Памятник противоракете
А начиналось всё в 1953 году, когда советское военное руководство получило известие о том, что в США проходят испытания баллистических ракет, способных нести ядерные боеголовки. И уже в августе начальник Генштаба Василий Соколовский и ещё шесть маршалов направили письмо в ЦК КПСС с предложением рассмотреть вопрос о создании средств противоракетной обороны. А осенью собрались учёные – создатели первой отечественной зенитной ракетной системы ПВО. Однако далеко не все отнеслись тогда к маршальской идее с энтузиазмом. Например, один весьма авторитетный академик заявил, что «попасть в космосе пулей по пуле невозможно» и что взяться за решение такой задачи могут только чудаки. Но чудаки нашлись, и в числе первых был молодой доктор технических наук Григорий Кисунько.
Именно коллектив молодых учёных взял на себя смелость обосновать принципы противоракетной обороны, позволяющие находить в космосе мизерную по вселенским масштабам цель, эффективно следить за ней и, наконец, управлять противоракетой. В результате на письме маршалов появилась резолюция: «Проблема сложная, нами дано задание приступить к её изучению».
goskatalog.ru
Три года напряжённейшей работы учёных во главе с Григорием Кисунько дали блестящие результаты.
Три года напряжённейшей работы учёных во главе с Григорием Кисунько дали блестящие результаты. В 1958 году было принято решение о разработке проекта системы ПРО, получившей условное наименование А-35. Через год начались стрельбы противоракетами и был закончен эскизный проект экспериментальной системы ПРО «Системы А», в которую вошли: главный командно-вычислительный пункт, радиолокаторы дальнего обнаружения, радиолокаторы точного наведения противоракет, радиолокационная станция вывода противоракет, стартовая позиция, радиорелейные линии связи.
…В тот мартовский день, когда изуродованные обломки сбитой Р-12 упали на землю, победу праздновали и коллектив Григория Кисунько, и коллектив Петра Грушина, под руководством которого создавалась противоракета. А проходил день, который потом назовут историческим, весьма нервно. С утра проверили технику, дали команду в Капустин Яр на запуск ракеты-мишени, но тут же последовал отбой и запрет на запрет всех средств излучения. От контрразведчиков поступило сообщение: по ближайшей железной дороге в поезде следует иностранец – возможно ведение радиоразведки. Пошли томительные часы ожидания, пока пассажирский состав уносил подальше от полигона проблемного пассажира.
kollektsiya.ru
Баллистическая ракета Р-12.
Сегодня в районе уничтожения Р-12, которая сыграла роль американской баллистической ракеты, в качестве своеобразного памятника высится корпус первой отечественной противоракеты. Это о ней тогдашний советский лидер Никита Хрущёв, любивший употреблять образные выражения, на радостях заявил журналистам: «Наша ракета, можно сказать, попадёт в муху в космосе». Справедливости ради заметим, что американцы смогут повторить такой же результат только через два с половиной десятка лет.
encyclopedia.mil.ru
Съёмка испытательного пуска противоракеты В-1000.
Боевое применение ЗРК С-300
Благодаря своим высоким боевым характеристикам С-300 стал самым многочисленным и распространенным противовоздушным комплексом в мире. Его новые модификации, среди которых наиболее технические освоенным является С-300ПС, являются основным ЗРК противовоздушной обороны Российской Федерации. Благодаря насыщенности войск ПВО этими ракетными комплексами, вся западная и центральная часть страны находится под надежной защитой.
После развала Советского Союза немало зенитно-ракетных комплексов различных модификаций достались бывшим республикам, став основным элементом национальных систем ПВО. Эти комплексы стоят на вооружении в Украине, в Белоруссии, в Казахстане и в Азербайджане. В экспортном варианте оружие поставлялось в Китай, во Вьетнам, в Алжир и в Северную Корею. Различные модификации С-300 можно встретить на оснащении систем ПВО Ирана, Венесуэлы, Кипра, Греции и Болгарии. Сирийская Республика, которая сегодня переживает острейший военно-политический кризис, также имеет на оснащении некоторое количество зенитно-ракетных комплексов С-300ПС.
