Тактико-технические характеристики[ | код]
Тактико-технические характеристики ракет семейства «Калибр», стоящих на вооружении Вооруженных Сил России, доподлинно неизвестны.
По сообщениям от 2012 года, дальность стрельбы ракетами «Калибр» по морским целям составляет 375 км, по наземным — 2600 км.
По ряду других сообщений, дальность 3М14 составляет от 2000 км до 2600 км (в термоядерном боевом оснащении).
11 марта 2016 года на церемонии поднятия Андреевского флага на фрегате «Адмирал Григорович» командующий Черноморским флотом ВМФ РФ заявил, что данный корабль имеет область боевого воздействия в 800 тыс. км² при стрельбе по морским целям, и в 7 млн км² — при стрельбе по наземным объектам. Это говорит о возможности корабля поражать надводные цели в радиусе около 500 км, наземные — в радиусе около 1500 км (с неядерной боевой частью)..
19 октября 2017 года, выступая в рамках дискуссии в клубе «Валдай», Верховный главнокомандующий ВС РФ Президент России В. В. Путин назвал дальность полета КР «Калибр» морского базирования — 1400 км.
Как сообщили в начале февраля 2019 года высокопоставленные источники в госструктурах, дальность ракеты «Калибр-НК» морского базирования в случае переноса на сушу составит до 2,6 тыс. км.
Тактико-технические характеристики ракет в экспортном исполнении | код
Ракета | 3М-54Э | 3М-54Э1 | 3М-14Э | 91РЭ1 | 91РТЭ2 |
---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | |||||
Длина, м | 8,22 | 6,20 | 6,20 | 7,65 | 6,20 |
Диаметр, мм | 533 | 533 | 533 | 533 | 533 |
Стартовая масса, кг | 2000 | 1500 | 1770 | 2100 | 1200 |
Боевая часть | Проникающая фугасная200 кг | Проникающая фугасная400 кг | Осколочно-фугасная или проникающая фугасная 450 кг | Торпеда АПР-3МЭ | Торпеда МПТ-1УМЭ |
Дальность полёта | 220 км | 300 км | 300 км | 50 км | 40 км |
Скорость полёта, в числах Маха (М) | На марше: 0,8 У цели: 2,9 | 0,8 | 0,8 | 2,5 | 2,0 |
Траектория (высота полета) | На марше: 20 м У цели: 10 м | 20 м | Над морем: 20 м Над сушей: 50-150 м | Баллистическая | Баллистическая |
Система управления | ИНС + РЛГСН | ИНС + РЛГСН | ИНС + РЛГСН + коррекция по данным ГЛОНАСС или GPS | ИНС | ИНС |
Радиолокационная головка АРГС-54Э | код
АРГС-54Э предназначена для обнаружения и точного наведения крылатых ракет на надводную цель на конечном участке траектории полёта ракет 3М-54Э
- Основные тактико-технические характеристики
- Может быть использована как при одиночном, так и при групповом применении ракет.
- Обеспечивает наведение ракеты на цель в секторе углов по азимуту ± 45°, по углу места — от +10° до −20°.
- Максимальная дальность действия — до 65 км.
- Может быть использована в любое время суток при температуре окружающего воздуха от −50 °C до +50 °C, в условиях дождя и тумана, волнении моря до 6 баллов.
- Массо-габаритные данные:
- масса без обтекателя — не более 40 кг;
- диаметр (максимальный) — 420 мм;
- длина — 700 мм.
Радиолокационная головка АРГС-14Э | код
АРГС-14Э предназначена для точного наведения крылатой ракеты на наземные цели на конечном участке траектории полета ракет Club-N и Club-S в условиях противодействия.
- Основные тактико-технические характеристики
- Может быть использована как при одиночном, так и при групповом применении ракет.
- Обеспечивает обнаружение наземных целей в секторе углов по азимуту ± 45°, по углу мест — от +10° до −20° по различным траекториям.
- Максимальная дальность действия — до 20 км.
