П-5 – cтратегическая крылатая ракета

Страницы

  • 1
  • следующая ›
  • последняя »

Авиакомпания Саузерн Эйр Чартер

Авиакомпания Хенан Эйрлайнз

ITWL HOB-bit. Технические характеристики. Фото.

Последние новости:

Россия теперь на 7-м месте по смертности от коронавируса

В России завершается разработка двух новейших ракетных комплексов, которых нет ни у кого в мире

ЗРПК «Панцирь-С1Э» впервые сбил крылатую ракету НАТО, выпущенную с боевого корабля

Последнее видео:

День Победы 9 мая 2020 75-я годовщина Победы! Парад 1945 / Обращение президента / Бессмертный полк

Полёт российских перехватчиков МиГ-31 на малой высоте

Пустая Москва / Карантин / Видео

Далее

Конструкция Бури

Ракета «350» проектировалась по нормальной самолетной схеме со среднерасположенным треугольным крылом с углом стреловидности по передней кромке 70о и тонким сверхзвуковым профилем. Корпус ракеты имел цилиндрическую форму, немного суженную спереди и сзади, внутри его по всей длине проходил канал воздухозаборника маршевого сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивным двигателем (СПВРД) РД-012 конструкции ОКБ-670 М.М.Бондарюка.

Силовая установки

Двигатель обеспечивал тягу 7,75 тонны. Передняя часть корпуса представляла собой сверхзвуковой диффузор с трехступенчатым конусом. Боевая часть размещалась в центральном теле сверхзвукового диффузора в носовой части корпуса. На ракете были установлены топливные баки кольцевой формы, которые окружали канал воздуховода.
В конструкции «Бури» широко использовался титан, а также другие термостойкие материалы, применявшиеся для герметизации, различных покрытий, изоляции, остекления и т.д.
На крестообразном хвостовом оперении были размещены аэродинамические рули. Система управления находилась в охлаждаемом отсеке в передней верхней части фюзеляжа. Датчики астронавигационной системы закрывались жаропрочными пластинами из кварцевого стекла.

Навигация

Инерциальная навигационная система ракеты разработана под руководством Г.Толстоусова, астронавигационная система типа «Земля» — в ОКБ-165 под руководством Р.Г.Чачикяна, приборный комплекс «Волхов» разрабатывался в НИИ-49. На конечном этапе полета ракета по командам системы наведения и автопилота с высоты около 25 км пикировала на цель.
После рассмотрения заказчиком эскизный проект ракеты был доработан в 1955 году, вес боевого заряда увеличили с 2,1 до 2,35 тонны. Вес МКР несколько увеличился (стартовый вес достиг 95 000 кг, вес маршевой ступени — 33000 кг).

Ступени ракеты

Для первой ступени ракеты главного конструктора А.М.Исаева с 1954 года разрабатывался четырехкамерный ракетный двигатель С2.1100 с турбонасосной системой подачи топлива. Два ускорителя («боковушки») обеспечивали стартовую тягу порядка 65 тонн каждый.

Масса первой ступени составляла 54 тонны. Двигатели обеспечивали доставку конструкции на высоту 17500 метров, где происходило разделение первой и второй ступеней. Вскоре началось изготовление стартовых ускорителей первой ступени на заводе №207.
В процессе проектирования (в 1954-1956 гг) СПВРД РД-012У конструкторами ОКБ-670 было рассмотрено несколько компоновочных схем камеры сгорания (КС), модели которых отрабатывались на стендах ЦАГИ К 1957 г по окончании всего комплекса стендовой отработки РД-012 был подготовлен к летным испытаниям. Однако в 1958 г были получены новые ТТТ заказчика (ОКБ-301), и разработчикам из ОКБ-670 пришлось расширять высотный диапазон запуска двигателя и повышать его экономичность.

Доработанный двигатель с укороченной камерой сгорания РД-012У с КС диаметром 1700 мм, оборудованный ТНА и системой регулирования, прошел полный цикл заводских и совместных летных испытаний (18 пусков) в составе КР «Буря».

Двигатель продемонстрировал высокую надежность работы в экстремальных условиях на больших скоростях, при высоких температурах, что свидетельствовало о правильности заложенных конструкторских принципов Маршевая скорость «Бури» на высоте 16-25,5 км соответствовала М=2,8-3,3.

