Модификации
В начале 90-х годов проводилась разработка нескольких моделей рассматриваемого аппарата:
- Пассажирский вариант, более известный под маркой А-90-150.
- Морской арктический геологоразведывающий экраноплан «Орленок Звезда». На этой модификации предусмотрена система малого хода с дизельным приводом и гребной насадкой. Машина может изымать пробы грунта на дне, проводить сейсмическую и акустическую разведку.
- Авиационно-морской спасательный аппарат. Разрабатывался он совместно с КБ Антонова. На верхней части самолета АН-225 размещался «Орленок». Судно имело увеличенную дальность хода, оборудовалось приспособлениями для скорой медицинской помощи людям. К преимуществам этого экземпляра относится возможность работы в полярных условиях, взлет в случае шторма и стихийных бедствий, скорость до 700 км/ч, посадка на лед и снег.
В общем числе на комбинате «Волга» было построено пять экранопланов типа «Орленок». Ниже приведено краткое их описание:
- Модификация «Дубль» (заводской № 20) – предназначена для статических тестирований, отправлена на слом.
- № 23 (1977 г.) – первый летный вариант из сплава К-482-Т1, который после аварии стал памятником в Каспийске.
- МДЭ-150 (№ 21, год выпуска – 1979) – опрокинулся во время буксировки и был потоплен силами ВМФ.
- Аппарат МДЭ-165 создан в 1981 году, списан – в 1999.
- МДЭ-160 (ДЭС-26) – создан в 1983 году, списан – в 2006. Установлен в столице России, как памятник.
Современные российские экранолёты
В настоящее время только Россия продолжает работы над перспективным видом летательных аппаратов, способных перемещать людей и грузы над её континентальными просторами. Наш пейзаж весьма подходит для использования именно таких машин, так как значительную часть территории нашей страны и сопредельных государств составляют равнины и пустыни, а также великие реки, протекающие по Евразии. Русла водных артерий являются естественными столбовыми дорогами для техники такого рода. Именно поэтому, по распоряжению ряда правительств Российской Федерации, работы над экранолётом-транспортником были возобновлены. Заместитель председателя правительства Российской Федерации по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов сообщил, что экранолёты будут патрулировать вдоль Северного морского пути, который нуждается в постоянном пограничном контроле, мониторинге метеорологической обстановки. Они могут быть полезны для наблюдения за человеческой деятельностью в пустынных регионах, а также для возможного оказания срочной помощи нуждающимся в ней людям.
Из гражданских проектов можно отметить работу Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н.Е. Жуковского, разработавшего гражданский экранолёт для обслуживания отдалённых и труднодоступных регионов России при использовании водных магистралей.
Такой же подход, как и коллектив ЦАГИ – то есть освоение дальних регионов при помощи нового вида летательного аппарата – исповедует и вице-президент Союза машиностроителей России, депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VI и VII созывов Владимир Гутенёв, который в своё время предлагал использовать экранопланы в качестве воздушного моста для снабжения полуострова Крым. Уже сейчас можно предвидеть, что перспективная машина КБ из города-наукограда Жуковский будет использоваться в транспортно-пассажирском варианте для нужд МЧС. Пассажировместимость аппарата, развивающего скорость около 200 км/ч, составит до 20 человек при длине порядка 20 метров и размахе крыла 11 м. Согласно открытым данным, вес прототипа приблизительно 10 т.
ckbspk.ru
«Чайка-2» – морской многоцелевой экраноплан проекта А-050-742d.
По словам первого заместителя губернатора этой области Евгения Люлина, морской аппарат будет обладать характеристиками амфибии, то есть сумеет не только садиться на воду, но и, подобно знаменитому самолёту Бе-200, «выбираться» на сушу по необорудованному мелководью. Его пассажировместимость составит порядка 100 человек, а динамический потолок – 3.000 метров. Наконец, проект малого экранолёта «Ракета-3» (А-020) рассчитан на 40 человек пассажиров.
