Система управления
Корабельная система управления и наведения «Спрут»
включала:
- Центральный прибор управления стрельбой (ЦПУС), который обеспечивал наведение ПУ по азимуту и углу места, управление предстартовой подготовкой и одиночный или залповый пуск с ПУ.
- Приставку «Тифон» вычислительную машину (ВМ) обеспечивающую обработку информации целеуказания, выработку данных, классификацию целей с выбором типовой схемы использования противолодочного оружия корабля и определение главной цели, распределение целей между противолодочным оружием.
- Гировертикаль, которая автоматически выдавала данные учета углов бортовой и килевой качки в систему управления ПУ.
- Главным средством целеуказания служили корабельные гидроакустические средства освещения надводной и подводной обстановки.
- Станция измерительных приборов, которая обеспечивала контроль параметров сети и распределения электропитания по приборам КСУ.
- Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления.
Корабельная система управления и наведения «Спрут»
имела силовой электрический привод дистанционного автоматического поворота ПУ в вертикальной и горизонтальной плоскостях, работала от системы обмена информацией МВУ-200 «Море-У» или гидроакустических средств по типовым схемам в зависимости от обстоятельств ведения боя.
По подводным целям
принятые данные целеуказания поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели противолодочным оружием корабля в зависимости от дальности до неё. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ до 200 метров. За счет огромной кинетической энергии взрыва ядерной БЧ она могла уничтожить любые цели в радиусе 1,5 км от точки подрыва, на глубине до 500 метров и на дальности до 24 км от места старта.
По надводным кораблям
принятые данные поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели с учётом расчётного упреждения. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ 0 метров. За счет огромной кинетической энергии взрыва ядерной БЧ она могла уничтожить надводную цель или ордер кораблей в радиусе 1,2 км от точки подрыва и на дальности от 10 до 24 км от места старта.
Пусковые установки
- МС-18 — двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в подпалубном погребе и размещался в 2 вращающихся барабанах под ПУ. Барабан вмещал 8 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений. Использовалась на опытовом судне ОС-332 и противолодочных крейсерах проекта 1123 «Москва» и «Ленинград».
- МС-32 — двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в 2 барабанах под ПУ. Барабан вмещал 16 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. Погреб оборудован системами контроля микроклимата, пожаротушения, контроля уровня излучений. Использовалась на авианесущих крейсерах проекта 1143 «Киев», «Минск» и «Новороссийск».
Противолодочная ракета
82Р— неуправляемая, с двухкамерным твердотопливным двигателем и нормальной аэродинамической конфигурацией.
При старте ракеты с короткой направляющей включался твердотопливный двигатель ракеты с осевым соплом. После схода ракеты с направляющей ПУ происходил запуск двигателя проворота, с помощью которого осуществлялась стабилизация ракеты, путём её вращения за счет косо поставленных сопел двигателя проворота и аэродинамических стабилизаторов.
Подрыв ядерной боевой части осуществлялся на глубине от 0 до 200 метров, с радиусом поражения от 1,2-1,5 км соответственно.
Скорость хода корабля при пусках ракет могла быть до 32 узлов.
Предшественники
Реактивный бомбомёт РБУ-6000 «Смерч-2»
Изначально единственным способом поражения погрузившейся подводной лодки были глубинные бомбы — сначала просто сбрасываемые сериями за корму противолодочного корабля, а со времён Второй мировой войны ещё и выстреливаемые залпом из реактивных бомбомётов. Положение подводной лодки определялось лишь приблизительно, с помощью гидрофонов по шумовому следу, и мгновенное накрытие значительной площади залпом реактивных глубинных бомб давало больше шансов поразить подводного противника. В 1950-е и 1960-е годы в СССР было принято на вооружение несколько образцов таких бомбомётов, таких, как 16-ствольный РБУ-2500 «Смерч», 12-ствольный РБУ-6000 «Смерч-2» и 6-ствольный крупнокалиберный РБУ-1000 «Смерч-3». Они были вполне эффективны против дизель-электрических подводных лодок, скорость и дальность хода которых в подводном положении крайне ограничена. Однако атомные подводные лодки таких ограничений не имели, что крайне осложнило борьбу с ними традиционными средствами. Совершенствование гидролокации, позволяющей точнее определить положение подводной цели, а также появление самонаводящихся противолодочных торпед решали проблему лишь отчасти, не позволяя, например, поразить обнаруженную базовой или корабельной авиацией подлодку на дистанции свыше 5…8 километров от корабля. Эффективность же ракето-торпед, способных поражать подводные цели за десятки километров, сильно зависела от правильности определения координат цели и точности приводнения боевой части. К тому же в начале 1960-х годов ракетно-торпедные комплексы в СССР ещё только проектировались, и первому из них — УРПК-3 «Метель» — предстояло быть принятым на вооружение лишь в 1973 году.