Двигатель непрерывно работал в течение 6 ч, его тяга доводилась до 12 900 кгс. Расчетную дальность полета 8000 км не удалось получить по причинам, не зависящим от СПВРД. В то время ни один из существовавших или разрабатывавшихся ЛА не имел столь высоких характеристик, многие из них не превзойдены и сегодня. В ходе работ по РД-012У был проведен комплекс фундаментальных теоретических исследований, освоены новые технологии и материалы, сооружено несколько стендов, разработаны методики испытаний, используемые и по сей день.

Источник testpilot.ru

Новая-старая ракета

Если внимательно вчитаться даже в то малое, что приводится в открытых источниках относительно LRSO, то становится ясно – новая ракета нова, по всей видимости, лишь в плане миниатюризации бортовых электронных систем, улучшенных с годами композиционных материалов, термозащиты и т.д. Нет смысла менять и компоновочную схему, так как последняя, согласно всем оценкам, является идеальной. Принцип работы системы наведения изменить не удастся по определению. Само собой, качество бортовой электроники и возможности спутниковых систем, задействованных при разработке и эксплуатации предыдущей ракеты, не сравнимы с днём сегодняшним.

Иными словами, что-то принципиально новое в ядерной крылатой ракете для ВВС ХХI века мы вряд ли увидим. Дальность полёта осталась прежней при скорости порядка 900 км/ч. Чуть снижен тротиловый эквивалент боевой части. Маловероятно, что ощутимо снизится и так ранее сведённое к минимуму КВО.

af.mil
У ВВС на вооружении остаётся крылатая ядерная ракета АLCM – AGM-86B разработки конца 1970-х.

В середине 70-х годов для оснащения стратегического бомбардировщика В-52 и перспективного в то время – В-1В рассматривались две конкурирующие крылатые ракеты: АLCM фирмы Boeing и TALCM фирмы General Dynamics. После сравнительных испытаний в 1980 году была выбрана ракета АLCM. Министерство ВВС заявило, что потребные затраты на АLCM и TALCM почти одинаковы, поэтому выбор был обусловлен тактико-техническими преимуществами ракеты АLCM, которая с самого начала проектировалась в расчёте на воздушное базирование, в то время как ракета TALCM представляла собой модифицированную ракету морского базирования «Томагавк».

После отказа использовать ракету TALCM в качестве стратегической её решили использовать в качестве тактической для ВВС и ВМС. Она получила обозначение MRASM. Однако в 1983 году по указанию Конгресса работы были прекращены, так как в них отказались принимать участи ВМС.

af.mil
На ракете установлен двухконтурный турбовентиляторный двигатель F-107-WR-100 фирмы Williams Research.

Ракета использует инерциальную систему наведения ASW-90 в сочетании с навигационной системой TERCOM (обеспечение соответствия с рельефом местности). Основополагающим принципом работы последней является уникальность всякого участка суши, который можно опознать по рельефу. Для измерения рельефа служит радиолокационный высотомер, а для измерения высоты полёта – барометрический высотомер.

definition – Р-11ФМ

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Р-11ФМ

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Р-11ФМ
Общие сведения
Страна СССР
Индекс8А61ФМ
НазначениеБРПЛ
РазработчикГРЦ
Основные характеристики
Количество ступеней1
Длина10,3 м
Диаметр88 см
Стартовая масса5500 кг
Забрасываемый вес975 кг
Вид топливакеросин
Дальность полета150 км
Тип головной частиядерная, неотделяемая
Количество боевых блоков1
Мощность заряда10 кт
Система управленияинерциальная
Способ базирования611АВ
История запусков
Состояниеснята с вооружения в 1967
Принята на вооружение1959

Р-11ФМ (индекс 8А61ФМ) — первая советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках (БРПЛ) проектов и .Разработана в ОКБ-1.

История создания

5 января 1954 года было проведено техническое совещание Главных конструкторов ракетного комплекса подводной лодки и стенда для отработки морского старта. А 26 января принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением».

Ракета Р-11ФМ разработана под руководством С. П. Королёва на базе ракеты Р-11. Пуск ракеты предполагался из надводного положения, для запуска требовалось поднять полностью заправленную ракету из шахты и удерживать ее там до старта.

Испытательные пуски проводились на полигоне Капустин Яр. Первые три пуска были выполнены в сентябре-октябре 1954 года с неподвижного стенда, имитирующего внешние обводы подводной лодки.