На него уже есть предварительные заявки Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Хорошо известно, насколько остро в этих регионах России стоит транспортная проблема, которая может быть решена при помощи крылатой техники нового вида.
Грузоподъёмность принципиально новой машины с необычным для этого класса расположением двигателей – 3.000 кг или 24 пассажира. В воде машина развивает ход до 20 км/ч. В воздухе – до 200 км/ч. Может передвигаться и по снегу в режиме авиасаней со скоростью 110 км/ч.
eurasian-defence.ru
Экранолёт-амфибия «Буревестник-24».
«Орленок» реальный проект экраноплана
В 1970 годы ЦКБ разработало несколько фантастических проектов судов экранопланов, включая авианосец массой 5000 тонн с двумя ядерными двигателями на 12 самолетов, носитель подводной лодки «Гулливер» 50000 тонн и перевозчик космических челноков «Буран» (СТЛ-800). Однако главком Горшков остановил свой выбор на десантно-транспортном варианте. Он понимал, что в случае боевых действий с блоком НАТО советскому флоту потребуется с боями прорываться на оперативный простор через проливы почти на всех морях. Для их захвата морской пехоте остро были необходимы десантные средства – экранопланы полностью удовлетворяли этим задачам. И руководство ВМФ заказало серию из 120 таких машин. Предполагалось, что на каждом из флотов будет эксплуатироваться по соединению новых боевых аппаратов. Первые серийные экранопланы получили название «Орленок».
экраноплан «Орленок»
3 ноября 1979 года на первом боевом корабле экраноплане был поднят флаг ВМФ СССР. Экраноплан «Орленок» двигался на высоте до 2 метров над поверхностью воды. Для уменьшения разбега на нем применялся поддув под крыло газовых струй носовых двигателей, которые отключались в полете и машина двигалась на кормовом маршевом двигателе. При необходимости аппарат был готов уходить с экрана и лететь подобно самолету на высотах до 6 км. Обладая взлетной массой 140 тонн экраноплан «Орленок» с батальоном десанта и двумя БТР на борту развивал скорость до 215 узлов и всего за один час пересекал Каспийское море.
Главным достоинством экраноплана «Орленок», который на западе окрестили «морским драконом» стали: малая радиолокационная заметность, возможность на авиационных скоростях летать при волнении моря до 4 баллов, неуязвимость от торпедных атак, меньший расход топлива в сравнении с судами на подводных крыльях и воздушной подушкой.
Технические характеристики экраноплана «Орленок» проект 904:
Взлетная масса – 140 тонн;
Скорость – 215 узлов;
Высота полета – от 0,5 м до 6000 м;
Дальность полета – 2500 км;
Экипаж – 8 человек;Десантовместимость:
БТР – 2;
Морских пехотинцев – 150 человек;Вооружение:
Спаренный пулемет 12,7 мм «Утес-М» – 1;
Полет на экраноплане «Орленок»
Незабываемое путешествие на экраноплане «Орленок», ощутить себя участником интереснейшего полета и получить массу ярких впечатлений на стенде виртуального пилотирования с огромным панорамным экраном формата 3D единственным в Москве.
Неповторимое ощущение реального полета на сверхмалой высоте над гладью океана. Звуковые и вибрационные эффекты реального полета. Тренировочный полет на экраноплане «Орленок», продолжительностью 15 минут, совершается в составе группы численностью до 14 человек, формируемой на территории музейного комплекса истории ВМФ России в день посещения.
Заказ экскурсий по телефону:
Заглохший, хотя и перспективный зарубежный проект
Американский прототип экранолёта создан на основе несколько иной эволюции конструкторской мысли. США воспользовались в этой области не советским, а немецким опытом. Немецкий инженер Александр Липпиш предложил другую схему компоновки конструкции, при которой крыло машины обретало обратную стреловидность, а сам аппарат становился более манёвренным, чем платформа, разработанная Ростиславом Алексеевым.
boeing.com
Проект тяжёлого транспортного летательного аппарата Pelican от компании Boeing.
