Источники
- Бергстрём, Кристер. Черный крест – Красная звезда, Воздушная война за Восточный фронт. Том 4. От Сталинграда до Кубани. Vaktel Books, 2019. ISBN 978-91-88441-21-8
- Дональд, Дэвид, изд. Боевые самолеты люфтваффе. Лондон: Aerospace, 1994. ISBN 1-874023-56-5.
- Геуст, Карл-Фредрик и Геннадий Петров. Red Stars Vol 2: Немецкая авиация в Советском Союзе. Тампере, Финляндия: Apali Oy, 1998. ISBN 952-5026-06-X.
- Hirsch, R.S.; Файст, Уве (1967). Messerschmitt Bf 110 (Aero Series 16). Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers, Inc. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
- Маккей, Рон. Мессершмитт Bf 110. Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press, 2000. ISBN 1-86126-313-9
- Манкау, Хайнц и Питер Петрик. Messerschmitt BF 110 / Me 210 / Me 410: An Illustrated History. Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 2003. ISBN 0-7643-1784-9.
- Мансон, Кеннет. Истребители и бомбардировщики. Нью-Йорк: Peerage Books, 1983. ISBN 0 -907408-37-0.
- Вагнер, Рэй и Хайнц Дж. Новарра. Немецкие боевые самолеты: всесторонний обзор и история развития немецких военных самолетов с 1914 по 1945 год. Нью-Йорк: Даблдей, 1971.
- Уил, Джон. Messerschmitt Bf 110 Zerstörer Aces World War Two. Лондон: Osprey, 1999. ISBN 1-85532-753-8.
Ссылки
- Ресурсы World of Warplanes
- Энциклопедия
- Исторический раздел официального сайта World of Warplanes
- Тема на официальном форуме
Германия
Истребители | IIArado Ar 67 • IIArado Ar 68 • IIFocke-Wulf Fw 56 Stosser • IIHeinkel He 51 • IIIArado Ar 80 • IIIFocke-Wulf Fw 159 • IVMesserschmitt Bf 109 B • IVHeinkel He 112 • VMesserschmitt Bf 109 E Emil • VMesserschmitt Bf 109 E-3 • VMesserschmitt Me 209 V4 • VHeinkel He 100 D-1 • VIMesserschmitt Bf 109 F Friedrich • VISupermarine Spitfire V DB 605 • VIIMesserschmitt Bf 109 G Gustav • VIIIMesserschmitt Me 209 A • VIIIHorten Ho 229 • VIIIFocke-Wulf Ta 152 • IXMesserschmitt Me P.1092 • IXFocke-Wulf Ta 183 Huckebein • XFocke-Wulf Fw 252 • XMesserschmitt Me P.1101 |
Тяжёлые истребители | IIAGO Ao 192 Kurier • IIIDornier Do 17 Z-7 Kauz • IIIFocke-Wulf Fw 57 • IIIJunkers Ju 52 • IVMesserschmitt Bf 110 B • IVMesserschmitt Bf 110 C-6 • VMesserschmitt Bf 110 E • VMesserschmitt Me 210 • VIMesserschmitt Me 410 Hornisse • VIIMesserschmitt Bf 109 Z Zwilling • VIIIBlohm und Voss BV P.203 • VIIIDornier Do 335 A-1 Pfeil • VIIIMesserschmitt Me 262 Schwalbe • IXMesserschmitt Me 262 HG II • XMesserschmitt Me 262 HG III |
Многоцелевые истребители | IArado Ar 65 • IVArado Ar 197 • VFocke-Wulf Fw 190 A-1 • VIFocke-Wulf Fw 190 A-5 • VIIFocke-Wulf Fw 190 A-8/R2 • VIIFocke-Wulf Fw 190 D • VIIIMesserschmitt Me 109 TL • VIIIBlohm und Voss P.210 • IXBlohm und Voss P.212.03 • XBlohm und Voss P.215.02 |
Штурмовики | IIFieseler Fi 98 • IIHenschel Hs 123 • IIIBlohm und Voss Ha 137 • IIIBlohm und Voss Ha 137 V1 • IVFocke-Wulf Fw 189 C Eule • IVHenschel Hs 129 А • VHenschel Hs 129 B • VJunkers Ju 87 G Stuka • VIJunkers Ju 88 P • VIIMesserschmitt Me 265 • VIIIMesserschmitt Me 329 • IXMesserschmitt Me P.1099 B-2 • XMesserschmitt Me P.1102 B |
Бомбардировщики | IVDornier Do 17 Z • IVHeinkel He 111 H-2 • VJunkers Ju 88 A • VIDornier Do 217 M • VIIJunkers Ju 288 A • VIIIJunkers Ju 288 C • IXJunkers Ju 287 • XJunkers/OКБ-1 EF 131 |
Тяжёлые истребители
СССР | VIIТуполев Ту-1 |
Германия | IIAGO Ao 192 Kurier • IIIDornier Do 17 Z-7 Kauz • IIIFocke-Wulf Fw 57 • IIIJunkers Ju 52 • IVMesserschmitt Bf 110 B • IVMesserschmitt Bf 110 C-6 • VMesserschmitt Bf 110 E • VMesserschmitt Me 210 • VIMesserschmitt Me 410 Hornisse • VIIMesserschmitt Bf 109 Z Zwilling • VIIIBlohm und Voss BV P.203 • VIIIDornier Do 335 A-1 Pfeil • VIIIMesserschmitt Me 262 Schwalbe • IXMesserschmitt Me 262 HG II • XMesserschmitt Me 262 HG III |
Великобритания | IVBristol Blenheim F • VBristol Beaufighter • VBristol Beaufighter V • VIDe Havilland 98 Mosquito • VIIDe Havilland 103 Hornet • VIIIWestland P.1056 • IXGloster P.228 • XGloster Javelin |
США | VGrumman F5F Skyrocket • VP-38F Lightning • VIP-38J Lightning • VIGrumman XP-50 • VIVultee XP-54 Swoose Goose • VIIGrumman F7F Tigercat • VIIFisher XP-75 Eagle • VIIINorth American F-82E Twin Mustang • VIIIChance-Vought XF5U Pancake • VIIINorth American P-82B Twin Mustang • VIIIXP-58 Chain Lightning • IXMcDonnell F2H Banshee • XXF-90 |
Япония | VKawasaki Ki-45 Toryu • VIKawasaki Ki-102 • VIIRikugun Ki-93 • VIITachikawa Ki-94-I |
Китай | VIDe Havilland 98 Mosquito FB 26 |
Франция | VSNCASE SE 100 • VIIArsenal VB 10 |
Боевое применение[править | править код]
Bf.110 был впервые применен во время вторжения немцев в Польшу в сентябре 1939 года. Самолёт широко использовался при агрессии против Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Франции, Великобритании, Греции, Югославии. Применялись Bf.110 также в Северной Африке, поддерживали повстанцев в Ираке в мае 1941 года.
Опыт, полученный во время военных действий в Норвегии и выявивший нехватку боевого радиуса действия, вылился в новую модификацию Bf.110D
— тяжелый истребитель дальнего действия (Langstrecken Zerstörer).
Битва за Британию
Битва за Британию выявила фатальную неспособность Bf.110 противостоять одномоторным истребителям противника. Его размер и вес означали высокую удельную нагрузку на крыло, что ограничивало маневренность. К тому же, хотя Bf.110 имел значительно большую скорость, чем его основной противник — Hawker Hurricane, он гораздо хуже ускорялся. Тем не менее, Bf.110 хорошо подходил для дальнего эскорта бомбардировщиков и не имел проблем с ограниченным радиусом действия, как Bf.109E. Действуя в верхнем прикрытии, пилоты использовали тактику «ударил-убежал»: они пикировали на врага, давали очередь из мощного носового вооружения с большого расстояния и отходили на прежние позиции. Находившиеся ниже и имевшие меньшую скорость британские самолёты были вынуждены вести оборонительный бой. В целом за время битвы было потеряно 223 Bf.110.
Другие театры военных действий
После битвы за Британию соединения, вооружённые Bf.110, переместили на средиземноморский и восточноевропейский театры военных действий. В 1941 году приоритет производства Bf.110 был понижен в ожидании замены моделью Messerschmitt Me.210. За это время были разработаны две версии Bf.110 — модели E
иF . МодельE , как истребитель-бомбардировщик (Zerstörer Jabo), в дополнение к центральному бомбодержателю была снабжена четырьмя подкрыльевыми бомбодержателями ETC-50. Изначально Bf.110E-1 оснащались двигателями DB 601B, но сразу перешли на DB 601P, когда последние стали выпускаться в достаточном количестве. Кроме того, модельE имела улучшенное бронирование и усиленный фюзеляж, чтобы выдерживать дополнительный вес. Большинство пилотов Bf.110E считали его медленным и не отзывчивым.
Bf.110F был оснащён новыми двигателями DB 601F мощностью 1350 л. с. (почти вдвое более мощными, чем Junkers Jumo, стоявшими на первых образцах), что позволило усилить бронирование и конструкцию без вреда для характеристик.
