех и ложной цели. Для точного определения координат на борту имеется приёмник спутниковой навигационной системы. В настоящее время БПЛА TL-8 Sky Dragon принят на вооружение и строится серийно.
Особого внимания заслуживают спортивные китайские беспилотники.
- Они получили особую популярность в связи с развитием высокотехнологичного вида спорта дрон-рейсинга.
- Главная отличительная черта спортивных беспилотников заключается в способности развивать высокую скорость. Однако помимо участия в спортивных соревнованиях эти бпла могут использоваться для фото- и видеосъемки.
- Компания Hubsan предлагает недорогие спортивные квадракоптеры. Основными достоинствами дрона выступают компактные размеры, хорошие полетные характеристики, защита камеры, качественная сборка.
- Гоночные дроны можно найти у производителя Walkera. Одним из самых доступных является беспилотник Rodeo 150 BNF. Он создан на компактной монолитной раме, что способствует защите внутренних элементов. Основными преимуществами Rodeo 150 BNF являются высокая скорость полета, поддержка сторонних FPV очков, высокая безопасность некоторых элементов конструкции, компактность.
walkera-vitus320