- Может быть использована в любое время суток при температуре окружающего воздуха от +60 °C до −50 °C, в сложных метеоусловиях на любой географической широте.
- Массо-габаритные данные:
- масса без обтекателя — не более 40 кг;
- диаметр (максимальный) — 514 мм;
- длина — 660 мм.
Устарел ли «Базальт»?
Комплекс «Базальт» в момент принятия на вооружение превосходил по своей эффективности и тактико-техническим характеристикам все существующие советские и разрабатываемые зарубежные комплексы такого же назначения. И до сих пор он, пусть и в модифицированном варианте П-1000 «Вулкан», но остается на морской службе. В частности, именно «Вулканами» с крылатыми ракетами П-1000, представляющими собой чуть облегченную, получившую большую дальность и новую систему управления ракету П-500, вооружен действующий флагман Черноморского флота — ракетный крейсер «Москва». Такой же комплекс несет на борту ракетный крейсер «Варяг», флагман Тихоокеанского флота России. А ракетный крейсер «Маршал Устинов», по-прежнему несущий службу на Северном флоте, как и раньше, имеет на вооружении старый добрый «Базальт».
Ракетный крейсер «Маршал Устинов», вооруженный системой «Базальт» с крылатыми ракетами П-500.
В последнее время и российские, и западные конструкторы-ракетчики постепенно отказываются от создания тяжелых противокорабельных крылатых ракет. Ставка сделана на создание плотного «роя» легких противокорабельных крылатых ракет, каждая из которых в одиночку не способна пустить на дно достаточно большой корабль, но попадание нескольких сразу наверняка будет для него смертельным. При этом плотный рой обеспечивает перегрузку систем наведения корабельной ПВО, и за счет этого атакующая «стая» получает более высокие шансы добраться до цели. Но все эти соображения не свидетельствуют, что пора списывать со счетов надежный «Базальт» и его наследников — «Вулкан» и «Гранит». По мнению экспертов, сочетание тяжелых противокорабельных крылатых ракет с их более легкими «сестрами» может быть гораздо более эффективным, чем применение каждого вида в отдельности.
По материалам сайтов:http://rbase.new-factoria.ruhttp://bastion-karpenko.ruhttp://testpilot.ruhttp://wartools.ruhttp://www.cruiser-moskva.infohttp://razgromflota.ruhttp://ot-a-do-ya.orghttp://bastion-opk.ruhttp://kollektsiya.ruhttp://militaryrussia.ruhttp://tvzvezda.ruhttp://www.deepstorm.ruhttps://ru.wikipedia.orghttp://vpk-news.ru
/Антон Трофимов, topwar.ru/
Разработка
Разработка Р-40 началась в 1960 году, а государственные испытания завершились в 1962 году . Он был разработан Институтом научных исследований GKRE п о 208, позже известный как NIIIP и части Министерства промышленного радио (Минрадиопром). Этому научно-исследовательскому центру при разработке опытного образца оказало содействие конструкторское бюро ОКБ-588 (впоследствии это бюро было переименовано в ЛЭМЗ – Лианозовский электромеханический завод). В году принят на действительную службу в Зенитные войска Красной Армии ( ПВО ).
В 1965 году , Р-40 получил индекс ГРАУ , (эквивалент французского DGA ) из «1S12» , когда он был принят в качестве радара цели приобретения для 2K11 Krug мобильного земля-воздух системы .
Между и 1968 годами радар был усовершенствован, что увеличило дальность его обнаружения. Позже, между и 1970 годами , его возможности обнаружения были дополнительно расширены, а его надежность повысилась.
Комплекс П-800 / 3К55 Оникс / Яхонт – SS-N-26 STROBILE
ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)Комплекс П-800 / 3К55 “Оникс”, ракета 3М55 / К-310 “Оникс” – SS-NX-26 / SS-N-26 STROBILEКомплекс 3К55Э “Яхонт”, ракета 3М55Э “Яхонт” – SS-N-26 STROBILE
Комплекс 3К55Э “Яшма” (экспортный вариант для ПЛ)Комплекс “Яхонт-А” (авиационный)
Противокорабельная крылатая ракета / унифицированная противокорабельная крылатая ракета. Постановление СМ СССР о начале работ по разработке ракеты принято 05.06.1981 г. Эскизный проект разработан и принят НПО “Машиностроение” (ОКБ-52 В.Н.Челомея) 10.03.1982 г. Генеральный конструктор – Г.А.Ефремов, главный конструктор – В.А.Модестов (источник). С 1991 г. группу разработчиков ракеты возглавил главный конструктор направления Вадим Меркулов (источник). В 2011 г. организована группа ведущих конструкторов по теме 3М55 (с Сергеем Бунаковым, Денисом Витушкиным, Юрием Воротынцевым и Алексеем Найденовым).Испытания ПКР предполагалось начать в 1987 г., но в 1987 г. провден лишь бросковый пуск ракеты 3М55 с МРК “Накат” пр.1234.7, после чего МРК принят на вооружение. В 1991 г. выпущена техническая документация, освоено производство, проведены наземные испытания ракет. В период с 1992 по 1998 г.г. вероятно проводились испытания подводного варианта ПКР “Оникс” на ПЛАРК К-452 пр.06704 (модернизированная ПЛАРК пр.670М), но по состоянию на 2000 г. испытания не завершены и ракета не принята на вооружение. В надводном варианте испытания проводились на МРК “Накат” пр.1234.7 (см.ниже), в 1996 г. комплекс принят в опытную эксплуатацию ВМФ России. В феврале 1998 г. подписано соглашение с Индией на совместное создание ракетного комплекса BrahMos.После длительных перерывов, государственные испытания на МРК “Накат” пр.1234.7 завершены к концу 2002 г. и Постановлением правительства России от 23.09.2002 г. ПКР 3М55 “Оникс” была принята на вооружение ВМФ. Производство ракет ведется на ПО “Стрела” (г.Оренбург). Отличается от других разработок ОКБ-52 выполнением принципа “выстрелил и забыл”, “lo-hi-lo” профилем полета и универсальностью применения с любых стартовых платформ (вода, воздух, земля). Ракета и комплекс “Оникс” предназначены для размещения на надводных (экспортный вариант “Яхонт”) и подводных (экспортный вариант “Яшма”) судах. Встречалось так же названия комплекса П-800 и П-100.
P26/40 в игре
Исследование и прокачка
Средний танк P26/40 исследуется на M15/42 за 4 160 .
Орудие | |
Cannone da 75/32 | |
1800 23500
Башня | |
P26/40 mod. 43 | |
1150 4900
Орудие | |
Cannone da 75/34 | |
2200 29000
Ходовая | |
P26/40 mod. 43 | |
1080 4850
Двигатель | |
SPA 342 | |
830 11400
Двигатель | |
Maybach HL 120 evoluzione | |
1440 16100
Радиостанция | |
R.F. 2 C.A. | |
1400 8200
Итог: | |
Кредиты: | 97950 |
Опыт: | 9900 |
- Комментарии к прокачке
- Проходное орудие улучшит огневую мощь и необходимо для дальнейшего изучения на пути к P.43.
- Башня улучшит обзор и прочность, позволит установить лучшее вооружение.
- Орудие обладает отличными для своего уровня уроном и бронепробитием. Его установка возможна без улучшенной ходовой, однако запаса грузоподъёмности не хватит на апгрейд двигателя и установку полного набора оборудования.
- Ходовая улучшит динамику и манёвренность, позволит установить на танк всё, что можно.
- Двигатели существенно улучшат динамику и пригодятся на следующем танке.
- Радиостанция увеличит дальность связи. При изучении следующего танка радиостанция откроется автоматически, что позволяет сэкономить опыт.
Боевая эффективность
Бронирование танка может отбивать снаряды 3 уровней и шальные снаряды 4 и 5 лвл. На броню особо рассчитывать не стоит, она как и на большинстве танков 4 уровня.
Особенностью P26/40 является орудие, которое имеет фугасы с пробитием 70 мм. Фугасы пробивают 70 мм, ББ – 97 мм, кумули – 130 мм.
Альфа фугасов 175 единиц, это примерно половина ХП большинства танков 4 уровня. Пробития не хватает чтобы пробивать всех подряд фугасами, для этого стоит возить половину боекомплекта ББ.
Перезарядка 4 секунды, противники иногда не успевают среагировать на выстрел, как отправляются в ангар. Игра в ТОПе одно удовольствие, попадая к 5 уровням придется чаще использовать ББ вместо фугасов. Важным для этого танка станет знание бронирования танков.
Стиль игры не похож на остальные фугасные танки, у этой пушки хорошая точность и время сведения. В верху списка стоит играть на ближней и средней дистанции, попадая к 6 уровням стоит играть на дальней и средней. Стоит помнить что фугасы не единственные снаряды, а еще есть ББ с хорошим пробитием.
Итог:
В топе танк на фугасах нагибает почти всех. Попадая к 5 или 6 уровням, фугасы стоит заряжать для мало бронированных танков. Для нагиба на этом танке обязательно нужно знать бронирование большинства танков (примерно).
- Достоинства:
- хорошее бронепробитие фугасов;
- приемлемая броня для СТ-4;
- приемлемая динамика;
- хорошие УВН.
- Недостатки:
- не подходит для прокачки экипажа для машин более высокого уровня;
- высокая стоимость фугасов по сравнению с бронебойными снарядами..
Оборудование, снаряжение и боекомплект
ББ36
КСспец34
ОФ30
- Оборудование
- Турбонагнетатель — позволит активнее дейстовать на поле боя.
- Усиленные приводы наводки — позволят быстрее сводиться.
- Улучшенная вентиляция — улучшит все основные характеристики машины.
- Снаряжение
Стандартный набор снаряжения — ремкомплект, аптечка и огнетушитель.
- Боекомплект
Основную часть боекомплекта составляют фугасные снаряды, имеет смысл возить несколько бронебойных для экранированных противников и специальных кумулятивных снарядов для встречи с бронированными противниками.
История изменений
Основная статья: История изменений P26/40
История изменений
- Обновление 1.0.1
Введён на основной сервер в качестве итальянского среднего танка IV уровня.
- Обновление 1.9
- Боезапас орудия Cannone da 47/40 изменён с 120 до 210 снарядов.
- Боезапас орудия Cannone da 75/32 изменён с 68 до 100 снарядов.
- Боезапас орудия Cannone da 75/34 изменён с 68 до 100 снарядов.
- Стоимость ремонта уменьшена на 35%.
- Доходность уменьшена на 11%.
- Прочность с башней P26/40 mod. 41 изменена с 320 до 510 единиц.
- Прочность с башней P26/40 mod. 43 изменена с 350 до 540 единиц.
Огромные морские корабли на подводных крыльях: «Комета», «Колхида» и «Циклон»
Кроме речных «пароходиков», в ЦКБ Алексеева активно разрабатывали морские скоростные теплоходы разнообразных типов.
Первым серийным образцом стала «Комета», оснащенная модернизированными дизельными двигателями, запущенная в производство в 1961 году.
С 1962 по 1982 год было выпущено 125 «Комет» с «ёмкостью» до 120 пассажиров в зависимости от модификации. Из ни 39 ушли на экспорт.
В 1982 году на смену «Комете» появилась усовершенствованная «Колхида» на 120-140 пассажиров, также с дизельными двигателями.
Этот тип получил прочный сварной корпус с полноценным разделением на 9 водонепроницаемых отсеков, что обеспечивает непотопляемость судна обеспечивается при заполнении любых двух смежных отсеков.
Завершили славную линейку двухпалубный флагман «Циклон» и малое морское судно «Ласточка», сошедшие со стапелей в 1986 году.
Производство первых планируется возродить в ближайшее время для освоения морских маршрутов Балтики и Дальнего Востока – в обновлённом варианте с индексом “250”.
И ещё теория. Какие подводные крылья бывают?
Частично погруженное крыло
Существует два типа подводных крыльев:
- частично погружённое — U-образное
- полностью погружённое — в форме перевёрнутого Т
Частично погруженные крылья во время движения на полной скорости находятся на границе между водой и воздухом, поднимая корпус над водой.
Современное полнопогруженное крыло
Погруженные крылья появились недавно: хотя они снижают качку до нуля, им требуется постоянная коррекция и управление, что удалось реализовать только благодаря современным компьютерам.
Их используют гибридные суда, сочетающие обычный корпус, не использующий глиссирование, и подводные крылья для снижения качки в движении.
История этой конструкции насчитывает много лет, много важных вех и открытий. Почти каждая связана с русским авиаконструктором Ростиславом Алексеевым и его КБ.
Подвижный ракетный комплекс РК-55 «Рельеф» (СССР)
Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет. Однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились.
Многие считали ненужным создание стратегических крылатых ракета, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственных ассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для крылатых ракет нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета. В пользу крылатых ракет говорили их относительная простота и дешевизна, возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) транспортных средств, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет малой высоты полета и, как следствие, малой радиолокационной заметности.
В конце концов, советское правительство решилось на симметричный ответ Америке и начало разработку собственных «Томагавков» — РК-55. Ракеты типа РК-55 близки по своим характеристикам к американским ракета морского базирования «Томагавк» и наземного базирования BGM-109G.
Ходят слухи, что в ходе испытаний один из опытных образцов ракеты «Томагавк» залетел на Кубу, а оттуда попал в Свердловск. Так или иначе, но в 1975–1976 гг. в КБ «Новатор» (бывшее ОКБ-9) под руководством Л.B.Люльева была начата разработка нового поколения советских крылатых ракет, предназначенных как для корабельного, так и для наземного базирования. На базе морской стратегической крылатой ракеты «Гранат» разрабатывалась ракета РК-55 для наземного подвижного ракетного комплекса. В 1984 г. ракета РК-55 была принята на вооружение. Ракетный комплекс с крылатой ракетой средней дальности РК-55 не развертывался в связи с реализацией договора о ликвидации РСМД (развертывание предполагалось произвести в 1987-1990 годах). В 1987 году на базе хранения в Елгаве было 84 ракет с ТПК и 6 пусковых установок, изготовленные образцы ракет и ПУ уничтожены в июне 1989 года в Елгаве.
Ракета РК-55 оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. Крейсерская скорость соответствует М=0,7; максимальная дальность 3000 км, система наведения инерциальная, с корреляцией по рельефу местности. Ракета представляла собой оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Двигатель расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности.
В ракете РК-55 применена инерциальиая система наведения с коррекцией местоположения, основанная на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты являлась одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты независимо от протяженности, погодных условий и т. д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).
Комплекс состоял из:– автономной СПУ;– машины транспортировки и заряжания;– машины управления МБУ;– наземного комплекса оборудования.
Пусковая создана на базе шасси МАЗ-79111/543М как автономная самоходная ПУ с индексом 9В2413 под 6 КРБД. Состав оборудования, установленного на пусковую: аппаратура навигации, ориентирования и топографической привязки, автоматика производства старта ракеты и оборудование для ввода полетных данных.
Данные крылатой ракеты средней дальности РК-55Длина ракеты со стартовым ускорителем, м 8,09Диаметр ракеты, м 0,514Размах крыла, м 3,3Вес ракеты, т:в контейнере 2,44без контейнера 1,70Дальность стрельбы максимальная, км 300Скорость полета, м 0,7–0,9
Данные пусковой установкиБаза МАЗ-543МГабариты, м:длина 12,80ширина 3,05высота 3,0Число ракет на пусковой установке 6Вес пусковой установки с ракетами, т 29,1Время перевода в боевое положение, мин 15Максимальная скорость, км/ч 60Запас хода, км 850
Носители крылатых ракет «Калибр»
Морские системы
- ракетный комплекс «Калибр-НК» (Club-N), устанавливаемый на надводные корабли. Интегрирован в вертикальную пусковую установку 3С14.
- модульный ракетный комплекс Club-U, устанавливаемый на надводные корабли.
- ракетный комплекс Калибр-ПЛ (Club-S), устанавливаемый на подводные лодки. Интегрирован в 533-мм торпедные аппараты. Ракета «Калибр» представляет собой ракетную торпеду, сначала производится пуск торпеды, после чего удаляется торпедная часть и далее ракета следует по воздушным участкам, как ракета.
Сухопутные системы
Самоходная пусковая установка Club-M на базе МЗКТ-7930
Сухопутные варианты комплекса при условии использования ракет дальностью свыше 500 км являются наиболее дискуссионными, так как потенциально нарушают договор об РСМД. По мнению разведки США, такие комплексы с крылатыми ракетами «Калибр» были созданы в РФ не только в варианте прототипа, а приняты на вооружение и пусковые установки и системы управления пуском разработаны на базе ОТРК «Искандер». По мнению ЦРУ, на боевом дежурстве находятся 2 дивизиона таких комплексов из 8 самоходных пусковых установок с большим запасом таких ракет. Другая версия, что ракета, используемая данными комплексами, является наземным вариантом ракеты X-101, а не «Калибр».
- ОТРК «Искандер-К» (предположительно)
- контейнерный ракетный комплекс Club-K. Интегрированный в 20- и 40-футовые ISO-контейнеры.
Носители
Макет пусковой установки 3С14
Ракетами семейства «Калибр-НК» и «Калибр-ПЛ» оснащаются следующие корабли российского и иностранных флотов:
- Фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков»;
- Фрегаты проекта 11356 «Буревестник»;
- Фрегаты типа «Тальвар»;
- Фрегаты типа «Шивалик»;
- ;
- Ракетные корабли проекта 11661 (в зависимости от модификации);
- Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М»;
- Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт»;
- Патрульные корабли проекта 22160 «Василий Быков» (в зависимости от модификации);
- Подводные лодки проекта 955 «Борей»;
- Подводные лодки проекта 885 «Ясень»;
- Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»;
- Подводные лодки проекта 677 «Лада»;
- Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»;
- Подводные лодки проекта 877 «Палтус»;
- Маршал Шапошников (большой противолодочный корабль).
По словам бывшего Главкома ВМФ Виктора Чиркова, в ближайшем будущем большинство кораблей ВМФ РФ советской постройки, включая крейсеры проекта 1144, эсминцы проекта 956 и большие противолодочные корабли проекта 1155, пройдя модернизацию, получит на вооружение ракетные комплексы с ракетами Калибр и Оникс.
«За последние годы разработано, сдано или сдаётся в эксплуатацию пусковое оборудование и средства загрузки для ракетных комплексов 3К14, 3М55, 9К, 3К96, а также для малогабаритного торпедного комплекса „Пакет“, размещаемых на новейших кораблях ВМФ России. Семейство вертикальных пусковых установок надводных кораблей типа 3С14 обеспечивает размещение на НК проектов 1161К, 21631, 11356М изделий комплекса 3К14 , а на НК проектов 22350, 20385, 11442М кроме того ещё и изделий комплексов 3М55 и 9К . КБСМ является разработчиком и поставщиком серийно изготавливаемых транспортно-пусковых стаканов из композиционных материалов с разрушаемой крышкой для изделий комплексов 3К14 и 9К. Для загрузки изделий указанных комплексов в ПУ НК созданы комплексы средств погрузки (КСП) типа СМ-456». Маловероятно, что неприменимость ПКРК «Оникс» в некоторых УКСК связана с размерами боеприпасов, так как 3М14 и 3М55 (без ТПС) имеют примерно одинаковую длину (по некоторым данным − около 8,1 и 8,6 м). Скорее всего, боекомплект 3С14 урезается искусственно за счёт системы управления. Особенно нелепо это выглядит на примере 20385 (корвет с «Ониксом») и 11356 (фрегат без «Оникса»).