Хотя неудачный Messerschmitt Me.210 поступил на вооружение в середине 1941, объёмов производства и энтузиазма пилотов не хватало, чтобы полностью заменить Bf.110. Для модернизации устаревшей модели F
был разработан Bf.110G. На этой модели устанавливались двигатели DB 605B, развивавшие у земли в экстренном режиме мощность 1475 л. с. и 1355 л. с. — на высоте. Аэродинамика и носовое вооружение Bf.110G также подверглись улучшению. Большое количество вариантов дополнительного оборудования (Rüstsätze) сделало сериюG самой гибкой из всех Bf.110.
Советско-германский фронт
На советско-германском фронте эти самолёты применялись мало. Имелись в составе SKG 210 (2 воздушный корпус), ZG 26 (8 воздушный корпус), STG 77, KG55, StG1, LG2. В основном они использовались в качестве истребителей-бомбардировщиков. При атаке же воздушной цели успех сопутствовал им только в условиях внезапности. Если завязывался маневренный бой, то Bf.110 проигрывал даже истребителям устаревших типов (известен случай, когда летом 1941 года под Таганрогом советский лётчик на И-15 сбил сразу 3 Bf.110). По мере появления на фронте большого количества Як-1 и ЛаГГ-3 потери Bf.110 существенно увеличились, и на задания им приходилось летать в сопровождении Bf.109. Летом 1943 года почти все уцелевшие Bf.110 были отозваны с Восточного фронта в состав воздушного командования «Рейх» (ПВО Германии). К концу войны самолёт стал основным немецким ночным истребителем.
Ночной истребитель
Bf-110 G-4 в музее RAF (Royal Air Force) в Лондоне. На носу видны антенны радара «Lichtenstein». С началом ночных налётов английской авиации на промышленные объекты Германии Bf.110D достаточно эффективно использовался в качестве ночного истребителя. Благодаря мощному вооружению и способности нести радар Bf.110 получил великолепный шанс продолжить воевать в ночном небе, хотя его радиус действия оценивался как недостаточный. В модификации Bf 110 G-4 устанавливался радар FuG 202/220 «Lichtenstein». Оператор радара, размещавшийся между пилотом и стрелком, увеличил экипаж до трех человек. Ночные истребители часто комплектовались установкой «неправильная музыка».
Транспортные самолеты Германии
Мессершмитт Ме 321 «Гигант
Немецкая армия нуждалась в транспортных летательных аппаратах ещё в самом начале войны. Ведь немцам нужно было переправлять огромное количество техники и вооружения на территорию противника. Самой первой тяжеловесной разработкой был Мессершмитт Ме 321 «Гигант». Его собирались использовать для десантной операции по высадке на Британские острова. Правда, потом планы поменялись.
Модификации Ме 321 постоянно усовершенствовались. Удачный опытный образец имел длину 11 м и ширину более 3 м. Загрузка техники на борт велась через носовую часть. В салоне можно было разместить около 200 солдат или небольшой по величине танк. За годы войны «Гигант» не раз перевозил технику и солдат на территорию стран противника. Другие транспортные планеры люфтваффе: Арадо Ar 232, Зибель Si 204, Юнкерс W 34h, Гота Go 242.
Увеличенная мощность: Bf 110 F
Произведенный вместе с Bf 110E, F появился летом 1941 года благодаря долгожданному увеличению мощности благодаря двигателям DB 601F мощностью 1350 л.с. и толстому бронированному лобовому стеклу толщиной 57 мм . Баки для сброса, необязательные для более ранних версий, становятся стандартными.
Его варианты:
- предсерийный Bf 110 F-0 похож на E-1, но с более крупными маслоохладителями.
- истребитель-бомбардировщик F-1, оснащенный бомбодержателем ETC 500 под фюзеляжем и четырьмя бомбодержателями ETC 50 под крыльями.
- F-2 без гранатомета, но с четырьмя 21- сантиметровыми ракетами под крыльями, чтобы нарушить концентрацию тяжелых бомбардировщиков противника.
- разведывательный F-3, с камерой, установленной в полу кабины.
Производство прервано в Октябрь 1941 г.на заводе MIAG, затем в декабре на заводе GWF в связи с неизбежным вступлением в строй Me 210 . Увы, из-за горького провала последнего мы вынуждены срочно возобновить производство Bf 110 в феврале 1942 года .
