Конструкция
Представляет собой крылатую ракету нормальной аэродинамической схемы. Крестообразное крыло складывается для уменьшения габаритов транспортно-пускового контейнера. Для запуска в корабельном, береговом и вертолётном исполнении используется отделяемый твердотопливный ускоритель. После набора необходимой скорости начинает работу турбореактивный двигатель. В авиационном варианте необходимости в ускорителе нет. Полёт осуществляется на высотах 10-15 метров под управлением инерциальной системы управления, на конечном участке траектории происходит захват цели активной радиолокационной ГСН АРГС-35, после чего высота траектории уменьшается до 3-5 метров, что с учётом околозвуковой скорости полёта усложняет перехват ракеты средствами ПВО цели.
Головка самонаведения
Активная радиолокационная головка самонаведения ракеты Х-35Э в разрезе. МАКС-2005
Активная радиолокационная, способная работать в условиях радиоэлектронного противодействия.
Наведение ракеты на цель осуществляется активной радиолокационной головкой самонаведения с щелевой антенной решёткой, АРГС-35, разработки компании «Радар ММС».
Радиолокационная ГСН АРГС-35
- Угол горизонтального обзора, град от −45 до +45
- Угол азимутального обзора, град от +10 до −20
- Дальность действия, до 200 км
- Вес, кг 40-47,5
- Диаметр, мм 420
- Длина, мм 700
- Ограничения по применению ГСН:
- – осадки, мм/с до 4
- – волнение моря, баллов до 6
- – температура использования, от −50 °C до +50 °C
Существует вариант с тепловизионной головкой самонаведения.
Радиовысотомер
Для полёта на сверхмалых высотах над поверхностью моря на ракетах Х-35 установлен радиолокационный высотомер РВЭ, состоящий из блока приёмопередатчика и двух антенн. Он позволяет с высокой точностью (до 1 метра) определять высоту полёта ракеты в пределах от 1 до 5000 метров, даже при её активном маневрировании (± 15° по крену и ± 20° по углу тангажа). Масса аппаратуры радиовысотомера составляет 4,5 кг, питание осуществляется из бортовой электросети ракеты, потребляемая мощность 20 Вт.
Двигатель
Пуск двигателя осуществляется пиропатроном. Топливом для двигателя служит авиакеросин, находящийся в топливном баке вокруг воздуховодного канала.
Боевая часть
Х-35 оснащается проникающей осколочно-фугасной боевой частью, которая предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.
Общая характеристика
В плане аэродинамики ракета выполнена по привычной схеме: Х-образное крыло и хвостовое оперение. Внешнюю поверхность корпуса образуют несколько цилиндров. Средняя и хвостовая части асимметричны: снизу имеется гондола, спереди у которой установлен воздухозаборник. Ракета имеет твердотопливный стартовый ускоритель, который выполнен в виде цилиндра и имеет оперение, раскладываемое при старте.
Общая длина ракеты составляет 3,85 м. Если установить на нее ускоритель, данный показатель возрастает до 4,44 м. Диаметр корпуса не превышает 0,42 м. Размах крыльев в разложенном состоянии составляет 1,33 м. В базовой конфигурации с ускорителем ракета Х-35 весит 600 кг.
Общая характеристика
В плане аэродинамики ракета выполнена по привычной схеме: Х-образное крыло и хвостовое оперение. Внешнюю поверхность корпуса образуют несколько цилиндров. Средняя и хвостовая части асимметричны: снизу имеется гондола, спереди у которой установлен воздухозаборник. Ракета имеет твердотопливный стартовый ускоритель, который выполнен в виде цилиндра и имеет оперение, раскладываемое при старте.
Общая длина ракеты составляет 3,85 м. Если установить на нее ускоритель, данный показатель возрастает до 4,44 м. Диаметр корпуса не превышает 0,42 м. Размах крыльев в разложенном состоянии составляет 1,33 м. В базовой конфигурации с ускорителем ракета Х-35 весит 600 кг.
«Уран-Э»
В 1994 году индийские Военно-морские силы заказали российские комплексы «Уран-Э». Буква «Э» означат, что это экспортная модификация. Ракетный комплекс корабельного базирования включает в себя: ракету, пусковую установку, систему управления и аппаратуру для проверки боеприпасов. Он может устанавливаться на всякого рода корабли и катера. Пусковая установка состоит из металлической рамы, оснащенной креплениями для контейнеров. Конструкция предполагает, что ракета Х-35 стартуют под углом в 35 градусов.
