Введение в эксплуатацию
В марте этого года были успешно проведены первые морские испытания корвета «Совершенный». Местом для артиллерийских стрельб стали морские полигоны Тихоокеанского флота. Боевое вооружение корвета «Совершенный» тестировалось в начале лета 2017-го. Государственные испытания заключались в ракетной стрельбе из главного корабельного ракетного комплекса «Уран». В качестве мишени был использован морской корабельный щит. Кроме того, из российского катера «Р-79» была выпущена крылатая ракета-мишень, которую корвет успешно поразил, используя для этого 100-миллиметровую артустановку А-190. В июле 2017-го государственные морские испытания были успешно закончены. На вооружение ВМФ России корвет «Совершенный» поступил 23 июля 2017 года.
Потенциал сторожевика
Для поражения надводных целей “Стерегущий” имеет противокорабельный комплекс “Уран”, для воздушных и надводных — зенитно-ракетный комплекс “Кортик” и ПЗРК “Игла”. Кстати, начиная со второго корабля, в проект были внесены отдельные изменения. Базовый проект был усилен зенитно-ракетным и противокорабельным вооружением — модификация 20385. Две четырехконтейнерные пусковые установки ракетного комплекса “Уран” заменены на восьмиконтейнерный универсальный корабельный стрельбовой комплекс для ракет “Калибр” и “Оникс”.
Кроме того, увеличен боекомплект зенитного ракетного комплекса “Редут”. Первоначально на кораблях этой модификации планировалось устанавливать дизельные агрегаты немецкой компании MTU Friedrichshafen, однако после отказа фирмы поставить двигатели в связи с введенными в 2014 году против РФ санкциями было принято решение использовать агрегаты российского производства.
Также эти корветы усилены двумя артиллерийскими установками АК-630М калибра 30 мм, артиллерийской установкой А-190 калибра 100 мм, двумя пулеметными установками калибра 14,5 мм и двумя гранатометами ДП-64. Противолодочная и антиторпедная защита — два торпедных аппарата комплекса “Пакет” калибра 330 мм. На корабле может базироваться вертолет Ка-27.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТОВ 20380 (20385)
- Длина — 111,6 м (115,1 м); ширина — 14 м; осадка — 7,95 м.
- Полное водоизмещение — 2100 т (2300 т).
- Главная энергетическая установка — двухвальная дизельная, два агрегата ДДА12000 мощностью по 11 600 лошадиных сил каждый.
- Скорость полного хода — до 27 узлов (около 50 км/ч).
- Дальность плавания — 4 тыс. морских миль (около 7,4 тыс. км).
- Автономность плавания — 15 суток; экипаж — 99 человек.
Следующая серия — 20386 — проект корвета нового поколения с модульным вооружением, надстройкой из композиционных материалов, сниженной по сравнению с предшественниками радиолокационной заметностью, увеличенными водоизмещением (3400 т) и дальностью плавания (9260 км), уменьшенной численностью экипажа (80 человек).
Прорывные направления
В России активнее развиваются проекты кораблей ближней морской зоны. Прежде всего, речь идёт о корветах проекта 20380/20385 водоизмещением порядка 2 тыс. т, строительство которых ведут «Северная верфь» и «Амурский судостроительный завод».
Сегодня в строю находятся пять таких кораблей: четыре («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий») — в составе Балтийского флота, а корвет «Совершенный» получил в 2021 году Тихоокеанский флот. Летом текущего года он пополнится и кораблём «Громкий». В 2019—2021 годах предприятия планируют передать ВМФ ещё семь корветов.
В задачи судов проектов 20380/20385 входит борьба с кораблями и подлодками противника, нанесение ударов по наземным объектам, поддержка десантных операций.
Одним из прорывных направлений в развитии военно-морского флота России стало строительство малых ракетных кораблей (МРК). 12 июля на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (Татарстан) был заложен 12-й корвет проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Ставрополь».