На данный момент количество еженощных рейдов британских ВВС на Германию увеличивается, и Соединенные Штаты находятся в состоянии войны с Третьим Рейхом со времен7 декабря 1941 г., что вызывает опасения по поводу резкого усиления волны бомбардировок последнего.
Затем появляются:
- ночной истребитель F-4 с радаром перехвата Fug 202 Lichtenstein. В кабине установлено третье сиденье, в котором размещается leitoffizier (офицер радиолокационного контроля).
- на ночном истребителе F-4 / U1 в задней части кабины было установлено два пулемета, что позволяло вести горизонтальный полет под тяжелыми бомбардировщиками союзников при их подрыве. Этот вид инсталляции получил название «Schräge Musik» (Джаз).
Самолет по – прежнему оснащен FuG 202 радара , его наступление вооружение еще включающий, как и на F-4, четыре MG 17 машина пушки (7,92 мм ) и две MG FF пушки (20 мм ) стрельбы вперед.
Производство Bf 110 F продолжалось до января 1943 года , когда его заменил более производительный Bf 110 G-4.
Разведывательные и связные самолеты
Больше всего пользы немцам на Восточном фронте принёс разведывательный самолёт Focke-Wulf Fw 189 Uhu. У него была необычная двухбалочная конструкция, за что советские воины назвали его «рамой». Это аппарат вёл аэрофотосъемку. Вслед за ним всегда прилетали немецкие бомбардировщики. Заметить и сбить разведчика было не так уж просто. Он шёл на невысокой скорости, мог хорошо маневрировать, а при приближении истребителей противника начинал описывать круги малого радиуса.
Focke-Wulf Fw 189 Uhu
Первым серийным самолётом, предназначенным для вспомогательных действий и связи, был Физелер Fi 156 Шторх. Аппарат мог осуществлять поддержку сухопутных войск. Самолёт имел укороченный взлёт. С высоты 3 000 м он мог совершить мягкую вертикальную посадку. Во время войны Шторх осуществлял корректировку артиллерийского огня. Он летал на малых скоростях, а для защиты на его борту устанавливался пулемёт. Другие летательные аппараты разведки и связи: Блом и Фосс ИМ 141, Хеншель Нs 126, Вертолет Флеттнер FI 282 «Колибри», Хеншель Hs 130.
Физелер Fi 156 Шторх
Выкатка самолета солнечным утром
Сначала следует пояснить, почему музей занимается реставрацией и боевых самолетов. С одной стороны в Германии были построены около 220 000 летательных аппаратов, и 200 000 из них были боевыми самолетами, а с другой стороны музей должен представлять историю развития авиации для того, чтобы в будущем послужить целям обучения.
Завершил приветственные выступления представитель компании BST г-н Михал (Michal), который сделал обзор с точки зрения одного из рядовых сотрудников компании. После обучения безработных, проведенного ведомством по трудоустройству, восемь из них работали над данным проектом. Это были представители шести национальностей в возрасте от 20 до 55 лет. Еще одним годом ранее они не могли представить себе, что из обломков нескольких самолетов им удастся создать один столь красивый музейный экспонат. Хотя заключенные с ними договоры истекли, эти рабочие с охотой готовы принять участие в выполнении других подобных заказов!
Затем последовал кульминационный момент этого дня. Г-жа доктор Хохберг (Dr. Hochberg), руководившая проектом реставрации, сдернула закрывавшее самолет покрытие и перед присутствовавшими впервые за 55 лет предстал тяжелый истребитель Messerschmitt Bf 110 на своем собственном шасси.
Затем сотрудники компании BST выкатили самолет на открытое пространство перед ангаром. В этот момент – словно символизируя данное событие – до сих пор закрытое дождевыми тучами небо раскрылось, и самолет осветило солнце!
многие сотни людей окружили Bf 110 после того, как его выкатили из ангара
отреставрированный тяжелый истребитель Bf 110 выступает в качестве фотомодели под солнечными лучами
До этого дня самолету с заводским номером 5052 пришлось преодолеть длинный путь. Bf 110 был построен в конце 1942 года и 11 января 1943 года он получил военный номер LN+NR. Тяжелый истребитель был передан в состав эскадры JG 5, и в одном из воздушных боев после повреждений, полученных от разрыва зенитного снаряда, Bf 110 совершил аварийную посадку на лед озера в Карелии. Когда снег и лед растаяли, этот самолет погрузился в воду и его подняли только в 1991 году. Сначала этот самолет оказался в Англии, затем он попал в Новую Зеландию и в итоге оказался в Берлине в Немецком техническом музее.
1 февраля 1999 года Немецкий технический музей заключил с расположенной в Фридрихсхафене компанией BST договор на реставрацию Bf 110 F-2. В соответствии с данным договором самолет должен быть тщательно отреставрирован в течении 18 месяцев до состояния, позволяющего выставить его в качестве музейного экспоната. До пригодного к полетам состояния самолет доводить не требуется – это должна была быть реставрация, целью которой было получить своего рода статический экспонат. В музее должен был быть представлен как исторический монумент с повреждениями, полученными этим самолетом в 1943 году. Таком образом, должно было быть сохранено как можно больше исторического наследия.
Несмотря на длившееся десятилетия «хранение в воде» машина находилась в относительно хорошим состоянии. Посадка самолета на лед озера была выполнена с невыпущенным шасси, и силовой набор не получил каких-либо серьезных повреждений.
Большая часть отсутствующих элементов конструкции музей получил из своего фонда, где находились обломки двух Bf 110 C. Элементы конструкций трех самолетов (один Bf 110 F и обломки двух Bf 110 C) были приобретены в Новой Зеландии и позволили собрать музейный экспонат, в конструкции которого было 80 % оригинальных элементов. В дополнение к этому в распоряжение реставраторов поступили неденежные пожертвования от ряда коллекционеров и прочих лиц, которые интересуются историей авиацией.
В начале реставрации рабочие приступили к основательной очистке и консервации имевшихся элементов конструкции. Затем персонал приступил непосредственно к самой реставрации, представлявшей собой гигантскую головоломку – своего рода сборку паззла из отдельных маленьких кусочков. При реставрации занимавшиеся реставрацией сотрудники музея и компании BST использовали имевшиеся фотографии, книги и техническую документацию с указанием элементов конструкции самолетов этого типа. В процессе реставрации, в ходе которой возникало множество удивительных моментов, персоналу приходилось решать множество загадок.
Новые миссии: Bf 110 E
В результате тяжелых потерь, понесенных Zerstörergruppen во время битвы за Британию, Bf 110 теперь производится как истребитель-бомбардировщик и ночной истребитель .
- Предсерийные Bf 110 E-0, затем E-1, все еще оснащенные двигателями DB 601B мощностью 1100 л.с. Май 1941 г.. Тем не менее, DB 601P мощностью 1175 л.с. быстро доступен для вариантов E-1 / U1, оснащенных детектором гаечного ключа , E-1 / U2 с третьим сиденьем, принимающим leitoffizier (контролирующий офицер), и E-1 / R2, который может перевозить два 1000 кг бомб под фюзеляжем.
- В 1942 году начали выпускать истребитель-бомбардировщик Е-2 и самолет-разведчик Е-3.
Последний может быть оборудован двумя вспомогательными баками объемом 300 или 900 литров под крыльями, и впервые с целью усиления его защиты в бортах фюзеляжа установлены два пулемета MG 17 калибра 7,92 мм, тянущиеся назад. . Эта классическая эскалация боевых нагрузок без заметного увеличения мощности снова приводит к ухудшению летных качеств и характеристик Zerstörer.
История создания истребителя Мессершитт (Bf) — 109
К 1934 году немецкий истребитель Хейнкель He-51 уже устарел и для его замены Люфтваффе был объявлен конкурс, участие в котором должны были принять , «Фокке-Вульф» и «Хейнкель». в этом списке не было, даже более того — Вилли Мессершмитту было просто отказано в участии. Однако, он был не тем человеком, который спасовал бы перед трудностями.
У Мессершмитта был отличный образец — спортивный самолет Bf-108. Решив, в инициативном порядке, все-таки создать собственный истребитель под индексом Bf-109, в его основу он положил именно Bf-108.
Опытный образец Bf-109V1 поднялся в воздух уже в следующем году — 28 мая 1935 г., тогда же новая машина все-таки была допущена к сравнительным испытаниям, и в состязании с конкурсными машинами Ar-80V1, FW-159V1 и He-112V1, сперва «вышла в полуфинал», а затем, в борьбе с другим фаворитом — истребителем фирмы Хеншель, одержала уверенную победу. В августе 1936 года во время XI Олимпийских игр в Берлине Bf.109 был впервые показан публике, а в феврале 1937 года началось его серийное производство.
Спортивный самолет Bf-108, прародитель истребителя Bf-109
Ошибкой было бы полагать, что Мессершмитт создал «идеальный самолет», который производился с 1935 по 1945 году и при этом, даже к концу войны, оставался вполне современным и отличался прекрасными летными характеристиками. Но совершенно точно можно утверждать, что истинный гений конструкторов состоял в том, что создавая Bf-109 они наделили его потрясающим «запасом прочности» и оставили такой задел для будущих модернизаций, какого хватило на десять последующих лет.
Истребитель Bf-109 образца 1935 и 1945 г. это две совершенно разные машины, едва ли не вдвое (а по некоторым параметрам и более чем вдвое) расходящиеся в характеристиках. Неудивительно, учитывая громадный «тираж» этого самолета в 30573 произведенных экземпляров (по массовости Bf-109 занимает 2 место после штурмовика Ил-2 и первое место среди истребителей) и и количество модификаций переходящее за три десятка.
Кроме Германии Bf-109 выпускался по лицензии в Австрии, Венгрии, Испании (до 1954 года!), Румынии, Чехословакии. Кроме люфтваффе стоял на вооружении ВВС Болгарии (до 1946 года), Венгрии, Израиля, Испании (до ноября 1965 года), Италии, Словакии, Финляндии (до 1954 года), Хорватии, Швейцарии (до 1949 года), Югославии.
Особенности конструкции Мессершмитт Bf110
- Крыло трапециевидной формы имело однолонжеронную металлическую конструкцию с гладкой работающей обшивкой. Свободное пространство центроплана крипа занято четырьмя протектированными топливными баками;
- Двухместная кабина экипажа отличалась весьма мощной броневой защитой. В передней части кабины находилось сиденье пилота, за ним располагаюсь место стрелка-радиста. На некоторых модификациях в кабине оборудовано также место для третьего члена экипажа — штурмана;
- Цельнометаллическое разнесенное двухкилевое хвостовое оперение, кили относительно небольшого размера в минимальной степени ограничивали углы обстрела пулеметов задней огневой точки;
- Фюзеляж представлял собой металлический монокок овального поперечного сечения, обшивка выполнена из гладких листов дюралюминия;
- В полете обе стойки колесного шасси убирались в отсеки мотогондол двигателей;
- Подвесной топливный бак;
- Трехлопастный винт типа VDM с изменяемым в полете шагом;
- Двигатель водяного охлаждения DB 601;
- В носовой части фюзеляжа размещалось основное вооружение самолета: четыре 792-мм пулемета MG 17 и две 20-мм пушки MG151/20 или MG FF;
Особенности конструкции Мессершмитт Bf110
- Крыло трапециевидной формы имело однолонжеронную металлическую конструкцию с гладкой работающей обшивкой. Свободное пространство центроплана крипа занято четырьмя протектированными топливными баками;
- Двухместная кабина экипажа отличалась весьма мощной броневой защитой. В передней части кабины находилось сиденье пилота, за ним располагаюсь место стрелка-радиста. На некоторых модификациях в кабине оборудовано также место для третьего члена экипажа — штурмана;
- Цельнометаллическое разнесенное двухкилевое хвостовое оперение, кили относительно небольшого размера в минимальной степени ограничивали углы обстрела пулеметов задней огневой точки;
- Фюзеляж представлял собой металлический монокок овального поперечного сечения, обшивка выполнена из гладких листов дюралюминия;
- В полете обе стойки колесного шасси убирались в отсеки мотогондол двигателей;
- Подвесной топливный бак;
- Трехлопастный винт типа VDM с изменяемым в полете шагом;
- Двигатель водяного охлаждения DB 601;
- В носовой части фюзеляжа размещалось основное вооружение самолета: четыре 792-мм пулемета MG 17 и две 20-мм пушки MG151/20 или MG FF;
Интересные факты[ | ]
Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи. Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Согласно решению Арбитражного комитета Википедии, списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список. (17 мая 2020) |
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 17 мая 2020 года |
- Именно на Bf.110 10 мая 1941 года перелетел в Великобританию Рудольф Гесс.
- В марте 1940 года в числе других образцов немецкой авиационной техники в СССР было поставлено 5 самолётов Bf.110C, которые прошли всесторонние испытания в НИИ ВВС. Один из них в начале 1941 года эксплуатировался в 158 истребительном авиаполку ПВО.
- После начала войны из имевшихся Bf.110 была сформирована специальная эскадрилья для тайных операций, под командованием майора В. И. Хомякова, оснащённая немецкой техникой. В составе этой эскадрильи было 3 Bf.110C.
- В 1942 году один трофейный Bf.110D использовался для дальней разведки в 750 полку АДД (пока его не сбили свои же зенитчики).
- Кроме люфтваффе, самолёты Bf.110 поставлялись и союзникам Германии — Италии, Румынии и Венгрии.
- В 1944 году один из Bf.110 был подбит над Германией английским бомбардировщиком и совершил вынужденную посадку в Швейцарии. Чтобы секреты самолёта, в частности, установка «Неправильная музыка» и радар, не попали в руки англичан, немцы договорились уничтожить самолёт в Швейцарии, передав за это Швейцарии 12 самолётов Ме-109. Самолёты так и не были переданы Швейцарии и в 1951 Швейцария отсудила у и «Даймлер» за непоставленные Me-109 финансовую компенсацию.
Рекомендации
Самолет производства Messerschmitt | |
---|---|
Обозначения производителя |
|
Обозначение РЛМ (1933-1945) |
|
Прототипы |
|
Система обозначения самолетов RLM | |
---|---|
От 1 до 100 |
|
От 101 до 200 |
|
201 к 300 |
|
301- |
|
Разработка
В 1934 году в нескольких странах Европы проводились разработки стратегического истребителя. В Германии Имперское Министерство авиации (RLM) выпустило спецификацию на двухдвигательный, трёхместный, с цельнометаллическим монопланом, вооружённый авиапушками и способный нести бомбовую нагрузку истребитель широкого применения.
Концепция многоцелевого самолёта настолько захватила воображение Геринга, что для проектирования он определил самые сжатые сроки. Задание на проектирование было выдано нескольким фирмам. Параллельно шла разработка двигателей. После рассмотрения проектов к постройке опытных образцов были допущены три фирмы: Bayerische Flugzeugwerke, Focke-Wulf и Henschel.
Разработка стратегического двухдвигательного истребителя началась на фирме Bayerische Flugzeugwerke под руководством В. Мессершмитта в 1934 году. В 1935 году было построено три прототипа Bf.110. Прототип Bf.110V1 впервые поднялся в воздух 12 мая 1936 года (лётчик-испытатель Р. Хуопиц).
В январе 1937 года в испытательном центре в Рехлине прошли сравнительные испытания Focke-Wulf Fw 57, Henschel Hs 124 и Bf.110, по результатам которых последний был принят на вооружение и запущен в серийное производство.
Испытывая проблемы с поставкой двигателей DB 600, Мессершмитт был вынужден заменить их двигателями Jumo 210B, которые были недостаточно мощными и могли разогнать Bf.110 только до 430 км/ч. Вооружение также было ослаблено до четырёх пулеметов MG-17.
В последние месяцы 1938 года удалось решить проблемы поставки двигателей DB 601 B-1. С новыми двигателями скорость Bf.110 увеличилась до приемлемых 537 км/ч при дальности примерно 1100 км.
Сравнение с советскими самолётами
С одной стороны, на фоне 586 км/ч, показанных на испытаниях И-26 (будущим Як-1), 605 км/ч И-301 (он станет ЛаГГ-1) и тем более 651 км/ч И-200 (МиГ-1) — скорости не впечатляют.
С другой стороны, немецкий самолёт был серийным, а советские самолёты — опытными. И дело не только в том, что Ме-110 был настоящим немецкой авиации, а советские самолёты — только будущим.
Отлаженная немецкая машина имела богатое оборудование, строилась на серийном заводе по соответствующей технологии и обычными рабочими. У советских же было множество «детских болезней». Испытывались эти самолёты зачастую не только без радиостанций и прочего оборудования, но и без вооружения.
Не всегда оказывалась достаточной даже прочность. Как уже говорилось, бичом советских самолётов были проблемы с охлаждением моторов.
Наконец, производились они на опытных заводах по временной технологии высококвалифицированными рабочими. Когда же «детские болезни» лечили и устанавливали всё требуемое оборудование, неизбежно росла масса. В серийном производстве она только увеличивалась, а качество сборки и обработки поверхностей падало. В результате серийные ЛаГГ-3 начала 1942 года по скорости уже не превосходили Ме-110 1940-го года.
На момент испытаний в активе ВВС Красной армии имелись в лучшем случае И-153 и И-16 со скоростью 440-460 км/ч. И это лишь на испытаниях опытных машин! Серийные традиционно проигрывали.
По скорости тягаться со 110-м было просто некому.
Конечно, по манёвренности советские самолёты заметно превосходили немецкие — сказывалась бóльшая масса: более шести тонн у немецкой машины. Например, время виража «мессера» составляло порядка 30 секунд. Советские одномоторные истребители выполняли этот манёвр вдвое быстрее.
Однако в отчёте Ме-110 сравнивался не с одномоторными истребителями, серийными или ещё опытными, а с двухмоторными № 40 и ЦКБ-30, а также с немецким Ме-109, купленным одновременно со 110-м. Некоторые испытатели отметили превосходство советских самолётов в манёвренности. Например, лётчик Муштаев утверждал, что в сравнении с советскими самолётами Me-110 «обладает много меньшей манёвренностью и в манёвре тяжёл — „дубоват“». Однако в примечании к тому же отчёту указано, что после нескольких дополнительных полётов лётчик оценил самолёт «как хорошо манёвренный и имеющий преимущество в этом отношении перед советскими двухмоторными самолётами».
Другой лётчик, Гаврилов, утверждал, что «уступает в манёвренности лишь советским одномоторным истребителям». Если же говорить о Ме-109, то, если верить отчёту, 110-й «ни в какой мере не уступает самолёту Ме-109 и допускает наиболее энергичный манёвр».
Технические характеристики (Bf 110 C-1)
Данные боевых самолетов Третьего Рейха, Die Deutsche Luftrüstung 1933–1945 Vol. 3 – Flugzeugtypen Henschel-Messerschmitt
Общие характеристики
- Экипаж: 2 или 3
- Длина: 12,0714 м (39 футов 7,25 дюйма)
- Размах крыла: 16,2497 м (53 футов 3,75 дюйма)
- Высота: 4,128 м (13 футов 6,5 дюйма)
- Площадь крыла: 38,4000 м (413,334 кв. футов)
- Профиль :корень: NACA 2R1 (18,5%) ; подсказка :NACA 2R1 (11%)
- Масса пустого: 4 425 кг (9 755 фунтов) * Снаряженная масса пустого: 4 885 кг (10769 фунтов)
- Масса брутто: 6,028 кг (13,289 фунтов)
- Макс. Взлетная масса: 6,749 кг (14,880 фунтов)
- Запас топлива: 1,272 л (336 галлонов США; 280 имп галлонов) в 4 баках с центропланом
- Силовая установка: 2 × Daimler-Benz DB 601A-1 V-12 инвертированных поршневых двигателя с жидкостным охлаждением, 780 кВт (1050 л.с.) каждый на взлете
- 820 кВт (1100 л.с.) на высоте 3700 м (12 140 футов)
Гребные винты: 3-лопастные гребные винты VDM с изменяемым шагом
Рабочие характеристики
Максимальная скорость: 475 км / ч ( 295 миль / ч, 256 узлов) при 13 289 фунтов (6028 кг) на уровне моря
- 525 км / ч (326 миль / ч; 283 узлов) на высоте 4000 м (13 120 футов)
- 541 км / ч (336 миль / ч; 292 кН) на высоте 6000 м (19 685 футов)
Крейсерская скорость: 262 км / ч (163 миль / ч, 141 кН), максимальная непрерывная на уровне моря
- 489 км / ч (304 миль / ч; 264 кН)) максимальная продолжительная на высоте 5000 м (16400 футов)
- 484 км / ч (301 миля в час; 261 кН) максимальная продолжительная на высоте 7000 м (22970 футов)
- 349 k м / ч (217 миль / ч; 188 кН) крейсерская скорость на высоте 4200 м (13 780 футов)
- Посадочная скорость: 150 км / ч (93 миль / ч; 81 кН)
- Дальность: 774 км (481 миль, 418 миль) на уровне моря с нормальным внутренним топливом при максимальной постоянной крейсерской скорости
- 850 км (530 миль; 460 миль) на высоте 5000 м (16400 футов) при максимальной постоянной крейсерской скорости
Дальность действия при экономичной крейсерской скорости: 909 км (565 миль; 491 морских миль) на высоте 7000 м (22 970 футов) при крейсерской скорости
- 1094 км (680 миль; 591 миль) на высоте 4200 м (13780 футов) при экономической крейсерской скорости
- Практический потолок: 10 000 м (32 810 футов)
- Скорость набора высоты: 11 м / с (2200 футов / мин)
- Время набора высоты: 6000 м (19 685 футов) за 10 минут 12 секунд
- Зарядка крыла: 173 кг / м (35 фунтов / кв.фут)
- Мощность / масса : 0,241 кВт / кг (0,147 л.с. / фунт)
Вооружение .
- Пушки: ** 2 × 20 мм (0,787 дюйма) Пушка MG FF / M (180 выстрелов – 3 барабана с 60 снарядами, пушка перезаряжалась стрелком-стрелком или радистом во время полета)
- 4 × 7,92 мм (0,312 дюйма) пулеметы MG 17 (1,00 0 rpg)
- 1 × 7,92 мм (0,312 дюйма) пулемет MG 15 для обороны