Вместе с тем применение ядерной боевой части на противолодочном вооружении позволяло разом решить проблемы как с погрешностью в определении места цели, так и с точностью попадания. Разрушительное действие и огромный по сравнению с обычными боеприпасами радиус поражения атомного взрыва мог компенсировать весьма значительный промах — до нескольких сотен метров. Таким образом, в СССР для надводных кораблей стали создавать ядерные противолодочные ракеты, которые должны были выстреливаться просто по баллистической траектории на приблизительно известные координаты цели. В нужной точке от ракеты отделялась ядерная боевая часть, которая погружалась в воду и на заданной глубине взрывалась. Разработка противолодочных ракетных систем на этих принципах была начата в 1960 году. Следует отметить, что в рамках этих работ наряду с РПК-1 «Вихрь» проектировался также и более компактный комплекс «Пурга» с неуправляемой баллистической ракетой 80Р стартовой массой 875 кг и неядерной боевой частью, представляющей собой самонаводящуюся реактивную торпеду. Однако разработка «Пурги» была прекращена в 1964 году и на вооружение этот комплекс не принимался.
Авиационный противотанковый ракетный комплекс 9К121М «Вихрь-М» (Россия)
Авиационный противотанковый ракетный комплекс “Вихрь” предназначен для поражения бронированной техники, в том числе оснащенной реактивной броней, и малоскоростных воздушных целей, летящие со скоростью до 800 км/ч. Разработка комплекса начата в 1980 году в КБ приборостроения (НПО “Точность”) под руководством главного конструктора А.Г.Шипунова. Принят на вооружение в 1992 году. К началу 2000 года комплекс использовался на противотанковом штурмовике Су-25Т (Су-25ТМ, Су-39, подвешивается до 16 ракет на двух пусковых установках АПУ-8) и боевом вертолете Ка-50 “Черная Акула” (подвешивается до 12 ракет на двух ПУ). В 1992 году на выставке в Фарнборо впервые была показана усовершенствованная модификация ракеты “Вихрь-М”.
Имеется вариант корабельного комплекса “Вихрь-К”, который включает 30-мм артиллерийскую установку АК-306 и четыре ПТУР “Вихрь” с дальностью стрельбы до 10 км. Комплексом “Вихрь” предполагается оснащать патрульные корабли и катера. На западе комплекс “Вихрь” получил обозначение AТ-12 (АТ-9). В состав комплекса ракетного оружия “Вихрь” входят:=
- сверхзвуковая управляемая по лучу лазера ракета 9А4172
- круглосуточная обзорно-прицельная система И-251 “Шквал”
- авиационная пусковая установка АПУ-8 или АПУ-6
Комплекс позволяет вести стрельбу одиночными ракетами и залпом из двух ракет. Высокая сверхзвуковая скорость ракеты (до 610 м/c ) способствует снижению уязвимости вертолета во время атаки и позволяет в одном заходе поразить несколько целей. Дистанцию 4 км ракета пролетает за 9 с. Для сравнения: наиболее мощная американская вертолетная противотанковая ракета AGM-114K “Hellfire” имеет дозвуковую скорость и покрывает это расстояние за 15 с.
Ракета выполнена по аэродинамической схеме “утка” со складным крылом. Ее наведение осуществляется при помощи всесуточного автоматического прицельного комплекса. При приближении к району нахождения цели, координаты которой заранее заведены в БЦВМ вертолета, на расстоянии приблизительно 12 км автоматически включается режим телевизионного сканирования местности. Обнаружив изображение цели на телевизионном экране, летчик направляет вертолет в ее сторону, затем обрамляет цель сеткой прицела и нажимает кнопку автоматического слежения. Прицел переходит на автоматическое сопровождение цели, а по достижении разрешенной дальности производит пуск ракеты.
