пр.22350 – ADMIRAL GORSHKOV

Знакомство

Назван корабль в честь адмирала Горшкова. Фрегат уникальный уже тем, что является первым кораблем, построенным и спущенным на воду после развала Советского Союза. Кроме того, как утверждают специалисты, проектирование выполнялось практически «с нуля», российские конструкторы не использовали советские наработки. Ввиду того что в годы Великой Отечественной командование бригадой крейсеров осуществлялось Адмиралом Флота СССР Сергеем Горшковым, который в течение 30 лет был Главнокомандующим ВМФ, вполне логично что, его именем называют военные судна. До постройки фрегата получил название «Адмирал Горшков» авианесущий крейсер. Теперь же в честь флотоводца именуют представителя нового семейства боевых кораблей – многоцелевой фрегат проекта 22350. В отличие от крейсера «Адмирал Горшков», новое судно, как утверждают эксперты, не менее эффективно.

Два взгляда на флот

Черноморский флот очень серьезно пострадал в военные годы, и Горшкову приходилось решать вопросы восстановления боевой мощи достаточно ограниченными средствами.

С 1948 года Горшков — начальник штаба Черноморского флота, а с 1951 года — командующий Черноморским флотом.

В 1955 году Сергей Горшков, двумя годами ранее ставший полным адмиралом, был назначен первым заместителем главнокомандующего ВМФ СССР Николая Кузнецова.

Со времен Цусимской катастрофы 1905 года отечественный флот решал только вспомогательные задачи, занимаясь обеспечением действий сухопутных сил. Но в условиях холодной войны ВМФ СССР должен был выйти на совершенно новый уровень. Существовало два взгляда на будущее флота, которые можно назвать «доктриной Кузнецова» и «доктриной Горшкова».

Кузнецов предлагал делать ставку на крупные надводные корабли, создавать полноценные авианосцы и авианосные группы. Горшков полагал правильным опереться на мощный атомный подводный флот и надводные корабли, оснащенные ракетным оружием.

Смысл «доктрины Горшкова» сводился к созданию возможности для уничтожения авианосных групп противника по принципу «у нас нет авианосцев, но их не будет и у вас».


Гордость, ставшая позором. Как сложилась судьба советских авианосцев? Подробнее

О предназначении

Фрегаты проекта 22350 будут использоваться как патрульные плавсредства. Ввиду того что эти корабли достаточно эффективны при нанесении ракетных ударов, не исключено, что «Адмирал Горшков» будет привлекаться для поддержки сухопутных войск. С ракетами «Циркон» российские фрегаты станут убийцами даже самых крупных вражеских кораблей.

Чтобы уничтожить тот или иной авианосец, военно-морскому флоту России можно будет для этой цели не привлекать тяжелый крейсер. В том случае, если в скором будущем будет налажен серийный выпуск подобных фрегатов, то «Адмирал Горшков», вероятнее всего, станет одним из самых широко эксплуатируемых боевых судов.

Один в поле не воин

Проблема тут только одна — один в поле не воин. Ну никак. И фрегату «Горшков» требуется как минимум десяток систершипов, чтобы иметь возможность «заткнуть дыры» российского флота на самых важных направлениях. Всего в серии предполагалось создание 16 кораблей. Но это чрезвычайно оптимистичная оценка.

В настоящее время заложено три фрегата этого проекта и подписан контракт ещё на два. Где-то впереди маячат ещё две единицы, но это уже совсем дальняя перспектива.

Пока же можно рассчитывать лишь на шесть кораблей, а этого очень и очень мало. Остаётся лишь держать пальцы крестиком, пока «Адмирал Горшков» будет проходить первые месяцы службы, когда могут вылезти «детские болезни» и досадные недоделки.

В добрый путь, адмирал!

Корветы 20380 и 20385

Корабли проектов 20380 и 20385 являются многоцелевыми корветами ближней морской зоны. Их разработка велась в конце 1990-х и начале 2000-х годов Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» в Санкт-Петербурге.

Эти корветы предназначены для обнаружения и уничтожения кораблей и подлодок противника в ближней морской зоне, обеспечения высадки морского десанта и патрулирования прибрежных вод.