Следующие 11 пусков были выполнены с качающегося стенда в мае-июле 1955 года. На стенде имитировались бортовая качка (до 12°) и рыскание по курсу (до 4°) — параметры соответствовали шторму в 4 балла.Девять ракет достигли цели.

Пусковой комплекс Д-1 (С1.1372) был разработан в отделе № 7 ОКБ-1. Пусковая установка обеспечивала подъем ракеты на верхний срез шахты и её удержание при качке и во время старта. В комплекс пусковой установки входили устройство горизонтальной амортизации, поворотный пусковой стол для грубого наведения по азимуту от 0 до 180°

11 сентября 1955 года первая подводная лодка с баллистическими ракетами Б-67 была принята в состав ВМФ. В обстановке глубокой секретности, ночью с 14 на 15 сентября на борт была загружена ракета. В 17:32 16 сентября 1955 года в Белом море был проведен первый успешный запуск баллистической ракеты Р-11ФМ с экспериментальной подводной лодки Б-67 (проект 611В) Северного флота под командованием капитана II ранга Ф. И. Козлова. Во время запуска (а также двух последовавших в октябре 1956 года) главный конструктор С. П. Королев находился на борту подводной лодки.Королёв считал своё личное присутствие необходимым, чтобы почувствовать ограниченное пространство, динамику перехода из надводного положения в подводное и обратно, поведение на волне и другие особенности подводного плавания.

В 1955 году документация на ракеты Р-11, Р-11М и Р11-ФМ, дальнейшая разработка и постановка на серийное производство были переданы в СКБ-385, а 11 марта 1955 года, по рекомендации С. П. Королева, главным конструктором СКБ-385 был назначен ученик Королева Виктор Петрович Макеев.

Государственные испытания

В 1957 году был завершен выпуск рабочей документации на ракету Р-11ФМ и стартовый комплекс, согласованы вопросы размещения на подводных лодках проектов АВ-611 и 629, проведены летно-конструкторские испытания серийной ракеты с качающегося стенда (4 пуска). Председателем госкомиссии был Г. М. Табаков, техническим руководителем — В. П. Макеев.

Затем последовали государственные летные испытания. Председатель госкомиссии был назначен командующий Северным флотом вице-адмирал А. Е. Орел, а техническим руководителем — В. П. Макеев. Были выполнены 5 пусков с подводной лодки проекта АВ-611. 20 февраля 1959 года по результатам испытаний ракета была принята на вооружение.

Эксплуатация

Всего с 1958 по 1967 год было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18 (7 — из-за ошибок личного состава, 3 — по причинам отказа систем ракет, 8 — причины определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.

Носители

Основная статья: Подводные лодки проекта 611

В боевой состав ВМФ были введены пять дизельных подводных лодок проекта 611АВ с ракетами Р-11ФМ. Главный конструктор — Н. Н. Исанин. Это была первая морская группировка системы стратегического вооружения.

Файл:Agm119 penguin.gifЭто незавершённая статья о ракетном оружии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Базирование[ | ]

Крейсер проекта 58, с двумя счетверёнными ПУ ракет П-35. Ракета П-35 запускалась с ряда различных пусковых установок. На ракетных крейсерах проекта 58 устанавливалась счетверённая поворотная пусковая установка СМ-70. Расположенная на вращающемся основании, установка могла поворачиваться в сторону цели, тем самым облегчая наведение ракет на начальной стадии полёта. Установка также имела возможность перезарядки в море из ракетных погребов, где хранился запасной боекомплект — но из-за сложности такелажных работ с тяжёлыми ракетами, на перезарядку нельзя было положиться.

Ракетные крейсера проекта 1134 получили две спаренные неперезаряжаемые ПУ КТ-35, наводившиеся только в вертикальной плоскости.

Модификация ПКР, предназначенная для подводных лодок, ракета П-6 запускалась из контейнерной пусковой установки СМ-49. Запуск был возможен только в надводном положении, при скорости субмарины не более 8 узлов и волнении моря не более 4 баллов. Перед запуском, пусковая установка (смонтированная в корпусе) поднималась на угол до 15 градусов.