В этой связи понятно, что современный американский проект «Boeing Pelican ULTRA» (работы над этим проектом заморожены в 2002-2003 гг.) создан на основе альтернативных идей относительно советского самолётостроения. Так, уже в 1960-е компания «Lockheed Georgia» отрабатывала проект десантного варианта крупномасштабной машины.
Конструкция и назначение
Нос экраноплана А-90 Орлёнок
Кабина пилотов
Аэродинамическая компоновка крыла оптимизирована для полёта с использованием экранного эффекта, когда под летящим на высоте нескольких метров самолётом образуется сжатие воздуха, увеличивающее подъёмную силу: большой угол атаки крыла малого удлинения 3.25 со стреловидностью 15°. Мощная механизация крыла используется на взлёте для создания воздушной подушки.
В носовым обтекателе, перед кабиной пилотов, расположены два стартовых турбореактивных двигателя «поддува» тягой по 10 тонн каждый, которые забирают воздух сверху и направляют реактивную струю под крыло для увеличения подъемной силы в режиме взлета. В режиме полета эти двигатели либо отключаются, либо могут использоваться для увеличения тяги, при этом их поворотные сопла поднимают реактивную струю поверх крыла экраноплана. В крейсерском режиме полета используется маршевый турбовинтовой двигатель, установленный на киле хвостового оперения. Все двигатели являются морскими модификациями серийных двигателей самолетов Ту-154, Ил-62 и Ту-95.
Днище корпуса состоит из сложной системы поперечных и продольных реданов и двух гидролыж (лыжно-амортизирующих устройств), которые смягчают удары о воду. Основная гидролыжа находится вблизи центра тяжести, вспомогательная в передней части корпуса. В комплексе с колесным шасси и возможностью реактивного поддува, такая конструкция обеспечивает высокую амфибийность, позволяя двигаться над различной поверхностью.
«Орлёнок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км, он взлетает при высоте волн до 2 метров и развивает скорость 400—500 км/час. Погрузка и выгрузка людей и техники осуществляется через откидывающуюся вправо, вместе с кабиной пилотов и стартовыми двигателями носовую часть. Аппарат способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танк, БТР, БМП). Способность летать по-самолётному и использовать для посадки любую водную поверхность, позволяет быстро перебрасывать экранопланы из бассейна Каспия в Чёрное море. Благодаря конструктивной схеме, экраноплан может свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения просто перелетев над ними. Экранолёт вооружён турельно-башенной пулеметной установкой «Утëс-М» (два пулемета НСВТ калибра 12,7 мм). Экипаж десантного экраноплана состоит из 9 человек.
Испытания
В 1972 году лётные испытания «Орлёнка» проходили на Волге, ниже Горького (Нижнего Новгорода), в протоке образованной островом Телячий. Для секретности, местному населению придумали легенду: на воду совершил вынужденную посадку самолет и его пытаются перегнать на аэродром. Зимой проводились заводские доработки, весной 1973 года экраноплан в разобранном виде перевезли на Каспийское море для испытаний в морских условиях.
«Орленок» показал хорошие скоростные качества, амфибийность, низкую скорость отрыва, однако в 1975 году произошла серьезная авария. В одном из полётов у экраноплана неожиданно оторвалась и затонула корма с килем, горизонтальным оперением и маршевым двигателем, сказалось усталостное напряжение металла и недостаточная прочность корпуса в хвостовой части. Пилоты и сам Ростислав Алексеев, находившийся в кабине в этот момент, вовремя среагировали, увеличив обороты носовых взлётно-посадочных реактивных двигателей и 40 километров вели машину до берега в , не дав ей затонуть. Благодаря этому в ходе происшествия пострадавших не было, экраноплан показал свою необыкновенную живучесть, впоследствии хрупкий конструкционный сплав корпуса К482Т1 был заменён на более пластичный и коррозионностойкий , однако сам Ростислав Алексеев был снят с должности главного конструктора экранопланов и понижен до начальника отдела, вторым главным конструктором «Орленка» стал В. В. Соколов. Из за аварии также было закрыто направление пассажирского экранопланостроения.