Тип старта – из транспортно-пускового контейнера вышибным зарядом.
Лазерно-лучевая система наведения в сочетании с автоматической системой сопровождения цели гарантирует высокую точность стрельбы, практически не зависящую от дальности. Мощность излучения лазерно-лучевой системы управления, на порядок меньшая пороговой мощности срабатывания зарубежных систем предупреждения о лазерном облучении, обеспечивает высокую скрытность применения. Вероятность уничтожения малоразмерной подвижной цели класса “танк” ракетой “Вихрь” – 80%.
Хранение, транспортировка и применение ракеты осуществляются с использованием транспортно-пускового контейнера , обеспечивающего безрегламентное складирование ПТУР в течение 10 лет.
Тандемная БЧ способна пробить броню (в том числе активную) самых современных зарубежных танков с любых ракурсов. Максимальная бронепробиваемость – 1000мм.”Вихрь” имеет контактный и неконтактный взрыватели
9К121М Вихрь-М
Противотанковый ракетный комплекс
9К121М “Вихрь-М” разработан КБ Приборостроения (НПО “Точность”, г.Тула), главный конструктор – А.Г.Шипунов. Разработка комплекса 9К121 “Вихрь” начата в 1980 г. Испытания ракет начаты в 1982 г. Войсковые испытания комплекса велись начиная с 1989 г. Комплекс 9К121 “Вихрь” был принят на вооружение в 1992 г. Производство комплекса велось ПО “Ижмаш”. Одновременно были начаты работы по модернизации ракетного комплекса. Усовершенствованная ракета комплекса “Вихрь-М” впервые публично показана на авиасалоне в Фарнборо в 1992 г.
Контракт на производство ПТУР комплекса “Вихрь-М” заключен между Министерством обороны России и НПО “Ижмаш” (концерн “Калашников”) 22.07.2013 г.
Испытания ракет 9А4172К комплекса 9К1211М “Вихрь-М” планировалось завершить в 2015 г. с принятием комплекса на вооружение ВС России.
ПТРК 9К121М “Вихрь-М” на вертолете Ка-52 (http://maks.sukhoi.ru/)
Наименование комплекса по системе обозначений НАТО – AT-16 SCALLION.
ПТРК “Вихрь-М” в ВС России
Серийное производство ПТРК “Вихрь-М” ведется начиная с 2013 г. С 2015 г. ракеты комплекса поступают в армейскую авиацию ВС России для оснащения вертолетов Ка-52.
Конструкция ПТРК
Пусковая установка – авиационная пусковая установка АПУ-8 применяется на самолетах типа Су-25Т / Су-39 (ПУ на 8 ракет) и авиационная пусковая установка АПУ-6 несколько иного типа с 6 ракетами применяется на вертолетах. Ракета выполнена по аэродинамической схеме “утка”, пуск осуществляется из транспортно-пускового контейнера.
ТТХ ПТРК 9К121М “Вихрь-М”
Ракета 9А4172 “Вихрь”
Боевая часть
АПУ-6 с ракетами 9М127 “Вихрь” под вертолетом Ка-50
Система управления и наведение
Проектирование и испытания
Опытовое судно ООС-332 (бывший СКР-1) с ПУ РПК-1 «Вихрь»
13 октября 1960 года ЦК КПСС и Совет министров СССР выпустили совместное постановление №111-463 «О разработке новых противолодочных систем», давшее формальный старт опытно-конструкторским работам, в том числе, и по РПК-1. Разработчиком ракеты 82Р этого комплекса был назначен НИИ-1 (в дальнейшем переименованный в Московский институт теплотехники) Министерства оборонной промышленности, а пусковую установку МС-18 должно было сконструировать СКБ-203 Министерства авиационной промышленности. Главным конструктором комплекса назначили Н. П. Мазурова.
С 1963 года приступили к наземным полигонным испытаниям ракеты на полигоне «Песчаная балка» в районе Феодосии, а в 1964 году начался первый этап Государственных испытаний комплекса. На этом этапе испытательные пуски выполнялись уже не только с наземной установки, но и со сторожевого корабля СКР-1 проекта 159, который был переоборудован в опытовое судно ООС-332 и получил пусковую установку МС-18 с боевым погребом для баллистических ракет.