Предпосылки создания

Необходимость в новых ракетах-носителях у Китая возникла в конце 90-х — начале 2000-х годов. Развитие космической программы требовало вывода компонентов орбитальных станций, регулярных грузовых и пилотируемых миссий на низкую опорную орбиту, вывода тяжёлых спутников на геостационарную орбиту, а также запуска исследовательских аппаратов Солнечной системы. Целью было создание линейки безопасных, надёжных и экономичных ракет-носителей, покрывающих полный спектр полезных нагрузок, от лёгких до тяжёлых, которые впоследствии смогли бы полностью заменить действующие ракеты серий Чанчжэн-2, 3 и 4. Важным шагом стало решение перейти с высокотоксичной и дорогостоящей топливной пары гидразин и тетраоксид диазота на более безопасные, производительные и экономически выгодные керосин, жидкий кислород и жидкий водород.

Проект анонсировали в 2001 году, однако серьёзные работы по его развитию начались только в 2007. Изначальные планы включали в себя создание семейства модульных ракет «Чанчжэн-5», разные модификации которых могли бы доставлять на низкую опорную орбиту грузы от 1,5 до 25 т. Впоследствии, было проведено разделение на отдельные серии по выводимой полезной нагрузке: легкого класса — «Чанчжэн-6», среднего класса — «Чанчжэн-7» и тяжёлого класса — «Чанчжэн-5». Вся новая линейка ракет-носителей использует общие структурные компоненты, в том числе ракетные двигатели, что позволило существенно снизить как время, так и стоимость разработки и производства.

Российские бомбардировщики получат крылатые ракеты Х-50: что изменится?

Леонид Нерсисян, 25 декабря 2020, 09:41 — REGNUM Арсенал Воздушно-космических сил (ВКС) России скоро пополнит новый тип авиационных крылатых ракет — Х-50. Достаточно подробный анализ и характеристики ракеты привёл авторитетный эксперт Петр Бутовский в статье, опубликованной британским военным агентством Jane’s. Посмотрим, о какой ракете идёт речь и как она повлияет на возможности ВКС России.

Воздушно-космические силы России

Х-50 сильно улучшит возможности дальних бомбардировщиков Ту-22М3М

Ракета, согласно данным источника, получившая название Х-50, разрабатывалась АО «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» им. А. Я. Березняка» в рамках программы Х-СД. По своим габаритам она меньше крылатых ракет Х-55СМ и Х-101/102, благодаря чему может применяться не только со стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС, но и с модернизированных дальних бомбардировщиков Ту-22М3М (один самолёт может нести до шести ракет). По дальности полёта Х-50 уступает вышеуказанным ракетам, но имеющихся 1500 км вполне достаточно для поражения большинства наземных целей без входа в зону противовоздушной обороны противника. При этом сочетание инерциальной и спутниковой системы наведения на маршевом участке полёта и электронно-оптической цифровой корелляционной системы «Отблеск» на конечном участке позволяет поражать цели с предполагаемой точностью до 4−5 метров. Кроме того, ракета оснащена станцией постановки активных помех и может лететь по маловысотному профилю, что в сочетании с радиолокационной малозаметностью очень усложняет перехват Х-50 силами ПВО противника.

Ракета Х-55

Установка ракет Х-50 на дальний бомбардировщик Ту-22М3М заметно повышает его возможности — ранее самолёт использовал устаревшие противокорабельные ракеты Х-22 (имеют слабую помехозащищённость) и свободнопадающие бомбы. Теперь эта машина сможет решать намного более широкие задачи. Ко всему прочему, уменьшенные габариты Х-50 дают возможность нести их во внутреннем отсеке бомбардировщика, в пусковой установке револьверного типа — это позволит не увеличивать сопротивление при полёте машины, а значит, и не так сильно уменьшать дальность и скорость полёта самолёта, как это было бы при подвеске ракет на внешние узлы

Это очень важно, учитывая тот факт, что, согласно договорённости с США, на Ту-22М3 не установлены системы дозаправки в воздухе

Ту-22М3

Mil.ru

Гиперзвуковые крылатые ракеты и Х-50 попадут в ГПВ-2027?

Помимо Х-50, в британской статье также упоминаются работы по разработке гиперзвуковой крылатой ракеты авиационного базирования «Гиперзвуковая управляемая ракета» (ГЗУР). Это изделие должно будет преодолевать до 1500 км и развивать скорость М=6 (шесть скоростей звука). Судя по всему, ракета будет противокорабельной (ПКР), что позволяет предполагать наличие некой унификации с ПКР «Циркон», которые в будущем планируется размещать на российских кораблях.