В ходе последующих работ по модернизации системы, неоднократно проводились учебные стрельбы. Впервые в новой истории России, на полигоне Капустин Яр в 1995 году были устроены публичные зенитно-ракетные стрельбы, в которых принимал участие ЗРК С 300ПС. Баллистическая ракета SS-17 Scad, составляющая основную ударную мощь региональных государств на Ближнем Востоке, была сбита во время полета. В сравнении с действием американских ЗРК «Пэтриот», прикрывавших объекты в Израиле и в Саудовской Аравии, российские С-300 оказались куда эффективнее. Для поражения оперативно-тактической ракеты требовалось 1-2 ракет 48Н6Е, причем уничтожалась не только ракетоноситель, но и головная боевая часть. Американские зенитно-ракетные комплексы вынуждены были тратить для уничтожения одной иракской ракеты 4-5 противоракет.
На данный момент технологические возможности комплекса до конца не исчерпаны. Последняя модификация ЗРК С-300ПМУ-1 является, по мнению военных экспертов, вполне удовлетворительным средство борьбы с воздушными целями. Недаром некоторые из стран третьего мира проявляют интерес к этому оружию, стремясь получить контракты на поставку российских зенитно-ракетных комплексов.
Последующим развитием ЗРС С-300 стал новый ракетный комплекс С-400, поступивший на вооружение ВКС России в 2007 году. Это совершенно иной по техническим характеристикам зенитный комплекс, значительно превосходящий не только своих предшественников, но и лучшие западные аналоги. В наши дни ведутся работы по созданию и запуску в серийное производство уже более новой версии зенитно-ракетного комплекса. ЗРК С-500 должен с 2020 года начать поступать на оснащение зенитно-ракетных дивизионов системы ПВО страны.
Если первый ракетный комплекс С-300, поступивший на вооружение ПВО СССР в 1979 году, имел название «Фаворит», новая ракетно-зенитная система С-500 называется «Прометей». Его зенитная ракета 55р6М «Триумфатор» по всем параметрам превосходит все существующие аналоги в мире, давая преимущество противовоздушной обороне России на 10-15 лет вперед.
Модификации
Ракета Х-55 авиационного базирования существует в следующих модификациях:
- Х-55 — базовый вариант;
- Х-55ОК («изделие 121») — модификация, оснащенная корреляционно-экстремальной оптико-электронной системой коррекции, обеспечивающей корректировку траектории ракеты на основе сравнения полученного от оптической системы изображения местности с эталонным, хранящимся в БЦВМ (аналог американской системы DSMAC);
- Х-55СМ («изделие 125», РКВ-500Б) — вариант с увеличенной за счет установки накладных конформных баков до 3500 км дальностью полета. На вооружение принята в 1987 году;
- Х-65 — тактическая модификация Х-55 с неядерной боевой частью, может применяться с борта тяжелых истребителей против кораблей;
- Х-65СЭ — противокорабельная модификация Х-65;
- Х-555 — глубокая модификация ракеты Х-55 с улучшенной системой управления, в которой помимо инерциально-доплеровской системы, обеспечивающей коррекцию инерциальной навигационной системы по данным сравнения измеренной радиовысотомером высоты рельефа местности с цифровым эталоном, используется также оптико-электронная система коррекции и спутниковая навигация. Эти меры позволили добиться КВО порядка 20 м. Оснащается кассетной боевой частью, либо многофакторной (осколочно-фугасно-зажигательной), массой 410 кг. Увеличение массы БЧ привело к снижению запасов топлива и уменьшению до 2000 км дальности полета ракеты. С конформными топливными баками дальность пуска увеличена до 2500 км.
История создания
Х-55 — дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета большой дальности (КРБД) воздушного базирования, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами. Проектирование ракетного комплекса с ракетой Х-55 начато по Постановлению Совмина СССР от 8 декабря 1976 года в МКБ «Радуга», главный конструктор — И.С.Селезнев.
С 1968 года по 1970 год ГосНИИАС проведена НИР «Эхо» в результате которой установлено, что применение относительно недорогих дозвуковых крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями за счет скрытности и увеличения точности, в условиях системы ПВО вероятного противника может быть весьма эффективно. Система ПВО противника могла быть преодолена за счет массированности применения КР с эшелонированием налета по времени. Скрытность таких КР могла достигаться за счет размера, конструктивных особенностей, а так же за счет низковысотного полета с огибанием рельефа местности. После активизации в 1975 году работ по КРБД воздушного базирования ALCM в США руководством Министерства обороны СССР было принято решение о создании подобного ракетного комплекса.