В 1967 году был закончен постройкой первый из боевых кораблей, для которых предназначался комплекс «Вихрь» — противолодочный крейсер-вертолётоносец «Москва» проекта 1123, на котором комплекс и прошёл второй этап Государственных испытаний в полигонах Чёрного моря. По итогам завершившихся испытаний новый комплекс был принят на вооружение правительственным постановлением №440-168 от 12 июня 1968 года.
В 1969-1970 годах на полигоне Капустин Яр были проведены испытательные стрельбы восемьюдесятью ракетами 82Р с наземной пусковой установки, с целью составления таблиц стрельбы.
Предпосылки к созданию
До середины XX столетия влияние военно-морского флота на ход и исход большой войны зависело от конкретной ситуации, далеко не всегда играя в ней важную роль. За исключением тех случаев, когда одна или обе стороны критически зависели от морских перевозок, это влияние флота на сухопутную войну ограничивалось дальнобойностью корабельной артиллерии, а позже радиусом действия корабельной авиации с авианосцев. Тому и другому, при наличии достаточных ресурсов у обороняющейся стороны, вполне успешно могла противостоять артиллерия и авиация берегового базирования. Однако появление ядерного оружия и баллистических ракет, как средств его доставки, изменило эту ситуацию коренным образом. Достаточно эффективного средства противодействия запущенным с подводных лодок баллистическим ракетам не создано и до сих пор. Единственный способ хотя бы уменьшить эту угрозу — поиск подводных ракетоносцев противника в районах их развёртывания и уничтожение их ещё до пуска ракет. Таким образом, даже такая крупная сухопутная держава, как СССР, не могла более игнорировать угрозу с моря и откладывать развитие своего флота. С учётом того, что наибольшую опасность для страны представляли именно подводные носители баллистических ракет, противолодочное направление развития флота было признано приоритетным. Поскольку речь шла об угрозе применения противником ядерного оружия — со стороны противолодочных сил представлялось разумным применить, в том числе, и ядерные боеприпасы для уничтожения вражеских носителей. Так в СССР был разработан и поставлен на боевое дежурство ряд образцов противолодочного оружия со «специальной», то есть ядерной, боевой частью.
Технология прицеливания
Если координаты цели предварительно занесены в бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК) вертолета (самолета), в памяти которого должна храниться карта района полета, то при подлете к цели на расстояние 12-15 км автоматически включается система «Шквал-М». Если координаты цели известны лишь ориентировочно, то систему прицеливания комплекса «Вихрь-М» включает пилот. Она начинает сканирование местности по телевизионному (или тепловизионному) каналу, отображая его результаты на телеэкране в кабине.
После появления цели на телеэкране летчик включает режим максимального увеличения, опознает цель и наводит на ее изображение метку прицельной сетки. После этого система «Шквал-М» переводится пилотом на автосопровождение опознанной цели. В этом режиме летчик должен удерживать вертолет в таком положении по отношению к цели, чтобы она находилась в допустимых для аппаратуры слежения пределах азимутального угла (до ±35°) и угла места (от +5° до -80°). Когда достигается разрешенная дальность стрельбы, автоматически пускается противотанковая ракета «Вихрь». По одной цели можно одновременно пустить две ракеты или полминуты обстреливать до 4 целей.
Россия
- Справочник
- АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК
Память
- Минеры “Курска”
Мины
- Мина Купреянова, 1885
Мина “П-13”
Мина типа “Р” – “Рыбка”
Мина типа “С”
Мины Колбасьева
Минные защитники
Мины МАВ-1, МАВ-2
Мина М-26
Мины “Ремин” и БИД
Мины “Мираб” и УМ
Мина АМГ-1
Мина Р-1
Мина ПБМ-1
Мина АГ
Мина КБ
Мины НЭМ и НЯМ
Мина ПЛТ, ПЛТ-Г
Мина ПЛТ-2
Мина АМД-1
Мина ЭП, ЭП-Г
Мина АПМ-1
Мина МЯМ
Мина КБ-КРАБ
Мина АГСБ
Мина АМД-2
КПМ
АПМ
Мина КАМ
Мина АМД-2М
ПДМ-1М
Мина ПДМ-2
ПДМ-3Я
Серпей
Шумящая мина (проект)
Мина АМД-4
Мина МДТ
ТУМ-500, ТУМ-1000
Мина ИГДМ
Мина “Лира”
Мина ИГДМ-500
Мина КСМ
Мина КРМ
Мины ГМ, УГМ
Мина ПМ-1
РМЗ
ДИВЕРСИОННЫЕ МИНЫ
Мина УКСМ
Мина РМ-1
Мины РМ-2, РМ-2Г
Мина ПМ-2
Мина ПРМ
Мина УДМ-Э
Мина ПМР-1
Мина ПМТ-1
Мина ДМ-1
Мины МДС, СМДМ
МТПК-1
Мина АПДМ
Торпеды и ПЛР
- Проекты XIX века
- Торпеды Александровского
45-12
53-17
53-38
53-39, 53-39ПМ
ЭТ-80
ЭТ-46, ЭТ-56
САЭТ-50
53-51
53-57
53-61
САЭТ-60, САЭТ-60М
СЭТ-40
РПК-2 “Вьюга” ракета 81Р
ОМС “Посейдон” (“Статус-6”)
XIX век
- КОПО
- Кронштадт 1853-1856
- Шиллинг П.Л.
- Якоби Б.С.
- Петрушевский В.Ф.
Управления, отделы
- История МТУ ВМФ (1938-1965)
- Брыкин А.Е.
- Бутов С.А.
- Емелин Г.В.
- Костыгов Б.Д.
- Ларионов А.И.
- Панферов В.Н.
- Сокольский К.И.
- Шибаев Н.И.
История МТО БФ 1939-1945
ИСТОРИЯ МТУ БФ 1946-1990
Начальники МТО БФ
История МТО ЧФ
Начальники МТО ЧФ
МТУ ТОФ 1939-2011
1 Флотилия пл СФ
ВМУЗ, ВУЗ, УЦ
- МОК
- Выпускники МОК (1875-1905)
- Беклемишев М.Н.
- Пилкин К.П.
- Тверитинов Е.П.
ВМА (1827-1917)
ВМА (1917-1945)
ВМАКВ (1945-1960)
ВМА (1960-1990)
ВМА (1990-2012)
ППС ВМА
Выпускники ВМА (1926-1960)
Выпускники ВМА (1961-1990)
Выпускники ВМА (1991-2013)
Белобородый В.С.
Гончаров Л.Г.
Горовенко Г.З.
Денисов Б.А.
Добротворский Ю.А.
Емельянов А.В.
Коробов Ю.А.
Подобрий Г.М.
Поленин В.И.
Скворцов И.А.
Скрынский Н.Г.
Стекольников Ю.И.
Трофимов А.В.
Шишкин М.А.
Эйст А.И.
6 ВСОК и ФВ
Кафедра БПТВ (ПЛ)
Кафедра БППЛВ
Кафедра БПМПМВ
ППС Минной кафедры
Абрамов О.К.
Ворожцов В.Г.
Дьяконов Ю.П.
Запутряев С.А.
Кимбар Ю.Ю.
Лонцих Л.Я.
Салмин Е.И.
Саранюк Д.В.
Соколов Е.В.
Шушлебин И.П.
ВВМКУ им. Фрунзе
ВВМКУ им. Фрунзе ч.2
ВВМКУ им. Фрунзе ч.3
Ком.ф-та и ППС
ТОВВМУ
ВВМУПП
Ком. 2 ф-та
ППС ВВМУПП
К-ры рот ВВМУПП
Выпускники ВВМУПП 1952-1971
Выпускники ВВМУПП 1972-1991
Выпускники ВВМУПП 1992-2015
Агафонов А.Г.
Балакшин А.И.
Будкин Н.И.
Булкин В.М.
Иевлев В.И.
Красников В.В.
Костин О.И.
Макурин А.В.
Сазонов А.В.
Шугайло Д.Д.
ВВМУИО
Командование и ППС ВВМУИО
Выпускники ВВМУИО
История ФМО ВМИ
Руководители ФМО ВМИ
ППС ФМО
Выпускники до 1945 г.
Выпускники после 1945 г.
ТМАУ
93 УЦ ВМФ
УЦ ВМФ Сосновый Бор
КНТ (1947-1957)
НИИ, КБ, заводы
- Борушко А.М.
- Ботов А.Д.
- Будылин А.П.
