Источники
- Фридман, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР в 1718–1990 гг.. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-570-1.
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1986). Боевые корабли всего мира Конвея 1906–1921. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-245-5.
- Грей, Эдвин (2003). Disasters of the Deep Всеобъемлющее исследование аварий и катастроф на подводных лодках. Барнсли, Великобритания: Лео Купер. ISBN 0-85052-987-5.
- Шоуэлл, Джек (2006). Век подводных лодок; Немецкая подводная война 1906-2006. Великобритания: Chatham Publishing. ISBN 1-86176-241-0.
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский флот России. Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-912-1.
Корабли серии
- Головная подлодка серии, Б-261 «Новороссийск» (заводской номер 01670), была заложена 20 августа 2010 г., спущена на воду 26 июня 2014 г., передана ВМФ России 22 августа 2014 г. и конце октября направлена на глубоководные испытания на Северном флоте. 21 сентября 2020 г. прибыла к постоянному месту дислокации в Новороссийске.
- Вторая субмарина проекта, Б-237 «Ростов-на-Дону» (заводской 01671), заложена 21 ноября 2011 г., спущена на воду 26 июня 2014 г., передача флоту состоялась 30 декабря 2014 г.
- Третья — Б-262 «Старый Оскол» (заводской 01672) — заложена 17 августа 2012 г., спущена на воду 28 августа 2014 г. и передана флоту 3 июля 2020 г. в рамках Международного военно-морского салона в Санкт- Петербурге.
- Четвертая ДПЛ — Б-265 «Краснодар» (заводской 01673) — заложена в феврале 2014 г., спущена на воду 25 апреля 2020 г., передача флоту состоялась 5 ноября 2020 г.
- Пятая — Б-268 «Великий Новгород» (заводской 01674) — заложена 30 октября 2014 г., в день 310-летия «Адмиралтейских верфей». Спущена на воду 18 марта 2020 г., передача флоту состоялась 26 октября 2020 г.
- Шестая — Б-271 «Колпино» (заводской 01675) — также заложена 30 октября 2014 г., спущена на воду 31 мая 2020 г., передача флоту состоялась 24 ноября 2020 г.
Прототип:
ТК-17 «Архангельск» — советская (впоследствии российская) атомная подводная лодка стратегического назначения, относящаяся к 3-ему поколению, 5-ый корпус в серии. Проект лодки разработан в ЦКБ «МТ «Рубин». Всего было построено 6 лодок данного проекта, строительство седьмой лодки было приостановлено, закладка не производилась, корпусные секции разделаны на металл. Строились на заводе Севмаш, г. Северодвинск. Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 г. правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 — самый большой крытый эллинг в мире. Корабли обладают большим запасом плавучести — более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в КБ «Малахит» — «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до Северного полюса. Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств. Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20 трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям.
Новое поколение
Большое внимание командование ВМФ уделяет строительству неатомных подлодок четвёртого поколения. Речь идёт о проекте 677 «Лада»
На текущий момент в опытной эксплуатации находится подлодка «Санкт-Петербург». До 2021 года ВМФ должен получить «Кронштадт» и «Великие Луки». Причём субмарина «Кронштадт» уже была спущена на воду в сентябре 2018 года и в течение 2019-го должна выйти на испытания.
В ближайшее время Минобороны планирует подписать контракт на строительство ещё двух субмарин. Предполагается, что в будущем подлодки проекта 677 должны составить основу неатомного подводного флота России. Также РФ готова поставлять «Ладу» зарубежным партнёрам в модификации «Амур-1650».
Также по теме
«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России
В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…
Длина «Лады» — 67 м, ширина — 7 м, скорость — 21 узел (39 км/ч), водоизмещение — 1,7 тыс. т, глубина погружения — 300 м, автономность — 45 суток, экипаж — 35 человек. Подлодка способна выполнять задачи как в прибрежной зоне, так и на просторах Мирового океана.
Как и «Варшавянка», субмарина проекта 677 вооружена ракетным комплексом «Калибр-ПЛ» и оснащена шестью торпедными аппаратами. Однако «Лада» превосходит предшественницу по показателям малошумности и автоматизации. Подлодка оснащена уникальной системой боевого управления «Литий».