«Шесть преступников нейтрализованы, двое задержаны»: ФСБ предотвратила серию терактов в Москве и регионах
«Буяны» получили известность после ракетного удара по позициям сирийских боевиков в октябре 2015 года. На текущий момент ВМФ уже поставлены шесть МРК («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зелёный Дол», «Серпухов», «Вышний Волочёк»). К 2023 году будут построены оставшиеся шесть корветов.
Несмотря на скромное водоизмещение (около 1 тыс. т), «Калибры» позволяют «Буянам» поражать цели на дальности до 1,5 тыс. км
Важное преимущество проекта 21631 — способность передвигаться по крупным рекам. Так, в июне «Град Свияжск» и «Великий Устюг» были переброшены из Каспийского моря к берегам Сирии
В дальнейших планах Минобороны — реализация проекта 22800 «Каракурт» — более совершенного МРК. К концу этого года на вооружение ВМФ поступит головной корабль «Ураган». В общей сложности флоту будет передано 12 корветов.
«Каракурт» превосходит «Буян-М» по мореходным качествам и показателю малозаметности. Помимо этого, новейший МРК защищён противокорабельным комплексом «Оникс» и морской версией «Панциря».
Малый ракетный корабль проекта 22800 «Ураган» Кадр с видео Минобороны России
Современные технологии, которые освоили российские кораблестроители, воплотились также в базовом тральщике проекта 12700 «Александрит». Корабли противоминной обороны нового поколения должны стать основой трального флота РФ как минимум на ближайшие полвека.
Отличительная особенность «Александрита» — корпус, который изготовлен из стеклопластика. Этот материал прочнее и легче стали. Подобная инновация и широкое использование композитов позволили уменьшить водоизмещение корабля до 890 т и таким образом сократить расход топлива.
Минобороны рассчитывает получить до 40 кораблей проекта 12700. Сейчас в стадии строительства находятся пять тральщиков («Георгий Курбатов», «Иван Антонов», «Владимир Емельянов», «Яков Баляев», «Пётр Ильичёв»), а службу в составе ВМФ с 2021 года несёт «Александр Обухов».
Серийные, но разные по своей неповторимости корветы
Как часто это случается со всеми новыми проектами, корабли повстречали на своих путях множество критических замечаний. В основном, подвергалась критике недостаточная дальность плавания. Однако это все же вызвано тем, что ранее вообще отсутствовал сам класс корветов на вооружении российских Военно-Морских Сил. Скептики должны понять, что и сам перечень задач, стоящий перед ВМС, значительно изменился. На сегодняшний день иметь в своем распоряжении десятки корветов куда актуальнее, чем обладать в небольшом количестве океанскими эсминцами.
Дискуссии часто завязывались из-за корабельных вооружений, сомнения вызывала защищенность и живучесть
Тем не менее, этим качествам тоже непросто уделять внимание, если не иметь хотя бы общего представления о тех тактических схемах, которыми характеризуются собственно классы корветов. Хотя сам проект и перспективный, но пока еще не совершенный
Также корвет «Бойкий» не смог сразу же войти в строй, когда обнаружились неполадки в сто миллиметровой артустановке. «Универсал» отказался функционировать в условиях штатного режима, причем не только на самом проекте 20380. Эта же участь постигла индийский фрегат от российского производителя.
Как бы там ни было, главным преимуществом всех кораблей типа корвет является их гибкость. Дизельные установки имеют потенциал доработок, артиллерийские установки могут быть заменены, однако сами корабли не будут оставаться на стапелях, и не станут превращаться в «недострои». По словам разработчиков корветов ни один из кораблей не будет повторять предыдущего. Собственно из-за гибкости, доступности, серийности и в перспективе массовости корветов российского производства проект 20380 ожидает большой успех, впрочем, как и все российские Военно-Морские Силы.
Что обеспечивает навигацию судна?
Контроль за осуществлением стрельбы и запуском ракет осуществляется на боевом посту радиотехнического вооружения (РТВ). Данный пост оборудован жидкокристаллическими мониторами, на которых отображаются цели. Для облегчения корректировки стрельбы РТВ использует оптический канал сопровождения. В результате цели противника подаются на экраны как реальные видеоизображения. Корабль оснащен многофункциональным телевизионным комплексом МТК-201. Система выхватывает сигнал на дистанции до 45 км. Постовому достаточно только захватить на экран цель, данные о которой сразу же автоматически поступают к стойкам оружейных комплексов. Наводка орудий осуществляется также при помощи автоматики.
Для корвета разработали боевую информационно-управляющую систему «Сигма», которая является программным обеспечением и операционной системой «Совершенного». Она связана с другими кораблями, береговыми пунктами и авиацией. Сюда поступает и обрабатывается информация о целях. Используя сигналы, исходящие от корабля противника, командир «Совершенного» может определить, какому государству принадлежит судно. При помощи сигналов легко устанавливаются бортовые номера, классы и даже названия кораблей. После того как вся информация о противнике будет собрана, МТК выбирает самые эффективные средства для его уничтожения.
Обнаружить вражеские цели в воздухе командир корвета может при помощи радиолокационной системы «Фурке-2». Данная РЛС способна выявлять угрозу на дистанции до 110 км. В результате экипаж корабля надежно защищен от ударов с воздуха.
Северный флот
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
ПЛАРБ | ТК-208 «Дмитрий Донской» | пр.941УМ | 1981 |
ПЛАРБ | К-535 «Юрий Долгорукий» | пр.955 | 2012 |
ПЛАРБ | К-51 «Верхотурье» | пр.667БДРМ | 1984 |
ПЛАРБ | К-84 «Екатеринбург» | пр.667БДРМ | 1985 |
ПЛАРБ | К-114 «Тула» | пр.667БДРМ | 1987 |
ПЛАРБ | К-117 «Брянск» | пр.667БДРМ | 1988 |
ПЛАРБ | К-18 «Карелия» | пр.667БДРМ | 1989 |
ПЛАРБ | К-407 «Новомосковск» | пр.667БДРМ | 1990 |
ПЛАРК | К-119 «Воронеж» | пр.949А | 1989 |
ПЛАРК | К-410 «Смоленск» | пр.949А | 1990 |
ПЛАРК | К-266 «Орёл» | пр.949А | 1992 |
ПЛАРК | К-560 «Северодвинск» | пр.885 | 2013 |
ПЛА | К-317 «Пантера» | пр.971 | 1990 |
ПЛА | К-461 «Волк» | пр.971 | 1991 |
ПЛА | К-328 «Леопард» | пр.971 | 1992 |
ПЛА | К-154 «Тигр» | пр.971 | 1993 |
ПЛА | К-157 «Вепрь» | пр.971 | 1995 |
ПЛА | К-335 «Гепард» | пр.971 | 2001 |
ПЛА | Б-239 «Карп» | пр.945 | 1984 |
ПЛА | Б-276 «Кострома» | пр.945 | 1987 |
ПЛА | Б-534 «Нижний Новгород» | пр.945А | 1990 |
ПЛА | Б-336 «Псков» | пр.945А | 1993 |
ПЛА | Б-138 «Обнинск» | пр.671РТМК | 1990 |
ПЛА | Б-414 «Даниил Московский» | пр.671РТМК | 1990 |
ПЛА | Б-448 «Тамбов» | пр.671РТМК | 1992 |
ПЛАСН | БС-64 «Подмосковье» | пр.09787 | 1986 |
ПЛАСН | БС-136 «Оренбург» | пр.09786 | 1981 |
ПЛАСН | АС-23 | пр.1851 | 1986 |
ПЛАСН | АС-21 | пр.18511 | 1991 |
ПЛАСН | АС-35 | пр.18511 | 1995 |
ПЛАСН | АС-13 | пр.1910 | 1986 |
ПЛАСН | АС-15 | пр.1910 | 1991 |
ПЛАСН | АС-33 | пр.1910 | 1994 |
ПЛАСН | АС-31 | пр.10831 | 2010 (?) |
ПЛСН | Б-90 «Саров» | пр.20120 | 2008 |
ДПЛ | Б-585 «Санкт-Петербург» | пр.677 | 2010 |
ДПЛ | Б-808 «Ярославль» | пр.877 | 1988 |
ДПЛ | Б-459 «Владикавказ» | пр.877 | 1990 |
ДПЛ | Б-471 «Магнитогорск» | пр.877 | 1990 |
ДПЛ | Б-177 «Липецк» | пр.877 | 1991 |
ДПЛ | Б-800 «Калуга» | пр.877 | 1989 |
ТАКР | «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» | пр.11435 | 1990 |
ТАРКР | «Адмирал Нахимов» | пр.11442 | 1988 |
ТАРКР | «Пётр Великий» | пр.11442 | 1998 |
РКР | «Маршал Устинов» | пр.1164 | 1986 |
БПК | «Вице-адмирал Кулаков» | пр.1155 | 1981 |
БПК | «Североморск» | пр.1155 | 1987 |
БПК | «Адмирал Левченко» | пр.1155 | 1988 |
БПК | «Адмирал Харламов» | пр.1155 | 1989 |
БПК | «Адмирал Чабаненко» | пр.11551 | 1999 |
ЭМ | «Адмирал Ушаков» | пр.956 | 1993 |
МРК | «Айсберг» | пр.12341 | 1979 |
МРК | «Рассвет» | пр.12341 | 1988 |
АКА | АК-388 | пр.1400М | 1980 |
МПК | «Брест» | пр.1124М | 1988 |
МПК | «Юнга» | пр.1124М | 1989 |
МПК | «Нарьян-Мар» | пр.1124М | 1990 |
МПК | «Онега» | пр.1124М | 1990 |
МПК | «Мончегорск» | пр.1124М | 1993 |
МПК | «Снежногорск» | пр.1124М | 1994 |
МТЩ | «Гуманенко» | пр.12660 | 2000 |
МТЩ | «Комендор» | пр.266М | 1974 |
МТЩ | «Машинист» | пр.266М | 1975 |
БТЩ | «Полярный» | пр.1265 | 1984 |
БТЩ | «Ельня» | пр.1265 | 1986 |
БТЩ | «Котельнич» | пр.1265 | 1987 |
БТЩ | «Соловецкий юнга» | пр.1265 | 1988 |
БТЩ | «Коломна» | пр.1265 | 1990 |
БТЩ | «Ядрин» | пр.1265 | 1991 |
РТЩ | РТ-236 | пр.1258Э | 1985 |
БДК | «Иван Грен» | пр.11711 | 2018 |
БДК | «Оленегорский горняк» | пр.775 | 1976 |
БДК | «Кондопога» | пр.775 | 1976 |
БДК | «Александр Отраковский» | пр.775 | 1978 |
БДК | «Георгий Победоносец» | пр.775/II | 1985 |
ДКА | Д-464 | пр.1176 | 1985 |
ДКА | Д-148 | пр.1176 | 1993 |
ДКА | Д-182 | пр.1176 | 1996 |
ДКА | «Николай Рубцов» | пр.1176 | 2005 |
Суммарно СФ |
Вооружение судна
Корвет оснащен:
- Противокорабельным ракетным комплексом «Уран». Это основа боевого вооружения «Совершенного». Местом для расположения дозвуковых ракет (могут использоваться Х-35, «БраМос» или «УКСК Калибр») стали две четырехконтейнерные (четырехствольные) пусковые установки. Один комплект ракетного вооружения состоит из восьми ПКР. Дальность Х-35 составляет 130 км. Используется для уничтожения надводных целей.
- Зенитно-ракетным комплексом (ЗРК) «Редут». Представляет собой три модуля, в каждом из которых имеется по 4 ячейки. Таким образом ЗРК вмещает 12 ракет (9М96М или 9М96Е), рассчитанных на большую и среднюю дальность. Также ЗРК может комплектоваться ракетами, предназначенными на малую дальность: 9М100. При желании зенитно-ракетное вооружение можно комбинировать. Для каждой ракеты предусмотрена активная радиолокационная головка (АКГ), осуществляющая самонаведение на цель. Ракета приходит в движение и вылетает из ячейки вверх на высоту 30 метров под воздействием сжатого воздуха. После того как ракета выходит из ячейки, она на некоторое время зависает в воздухе. После включения турбореактивного маршевого двигателя она приводится в движение и при помощи данного двигателя и АКГ доставляется к цели: ракетам или самолетам противника.
- Зенитной артиллерией АК-630. Представлена двумя артиллерийскими установками. Данные пушки расположены по бортам. Установки обладают высокой скорострельностью: за минуту одна пушка может осуществить до 5 тыс. выстрелов. В качестве боеприпасов используются осколочно-фугасные зажигательные снаряды. Радиус стрельбы составляет от 400 до 4 тыс. метров. В этих пределах зенитная артиллерия «Совершенного» представляет серьезную угрозу для воздушных и надводных целей противника.
- Зенитным ракетно-артиллерийским оружием. Представлено комплексом «Кортик-М». Боевой комплект содержит ракеты (32 шт.) и 30-мм снаряды (3 тыс. шт.). Радиус поражения ракетами составляет от 1,5 до 8 км, снарядами – от 500 до 4 тыс. метров.
Артиллерийской системой АУ-А190.
Является универсальной корабельной установкой калибра 100 мм. В качестве боеприпасов для данной артсистемы используются осколочно-фугасные снаряды (ОФС) и снаряды, содержащие дистанционный взрыватель (СДВ). Дальность действия ОФС составляет свыше 21 км, а СДВ – до 15 км. Осколочно-фугасными боеприпасами уничтожаются надводные объекты противника, а СДВ – воздушные вражеские цели.
Артиллерийская система оснащена нарезным орудийным стволом. Для АУ-А190 разработана двухсторонняя подача боеприпасов. Было замечено, что при односторонней подаче скорострельность орудия не превышает 60 выстрелов в минуту. При двусторонней скорострельность удалось повысить до 80.
Местом для хранения снарядов стал специальный барбет артустановки. Артиллерийская система характеризируется высокой точностью. Поскольку после выполнения 20 выстрелов орудие сильно нагревается, конструкторы оснастили АУ-А190 системой водяного охлаждения: в ствольной полости расположен гибкий шланг, через который к орудию поступает морская вода, проходя через установку, охлаждая ствол, а затем вытекая обратно в море. В одном боекомплекте содержится 320 боеприпасов. Установка рассчитана на выполнение 2500 выстрелов.
Чем уникален корвет?
В отличие от остальных кораблей проекта 20380, «Совершенный» является многофункциональным и более компактным. Для данного корабля в соответствии с технологией «стелс» использовались многослойный композиционный материал (стеклопластик с углеродистыми волокнами), обладающий радиопоглощающими свойствами. За счет своих конструктивных особенностей и благодаря специальному покрытию корвет практически не заметен в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Кроме вертолета на данном корвете предусмотрено место еще для транспортировки беспилотных летательных аппаратов.
Steregushchy Class weapons and missiles
The Steregushchy Class is armed with a combination of missile systems, including Kh-35 missiles and 3M-54 Klub missiles. Two Kashtan anti-aircraft systems on-board provide close-in air defence against anti-ship missiles, aircraft and small surface targets. Beginning from Soobrazitelny, the new ships in class are being armed with the REDUT-K SAM system, in place of Kashtan system.