- Вайнер И.П.
- Васильев А.М.
- Вольфсон Л.М.
- Гейро А.Б.
- Гринев М.А.
- Жизмор Р.С.
- Калчев С.А.
- Киткин П.П.
- Колбасьев Е.В.
- Корытов С.С.
- Лямин Б.К.
- Матвеев Л.П.
- Миляков Ф.М.
- Пятницкий А.А.
- Скоробогатов А.Т.
- Троицкий О.К.
- Умиков З.Н.
- Шрейбер Н.Н.
- Эсаулов Г.Ф.
Александровский И.Ф.
Кокряков Д.А.
Корвин-Коссаковский Р.Н.
Шамарин Н.Н.
Остехбюро (1921-1937)
Бекаури В.И.
Бехтерев П.В.
НИМТИ
Л/с НИМТИ 1932-1945 гг.
Адрианов И.М.
Брон О.Б.
Верещагин А.К
Курнаков М.Н.
Мещерский В.И.
Федоров Н.Г.
Челышев И.Д.
КБ и ТБ в Берлине (1945-1948)
З-д “Двигатель” 1852-1917
Обуховский з-д (1863-1917)
Обуховский з-д. Производство торпед
Пшенецкий Б.Л.
НИИ-22 “Поиск”
Зотов-Лобанов Ф.Я.
Арсеналы, базы, станции
- 18 Арсенал 1809-1917
- 18 Арсенал 1917-1939
- 1 арсенал / 6 арсенал 1931-1945
- БТВ 2708 1933-1945
- БТВ 2708 1946-2013
- 15 Арсенал 1938-1945
- 15 Арсенал л/с 1938-1945
- ТБВ 2790
- ТБВ 2800
- 10 Арсенал
- ТБВ 2848
- БМПВ 2722
- БМПВ 2722, л/с
Разоружение мин
- Разоружение 1854-1920
- Разоружение 1939-1945+
Разоружение мин на ЧФ 1941-1945
Грачев В.С.
Приказчиков М.С.
Титов Б.А.
Халеев М.Я.
Разоружение мин на БФ 1941-1945+
Алексютович Б.К.
Вершовский К.Г.
Тепин Ф.И.
Разоружение на СФ 1941-1945
Разоружение на БВФ 1941-1945
Макаров В.И.
Нормец В.А.
Разоружение Вьетнам (1965-1973)
Есть что рассказать?
Описание
Головной разработчик НИИ-1 (ныне Московский Институт Теплотехники) под руководством главного конструктора Н. П. Мазурова. Пусковые установки разрабатывались в СКБ-203 МАП (ныне КБ «Старт») под руководством А. И. Яскина.
Головной корабль проекта 159 был середине 1960-х переоборудован в опытное судно для испытаний первого комплекса. Для этого с корабля было демонтировано всё вооружение, размещённое в носовой части, а вместо него установили двухбалочную наводящуюся пусковую установку МС-18 и систему заряжания на восемь ракет.
Комплекс был установлен на авианесущих кораблях проектов 1123 и некоторых проекта 1143.
Комплекс был принят на вооружение ВМФ СССР 12 июня 1968 года. Эксплуатация комплекса продолжалась до конца службы пяти кораблей, на которых он был установлен. Последние из кораблей проектов 1123 и 1143 были списаны в середине девяностых годов.
РАКЕТА И АППАРАТУРА НАВЕДЕНИЯ
ПТУР 9М114 («Кокон») выполнена по аэродинамической схеме «утка» с передним размещением рулей и складным крестообразным прямоугольным крылом. Ракета оснащена двухрежимным твердотопливным маршевым двигателем, отстыковываемой моноблочной кумулятивной боевой частью, турбогенераторным источником питания. В хвостовой части располагаются приборный отсек, антенна и импульсный источник инфракрасного излучения, служащий для отслеживания положения ракеты аппаратурой наведения. ПТУР хранится в стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере (ТПК), пуск производится из ТПК с помощью разгонного двигателя. В полете ракета вращается, что обеспечивает возможность управления по одноканальной схеме.
Хвостовая часть ПТУР 9М120 и транспортно-пусковой контейнер. |
СВЧ радиоканал управления организуется между командно-шифраторным блоком аппаратуры наведения, помещенной на пусковой установке, и дешифраторно-ис-полнительным блоком ПТУР. Надежность и помехозащищенность командной линии, а также возможность одновременной работы нескольких комплексов обеспечиваются кодированием сигнала, его качественной селекцией, «обуженным» диапазоном с пятью литерными частотами, узкой диаграммой направленности антенн. Минимальная дальность стрельбы великовата – 400 м, но ПТРК данного класса и не предназначен для борьбы с целями на близких расстояниях. Впоследствии комплекс пополнился ракетой 9М114Ф (фугасной, с термобарической боевой частью) и 9М114М с тандемной боевой частью для поражения танков с динамической защитой. Комплекс может использоваться также для поражения ДОТ, ДЗОТ (в Афганистане «Штурмы» успешно поражали огневые точки и укрепления душманов), а также зависших вертолетов.
Система управления
Корабельная система управления и наведения «Спрут» (система управления стрельбой ПУСТБ-1123) разрабатывалась ЦКБ-209 и включала:
- Центральный прибор управления стрельбой (ЦПУС), который обеспечивал наведение ПУ по азимуту и углу места, управление предстартовой подготовкой и одиночный или залповый пуск с ПУ.
- Приставку «Тифон» вычислительную машину (ВМ) обеспечивающую обработку информации целеуказания, выработку данных, классификацию целей с выбором типовой схемы использования противолодочного оружия корабля и определение главной цели, распределение целей между противолодочным оружием.
- Гировертикаль, которая автоматически выдавала данные учета углов бортовой и килевой качки в систему управления ПУ.
- Главным средством целеуказания служили корабельные гидроакустические средства освещения надводной и подводной обстановки.
- Станция измерительных приборов, которая обеспечивала контроль параметров сети и распределения электропитания по приборам КСУ.
- Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления.
Корабельная система управления и наведения «Спрут» имела силовой электрический привод дистанционного автоматического поворота ПУ в вертикальной и горизонтальной плоскостях, работала от системы обмена информацией МВУ-200 «Море-У» или гидроакустических средств по типовым схемам в зависимости от обстоятельств ведения боя.
По подводным целям принятые данные целеуказания поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели противолодочным оружием корабля в зависимости от дальности до неё. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ до 200 метров. За счет огромной фугасной энергии ядерного взрыва она могла уничтожить любые цели в радиусе 1,5 км от точки подрыва, на глубине до 500 метров и на дальности до 24 км от места старта.
По надводным кораблям принятые данные поступали в вычислительную машину (ВМ) приставки «Тифон», которая определяла оптимальный алгоритм поражения цели с учётом расчётного упреждения. Ракета или ракеты при залповой стрельбе подавались из барабана на направляющие ПУ. ПУ разворачивалась по азимуту и углу места в направлении на цель. После старта ракеты или ракет при залповой стрельбе они выводились на траекторию полёта в направлении цели. Полет ракеты или ракет проходил неуправляемым методом. При подходе к цели в точке ожидаемых координат ракета или ракеты совершали сброс боевой части (бомбы). Атака цели происходила с высотной траектории полёта ракеты. Сброшенная носителем бомба имела предустановленную перед стартом глубину подрыва СБЧ 0 метров. За счет огромной фугасной энергии ядерного взрыва она могла уничтожить надводную цель или ордер кораблей в радиусе 1,2 км от точки подрыва и на дальности от 10 до 24 км от места старта.
Работа механизмов ракеты при пуске и полете
Она транспортируется в армированном стекловолокном пластиковом ТПК, из которого и стартует под действием порохового аккумулятора давления. При запуске происходит небольшой выброс сгоревших газов из заднего торца ТПК. Сразу после выхода из пускового контейнера выдвигаются крылья и запускается двигатель ракеты. Лазерный прицел расположен на корме ракеты, которая стремится остаться в лазерном луче во время полета.
Наведение по лазерному лучу на цель является гарантией высокоточной стрельбы, которая не снижается при увеличении дальности цели. При этом мощность излучения лазерного прицела настолько низка, что она оказывается на порядок меньше, чем пороговая мощность срабатывания, которой обладают зарубежные системы сигнализирования о лазерном облучении. Это обеспечивает предельную скрытность применения оружия. Ракета «Вихрь» способна уничтожить подвижную малоразмерную цель класса «танк» с вероятностью 80 %.