Первый вариант ракеты «изделие 120» создавался с учетом того, что ракеты будут размещаться в фюзеляже носителя на многопозиционной катапультной установке. Таким образом сечение ракеты в транспортном положении позволяло максимально использовать доступный объем отсека самолета-носителя. Позже, из-за задержки с созданием аналогичной КР КС-122 для ВМФ ОКБ «Новатор», рассматривалась возможность постановки на вооружение Флота КР Х-55 и конструкция последней была изменена — в транспортном положении ракета по сечению была вписана в габариты торпедного аппарата калибра 533 мм.
Испытания крылатой ракеты велись на полигоне 929-го ЛИЦ НИИ ВВС СССР во Владимировке (Ахтубинск). Первые два экспериментальных пуска были неудачными.
В марте 1978 года по решению министра авиационной промышленности В.А.Казакова начата подготовка серийного производства ракеты Х-55 на Харьковском Авиационном Промышленном Объединении (ХАПО). Производство развертывалось в цехе № 85 ХАПО под руководством А.К.Мялицы. В декабре 1979 года собран первый полноценный фюзеляж ракеты. Первая серийная ракета, полностью изготовленная на ХАПО, передана заказчику 14 декабря 1980 года. Всего для испытаний в течение 1981 года в Дубне и на ХАПО выпущено 40 ракет Х-55.
Совместные испытания ракет и носителей проводились на базе трассово-измерительного комплекса полигона 929-го ЛИЦ НИИ ВВС (Ахтубинск). Опытный самолет-носитель Ту-95М-55 (ВМ-021) совершил первый полет 31 июля 1978 года.
Первый пуск Х-55 выполнен 23 февраля 1981 года. До конца 1981 года с носителя Ту-95М-55 выполнено 10 пусков Х-55, а всего в ходе первого этапа летных испытаний выполнено 12 пусков ракет. Один из пусков был неудачным из-за отказа генератора энергосистемы ракеты.
Ракетный комплекс воздушного базирования, включающий носитель Ту-95МС и крылатые ракеты Х-55, принят на вооружение 31 декабря 1983 года. Производство Х-55 с ХАПО передано на Кировский машиностроительный завод. Производство агрегатов Х-55 было развернуто также на Смоленском авиазаводе.
Наименование ракет типа РКВ-500 использовалось при переговорах по ОСВ между СССР и США. На западе ракета Х-55 получила обозначение AS-15 «Kent».
Годное лыко в строку. Жестокие БТРы
Но у фортуны свои планы. Израиль внезапно оказался обладателем нескольких сотен танков Т-54/Т-55 после Шестидневной войны 1967 года. Рачительные израильтяне, до сих пор вовсю гонявшие на устаревших «шерманах», «супершерманах» и лёгких французах AMX-13, тут же приспособили годные танки под свои нужды. В результате вышли усовершенствованные «тираны», часть из которых получила 105-миллиметровые натовские танковые пушки L7. В конце 1980-х бывшие советские танки решили не списывать, а переделать в тяжёлые БТРы «Ахзарит» (жестокая — ивр.). Башни сняли, корпус перекроили, двигатели заменили. Получились мегазащищённые бронетранспортёры, ведь к 27-тонному корпусу Т-55 добавилось ещё 17 тонн брони! А нетривиальная конструкция задней двери позволяла мотопехоте буквально выскакивать, а не выползать. В это время экипаж мог прикрывать десантирование огнём четырёх пулемётов. В «ахзариты» переделали порядка 500 советских танков. Сейчас на службе остаётся около 200 «жестоких» БТРов, которые в условиях городского боя чувствуют себя гораздо лучше, чем американские М113.
В 1990-х в России тоже построили бронетранспортёр на базе Т-55 — тяжёлый БТР-Т получил низкопрофильную башню с 30-миллиметровой пушкой 2А42 и ПТРК 9М113 «Конкурс». Было ещё несколько вариантов вооружения с 30-миллиметровыми пушками, автоматическими гранатомётами АГС-17, 12,7-миллиметровыми пулемётами и ПТУР в различных вариациях. Но по ряду причин в серию машина не пошла.