«Отличительными особенностями подводных лодок проекта 677 по сравнению с подводными лодками предыдущего поколения являются возможность ведения залповой ракетной стрельбы по морским целям и улучшенные характеристики радиоэлектронного вооружения», — говорится в материалах Минобороны РФ.
Субмарины проекта 677 будут совершенствоваться в процессе производства.
Данный агрегат разрабатывают три предприятия: ЦКБ МТ «Рубин», МКБ «Малахит» и Крыловский государственный научный центр (КГНЦ). По информации Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), ВНЭУ будут оснащены и «Лада», и субмарины пятого поколения, получившие шифр «Калина».
Как заявил ранее глава ОСК Алексей Рахманов, перспективная подлодка получит ряд преимуществ, которыми сейчас обладают ракетные крейсера стратегического назначения. Предполагается, что субмарина будет вооружена гиперзвуковым ракетным комплексом «Циркон».
- Спуск на воду подлодки «Кронштадт»
По словам генерального директора ЦКБ МТ «Рубин» (разработчика «Калины») Игоря Вильнита, все ведущие мировые державы стремятся уменьшить габариты подлодок, увеличить их скорость, автоматизировать управление и минимизировать расходы на эксплуатацию.
В беседе с RT доктор военных наук Константин Сивков сообщил, что с большой вероятностью «Калина» будет широко использовать разнообразные робототехнические средства для проведения разведки, нанесения ударов и преодоления минных заграждений. Также эксперт полагает, что отечественную подлодку пятого поколения оснастят комплексом «Циркон» или усовершенствованным вариантом «Калибра».
Михаил Тимошенко придерживается несколько иной точки зрения. По его словам, применение подводных беспилотных аппаратов будет носить более ограниченный характер из-за отсутствия соответствующих систем управления, особенно на дальних расстояниях. С большой вероятностью отечественные инженеры сосредоточатся на том, чтобы избавить подлодки от необходимости подниматься на поверхность, считает эксперт.
«На мой взгляд, неатомная подлодка пятого поколения должна быть оснащена литиево-ионными батареями. Они относительно компактные, в отличие от ВНЭУ. Их использование должно сделать подлодку полностью электрической, так как дизель всё равно создаёт шум. Однозначно увеличится дальность и автономность. Прогресс в развитии неатомного флота усилит боевые возможности ВМФ и позволит ему эффективно взаимодействовать с крейсерами стратегического назначения», — подытожил Тимошенко.
* «Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.
“Камбала”
Заложена в мае-июне 1904 г. в Киле под № 111. Спущена на воду в середине 1906 г. Приемо-сдаточные испытания проводились комиссией под председательством капитана 1 ранга Беклемишева М.Н. в период мая-августа 1907 г. 8 сентября 1907 г. ПЛ “Камбала” была принята в казну при условии устранения выявленных на испытаниях замечаний за счет фирмы уже в России. 19 сентября 1907 г. граждане немецкого города Экенферда вручили ПЛ “Камбала” шелковый памятный флаг. 21 сентября 1907 г., возвращаясь из очередного пробного выхода, в Кильской бухте лодка столкнулась с немецким каботажным пароходом, в результате чего свернула носовую оконечность. В конце лета 1907 г. ПЛ “Камбала” своим ходом перешла в Либаву, где вошла в состав Учебного отряда подводного плавания.
22 апреля 1908 г. ПЛ “Камбала” отправили по железной дороге в Севастополь, ще она была зачислена в Учебный отряд подводного плавания Черноморского флота. Принимала участие в маневрах Черноморского флага летом 1908 г., отрабатывала тактику торпедных атак, в том числе и в ночное время. Во время одной из таких учебных атак в 1909 г. была протаранена броненосцем “Ростислав” и погибла. В докладе морскому министру по этому поводу сообщалось: “29 сего мая, 11 ч. 30 мин. ночи черноморский отряд, входя без огней в Севастополь, на створе Инкерманских маяков был атакован подводной лодкой “Камбала”. Пройдя по левому борту флагманского корабля “Пантелеймон” контркурсом в полуподводном состоянии в расстоянии полукабельтова, лодка вдруг переложила право на борт и попала под таран корабля “Ростислав”.
Помощник командира мичман Тучков, заведующий отрядом подводного плавания капитан 2 ранга Белкин, кондуктор Сальников и 17 нижних чинов погибли вместе с лодкой на 28-саженной глубине”. Командир подводной лодки лейтенант Аквилонов, находившийся на мостике, был спасен. Возможными причинами гибели лодки были – необходимость подхода лодки как можно ближе к атакуемому кораблю, поскольку вероятность попадания одной торпедой с дальних дистанций была очень малой, и ошибочные действия командира при управлении лодкой.
В соответствии со статьей 886 Морского устава “при команде “право руля” корабль катится влево, при команде же “лево руля” – корабль катится вправо. Это правило вошло в устав с времен, когда для поворота корабля вправо румпель руля перекладывался на левый борт и наоборот. Следственная комиссия отмечала, что свидетели находившиеся на “Ростиславе”, отчетливо слышали команду, данную командиром лодки – “право руля, полный ход”. Аквилонов либо пытался проскочить перед носом “Ростислава”, либо оговорился. Суд приговорил Аквилонова к 6 месяцам заключения в крепости.
Для обследования и проведения работ по подъему лодки сразу были привлечены штатные водолазы кораблей, не обладавшие достаточной подготовкой для работ на такой глубине. Обследование показало, что лодка сразу за боевой рубкой перерезана на две части, лежащие на глубине 58 метров на расстоянии 32 метров друг от друга. Было принято решение отбуксировать обе части на более мелкое место, для чего на них были заведены стропы.
Однако, после гибели одного водолаза от кессонной болезни, эти работы были прекращены до прибытия подготовленных специалистов из Кронштадтской водолазной школы, силами которых в 1909 г. и была поднята носовая часть ПЛ “Камбала”. Кормовая часть осталась на грунте. Из списков судов флота ПЛ “Камбала” исключена 17.01.1911 г.
Тактико-технические элементы
Длина, м | 39,9 |
Ширина, м | 3,14 |
Осадка, м | 2,61 |
Водоизмещение надводное/подводное, т | 205 / 236 |
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. | 2х200 / 2х200 |
Скорость надводного/подводного хода, узл. | 10,0 / 8,5 |
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль | 825 / 27 |
Глубина погружения, м | 30 |
Вооружение
Торпеда в носовом трубчатом аппарате | 1 |
Запасные торпеды | 2 |
Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого (установлены в России в 1909 г.) | 2 |
ТТХ АПЛ:
Водоизмещение: надводное: 23 200 т подводное: 48 000 т Длина: 172,6 (ТК-208 – 170,0) м Ширина (корпуса): 23,3 м Осадка (средняя): 11,2 м Скорость: надводная: 12,0 уз. подводная: 25,0 уз. Глубина погружения: рабочая: 400 м предельная: 500 м Экипаж: 160 человек, в т.ч. 52 офицера Автономность: 180 суток Вооружение: 6х533 торпедных аппарата (боезапас 22 торпеды типа 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80. Ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал») 20 баллистических ракет Р-39 (РСМ-52) (NATO – SS-N-20 Sturgeon) Информацию взял отсюда: https://clck.ru/9ik22 http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nbrs/941/list.htm За прототип выбрал 5-ый корпус лодки – ТК-17, впоследствии получивший наименование «Архангельск». Заложена 9 августа 1983 г., спущена на воду 12 декабря 1986 г., вступила в строй 15 декабря 1987 г. 19 февраля 1988 г. включена в состав КСФ с базированием в г. Западная Лица. Июль-сентябрь 1988 г. – первый боевой поход. 27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал, лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт. 18 ноября 2002 г. присвоено наименование «Архангельск». 2008 год – выведен в резерв. 19 марта 2015 г. – наименование «Архангельск» снято с корабля. В настоящее время находится в резерве и ожидает утилизации. Более подробно о службе корабля здесь: http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nbrs/941/tk-17/TK-17.htm
Описание
В Карп класс был двухкорпусный дизайн произведен Раймондо Лоренцо Д’Экевиль-Монжустен это было смещение поверхности 210 тонн (207 длинных тонн) и были погружены на 239 тонн (235 длинных тонн). Они были 39,6 метра (129 футов 11 дюймов). длинный комбинезон с луч 2,7 метра (8 футов 10 дюймов) и проект 2,5 метра (8 футов 2 дюйма). У них было 28 офицеров и рейтинги. Подводные лодки были спроектированы для разборки для железнодорожного транспорта.
Подводные лодки были оснащены керосин -электростанция, приводящая два вала. Валы были фиксированного вращения и точеные. гребные винты с переменным шагом. Два керосиновых двигателя имели мощность 298 киловатт (400 л.с.), а два электродвигателя – 149 киловатт (200 л.с.). Керосин был выбран больше бензин как выбор топлива из-за его лучших показателей безопасности. Подводные лодки имели максимальную скорость 10 узлы (19 км / ч; 12 миль / ч) на поверхности и 8,5 узлов (15,7 км / ч; 9,8 миль / ч) под водой. У них был диапазон 1250 морские мили (2320 км; 1440 миль) на поверхности и 50 морских миль (93 км; 58 миль) под водой.
Они были вооружены одним 457-миллиметровым (18,0 дюйма) торпедный аппарат и два внешних Ошейники Drzewiecki за торпеды. Подводных лодок было семь балластные и обрезные цистерны и мог погружаться на глубину до 16 саженей (96 футов; 29 м). Балластный и топливный баки располагались между двумя корпусами. Конструкция послужила прототипом для первого немецкого Подводная лодка, U-1, который был заказанный в Императорский флот Германии 14 декабря 1906 г.U-1 был сохранен и в настоящее время выставлен в Немецкий музей в Мюнхен.
Конструкция
Корпус
Лодка построена по двухкорпусной конструкции. Легкий корпус на носу лодки имеет эллипсоидную оконечность, а на корме — веретенообразную. Прочный корпус изготовлен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму посередине и коническую на оконечностях. Состоит он из 6 водонепроницаемых отсеков. На подводной лодке имеется всплывающая спасательная капсула, способная вместить весь экипаж.
Силовая установка
Главной силовой установкой является один водо-водяной реактор ОК-650А мощностью 43000 л. с. и один турбозубчатый агрегат. Реактор этого типа имеет четыре парогенератора по два циркуляционных насоса для первого и четвёртого контуров, три насоса третьего контура. На лодке имеются два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Также есть две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.
Вооружение
Лодки проекта вооружены торпедо-ракетным комплексом, позволяющим вести стрельбу без ограничений по глубине погружения и включающим четыре 533-миллиметровых и два 650-миллиметровых торпедных аппарата. Боезапас составляет 40 торпед и ракет.
В качестве боеприпасов для торпедных аппаратов могут быть использованы обычные торпеды разных типов, ракето-торпеды ПЛРК «Водопад», противолодочные ракеты «Ветер», имеющие возможность установки ядерной боевой части.
Радиоэлектронное оборудование
Из радиоэлектронного оборудования на лодках проекта устанавливался ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря уменьшению собственных помех гидроакустического комплекса и шумности лодки, которая была значительно ниже по сравнению с лодками прошлого поколения, дальность обнаружения целей увеличилась более чем в два раза. Уменьшилось количество ошибок при определении местоположения лодки, что позволяло гораздо реже всплывать на поверхность для определения координат. Новая аппаратура связи позволила увеличить дальность приёма сигналов и их глубину.
Модификации
945А «Кондор»
Основная статья: Подводные лодки проекта 945А «Кондор»
Подводные лодки усовершенствованного проекта 945А «Кондор» имели отличия в комплексе вооружений, новом реакторе и подруливающими устройствами. Также были приняты меры по достижению ещё более низкой шумности.
945Б «Марс»
Основная статья: Марс (подводная лодка)
Модификация лодок проекта «Барракуда» обладающая практически соответствующими характеристиками для АПЛ четвёртого поколения. В связи с снижением оборонных расходов после развала СССР, строительство единственной заложенной лодки модифицированного проекта было остановлено.
Модернизация
Планируется модернизировать оба корабля на ЦС «Звёздочка» по проекту 945М:
- замена ядерного топлива;
- замена всего электрооборудования;
- проверка и ремонт механических частей кораблей;
- при необходимости будет выполнен и ремонт реакторов;
будут установлены новые:
- ГАС;
- БИУС,
- радары,
- навигационные системы ГЛОНАСС/GPS;
- системы вооружения: комплексы крылатых ракет «Калибр», которые позволят вести огонь по наземным целям.
Источники
- Фридман, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР в 1718–1990 гг.. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-570-1.
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1986). Боевые корабли всего мира Конвея 1906–1921. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-245-5.
- Грей, Эдвин (2003). Disasters of the Deep Всеобъемлющее исследование аварий и катастроф на подводных лодках. Барнсли, Великобритания: Лео Купер. ISBN 0-85052-987-5.
- Шоуэлл, Джек (2006). Век подводных лодок; Немецкая подводная война 1906-2006. Великобритания: Chatham Publishing. ISBN 1-86176-241-0.
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский флот России. Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-912-1.
Влияние на историю
Лодки серии «Барракуда» послужили основой для создания следующих поколений подводных кораблей, оснащенных модернизированными атомными энергетическими установками, улучшенным вооружением (включающим в себя не только торпеды, но и ракеты), а также доработанными системами управления под водой.
На базе проекта 945 были созданы лодки типа 945А «Кондор», вооруженные стратегическими крылатыми ракетами типа «Гранат», а также зенитно-ракетными комплексами «Игла».
Дальнейшим развитием проекта «Барракуда» должна была стать лодка «Марс», относящаяся к АПЛ четвертой генерации. Из-за распада СССР и резкого сокращения финансирования строительство корабля прекратили, а построенные узлы разобрали на металл.
В 2015 году работы приостановились из-за недостаточного финансирования. На сегодняшний день работы возобновлены, но сроки окончания не известны.
Вторая лодка К-276, имеющая на сегодняшний день обозначение Б-276 «Кострома», должна пройти ремонт и модернизацию на судостроительных верфях в Северодвинске.
Планируется замена электрооборудования, топливных сборок, установка ракетного вооружения. Соглашение о модернизации кораблей серии «Барракуда» (проектов 945 и 945А) было заключено еще в 2014 году, однако на сегодняшний день работы так и не начались.
Описание конструкции
Подводные лодки проекта 945 выполнены по классической для советского судостроения двухкорпусной схеме.
Прочный корпус кораблей этой серии выполнен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму в средней части с коническими оконечностями. Водонепроницаемыми переборками он поделен на шесть отсеков. «Барракуды» оснащены системой экстренной продувки цистерн главного балласта за счет сжигания твердого топлива. Легкий корпус субмарины имеет форму эллипса, кормовая оконечность веретенообразная.
Подводные лодки проекта 945 имеют главную энергетическую установку в составе водо-водяного реактора ОК-650А мощностью 180 мВт и паро-зубчатого агрегата. Этот реактор оснащен четырьмя парогенераторами, и двумя циркуляционными насосами для первого и четвертого контуров, третий контур имеет три насоса. ГЭУ позволяет подлодкам этой серии развивать скорость в 35 узлов под водой и 12 узлов – в надводном положении.
На случай поломки главной энергетической установки лодка имеет два дизель-генератора с мощностью по 750 л. с. и запасом топлива на десять суток плавания. Гребной винт субмарин этого проекта имеет прекрасные гидроакустические характеристики. Кроме того, имеются два винта и два двигателя малого хода (по 370 кВт).
На лодках проекта «Барракуда» были установлены гидроакустические комплексы «Скат». Новые технические решения, использованные в его конструкции, а также уменьшение шумности самой лодки, позволили увеличить дальность обнаружения вражеских субмарин практически в два раза по сравнению с кораблями второго поколения. Использование нового комплекса связи «Молния-М» позволило в два раза повысить ее дальность и в три раза – глубину. Лодки серии 945 оснащались системами спутниковой связи и буксируемой антенной «Параван». Навигационный комплекс позволил в несколько раз увеличить точность определения координат корабля.
Еще в конце 60-х годов началась разработка нескольких комплексов ракетно-торпедного вооружения для подводных лодок нового поколения. Ее результатом стало создание противолодочных ракетных комплексов «Водопад» (533 мм) и «Ветер» (650 мм). Они позволяют субмарине вести огонь на всем диапазоне глубин погружения, включая и максимальную. Также было значительно сокращено время предстартовой подготовки. По сравнению с кораблями второго поколения лодки проекта 945 имеют большую дальность стрельбы, а за счет более совершенной системы целеуказания и использования новых боеприпасов возросла ее точность. Кроме того, был значительно увеличен боекомплект: он составил 12 торпед или ракетоторпед калибра 650 мм и 28 – калибра 533 мм.
Еще одним типом вооружения «Барракуд» стала телеуправляемая самонаводящаяся торпеда ТЭСТ-71. Она оснащалась ГАС самонаведения активно-пассивного типа, обеспечивавшей наведение на цель в двух плоскостях. Этой торпедой можно было управлять после запуска, перенацеливать или отменить самонаведение. Силовая установка ТЭСТ-71 могла работать в двух режимах: поисковом (скорость до 24 узлов) и атакующем (40 узлов). Максимальная дальность стрельбы составляла 20 тыс. метров, а глубина – 400 метров. При этом по уровню скрытности советская торпеда значительно превосходила знаменитую американскую Мк.48.
Подводные лодки типа «Карп»
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
ПЛ типа «Карп» | |
---|---|
«Карп» | |
Основные характеристики | |
Тип корабля | торпедная подводная лодка |
Обозначение проекта | «Карп» (Германский тип «E») |
Главный конструктор | Раймондо де Эквилей |
Скорость (надводная) | 10 узлов |
Скорость (подводная) | 8,5 узлов |
Рабочая глубина погружения | 30 м |
Автономность плавания | 825 миль, 27 миль под водой |
Экипаж | 22 человека, в том числе 2 офицера |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 205 т |
Водоизмещение подводное | 236 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 39,9 м |
Ширина корпуса наиб. | 3,14 м |
Средняя осадка (по КВЛ) | 2,61 м |
Силовая установка | |
керосин-электрическая, 2 двигателя по 200 л. с., 2 электромотора по 200 л. с. | |
Вооружение | |
Артиллерия | дополнительно устанавливалось орудие калибра 37 мм |
Торпедно-минное вооружение | 1 ТА калибра 457 мм, 3 торпеды. |
У этого термина существуют и другие значения, см. Карп (значения).
Подводные лодки типа «Карп» — серия российских подводных лодок, построенных в — годах в Германии по проекту «E».
АПЛ многоцелевого назначения
Многоцелевые атомные подводные лодки России, которые были собраны согласно проекту 971, считаются самыми многочисленными в своем классе («Щука-Б»). Они способны уничтожать цели в прибрежной акватории, на берегу, а также поражать подводные сооружения и объекты, находящиеся на поверхности воды. Северный и Тихоокеанский флоты имеют на своем вооружении 11 АПЛ этого типа. Однако 3 из них по различным причинам больше не будут эксплуатироваться. Например, АПЛ «Акула» не используется вообще, а «Барнаул» и «Барс» уже переданы в утилизацию. Подлодка «Нерпа» К152 с 2012 г по контракту была продана в Индию. Позже ее передали на вооружение индийскому ВМФ.
Источники
- Фридман, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР в 1718–1990 гг.. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-570-1.
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1986). Боевые корабли всего мира Конвея 1906–1921. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-245-5.
- Грей, Эдвин (2003). Disasters of the Deep Всеобъемлющее исследование аварий и катастроф на подводных лодках. Барнсли, Великобритания: Лео Купер. ISBN 0-85052-987-5.
- Шоуэлл, Джек (2006). Век подводных лодок; Немецкая подводная война 1906-2006. Великобритания: Chatham Publishing. ISBN 1-86176-241-0.
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский флот России. Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-912-1.
definition – Подводные_лодки_типа_«Карп»
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
Подводные лодки типа «Карп»
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
ПЛ типа «Карп» | |
---|---|
«Карп» | |
Основные характеристики | |
Тип корабля | торпедная подводная лодка |
Обозначение проекта | «Карп» (Германский тип «E») |
Главный конструктор | Раймондо де Эквилей |
Скорость (надводная) | 10 узлов |
Скорость (подводная) | 8,5 узлов |
Рабочая глубина погружения | 30 м |
Автономность плавания | 825 миль, 27 миль под водой |
Экипаж | 22 человека, в том числе 2 офицера |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 205 т |
Водоизмещение подводное | 236 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 39,9 м |
Ширина корпуса наиб. | 3,14 м |
Средняя осадка (по КВЛ) | 2,61 м |
Силовая установка | |
керосин-электрическая, 2 двигателя по 200 л. с., 2 электромотора по 200 л. с. | |
Вооружение | |
Артиллерия | дополнительно устанавливалось орудие калибра 37 мм |
Торпедно-минное вооружение | 1 ТА калибра 457 мм, 3 торпеды. |
У этого термина существуют и другие значения, см. Карп (значения).
Подводные лодки типа «Карп» — серия российских подводных лодок, построенных в — годах в Германии по проекту «E».
История
В связи с началом Русско-Японской войны перед Морским техническим комитетом встала задача по максимально быстрому усилению флота в целом, и подводного флота в частности. Наряду с ведущимися отечественными разработками велись работы по приобретению иностранных образцов. 24 мая 1904 года с К. Вахтером, представителем фирмы Ф. Круппа, был подписан контракт на строительство трёх субмарин типа «Е» для российского флота. Они были построены в 1904—1907 годах. Подводная лодка «Камбала» погибла в 1909 году на учениях, будучи протаранена броненосцем «Ростислав». Оставшиеся две лодки служили до 1917 года, после чего были сданы в консервацию. В 1918 году они были захвачены сперва немецкими войсками, а потом силами Антанты, после чего затоплены.
Представители
Название | Заводской номер | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй |
---|---|---|---|---|
Карп | 109 | май-июнь | июнь | 1 августа |
Карась | 110 | 30 мая 1906 | 10 сентября 1907 | |
Камбала | 111 | июль 1907 | 8 сентября |
А. Е. Тарас Подводные лодки Великой войны 1914—1918. — Мн.: Харвест, 2003. — 336 с. — ISBN 985-13-0976-1
АПЛ «Кондор», «Барракуда» и «Щука» многоцелевого использования
С начала 80-х до 90-х годов были построены 4 лодки, которые являлись проектами 945 и 945А. Они получили названия «Барракуда» и «Кондор». Согласно 945 проекту, были построены атомные подводные лодки России «Кострома» Б276 и «Карп» Б239. Что касается проекта 945А, то по нему были созданы «Нижний Новгород» Б534, а также «Псков» Б336, изначально поставленные на вооружение Северного флота. Все 4 субмарины несут службу по сей день.
Также на вооружении имеется 4 подлодки многоцелевого проекта «Щука» 671РТМК, среди которых:
- «Обнинск» ─ Б138;
- «Петрозаводск» ─ Б338;
- «Тамбов» ─ Б448;
- «Даниил Московский» ─ Б414.
Министерство обороны планирует списать эти лодки и заменить их боевыми единицам совершенно нового класса.
Описание
В Карп класс был двухкорпусный дизайн произведен Раймондо Лоренцо Д’Экевиль-Монжустен это было смещение поверхности 210 тонн (207 длинных тонн) и были погружены на 239 тонн (235 длинных тонн). Они были 39,6 метра (129 футов 11 дюймов). длинный комбинезон с луч 2,7 метра (8 футов 10 дюймов) и проект 2,5 метра (8 футов 2 дюйма). У них было 28 офицеров и рейтинги. Подводные лодки были спроектированы для разборки для железнодорожного транспорта.
Подводные лодки были оснащены керосин -электростанция, приводящая два вала. Валы были фиксированного вращения и точеные. гребные винты с переменным шагом. Два керосиновых двигателя имели мощность 298 киловатт (400 л.с.), а два электродвигателя – 149 киловатт (200 л.с.). Керосин был выбран больше бензин как выбор топлива из-за его лучших показателей безопасности. Подводные лодки имели максимальную скорость 10 узлы (19 км / ч; 12 миль / ч) на поверхности и 8,5 узлов (15,7 км / ч; 9,8 миль / ч) под водой. У них был диапазон 1250 морские мили (2320 км; 1440 миль) на поверхности и 50 морских миль (93 км; 58 миль) под водой.
Они были вооружены одним 457-миллиметровым (18,0 дюйма) торпедный аппарат и два внешних Ошейники Drzewiecki за торпеды. Подводных лодок было семь балластные и обрезные цистерны и мог погружаться на глубину до 16 саженей (96 футов; 29 м). Балластный и топливный баки располагались между двумя корпусами. Конструкция послужила прототипом для первого немецкого Подводная лодка, U-1, который был заказанный в Императорский флот Германии 14 декабря 1906 г.U-1 был сохранен и в настоящее время выставлен в Немецкий музей в Мюнхен.