Гиперзвуковая ракета

Иван Шилов ИА REGNUM

Согласно данным источников в российской промышленности, обе ракеты планируется производить в рамках Государственной программы вооружений на 2018−2027 годы. Более того, к 2020 году планируется производить около 50 единиц ГЗУР в год.

Подробнее: Как будут вооружаться Вооружённые силы России в следующие десять лет?

Конечно, разработка ГЗУР может и затянуться в связи со сложностью задачи, а вот Х-50 наверняка будет принята на вооружение совсем скоро, так как с её созданием серьёзных проблем возникнуть не должно — российская промышленность в последние годы активно производит изделия подобного класса.

РЛС П-15 и П-19

С помощью этих систем ПВО РФ выявляются низколетящие цели. Они состоят на вооружении с 1955 года. Этими РЛС комплектуют артиллерийские, радиотехнические и зенитные формирования, пункты управленческих и оперативных звеньев ПВО. Станция транспортируется с помощью одного автомобиля с прицепом. РЛС производят развертывания в течение десяти минут. Станция работает в когерентно-импульсном и амплитудном режимах.

РЛС П-15

Посредством РЛС П-19 осуществляют разведку на средних и малой высотах. Затем полученная информация передается в командный пункт. Эта РЛС представляет собой подвижную двухкоординатную радиолокационную станцию, для перевозки которой используют два автомобиля. Первый используется для перевозки индикаторной, приемопередающей аппаратуры, средств для защиты от помех, тогда как второй – антенно-поворотного устройства и агрегатов, обеспечивающих электропитание системы.

Даешь малые высоты!

Появлению нового поколения крылатых ракет предшествовал ряд технологических новшеств.

К ним можно отнести: уменьшение размеров ядерных боевых частей, миниатюризацию радиоэлектронных комплектующих и появление интегральных схем (а с ними и портативных быстродействующих цифровых вычислительных машин и схем управления с небольшим энергопотреблением), новое математическое обеспечение, появление компактных и экономичных турбореактивных двигателей, высокоэнергетических топлив, новых материалов и технологий в производстве летательных аппаратов. Авиация в ходе локальных войн осваивала малые и предельно малые — в десятки метров — высоты и сокращала время пребывания в зоне действия ПВО противника. С другой стороны, уже исчерпала себя концепция массированного ядерного удара, даже ядерное оружие требовало более избирательного применения. Им предполагали наносить удары только по важным военным и промышленным объектам — стартовым позициям ракет, военно-морским базам, пунктам управления, складам ядерного оружия и ГСМ, электростанциям, узлам коммуникаций.

В конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века практически одновременно в СССР и в США специалисты проработали концепцию нового боеприпаса большой дальности — малогабаритной дозвуковой (0,5—0,8М) крылатой ракеты малой заметности, реализующей полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности, с автономной системой наведения на основной части траектории. Стратегические КР такого типа уже не замахивались на межконтинентальные дальности: они должны были позволить своим носителям произвести массированный пуск, оставаясь вне пределов поражения средствами противовоздушной, противолодочной или противокорабельной обороны противника, его тактических ракет. Главными достоинствами КР должны были стать: небольшие размеры (которые позволили бы разместить большой боекомплект во внутренних бомбоотсеках бомбардировщиков, на кораблях и подводных лодках), возможность залпового пуска и подхода нескольких ракет к цели с разных направлений, незначительная радиолокационная заметность, малое время нахождения в «поле зрения» ПВО, всепогодность.

Полет на сверхмалых высотах с огибанием рельефа сложен в исполнении и невыгоден с точки зрения дальности полета. Обеспечение точного автономного выведения ракеты в район цели требовало специальной корреляционной системы. При небольших габаритах задача становилась особенно сложной. Требовались новые точные трехмерные карты земной поверхности. И в СССР — при наличии серьезных теоретических проработок — практические работы по этой теме развернули уже после появления сообщений об аналогичных разработках в странах НАТО.

Семен Федосеев

Двигатель

Силовая установка создавалась ОКБ-586 на базе имеющихся наработок по ЖР РД-212. Они связаны с разработкой стартовой ступени крылатой ракеты «Буран». В 1955-1957 годах велось проектирование и тестирование двигателя типа РД-214. За время испытаний провели более сотни огневых проверок камер, давших возможность определиться с оптимальной конструкцией цилиндрического отсека сгорания. Ее оснастили плоской форсуночной головкой и трехуровневой системой образования рабочей смеси, что позволило повысить экономический эффект и производительность.

Подгонка параметров силового агрегата в полной компоновке осуществлялась в две стадии. Сначала инженеры корректировали запуск и проверку функциональности в течение определенного времени. На следующей стадии проводились огневые испытания, связанные с корректировкой разбросов импульсов, чтобы обеспечивался показатель точности. Опытным путем выяснили, что лучше всего этот параметр достигается при деактивации двигателя на этапе конечной тяговой ступени. В результате мотор РД-412 стал первым мощным ракетным двигателем жидкостного типа, функционирующим при дросселировании до 33 процентов номинальной тяги. При создании указанного агрегата считалось, что данный процесс на азотно-кислотных приспособлениях невозможен. На финальной стадии разработчики отрабатывали двигатель на стендах и при доводочных испытаниях. Тяга установки у земли составила 64,75 тонны, в пустоте — 70,7 т, в режиме конечной ступени — 21 т.

Прочие параметры:

  • импульс удельный — 230 единиц;
  • тип окислителя — АК-27И, в состав которого входит азотная кислота, оксид алюминия, вода и ингибиторы;
  • горючее — керосин с полимердистиллятом и легким маслом;
  • тип подачи топлива — при помощи наддува баков и турбинного насоса;
  • период работы — 140 секунд;
  • пусковое горючее — самовоспламенитель с окислителем, загружаемый перед основной заправкой.

Боевые возможности

По готовности ракета Р-12 8К63 имеет несколько позиций:

  1. Полная готовность. Заправлены все виды топлива вместе с пусковым горючим. Время нахождения в таком состоянии — 30 дней, готовность к пуску составляет 20 минут.
  2. Повышенная готовность. Ракета находится на стартовом поле, в систему введены все необходимые данные для пуска. Готовность до старта составляет 60 минут, период нахождения в таком состоянии — три месяца.
  3. Повышенная готовность второй степени. Ракета на технической позиции с подготовленными гироприборами. В таком состоянии оружие может находиться на протяжении семи лет (всего гарантийного срока). Расчетное время до пуска — 200 минут.
  4. Постоянная готовность. Ракета в проверенном состоянии, на техпозиции, без головной части и специальных приборов.

К типам боевого оснащения ракеты Р-12, характеристики которой указаны выше, относится обычный, фугасный боевой блок весом 1,36 тонны. Кроме того, комплекс мог оснащаться ядерной боеголовкой под кодом «изделие 49».

Крылатые ракеты: история вопроса

Специалисты НИИ вооружения ВМС Народной освободительной армии Китая (НОАК) отмечают, что развитие технологий КР стало возможным после появления в США, а затем и в СССР разработок в области создания компактных турбореактивных двигателей одноразового применения.

Советские специалисты создали надежнейший образец подобных силовых установок под обозначением “ТРДД-50БМ”. Двигатель позволяет запускать крылатые ракеты, которые оборудованы системой наведения по каналу ГЛОНАСС и оснащаются либо обычной фугасной боевой частью (БЧ) весом 450 кг, либо ядерной БЧ с мощностью 100 кТ в тротиловом эквиваленте.

Турбореактивный двигатель ТРДД-50АТ

В публикациях специализированного издания КНР “Корабельное знание” отмечается, что первыми разработку КР завершили американские специалисты. Они создали известную ракету берегового базирования BGM-109G “Томахок” (Tomahawk). Несколько позже советские конструкторы разработали целую серию КР морского (РК-55), воздушного (Х-55) и берегового (РК-55) базирования.

КР воздушного базирования Х-55

Технические особенности проектов

Создавая крылатые ракеты, советские конструкторы учитывали, прежде всего, максимальную длину (8,2 метра) и калибр (533 мм) основного торпедного аппарата (ТА). Советская КР РК-55 требовала 20 минут на подготовку к старту и имела дальность пуска 3000 км, что на 500 км больше, чем у американского “Tomahawk”.

В версии для ПЛ советскую РК можно запускать из подводного положения (глубина 30–60 м) и на скорости 5–7 узлов. Следует отметить, что китайские специалисты внимательно наблюдают за процессом эволюции как советских/российских КР морского базирования, так и самих носителей – надводных кораблей и подводных лодок.

В начале 80-х гг. прошлого столетия специалисты “НПО машиностроения” на базе РК-55 создали двухступенчатую двухрежимную противокорабельную ракету (ПКР) 3М55(П-800) “Оникс”/”Яхонт” под калибр ТА 533 мм.

