Ракета 9М33 ЗРК «Оса-М»
Ещё один экспонат с интересной историей – зенитная ракета, подписанная “РЗ-13”. Рассказ о ней начнём с необычного упражнения: представим, что на дворе – 1960-ый год. На основе эксплуатации первых ЗРК и осмысления опыта локальных военных конфликтов, в СССР начинается разработка автономного самоходного армейского комплекса «Оса». К его созданию подталкивало три момента. Во-первых, появившиеся ЗРК загоняли авиацию на предельно малые высоты. Во-вторых, эти комплексы не были мобильными, т.е. не могли перемещаться вместе с войсками. Конструкторам и промышленности предстояло решить вопросы, характерные для армейской ПВО, но сильно отличавшиеся от задач прикрытия объектов. В-третьих, ВВС получили сверхзвуковые машины, например, Су-7, бороться с которыми армии было нечем.
Примерьте на себя ситуацию: в 1957 году в войсковую ПВО пошёл первый ЗРК СА-75 «Двина» с ЗУР В-750. Его огневой дивизион – это десятки единиц техники (кабины управления, антенные посты РЛС, пусковые установки и т.д.). Одна только аппаратура станции наведения ракет перевозится на пяти автомобилях ЗИЛ-157. А ведь всё это хозяйство надо состыковать кабелями, запитать от возимых дизельных электростанций, настроить и связать с остальными элементами комплекса. Нормативное время на перевод СА-75 из походного положения в боевое составляло 6 часов. Только значительно позже, по мере освоения ЗРК норматив на развёртывание сократили до 4, а затем и до 2 часов.
И вот три года спустя, в 1960 году, вам дают интересную инженерную задачу. Все боевые средства нового комплекса «Оса-М» нужно совместить на одной боевой машине. Соберите вместе РЛС разведки и наведения, пусковую установку, четыре ракеты, средства связи и топопривязки. Да, и чтоб не было слишком легко – источники электропитания нельзя выносить на прицеп, а РЛС СОЦ должна продолжать работать в движении. Массо-габаритные требования – жесточайшие, иначе шасси просто не увезёт всё это хозяйство. Кстати, шасси пока не существует. А ещё заказчики хотят, чтобы получившаяся у вас боевая машина было плавающей, умещалась в самолёт военно-транспортной авиации и не отставала на марше от прикрываемой танковой дивизии. Про всякие мелочи, типа размеров зоны поражения воздушных целей и говорить не стоит. Время развёртывания – менее 5 минут, а время реакции комплекса – не более 30 секунд. Срок исполнения – три года. И раз уж вы всё равно будете решать эту задачку, то заодно сделайте и морской вариант. Всё тоже самое, отличие только в одной букве: «Оса-М». Но чтоб он работал, заливаемый солёной водой, на качающейся палубе движущегося корабля. Нет, на морской модификации, в отличии от армейской, вариант пуска ракет с коротких остановок корабля не возможен.
Семейная жизнь с фамилией Латуш
Стремление быть во всем первым отражается и на семейной жизни таких людей. Они всегда будут главой семьи, строят четкий план, способы и сроки его выполнения
Последнее слово всегда остается за ними, как в обычном разногласии, так и в принятии важного решения. Строги в воспитании детей и прививают им самостоятельность
Вместо порки ремнем предпочтут воспитательную беседу, так как не терпят физическое насилие. Это добытчики, которые могут удовлетворить потребности всех членов семьи. На себе девятки также экономить не намерены, поэтому не отказываются от покупки стильных аксессуаров и красивой одежды.
Носители торпедного оружия
Как уже говорилось выше, первым носителем торпедного оружия является подводная лодка, но кроме нее, конечно, торпедные аппараты устанавливаются и на другой технике, такой как, самолеты, вертолеты и катера.
Торпедные катера представляют собой легкие маловесные катера, оснащенные торпедными установками. Впервые использовались в военном деле в 1878-1905 годах. Имели водоизмещение около 50 тонн, с вооружением в 1-2 торпеды 180 мм калибра. После этого развитие пошло в двух направлениях – увеличение водоизмещения и способности держать на борту большего количества установок, и увеличение маневренности и скорости небольшого судна с дополнительными боеприпасами в виде автоматического оружия до 40 мм калибра.
Легкие торпедные катера времен Второй мировой войны имели практически одинаковые характеристики. В пример поставим советский катер проекта Г-5. Это небольшой быстроходный катер с весом не более 17 тонн, имел на своем борту две торпеды 533 мм калибра и два пулемета 7,62 и 12,7 мм калибра. Длина его составляла 20 метров, а скорость достигала 50 узлов.
В 1940 году был представлен первый образец ракеты-торпеды. Самонаводящаяся ракетная установка имела 21 мм калибр и сбрасывалась с противолодочных самолетов на парашюте. Поражала эта ракета только надводные цели и поэтому оставалась на вооружение лишь до 1956 года.
В 1953 году в российский флот принял в свое вооружение ракету-торпеду РАТ-52. Ее создателем и конструктором считается Г.Я.Дилон. Эту ракету несли на своем борту самолеты типа Ил-28Т и Ту-14Т.
На ракете отсутствовал механизм самонаведения, но скорость поражения цели была довольно высока – 160-180 м/с. Ее скорость достигала 65 узлов, с дальностью хода 520 метров. Пользовался российский военно-морской флот данной установкой на протяжении 30-ти лет.
Вскоре после создания первого носителя самолета, ученые стали разрабатывать модель вертолета, способного вооружаться и атаковать торпедами. И в 1970 году на вооружение СССР был взят вертолет типа Ка-25ПЛС. Этот вертолет был оснащен устройством, способным спускать торпеду без парашюта под углом 55-65 градусов. Вертолет был вооружен авиационной торпедой АТ-1. Торпеда была 450 мм калибра, с дальностью управления до 5 км и глубиной ухода в воду до 200 метров. Тип двигателя представлял собой электрический одноразовый механизм. Во время выстрела электролит заливался сразу во все аккумуляторы из одной емкости. Срок хранения такой торпеды составлял не более 8 лет.
«Малый флот» на рейде Булони
Местом строительства «малого флота» был выбран порт Булонь-сюр-Мер на севере Франции. Весной сюда прибыл вице-адмирал Флота Океана Луи-Рене Лавассор де ла Туш, граф де Тревиль, которого в историографии часто называют Латуш-Тревилем. Он намеревался руководить реконструкцией порта и начать строительство плоскодонных десантных судов. На берегу было сосредоточено девять батальонов пехоты и некоторое количество кавалерии. Строительство велось с размахом: в Булонь-сюр-Мер было спущено на воду 193 плоскодонных судна разных типов и 23 сторожевых шлюпа. Плоскодонки начали строить также в Гавре и Кале. В подконтрольной Франции Голландии срочно приводились в боевую готовность шесть линейных кораблей. Так была заложена основа флотилии Х года (в «переводе» с французского республиканского календаря на привычный григорианский получается 1801-1802 год).
Рейд Булони, 1803 год. artetempire.wordpress.com
В ответ англичане сформировали несколько отрядов. Первый — под командованием вице-адмирала Нельсона — состоял из 32-пушечного фрегата «Юнити» (позже его сменил однотипный фрегат «Медюз»), семи бомбардирских судов и 28 канонерских лодок. Он крейсировал между мысом Орфорд-Несс в Саффолке и мысом Бичи-Хед в Восточном Суссексе. Вторым отрядом командовал адмирал Томас Грейвз. Он насчитывал три линкора, семь канонерок, один брандер, два бомбардирских судна, один тендер и один бриг и следил за голландскими портами Флиссинген и Брилем. Третий, состоявший из шести линкоров и двадцати более мелких судов, возглавлял адмирал Диксон. Он блокировал голландский флот у острова Тексел на севере Нидерландов.
Как всё начиналось
В Советском Союзе первые электроторпеды появились в конце тридцатых годов прошлого века. Тогда они обладали массой недостатков. Затем по ходу развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) наши системы постепенно совершенствовались.
bastion-karpenko.ru
К 1942 году советские конструкторы создали электрическую торпеду ЭТ-80.
Необходимо отметить, что к началу Второй мировой немцы уже имели на вооружении электроторпеду G7e со скоростью 30 узлов и дальностью хода до 5 километров при массе боевой части 300 кг.
Кстати, много проблем, тормозящих развитие этого оружия, было связано с аккумуляторами: конструкторы прикладывали гигантские усилия, чтобы создать компактные источники питания большой ёмкости (примерно тем же самым занимаются сейчас конструкторы электромобилей). Испытывались магниево-хромовые, цинково-йодистые, сухие электролитические батареи и многие другие. В результате пригодными для торпед оказались никелево-кадмиевые, серебряно-цинковые батареи и серебряно-магниевые источники тока, в которых электролитом служит морская вода.
Многие специалисты, несмотря на очевидные технические трудности, связанные с поиском наиболее эффективных аккумуляторов, всё-таки полагают, что за торпедами на электрической тяге будущее. Поскольку энергоёмкость топлива для тепловой энергетической силовой установки, в общем, ограничена, и в обозримом будущем резерв будет исчерпан (хотя и этот постулат предполагает исключения). Так что в целом электрические торпеды прогрессивнее, надёжнее и безопаснее тепловых.
Фамилия Латуш в архивных записях
Победители.РУбесплатно
Перейти к архивам
Помощь исследователю, начинающему самостоятельное составление генеалогического дерева. Мы поможем понять, с чего стоит начинать, и определить дальнейший алгоритм действий, опираясь на специальные знания профессиональных историков. Подробнее… | Мы поможем узнать больше информации по старинным фотографиям 19-20 веков. Для анализа используется военная униформа, униформа гражданских ведомств (например, униформа железнодорожников), мода в гражданской одежде, а также предметы. Подробнее… | Каждый человек рано или поздно задумывается о происхождении своей фамилии. Фамильный диплом приоткрывает тайны многих предшествующих поколений, определяет первопричину ее возникновения. Подробнее… |
Не найдено ни одного объявления
Добавить объявление о поиске
Екатерина (100%)
Происхождение термина
Русским языком, как и другие европейскими языками, слово «торпедо» заимствовано из английского языка (англ. torpedo ) [] .
По поводу первого употребления этого термина в английском языке единого мнения нет. Некоторые авторитетные источники утверждают, что первая запись этого термина относится к 1776 году и в оборот его ввёл Дэвид Бушнелл , изобретатель одного из первых прототипов подводных лодок – «Черепахи ». По другой, более распространённой версии первенство употребления этого слова в английском языке принадлежит Роберту Фултону и относится к началу XIX века (не позднее 1810 года )
И в том и в другом случае термин «torpedo» обозначал не самодвижущийся сигарообразный снаряд, а подводную контактную мину яйцеобразной или бочонкообразной формы , которые имели мало общего с торпедами Уайтхеда и Александровского.
Изначально в английском языке слово «torpedo» обозначает электрических скатов , и существует с XVI века и заимствовано из латинского языка (лат. torpedo ), которое в свою очередь первоначально обозначало «оцепенение», «окоченение», «неподвижность». Термин связывают с эффектом от «удара» электрического ската .
Виды торпед
- В зависимости от типа двигателя: на сжатом воздухе, парогазовые, пороховые, электрические, реактивные;
- В зависимости от способности наведения: неуправляемые, прямоидущие; способные маневрировать по заданному курсу, самонаводящиеся пассивные и активные, телеуправляемые.
- В зависимости от назначения: противокорабельные, универсальные, противолодочные.
Одна торпеда включает в себя по одному пункту из каждого подразделения. Например, первые торпеды представляли собой неуправляемый противокорабельный боевой заряд с двигателем, работающим на сжатом воздухе. Рассмотрим несколько торпед из разных стран, разного времени, с разными механизмами действия.
В начале 90-ых годов, российский флот обзавелся первой лодкой, способной передвигаться под водой – “Дельфин”. Торпедный аппарат, установленный на этой подводной лодке, был самым простым – пневматическим. Т.е. тип двигателя, в этом случае, на сжатом воздухе, а сама торпеда, по способности наведения, была неуправляемая. Калибр торпед на этой лодке в 1907 году варьировался от 360 мм до 450 мм, с длинной 5,2 м и весом 641 кг.
В 1935-1936 годах российскими учеными был разработан торпедный аппарат с пороховым типом двигателя. Такие торпедные аппараты были установлены на эсминцах типа 7 и легких крейсерах типа “Светлана”. Боеголовки такого аппарата были 533 калибра, весом 11,6 кг, а вес порохового заряда составлял 900 г.
В 1940 году после десятилетия упорной работы был создан опытный аппарат с электрическим типом двигателя – ЭТ-80 или “Изделие 115”. Торпеда, выстрелянная из такого аппарата, развивала скорость до 29 узлов, с дальностью действия до 4 км. Кроме всего прочего, такой тип двигателя был гораздо тише его предшественников. Но после нескольких происшествий связанных с взрывом аккумуляторов, данным типом двигателя экипаж пользовался без особого желания и не пользовался спросом.
Суперкавитационная торпеда
В 1977 году был представлен проект с реактивным типом двигателя – суперкавитационная торпеда ВА 111 “Шквал”. Торпеда предназначалась как для уничтожения подводных лодок, так и для надводных судов. Конструктором ракеты “Шквал”, под руководством которого проект был разработан и воплощен в жизнь, по праву считается Г.В. Логвинович. Данная ракета-торпеда развивала просто поразительную скорость, даже для настоящего времени, а внутри ее, в первое время, была установлена ядерный боевой заряд мощностью 150 кт.
Устройство торпеды шквал
Технические характеристики торпеды ВА 111 “Шквал”:
- Калибр 533,4 мм;
- Длина торпеды составляет 8,2 метра;
- Скорость движения снаряда достигает 340 км/ч (190 узлов);
- Вес торпеды – 2700 кг;
- Дальность действия до 10 км.
- Ракета-торпеда “Шквал” имела и ряд недостатков: она вырабатывала очень сильный шум и вибрацию, что негативно отражалось на ее способности к маскировке, глубина хода составляла лишь 30 м, поэтому торпеда в воде оставляла за собой четкий след, и ее легко было обнаружить, а на самой головке торпеды невозможно было установить механизм самонаведения.
Принцип ее действия был таким же, как у советского “Шквала”. А именно: кавитационный пузырь и движение в нем. Барракуда может достигать скорость до 400 км/ч и, согласно германским источникам, торпеда способна к самонаведению. К недостаткам так же можно отнести сильный шум и небольшую максимальную глубину.
От процветания до выживания
Вначале «Дагдизель» выпускал парогазовые торпеды, а с 60-х годов XX века главным направлением работы завода стало производство электрических торпед. В последующем здесь изготовлялись широкополосные минные комплексы и тепловые торпеды на унитарном топливе, причем «Дагдизель» являлся единственным предприятием СССР, на котором осуществлялось их крупносерийное производство.
В послевоенный период основными изготовителями торпед для ВМФ СССР были , завод им. Кирова (Алма-Ата, Казахстан), (Ленинград), завод им. 50-летия Киргизской ССР (ныне корпорация «Дастан», Кыргызстан).
Разработкой торпед занимались НИИ-400 (будущий ЦНИИ «Гидроприбор»), КБ завода им. Кирова (торпеда 53-65К 1970 года и работы 80-х по теме «Магот»), филиал НИИ-400 в Ломоносове (будущий ОАО «Мортеплотехника»).
Коллаж Андрея Седых
В 1973 году разработчиков и изготовителей торпед объединили в специализированное НПО «Уран». С позиций нынешнего дня это было весьма неоднозначное решение. Если в 50–60-х годах наши торпеды в сравнении с зарубежными аналогами смотрелись весьма достойно (ряд образцов, разработанных в то время, до сих пор стоит на вооружении и востребован на экспорт), то итоги работы НПО «Уран» 70–80-х удручают. На момент распада СССР ни в каких других видах и образцах ВВТ Советский Союз не отставал столь значительно от вероятного противника, как в области морского подводного оружия.
После декабря 1991 года НПО «Уран» прекратило свое существование. На территории РФ остались «Дагдизель», «Двигатель», «Гидроприбор» и «Мортеплотехника». В тот сложный период каждое предприятие «выплывало» самостоятельно.
90-е годы для «Дагдизеля» прошли крайне тяжело. Во всей остроте для завода встал вопрос развертывания собственных НИОКР – как условие выживания и развития предприятия.
Все Латуш
- Латуш Авраам
- Латуш Адам
- Латуш Адриан
- Латуш Александр
- Латуш Алексей
- Латуш Анатолий
- Латуш Андрей
- Латуш Антон
- Латуш Аристарх
- Латуш Аркадий
- Латуш Арсений
- Латуш Артем
- Латуш Артемий
- Латуш Архип
- Латуш Афанасий
- Латуш Богдан
- Латуш Борис
- Латуш Вадим
- Латуш Валентин
- Латуш Валерий
- Латуш Василий
- Латуш Вениамин
- Латуш Викентий
- Латуш Виктор
- Латуш Вилли
- Латуш Виссарион
- Латуш Виталий
- Латуш Владимир
- Латуш Владислав
- Латуш Всеволод
- Латуш Вячеслав
- Латуш Гавриил
- Латуш Галактион
- Латуш Геннадий
- Латуш Георгий
- Латуш Герасим
- Латуш Герман
- Латуш Глеб
- Латуш Гордей
- Латуш Григорий
- Латуш Давид
- Латуш Даниил
- Латуш Денис
- Латуш Дмитрий
- Латуш Евгений
- Латуш Евдоким
- Латуш Емельян
- Латуш Ефим
- Латуш Захар
- Латуш Зиновий
- Латуш Иван
- Латуш Игнатий
- Латуш Игорь
- Латуш Иларион
- Латуш Илья
- Латуш Иннокентий
- Латуш Иосиф
- Латуш Ираклий
- Латуш Исаакий
- Латуш Казимир
- Латуш Карп
- Латуш Кирилл
- Латуш Клемент
- Латуш Клим
- Латуш Кондрат
- Латуш Константин
- Латуш Корнилий
- Латуш Кузьма
- Латуш Лазарь
- Латуш Лев
- Латуш Леонид
- Латуш Леонтий
- Латуш Лукьян
- Латуш Макар
- Латуш Максим
- Латуш Максимилиан
- Латуш Марк
- Латуш Мартин
- Латуш Матвей
- Латуш Мечислав
- Латуш Мирон
- Латуш Митрофан
- Латуш Михаил
- Латуш Модест
- Латуш Моисей
- Латуш Назар
- Латуш Наум
- Латуш Никанор
- Латуш Никита
- Латуш Николай
- Латуш Нисон
- Латуш Олег
- Латуш Орест
- Латуш Осип
- Латуш Павел
- Латуш Памфил
- Латуш Парамон
- Латуш Петр
- Латуш Платон
- Латуш Порфирий
- Латуш Прокофий
- Латуш Прохор
- Латуш Рафаил
- Латуш Роман
- Латуш Ростислав
- Латуш Савелий
- Латуш Самсон
- Латуш Самуил
- Латуш Святослав
- Латуш Севастьян
- Латуш Сергей
- Латуш Степан
- Латуш Тарас
- Латуш Терентий
- Латуш Тимофей
- Латуш Тихон
- Латуш Трофим
- Латуш Фаддей
- Латуш Федор
- Латуш Федот
- Латуш Феликс
- Латуш Фома
- Латуш Юлиан
- Латуш Юрий
- Латуш Ярослав
- Латуш Агния
- Латуш Аза
- Латуш Акулина
- Латуш Алевтина
- Латуш Александра
- Латуш Алла
- Латуш Анастасия
- Латуш Ангелина
- Латуш Анна
- Латуш Антонина
- Латуш Анфиса
- Латуш Ариадна
- Латуш Валентина
- Латуш Валерия
- Латуш Варвара
- Латуш Василиса
- Латуш Вера
- Латуш Вероника
- Латуш Виктория
- Латуш Виталина
- Латуш Владислава
- Латуш Галина
- Латуш Гелена
- Латуш Гелла
- Латуш Генриетта
- Латуш Гертруда
- Латуш Глафира
- Латуш Глория
- Латуш Грета
- Латуш Данута
- Латуш Дарья
- Латуш Джульетта
- Латуш Диана
- Латуш Дина
- Латуш Доля
- Латуш Доминика
- Латуш Ева
- Латуш Евгения
- Латуш Евдокия
- Латуш Екатерина
- Латуш Елена
- Латуш Елизавета
- Латуш Зинаида
- Латуш Зоя
- Латуш Инна
- Латуш Ираида
- Латуш Ирина
- Латуш Ия
- Латуш Калерия
- Латуш Капитолина
- Латуш Кира
- Латуш Клавдия
- Латуш Кристина
- Латуш Ксения
- Латуш Лариса
- Латуш Лидия
- Латуш Любовь
- Латуш Людмила
- Латуш Маргарита
- Латуш Марианна
- Латуш Марина
- Латуш Мария
- Латуш Марфа
- Латуш Мирра
- Латуш Муза
- Латуш Надежда
- Латуш Наталья
- Латуш Неонила
- Латуш Ника
- Латуш Нина
- Латуш Нонна
- Латуш Оксана
- Латуш Ольга
- Латуш Пелагея
- Латуш Полина
- Латуш Прасковья
- Латуш Раиса
- Латуш Римма
- Латуш Светлана
- Латуш Серафима
- Латуш Софья
- Латуш Сусанна
- Латуш Таисия
- Латуш Тамара
- Латуш Татьяна
- Латуш Фаина
- Латуш Фекла
- Латуш Харита
- Латуш Юлия
Читать дальше…
Торпеды электрические
Германия
Торпеда DM2A4 Seehecht
DM2A4 Seehecht – торпеда калибром 533 мм. Принята на вооружение в 2004-м году. Двигатель – электрический питаемый аккумуляторными батареями на основе оксида серебра-цинка. Дальность действия – 48 км на 52 узлах, 90 км – на 25 узлах. Первая торпеда, управляемая по волоконно-оптическому кабелю. Оболочка головки самонаведения представляет собой гидродинамически оптимизированную параболическую форму, которая направлена на снижение шума и кавитации торпеды до абсолютного минимума. Конформная матрица датчиков головки самонаведения позволяет определять углы обнаружения + / – 100° по горизонтали и +/– 24° по вертикали, что обеспечивает более высокие углы захвата по сравнению с традиционными плоскими матрицами. В качестве системы наведения используется активный гидролокатор.
В 2012 году экспортный вариант торпеды «DM2A4 Seehecht» – «SeaHake mod 4 ER» побил все рекорды по дальности хода и достиг более 140 километров. Это стало возможным благодаря добавлению дополнительных модулей с аккумуляторными батареями, что привело к увеличению длины торпеды с 7 до 8,4 м.
Италия
Торпеда WASS Black Shark
533-мм торпеда WASS Black Shark. Принята на вооружение в 2004 году. В качестве источника энергии в торпеде «Черная акула» используются батареи на основе алюминия и оксида серебра. Они подают электроэнергию как на ходовой двигатель, так и на аппаратуру наведения. Дальность хода составляет 43 км на 34 узлах и 70 км – на 20-ти.
Поиск цели и наведение на нее осуществляется при помощи аппаратуры управления, способной работать автоматически и по командам оператора. Акустическая система наведения ASTRA (Advanced Sonar Transmitting and Receiving Architecture, «Улучшенная архитектура сонара с передачей и приемом») может работать в активном и пассивном режимах. В пассивном режиме автоматика торпеды следит за окружающим пространством и производит поиск целей по производимому ими шуму. Заявлена возможность точного определения шума цели и устойчивость к помехам.
В активном режиме система наведения излучает акустический сигнал, по отражению которого определяется расстояние до различных объектов, в том числе цели. Как и в случае с пассивным каналом, приняты меры, направленные на фильтрацию помех, эха и т. д.
Для повышения боевых характеристик и вероятности поражения сложных целей торпеда «Черная акула» имеет командную систему управления по оптоволоконному кабелю. При необходимости оператор комплекса может взять управление на себя и скорректировать траекторию движения торпеды. Благодаря этому торпеда может быть не только наведена на цель с большей точностью, но и перенацелена после запуска на иной объект противника.
Франция
Торпеда F-21 калибра 533 мм. Принята на вооружение в 2018 году. Источник энергии – аккумуляторные батареи на основе AgO-Al. Максимальная дальность – более 50 км. Максимальная скорость – 50 узлов. Максимальная глубина – 600 м. Система наведения – активно-пассивная с телеуправлением.
История разработки
В декабре 1926 г. после передачи завода Лесснера в Остехбюро началось его восстановление и подготовка к производству. Первой серийной продукцией завода, получившего, кстати, в ноябре 1927 г. новое название «Двигатель», стали торпеды 53-27. К сожалению, не все шло гладко. С 1927 г. по 1930 г. было изготовлено всего 52 торпеды. Конструктивное несовершенство проекта и низкое качество изготовления торпед постоянно приводили к нареканиям флота. Главный недостаток торпеды заключался в том, что из-за малой дальности хода она могла использоваться практически только с подводных лодок и торпедных катеров. Для надводных кораблей дальность ее хода была явно мала. К тому же торпеда плохо управлялась по глубине и не обладала достаточной герметичностью. И все же ее производство продолжалось. В 1934 г. завод выпустил 850 торпед 53-27: 629 — для подводных лодок и 221 — для надводных кораблей.
Наблюдение за серийным производством торпед, как и за всеми ведущимися в области торпедостроения научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами осуществлялось в то время Научно-техническим комитетом (НТК) ВМС РККА. В 1932 г. эти функции были переданы вновь созданному Научно-исследовательскому (1938—1948 гг. — Научно-испытательному) Минно-торпедному институту (НИМТИ) ВМС.
Практически заново создавалась и торпедостроительная промышленность. Создана она была в рекордно короткие сроки. К концу 30-х годов торпеды производились уже на четырех заводах: в Ленинграде на и им. К. Е. Ворошилова, в Большом Токмаке под Днепропетровском на и на вновь построенном в 1938 г. заводе под Махачкалой (впоследствии «Дагдизель»), Сдача торпед флоту осуществлялась тремя пристрелочными станциями: под Ленинградом на Копанском озере, в Крыму под Феодосией и на Каспийском море.
Парогазовая торпеда 53-38: А — боевая головная часть; Б — учебная головная часть; 1 — взрывчатое вещество боевого зарядного отделения; 2 — инерционные взрыватели с запальными стаканами; 3 — воздушный резервуар; 4 — водяной отсек; 5 — масляный баллон; 6 — керосиновый баллон; 7 — гидростатический аппарат; 8 — подогревательный аппарат; 9 — цилиндр главной машины; 10 — рулевая машина; 11 — шатунно-кривошипный и распределительные механизмы главной машины, заключенные в картер; 12 — прибор Обри; 13 — хвостовая часть с рулями глубины и направления, двумя винтами
Первоочередной задачей советских торпедистов стала модернизация торпеды 53-27. Прежде всего требовалось ввести для надводных кораблей второй дальноходный режим скорости. С этой целью были использованы заимствованные с закупленной в 1932 г. в Италии торпеды 53Ф регулятор давления, подогревательный аппарат, гидростат и ряд других механизмов. Модернизированную торпеду приняли на вооружение в 1936 г., называться она стала 53-36. Увы, торпеда оказалась не лучше и не надежнее своей предшественницы. По своим ТТХ она по-прежнему отставала от зарубежных образцов. После многократных доработок флоту удалось сдать всего около ста торпед 53-36. Однако и их приходилось использовать с большими ограничениями. В 1938 г. неудавшийся образец был снят с производства. Что оставалось делать торпедостроителям, когда флот остро нуждался в современных торпедах? Только вновь обратиться к закупленным в 1932 г. итальянским образцам. Их было два — калибра 450 мм и 533 мм. Организацию воспроизводства итальянских торпед на отечественных заводах поручили НИМТИ. Вскоре рабочие чертежи были готовы и в 1936 г. приступил к изготовлению 45-сантиметровых торпед. Называться они стали 45-36Н. Буква «Н» означала, что торпеды предназначались прежде всего для эсминцев типа «Новик». Из 53-сантиметровых аппаратов подводных лодок они могли использоваться через вставные решетки. В 1938 г. на , а с 1939 г. и на «Дагдизеле» начали производиться 53-сантиметровые торпеды. Они предназначались для надводных кораблей и подводных лодок, имеющих аппараты калибра 53 см. Торпеды получили наименование 53-38.
Сверхлегкие малокалиберные торпеды американской разработки
Китайские специалисты полагают, что именно появление высокоэффективного и надежного комплекса противоторпедного вооружения в РФ привело к тому, что руководство американской корпорации «Нортроп Грумман» еще в 2016 г. приняло решение о проведении инициативной научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по сверхлегкой малокалиберной торпеде (Very Light Weigt Torpedo, VLWT, далее – СМТ). Следует отметить, что ВМС США предусмотрели финансирование НИОКР по данной теме только в рамках бюджета на 2021 год в размере 49,5 млн. долл. США.
СМТ VLWT от компании «Нортроп Грумман»
В разработке данного образца вооружения на начальном этапе проектирования приняли участие сотрудники профильной исследовательской лабораторией Университета штата Пенсильвания. Акустические тесты проводятся в испытательном бассейне, расположенном на одном из предприятий «Нортроп Грумман» в г. Анаполис, шт. Мэрилэнд.
В отношении СМТ, разработанной американскими специалистами известно, что данный боеприпас при длине 2160 мм и калибре 171 мм имеет массу около 100 кг. Такие параметры позволяют членам экипажа проводить перезарядку торпедных аппаратов (ТА) ручную.
Для сравнения легкая торпеда модели Мк.50 при калибре 324 мм, длине 2940 мм имеет массу 364 кг. Для ее зарядки в ТА необходимо использовать крановую установку или лебедку, а также привлекать наиболее физически сильных членов экипажа НК.
Крановая установка с торпедой Мк.50
По данным китайских источников, СМТ от корпорации «Нортроп Грумман» состоит из пяти основных элементов.
В носовой части расположена цифровая активно-пассивная акустическая система наведения. Она, благодаря быстродействующему компьютеру (расположен в отсеке контроля и управления), способна автоматически сопровождать подводную цель в районах с переменными условиями гидролокации. Также, собственная вычислительная система исключает искусственные помехи и другие средства противодействия. На дистанции 2500 м до цели СМТ включает активную акустическую подсистему наведения, которая непрерывно функционирует до момента поражения цели.
В центральной части торпеды расположен двигательный отсек, в котором размещена силовая установка теплового типа с двойным закрытым контуром. Такая конструкция позволяет снизить акустическую и химическую заметность торпеды, обеспечивает интенсивное ускорение (торпеда набирает 75% от максимальной скорости за 12 секунд) и высокую максимальную скорость – 60 узлов. Двигатель для новой СМТ разработала компания «Barber-Nicols, Inc», расположенная в г. Дэнвер, шт. Колорадо.
Американские специалисты рассчитывают, что благодаря малой заметности рассматриваемая СМТ позволит радикально повысить эффективность перспективных операций по противолодочной обороне.
Согласно замысла американских разработчиков, сверхлегкие малокалиберные торпеды поступят на вооружение ВМС США, а именно будут размещены на АПЛ проекта «Вирджиния» модификации Block III и BlockIV. Кроме того, их ТА планируется разместить на корветах проектов «Свобода» и «Независимость» и, с высокой вероятностью, на перспективных фрегатах проекта FFG(X). Вполне вероятно, что пять авианосцев проекта «Нимиц» также получат новые СМТ. С учетом малого калибра СМТ указанные АПЛ и НК получат значительно больший запас этих боеприпасов по сравнению с современными торпедами Мк.54.
СМТ планируют оснащать палубные противолодочные вертолеты MH-60R от компании «Bell Helicopters». В отношении беспилотной техники ВМС США известно, что рассматриваемыми СМТ будут комплектовать палубные беспилотные летательные аппараты вертолетного типа MQ-8 Fire Scout, а также надводные и подводные безэкипажные аппараты различных типов и моделей.
Противоторпеда SeaSpider от компании TKMS
В дополнение к вышесказанному отметим, что в настоящее время, кроме РФ и США только немецкая компания TKMS ведет разработку комплекса противоторпедного вооружения под обозначением «Морской паук» для надводных кораблей ВМС бундесвера. Китайские специалисты, в свою очередь, пристально наблюдают за ходом работ по «Морскому пауку».
По материалам китайского издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса»
Россия
- Справочник
- АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК
Память
- Минеры “Курска”
Мины
- Мина Купреянова, 1885
Мина “П-13”
Мина типа “Р” – “Рыбка”
Мина типа “С”
Мины Колбасьева
Минные защитники
Мины МАВ-1, МАВ-2
Мина М-26
Мины “Ремин” и БИД
Мины “Мираб” и УМ
Мина АМГ-1
Мина Р-1
Мина ПБМ-1
Мина АГ
Мина КБ
Мины НЭМ и НЯМ
Мина ПЛТ, ПЛТ-Г
Мина ПЛТ-2
Мина АМД-1
Мина ЭП, ЭП-Г
Мина АПМ-1
Мина МЯМ
Мина КБ-КРАБ
Мина АГСБ
Мина АМД-2
КПМ
АПМ
Мина КАМ
Мина АМД-2М
ПДМ-1М
Мина ПДМ-2
ПДМ-3Я
Серпей
Шумящая мина (проект)
Мина АМД-4
Мина МДТ
ТУМ-500, ТУМ-1000
Мина ИГДМ
Мина “Лира”
Мина ИГДМ-500
Мина КСМ
Мина КРМ
Мины ГМ, УГМ
Мина ПМ-1
РМЗ
ДИВЕРСИОННЫЕ МИНЫ
Мина УКСМ
Мина РМ-1
Мины РМ-2, РМ-2Г
Мина ПМ-2
Мина ПРМ
Мина УДМ-Э
Мина ПМР-1
Мина ПМТ-1
Мина ДМ-1
Мины МДС, СМДМ
МТПК-1
Мина АПДМ
Торпеды и ПЛР
- Проекты XIX века
- Торпеды Александровского
45-12
53-17
53-38
53-39, 53-39ПМ
ЭТ-80
ЭТ-46, ЭТ-56
САЭТ-50
53-51
53-57
53-61
САЭТ-60, САЭТ-60М
СЭТ-40
РПК-2 “Вьюга” ракета 81Р
ОМС “Посейдон” (“Статус-6”)
XIX век
- КОПО
- Кронштадт 1853-1856
- Шиллинг П.Л.
- Якоби Б.С.
- Петрушевский В.Ф.
Управления, отделы
- История МТУ ВМФ (1938-1965)
- Брыкин А.Е.
- Бутов С.А.
- Емелин Г.В.
- Костыгов Б.Д.
- Ларионов А.И.
- Панферов В.Н.
- Сокольский К.И.
- Шибаев Н.И.
История МТО БФ 1939-1945
ИСТОРИЯ МТУ БФ 1946-1990
Начальники МТО БФ
История МТО ЧФ
Начальники МТО ЧФ
МТУ ТОФ 1939-2011
1 Флотилия пл СФ
ВМУЗ, ВУЗ, УЦ
- МОК
- Выпускники МОК (1875-1905)
- Беклемишев М.Н.
- Пилкин К.П.
- Тверитинов Е.П.
ВМА (1827-1917)
ВМА (1917-1945)
ВМАКВ (1945-1960)
ВМА (1960-1990)
ВМА (1990-2012)
ППС ВМА
Выпускники ВМА (1926-1960)
Выпускники ВМА (1961-1990)
Выпускники ВМА (1991-2013)
Белобородый В.С.
Гончаров Л.Г.
Горовенко Г.З.
Денисов Б.А.
Добротворский Ю.А.
Емельянов А.В.
Коробов Ю.А.
Подобрий Г.М.
Поленин В.И.
Скворцов И.А.
Скрынский Н.Г.
Стекольников Ю.И.
Трофимов А.В.
Шишкин М.А.
Эйст А.И.
6 ВСОК и ФВ
Кафедра БПТВ (ПЛ)
Кафедра БППЛВ
Кафедра БПМПМВ
ППС Минной кафедры
Абрамов О.К.
Ворожцов В.Г.
Дьяконов Ю.П.
Запутряев С.А.
Кимбар Ю.Ю.
Лонцих Л.Я.
Салмин Е.И.
Саранюк Д.В.
Соколов Е.В.
Шушлебин И.П.
ВВМКУ им. Фрунзе
ВВМКУ им. Фрунзе ч.2
ВВМКУ им. Фрунзе ч.3
Ком.ф-та и ППС
ТОВВМУ
ВВМУПП
Ком. 2 ф-та
ППС ВВМУПП
К-ры рот ВВМУПП
Выпускники ВВМУПП 1952-1971
Выпускники ВВМУПП 1972-1991
Выпускники ВВМУПП 1992-2015
Агафонов А.Г.
Балакшин А.И.
Будкин Н.И.
Булкин В.М.
Иевлев В.И.
Красников В.В.
Костин О.И.
Макурин А.В.
Сазонов А.В.
Шугайло Д.Д.
ВВМУИО
Командование и ППС ВВМУИО
Выпускники ВВМУИО
История ФМО ВМИ
Руководители ФМО ВМИ
ППС ФМО
Выпускники до 1945 г.
Выпускники после 1945 г.
ТМАУ
93 УЦ ВМФ
УЦ ВМФ Сосновый Бор
КНТ (1947-1957)
НИИ, КБ, заводы
- Борушко А.М.
- Ботов А.Д.
- Будылин А.П.
- Вайнер И.П.
- Васильев А.М.
- Вольфсон Л.М.
- Гейро А.Б.
- Гринев М.А.
- Жизмор Р.С.
- Калчев С.А.
- Киткин П.П.
- Колбасьев Е.В.
- Корытов С.С.
- Лямин Б.К.
- Матвеев Л.П.
- Миляков Ф.М.
- Пятницкий А.А.
- Скоробогатов А.Т.
- Троицкий О.К.
- Умиков З.Н.
- Шрейбер Н.Н.
- Эсаулов Г.Ф.
Александровский И.Ф.
Кокряков Д.А.
Корвин-Коссаковский Р.Н.
Шамарин Н.Н.
Остехбюро (1921-1937)
Бекаури В.И.
Бехтерев П.В.
НИМТИ
Л/с НИМТИ 1932-1945 гг.
Адрианов И.М.
Брон О.Б.
Верещагин А.К
Курнаков М.Н.
Мещерский В.И.
Федоров Н.Г.
Челышев И.Д.
КБ и ТБ в Берлине (1945-1948)
З-д “Двигатель” 1852-1917
Обуховский з-д (1863-1917)
Обуховский з-д. Производство торпед
Пшенецкий Б.Л.
НИИ-22 “Поиск”
Зотов-Лобанов Ф.Я.
Арсеналы, базы, станции
- 18 Арсенал 1809-1917
- 18 Арсенал 1917-1939
- 1 арсенал / 6 арсенал 1931-1945
- БТВ 2708 1933-1945
- БТВ 2708 1946-2013
- 15 Арсенал 1938-1945
- 15 Арсенал л/с 1938-1945
- ТБВ 2790
- ТБВ 2800
- 10 Арсенал
- ТБВ 2848
- БМПВ 2722
- БМПВ 2722, л/с
Разоружение мин
- Разоружение 1854-1920
- Разоружение 1939-1945+
Разоружение мин на ЧФ 1941-1945
Грачев В.С.
Приказчиков М.С.
Титов Б.А.
Халеев М.Я.
Разоружение мин на БФ 1941-1945+
Алексютович Б.К.
Вершовский К.Г.
Тепин Ф.И.
Разоружение на СФ 1941-1945
Разоружение на БВФ 1941-1945
Макаров В.И.
Нормец В.А.
Разоружение Вьетнам (1965-1973)
Есть что рассказать?