The main gun fitted forward is an Arsenal A-190 100mm naval gun. Two 30mm six-barrelled AK-630M automatic gun mounts are also installed on the vessel.
The AK-630M can fire up to 5,000 rounds a minute for a maximum range of 5,000m. Steregushchy is fitted with two quadruple torpedo tubes for Paket-E/NK antitorpedo missile.
Не до сторожевиков
Со сторожевыми кораблями русские моряки познакомились еще в годы Первой мировой войны — сравнительно небольшие по размерам, они стали универсальными боевыми единицами, выполняющими необходимый объем работы. За рубежом их классифицировали как фрегаты и корветы, а в российском флоте создали отдельный класс — сторожевые корабли. Их появление было вызвано прежде всего необходимостью. Выполнять функции охраны побережья, морских конвоев и противостоять небольшим силами флота противника могли также эсминцы, однако они были немногочисленны, а строить новые было дорого. Постройка сторожевика обходилась примерно в два раза дешевле.
В предвоенное время и в Великую Отечественную войну эти корабли стали самыми массовыми на флоте. В послевоенные годы этот класс получил новое развитие. В отличие от первых подобных корветов, советские стали на порядок мощнее, сильнее и больше в размерах. И по вооружению практически ни в чем не уступали эсминцам.
В результате замораживания большинства кораблестроительных программ в 1990-е годы флот перестал получать не только ракетные крейсера, эсминцы и подводные стратегические ракетоносцы, но и корабли 2-го и 3-го рангов — сторожевики, малые противолодочные корабли, тральщики. Попытка строительства нового поколения проекта 12441 оказалась неудачной — заложенный в 1997 году головной корабль серии “Новик” так и не был достроен. Ситуация усугублялась тем, что официальным приоритетом флота считалось сохранение и развитие морских стратегических ядерных сил и именно они имели приоритет в финансировании.
В итоге к началу 2008-го в составе ВМФ было лишь шесть сторожевых кораблей (СКР) — столько же, сколько ракетных крейсеров, и в 2,5 раза меньше, чем подводных ракетоносцев стратегического назначения. Тихоокеанский и Северный флоты вообще не имели в своем составе сторожевиков — хотя именно СКР должны обеспечивать развертывание и боевую устойчивость подводных ракетоносцев в прибрежных районах. При этом шесть имевшихся в наличии СКР относились к пяти разным модификациям, а их средний возраст составлял 28 лет. Флоту требовалась новая серия кораблей.
Защита
Особое внимание в новом корвете уделено его защите и повышению живучести за счет широкого использования технологий “стелс”. На всех вариантах корвета пр.20380 реализованы новейшие достижения по снижению его заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля
Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) корвета снижена примерно в 3 раза, что снижает вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет (ПКР) с 0,5 до 0,1.
Кроме того, на кораблях всех вариантов пр.20380 предусмотрен комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести, в т.ч. по взрывопожаробезопасности, конструктивной защите от воздействия оружия противника и другие меры.
Главная энергетическая установка
ГЭУ корвета представляет собой двухвальную дизельную установку в составе 4 двигателей типа 16Д49, работающих через суммирующие реверсивные редукторы на два винта фиксированного шага.
Steregushchy Class design features
Steregushchy Class was designed by the Almaz Central Marine Design Bureau. The corvette incorporates a steel hull, composite superstructure and a bulbous bow. The hull is divided into nine watertight subdivisions.
The stealthy design significantly reduces the radar signature of the ship. The acoustic, infra-red, magnetic and visual signatures were also reduced by incorporating the stealth technology in the construction of the warship.
Steregushchy Class has an overall length of 105m, width of 13m and draft of 3.7m. Full load displacement of the ship is 2,100t. The vessel can sail at a maximum speed of 27kt. It can complement 100 personnel, including helicopter maintenance crew.