Автоматизированная система управления, на которую возложены функции проверки ракет, ввода задания и прочие операции, выполняется в виде пары контейнеров. Это позволяет монтировать аппаратуру на любые подходящие корабли и катера. Один контейнер занимает 15, а другой – 5 м2.
Благодаря индийскому заказу, разработки все-таки были завершены, и начался серийный выпуск ракет. В 1996 году заказчику были переданы первые компоненты комплекса, в конце этого же года закончились работы по вооружению ракетами Х-35 эсминца INS Delhi. В дальнейшем подобное вооружение получили еще несколько индийских судов.
В начале 2000-х ситуация с финансированием Вооруженных Сил изменилась к лучшему. В результате к 2003 году комплекс «Уран» с ракетой Х-35 был окончательно доработан и принят на вооружение России.
Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 комплекса “Точка-У”
Кроме транспортной машины 9Т238 в состав комплекса так же входит транспортная машина 9Т222. Внешне они очень похожи и возможности по транспортировке у них идентичны. Обе являются активным автопоездом – т.е. мосты полуприцепа являются ведущими. Принципиальная разница между этими агрегатами в способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа – в одном случае передача гидравлическая, а в другом – механическаяОрганизационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады ( по 2-3 РДН), в дивизионе – 2-3 стартовые батареи, в батарее 2-3 пусковые установки. . Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки. Благодаря наличию в ПУ системы топопривязки, прицеливания, средств связи, а также средств жизнеобеспечения при действиях на зараженной местности расчет ПУ может осуществлять пуски ракет из кабины.Ракетный комплекс 9К79 (9К79-1) может транспортироваться самолетами АН-22, ИЛ-76 и т.д. Ракеты, ракетные части и БЧ могут транспортироваться вертолетами типа МИ-6, В-12, МИ-8.
«Оригинальное оружие»
Эскизный образец Х-35 был подготовлен в 1983 году. Советские инженеры должны были создать универсальную крылатую ракету для поражения морских целей. Помимо корабельного варианта планировалось наладить выпуск модификаций для оснащения истребителей, бомбардировщиков, вертолётов и береговых комплексов.
«Идея заключалась в том, чтобы создать высокоэффективное средство поражения кораблей противника, которое при минимальных изменениях могло бы использоваться кораблями, авиацией и береговыми системами. Внешне Х-35 напоминала американский «Гарпун». Скорее всего, отечественные специалисты позаимствовали его отдельные элементы, однако в целом Х-35 — это полностью оригинальное оружие», — пояснил Кнутов.
Также по теме
Серьёзная угроза для эсминцев: как Россия выстраивает эшелонированную береговую оборону
Тихоокеанский флот России получил береговые ракетные комплексы «Бал», сообщила пресс-служба Минобороны РФ. Технику доставили морским…
Первый испытательный пуск прототипа Х-35 состоялся 5 ноября 1985 года в Крыму на полигоне 31-го испытательного центра Минобороны СССР. Ракета покинула транспортно-пусковое устройство, пролетела 50 метров и упала в море. Испытания ракеты продолжались всю вторую половину 1980-х годов. Прежде всего инженеры проверяли работу двигателя и автоматики.
Впервые опытный образец Х-35 был представлен широкой публике в 1992 году в Жуковском на международной выставке «МосАэроШоу» (сейчас — МАКС). Демонстрация ракеты была во многом вынужденным шагом — ОКБ «Звезда» рассчитывало заключить экспортные контракты из-за отсутствия государственного финансирования после распада СССР.
Наибольший интерес Х-35 вызвала у Индии. В 1994 году предприятие заключило с Нью-Дели контракт на поставку корабельного комплекса «Уран-Э». Сотрудничество с Индией позволило «Звезде» сохранить квалифицированные кадры и продолжить разработку боеприпаса. В 1992—1997 годы был проведён второй этап лётно-конструкторских испытаний. Пуски осуществлялись с ракетного катера Р-44 Черноморского флота.
С советских времён в кооперации по созданию Х-35 участвовали украинские предприятия. В 1993 году правительства РФ и Украины договорились продолжить опытно-конструкторские работы по боеприпасу. До 2001 года испытания ракеты проходили в Крыму (до 2014 года Крым был в составе Украины), а затем исключительно на российских полигонах. На вооружение ВМФ Х-35 была принята в 2004 году.
- Запуск противокарабельной крылатой ракеты береговым ракетным комплексом «Бал»
- РИА Новости
«При разработке Х-35 отечественные специалисты решали множество новых задач. Но основная причина, по которой затянулось создание ракеты, заключается в отсутствии необходимого финансирования со стороны государства. Надо отдать должное коллективу ОКБ «Звезда», который в 1990-е годы трудился над проектом, осознавая его большое значение для нужд ВМФ. Как только улучшилась экономическая ситуация, Минобороны вложило необходимую сумму в доработку Х-35», — рассказал Кнутов.
Как полагает эксперт, единственной ошибкой «Звезды» стало сотрудничество с украинскими подрядчиками. Пользуясь плодами кооперации, в 2018 году киевское КБ «Луч» спроектировало ракету «Нептун». Однако, по словам Кнутова, украинское предприятие использовало технологии времён СССР и 1990-х годов. В настоящее время на вооружении РФ находятся более совершенные версии Х-35.
Особенности ракеты
— Неуязвимость для ПРО
Приближаясь к цели со скоростью 1 км/с на высоте 10 метров, ракета Х-35УЭ на конечном участке полёта резко снижается до 3–5 м над уровнем моря. Благодаря этому она становится практически неуязвимой для перехвата.
— Высокая маневренность
После старта ракета Х-35УЭ может разворачиваться в горизонтальной плоскости на угол до 130°.
— Высокая дальность
Х-35УЭ способна эффективно поражать цели на расстоянии до 260 км, что является очень хорошим показателем для ракет данного класса.
Ракета Х-35УЭ. Фото: wikipedia.org
— Может применяться в любую погоду
Х-35УЭ может применяться даже при шестибалльном шторме, ракета курсирует над волнами на трёхметровой высоте. Также она способна противостоять радиоэлектронному и огневому противодействию противника.
Вопрос-ответ
Что представляет собой самый дорогой авианосец в истории «Джеральд Форд»?
— Человеческий фактор сведён к минимуму
Прицеливание, захват и поражение цели происходят автоматически, в связи с чем вероятность человеческой ошибки сведена к минимуму.
— Не боится санкций
Ракета Х-35УЭ не зависит от импортных поставок, так как при её производстве используются исключительно российские комплектующие.
— Поражает цели с воды, суши и воздуха
Пусковые установки ракет Х-35УЭ могут размещаться на:
- надводных кораблях;
- береговых ракетных комплексах «Бал», «Бал-Э», «Бастион»;
- истребителях типа МиГ-29К, Су-30МК, Су-35, МиГ-29КУБ, МиГ-35.
До 2022 года ракетами Х-35УЭ вооружат вертолёты корабельного базирования Ка-52К, подробнее о них читайте в справке >>
Оценки ракеты
Достоинства
К основным достоинствам ракеты Х-35 относят: комбинированную траекторию с маловысотным участком прорыва ПВО, небольшие габариты и массу изделия, относительно мощную боевую часть, помехозащищённую комбинированную автономную систему самонаведения, возможность залпового огня, большой потенциал модернизации.
Малые массо-габаритные характеристики ракеты обеспечивают несколько преимуществ, среди которых: малая ЭПР, возможность размещения большого боезапаса на носителе, а также удобство транспортировки ТПК с ракетами. Малая ЭПР ракеты определяет малую дальность обнаружения и захвата цели радиолокационными средствами, а небольшие габариты определяют аналогичные ограничения и для оптических локационных станций. Благодаря малой массе ТПК с ракетой даже на небольших носителях возможно размещение большого боезапаса, тем самым и небольшие отряды могут обеспечить высокую плотность залпа. Перезарядка этих ракет существенно проще, нежели у более тяжёлых ПКР.
Комбинированная траектория полёта обеспечивает бо́льшую дальность, чем при использовании исключительно маловысотного полёта, а на этапе прорыва ПВО противника маловысотный полёт создаёт сложности по перехвату атакующей ракеты как в плане обнаружения, так и в плане огневого поражения. Возможность залповой стрельбы позволяет создать большую плотность удара на этапе прорыва ПВО, что повышает вероятность прохождения части ракет даже через наиболее совершенные противоракетные комплексы противника. Система выбора целей гарантирует, что все ракеты Х-35 в одном залпе не выберут для атаки одну цель в корабельной группе противника.
Комбинированная помехозащищённая автономная система самонаведения, включающая инерциальное наведение и радиолокационную или тепловизионную головку самонаведения, позволяет производить стрельбу Х-35 по противнику даже за пределами радиогоризонта, что снижает опасность для носителя, увеличивает допустимую максимальную дальность (которая определяется лишь запасом топлива и эффективностью двигателя), а также обеспечивает скрытный для противника пуск ракет. Использование помехозащищённой головки самонаведения уменьшает эффективность средств радиоэлектронной борьбы противника и увеличивает вероятность поражения цели.
Относительно тяжёлая бронебойно-фугасная боевая часть позволяет поражать надводные цели водоизмещением до 5000 т, таким образом подобные ракеты могут уничтожать надводные корабли классом до эскадренных миноносцев.
Большие возможности по модернизации Х-35 позволяют существенно увеличить её возможности без кардинального изменения конструкции. В частности, использование более эффективного двигателя или более энергоёмкого топлива позволит значительно увеличить дальность полёта.
Недостатки
К основным недостаткам Х-35 относят: узкую специализацию ракеты как противокорабельной, дозвуковую скорость на участке прорыва ПВО и относительно небольшую дальность полёта, а также отсутствие взаимодействия между ракетами в залпе.
Узкая специализация ракеты как противокорабельной не позволяет ей поражать наземные цели, хотя дальность и боевая часть Х-35 позволила бы эффективно решать подобные задачи. Это определяет необходимость увеличения состава вооружения носителей.
Дальность полёта Х-35 требует от носителя захода в зону действия его противокорабельных или противовоздушных комплексов большой дальности, что определяет опасность для носителя.
Дозвуковая скорость ракеты повышает вероятность её перехвата противоракетной обороной корабельной группировки противника.
Отсутствие взаимодействия между ракетами в залпе снижает возможности ракет по преодолению противоракетной обороны, оптимальной селекции целей (что в некоторой степени компенсируется системой выбора цели), демаскирует общее количество атакующих ракет в залпе.
Отсутствие ППРЧ.
2. Конструкция
Эскиз ракеты Х-35Э в полётной конфигурации
Представляет собой крылатую ракету нормальной аэродинамической схемы. Крестообразное крыло складывается для уменьшения габаритов транспортно-пускового контейнера. Для запуска в корабельном, береговом и вертолётном исполнении используется отделяемый твердотопливный ускоритель. После набора необходимой скорости начинает работу турбореактивный двигатель. В авиационном варианте необходимости в ускорителе нет. Полёт осуществляется на высотах 10-15 метров под управлением инерциальной системы управления, на конечном участке траектории происходит захват цели активной радиолокационной ГСН АРГС-35, после чего высота траектории снижается до 3-5 метров, что с учётом околозвуковой скорости полёта усложняет перехват ракеты средствами ПВО цели.
2.2. Головка самонаведения
Активная радиолокационная головка самонаведения ракеты Х-35Э в разрезе. МАКС-2005
Активная радиолокационная, способная работать в условиях радиоэлектронного противодействия.
Наведение ракеты на цель осуществляется активной радиолокационной головкой самонаведения с щелевой антенной решёткой, АРГС-35, разработки компании «Радар ММС» («Холдинг-Ленинец»).
- Радиолокационная ГСН АРГС-35
- Угол горизонтального обзора, град от -45 до +45
- Угол азимутального обзора,град от +10 до -20
- Дальность действия, км 20 (50 для Х-35УЭ)
- Вес, кг 40-47,5
- Диаметр, мм 420
- Длина, мм 700
- Ограничения по применению ГСН:
- осадки, мм/с до 4
- волнение моря, баллов до 6
- температура использования, C
- от -50 °C до +50 °C
Существует вариант с тепловизионной головкой самонаведения.
2.3. Радиовысотомер
Для полёта на сверхмалых высотах над поверхностью моря на ракетах Х-35 установлен радиолокационный высотомер РВЭ, состоящий из блока приёмопередатчика и двух антенн. Он позволяет с высокой точностью (до 1 метра) определять высоту полёта ракеты в пределах от 1 до 5000 метров, даже при её активном маневрировании (± 15° по крену и ± 20° по углу тангажа). Масса аппаратуры радиовысотомера составляет 4,5 кг, питание осуществляется из бортовой электросети ракеты, потребляемая мощность 20 Вт.
2.4. Двигатель
Разрезной макет двигателя ТРДД-50АТ. МАКС-2005)
Пуск двигателя осуществляется пиропатроном. Топливом для двигателя служит авиакеросин, находящийся в топливном баке вокруг воздуховодного канала.
2.5. Боевая часть
Х-35 оснащается проникающей осколочно-фугасной боевой частью, которая предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов.
Ракета Х-35: история создания
Для начала разберемся, через что ракете пришлось пройти, прежде чем стать достоянием ВМС России. Изначально предполагалось, что ракета Х-35 будет устанавливаться на катера и корабли со средним водоизмещением. Она должна была использоваться в составе ракетного комплекса (РК) «Уран». Разработки начались в апреле 1984 года. Руководителем проекта был Г. И. Хохлов. Основная часть проектных работ была возложена на ОКБ «Звезда». Предполагалось, что ракета Х-35 «Уран» будет использоваться для поражения судов водоизмещением не более 5000 тонн. Техническое задание требовало, чтобы она имела возможность как одиночного запуска, так и залпового огня. Ракета Х-35 должна была одинаково успешно работать в любых погодных условиях, в любое время суток и даже при использовании противником систем ПВО и РЭБ.
Модификации
Эскиз ракеты Х-35УЭ в полётной конфигурации
Х-35УЭ на МСВС-2013, Санкт-Петербург
- Х-35
Х-35Э (3М24Э) — экспортный вариант Х-35
(3М24) — ПКР для береговых комплексов и надводных кораблей
- Х-35У — унифицированная ПКР для ВМФ России, дальность пуска 260 км. В 2021 году бомбардировщики Су-34 произвели на Дальнем Востоке успешные боевые пуски ракет Х-35У. С этими ракетами бомбардировщики смогут успешно атаковать крупные соединения кораблей, от массированного залпа нет надёжной защиты.
Х-35УЭ — экспортная версия Х-35У — унифицированная. В 2009 году была представлена значительно переработанная модификация ракеты Х-35, получившая обозначение Х-35УЭ. Был использован новый, вдвое меньший по размерам турбовентиляторный двигатель, изменена конструкция воздушного канала, что позволило увеличить запас топлива. Эти меры привели к увеличению максимальной дальности стрельбы ракеты в два раза — до 260 км. В ракете была применена новая комбинированная система наведения, включающая кроме применявшихся ранее инерциальной и активной радиолокационной систем самонаведения также спутниковую навигацию. Модернизированная активно-пассивная радиолокационная головка самонаведения «Грань-К» позволяет захватывать цели на дальности 50 км, против 20 км у базового варианта. Статус (по состоянию на 17 августа 2011 года): проходит испытания Диапазон поворота достиг 130°. Имеет корабельное, вертолётное, береговое и самолётное базирование. Высота полёта 10—15 метров на маршевом участке и 3—4 при выходе на цель. Масса боевой части 145 кг.
- Х-35В — ПКР для вертолётов
- Х-35ЭВ — экспортный вариант ПКР, адаптированной под условия эксплуатации во Вьетнаме, для корабельного ракетного комплекса «Уран-ЭВ», работы по которому ведутся корпорацией «КТРВ» в интересах ВС Вьетнама
- 3М-24ЭМБ — учебные варианты ракет, поставлявшиеся во Вьетнам
- РМ-24 — переоборудованная в мишень ПКР 3М24 комплекса «Уран»
Ракетный комплекс «Точка-У» – видео боевых стрельб
https://youtube.com/watch?v=sFRxqwxRjfY
Разработка дивизионного ракетного комплекса “Точка” была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.
Два первых пуска управляемых ракет “Точка” были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.В апреле 1971 года началась разработка модификации “Точка-Р”, с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 “Точка-У”. Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы.На западе комплекс получил обозначение SS-21 ” Scarab”.
Состав ракетного комплекса «Точка-У» 9К79 (9К79-1):Ракеты:
9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 мощностью 10 кт 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф) 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К) 9М79ФР с осколочно-фугасной БЧ и пассивной радиолокационной ГСН 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР)
Пусковые установки:
- 9П129 (кроме ракеты 9М79Ф-Р) (9П129-1)
- 9П129М (9П129-1М)
- 9П129М-1
Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 (9Т218-1).Специальные транспортные средства:
- Транспортные машины 9Т238, 9Т222
- Машины хранилища – специальная бортовая машина типа НГ2В1 (НГ22В1)
Контейнеры:
- 9Я234 для ракетной части и ракет
- 9Я236 для боевой части
Аэродромно-складские тележки:
- 9Т127, 9Т133 для ракетной части
- 9Т114 для боевой части
Средства технического обслуживания и регламентных работ:
- автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения
- регламентных работ с ракетной и боевой частями (кроме специальных БЧ).
- машина технического обслуживания МТО 9В844 – для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
- машина технического обслуживания МТО–4ОС предназначена для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей).
- комплект арсенального оборудования 9Ф370 для проведения регламентных работ на базах и арсеналах.
Средства управления связи – командно-штабная машина Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123).
Учебно-тренировочные средства:
- учебно-тренировочные ракеты 9М79Ф-УТ, 9М79К-УТ.
- учебно-тренировочная боевая часть – 9Н39-УТ, 9Н64-УТ.
- габаритно-весовой макет – 9М79-ГВМ.
- разрезной макет ракетной части 9М79.
- разрезной макет осколочно-фугасной боевой части сосредоточенного действия – 9Н123Ф-РМ.
- разрезной макет кассетной боевой части – 9Н123К-РМ.
Тренажеры:
- 9Ф625 – комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ.
- 2У43 – тренажер пульта управления механика-водителя пусковой установки.
- 2У420 – тренажер оператора.
- 2У41 – тренажер для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17.
- 2У413 – тренажер-ракета 9М79Ф, взаимодействие элементов комплекса.
Кроме перечисленной техники, на вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и др. техника.
На вооружении
Государства в которых модификации ракеты Х-35 стоят на вооружении выделены красным
- Россия — страна-производитель, За 2009—2010 годы поставлено 112 ПКР Х-35. Комплексы стоят на вооружении:
- ВКС РФ[источник не указан 4037 дней]
- ВМФ РФ
- Индия
ВМС Индии — в период с 2000 по 2007 годы поставлено 222 ракеты
, комплексы стоят на вооружении:
- Алжир
- Вьетнам — поставки первых 16 противокорабельных ракет Х-35 во Вьетнам начались в 1999 году для вооружения переданных ранее 4 ракетных катеров проекта 1241 вместо устаревшего комплекса «Термит». Всего на сумму 70 млн долларов планировалось приобрести от 32 до 48 таких ракет. В дальнейшем Вьетнам заказывал в 2007 и 2013 по 2 корабля, фрегаты проекта 11661Э, оснащённые 2×4 ПУ «Уран». Также в 2009 году поставлено ещё 17 ракет Х-35Э, а в 2010 — 16 ракет и 8 учебных ракет 3М-24ЭМБ
- Туркменистан — по данным годового отчёта корпорации «КТРВ» за 2010 год, заключён контракт (2008 год) и готовились документы для поставки Туркменистану ракет Х-35Э в 2011—2012 годах на сумму 79,8 млн долларов США. Первая партия заказа была поставлена в 2011—2012 годах. ВС Туркмении на 2014 год дополнительно заказал этого вооружения на сумму около 40 млн $.
- Венесуэла — поставлено 2 комплекса (8 СПУ) «Бал-Э».
Вероятные пользователи
- КНДР — Кымсон-3 копия Х-35, на вооружении ВМФ КНДР.
- Мьянма — северокорейский вариант, в составе вооружений корветов.[источник не указан 318 дней]
- Украина — на базе Х-35 разработан украинский противокорабельный комплекс «Нептун».
«Бал»
Приблизительно в то же время, когда «Уран» поступил на вооружение Военно-морских сил, завершились разработки берегового РК «Бал», который также работал с ракетой Х-35. В задачи берегового комплекса входило слежение за территориальными водами и оборона всяческих военно-морских объектов. Благодаря широкому спектру возможностей комплекс «Бал» своевременно обнаруживает и атакует суда противника. Высокая мобильность комплекса обусловлена тем, что его основные компоненты выполняются в виде самоходных машин, построенных на базе МАЗ-7930. Комплекс может разворачиваться на расстоянии до 10 километров от берега. Его общий боекомплект составляет 64 ракеты.
«Бал»
Приблизительно в то же время, когда «Уран» поступил на вооружение Военно-морских сил, завершились разработки берегового РК «Бал», который также работал с ракетой Х-35. В задачи берегового комплекса входило слежение за территориальными водами и оборона всяческих военно-морских объектов. Благодаря широкому спектру возможностей комплекс «Бал» своевременно обнаруживает и атакует суда противника. Высокая мобильность комплекса обусловлена тем, что его основные компоненты выполняются в виде самоходных машин, построенных на базе МАЗ-7930. Комплекс может разворачиваться на расстоянии до 10 километров от берега. Его общий боекомплект составляет 64 ракеты.