Тип использования и концепция
Во время холодной войны Советский Союз использовал систему А-135 для защиты Московской метрополии . С помощью системы А-135, ракет средней дальности и МБР , или их повторного входа транспортных средств , должны бороться с ядерными боеголовками . Согласно концепции миссии, приближающиеся баллистические ракеты и космические корабли должны быть первоначально обнаружены с помощью радаров дальнего радиолокационного обнаружения 5Н79 «Дарьял» (кодовое название НАТО: «Печора»), а для борьбы с ними будут использоваться ракеты 51Т6 за пределами земной атмосферы. Затем ракеты будут наводиться с отдельного радиолокационного комплекса 5Н20 «Дон-2Н » (кодовое название НАТО: «Pill Box»). Задача меньших ракет 53Т6 – бороться с теми боеголовками, которые не были уничтожены ракетами 51Т6 и уже вошли в земную атмосферу . Поскольку для этой задачи существует лишь очень небольшое временное окно, требуется очень сильно разгоняющаяся ракета, которая может взлетать на курс перехвата в направлении возвращающегося транспортного средства на высокой скорости. Тогда предполагается, что боеголовка цели будет уничтожена ядерной боевой частью ракеты 53Т6.
Ракеты 53Т6 похожи на американские спринтерские ракеты .
Сильнее ядерного взрыва
50-е и 60-е годы прошли под знаком ядерного оружия — тогда казалось, что вероятность его применения высока, как никогда
Это ощущение не могло не отразиться на разработках боевой техники — серьезнейшее внимание при создании Т-55 уделялось способности действовать в условиях атомного взрыва. Никто, конечно, не ждал, что танк выстоит в эпи, но повысить выживаемость в целом было вполне можно
Чтобы экипаж не дышал радиоактивной пылью, появилась фильтровентиляционная установка — теперь воздух очищался и подавался внутрь под давлением. Улучшили и уплотнители, чтобы пыль не попала через щели.
Но оставалось еще проникающее излучение. Чтобы остановить его, придумали «подбой» — полимерный материал, останавливающий радиацию. Кроме того, он помогал и от проблемы, мучившей танкистов еще со времен Первой мировой, — осколки собственной брони откалывались от удара снаряда снаружи, что приводило к смертям и ранениям даже в случае технического «непробития». Чуть позже к «подбою» добавили плиты «надбоя», которые находились сверху башни.
«Терминаторы» Леванта без башни
Если куда-то потерялась башня от танка, из того, что осталось, вполне можно сделать эффективную боевую машину другого класса. К тому же российские боевые машины поддержки танков «Терминатор» на танковой базе были испытаны в Сирии. Но ещё раньше местные виртуозы кустарных переделок додумались оснастить базы автоматическими пушками. Например, этот Т-55 получил кустарную башню с советской пушкой С-60. Очереди 57-миллиметровых снарядов в некоторых случаях будут даже эффективней 100-миллиметровых фугасов танка.
Ещё один вариант САУ непосредственной поддержки пехоты с бронещитком и наблюдательными щелями.
Курдские инженеры стали притчей во языцех у любителей бронетехники. Самодельные машины клепают часто, много и аккуратно. Здесь на погон башни танка они умудрились водрузить наращенную башню от БМП-1 с 73-миллиметровой гладкоствольной пушкой «Гром».
Ещё один вариант боевой машины поддержки от курдов вооружён спаркой 14,5-миллиметровых пулемётов КПВ в многогранной башне.
И самый жуткий вариант применения Т-55 — переделка в «шахид-мобили». Такую машину, набитую сотнями килограммов взрывчатки, гораздо сложней остановить солдатам на атакуемом блокпосте.
Комбинированный арсенал
Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин считает, что Минобороны стремится обновить противоракетный арсенал, состоящий из советских боеприпасов. По его словам, модернизированная противоракета должна быть более точной и обеспечивать максимально возможный уровень безопасности при перехвате.
Как пояснил эксперт, взрыв над Москвой ядерной боеголовки баллистической ракеты и ядерной боевой части ракеты-перехватчика спасёт город от неминуемого уничтожения, но полностью безопасным тоже не будет. По этой причине 53Т6М будет оснащена обычной боеголовкой.
«Ни одна система ПРО не гарантирует стопроцентный результат. Кроме того, перехват баллистической цели на высоте в десятки километров чреват серьёзными последствиями, и небоевая часть ракеты-перехватчика их может минимизировать. В то же время мы ничего не знаем о мощности неядерного боезаряда. Скорее всего, арсенал системы А-135 будет комбинированным, то есть состоять из противоракет с ядерными и обычными боевыми частями», — подытожил Козюлин.
От А-135 к А-235
Система ПРО Москвы была создана в рамках Договора по противоракетной обороне 1972 года между СССР и США (Вашингтон не соблюдает соглашение с 2002 года). Противоракетный зонтик распространяется на Московскую область и Центральный промышленный район.
Работы по созданию системы А-135 «Амур» вблизи подмосковного посёлка Софрино-1 были завершены в первой половине 1990-х годов. Система состоит из многофункциональной радиолокационной станции (РЛС) «Дон-2Н», командно-вычислительного пункта и пусковых установок. Огневые средства дислоцированы предположительно в семи локациях (Лыткарино, Сходня, Королёв, Внуково, Софрино, Наро-Фоминск, Сергиев Посад).
- Офицер в командном пункте многофункциональной радиолокационной станции (РЛС) “Дон-2Н”, расположенной возле поселка Софрино, Московской области.
В 2000-е годы стартовала модернизация А-135 до А-235. В её рамках происходит замена аппаратуры (в частности, автоматизированных систем управления — на аналоги нового поколения) и улучшение характеристик ракет-перехватчиков. В настоящее время процесс модернизации системы находится на завершающей стадии.
На сегодняшний день, как утверждают военные, возможности подмосковной системы ПРО чрезвычайно велики. А-135 работает полностью в автоматическом режиме, обнаруживая баллистические цели (в пределах 120 единиц) на расстоянии 1,5—2 тыс. км. Примерную дальность перехвата боевых блоков баллистических ракет эксперты оценивают в 40—120 км.
Создание нового ЗРК – требование оборонной достаточности
В середине 60-х годов XX века Советский Союз имел одну из самых мощных и развитых систем Противовоздушной обороны в мире
Окруженный военными базами США и стран, входящих в блок НАТО, СССР вынужден был уделять огромное внимание защите своих стратегических объектов и главных административных центров от вероятного воздушно-ядерного удара. В те времена основным средством вооружение войск ПВО были ракетные комплексы С-75, представлявшие собой довольно удачную с технической точки зрения конструкцию
Оружие оказалось настолько удачным, что выпускалось крупными сериями для нужд отечественной системы ПВО и для поставки за рубеж.
Однако боевой опыт, который был получен в ходе применения ракетных комплексов С-75 во Вьетнаме и во время войн на Ближнем Востоке, показал недостаточную оперативность боевой системы. В условиях современной войны, когда время подлета реактивных самолетов сократилось до минимума, требовался быстрый перевод зенитных средств из походного положения в боевое положение. Появление в Европе, в Турции и в Италии американских ракет средней и малой дальности вообще делало всю европейскую часть Советского Союза беззащитной от стремительного ракетного удара. Времени, с момента получения сигнала о воздушном нападении, необходимого на перевод зенитно-ракетных комплексов в боевой режим в таких условиях практически не оставалось.
К тому же необходимо было увеличить тактико-технические характеристики зенитных ракет. Появление на баллистических ракетах разделяющихся головных частей вынуждало обороняющейся стороне увеличивать количество зенитных средств противодействия. Полеты стратегической авиации совершались на большой высоте, поэтому требовалось увеличить дальность полета зенитных ракет, мощность боезаряда и максимальную высоту. Появление нового зенитно-ракетного комплекса С-125 позволило на короткий период решить возникшую проблему, усилив противовоздушную оборону армейских группировок и основных стратегических объектов. Однако глобально проблема не решалась. Требовался новый, мобильный и мощный зенитно-ракетный комплекс, способный одновременно отслеживать несколько целей, стрелять на большие расстояния и настигать цели на больших высотах.
Выходом из сложившейся ситуации стал С 300, мобильный ракетный комплекс, значительно усиливший противовоздушную оборону Советского Союза. Для того времени это была самая современная ракетно-зенитная система, основанная на использовании самых передовых технологий и качественно нового подхода в вопросах оснащения ракетных комплексов вспомогательными средствами.
Примечания
- O’Connor, Sean . Air Power Australia (2012). Дата обращения: 30 апреля 2012. 5 августа 2012 года.
- lenta.ru, Про ПРО-2, 26 сентября 2006. Дата обращения: 29 апреля 2020. Архивировано 12 апреля 2021 года.
- ↑ Воспоминания Г. С. Легасова
- Система противоракетной обороны А-135. Дата обращения: 27 августа 2010. Архивировано 3 января 2011 года.
- ↑ The Military Balance 2023, с. 184
- Александр Грек. Восьмое чудо света: Российский радар // Популярная механика. — 2002. — № 11 (1).
- Lenta.RU:На уровень выше. Дата обращения: 29 апреля 2020. Архивировано 8 ноября 2016 года.
- Lenta.RU:Зонт из Подмосковья. Дата обращения: 29 апреля 2020. Архивировано 15 августа 2020 года.
- ↑ Система А-135 ракета 51Т6 — ABM-4 GORGON | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945 г.). Дата обращения: 14 июля 2013. Архивировано 27 ноября 2015 года.
- ↑ Андрей Михайлов. Многоканальный стрельбовый комплекс «Амур-П» // Воздушно-космическая оборона. — 2011. — Вып. 58, № 3. (недоступная ссылка)
- ↑ Россия успешно испытала ракету ПРО. Дни.ру (20 декабря 2011). Дата обращения: 21 декабря 2011. Архивировано 8 января 2012 года.
- ↑ МО РФ. Войска ПВО и ПРО Воздушно-космических сил провели пуск противоракеты системы ПРО, Министерство Обороны РФ (21 июня 2016). Архивировано 28 мая 2019 года. Дата обращения: 29 апреля 2020.
- Russia Conducts New Test of ‘Nudol’ Anti-Satellite System – In November 2017, Russia tested a new Gazelle modification, known as the 53T6M, that demonstrated an interception altitude capability of 100 km. Дата обращения: 10 апреля 2018. Архивировано 7 декабря 2018 года.
- Система А-135 Амур, ракета 53Т6 — ABM-3A GAZELLE / SH-08 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945 г.). Дата обращения: 14 июля 2013. Архивировано 20 июня 2013 года.
- 53Т6 старт на Приозёрском полигоне (35 площадка) Сары-Шаган. Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 1 октября 2016 года.
- “Испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы ПРО на полигоне Сары-Шаган” на YouTube
- Эксперт рассказал о новой российской противоракете – РИА Новости. Дата обращения: 2 апреля 2018. Архивировано 2 апреля 2018 года.
- Ракеты прикроют Москву от военных спутников США Архивная копия от 19 апреля 2020 на Wayback Machine // НГ, 16.04.2020
- Испытания новой ПРО Москвы наметили на 2013 год Архивная копия от 29 декабря 2020 на Wayback Machine // Лента. Ру, 12 декабря 2012
- Интерфакс — «Антиядерный зонтик» над Москвой оснастят новыми противоракетами. Дата обращения: 27 августа 2014. Архивировано 26 августа 2014 года.
- Москва 24 — Российские учёные испытывают новые противоракеты для ПРО Москвы. Дата обращения: 27 августа 2014. Архивировано 30 августа 2014 года.
- В Пентагоне заявили об испытании в России системы ПРО «Нудоль». РБК. Дата обращения: 19 января 2019. Архивировано 19 января 2019 года.
- Россия провела успешный пуск новой противоракетной системы ПВО в Казахстане Архивная копия от 4 ноября 2020 на Wayback Machine // EurAsia Daily.
Особенности конструкции ракеты Х-55
Х-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Двигатель расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности. В дальнейшем были созданы модификации ракеты с увеличенной за счет установки сбрасываемых конформных подвесных топливных баков дальностью — Х-55СМ.
Стратегическая ракета Х-55 способна с высокой точностью поражать стационарные цели на большом удалении от точки пуска. Ракета использует инерциальную систему наведения с коррекцией местоположения, основанной на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты является одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты Х-55 независимо от протяженности, погодных условий и т.д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).
Еще на стадии создания комплексов вооружений с КР развернулась острая дискуссия о том, где должен находиться носитель полетного задания: на ракете или на самолете; как (централизовано или децентрализовано) должно готовиться полетное задание. Победила концепция строгой централизации, что на сегодня не дает возможности несанкционированно применить ракету, вне зависимости от того, в чьих руках бы она не находилась.
После распада СССР часть ракет и их самолетов-носителей осталась за пределами России, в частности, на Украине и в Казахстане. В конце 1999 г. 575 крылатых ракет воздушного базирования Х-55 и Х-55СМ было доставлено из Украины в Россию железнодорожным транспортом в счет погашения долга за поставки газа.