Длина кораблей обоих проектов составляет 104,5 м, ширина — 13 м, осадке — 7,95 м. Полное водоизмещение 2,2 тыс. т.

  • Многоцелевой сторожевой корабль. Проект 20380

Главная двухвальная дизельная энергетическая установка корабля состоит из двух агрегатов ДДА12000 мощностью по 12 тыс. лошадиных сил. Она обеспечивает корветам скорость полного хода до 27 узлов (до 50 км/ч)

При конструировании этих кораблей особое внимание было уделено снижению уровня шума механизмов энергетической установки, что позволило снизить заметность корабля в гидроакустическом диапазоне

Дальность плавания корветов составляет до 3,5 тыс. морских миль (около 6,4 тыс. км) при автономности плавания в 15 суток. Экипаж кораблей — 99 человек.

Также по теме

«Аналогов нет»: как российский атомный крейсер «Адмирал Нахимов» станет самым мощным кораблём в мире

Российский тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 1144.2 после модернизации станет самым мощным надводным кораблём…

Корветы проекта 20380 вооружены двумя пусковыми установками противокорабельного комплекса «Уран» с боекомплектом по восемь ракет и переносными ЗРК «Игла». Противовоздушную оборону обеспечивают комплексы «Кортик-М» и шестиствольные автоматические корабельные артиллерийские установки АК-630М калибра 30 мм.На передней части палубы установлена артиллерийская установка А-190 калибра 100 мм.

Кроме того, впервые в мире корабли проекта 20380 были оснащены противоторпедным вооружением — антиторпеды, установленные на корвете, способны перехватывать вражеское вооружение на расстоянии 1,4 тыс. м. Головным кораблём проекта 20380 является корвет «Стерегущий».

Корабли проекта 20385 по своим основным характеристикам схожи с 20380, их главное отличие заключается в расширенной номенклатуре ударного вооружения. Так, на корветах 20385 комплекс «Уран» заменён на комплекс крылатых ракет «Калибр-НК», а также был увеличен боезапас ЗРК «Редут». Также эти корабли могут вооружаться ракетами «Оникс». Головным кораблём этой серии стал корвет «Гремящий».

В кормовой части корветов проектов 20380 и 20385 установлен ангар, в котором размещается корабельный противолодочный вертолёт Ка-27.

В беседе с RT доктор военных наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков высоко оценил характеристики этих кораблей.

«Корветы проекта 20380 и 20385 предназначены для действий в ближней морской зоне и по своим ударным возможностям близки к любому иностранному фрегату. После того как эти корабли получат на вооружение гиперзвуковые противокорабельные крылатые ракеты «Циркон», они будут представлять серьёзную угрозу для авианосных сил потенциального противника. Эти корабли на ближайшие 30—40 лет станут основой ВМФ России в ближней морской зоне», — отметил военный эксперт.

Создания проекта 22350 и программа строительства

В соответствии со старой классификацией новый корабль создавался как сторожевой корабль, рассчитанный на плавание вдали от основных мест дислокации. Как и прежде разработкой проекта занималось Северное ПКБ – одно из ведущих в данном направлении отечественных предприятий. В 2003 году после доработок и соотношения проектных параметров с техническим заданием проект под номером 22350 был утвержден Высшим военно-морским руководством страны.

Первый контракт на строительство фрегата проекта 22350 по условиям тендера выиграло ПАО ССЗ «Северная верфь», на мощностях которого был 01 февраля 2006 года заложен головной корабль серии фрегат «Адмирал Горшков». Проблемы с техническим оснащением нового корабля и долгий выбор оптимальной для кораблей этого класса системы вооружения, привели к тому что «Адмирал Горшков» строился более 4-х лет. Спуск корабля состоялся в 29 октября 2010 года, после чего Министерство Обороны подписало с питерскими судостроителями еще два контракта, в 2010 и в 2011 году на постройку 7 кораблей этого проекта.

«Северная верфь» выбрана в качестве единственного и головного предприятия-поставщика кораблей проекта 22350 для отечественного флота. Все заказанные для постройки суда должны вступить в строй не ранее 2020 года. В дальнейшем планируется вести строительство кораблей по усовершенствованному проекту 22350М.

