Боевое применение
В Советском Союзе танки Т-55 впервые поучаствовали в боевой операции в 1968 году – они помогали восстановить контроль над Чехословакией. А в настоящий бой им довелось вступить только в 80-х годах в Афганистане. Там «пятьдесят пятые» занимались огневой поддержкой и сопровождением конвоев.
В 1971 году индийские танки Т-55 успешно применялись против пакистанских «Паттонов». В финальной фазе вьетнамской войны некоторое количество этих танков использовал Северный Вьетнам (хотя Т-54 там было гораздо больше), а в 1979 году вьетнамские «пятьдесят пятые» встречались со своими китайскими «копиями» и воевали в Камбодже.
Но по-настоящему активно Т-55 применяли на Ближнем Востоке. Начиная с 1967 года, они стали непременными участниками арабо-израильских войн, и проявили себя, как достойные соперники «Центурионов» и М48. Трофейные «пятьдесят пятые» активно использовались изральтянами. При этом, правда, им заменяли двигатели и перевооружали 105мм пушкой L7. Обе стороны использовали «пятьдесят пятые» в Ирано-иракской войне, а модернизированные иракские танки «Энигма» участвовали в войне в Персидском заливе.
В Анголе противником «пятьдесят пятых» стали не столько танки, сколько вооружённые 90мм пушками БТР «Ратель» и бронеавтомобили «Эланд».
Редко упоминается следующий эпизод. В 1979 году грузовое судно «Астор» должно было кружным путём доставить десять ливийских Т-55 в Кению, откуда бронетехнику должны были перевезти в Уганду. Но за время пути режим Иди Амина рухнул и судно вернулось в воды ЮАР, где его и арестовали по подозрению в контрабанде оружия для Анголы.
Обнаруженные танки конфисковали и передали Родезии, где «пятьдесят пятые» приняли на вооружение, оборудовав радиостанциями от броневиков «Эланд». Но повоевать Т-55 не успели – после того, как главари ЗАНЛА и ЗИПРА объявили о фальсификации результатов всеобщих выборов, новый премьер-министр Музорева не решился продолжать войну.
В самой Ливии Т-55 использовали в войне с Чадом, причём там танки понесли огромные потери от вооружённых французскими ПТРК пикапов «Тойота». «Пятьдесят пятые»проявили себя даже в Южной Америке – там с их помощью Перу боролось с «контрас».
В 90-е годы Т-55 участвовали в гражданской войне в Югославии. Причём, как считается, именно Т-55 был последним потерянным там танком. И уничтожил его при этом снаряд, выпущенный из пушки Т-34-85. Оставшиеся после развала СССР «пятьдесят пятые» использовали в конфликтах на постсоветском пространстве – в Карабахе, Абхазии и Приднестровье.
Сейчас «пятьдесят пятые» продолжают использоваться в африканских войнах, а также в Сирии. В самой России они, однако, были выведены из употребления ещё в 90-е годы, и не участвовали даже в чеченских кампаниях. В настоящее время российские машины Т-55 находятся на хранении.
Средний танк Т-54Б («Объект 137Г2»)
К 1956 году была разработана следующая модификация «пятьдесятчетверки» — Т-54Б («Объект 137Г2»). Испытания первых трех опытных танков Т-54Б завершились в феврале 1956 года и после соответствующей доработки в августе того же года машина была принята на вооружение. В декабре была собрана установочная партия, а в следующем 1957 году началось серийное производство.
Танк Т-54А в экспозиции музея Кубинка. Танк был оснащен одноплоскостным стабилизатором «Горизонт», на стволе орудия эжектор, который существенно снижал загазованность в боевом отделении
На Т-54Б в качестве основного вооружения использовалась пушка Д10Т2С с электрогидравлическим двухплоскостным стабилизатором СТП-2 «Циклон». Управление пушкой и башней при включенном стабилизаторе осуществлялось с помощью пульта управления. В связи с этим была изменена конструкция механизма поворота башни. Был, наконец, установлен вращающийся полик боевого отделения, существенно улучшивший условия работы членов экипажа в башне. Правда, это потребовало частично изменить расположение боекомплекта, но его количество удалось сохранить.
На Т-54Б были введены активные приборы ночного видения: инфракрасный ночной прицел наводчика — ТПН1-22-11, ночной прибор командира — ТКН-1 и механика-водителя — ТВН-2. Для обеспечения их работы танк был оснащен инфракрасными (ИК) прожекторами: Л-2 (смонтированным на орудийной маске, здесь он устанавливался до апреля 1959 года, а позднее был перенесен на правую лобовую часть башни) и ОУ-З — на командирской башенке.
Приборы механика-водителя и командира были сменными (устанавливались вместо дневных), прицел наводчика устанавливался внутри башни стационарно (левее дневного прицела ТШ-2А-22), а его головка на крыше башни заняла место перископа наводчика МК-4. Вместо дневного прибора наблюдения командира ТПК-1 был установлен прибор ТПКУ.
Изменились расположения баков и ящиков ЗИП на надгусеничных полках. Сразу за выхлопной трубой на правой надгусеничной полке появился прямоугольный ящик для ЗИП приборов ночного видения ТКН-1 и ТНП-1. Раньше на этом месте устанавливался наружный масляный бак, который теперь переместили в середину правой надгусеничной полки (в район расширения корпуса под погон башни).
С 1957 года Т-54Б и все другие модификации Т-54 стали выпускаться с усовершенствованным ОПВТ.
В ходе ремонтов танки предыдущих выпусков доводились до уровня Т-54Б. На них устанавливались стабилизатор вооружения (если это происходило без замены орудия, то на ствол Д-10Т не имеющий эжектора крепилось кольцо противовеса), комплект ночных приборов (в том числе ТПН-1 на место МК-4 наводчика), ИК осветители, третий наружный топливный бак и новые ящики ЗИП.
История создания
В 1957 году на Заводе №183 начались работы по созданию нового среднего танка на базе Т-54Б. Машину назвали «Объект 155», и в ее конструкцию внесли весь опыт модернизации Т-54. Первую серийную партию изготовили, используя башни Т-54Б. В 1958 опытные образцы прошли государственные испытания, и Т-55 приняли на вооружении Советской армии.
У нового танка была установлена противоатомная защита, увеличена мощность двигателя, установлена термодымовая аппаратура, увеличен боекомплект.
Т-55 выпускался не только в СССР – 1500 тысячи машин было изготовлено в Польше, 400 – в Румынии и 1700 – в Чехословакии.
Т-44: на смену танку Победы
Разработка нового Т-44, который должен был на фронте заменить Т-34, пришлась на 1943-1944 годы. Созданием танка на УВЗ занимался главный конструктор Александр Морозов, один из авторов Т-34. Возможно, поэтому внешне оба танка похожи. Но конструктивно это совершенно разные машины.
Танк Т-44 форсирует водную преграду
Основной задачей конструкторов в создании Т-44 стало наращивание броневой защиты. Параллельно с этим были внесены и другие изменения. Дизельный двигатель расположили поперек машины, что позволило сократить длину корпуса, уменьшить общий вес и улучшить ходовые качества танка. Изменилась башня, увеличилось боевое отделение, были улучшены условия для экипажа. Несмотря на то, что Т-44 выпускался серийно, полноценно заменить Т-34 ему не удалось, так как уже в 1947 году была разработана более совершенная модель Т-54.
Вооружение
Т-55 остался вооружён 100 мм пушкой Д-10Т. В середине 40-х годов это орудие было выше всяких похвал, но в начале 60-х годов уже явно устаревало, несмотря на установку эжектора и стабилизацию в двух плоскостях. Пробиваемость каморных снарядов семейства БР-412 на километровой дистанции не превышала 185мм брони. Однако конструкторы приложили впечатляющие усилия для сохранения эффективности орудия. Уже в 1961 году боекомплект пополнился невращающимся кумулятивным снарядом 3БК5.
Снаряжённый килограммом вещества A-IX-1, он мог пробить до 380мм брони. Позже его дополнили подкалиберным снарядом с отделяющимся поддоном 3БМ-8, который на дальности в 1000м пробивал до 272мм брони.
Оперённый подкалиберный снаряд 3БМ25, появившийся на танках Т-55 версий М и АМ, на километровой дальности мог пробить 290мм брони, а кумулятивный снаряд 3БК17М с медной кумулятивной воронкой и зарядом из окфола, имел пробиваемость в 390мм. Пробиваемость ракеты «Бастион», наводившейся по лазеру и запускаемой из ствола пушки – 600 мм брони за динамической защитой. Были усовершенствованы и осколочно-фугасные снаряды танка. На смену ОФ-412 пришёл 3ОФ32 снаряженный 1,7кг гексала.
Спаренный с пушкой пулемёт СГМТ в ходе производства заменили на ПКТ, а курсовой пулемёт в лобовом листе упразднили уже на Т-55А. Зенитный пулемёт на танк первоначально не устанавливался, но к концу 60-х годов, в связи с растущей угрозой боевых вертолётов, Т-55 оснастили турелью с пулемётом ДШК.
Конструкция и основные модификации
Поскольку Т-55 был, по сути, модификацией Т-54, сварной корпус из катаной брони и литая башня остались неизменными. Толщина лобовой брони корпуса достигала 100мм, башни – 200мм. Вертикальные борта имели толщину брони 80мм, а вот низ кормового листа сделали тоньше – 20мм вместо 45. Основные изменения были внутри корпуса. Поперечно расположенный двигатель заменили на форсированный до 580 л.с. агрегат В-55.
В пневматической системе танка появился приводимый от мотора компрессор, постоянно пополняющий ёмкость баллонов, а это позволило сделать штатным средством запуска мотора пневматический стартёр.
Усовершенствованная система пожаротушения использовала не углекислоту, а специальный состав «3,5». Боеукладку «пятьдесят пятого» разместили в баках-стеллажах в отделении управления – за счёт этого от бака перед перегородкой моторного отсека отказались, разместив на его месте дополнительные снаряды. В целом же увеличились и боекомплект, и ёмкость топлива.
Главным отличием Т-55 стала противоатомная защита, в случае облучения герметизирующая корпус и не допускающая попадание внутрь радиоактивной пыли. Помимо этого, для плавности передвижения ход катков увеличили, крышку МТО для удобства обслуживания изменили, а трансмиссию «пятьдесят пятого» дополнили планетарными редукторами бортовых передач.
Уже в 1962 году начали выпускать модификацию Т-55А. Противорадиационная защита танка была дополнительно усилена с помощью специального покрытия корпуса и внутреннего подбоя. По ходу производства танки этой версии получили также новые гусеницы, гирокомпас для удобства вождения, а с середины 70-х годов – лазерный дальномер в коробе над пушкой. Как базовый «пятьдесят пятый», так и Т-55А выпускались в командирском исполнении «К» с уменьшенным боекомплектом и дополнительными радиостанциями.
Несмотря на то, что параллельно с «пятьдесят пятым» был освоен выпуск танка Т-62 с более современным орудием, а в течение 70-х годов в серию пошли основные боевые танки Т-64 и Т-72, Т-55 с вооружения не сняли. Наоборот – в начале 80-х годов стартовала масштабная программа по модернизации этих танков. Т-55М и Т-55АМ получили дополнительную комбинированную броню, усиленное днище, противокумулятивные экраны.
Позже модернизированные Т-55 оснастили и мотором В-46 с нагнетателем, мощностью в 690 л.с. Другие модернизации предусматривали установку динамической защиты вместо комбинированной брони, либо систему активной защиты «Дрозд».
Модификация Т-55МВ/Т-55АМВ
В 1984 году в Омском КБТМ были разработаны и приняты на вооружение модернизированные танки Т-55МВ, Т55АМВ. Они были спроектированы на базе Т-55М, от которого отличались системой дополнительного бронирования. Вместо многослойных экранов из комбинированной брони, устанавливавшихся на башне и корпусе Т-55М, в них был использован комплекс динамической защиты (КДЗ) 4С20 «Контакт» (увеличивает противокумулятивную защиту от моноблочных КС на 400 мм и более).
Система вооружения Т-55МВ была аналогичной Т-55М, сохранялось и дополнительное противоминное бронирование днища.
Конструктивно элемент динамической защиты (ЭДЗ) состоял из тонкостенного коробчатого металлического корпуса, в котором находился маломощный подрывной заряд и две металлические пластины, расположенные по обе стороны от него. В момент попадания кумулятивного снаряда, заряд детонировал. При детонации наружная пластинка выбрасывалась навстречу кумулятивному потоку и рассеивала его. Нижняя пластинка отлетала к броне и, ударившись о нее отскакивала навстречу потоку, вызывая его дальнейшее ослабление. Таким образом, динамическая защита существенно снижала эффективность действия кумулятивных снарядов.
На танках Т-55МВ элементы динамической защиты устанавливались в передней части корпуса и башни, а на некоторых экземплярах ЭДЗ крепились на передней части бортовых резинотканевых экранов (от 10 до 42 шт. на борт). Танки Т-55МВ, Т-55АМВ выпускались на ремонтных заводах МО путем модернизации Т-55 и Т-55А соответственно.
Годное лыко в строку. Жестокие БТРы
Но у фортуны свои планы. Израиль внезапно оказался обладателем нескольких сотен танков Т-54/Т-55 после Шестидневной войны 1967 года. Рачительные израильтяне, до сих пор вовсю гонявшие на устаревших «шерманах», «супершерманах» и лёгких французах AMX-13, тут же приспособили годные танки под свои нужды. В результате вышли усовершенствованные «тираны», часть из которых получила 105-миллиметровые натовские танковые пушки L7.
(Фото: Bukvoed\Wikipedia)
В конце 1980-х бывшие советские танки решили не списывать, а переделать в тяжёлые БТРы «Ахзарит» (жестокая — ивр.). Башни сняли, корпус перекроили, двигатели заменили. Получились мегазащищённые бронетранспортёры, ведь к 27-тонному корпусу Т-55 добавилось ещё 17 тонн брони! А нетривиальная конструкция задней двери позволяла мотопехоте буквально выскакивать, а не выползать. В это время экипаж мог прикрывать десантирование огнём четырёх пулемётов. В «ахзариты» переделали порядка 500 советских танков. Сейчас на службе остаётся около 200 «жестоких» БТРов, которые в условиях городского боя чувствуют себя гораздо лучше, чем американские М113.
В 1990-х в России тоже построили бронетранспортёр на базе Т-55 — тяжёлый БТР-Т получил низкопрофильную башню с 30-миллиметровой пушкой 2А42 и ПТРК 9М113 «Конкурс». Было ещё несколько вариантов вооружения с 30-миллиметровыми пушками, автоматическими гранатомётами АГС-17, 12,7-миллиметровыми пулемётами и ПТУР в различных вариациях. Но по ряду причин в серию машина не пошла.
Вооружение
Т-55 остался вооружён 100 мм пушкой Д-10Т. В середине 40-х годов это орудие было выше всяких похвал, но в начале 60-х годов уже явно устаревало, несмотря на установку эжектора и стабилизацию в двух плоскостях. Пробиваемость каморных снарядов семейства БР-412 на километровой дистанции не превышала 185мм брони. Однако конструкторы приложили впечатляющие усилия для сохранения эффективности орудия. Уже в 1961 году боекомплект пополнился невращающимся кумулятивным снарядом 3БК5.
Снаряжённый килограммом вещества A-IX-1, он мог пробить до 380мм брони. Позже его дополнили подкалиберным снарядом с отделяющимся поддоном 3БМ-8, который на дальности в 1000м пробивал до 272мм брони.
Оперённый подкалиберный снаряд 3БМ25, появившийся на танках Т-55 версий М и АМ, на километровой дальности мог пробить 290мм брони, а кумулятивный снаряд 3БК17М с медной кумулятивной воронкой и зарядом из окфола, имел пробиваемость в 390мм. Пробиваемость ракеты «Бастион», наводившейся по лазеру и запускаемой из ствола пушки – 600 мм брони за динамической защитой. Были усовершенствованы и осколочно-фугасные снаряды танка. На смену ОФ-412 пришёл 3ОФ32 снаряженный 1,7кг гексала.
Спаренный с пушкой пулемёт СГМТ в ходе производства заменили на ПКТ, а курсовой пулемёт в лобовом листе упразднили уже на Т-55А. Зенитный пулемёт на танк первоначально не устанавливался, но к концу 60-х годов, в связи с растущей угрозой боевых вертолётов, Т-55 оснастили турелью с пулемётом ДШК.
Т-54/55: «Калашниковы» среди танков
Во время войны был накоплен большой опыт использования бронетехники, который требовалось применить на практике. Танк Т-54 стал первым серийным послевоенным танком в СССР. История создания Т-54 неотделима от истории Т-44, так как обе эти машины разрабатывались для замены Т-34-85. Многие наработки Т-44 были использованы в Т-54 и Т-55.
После ряда экспериментов с 100-мм пушкой, которая должна была сменить устаревшую 85-мм, осенью 1944 года проект нового танка под названием Т-54 был одобрен к реализации. Танк серийно выпускался с 1947 по 1958 годы, постоянно модифицируясь. По боевым качествам он превосходил все известные средние танки. Кроме СССР Т-54 выпускался в Китае, Корее, Чехословакии и Польше общим числом 20 375 танков.
Танк Т-54
С 1958 года выпускается модификация Т-55. Это первый в мире серийный танк, предназначенный для ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия. Также он стал первым танком, на котором в ходе капитальной модернизации в 1980-е годы был установлен комплекс активной защиты, уничтожавший или ослаблявший действие боевого снаряда противника. Серийно производился в Польше, Румынии и Чехословакии. Всего было выпущено 23 600 машин.
Т-54 и Т-55 получили широкое распространение по всему миру и участвовали в большинстве локальных конфликтов второй половины XX века. Благодаря своей простоте и высокой надежности они до сих пор стоят на вооружении многих стран.
Универсальная машина
Преимущества в бою на выжженном пепелище обеспечивал двигатель на 580 лошадиных сил (плюс 60 “лошадей” по сравнению с Т-54), приборы ночного видения, автоматическая система пожаротушения “Роса”. Боекомплект Т-55 состоял из 43 снарядов, огонь велся из нарезной 100-миллиметровой пушки Д-10. По сравнению с Т-54 был увеличен гарантийный срок службы танка – с тысячи километров до двух.
Танк ядерной войны имел немало преимуществ по сравнению со своими главными конкурентами — американским М60 (начал производиться в 1960 году) и британским Centurion Mk.10 — ровесником “пятьдесят пятого”.
Советский танк был легче — 38,5 тонны против 54 у М60 и почти 52 у “Центуриона”. К тому же Т-55 был компактнее: 6,2 метра в длину, 3,27 — в ширину, а в высоту — 2,21. М60 достигал в длину почти семи метров, а “британец” — восьми. Проигрывали советской машине ее западные конкуренты и в соотношении ширина-высота.
Из всей троицы Т-55 был самым скоростным. 50 километров в час на максимуме против 48 у американской и 34,6 у британской машин. Таким образом, “пятьдесят пятый” по своим характеристикам прекрасно подходил для молниеносного прорыва обороны противника и занятия как можно большей вражеской территории за наименьшее количество времени.
Т-14: непобедимая «Армата»
Перспективный танк Т-14 на универсальной гусеничной платформе «Армата» − новейшая разработка уральских конструкторов. Впервые танк был представлен на Параде Победы 2015 года. Это первый серийный танк, разработанный для применения в составе автоматизированной системы управления войсками (АСУВ). Т-14 снабжен современными средствами обнаружения противника и может использоваться как машина разведки, целеуказания и корректировки огня.
Танк Т-14 «Армата»
Кроме того, в Т-14 впервые реализована схема необитаемой башни. Экипаж машины надежно защищен бронекапсулой. Танк малозаметен в различных диапазонах, а также оснащен активной защитой «Афганит», которая перехватывает снаряды противника. Комплекс защиты «Малахит» способен отражать ракеты РПГ и ПТРК. Снаряды Т-14 способны пробивать броню толщиной в 1 метр.
До конца 2021 года в российскую армию будут поставлены 132 единицы танков Т-14, а первые машины поступят уже в этом году. Уралвагонзавод ведет дальнейшую работу по развитию семейства «Армата», результаты которой на десятилетия зададут тон в мировом танкостроении.
Конструкция советского танка Т-55 — основные особенности
Советские танкостроители, начиная с танков Т-34 и ИС-2, делали ставку на оснащение машин мощными и надежными силовыми установками. Советские дизели В-2 прошли всю войну и заслужили признание военных. Аналогично подошли к решению поставленной задачи и конструкторы среднего танка Т-55. Дизельный двигатель В-55 имел жидкостное охлаждение и обеспечивал машине высокие скоростные характеристики и большой запас хода, как на твердом покрытии, так и на пересеченной местности. Запуск двигателя осуществлялся с помощью сжатого воздуха, увеличивая ресурс аккумуляторов.
Увеличилась мощность двигателя, повысилась надежность торсионной подвески. Машина имела один из самых лучших ходовых параметров. Удельное давление на грунт составляло всего 0,81 кг/см2. Танк мог сходу преодолевать ров глубиной 2,7 м и стенку, высотой 0,8 м.
Если с двигательной установкой и ходовой частью Нижнетагильские танкостроители справились на отлично, то над вооружением бронированной машины пришлось поработать. Как и в предыдущей модели, в танке Т-54Б, на новой машине установили стабилизаторы ствола в горизонтальной плоскости. Требовалось увеличить боекомплект танковой пушки за счет увеличения количества кумулятивных бронебойных снарядов. Танковая 100-мм пушка Д-10Т2С на тот момент считалась одной из самых мощных. С расстояния 1000 м подкалиберный снаряд, выпущенный их этого оружия, свободно пробивал броню толщиной 275 мм.
В танке применили новую систему защиты экипажа на случай применения оружия массового поражения. Коллективная защита предполагала полную герметизацию боевого отделения танка. Системы жизнеобеспечения машины обеспечивали систему фильтрации и вентиляции. Экипаж танка был надежно защищен не только от ударной волны, светового излучения и радиации, но и мог вести бой в сложившихся условиях.
Рывок на Ла-Манш
СССР после окончания Второй мировой войны обладал самой мощной сухопутной армией в мире. Именно на наземные войска делали ставку советские стратеги в случае начала военного конфликта с НАТО.
Предполагалось стремительным рывком пробить оборону подразделений Североатлантического альянса и выйти на оперативный простор, быстро расширяя зону контроля. В этих условиях главная роль отводилась танкам: тысячи бронированных машин должны были смять самые укрепленные оборонительные рубежи.
Основную тяжесть боев до мобилизации войск стран социалистического блока должна была понести Группа советских войск в Германии (ГСВГ). Огромная группировка численностью около двух миллионов человек, по расчетам штабистов НАТО, была способна не только отразить первый удар, но и перейти в наступление и на пятый день выйти на рубеж Гамбург — Гавр, то есть дойти до пролива Ла-Манш, заняв северо-западные территории Франции и Германии, а также Бельгию и Нидерланды.
История создания
К началу 50-х годов конструкция танка Т-54, что называется, «сложилась». Избавились от «детских болезней», отказались от неудачных решений, нашли оптимальную форму башни. И, самое главное, наконец, наладили массовый выпуск. К этому времени конструктор танка Александр Морозов вернулся в Харьков, и работы над дальнейшим совершенствованием машины возглавлял Леонид Карцев. Перед ним и встала новая задача – приспособить Т-54 к условиям вероятной ядерной войны.
Испытания советских атомных бомб показали, что танки (а особенно — экипаж) выводятся из строя даже вдали от эпицентра. Разработанную систему защиты от оружия массового поражения решили соединить с другими наработками по улучшению эксплуатационных качеств «пятьдесятчетверки». А модернизированный танк получил название Т-55. Его выпуск начался в 1958 году.
Боевое применение
Советский танк, выпускаемый в больших количествах, можно смело назвать самой экспортируемой машиной. В различных модификациях машина поставлялась в Египет и в Сирию. Машина стояла на вооружении воюющих армий Пакистана и Индии. Большое количество танков получила Ливия и Ирак. Можно смело говорить, что Т 55 стал танком пустыни. Основные военные действия, в которых принимали участия советские машины, проходили в условиях пустыни и полупустыни.
Арабо-израильские войны стали самым крупным испытательным полигоном для советской техники. Первый боевой опыт пришелся на 1967 год, когда вспыхнула очередная Шестидневная война между коалицией арабских государств и Израилем. Наиболее массовое участие советских танков Т 55 отмечено в 1973 году во время войны Судного дня, когда египетские и сирийские войска сумели нанести израильской армии ряд чувствительных поражений. С обеих сторон в ходе военных действий принимало участие до 2000 танков Т 55, стоящих на вооружении танковых дивизий Египта, Сирии и Израиля.
Индо-пакистанский конфликт 1971 года также не обошелся без участия советских машин. В армиях обоих государствах имелись и Т 54 и Т 55. По окончанию военных действий Индия закупила у Советского Союза до 1000 машин. Пакистан тоже не остался в стороне, подписав контракт на поставку более крупной партии, около 2000 машин.
Одним из самых крупных и продолжительных военных конфликтов, в котором принимал участие советский танк Т 55, стала Ирано-иракская война 1980-1988 года. Машина составляла основу танкового парка Иракской армии. Участвовала эта машина и в последующей Первой войне в заливе. Здесь уже старенькой машине пришлось противостоять новейшим танкам «Абрамс М1» и британским танкам «Челленджер 2». Результаты боевых столкновений иракских танковых дивизий с коалиционными войсками явно не в пользу первых. Советские машины уже не могли конкурировать на равных с новыми американскими и британскими танками.
Нелегкая участь легких танков
В начале войны основную массу советских танков составляли легкие машины, самыми распространенными среди которых были различные модификации танка сопровождения пехоты Т-26 и маневренные колесно-гусеничные танки серии БТ. Советские легкие танки разных лет, машины на их шасси и послевоенная воздушно-десантная бронетехника расположены в павильоне № 3.
Главной особенностью танков БТ («быстроходный танк»), выпускавшихся на Харьковском заводе им. Коминтерна, была способность двигаться по дорогам на колесном ходу со снятыми гусеницами, а потом за полчаса устанавливать гусеничный ход перед началом боя. Идея такой ходовой части была разработана американцем Уолтером Кристи, поэтому танки БТ назывались еще «танками типа Кристи». Но эти машины не были предназначены для войны «на дорогах» (хотя в последнее время в литературе нередко встречаются подобные утверждения). Колесный ход использовался только при оперативных перебросках для сохранения ходовой части и дорожного полотна. Развитие колесно-гусеничных танков фактически прекратилось в 1939 году после того, как был создан гусеничный танк А-32 предшественник Т-34. Индивидуальную подвеску «типа Кристи» конструкторы сохранили, а чуть позже использовали и при разработке гусеничного Т-34.
Большинство БТ было потеряно в первые месяцы войны, но уцелевшие машины продолжали воевать на советско-германском фронте еще в 1944 году, а последний раз БТ участвовали в боях в августе 1945 года с японскими войсками.
В тяжелых условиях начала войны, когда основные танкостроительные предприятия эвакуировались на восток, а другие заводы еще только осваивали выпуск средних и тяжелых машин, роль легких танков, использующих автомобильные агрегаты, трудно было переоценить. Одним из них был легкий плавающий танк Т-40. Чтобы увеличить выпуск Т-40, его производили и в «сухопутном» варианте. Одновременно под руководством Николая Александровича Астрова на заводе № 37 на его основе разработали танк Т-60 с усиленным бронированием и 20-мм пушкой. Танки, созданные для разведки, вынужденно использовались для поддержки атак пехоты. Вооружение и бронирование Т-60 было недостаточно мощным. Поэтому на легкий танк Т-70, созданный под руководством Астрова уже на Горьковском автозаводе в 1942 году, установили 45-мм пушку, а толщину лобовой брони довели до 40 мм. Т-70 получил также оригинальную силовую установку из последовательно спаренных двигателей. Боевую эффективность Т-70 снижали несколько существенных особенностей: командир в одноместной башне был одновременно и наводчиком, и заряжающим, а карбюраторная силовая установка у правого борта повышала уязвимость и пожароопасность танка. Однако Т-70 выполнил свою задачу поддерживал боеспособность танковых подразделений до насыщения их танками Т-34 и оказался, таким образом, вторым по массовости советским танком, служившим в действующей армии.