Противокорабельная ракета 3М55 “Яхонт”

Ракета имеет вес 2000 кг. Способна менять скорость полета с дозвуковой (0,8 МАХа) на сверхзвуковую (2,2 МАХа) на протяжении всего полета (200 км). На ее базе уже после распада СССР создана универсальная ПКР 3М-51 “Альфа”. После некоторой доработки пускового твердотопливного ускорителя ракета получила дальность 2300 км и новое обозначение 3М-54, а для экспорта создана версия 3М-54Э.

Для нужд ВМФ РФ выпускаются аналоги ракет серии “Клаб” под условным обозначением “Калибр”. Их вариантом является оперативно-тактическая ракета Р-500 комплекса “Искандер”. Ракета обладает дальностью пуска 500 км и создана, чтобы “обойти” условия соглашения по ограничению дальности пуска ракет средней и меньшей дальности.

Ракетный комплекс “Искандер”

Ракета Р-5М

Основные характеристики

Максимальная дальность стрельбы, км

Начальная масса ракеты, кг

Масса головной части, кг

Масса компонентов ракетного топлива
(жидкий кислород, этиловый спирт,
перекись водорода, газ), кг

Тяга ДУ на земле, кгс

1200

28610

1300

24760

43860

Ракета Р-5М – первая стратегическая ракета – разрабатывалась на базе ракеты Р-5 в соответствии с Постановлением от 19
апреля 1954 года и предназначалась для доставки атомного заряда на дальность 1200 км. Работы начались в конце 1953
года.
Необходимо было разработать новую более короткую коническую головную часть (ГЧ), которая обеспечила бы требуемое для
автоматики уменьшение скорости встречи ГЧ с землей в два раза.
Наличие ядерного заряда вызвало необходимость повышения надежности ее системы управления для того, чтобы ошибка
или повреждение в одной цепи системы управления не приводила к отказу ракеты в целом.
Требовалось также существенно упростить процесс подготовки ракеты к пуску, уменьшить его трудоемкость, сократить число
обслуживающего персонала. Предстояло разработать технологию совместных испытаний двух изделий в целом: ракеты и ГЧ с
ядерным зарядом после их стыковки и весь многоступенчатый технологический график работ на стартовой позиции.
Для повышения надежности ракеты Р-5М все цепи бортовой части СУ и радиокомплекса были дублированы, автомат стабилизации
имел два независимых канала, рулевой агрегат имел не четыре, как у всех ранее разработанных ракет, а шесть рулевых машин.
Дублированы источники питания СУ, а для управления дальностью полета применили трехканальный интегратор. Приборы СУ для
уменьшения воздействия виброперегрузок перенесли из хвостового в межбаковый отсек. Дополнительно в состав бортовой СУ ракеты
Р-5М была введена новая система аварийного подрыва ракеты (АПР). Имелось в виду, что если из-за каких-либо отказов
произойдет значительное отклонение ракеты от программной траектории, то ее надо уничтожить в полете с помощью системы
АПР или прекратить полет путем аварийного отключения двигателя. Также была введена полностью автоматизированная система
запуска двигателя ракеты Р-5М.
Летные испытания проводились в два этапа: заводские и летно-конструкторские испытания. Из 14 ракет 13 достигли цели. Первый успешный пуск ракеты Р-5М провели 21 января 1955 года.
2 февраля 1956 года проведен пуск ракеты Р-5М с реальным атомным зарядом. Пролетев 1200 км, головная часть без разрушения
дошла до земли в заданном районе. Сработал ударный взрыватель и произошел наземный ядерный взрыв.21 июня 1956 года ракета Р-5М принята на вооружение. В 1959 году два ракетных полка, вооруженные ракетами Р-5М первыми
среди ракетных частей заступили на боевое дежурство. Ракета Р-5М стала первой отечественной стратегической ракетой-носителем
атомного заряда и положила начало созданию ракетно-ядерного щита Родины.

На базе ракеты Р-5 были созданы геофизические ракеты Р-5А, Р-5Б, Р-5В.21 февраля 1958 года ракетой Р-5А установлен мировой рекорд высоты для одноступенчатой ракеты – 473 км с полезным грузом
массой 1520 кг и спасен объект массой 1350 кг.

Ракета Р-5В. Установка на пусковой стол.
Запуски этой ракеты проводились до 1975 года (в том числе по программе “Вертикаль”)

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий