Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж55 РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (СССР)
МБР РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (индекс ГРАУ – 15Ж55 для подвижного комплекса и 15Ж65 для стационарного, код по договору СНВ – РС-12М2) – межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная на базе МБР РТ-2ПМ «Тополь». Работы по созданию нового комплекса начались в середине 1980-х годов. Постановление Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года предписывало создать два ракетных комплекса (стационарный и мобильный) и универсальную твердотопливную трехступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету для них. Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс – обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и КБ «Южное».
Ракета должна была быть унифицирована для обоих типов комплексов, но в первоначальном проекте предполагалось различие в системе разведения боевого блока. Боевая ступень для ракеты шахтного базирования должна была оснащаться жидкостным ракетным двигателем на перспективном монотопливе ПРОНИТ. Для подвижного комплекса в МИТ разрабатывалась двигательная установка на твердом топливе. Существовали и различия в транспортно-пусковом контейнере. Для подвижного комплекса он должен был изготавливаться из стеклопластика. Для стационарного – из металла, с креплением на нем ряда систем наземного оборудования.В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле КБ «Южное» прекратило свое участие в работах по комплексу). Указом президента РФ от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения – с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. Система управления разрабатывалась в НПЦ автоматики и приборостроения, боевой блок – во ВНИИЭФ. МБР РТ-2ПМ2 «Тополь-М» имеет три ступени с твердотопливными маршевыми двигателями. Ступени выполнены из композитов путем намотки типа кокон. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решетчатые аэродинамические рули отсутствуют).
Двигатель 1-й ступени имеет тягу 100 тонн и время работы 60 секунд. Масса ступени 26 тонн, ее длина 8,5 метра.Двигатель 2-й ступени имеет тягу 50 тонн и время работы 64 секунды. Масса ступени 13 тонн, ее длина 6 метров.Двигатель 3-й ступени имеет тягу 25 тонн и время работы 56 секунд. Масса ступени 6 тонн, ее длина 3,1 метра.Метод старта – минометный для обоих вариантов.
Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 килотонн. Головная часть также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. Предельная дальность стрельбы – 11 тысяч километров. Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведен из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырех успешных пусков, было начато серийное производство этих ракет.
25 декабря 1997 года на опытно-боевое дежурство были поставлены первые две МБР РТ-2ПМ2 «Тополь-М». Первые ракеты размещались в модифицированных шахтах, использовавшихся для ракет УР-100Н. В шахтном варианте базирования МБР была принята на вооружение летом 2000 года, после чего на летные испытания вышел подвижный грунтовый ракетный комплекс на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Первый пуск с мобильной пусковой установки был осуществлен 27 сентября 2000 года. Достоверных сведений о дате принятия МБР РТ-2ПМ2 «Тополь-М» на вооружение нет. В связи с прекращением действия договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, в МИТ проводились работы по оснащению «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является МБР РС-24 «Ярс».
В 2011 году Министерство обороны РФ отказалось от дальнейших закупок ракетных комплексов «Тополь-М» в пользу дальнейшего развертывания МБР РС-24 «Ярс». По состоянию на конец 2012 года на боевом дежурстве находилось 60 ракет «Тополь-М» шахтного и 18 мобильного базирования.
Технические характеристики 15Ж55 РТ-2ПМ2 «Тополь-М»Стартовая масса, т 47,2Масса полезной нагрузки, т 1.2Тип головной части – моноблочная головная часть с ядерным боезарядомМощность ядерного боезаряда, Мт 0,55Максимальная дальность стрельбы, км 11 000#ввссссрроссииснг
Испытания и постановка на вооружение
1 ноября 2005 года с полигона «Капустин Яр» в Астраханской области проведён успешный испытательный пуск ракеты «Тополь-М» с новой головной частью, с целью преодоления Американских ПРО. Впервые пуск был произведён не с космодрома Плесецк по полигону «Кура» на Камчатке, а с испытательного полигона «Капустин Яр» по расположенному в Казахстане десятому испытательному полигону «Балхаш» (район Приозёрска).[источник не указан 398 дней] Это было сделано в связи с тем, что радиолокационное обеспечение полигона «Кура» не позволяет фиксировать маневры, производимые боеголовками после их отделения от межконтинентальных баллистических ракет. К тому же эти маневры отслеживаются американскими средствами измерений, размещёнными на Аляске. Параметры полёта из «Капустина Яра» в Балхаш ведутся исключительно российскими средствами контроля.
По словам командующего РВСН Николая Соловцова, оснащение регулярных частей мобильными «Тополями-М» с новыми боеголовками должно начаться в 2006 году. Первый дивизион в составе трёх пусковых установок поступит в 54-ю дивизию, расположенную в городе Тейково Ивановской области. В дальнейшем ежегодно в войска должны поступать до девяти пусковых установок.[источник не указан 398 дней]
В декабре 2006 стало известно о подписании президентом Владимиром Путиным новой государственной программы вооружений до 2015 года, которой предусмотрена закупка 69 МБР «Тополь-М».[источник не указан 398 дней]
Тогда же Николай Соловцов заявил о начале в ближайшее время оснащения ракет «Тополь-М» разделяющимися головными частями (РГЧ) — от трёх до семи ядерных боеголовок. Оснащение «Тополей-М» РГЧ станет важнейшим способом поддержания ядерного потенциала России.«Тополь-М» с РГЧ начнет поступать на вооружение в 2010 году.[источник не указан 322 дня]
В апреле 2009 года командующий РВСН Николай Соловцов заявил, что производство подвижных грунтовых ракетных комплексов «Тополь-М» прекращается, на вооружение РВСН будут поступать более совершенные комплексы.
№ | Время | Дата | Место | Цель | Результат | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 12:50 | 20.12.1994 | Плесецк | Кура | успешно | Первое испытание Тополь-М, из шахты |
2 | 11:50 | 05.09.1995 | Плесецк | Кура | успешно | Из шахты |
3 | 25.07.1996 | Плесецк | Кура | успешно | Из шахты | |
4 | 16:25 | 08.07.1997 | Плесецк | Кура | успешно | Из шахты |
5 | 15:53 | 22.10.1998 | Плесецк | Кура | неудачный | Из шахты. Ракета отклонилась от курса и была ликвидирована |
6 | 14:25 | 08.12.1998 | Плесецк | Кура | успешно | |
7 | 18:20 | 03.01.1999 | Плесецк | Кура | успешно | |
8 | 15:44 | 03.09.1999 | Плесецк | Кура | успешно | |
9 | 12:05 | 14.12.1999 | Плесецк | Кура | успешно | |
10 | 13:59 | 09.02.2000 | Плесецк | Кура | успешно | Из шахты. Первый пуск по команде из центра управления ракетных войск |
11 | 15:00 | 26.09.2000 | Плесецк | Кура | успешно | |
12 | 13:50 | 27.09.2000 | Плесецк | Кура | успешно | Первый пуск с мобильной установки |
13 | 15:20 | 06.06.2002 | Плесецк | Кура | успешно | С мобильной установки. |
14 | 21:30 | 20.04.2004 | Плесецк | Тихий океан | успешно | С мобильной установки. Испытательный пуск на предельную дальность. |
15 | 20:10 | 01.11.2005 | Капустин Яр | Балхаш | успешно | С мобильной установки. Испытания маневрирующей боеголовки. |
16 | 05.2007 | успешно | Испытание РГЧ. | |||
17 | 16.10 | 25.12.2007 | Плесецк | Кура | успешно | Испытание РГЧ. |
18 | 14.36 | 28.08.2008 | Плесецк | Кура | успешно | Испытание РГЧ. |
Тактико-технические характеристики «Тополь-М»
Ракетный комплекс 15П165 шахтного базирования состоит из 10 баллистических ракет, хранящихся в ТПК в любой степени боевой готовности. Подвижный комплекс представляет собой 9 ракет, каждая из которых смонтирована на автономной пусковой установке. АПУ 15У175 выполнен на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Ракета помещена в контейнер из стеклопластика. На боевом дежурстве в зоне дислокации мобильный ракетный комплекс, вернее, каждая АПУ размещена в сооружении «Корона» (15У182), которое снабжено раздвигающейся крышей.
ТТХ Баллистической ракеты комплекса «Тополь-М»:
- Баллистическая ракета – 15Ж65;
- Дальность поражения – 12000 км;
- Стартовая масса ракеты – 47,1 т;
- Скорость – 7 км/с;
- Длина ракеты – 22,6 м;
- Длина ракеты без боевой части – 17,5 м;
- Максимальный диаметр корпуса – 1,81 м;
- Масса ракеты в ТПУ – 76 т;
- Масса боевой части – 1,2 т;
- Круговое вероятное отклонение – 200 м;
- Тип топлива – Твердое топливо;
- Боевая часть – ядерный заряд мощностью 550 т (тротиловый эквивалент).
ТТХ тягача МЗКТ-79221:
- Модель двигателя – ЯМЗ-847.10;
- Грузоподъемность – 80 т;
- Мощность двигателя – 800 л.с.;
- Масса – 44 т;
- Длина – 22,7 м;
- Ширина – 3,4 м;
- Высота – 3,3 м;
- Дорожный просвет – 475 мм;
- Радиус поворота – 18 м;
- Преодолеваемый брод – 1,1 м;
- Запас хода – 500 км;
- Объем топливного бака – 875 л;
- Максимальная скорость – 45 км/ч.
Испытания
В период с декабря 1994 года по январь 2021 года было проведено 16 успешных запусков. При этом взлет МБР происходил как из шахтных ПУ, так и из мобильных пусковых установок, находящихся на территории космодрома Плесецк. Учебная мишень в большинстве случаев находилась на полигоне Кура (полуостров Камчатка). Испытательный запуск в апреле 2004 года проводился для определения предельной дальности полета и прошел успешно.
Из всех испытательных выстрелов только один закончился неудачей. Это произошло в октябре 2009 года еще с прототипом «Тополя-М». МБР отклонилась от основного курса и была уничтожена.
Пуск ракеты Тополь-М
Конструкция и возможности “Тополя”
РТ-2ПМ — трехступенчатая твердотопливная МБР с последовательным расположением ступеней. Использует твердое смесевое топливо. Каждая из трех ступеней — с твердотопливным двигателем с одним неподвижным соплом. На первой ступени размещены поворотные газоструйные и аэродинамические рули. Также оснащена отдельной ступенью выведения боевого блока.
ТАСС/Минобороны РФ
Старт “Тополя” — из транспортно-пускового контейнера, “минометный”, с использованием порохового аккумулятора давления: ракета “выстреливается” из контейнера, после чего запускается двигатель первой ступени. Операции предстартовой подготовки и пуска полностью автоматизированы. Система управления — автономная инерциальная.
Комплекс патрулирует на площади по дорогам различной категории. “Для него должна быть густая сеть дорог. Если дорог будет мало, то живучесть его снизится. Поэтому необходимо, чтоб была плотность этих дорог по площади”, — подчеркивает Дворкин.
И надо иметь в виду, что он не все время движется, обычно стоит либо в “Кронах” (стационарные легкие укрытия) на пунктах постоянной дислокации, откуда он может выходить по тревоге, либо на полевых стартовых позициях. Он в основном стоит, но периодически меняет свое положение, поскольку противник может обнаружить его из космоса или другим способом Владимир Дворкин доктор технических наук, профессор, генерал-майор
На время эксплуатации ракета размещается в герметичном транспортно-пусковом контейнере длиной 22,3 м и диаметром 2 м, в котором поддерживаются постоянная температура и влажность. Пусковая установка размещена на автомобильном шасси МАЗ-7912/7917.
Развернуть
В состав ракетного комплекса также входит подвижной командный пункт боевого управления
Богдан Руденко/Минобороны России
Комплекс способен преодолевать реки вброд высотой 1,1 м. Пусковая установка может перевозиться на понтонах. “Да, определенная местность должна выдерживать определенную нагрузку на грунт. Я хочу сказать, что удельная нагрузка комплекса, там делается специальное приспособление, когда шины подспускаются. Он идет по не очень твердой местности. Удельная нагрузка — это как человек весом 100 кг давит на грунт”, — рассказывает генерал-полковник Есин.
Комплекс может заходить в лесную местность, маскироваться под кронами деревьев, если его ширина и длина пусковой установки позволяют пройти между этими деревьями. То есть “Тополю” не требуется инженерной подготовки местности Виктор Есин экс-начальник Главного штаба РВСН, генерал-полковник
Согласно данным из открытых источников, РТ-2ПМ имеет следующие характеристики:
- дальность полета — около 10 тыс. км;
- стартовый вес — 45,1 т;
- забрасываемый груз — до 1 т;
- боевое оснащение — один термоядерный заряд мощностью 550 кт;
- точность (круговое вероятностное отклонение) — 150–900 м;
- габариты: диаметр — 1,8 м, высота — 21,5 м.
У РС-12М две модификации: “Тополь-М” — твердотопливная ракета универсального (шахтного и мобильного) базирования с новой системой управления, повышенной точностью, большей полезной нагрузкой и новым комплексом преодоления ПРО; “Тополь-Э” — экспериментальная ракета для проведения испытаний новых типов боевого оснащения МБР.
Развернуть
Автоматический гирокомпас пусковой установки “Тополь”
Роман Азанов/ТАСС
Кстати, на многих фото комплекс “Тополь” часто показывают только с одного бока. Дворкин объясняет это обычной традицией, “потому что на другом боку находится устройство, которое помогает обеспечивать ему прицеливание”. Эта система связана с определением местоположения пусковой установки после того как она начинает развертываться. “Она определяет местоположения точки, хотя он считывает, когда идет, — у него тоже курсовая система считывается. А здесь — чтоб окончательно определить свое точное местоположение и точно азимут пуска”, — говорит о предназначении этой системы Есин.
О названии комплекса часто высказывалось много домыслов и предположений, почему вдруг “Тополь”. Генерал Есин так прокомментировал: “Все опытно-конструкторские работы (ОКР), которые проводятся оборонно-промышленным комплексом, сведены в единый свод, и каждый раз машина случайным образом выбирает название, и оно потом утверждается. “Тополь”, “Ярс” — некоторые пытаются к чему-то привязать, а на самом деле это название ОКР, шифр который задается, чтоб не секретно можно было вести переписку по той или иной ОКР, не раскрывая ее смысл, задается такое название”. При этом заводское название уже совсем другое.
Тактико-технические характеристики (ТТХ)
Габаритные размеры, м:
- общая длина ракеты составляет 21,5;
- диаметр транспортно-пускового контейнера — 2;
- размер головной части — 2,1;
- первая ступень — 8,1, диаметр корпуса — 1,8;
- вторая ступень — 4,6, диаметр корпуса —1,55;
- третья ступень — 3,9, диаметр корпуса — 1,34.
При боевом патрулировании ракетный спецкомплекс охватывает площадь 125000 квадратных километров. Максимальная дальность стрельбы «Тополя-М» около двенадцати тысяч километров. На старте ракета имеет общую массу 45 тонн, при этом вес головной части равняется одной тонне, а снаряженная первая ступень баллистической ракеты весит 27, 8 тонн.
Мощность одного заряда — 0,55 мегатонн, разлет орудия от 150 до 200 метров. В виде пусковой установки для мобильного типа используется восьмиосная база МЗКТ-79221.
Развёртывание
Первый ракетный полк с РК «Тополь» был поставлен на боевое дежурство 23 июля 1985 года (по другим данным – 20 июля), ещё до завершения совместных лётных испытаний в 14-й ракетной дивизии (Йошкар-Ола) (командир — полковник Дремов В. В.), а до конца 1985 года — ещё один ракетный полк.
27 мая 1988 года на БД заступил первый полк, в состав дивизионов которого входил усовершенствованный подвижный командный пункт (ПКП), оснащённый новой автоматизированной системой управления.
Развитие группировки РТ-2ПМ. Количество ПУ на боевом дежурстве | |||||||||||||||||||||||||||||||
1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
РТ-2ПМ | 18 | 72 | 81 | 99 | 162 | 234 | 306 | 333 | 351 | 369 | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 | 345 | 333 | 315 | 291 | 254 | 243 | 213 | 180 | 171 | ||||
Всего МБР | 1398 | 1398 | 1398 | 1390 | 1398 | 1398 | 1398 | 1333 | 1305 | 1129 | 975 | 870 | 832 | 748 | 756 | ||||||||||||||||
% от (в т. ч. РСД) | 0,94 | 3,76 | 4,23 | 5,37 | 9,34 | 14,63 | 21,21 | 24,98 | 26,89 | 32,68 | 36,92 | 41,38 | 43,27 | 48,13 | 47,62 |
Возможности уклонения от противоракетной обороны
По мнению России, ракета и ее различные версии, РС-24 Ярс (SS-27 Mod 2), РС-26 Рубеж (другая версия SS-27) и РСМ-56 Булава (БРПЛ версия SS-27) предназначены для противодействия и уклонения от текущих или планируемых Соединенных Штатов противоракетная оборона система. Говорят, что он способен делать уклончивые маневры чтобы избежать поражения перехватчиками, а также обеспечивает средства противодействия целям и приманки.
Одной из наиболее примечательных особенностей «Тополя-М» является короткое время работы двигателя после взлета, предназначенное для минимизации спутникового обнаружения запусков и, таким образом, усложнения как раннего предупреждения, так и перехвата системами противоракетной обороны на этапе разгона. Ракета также имеет относительно плоскую баллистическую траекторию, что затрудняет захват защиты и перехват.
В соответствии с Вашингтон Таймс, Россия провела успешные испытания системы уклончивой доставки полезной нагрузки. Пуск ракеты состоялся 1 ноября 2005 г. Капустин Яр средство. Боевая часть изменила курс после отделения от пусковой установки, что затруднило прогнозирование траектории входа в атмосферу.
Классификация РТ-2ПМ2 «Тополь-М»
Ракетный комплекс «Тополь-М» в период разработки получил обозначение РТ-2ПМ2, но по индексу ГРАУ (Командование РВСН Министерства обороны РФ) стационарный (шахтный) комплекс получил наименование 15П065, а мобильный комплекс — 15П165. По Договору СНВ ракета «Тополь-М» известна как РС-12М2. По классификации НАТО он получил обозначение SS-27 Sickle B, что расшифровывается как «Серп». Была использована унифицированная трехступенчатая твердотопливная ракета 15Ж65.
Стационарные системы использовали шахтные пусковые установки ShP765-35, которые были переделаны из ShP735, предназначенных для ракет 15A35, или переделаны из ShP765-60. Объединенный командный пункт — UKP 15B222.
Как усложнить задачу ПРО
Главное изменение, которое стало революционным во всем мировом баллистическом ракетостроении, касалось неопределенности и неоднозначности траектории ракеты на ее боевом курсе. Действие всех систем ПРО, уже созданных и только перспективных (находящихся на стадии проектной разработки и доводки), основано на принципе просчета упреждения. Это означает, что при фиксации пуска МБР по нескольким косвенным параметрам, в частности по электромагнитному импульсу, тепловому следу или другим объективным данным, запускается сложный механизм перехвата. При классической траектории вычислить положение снаряда, определив его скорость и место запуска, нетрудно, и можно заранее принять меры по его разрушению на каком-либо участке полета. Засечь запуск «Тополь-М» можно, в этом между ним и любой другой ракетой особой разницы нет. А вот дальше дела обстоят сложнее.
Межконтинентальная баллистическая ракета 15А14 Р-36М (СССР)
Ракетный комплекс тяжелого класса Р-36М был разработан КБ “Южное” для замены тяжелой МБР Р-36. Постановление СМ СССР “О разработке и изготовлении ракетного комплекса Р-36М (15А14)” было принято 2 сентября 1969 г. Эскизный проект был завершен в декабре 1969 г. и предусматривал 4 вида боевого оснащения ракеты – с моноблочными, разделяющимися и маневрирующими головными частями. Р-36М представляла собой двухступенчатую ракету с разделяющейся или моноблочной головной частью.
Видео ракеты Р-36М (15А14) «Сатана»
https://youtube.com/watch?v=da6figH7oEY
По конструктивно-компоновочной схеме Р-36М в основном аналогична ракете Р-36, однако конструкция Р-36М была облегчена за счет использования более передовых технологий и более плотной компоновки. На первой ступени ракеты использовался блок из 4 однокамерных ЖРД замкнутой схемы. На второй ступени был установлен однокамерный маршевый двигатель замкнутой схемы и 4-камерный рулевой ЖРД открытой схемы. Двигатель второй ступени размещался в полости тороподобного бака горючего. Управление полетом первой ступени осуществлялось с помощью поворотных маршевых двигателей. Ракета была оборудована автономной инерциальной системой управления в состав которой входил бортовой цифровой вычислительный комплекс.На Р-36М было впервые реализовано торможение отделяемых ступеней за счет стравливания газов наддува из баков и так называемый химический наддув баков (путем впрыска горючего в бак окислителя и наоборот). Это позволило отказаться от использования специальных тормозных двигателей и существенно упростило аппаратуру системы наддува. Использование более совершенной конструкции и более эффективных двигателей замкнутой схемы позволило при практически тех же, что и у Р-36 габаритах увеличить стартовую массу ракеты со 183 до 209.6 т, а забрасываемый вес — с 5.8 до 8.8 т.В состав разделяющейся головной части ракеты Р-36М входили 8 боевых блоков индивидуального наведения и агрегатно-приборный блок (АЛБ) с системой управления и двигательной установкой разведения боевых блоков.Боевые блоки конической формы размещались вдоль образующей внешней поверхности АЛБ попарно, основаниями друг к другу.
Загрузка Р-36М «Сатана» в ШПУ
Ракета размещалась в транспортно-пусковом контейнере, который был выполнен из стеклопластика. Контейнер с ракетой устанавливался в переоборудованной шахтной установке ракеты Р-36. Пусковая установка ракеты Р-36М представляла собой сооружение с глубиной ствола 39 м и диаметром 5.9 м и отличалась повышенной защищенностью. При запуске ракета выбрасывалась из контейнера с помощью порохового заряда, установленного в нижней части ТПК. Запуск маршевых двигателей первой ступени производился после выхода ракеты из шахты.Первоначально предполагалось, что летно-конструкторские испытания комплекса начнутся в 1971 г. Однако в дальнейшем срок начала АКИ был перенесен. В январе 1971 г. начались броско-вые испытания ракеты, в ходе которых отрабатывался минометный старт. Летно-конструкторские испытания комплекса начались 21 февраля 1973 г. Испытания комплекса Р-36М в трех видах боевой комплектации завершились в октябре 1975 г., а 30 декабря 1975 г. ракетный комплекс был принят на вооружение.Для размещения на ракете Р-36М была создана разделяющаяся головная часть 15Ф143 и моноблочная ГЧ 15Б86, принятая на вооружение 20 ноября 1978 г. В период с июля 1978 г. по август 1980 г. были проведены летные испытания предназначавшейся для Р-36М самонаводящейся головной части 15Ф678, оснащавшейся двумя вариантами аппаратуры визирования.0 В варианте с самонаводящейся ГЧ ракета не развертывалась.Первый полк с ракетным комплексом Р-36М был поставлен на боевое дежурство 25 декабря 1974 г. В период с 1980 по 1983 г. все ракеты Р-36М были заменены на усовершенствованные ракеты Р-36МУТТХ.
Тактико-технические характеристики ракеты Р-36М “Сатана”
Примечания
- ↑ Стратегические ракетные комплексы наземного базирования / Под ред. Шевченко С. Н.. — М.: «Военный Парад», 2007. — С. 186—194. — ISBN 5-902975-12-3.
- ↑ . Ракетная техника. Дата обращения 17 сентября 2022.
- Николаев, Ю. М. Панин, С. Д. Соломонов, Ю. С. 2 // Основы проектирования твердотопливных управляемых баллистических ракет. — МГТУ имени Н. Э Баумана, 1998.
- ↑ Самойлов Г. Е. и др. Гвардейская ордена Кутузова II-ой степени ракетная дивизия / Под общ. ред.: И. Р. Фазлетдинова. — Тейково: СТЭЛС-дизайн, 2008. — С. 41.
- Суворов А. В. Совершенствование метода оценки термической опасности высокоэнергетических веществ и выбор безопасных условий их производства и эксплуатации. Дис. … канд. техн. наук. — СПб. — 2018.
- , с. 41.
- , с. 61.
- , с. 191.
- , с. 163.
- , с. 448.
- , с. 42.
- , с. 43.
- , с. 465.
- , с. 403.
- , с. 57.
- ↑ . Информационно-новостная система «Ракетная техника» БГТУ. Дата обращения 18 января 2011.
- Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 68. — ISBN 5-93767-023-X.
- «Военно-промышленный курьер», № 16 (33), 2004 г.
- Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 70. — ISBN 5-93767-023-X.
- ↑ Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 72—73. — ISBN 5-93767-023-X.
- Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 77. — ISBN 5-93767-023-X.
- Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 84. — ISBN 5-93767-023-X.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 26 января 2008.
- Шишлин, Владимир . Интерфакс (10 апреля 2009). Дата обращения 21 декабря 2009.
- ↑
- ↑ . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (16 декабря 2004). Дата обращения 6 января 2012.
- ↑ . Сайт “Стратегическое ядерное вооружение России” (3 апреля 2006). Дата обращения 6 января 2012.
- ↑ . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России». Дата обращения 6 января 2012.
- ↑
- ↑ . Оф. сайт Минобороны России (5 января 2012). Дата обращения 6 января 2012.
- Андреев Д. . Газета «Красная звезда» (1 сентября 2011). Дата обращения 6 января 2012.
- ↑ Фролов Андрей. . Журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии». Дата обращения 6 января 2012.
- . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (12 декабря 2004). Дата обращения 6 января 2012.
- . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (17 декабря 2005). Дата обращения 6 января 2012.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения 23 сентября 2012.
- . ИС «Ракетная техника». Дата обращения 30 июня 2022.
- ↑ . Дата обращения 29 ноября 2013.
- Зарина Дзагоева. . Известия (30 сентября 2019). Дата обращения 1 октября 2019.
- . Эхо Москвы. Дата обращения 1 октября 2022.
- Ранее, для испытаний головных частей использовалась жидкостная ракета-носитель
Немного истории. Начало атомной гонки
Американцы атомную бомбу построили раньше всех в мире и не замедлили ее применить сразу же, в августе 1945 года, причем дважды. На тот момент ВВС США обладали не только самым мощным оружием в мире, но и самолетом, способным его нести. Это была летающая «суперкрепость» – стратегический бомбардировщик Б-29, масса боевой нагрузки которого достигала девяти тонн. На недосягаемой для средств ПВО любой страны высоте в 12 тысяч метров со скоростью 600 км/ч этот воздушный гигант мог донести свой страшный груз до цели, отдаленной почти на три с половиной тысячи километров. В пути экипажу Б-29 можно было не беспокоиться о своей безопасности. Самолет был прекрасно защищен и оборудован всем последними достижениями науки и техники: радаром, мощными скорострельными пушками заградительного огня с телеметрическим управлением (на случай, если кто-то все же приблизится) и даже неким аналогом бортового компьютера, производящего необходимые вычисления. Вот так, в спокойствии и комфорте, можно было карать любую непокорную страну. Но это быстро закончилось.
Тактико-технические характеристики «Тополь-М»
Ракетный комплекс шахтного базирования 15P165 состоит из 10 баллистических ракет, поддерживаемых на ТПК в любом состоянии готовности. Мобильная система состоит из 9 ракет, каждая из которых установлена на автономной пусковой установке. Пусковая установка 15У175 базируется на восьмиосном шасси МЗКТ-79221, а ракета размещается в стеклопластиковом контейнере. Во время активного дежурства в районе развертывания мобильный ракетный комплекс, а также каждая ACU, размещается в сооружении под названием Corona (15U182), которое оснащено выдвижной крышей.
Спецификация составной баллистической ракеты «Тополь-М»:
- Баллистическая ракета — 15Ж65;
- Дальность поражения составляет 12 000 км;
- Стартовая масса ракеты — 47,1 т;
- Скорость — 7 км/с;
- Длина ракеты — 22,6 м;
- Длина ракеты без боеголовки — 17,5 м;
- Максимальный диаметр кузова — 1,81 м;
- Вес снаряда в ТАУ составляет 76 тонн;
- Масса боеголовки: 1,2 t;
- Вероятное круговое отклонение — 200 м;
- Тип топлива — твердое топливо;
- Боеголовка — ядерный боезаряд мощностью 550 т (в тротиловом эквиваленте).
Технические характеристики тягача МЗКТ-79221:
- Модель двигателя — ЯМЗ-847.10;
- Грузоподъемность — 80 т;
- Мощность двигателя — 800 л.с;
- Вес — 44 т;
- Длина — 22,7 м;
- Ширина — 3,4 м;
- Высота — 3,3 м;
- Дорожный просвет — 475 мм;
- Радиус поворота — 18 м;
- Дорожный просвет Ford — 1,1 м;
- Дальность полета — 500 км;
- Объем топливного бака — 875 литров;
- Максимальная скорость — 45 км/ч.