Обновленный «Орленок» был доставлен в Каспийск в августе 1977 года и проходил испытания в течение двух лет. 5 октября 1979 года начались государственные испытания машины, по результатам которых, десантный экраноплан впервые был принят на вооружение Военно-Морского флота СССР.
Преимущества и недостатки экранопланов
Проект базы морских экранопланов
Уже на стадии изучения эффекта и эскизных проектов стало ясно, что переход от подводных к воздушным крыльям позволит достичь кораблям авиационных скоростей.
Реактивные экранопланы с поддувом реактивных струй двигателей под крыло показывают расчетную (и практическую, как оказалось позже) мореходность на взлете и посадке до 5 баллов.
В том случае, если тяги достаточно для горизонтального полёта вне зоны экранного эффекта в условиях работы классической аэродинамики мореходность становится практически не ограниченной.
Проект тяжелого авианесущего экраноплана
Это, в свою очередь, обеспечивает предельную транспортную безопасность. Да что там: у экраноплана аэродром всегда снизу — сядет даже при отказе всех двигателей.
Возможность быстрого маневрирования и подъема позволяет безопасно расходиться с судами и другими препятствиями.
Экраноплан в отличие от самолета не предполагает изменения давления, связанного с изменением высоты, а также «воздушных ям» и «болтанки».
Так что за ними будущее.
современные проекты экранопланов
Вскоре на базе экраноплана «Лунь» было создано единственное в мире судно спасатель, но ситуация связанная с распадом СССР привела к прекращению финансирования работ по данному проекту, а 11 авиационная группа экранопланов ЧФ РФ была расформирована.
Возможности поисково-спасательной машины невероятны. При массе 400 тонн судно может принять на борт и разместить в своем госпитальном комплексе около 500 человек и после этого со скоростью 600 км в час доставить пострадавших на берег.
Спасательное судно было разработано в ЦКБ им. Р. Е. Алексеева в Нижнем Новгороде под руководством главного конструктора В. Кириллова. Однако до сих пор состояние его находится в 95-процентный готовности и простаивает в цехе Нижегородского завода.
современный экраноплан «Стриж»
Несмотря на колоссальные трудности, конструкторы не прекращают работы по этой тематике. За последние годы конструкторы создали новые малые экранопланы «Волга» и «Стриж» гражданского назначения, а также на заводе «Волга» освоено производство целой серии перспективных кораблей на воздушной каверне.
Знакомьтесь: Ростислав Алексеев, отец российских экранопланов
Ростислав Алексеев
Во всем мире Алексеев известен как человек, создавший коммерчески успешную линейку кораблей на подводных крыльях — судов, оснащенных специальными гидродинамическими элементами для улучшения ходовых качеств.
«Крылья» буквально приподнимают корабль над водой, снижая сопротивление воды. В результате он при тех же топливных затратах может двигаться намного быстрее.
Хотя ими занималось множество конструкторов по всему миру, и даже выпускались серийные варианты, именно Алексеев привел своими теоретическими и экспериментальными изысканиями к массовому распространению.
Катера и малые суда на подводных крыльях, разработанные в КБ Алексеева, поставлялись в десятки стран бывшего Варшавского договора, Западную Европу, Юго-Восточную Азию.
Одна из поздних модификаций теплохода на подводных крыльях “Ракета”
Полученные разработки в области глиссирования, привели Алексеева к созданию принципиально нового типа движения.
Самого перспективного и удивительного для стороннего наблюдателя.
Можно смело заявлять, что основной вклад в развитие экранопланов внес именно Ростислав Алексеев.
Речной теплоход “Восход”
Его усилиями в 1952 году была образована Научно-исследовательская опытовая гидродинамическая лаборатория, которая впоследствии выросла в Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ Алексеева).
Результатом её работы стала масштабная линейка пассажирских кораблей на подводных крыльях для речной эксплуатации.
«Ракеты», «Кометы» и «Метеоры» произвели настоящий фурор: 50-60 километров в час, да ещё в движении максимально прямыми путями между городами, были недостижимы для других видов нелетающего транспорта.
Многие из них все ещё бороздят внутренние водоёмы России, а в ближайшее время ожидается возврат поздних модификаций судов в производство. Но в шестидесятые годы прошлого века на них никто не собирался останавливаться.
По всей видимости, талант, научно-производственный опыт и природное чутье не позволили Алексееву остановиться на достигнутом и заставили разрабатывать теорию глиссирования дальше.
Ранний прототип экраноплана СМ-2
Это привело его к первым работам над будущими экранопланами, которая сначала проходила в лабораториях КБ Алексеева и Института гидродинамики в инициативном порядке.
Результаты оказались настолько ошеломительны, что для изучения экранного эффекта в СССР появился «личный» полигон ИС-2 для работ конструктора, расположенный в Горьковской (ныне Нижегородская) области.
И с 1960 года ЦКБ ведет разработку проектов экранопланов. В общей сложности разработано порядка 40 проектов этих кораблей, построено более 30 единиц различного назначения.
Орлёнок (экраноплан)
A-90 «Орлёнок» | |
«Орлёнок» в Музее ВМФ | |
Тип | экраноплан / экранолет |
---|---|
Разработчик | Р. Е. Алексеев |
Производитель | ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева |
Первый полёт | 1972 год |
Начало эксплуатации | 1979 год |
Конец эксплуатации | 1993 год |
Статус | проект закрыт |
Эксплуатанты | ВМФ СССР |
Единиц произведено | 5 |
Изображения на Викискладе |
А-90 «Орлёнок» — советский транспортно-десантный экраноплан/экранолёт, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. В ВМФ СССР — Малый Десантный корабль-Экраноплан (МДЭ) проекта 904, шифр «Орлёнок» . Принят на вооружение ВМФ СССР в ноябре 1979 года. Орленок мог отрываться от экрана поверхности и переходить в самолётный режим с эффективной высотой до 2 тысяч метров при потолке 3 тысячи метров.
Аэродинамическая компоновка крыла оптимизирована для полёта с использованием экранного эффекта, когда под летящим на высоте нескольких метров самолётом образуется сжатие воздуха, увеличивающее подъёмную силу: большой угол атаки крыла малого удлинения 3.25 со стреловидностью 15°.
Мощная механизация крыла используется на взлёте для создания воздушной подушки. Экранолёт вооружён турельно-башенной пулеметной установкой «УТЕС-М» (два пулемета НСВТ калибра 12,7 мм). Экипаж десантного экраноплана состоит из 9 человек.
«Орлёнок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км, он взлетает при высоте волн до 2 метров и развивает скорость 400—500 км/час. Погрузка и выгрузка людей и техники осуществляется через откидывающуюся вправо носовую часть. Аппарат способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танк, БТР, БМП). Благодаря конструктивной схеме, экраноплан может свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения просто перелетев над ними.
Оснащение
Экраноплан «Орленок», технические характеристики которого приведены выше, имеет еще ряд особенностей. Например, хвостовое оперение сделано Т-образным способом, что позволяет снизить влияние волн и брызг на лопасти и другие открытые элементы. В данном узле присутствует стабилизатор, отвечающий за стреловидность и регулировку рулевого управления. В целом фюзеляж и оперение формируются плавно в единую конструкцию.
Шасси машины состоит из двухколесной носовой и основной опоры с десятью колесами. Все они оснащены не тормозной пневматикой, не имеют створок опор. Конструктивная особенность узла вкупе с лыжным амортизирующим механизмом и поддувом гарантируют проходимость агрегата практически по любой поверхности, включая лед и снежные заносы.
Модель экраноплана «Орленок» можно увидеть на фото ниже. Изучим подробнее особенности силовой установки. Система включает в себя пару стартовых двигателей со статической предельной тягой 15,5 т. Их сопла направлены таким образом, чтобы реактивные выхлопные струи выполняли функцию поддувания. Если есть необходимость направить поток поверх крыла (при посадке или в крейсерском режиме), направление воздуха можно изменить. Пуск моторов производится посредством дополнительного активирующего агрегата ЕА-6А. резервуары для горючего смонтированы в корневом отсеке крыла.
Перспективы
Предполагалось, что экраноплан «Орленок», фото которого представлено ниже, будет использоваться в военной сфере. Ведь он превосходил в 5-6 раз корабли по крейсерской скорости и не требовал большого состава членов экипажа. Кроме того, аппарат обладал повышенной скрытностью, его было трудно обнаружить посредством локаторов, поскольку полет происходил на предельно низкой высоте. Это давало возможность наносить противнику значительный урон благодаря внезапным атакам.
К преимуществам экраноплана можно добавить отличную маневренность, значительный радиус действия, высокий показатель грузоподъемности и устойчивость к боевым повреждениям. В принципе, это было идеальное транспортное средство для высадки, поддержки и переброски морского десанта, а также армейских машин и тяжелых грузов.
открытие экранного эффекта и строительство первого экраноплана
«морской дракон»
Но конструктор смотрел еще дальше. Работая над «Метеором» Р. Е. Алексеев понял, что суда на подводных крыльях имеют скоростной предел 150 км/час. Далее вода буквально закипает на несущих стальных поверхностях и разрушает их. Но большие скорости были крайне необходимы. Для сокращения времени перевозок требовалось принципиально новое решение. И выход был найден. Экранный эффект водной поверхности открыл невиданные перспективы в судостроении. В конце 1950 годов Р. Е. Алексеев полностью обосновал идею создания экраноплана – транспортных средств летающих вблизи поверхности воды и земли. Конструктор заметил, что аэродинамическая подъемная сила устойчиво поддерживает аппарат на малых высотах, когда они меньше или равны ширине сечения его крыла. Эффективность такого летательного аппарат намного выше самолета за счет создаваемой таким образом подъемной силы над поверхностью воды. 21 июля 1961 года в городе Горький на испытательной станции ЦКБ состоялся полет первого в мире экраноплана «СМ-1». Он имел взлетную массу около 3 тонн и показал прекрасную устойчивость и скорость 200 км/час. При этом модель успешно передвигалась не только над поверхностью воды, но и над сушей. Разработкой горьковчан сразу заинтересовались военные. Перспективные аппараты в условиях гонки вооружения «холодной войны» могли очень быстро перемещать по морю войска в любую “горячую точку”.
первые в мире образец экраноплана «СМ-1»
В мае 1962 года Р. Е. Алексеев показал опытную машину Н. С. Хрущеву. Экраноплан, парящий как птица произвел сильное впечатление. Тут же была принята закрытая правительственная программа по развитию нового направления в судостроении. Основным заказчиком в ЦКБ выступил ВМФ СССР.
экраноплан «КМ»
К своему 50-летию Р. Е. Алексеев построил самый большой экраноплан «КМ» (корабль-макет). «КМ» стал первой лабораторией для испытаний всех последующих модификаций экранопланов. Его размеры поражали. Масса 544 тонны, длина корпуса и крыла перекрывали футбольное поле, а высота со стабилизатором с пятиэтажный дом. Он имел 10 турбореактивных двигателей. Для скрытого перевода «КМ» на Каспийское море была разработана легенда, что это якобы терпящий бедствие самолет. Аппарат буксировали только в ночное время. Однако утаить махину от вездесущих спутников шпионов не удалось. Экраноплан развивавший над морем колоссальную скорость более 450 км/час получил название «Каспийский монстр», но его конструктивные достоинства остались для Пентагона тайной. Грузоподъемность, скорость и независимость в аэродромной инфраструктуре делало экранопланы не заменимыми в гражданской и военной сфере.
экраноплан «КМ»
Но разработки Р.Е. Алексеева опередили время. Они попали встык интересов сразу трех министерств – транспорта, судостроения и авиационной промышленности, а также ВМФ. Экраноплан мог произвести настоящий переворот, и никто из чиновников не хотел развивать эту перспективную тематику в пределах своих ведомств. В ЦКБ возникли трудности.
Найдется ли место экранопланам в будущем?
Многофункциональный летательный аппарат ЭКИП
Пока работы Ростислава Алексеева ждут своей участи в России, мировое сообщество не дремлет.
Так, работы советско-российских ученых по разработке многорежимного аппарата ЭКИП, использующего экранный эффект, легли в основу международной научной программы «Вихревая ячейка-2050», которая предположительно станет основой многоцелевого транспорта в Евросоюзе через 20-30 лет.
Boeing разрабатывает проект Pelican для переброски воинских контингентов и военной техники к местам конфликтов.
Boeing Pelican. Проект
Аналогичные проекты существуют в России, Китае, США и других странах: необходимость в псевдосамолете колоссальной грузоподъемности актуальна как никогда, ведь существующие летающие «большегрузы» вот-вот выйдут из эксплуатации.
Южная Корея, Сингапур и уже упомянутый Китай ведут активные разработки по созданию крупносерийных аппаратов гражданского назначения, ряд из которых должен дать результаты в ближайшее время.
На данный момент экранопланы, экранолёты и другие аппараты, способные использовать экранный эффект, все ещё актуальны и не имеют аналогов.
Морской экраноплан А-050 разработки ЦКБ Алексеева, проект 2015 года
Спасательные операции — к ним, поскольку вертолёты берут мало груза, а самолёты не способны зависать для решения продолжительных задач. Да и грузоподъемности не хватает, не говоря о работе во время шторма.
Грузо- и пассажироперевозки — ещё один конёк экранопланов, поскольку их экономическая эффективность как на малых, так и на международных маршрутах с учетом всех издержек является минимальной среди всех типов транспорта.
Последнее пристанище. Каспий: 41.941728, 48.379456
Пандемия и глобальный экономический кризис отодвинул массовое появление таких летательных средств. Но рано или поздно расширившаяся за последние годы транспортная сеть потребует модернизации.
И тогда экранопланы вернутся в строй. В виде старых знакомых, КМ и «Орлёнке», но с новыми именами.
iPhones.ru
Им удивлялся весь мир. Их боятся до сих пор.
Рассказать
Проектирование
Десантный экраноплан «Орленок» было решено оснастить подводными крыльями, которые позволили бы вдвое повысить скорость по отношению к водоизмещающим судам. Однако дальнейшее развитие стопорилось из-за проявления холодного кипения воды на внешней части крыла от раздражения (кавитации). Разработанные агрегаты на воздушной подушке могли достигать около 180 км/ч. Дальнейшее преодоление порога приводило к ухудшению управления и неустойчивости судна.
Первые проекты аппаратов на динамической воздушной платформе разрабатывались еще в довоенный период. Это позволило конструкторским бюро создать теоретическую основу для последующей реализации в действующих моделях. Экраноплан «Орленок» имел увеличенный коэффициент полезного действия, по сравнению с аналогами сопоставимого взлета. Его эксплуатация без потери эффективности стала возможна на менее мощных моторах (или сниженном их количестве). Стоит отметить, что такому судну не нужны специальные аэродромы, да и расход горючего заметно меньше. В итоге процесс создания подобной машины был пущен в разработку.