Ввод в строй фрегата «Адмирал Горшков» сильно затянулся. До сегодняшнего дня корабль проходит государственные испытания. С этого момента в истории программы строительства боевых судов этого класса начинаются интересные моменты. Первый корабль серии фрегат «Адмирал Касатонов» заложили в 2009 году, однако его окончательная достройка затянулась еще больше. Только в 2020 году корабль спустили на воду. Ввод в строй корабля ожидался только в 2020 году при условии точного соблюдения всех условий контракта.

На форуме в интернете в те годы активно велась полемика на тему того, что послужило основной причиной такой затяжки ввода в строй новых кораблей. На этот счет имеются расхожие мнения, однако вероятнее всего, основной фактор такого длительного строительства обоих кораблей кроется в неудовлетворенном техническом состоянии основных корабельных узлов и агрегатов.

Сегодня можно найти информацию на форумах, где сообщается, что на головном корабле фрегате «Адмирал Горшков» в ходе заводских испытаний вышла из строя основная двигательная установка. Вместо ремонта на корабль было решено установить аналогичный газотурбинный двигатель, снятый со второго корабля. Вышедший из строя двигатель планировалось отправить на ремонт и доработку, после чего его хотели установить на корабль донор.

Разработка аналогов украинского изделия начата на НПО «Сатурн» и должна полностью вытеснить украинские компоненты из конструкции российских боевых кораблей.

Последние новости за 2020-2016 год сообщают, что головной фрегат проекта 22350 совершил испытательный переход с Балтики на Белое море, пройдя самостоятельно более 2 тыс. морских миль. На полигоне с корабля были осуществлены боевые пуски противокорабельных ракет, проведены испытания зенитно-ракетных комплексов. Ожидается принятие окончательного решения о принятии корабля в состав действующего флота.

Второй корабль из многострадальной серии фрегат «Адмирал Головко» заложили в 2012 году. Судно получило название в честь известного советского флотоводца Арсения Григорьевича Головко и должно продолжить боевые традиции своего предшественника, ракетного крейсера проекта 58 «Адмирал Головко».

Этот боевой корабль, исключенный из состава флота в 2002 году, продолжал нести боевую службу на Черном море более 30 лет. По водоизмещению и типу вооружения эти корабли больше всего напоминают современные фрегаты. На ракетные крейсера, однотипные с «Адмиралом Головко», возлагалась задача выполнения боевых задач и демонстрация флага в разных регионах.

Спуск нового корабля с одноименным названием планируется на 2020 год. Последние новости со стапеля свидетельствуют о том: корабль имеет готовность только 50%. К тому же поставка газотурбинной двигательной установки НПО «Сатурн» в указанные сроки находится под вопросом.

Третий корабль серии «Адмирал Флота Советского Союза Исаков» заложен на Северной верфи в ноябре 2013 года. Как и с предыдущими судами проекта 22350 вопрос своевременного ввода боевой единицы в строй находится под вопросом.

Морской «Панцирь» прикроет

На базе легендарного зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С» специалистами тульского КБП была разработана морская версия – «Панцирь-МЕ». Серийное производство комплекса началось летом 2017 года. Вскоре комплекс был представлен на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, затем состоялся его международный дебют на выставках в Индии и ОАЭ, где вызвал огромный интерес у иностранных специалистов.

«Панцирь-МЕ» может сбивать цели, летящие на высоте от 2 м до 15 км, на расстоянии до 20 км. При этом он позволяет вести огонь сразу по четырем целям, скорость которых может доходить до 1 км/с. Под артиллерийский огонь попадают объекты, находящиеся на удалении до 4 км на высоте от 0 до 3 км.

В комплексе используется высокоинтеллектуальная многорежимная адаптивная радиолокационно-оптическая система управления. Это значит, что работа оператора – от поиска цели до ведения огня – полностью автоматизирована. Кроме того, совместное использование радиолокационной и оптической систем управления позволяет работать комплексу в любое время суток и при любой погоде.

Главный конструктор по комплексам ПВО морского базирования КБП Александр Жуков ранее сообщал, что «Панцирь-МЕ» может размещаться на любом корабле водоизмещением от 300 тонн. В перспективе его могут получить фрегаты «адмиральской серии».

Описание конструкции

Фрегаты проекта 22350 предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

Корпус

Фрегаты проекта 22350 – корабли с протяженным полубаком и сплошной надстройкой, выполненной с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон (композитные материалы обеспечивают снижение уровня вторичного радиолокационного поля корабля посредством поглощения и рассеивания радиоволн – технология stealth). Физические поля фрегата минимизированы.

Кормовая оконечность – транцевая. Форма обводов корпуса и острый клиперский форштевень должны обеспечить кораблям проекта 22350 хорошие мореходные качества. Двойное дно располагается на протяжении большей части корпуса (от носовых отсеков с боезапасом вплоть до машинного отделения и кормового подзора).

На корабле предполагается установить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объёмы занимаемые этими механизмами. Мореходность корабля должна обеспечивать применения вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов.

Энергетическая установка и ходовые качества

На корабле применена дизель-газотурбинная установка типа CODAG состоящая из двух дизель-газотурбинных агрегатов ДГТА-М55Р, включающих в себя:

  • два газотурбинных двигателя 4-го поколения М90ФР / ДА91 мощностью по 27200 л.с. / 27500 л.с. полного хода, которые размещены в носовом машинном отделении, совместной разработки НПО “Сатурн” (г. Рыбинск, Россия) и НПП “Зоря-Машпроект” (г. Николаев, Украина).
  • два дизельных двигателя 10Д49 экономического хода мощностью по 5200 л.с. производства ОАО “Коломенский завод” (г. Коломна, Россия) с двухскоростными редукторными передачами, которые размещены в кормовом машинном отделении;
  • редуктора РО55Р, который обеспечивает раздельную работу дизелей и турбин, производства ГП НПКГ «Зоря» – «Машпроект» (г. Николаев, Украина);
  • системы автоматического управления “Метель-55”, разработанной ОАО «Концерн «НПО «Аврора» (г. Санкт-Петербург, Россия).

Запасы топлива на корабле обеспечивают ему дальность плавания 4 000 миль при скорости экономичного хода 14 узлов.

Вспомогательное оборудование

На корабле установлено четыре дизель-генератора АДГ-1000НК производства Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ).

Вооружение

Спектр боевых задач фрегатов разнообразен, из-за чего к его вооружению предъявляются особые требования. Корабль предназначен для дальних морских зон и должен уметь противодействовать любым угрозам как в одиночном плавании, так и в составе группы. С учетом данного аспекта вооружение судов проекта 22350 подразделяется на ракетное, артиллерийское, радиотехническое и противолодочное.

16 ПКР «Москит»

В передней части судна размещаются две установки вертикального пуска (УВП) под противокорабельные ракеты. Система рассчитана на одновременный запуск 16 снарядов. Допускается применение практически любых ракет серии «Калибр-НК». В основном акцент делается на противокорабельных ракетах «Москит». Допускается и применение гиперзвуковых боеприпасов 3М22 «Циркон», недавно принятых на вооружение.

ЗРК

Первоначальный вариант предусматривал установку зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) 3С90М, модифицированную версию «Урагана». Позже появилась информация об установках «Редут». ЗРК размещаются перед ракетными установками в носовой части. Предусмотрена возможность заряжать комплексы ракетами разной дальности для создания эшелонированного противодействия.

Дополнительно имеются зенитные ракетно-артиллерийские комплексы (ЗРАК) «Палаш». Они размещаются побортно в кормовой части, обеспечивая прикрытие судна и палубного ангара.

А-192

Артиллерийское орудие фрегата — А-192М калибром 130 мм. Дальность поражения — до 23 км, скорость — 30 выстрелов в минуту. Преимущество данного орудия в широком диапазоне углов обстрела — 170/80°. Применяемые боеприпасы позволяют вести эффективный огонь по наземным, надводным и воздушным целям. Система управления и наведения многоканальная.

Противолодочные комплексы «Медведка-2»

Противолодочная оборона фрегата представлена современными комплексами «Медведка-2». Их отличительная черта — запуск из вертикальных шахт, размещаемых в корпусе корабля. Обнаружение подводных лодок обеспечивается системой «Виньетка-М». Ее гидроакустика выявляет подлодки противника в радиусе 60 км.

