История создания
При создании второго поколения советских субмарин с атомной силовой установкой, проектов «Навага», «Мурена», «Кальмар» и ПЛ «Дельфин», параллельно велись поисковые работы над следующей третьей генерацией лодок.
Это было связано с начавшимся в 60-е годы энергичным развитием американского ядерного подводного флота, который считался основным вероятным противником. Ключевым отличием лодок третьего поколения являлись расширенные возможности обнаружения целей.
Технические требования оформились весной 1972 года в виде задания на разработку новой лодки под обозначением «АПЛ проекта 945 «Барракуда».
В основе разработки лежали эскизные проекты лодок, созданные на протяжении 60-х годов в горьковском конструкторском бюро «Лазурит» (ЦКБ-112). Перед конструкторами было поставлено ограничение по размерам и водоизмещению боевого корабля, продиктованное планами постройки на заводах, расположенных в глубине страны.
Ключевой особенностью конструкции подлодки проекта 945 явилось широкое использование материалов на основе титана при изготовлении элементов корпуса. За счет высокой прочности удалось увеличить предельно допустимую глубину погружения на 50% (по сравнению с предыдущими лодками с корпусами из стали).
Применение титана позволило снизить водоизмещение корабля и интенсивность магнитных полей, что снизило риск обнаружения противником.
Но именно из-за дорогостоящего корпуса и технологических трудностей при его изготовлении, лодки проекта «Барракуда» были построены в количестве двух экземпляров – К-239 «Карп» и К-276 «Краб».
Уменьшенный вес и размеры конструкции позволили начать производство кораблей «Барракуда» на производственных мощностях завода «Красное Сормово» (г. Горький, сейчас Нижний Новгород).
В начале 70-х годов это предприятие было единственным, способным изготовить титановый корпус. Доставка до места базирования выполнялась по внутренним водным магистралям (по системам рек и каналов).
Конструкция
Корпус
Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в «дирижабельной» форме с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и с минимумом забортных отверстий. Соотношение длины к ширине составило чуть больше 7. Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность, за счёт ухудшения мореходности в надводном положении.
Лодка имеет традиционную для советской школы подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Лёгкий корпус ограничивает развитую носовую оконечность, в верхней части которой находятся торпедные аппараты, а нижнюю занимает развитая основная антенна гидроакустического комплекса «Рубикон-М».
Ограждение выдвижных устройств находится над вторым отсеком и выполняет обычные свои функции — ходовой мостик, воздухозабор, обтекание и защита перископов, антенн и прочих подъёмно-мачтовых устройств, там же находится герметичный кранец для ПЗРК «Стрела-3М».
Прочный корпус разделён на шесть отсеков:
- Первый отсек делится на три палубы. Верхняя занята торпедным оружием, средняя — жилая, в нижней — первая группа аккумуляторов.
- Второй отсек также трёхпалубный. На верхней палубе — центральный пост, под ним — вторая палуба , на которой располагается рубка радиста и штурманская рубка. Через этот же отсек проходят все выдвижные устройства.
- Третий отсек — трёхпалубный, жилой. Две палубы заняты помещениями экипажа, а нижняя — второй группой аккумуляторной батареи.
- Четвёртый отсек — дизель-генераторный.
- Пятый отсек — электромоторный. Из этого отсека выпускается кормовой аварийный буй.
- Шестой отсек — кормовой, в нём находятся электродвигатель экономичного хода и приводы рулей, кормовой люк.
Силовая установка
Подводные лодки проекта 877 имеют одновальную энергетическую установку, реализованную по принципу полного электродвижения. Два дизеля типа 4-2ДЛ42М имеют мощность по 1000 кВт при частоте вращения 700 об./мин, и работают совместно с генераторами типа ПГ-142. Гребной электродвигатель модели ПГ-101 имеет мощность 4040 кВт на 500 об./мин и дублируется электродвигателем экономического хода типа ПГ-140 (139 кВт на 150 об./мин). Два резервных движителя типа «винт в трубе» находятся в полукольцевых тоннелях в кормовой части внутри лёгкого корпуса лодки и приводятся во вращение резервными электродвигателями ПГ-168 (2x 75 кВт при 650 об./мин).
Аккумуляторная батарея типа 446 состоит из двух групп по 120 элементов в каждой, и размещена на нижних палубах 1-го и 3-го отсеков. Её энергоёмкости хватает на 400 миль подводного хода при скорости 3 узла. Запас хода под РДП составляет 6000 миль на 7 узлах.
Обитаемость
На 57 членов экипажа имеется 45 спальных мест, расположенных в каютах первого и третьего отсеков. Ввиду отсутствия необходимого числа спальных мест, в пунктах базирования экипаж располагается в казармах.
Вооружение
Лодки проекта получили автоматизированный комплекс вооружения. В состав вооружения вошли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В советское время на кораблях устанавливался оборонительный ЗРК «Стрела-3», который мог использоваться в надводном положении.
Модификации
- ТЭСТ-71 – базовая модель торпеды принятая на вооружение в 1971 году.
- ТЭСТ-71М – модернизированный вариант торпеды с улучшенным комплексом телеуправления КТУ-81. Принята на вооружение в 1981 году.
- ТЭСТ-71МЭ – экспортный вариант торпеды ТЭСТ-71М.
- ТЭСТ-71МК – вариант торпеды с улучшенной активной акустической системой самонаведения ССН “Керамика”. Принята на вооружение в 1986 году.
- ТЭСТ-71МКЭ – экспортный вариант торпеды ТЭСТ-71МК. Предлагается с 90-х годов XX-века.
- ТЭСТ-71МЭ-НК – экспортный вариант универсальной торпеды для уничтожения ПЛ и НК. Торпеда может использоваться с НК и ПЛ. Предлагается с 90-х годов XX-века.
Модификации
877ЛПМБ
Основная статья: Б-800 «Калуга»
Подводная лодка Б-800 «Калуга», построенная в 1989 году, получила экспериментальный гребной винт из особого сплава «Аврора», имеющий 7 лопастей Г-образной формы. Также на лодке был оборудован спасательный люк, позволяющий эвакуироваться из субмарины с глубины до 250 метров. Оборудование БЧ-5 было переработано, главный гребной электродвигатель и двигатель экономичного хода были более низкооборотными, а значит и более тихими, чем на двух головных лодках проекта Б-401 и Б-402. На лодке было установлено дополнительное штурманское оборудование. В результате модернизаций были несколько стеснены жилищные условия на лодке.
Входила в боевой состав Черноморского флота, затем была переведена на Северный флот. В ожидании ремонта подводная лодка простояла у причала предприятия «Звёздочки» 9 лет. Ремонтные работы начались в 2011 году и закончены в 2012 году. Входит в состав Кольской флотилии разнородных сил Северного флота (город Полярный)
877В
Основная статья: Б-871 «Алроса»
Субмарина Б-871 «Алроса» базового проекта 877 была оснащена экспериментальным водомётным движителем вместо винта. Проект получил шифр 877В, а лодка после модернизации стала самой тихой лодкой проекта.
877Э
Для поставки на экспорт был разработан изменённый вариант проекта, получивший шифр 877Э (Экспортный). Он отличается главным образом в части оснащения оборудованием и не комплектуется ракетами ЗРК.
877ЭКМ
На базе экспортной модификации 877Э был разработан вариант проекта 877ЭК (Экспортный Капиталистический), который не пошёл в производство и был доработан, получив шифр 877ЭКМ (Экспортный Капиталистический Модернизированный). Основной акцент при модернизации был сделан на обеспечение работы механизмов лодки в тропических условиях. По проекту 877ЭКМ в 1983—2000 годах было построено 18 субмарин.
С 2004 года подводная лодка ВМС Индии «Синдукирти» проходит ремонт и модернизацию в Визакхапатнаме, возвращение в состав флота планируется в 2014—2015 годах. Основной целью проекта является увеличение возможностей национальных компаний в проведении модернизации подводных лодок.
08773
Доработанный для ВМС Индии проект 877ЭКМ получил шифр 08773. Отличия заключались в установке ракетной системы Club-S ASCM, системой управления ракетами Lama-ER, нового гидроакустического комплекса МГK-400ЭM (MGK-EM), усовершенствованных систем управления и обслуживания. Лодки этой и последующих модификаций получили натовское обозначение «Improved Kilo».
636
Основная статья: Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»
На базе проекта 877ЭКМ для китайских ВМС был разработан проект 636 «Варшавянка», отличающийся устанавливаемым оборудованием и доработками корпуса. Для проекта 636 было специально разработано около трёх десятков наименований компонентов оснащения. В результате усовершенствования проекта 636 возник проект 636М.
Перспективный проект ракето-торпеды Барракуда
Перспективным проектом торпед зарубежных ВМС может стать торпедное оружие с соответствующим названием «Барракуда». Немецкие инженеры фирмы Diehl BGT Defence впервые в 2005 году представили новейшую суперкавитационную торпеду, которую никто не сможет засечь.
«Барракуду» называют торпедой будущего. На ней установлен реактивный двигатель, вместо поршневого, который может нести изделие на скорости 360 км/час, что в четыре раза больше любой противолодочной торпеды. Ее отличительной особенностью является поворотный нос конусообразной формы, благодаря которому создается вращение торпеды, а это в свою очередь, создает вокруг нее так называемый кавитационный (воздушный) пузырь. В результате движения, воды касается лишь носовой конус торпеды, обрамляя ее. Это явление получило название супер кавитация, которое простыми словами означает, что при движении в воздухе сопротивление меньше, чем в воде, а чем меньше трение, тем выше скорость. Таким образом, торпеда «Барракуда» движется так быстро, что ни одна цель не сможет уклониться от нее.
Кроме того, торпеда, способная опережать собственные звуковые волны обладает уникальной системой самонаведения, способная уничтожать другие высокоскоростные торпеды. В отличие от российских торпедных разработок, «Барракуда» считается управляемой торпедой за счет применения инерциальной системы, созданной с использованием волоконно-оптических гироскопов и автоматической системы самонаведения. На сегодня изготовлены и испытаны несколько опытных образцов подводной ракеты-торпеды. Уже в ближайшем будущем НАТО планирует оснастить ракето-торпедами Barracuda, как подводные лодки, так и надводные корабли.
Ракето-торпеда Барракуда
Перспективный проект ракето-торпеды Шквал
Перспективным проектом торпеды для отечественных ВМС является комплекс «Шквал» с ракето-торпедой, который разработан для поражения надводных и подводных кораблей противника ядерным боезарядом. «Шквал» не плывет, а фактически летит в газовом «пузыре» (воздушной каверне), который создается при помощи специального устройства — кавитатора, закрепленного на носу. Носителями уникального вооружения являются военные корабли, подводные лодки и пусковые установки наземного базирования. Максимальная скорость устройства до 370 км/час. В конце 90-х был создан экспортный вариант ракето-торпеды «Шквал-Э», с эффективной дальностью 7 км, для поражения надводных целей с применением обычных боеголовок. Скорость ракето-торпеды в подводном положении составляет 100 м/сек. Экспортная стоимость ракето-торпеды «Шквал-Э» 6 миллионов долларов США.
Основные тактико-технические характеристики ракето-торпеды «Шквал»:
- Масса торпеды — 2,7 тонн
- Длина — 8 200 мм
- Диаметр — 533 мм
- Скорость — 200 узлов
- Дальность хода — 11 км
- Глубина хода — от 6 до 30 м
- Масса боевой части — 210 кг.
Ракето-торпеда Шквал ВА-111
Хочется отметить, что Украина также обладает определенным промышленно-технологическим потенциалом для участия в производстве, модернизации и ремонте торпедного вооружения. Научно-производственное объединение «Киевский завод автоматики им. Петровского», совместно с предприятиями РФ и Киргизии, было и остается составной частью ранее выстроенной в СССР кооперации по производству минно-торпедного оружия. Основными потребителями украинской продукции являются российские предприятия-изготовители торпед концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор», завод «Двигатель» город Санкт-Петербург и завод «Дастан» в Киргизии. Для выполнения заказов Министерства обороны РФ, а также обеспечения экспортных поставок в интересах третьих стран, НПО «Киевский завод автоматики им. Петровского», поставляет в РФ комплекты аппаратуры управления для глубоководной электрической торпеды УГСТ, торпед МПТ-1У ракетного противолодочного комплекса «Медведка», для универсальной электрической торпеды УСЭТ-80, приборы курса для противолодочной электрической торпеды ТЭСТ-71МЭ, комплекты приборов управления для торпед СЭТ-65, САЭТ-60 и других. Также предприятие выпускает приборы управления для подводных скоростных кавитирующих ракето-торпед «Шквал». Украинский комплекс К-10 обеспечивает приведение подводной ракеты в заданную точку акватории.
Но де-факто, все эти изделия и узлы поставляются для производства торпед, которые были созданы еще до 90-х годов. Поэтому на предприятии заинтересованы в дальнейшем развитии сотрудничества с РФ, особенно по направлению создания новых видов минно-торпедных вооружений. Для этого необходимо разработать и изготовить опытные образцы модернизованных приборов управления для основных типов минно-торпедного вооружения уже на современной элементной базе.
И в заключение хотелось бы отметить, что торпедное оружие хранит в себе массу секретов, за каждый из которых вероятному противнику в бою придется заплатить дорогую цену.
Конструкция
Торпеда ТЭСТ-71 имела сигарообразную форму разделённую на 6 основных отсеков:
- Приборный отсек;
- Боевое зарядное отделение;
- Аккумуляторное отделение;
- Приборный отсек телеуправления;
- Хвостовая часть;
- Буксируемая катушка.
В приборном отсеке устанавливалась акустическая активно-пассивная система самонаведения.
В боевом зарядном отделении торпеды находились неконтактный акустический взрыватель, запальное устройство и взрывчатое вещество.
В аккумуляторном отделении помещалась серебряно-цинковая аккумуляторная батарея.
В приборном отсеке телеуправления монтировались приборы управления, электронный блок и торпедная катушка.
В хвостовой части располагались силовая установка и механизмы, управляющие движением торпеды, два гребных винта и четыре пера с вертикальными и горизонтальными рулями для управления торпедой по направлению и глубине.
За рулями управления хвостовой части крепилась буксируемая катушка.
Система управления и наведение
Первые образцы СЭТ-65 – система самонаведения (ССН) разработки Подражанского. Конструкторы приборов управления торпеды -Коузов и Рубажавичус, неконтактного акустического взрывателя кругового действия – Турусов. Приборы управления торпеды позволяют управлять движением торпеды по курсу, глубине хода и крену. Взрывателя два – контактный и бесконтактный.
СЭТ-65III – активно-пассивная акустическая система самонаведения (ССН) магнитострикционного типа “Сапфир”, работающая в двух плоскостях, разработки ЦНИИ “Гидро-прибор”, главный конструктор – Ю.Б.Наумов. В активном режиме ССН обобществлялось гидрорегулирование подводной лодки-цели. По официальным данным в ССН реализованы логические меры защиты от гидроакустического противодействия.
Торпеда СЭТ-65К или другая модификация торпеды СЭТ-65 с ССН “Керамика”
СЭТ-65III и СЭТ-65К / КЭ – ССН “Керамика”.
Радиус реагирования ССН в активном режиме по подводной лодке:
– 800 м
– 1500 м (СЭТ-65КЭ)
Радиус реагирования неконтактного взрывателя – 10 м
Ввод стрельбовых данных для всех модификаций торпеды – механический (“шпиндельный”).
Управление торпедой осуществляется первым поколением электромеханических приборов управления, которые не менялись в процессе модернизации и замены ССН:
– датчики угловых скоростей;
– прибор курса с пневматическим запуском и электрическим “поддувом”;
– автомат глубины с блоками стабилизации глубины и вертикального маневрирования;
– маятниковый креновыравнивающий прибор.
Суммирование управляющих сигналов и передача управляющих сигналов на рулевые машинки выполнялись с помощью электромеханических устройств. Рулевые машинки электро-гидравлические.
Двигатель
Хвостовая часть торпеды СЭТ-65
Биротативный электродвигатель ДП-19У.
Источник энергии – серебряно-цинковые батареи одноразового действия СЦ-240 / А-187 / А-187М разработки ЦНИИ “Гидро-прибор” совместно с ВНИИТ и ВНИАИ. Заливка электролита в аккумуляторы происходила при выстреле в каждый элемент аккумулятора из ампулы, расположенной сверху.
Для комплектования практических торпед, таких как СЭТ-72, СЭТ-65, ТЭСТ-71, УСЭТ-80 и др., в ОАО “АК Ригель” по ТТЗ ЦНИИ
“Гидро-прибор” в 1996-1999 г. созданы на базе аккумуляторов СЦ-110К и СЦ-80К поставочные комплексы многоразовых аккумуляторов
Компоновочная схема торпеды СЭТ-65КЭ. Цифрами обозначены: 1 – ССН, 2 – неконтактный взрыватель, 3 – контактные взрыватели (на практической торпеде – регистрирующие устройства), 4 – боевое зарядное отделение (на практической торпеде – средство обеспечения непотопляемости), 5 – одноразовые батареи (на практической торпеде – многоразовые), 6 – система управления ходом, 7 – электродвигатель (SET-65KE. Буклет завода “Двигатель”, 2007 г.).
Литература
- Атомные подводные лодки пр. 671 РТМ.
- Доценко В.Д. История военно-морского искусства. Том II. Флоты ХХ века. Книга 2. Эксмо, Terra Fantastica, 2003 г.
- Климов Морское подводное оружие: проблемы и возможности. Военно-промышленный курьер. №22 2010 г.
- Климов Морское подводное оружие-2: аргументы и факты. Военно-промышленный курьер. №49 2010 г.
- Рогожников, Кузьмицкий. Выпускники факультета морского приборостроения – создатели торпед.
- Соболев, Кабанец, Егоров и др. Этапы и проблемы развития торпедного оружия. Торпеда – новое морское оружие.
- Широкорад. Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.
Конструкция
Торпеда ТЭСТ-71 имела сигарообразную форму разделённую на 6 основных отсеков:
- Приборный отсек;
- Боевое зарядное отделение;
- Аккумуляторное отделение;
- Приборный отсек телеуправления;
- Хвостовая часть;
- Буксируемая катушка.
В приборном отсеке устанавливалась акустическая активно-пассивная система самонаведения.
В боевом зарядном отделении торпеды находились неконтактный акустический взрыватель, запальное устройство и взрывчатое вещество.
В аккумуляторном отделении помещалась серебряно-цинковая аккумуляторная батарея.
В приборном отсеке телеуправления монтировались приборы управления, электронный блок и торпедная катушка.
В хвостовой части располагались силовая установка и механизмы, управляющие движением торпеды, два гребных винта и четыре пера с вертикальными и горизонтальными рулями для управления торпедой по направлению и глубине.
За рулями управления хвостовой части крепилась буксируемая катушка.
Влияние на историю
Лодки серии «Барракуда» послужили основой для создания следующих поколений подводных кораблей, оснащенных модернизированными атомными энергетическими установками, улучшенным вооружением (включающим в себя не только торпеды, но и ракеты), а также доработанными системами управления под водой.
На базе проекта 945 были созданы лодки типа 945А «Кондор», вооруженные стратегическими крылатыми ракетами типа «Гранат», а также зенитно-ракетными комплексами «Игла».
Дальнейшим развитием проекта «Барракуда» должна была стать лодка «Марс», относящаяся к АПЛ четвертой генерации. Из-за распада СССР и резкого сокращения финансирования строительство корабля прекратили, а построенные узлы разобрали на металл.
В 2015 году работы приостановились из-за недостаточного финансирования. На сегодняшний день работы возобновлены, но сроки окончания не известны.
Вторая лодка К-276, имеющая на сегодняшний день обозначение Б-276 «Кострома», должна пройти ремонт и модернизацию на судостроительных верфях в Северодвинске.
Планируется замена электрооборудования, топливных сборок, установка ракетного вооружения. Соглашение о модернизации кораблей серии «Барракуда» (проектов 945 и 945А) было заключено еще в 2014 году, однако на сегодняшний день работы так и не начались.
Вооружение подводных кораблей проекта 945
Советские многоцелевые лодки должны были выполнять функцию противовеса американским боевым субмаринам класса «Лос-Анджелес», объявившим охоту на советские подводные ракетоносцы. Для выполнения боевых задач советские подлодки проекта 945 оснащались торпедно-минным вооружением, представленным боевыми комплексами РПК-6 «Водопад» и РПК-7 «Ветер».
Основным оружием подводной лодки проекта 945 являлась торпеда ТЭСТ – 71, боевая часть которой могла нанести кораблю вероятного противника критические повреждения. Новая торпеда имела систему самонаведения активно-пассивного типа, что делало ее движение практически незаметным для противника.
Малая шумность при движении судна под водой и наличие нового гидроакустического оборудования повысили скрытность корабля. Точность определения координат судна с помощью нового оборудования выросла в 5 раз.
Дальность прямой связи корабля с базой выросла в несколько раз, превысив прежние показатели для советского подводного флота в 2-3 раза.
Описание конструкции
Подводные лодки проекта 945 выполнены по классической для советского судостроения двухкорпусной схеме.
Прочный корпус кораблей этой серии выполнен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму в средней части с коническими оконечностями. Водонепроницаемыми переборками он поделен на шесть отсеков. «Барракуды» оснащены системой экстренной продувки цистерн главного балласта за счет сжигания твердого топлива. Легкий корпус субмарины имеет форму эллипса, кормовая оконечность веретенообразная.
Подводные лодки проекта 945 имеют главную энергетическую установку в составе водо-водяного реактора ОК-650А мощностью 180 мВт и паро-зубчатого агрегата. Этот реактор оснащен четырьмя парогенераторами, и двумя циркуляционными насосами для первого и четвертого контуров, третий контур имеет три насоса. ГЭУ позволяет подлодкам этой серии развивать скорость в 35 узлов под водой и 12 узлов – в надводном положении.
На случай поломки главной энергетической установки лодка имеет два дизель-генератора с мощностью по 750 л. с. и запасом топлива на десять суток плавания. Гребной винт субмарин этого проекта имеет прекрасные гидроакустические характеристики. Кроме того, имеются два винта и два двигателя малого хода (по 370 кВт).
На лодках проекта «Барракуда» были установлены гидроакустические комплексы «Скат». Новые технические решения, использованные в его конструкции, а также уменьшение шумности самой лодки, позволили увеличить дальность обнаружения вражеских субмарин практически в два раза по сравнению с кораблями второго поколения. Использование нового комплекса связи «Молния-М» позволило в два раза повысить ее дальность и в три раза – глубину. Лодки серии 945 оснащались системами спутниковой связи и буксируемой антенной «Параван». Навигационный комплекс позволил в несколько раз увеличить точность определения координат корабля.
Еще в конце 60-х годов началась разработка нескольких комплексов ракетно-торпедного вооружения для подводных лодок нового поколения. Ее результатом стало создание противолодочных ракетных комплексов «Водопад» (533 мм) и «Ветер» (650 мм). Они позволяют субмарине вести огонь на всем диапазоне глубин погружения, включая и максимальную. Также было значительно сокращено время предстартовой подготовки. По сравнению с кораблями второго поколения лодки проекта 945 имеют большую дальность стрельбы, а за счет более совершенной системы целеуказания и использования новых боеприпасов возросла ее точность. Кроме того, был значительно увеличен боекомплект: он составил 12 торпед или ракетоторпед калибра 650 мм и 28 – калибра 533 мм.
Еще одним типом вооружения «Барракуд» стала телеуправляемая самонаводящаяся торпеда ТЭСТ-71. Она оснащалась ГАС самонаведения активно-пассивного типа, обеспечивавшей наведение на цель в двух плоскостях. Этой торпедой можно было управлять после запуска, перенацеливать или отменить самонаведение. Силовая установка ТЭСТ-71 могла работать в двух режимах: поисковом (скорость до 24 узлов) и атакующем (40 узлов). Максимальная дальность стрельбы составляла 20 тыс. метров, а глубина – 400 метров. При этом по уровню скрытности советская торпеда значительно превосходила знаменитую американскую Мк.48.
Конструкция
Торпеда ТЭСТ-71 имела сигарообразную форму разделённую на 6 основных отсеков:
Приборный отсек;
Боевое зарядное отделение;
Аккумуляторное отделение;
Приборный отсек телеуправления;
Хвостовая часть;
Буксируемая катушка.
В приборном отсеке устанавливалась акустическая активно-пассивная система самонаведения.
В боевом зарядном отделении торпеды находились неконтактный акустический взрыватель, запальное устройство и взрывчатое вещество.
В аккумуляторном отделении помещалась серебряно-цинковая аккумуляторная батарея.
В приборном отсеке телеуправления монтировались приборы управления, электронный блок и торпедная катушка.
В хвостовой части располагались силовая установка и механизмы, управляющие движением торпеды, два гребных винта и четыре пера с вертикальными и горизонтальными рулями для управления торпедой по направлению и глубине.
За рулями управления хвостовой части крепилась буксируемая катушка.