История создания

Проектирование

Сторожевой корабль дальней морской зоны разработан Северным проектно-конструкторским бюро (ОАО «Северное ПКБ»), эскизный проект под номером 22350 утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 года.

Проектирование

Изначально озвучивалась потребность строительства серии из 20 кораблей проекта 22350 в течение 15-20 лет, но уже к концу 2010 года эта цифра снизилась до 10-12 кораблей. Тендер на строительство корабля был объявлен 28 февраля 2005 года. В нем приняли участие Судостроительный завод «Северная верфь», Балтийский судостроительный завод, объединение «Адмиралтейские верфи» и Калининградский судостроительный завод «Янтарь».

Первый контракт на строительство фрегата проекта 22350 был заключен Министерством обороны с победителем тендера, Судостроительным заводом «Северная верфь» 21 октября 2005 года. Впоследствии с этим же предприятием были подписаны еще два контракта: 25 марта 2010 года на три корабля и 17 марта 2011 года на четыре корабля. Согласно контрактам, поставки кораблей флоту завершатся к 2018 году. Одновременно ССЗ «Северная верфь» был признан единственным поставщиком кораблей проекта 22350 для ВМФ России.

Накануне спуска фрегата «Адмирал флота Касатонов» 12 декабря 2014 года СМИ опубликовали слова главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Виктора Чиркова: «В ближнесрочной перспективе Военно-морской флот рассчитывает получить свыше 15 фрегатов проекта 22350 и их модификации – проекта 22350М. Эти корабли составят основу корабельных группировок ВМФ в арктической зоне, Атлантике и Средиземном море».

Постройка и испытания

«Адмирал Горшков» после спуска на воду проходил стендовые заводские испытания. В мае 2013 года на корабле были проведены швартовные испытания. 3 октября 2014 года «Адмирал Горшков» был поставлен на стенд размагничивания в бассейне Судостроительного завода «Северная верфь». 8 ноября 2014 года фрегат был отбуксирован в Кронштадт для начала заводских ходовых испытаний. 18 ноября 2014 года корабль впервые самостоятельно вышел в море для проведения первого этапа заводских ходовых испытаний. На вооружение ВМФ РФ «Адмирал Горшков» принят 28 июля 2018 года.

О предназначении

Фрегаты проекта 22350 будут использоваться как патрульные плавсредства. Ввиду того что эти корабли достаточно эффективны при нанесении ракетных ударов, не исключено, что «Адмирал Горшков» будет привлекаться для поддержки сухопутных войск. С ракетами «Циркон» российские фрегаты станут убийцами даже самых крупных вражеских кораблей.

Чтобы уничтожить тот или иной авианосец, военно-морскому флоту России можно будет для этой цели не привлекать тяжелый крейсер. В том случае, если в скором будущем будет налажен серийный выпуск подобных фрегатов, то «Адмирал Горшков», вероятнее всего, станет одним из самых широко эксплуатируемых боевых судов.

Происхождение названия, типа и история постройки

Исторический парусный фрегат – военный корабль, скоростной и маневренный, но недостаточно мощный, чтобы использоваться в боевой линии. Это название впервые возродили в Королевских ВМС во время Второй мировой Войны, дав его лёгким противолодочным судам.

В американском флоте после войны «фрегатами» некоторое время называли ракетные крейсера ПВО, но в 1975 году провели смену классификации. Так, современный фрегат окончательно определился, как небольшой (по водоизмещению) корабль противовоздушной и противолодочной обороны.

В Советском Союзе меньшие по размерам суда подобного назначения именовали «сторожевыми», а более крупные – «большими противолодочными». Такая классификация перешла по наследству российскому флоту. Но в последние годы и в России стали использовать термин «фрегат». А одним из первых стал «Адмирал Горшков».

Продолжительное время основу российских военно-морских сил составляли суда, разработанные и построенные в советское время.

Причём корабли могли быть и хороши сами по себе – но вот задачи, стоящие перед флотом, изменились. Требовались уже не «убийцы авианосцев», вооружённые тяжёлыми противокорабельными ракетами, а корабли, способные эффективно бороться с пиратством и поддерживать антитеррористические операции.

Только к концу первого десятилетия 21 века в России вновь начали строиться по-настоящему новые и современные боевые единицы для ВМФ. Прямые предки «Адмирала Горшкова» — сторожевики проекта 11540. Это корабли, разработанные и заложенные еще в советское время. От постройки третьего корабля в серии, даже по модернизированному проекту, отказались, найдя его не вписывающимся в планы развития флота.

Головной фрегат базового проекта 22350 заложили в 2006 году в Санкт-Петербурге. Спустя четыре года состоялся спуск на воду. В будущем, по заявлению главнокомандующего ВМФ, подобные корабли станут основными в российском океанском флоте. Пока же два фрегата– «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов» — проходят испытания. Ещё два корабля проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» на воду пока ещё не спущены.

Propulsion and power of the Admiral Gorshkov Class vessels

The frigates are equipped with combined gas turbine and gas turbine (COGAG) propulsion systems. The two cruise gas turbines and two boost gas turbines will be connected through two shafts.

The COGAG propulsion is more efficient than combined diesel and gas (CODAG) and combined diesel or gas (CODOG) propulsion systems. The COGAG system delivers more economical transit at cruise speeds. The propulsion system provides a maximum speed of 30kt.

The Gorshkov Class features an aft flight deck and hangar to carry advanced Ka-26/27 helicopters. The helicopters are fitted with radar systems which detect and track submarines.

The Global Naval Surface Combatants and Warfare Systems Market 2011-2021

Флот новой России

Фрегат — уникальный боевой корабль, может быть задействован во множестве военных операций, приобрел особую популярность в период ВОВ

После окончания Отечественной войны, в СССР особое внимание уделили разработке проекта “К61”. Силы страны были направлены на разработку кораблей комплексного использования: обеспечение подводной безопасности, отражение надводных атак, прикрытие морского десанта, доставка оружейных мощностей и т

д. Проект замер в 60-х годах 20 века. Спустя почти 50 лет, в середине 90-х судостроительное бюро в Петербурге вернулось к разработке универсальных судов тоннажем от 4000 до 9000 единиц.

Проект был разделен между центральным КБ и Северным конструкторским бюро. Разработку судов типа фрегат тормозили ограниченные возможности технического характера, а также экономический фактор. Денег не хватало на экипировку моряков, не то что на разработку новых судов. После распада СССР фрегат проекта 22350 стал первым кораблем, разработанным и сконструированным в РФ. По неподтвержденным данным, российская эскадра должна пополнится 10 судами данного типа. Когда ожидать пополнения не известно. А пока Россия медлит, США спустили на воду самый большой авианосец в мире Джеральд Форд.

Об артиллерийском вооружении

Фрегат укомплектован впечатляющим боевым комплексом, который представлен универсальной 130-миллиметровой автоматической пушкой А-192. Разработчики решили отказаться от предыдущей артустановки АК-130, которая также имела калибр 130 мм, но была тяжелее на 80 т. В связи с этим ее эксплуатация была очень ограничена – поражались только крупные корабли крейсеры и эсминцы. Новое главное орудие весит не более 25 т. Это дает возможность при необходимости использовать А-192 на небольших кораблях, а именно на фрегатах. Орудие эффективно на дистанции до 23 тыс. м. Воздушные цели поражаются на дистанции 18 тыс. м. В течение одной минуты из пушки можно выпустить до 30 снарядов.

В чем особенность фрегата?

Как утверждают военные специалисты, «Адмирал Горшков» приспособлен для выполнения боевых задач в океанических условиях, в дальней и ближней морских зонах. 130-метровое судно с водоизмещением 4500 т. Фрегат укомплектован артиллерийским и ракетным вооружением. Кроме того, его оснастили специальной платформой, на которую корабль может принять боевой вертолет Ка-28. Как утверждают специалисты, уникальность судна заключается в том, что при создании его конструкции российские инженеры использовали совершенно новые технологии и материалы. Соперничая с американскими коллегами, российские в ходе проектирования кормовой надстройки и рубки применили современную технологию «стелс», благодаря чему фрегату обеспечена высокая скрытность. Сам процесс создания судна был очень засекречен. О том, какой фрегат будет иметь внешний вид могли знать лишь те, кто непосредственно занимался проектированием и строительством.

Мощное оружие

Главная энергетическая установка корабля — дизель-газотурбинная (два форсажных газотурбинных двигателя мощностью по 27,5 тыс. лошадиных сил каждый и два маршевых дизельных двигателя мощностью по 5,2 тыс. л. с.).

На первом и втором фрегатах проекта 22350 — «Адмирале Горшкове» и «Адмирале Касатонове» — установлены российские дизели, однако в качестве форсажных двигателей используются газотурбинные установки производства украинского предприятия «Зоря-Машпроект». В 2014 году сотрудничество с этой компанией было прекращено, что привело к проблемам с завершением работ на остальных фрегатах проекта. Изготовление и поставку дизель-газотурбинных агрегатов для остальных серийных кораблей ведет ПАО «ОДК-Сатурн» в Ярославской области.

Что касается вооружения, то главный калибр — известный и прошедший уже неоднократно успешную проверку Сирией ударный ракетный комплекс «Калибр-НК». При этом размещенные 16 универсальных пусковых установок 3С14 подходят для использования и сверхзвуковых ракет «Оникс», и перспективных гиперзвуковых крылатых ракет «Циркон» разработки реутовского НПО машиностроения.

Пуск крылатой ракеты «Калибр» с фрегата «Адмирал Горшков» Минобороны РФ/ТАСС

Сообщалось, что в начале 2020 года фрегат «Адмирал Горшков» первым из кораблей флота применил «Циркон», выстрелив им из акватории Баренцева моря по береговой мишени на дальность более 500 км.

Заложенные новые фрегаты, в отличие от предшественников, будут нести не два, а три универсальных корабельных стрельбовых комплекса на 24 ракеты. Предполагается, что на проектах 22350М будет шесть универсальных корабельных стрельбовых комплексов на 48 ракет. По мнению специалистов, такой боекомплект имеет смысл для борьбы с авианосными многоцелевыми группировками.

Кроме этого, фрегат обладает противолодочным торпедным комплексом «Пакет-НК», артиллерийской установкой А-192М калибра 130 мм (дальность стрельбы — до 22 км, скорострельность — 30 выстрелов в минуту). Также на корабле может базироваться вертолет Ка-27 разной модификации в зависимости от боевых задач. Сообщалось, что его место может занять новейший морской вертолет «Минога», разрабатываемый холдингом «Вертолеты России».

Однако самым технологически продвинутым и сложным вооружением фрегата является система противовоздушной обороны большой дальности «Полимент-Редут». Этот корабельный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) с установкой вертикального пуска может применять ракеты разных типов. По данным из открытых источников, ЗРК способен применять ракеты с максимальной дальностью поражения воздушных целей до 150 км. Они в состоянии перехватывать цели на скорости 4800–5000 м/с и на высоте до 35 км.

Фрегат «Адмирал Горшков» Петр Ковалев/ТАСС

В состав ЗРК входит радиолокационная станция «Полимент» с четырьмя фазированными решетками, способная отслеживать до 16 целей одновременно. Дальность обнаружения целей — 200 км.

В состав флота из сопоставимых по ударному оружию надводных кораблей сегодня входят тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Петр Великий» с 20 противокорабельными сверхзвуковыми ракетами «Гранит» и крейсера проекта 1164 с 16 крылатыми ракетами каждый. Больший комплект ударных ракет на борту, чем у проекта 22350, смогут получить находящийся в модернизации однотипный «Петру Великому» крейсер «Адмирал Нахимов», разрабатываемые эсминцы типа «Лидер» или фрегаты проекта 22350М.

По словам главкома ВМФ адмирала Николая Евменова, флот делает ставку на фрегаты этого проекта как на основные надводные корабли океанской зоны. В перспективе они будут совершенствоваться. «Корабли этого проекта подтверждают заложенные в них проектантом и изготовителем тактико-технические характеристики. Проект 22350, имеющий большой модернизационный запас, получит дальнейшее развитие касательно ряда корабельных систем и вооружения», — отмечал в интервью газете «Красная звезда» главком.

В конце 2019 года гендиректор «Северной верфи» Игорь Пономарев сообщал, что флот нуждается как минимум в десяти и более фрегатах этого проекта.

Роман Азанов

В материале использованы данные «ТАСС-Досье»

Обложка: Фрегат «Адмирал Касатонов»  EPA-EFE/ANATOLY MALTSEV

Краткое описание конструкции

Корпус фрегата имеет длинный полубак, двойное дно идёт от носа до машинного отделения. С целью снижения вероятности обнаружения корабля радарами противника его надстройка выполнена из композитов на основе углеродного волокна. Такие материалы хорошо поглощают радиоволны.

Иначе говоря, «Адмирал Горшков» построен с применением «стелс»-технологий.

Энергетическая установка фрегата – комбинированного типа. В ней на каждый из валов гребного винта работают дизельный двигатель и газовая турбина. Мощность турбин составляет 27500 л.с., а дизелей – 5200 л.с. Суммарная мощность всей установки достигает 65000 л.с. На судне применены гребные винты фиксированного шага. Фрегат оснащён успокоителями качки. Мореходные качества, в итоге, должны позволить «Адмиралу Горшкову» вести боевые действия даже при пятибалльном шторме.

Главный артиллерийский калибр фрегата – универсальная 130мм автоматическая пушка в установке А-192. Предыдущая артустановка аналогичного калибра – АК-130 – имела массу свыше 80 тонн. Это ограничивало её применение только крупными кораблями – крейсерами и эсминцами. Масса установки А-192 составляет лишь 25 тонн, и она может устанавливаться даже на небольшие корабли, такие как фрегаты.

Малокалиберная артиллерия представлена двумя зенитными установками «Палаш», по одной на борт. Каждая установка несёт две шестиствольные автоматические пушки ГШ 6-30КД, темп стрельбы которых – до 10 тысяч выстрелов в минуту (суммарно). «Палаши» поражают воздушные цели на высотах до 3 километров.

Ракетное оружие «Адмирала Горшкова» размещается в носу корпуса в универсальных установках вертикального пуска.

Две УВП ЗС14У1 содержат по восемь ячеек, в которые можно загружать ракеты различного назначения. Противокорабельная ракета средней дальности «Оникс» позволяет поражать корабли на дальностях до 300 километров, масса боевой части – 300 килограмм. Она малозаметна для радаров и применяется по принципу «пустил-забыл».

Другой вариант – крылатые ракеты «Калибр». Эта ракета универсальная и может быть, в зависимости от варианта, противокорабельной, противолодочной или тактической для поражения наземных целей. Дальность полёта – до 300 километров (как и у «Оникса»), боевая часть может быть проникающей или осколочно-фугасной. Наведение – инерциальное и радиолокационное. Противолодочные ракеты в качестве БЧ несут торпеду.

Наконец, в перспективе фрегат сможет использовать ракеты «Циркон», на вооружение пока не поступившую. Эти ПКР отличаются крайне высокой (гиперзвуковой) скоростью полёта. Переоснащение российских кораблей этими ракетами сможет, по некоторым оценкам, снизить роль авианосцев и заставит разрабатывать новые средства противоракетной обороны.

Противовоздушную оборону «Адмирала Горшкова» обеспечивает, в дополнение к артиллерии, ракетный комплекс «Редут». Его пусковые установки – также в носу, перед ЗС14У1. Боезапас насчитывает до 32 дальнобойных ракет 9М96 (дальность пуска – до 120 км) и до 128 ракет ближнего боя 9М100 (дальность – около 15 км).

Они поражают субмарины малогабаритными торпедами калибра 324 мм, а атакующие торпеды – реактивными противоторпедами М-15. Палубный ангар «Адмирала Горшкова» вмещает в себя традиционный для российского флота вертолёт Ка-27.

Design of the Russian Navy’s frigates

In July 2003 Russian Naval Command approved the basic design of the frigate. It was developed by FSUE Severnoye PKB (Northern Design and Development Bureau) in St Petersburg. The design is based on the Talwar / Krivak IV Class frigate developed by Russia for India and incorporates stealth technology.

Gorshkov Class frigates are designed to operate in multithreat environments and are equipped with long-range surface-to-surface and surface-to-air missiles, which can attack multiple targets simultaneously.

The frigates have an overall length of 130m, a beam of 16m and a draft of 16m. They have operational ranges of more than 4,000 miles and a displacement of 4,500t. The maximum speed of the vessels is 30kt. They can accommodate about 200 crew members.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий