Происхождение Каларипаятту
Слово «Каларипаятту» состоит из двух частей. «Калари», согласно одной версии, — «священное место», «храм», согласно другой — «зал для занятий», «гимнастический зал». «Паятту» — «бой», «сражение». Вот и выходит что Каларипаятту — это дословно «бой в священном месте» или «сражение в гимнастическом зале».
В общем-то, оба значения вполне подходят для современной версии этого искусства. Занятия проходят в тренировочных залах, которые одновременно являются храмами с алтарями, на которых приносятся жертвы индуистским божествам. Традиционные залы для калари — это небольшие по размеру залы, сильно утопленные в землю, с земляным полом и деревянными стенами. Занятия там проводятся утром, чтобы избежать удушливой индийской жары.
Первые достоверные упоминания о Каларипаятту относятся к VI-VII векам нашей эры, когда оно окончательно сформировалось в период многочисленных войн между династиями Чора и Чола. Однако сам термин «калари» для обозначения площадки для сражений упоминается в сангамской литературе, относящейся к III веку до нашей эры, а ведь это было 2300 лет назад. Там же упоминается использование воинами различного оружия. Поэтому наиболее оптимистичные любители Каларипаятту считают эти записи первыми упоминаниями о своем искусстве.
Кроме того, согласно легенде, создатель Чань-буддизма (теперь более известного как дзен) по имени Бодхидхарма был мастером Каларипаятту и научил ему своих последователей. Если верить этой легенде, то знаменитое боевое искусство Шаолиня непосредственно происходит из Каларипаятту.
Карате
Каратэ как боевое искусство развивалось на островах Рюкюсского архипелага, на территории современной Окинавы. Корни каратэ в древних боевых техниках островов Рюкю, испытавших влияние китайских боевых искусств. В каратэ мастерство практикующего маркируется соответствующим цветом пояса. Черный пояс означает высочайший уровень мастерства и подготовки его носителя. Философские основы каратэ – в достижение истинного твердого непоколебимого духа, совершенствование своей личности.
На видео – аттестация на черный пояс в России:
https://youtube.com/watch?v=g1JwEpIa1vs
На видео – выступление японской команды на 21 чемпионате мира по каратэ:
Современный Каларипаятту
В современной Индии Каларипаятту начали активно развивать с 1920 года как символ противостояния колониальному британскому режиму, а особенно с началом всемирного интереса к боевым искусствам вообще и рукопашному бою в частности.
В Каларипаятту различают Северный стиль, в котором много акробатики, гибкости, высоких прыжков, и атак по разным уровням, и Южный стиль, где основы составляют тяжелые удары, работа с оружием, и воздействие на болевые точки.
Когда англичане захватили Индию, они запретили заниматься национальной борьбой, увидев в ней символ сопротивления своей власти, поэтому система ушла в подполье, передаваемая втайне от мастера к сыну или любимому ученику. Теперь, понятное дело, она вышла из тени и стала популярна, причем настолько, что даже добрались до холодной России, где уже пятнадцать лет преподается в Санкт-Петербурге и какое-то время преподавалась в Москве.
Каларипаятту в гипотетической уличной драке
Самый животрепещущий вопрос: а что же со спортивной и уличной составляющей Каларипаятту? Да, в общем-то, ничего. Во всяком случае, соревнований или степеней мастерства в данном искусстве нет, и, в общем-то, изначально, веке в VI, это было нормально, ведь постоянную практику давала сама жизнь воина. Навыки закалялись в стычках с врагами, дикими зверями и бандитами.
Однако то, как сейчас, в наше мирное время, поддерживается высокое боевое мастерство — вопрос открытый. Тем более, ходить по улице с мечом и щитом как-то не принято, да и стражи правопорядка будут не слишком рады, если кто-то порубит в капусту пару забулдыг из подворотни. Что до техники, северная школа с ее феерическими прыжками не слишком подойдет для наших ледяных широт — слишком легко сесть на задницу посреди битвы.
Вопрос о полноконтактных рукопашных спаррингах вообще остается открытым. Может, в группах они и проводятся, но в сети можно найти только вот такое недоразумение, притом непонятно, кто из этих людей занимается боксом, а кто адепт Каларипаятту.
Да и сами нынешние мастера говорят, что Каларипаятту — не спортивная и не прикладная дисциплина, а способ духовного и физического самосовершенствования. Так что в современных реалиях индийский боевой стиль — это для тех, кто хочет окунуться в экзотику, познавать себя и тренировать тело. Для самозащиты и спортивных достижений придется заняться чем-то другим.
Тати
Следующий шаг в развитии. |Фото: turkcewiki.org.
В X веке в Японии появления принципиально новое клинковое оружие. Вопреки популярному мнению (и использующемуся в обиходе и массовой культуре термину) тати, как и все производные виды клинкового оружия, является не мечом, а саблей. Тати был одним из самых больших мечей феодальной Японии, а также был сильнее изогнут, по сравнению с катаной.
Примечание: клинковое оружие Японии имеет куда больше общего с Восточными и Европейскими саблями, нежели с «традиционными» мечами. В первую очередь катана, не является, мечем по причине того, что имеет режущую кромку только с одной стороны лезвия (в отличие от цуруги, которые действительно являются мечом).
Явара
Это деревянный цилиндр, от 10 до 15 сантиметров в длину и 3 сантиметра в диаметре. Явара обхватывается пальцами, а её концы выступают по обе стороны кулака. Таким образом, этот довольно простой кастет служит для утяжеления и усиления эффекта от удара. Но назначение явары заключается в нанесении тычковых ударов концами торцов, преимущественно в центры нервных пучков, сухожилия и связки.
Само появление явары в японской культуре объясняют две версии. По одной из них, японский кастет является подобием символа веры, который был атрибутом буддистских монахов – виджра. Это небольшое древко, напоминающие изображение молнии, которое монахи использовали не только в ритуальных целях, но и в качестве оружия, так как им было необходимо его иметь. Вторая версия является наиболее правдоподобной. Обыкновенный пестик, который использовали для толчения в ступе злаков или приправ, и стал прообразом явары.
Ниндзя были сильно увлечены эзотерикой
Актер театра изображает секретные движения кудзикири.
Одна из вещей, которые попали в современную поп-культуру благодаря ниндзя — это техника кудзикири, или «девять печатей». Вы наверняка видели ее в аниме, фильмах, или хотя бы в мемах о «Наруто»: синоби делает странную фигуру пальцами и обретает фантастическую силу. Нечто подобное есть и в Sekiro: Однорукий Волк совершает быстрые жесты руками, на его теле загорается иероглиф, и герой становится сильнее.
Истоки веры в силу магических движений лежат в происхождении синоби. Монахи-ямабуси и даосские отшельники (мода, пришедшая из Китая) сильно повлияли на ниндзя. От первых они взяли буддийскую эзотерику с ее мантрами и медитациями, а от вторых — интерес к алхимии и зельям.
Так что обилие диковатых псевдоэзотерических предметов в Sekiro не должно смущать: ниндзя действительно были помешаны на тайных знаниях, астрологии и магии. Видимо, в профессии шпиона, где слишком многое зависит от удачи, нужно много плацебо. Очень много плацебо.
Самоучитель кендзюцу
Автор VIT
Если вы искали самоучитель по практике японского фехтования кендзюцу (иногда пишут по-другому: кен-дзюцу, кэн-дзюцу) то вы нашли его здесь. Если же вам нужен Учитель кендзюцу, то вам сюда >>>.
На данном сайте имеется раздел, описывающий последовательную практику японского фехтования кендзюцу. Этот раздел “Дистанционное обучение” (см. ссылку далее) представлен последовательным описанием практики с фото и видео материалом.
Как и ранее, довожу до вашего сведения (хотя наверняка вы имеете свое даже противоположное мнение), что самостоятельно изучать кендзюцу, впрочем как и другой вид специализации и мастерства, например: вождение автомобилем в экстремальной ситуации, управление самолетом (Боевые Искусства здесь не исключение), конечно можно, но изучить корректно – не возможно!
Если же вы считаете, что БИ можно изучить самоучкой без Учителя – флаг вам в руки!
Также понятно, что если вы находитесь вдали от нашей Школы, которая располагается в Санкт-Петербурге, то вы не можете практиковать у нас.
При этом у вас имеется выбор:
1) практиковать самостоятельно;
2) практиковать с нами у себя дома при нашем содействии, например, создав филиал;
3) практиковать с нами в Санкт-Петербурге.
Итак выбор за вами, пишите, звоните, мы ждем информации о вашем выборе.
Поможет вам в этом данная страница.
Удачи!
Так же следует иметь ввиду, что имеется ОГРОМНАЯ разница между японским преподаванием кендзюцу (как историческое фехтование) и реальным японским кендзюцу, которое практикуем мы.
Вы спросите: в чем разница? Читайте ответ на этой странице.
Раздел “Дистанционное обучение”.
Так же следует обратить внимание на наши 3 группы:
- общая мини-группа кендзюцу,
- индивидуальная мини-группа кендзюцу с неотъемлемой её частью тайдзюцу,
- индивидуальное обучение кендзюцу с неотъемлемой её частью тайдзюцу.
Краткая история Иссин-рю
by hadmin
Классическая Кусаригама
Иссин-рю (яп. 一心流) — древняя школа кусаригамадзюцу, классическое боевое искусство Японии, сформированное в XVII веке. Точное происхождение искусства Иссин-рю кусаригамадзюцу до сих пор остаётся загадкой. Существует предположение, что оно было основано ещё в XIV веке самураем Нэн Ами Дзионом (яп. 念阿弥慈恩), однако достоверно известно, что современные техники школы были обобщены и включены в программу обучения не позднее 17-го века благодаря их унификации (тан’иссин (яп. 丹一心), отсюда и название) мастером по имени Хараюки Уэмон Удзисада (яп. 原志右衛門氏貞).
Техники, которые первоначально преподавались в данной рюха, включали бодзюцу, хобаку (торинава), торитэ, кусаригамадзюцу и сюрикэндзюцу. Наиболее известными являлись методы работы с кусаригама.
Кусаригама состоит из серпа кама (яп. 鎌), к которому с помощью цепи (кусари (яп.鎖)) крепится ударный груз (фундо). Длина рукояти серпа может достигать 60 см, а длина лезвия серпа — до 20 см. Лезвие серпа перпендикулярно к рукояти, оно заточено с внутренней, вогнутой стороны и заканчивается остриём. Цепь крепится к другому концу рукояти, или же к обуху серпа. Её длина составляет около 2,5 м или меньше.
Согласно письменных традиций Иссин-рю, основатель школы, Нэн Ами Дзион, создал техники работы с кусаригама после того, как получил видение божественного существа с косой (кама) в одной руке и металлической цепью в другой.
Традиции Иссин-рю кусаригамадзюцу позднее были включены в школу Синто Мусо-рю её 24-м наследником, Сираиси Хандзиро Сигэаки, где и преподаются на сегодняшний день.
В отличие от кусаригама, используемых иными боевыми традициями, данное оружие в стиле Иссин-рю имеет несколько иной и необычный дизайн. Так кусаригама Иссин-рю имеет нетрадиционно длинную цепь и прямой обоюдоострый клинок в отличие от большинства иных школ. Древние документы, описывающие оружие, сообщают, что длина лезвия составляла около 30 — 31 сантиметр, а длина цепи — 3,6 метров. Ручка выполнена из древесины твёрдых пород и длина её равняется, примерно, 36 сантиметрам.
Древнее изображение техники работы кусаригама против синай
Техники кусаригама
Роль кусаригама в качестве оружия на поле боя является ограниченной, поскольку для работы с ним требуется открытое пространство, в котором можно раскачивать цепь и грузило. Возможности эффективно применять данное оружие снижались из-за таких факторов, как наличие деревьев или высокой травы на местности, плотности людей на поле боя и тому подобного, что не позволяло полноценно и правильно применять кусаргиама. Своё главное применение данное оружие нашло в мирное время, когда при его помощи могли проводить задержания правоохранительные органы или сражались на дуэлях на открытых пространствах.
По большей части техники Иссин-рю кусаригамадзюцу преподаются ученикам, достигших высокого уровня мастерства в Синто Мусо-рю дзёдо, хотя в целом это зависит от организации. Современные практиканты Иссин-рю используют деревянную версию кусаригама для безопасности и уменьшения риска получения тяжелых травм. Цевье (гокэн) по-прежнему изготавливается из металла, однако цепь и грузик заменен верёвкой и кожаным мешочком. Кусаригама с металлическим лезвием (не заточенным) используется, в основном, для проведения демонстраций.
Ката
Современная система Иссин-рю кусаригамадзюцу состоит из 30 ката, разделённых на три части: омотэ, ура и окудэн. Техники омотэ и ура имеют одинаковые имена, но выполняются по-разному.
Омотэ и Ура
Исики (яп. 居敷);
Соэми (яп. 添身);
Хагаэси (яп. 羽返);
Муган (яп. 無眼);
Дзюмондзи (яп. 十文字);
Фурикоми (дзэн) (яп. 振込一文字);
Фурикоми (го) (яп. 振込十文字);
Исо но нами (яп. 磯之浪);
Тацуми но маки (яп. 巻落);
Мидокородзумэ (яп. 三所詰);
Укибунэ (яп. 浮船);
Содэгарамэ (яп. 袖搦).
Окудэн
Маэ (яп. 前);
Усиро (яп. 後);
Хидари (яп. 左);
Миги (яп. 右);
Яриай (дзё);
Яриай (гэ).
Posted in статьи
Урок №04. Фехтование
Автор Vladimir Filin
Урок №04
04 Раздел “Кобудзюцу — фехтовальная техника”. Урок 01
Фехтовальная техника, как основа работы с клинком. “Склеенные мечи”. Кен-дзюцу, как открытая форма ведения боя клинковым оружием.
Кен-дзюцу -– искусство фехтования катаной, универсальным клинковым оружием, дающим возможность работать как тяжелым мечом, быстрой саблей, лёгкой шпагой или коротким мечом. Одновременное использование нескольких фехтовальных техник -– сложное и красивое искусство, напрямую связанное с уровнем владения собственным телом (тай-дзюцу, тай-сабаки) и “манипулированием” противником (тактика и стратегия хэйхо-дзюцу).
Вспомним о некоторых методах практики в Традиционной Школе:
1. Ката -– формальные сольные и парные упражнения
2. Рандори –- свободное фехтование
3. Специальные упражнения, в т.ч. тай-сабаки, субури
4. Тамеси гири -– разрубание предметов
5. Кумитэ -– различные виды соревнований, как доступный способ проверки результатов.
Ката (кадзё, форма), медитативная одиночная и парная практика с мечом в Японии, начинается с использованием “боккэн”, имитирующего настоящий меч – катану.
Для сравнения посмотрите два подхода в практике кен-дзюцу парных кадзё (ката, форм):
1-я форма стиля Катори. Омотэ-но тачи: Ицуцу-но тачи
1-я форма Син Кагэ стиля. Сан Гаку тай-но тачи. Итто Рёдан
Сразу бросается в глаза достаточно длинный ката в Катори , в т.ч. для более лучшего вхождения в медитативную практику (кстати на среднем и высоком уровне обучения они становятся значительно короче)
А в Син Кагэ -– очень короткий ката (если не обращать внимание на нарочито «медленные» действия исполнителей в этом ролике), который можно выполнять двумя способами:
1. за счёт физической силы, грубо, но практично
2
технически тонко и более «мягко»
Вопрос: А можно ли изучить тонкую и мягкую работу катаной в короткой ката?
Ответ: Можно, если уже имеется достаточная чувствительность и умение работать не жестко.
Имеющиеся различия в технике специалистам видны невооруженным глазом:
– Катори использует прямолинейные силовые методы, простые и надежные, чем обусловлена её популярность в армейской среде. Катори никогда не была закрытой школой, и подобная демократичность сыграла роль спасательного круга в смутные времена, которые поглотили немало прекрасных стилей.
– Син Кагэ представляется некой противоположностью, так как практиковалась в рядах высшей знати. Приемы округлы, “мягки”, движения “тоньше”, точно выверены, акцент смещен в сторону мастерства, а не пробивной мощи. Наблюдается явно отличная от Катори стратегия КАГЭ (Тень) и Принципом Маробаси, “заимствованным” из более старинной Традиционной Школы Боевых Искусств (БИ) Кагэ-рю.
Кстати, стоит вспомнить, что Традиционные Школы в Японии, преподававшие в целях бизнеса, разделяли обучение как минимум на 3 уровня:
1. Омотэ -– открытый раздел, «скрывающий» истинные техники, которым обучали только своих;
2. Тюдан – средний;
3. Окудэн – закрытый.
И хотя, о раскрытии “тайн” в Омотэ говорить не приходится, в первых ката тем не менее можно найти ВСЁ из арсенала стиля.
Открою вам тайну: невозможно научиться «секретам» (даже если их тебе дают) в начале обучения, должно пройти некоторое время в наработке чувствительности собственного тела, видении преподаваемой техники и умении повторить.
Вопрос: Можно ли фехтовать без чувствительности?
Ответ: Можно и без чувствительности, но фехтованием это будет назвать затруднительно, не говоря уж о “секретах”. Но при этом работать мечом вы научитесь значительно быстрее. Поэтому мы начнем с практики Катори стиля одновременно со свободными спаррингами, а через некоторое время перейдем к стилю Син Кагэ.
Вопрос: Как можно наработать чувствительность?
Ответ: Практикой специальных упражнений: тай-сабаки, «липких рук», «склеенных мечей» и др.
Поэтому параллельно с обучением фехтованию в виде практики ката и рандори, необходимо обязательно развивать чувствительность другими специальными упражнениями. Продолжая совершенствовать начатое в первом уроке о тай-сабаки, перейдем непосредственно к фехтовальной технике.
Вспомогательный инвентарь ниндзя поражал своей изобретательностью
- Кагинава — «кошка» из арсенала ниндзя
- Ашико, надевались на ноги чтобы карабкаться по стенам
Забавно, что киношные ниндзя в своем гротескном арсенале не так уж далеки от реальных. В сумке синоби могли оказаться макибиси — шипы из гвоздей или железных пластин, которые бросались на землю, чтобы противник поранил ноги. Для поджогов пригождалась трубка с углями, где те сохраняли свой жар. Кстати, в засаде такой трубкой можно было греть руки (полезнейшая вещь!).
Помимо этого ниндзя мог носить на задание мецубуси — контейнер для смеси перца и золы, которую распыляли в глаза противника. Контейнером могла служить небольшая сумка, трубка из бамбука или даже яйцо.
Коробочка мецубуси.
Своеобразным мецубуси могли быть ножны
Ниндзя, как мы помним, носили укороченные мечи, а вот ножны, чтобы не привлекать внимание, как правило, делались нормальной длины. На дно таких ножен насыпалась режущая глаза смесь
По задумке, синоби, резко вытаскивая меч, заодно распылял ее в сторону противника. Обойдемся без спойлеров, но отметим, что в Sekiro враги обучились новым подлостям и в этой области — такого в играх From Software мы еще не видели.
Кунай — инструмент для выдалбливания ступенек в стенах.
Главный герой Sekiro: Shadows Die Twice пользуется «кошкой» с веревкой, чтобы быстро взлетать на крыши и скалы. Реальные ниндзя тоже знали подобное приспособление — кагинаву. Однако чаще синоби предпочитали более «пролетарский» набор: дрели, пилы и так называемый кунай — остро заточенный строительный мастерок. Все это было нужно для выдалбливания ступенек в стенах. Иначе говоря, типичный синоби не запрыгивал на вражеские стены как кот, он вгрызался в них как жук. Такие инструменты не вызывали подозрений у властей, а кунай еще и использовался как дополнительное оружие.
Черный наряд синоби — это миф, порожденный театром
Классический угольно-черный костюм синоби — это миф, созданный самими японцами, а в его основе — курьезная ошибка. Дело в том, что в театре актеры, одетые в черное и двигающиеся на черном фоне, просто изображали скрытые силы природы и даже призраков. Так что «убив» героя на сцене, они символически показывали, что удар был нанесен из ниоткуда, а ниндзя остался неуловим. Со временем этот стереотип закрепился, и многие стали считать, что черный костюм — это и есть профессиональная одежда синоби.
Сами же ниндзя предпочитали во время диверсий носить темно-серое, темно-коричневое или темно-синее — черный цвет, как это ни странно, слишком выделяется в сумерках и не так уж хорош для маскировки. В этом смысле герой Sekiro довольно историчен: он одет в просторную одежду, удобную для воина и неброскую.
Чаще всего синоби маскировались под монахов и лесорубов
Монахи были очень удобной ролью для маскировки. Они свободно ходили по стране, часто носили с собой оружие, имели при себе письменные принадлежности (а ниндзя они часто пригождались для зарисовки местности и копирования секретных документов). Больше всего подходили монахи школы комусо, которые носили на голове корзины, закрывающие лицо. Просто идеально для шпиона и убийцы.
Монахи комусо.
Еще одна распространенная роль — «синоби-мономи», то есть синоби-лесорубы. Во-первых, те носили с собой секиры, и никто не обращал на это внимания. Во-вторых, они тоже перемещались относительно свободно, и патрули не видели ничего особенного в бродящем по лесу дровосеке. Однако женские роли были иными. Женщины-синоби назывались «куноити» и в своей маскировке больше опирались на социальные навыки и прятались не вдали от людей, а в самой гуще толпы. Гейша, проститутка, акробатка бродячего театра, соблазнительная крестьянка — не менее удачные роли для убийцы, чем монах или лесоруб.
Убийство — лишь малая часть работы синоби
На самом деле, они больше лазутчики и диверсанты, чем машины смерти. Типичные задачи, которые выполнял ниндзя: шпион и похититель секретных документов (канчо), разведчик и лазутчик (тейсацу), неожиданно нападающий (кишу), а также провокатор, агитирующий толпу (конран).
Ниндзя не только убивали, но и защищали. Но так ли далек герой Sekiro, Однорукий Волк, от правды? На первый взгляд, да: он посвятил свою жизнь беззаветной защите юного лорда, который попадает в плен — больше похоже на путь самурая, чем синоби. Однако в истории сохранились примеры того, как ниндзя нанимали в качестве телохранителей, и они прекрасно справлялись. Сам Иэясу Токугава, основатель великого сегуната, не гнушался нанимать синоби для охраны собственной жизни. Легендарный ниндзя Хаттори Хандзо, правивший кланом Ига, вообще стал вассалом и любимчиком сегуна.
Ниндзя — истинные дети хаоса
Синоби как уникальный класс оформились в X веке в мирную эпоху Хэйан (она даже означает «спокойствие»). Но их расцвет пришелся на «Эпоху воюющих провинций», Сэнгоку дзидай. Во время великой гражданской войны враждующие князья нуждались в услугах ниндзя как никогда. Два важнейших клана синоби, Ига и Кога, вообще беззастенчиво располагались в окрестностях столицы, Киото — поближе к клиентам.
Причина взлета ниндзя в период Сэнгоку — это лицемерие самураев. С одной стороны, они превозносили воинскую честь, а с другой — испытывали острую нужду в диверсантах и шпионах, услуги которых давали неоспоримое преимущество в междоусобных войнах. Компромиссом стал найм ниндзя.
Прекрасный пример того, как это работало: в 1558 году князь Роккаку Йошиката нанял команду синоби, чтобы поджечь замок Саваяма. Те выкрали фонарь с гербом противника, который использовался как пропуск в замок, что позволило им беспрепятственно войти внутрь и устроить поджог. Ирония в том, что позже осажденные сами наняли тех же самых ниндзя, чтобы они устроили поджог уже Йошикате — ничего личного, просто бизнес.
Айкидо
Айкидо – японское боевое искусство, возникшее в 20-х годах прошлого столетия. Основателем его является Морихэй Уэшиба, достигший высшего уровня мастерства в занятиях традиционными японскими боевыми искусствами. В традиционном айкидо не проводятся чемпионаты. А главная цель – не в доведении до совершенства того или иного приема, а, прежде всего, в усовершенствовании собственного духа. Айкидо уникально тем, что главной задачей здесь является нейтрализация силы противника, использование его агрессивной силы против него же самого. Основы философии айкидо – в сохранении душевной гармонии и внутреннего равновесия.
Ниже представлено редкое видео с Морихэй Уэшиба:
Нагината
Нагината известна в Японии как минимум с XI в. Тогда под этим оружием подразумевалось длинное лезвие длиной от 0,6 до 2,0 м, насаженное на рукоять длиной 1,2-1,5 м. В верхней трети лезвие слегка расширялось и изгибалось, но у самой рукояти кривизны не было вовсе или она была едва намечена. Работали нагинатой в то время на широких движениях, держа одну руку почти у самого лезвия. Древко нагинаты имело сечение овальной формы, а лезвие с односторонней заточкой, как и лезвие японского копья яри, обычно носили в ножнах или чехле.
Позднее, к XIV-XV вв., лезвие нагинаты несколько укоротилось и обрело современную форму. Сейчас классическая нагината имеет древко длиной 180 см, на которое крепится лезвие длиной 30-70 см (стандартным считается 60 см). Лезвие отделяется от древка кольцеобразной гардой, а иногда еще и металлическими поперечинами — прямыми или загнутыми кверху. Такие поперечины (яп. хадомэ) использовались и на копьях для парирования вражеских ударов. Лезвие нагинаты напоминает лезвие обыкновенного самурайского меча, иногда на такое древко насаживалось именно оно, но обычно лезвие нагинаты более тяжелое и более изогнутое.
Первый ниндзя был принцем в костюме горничной
Легенды говорят о том, что первым синоби был наследный принц II века Ямато Такэру, сын императора Кейку. В 97 году он хладнокровно убил вождя и героя варварского народа кумасо, переодевшись в одежду служанки и пробравшись в покои врага. Потеряв лидера, кумасо были легко покорены войсками Ямато.
Ниндзя произошли от воинственных монахов. Нельзя сказать точно, как появились ниндзя, и с какого момента истории японских лазутчиков стоит называть этим словом. Однако самая распространенная (и самая интересная) версия гласит, что синоби вышли из среды монахов-отшельников ямабуси. Те понимали буддизм весьма своеобразно, и медитациям предпочитали военную подготовку и муштру.
Ямабуси не сторонились не только битв, но и шпионажа. Живя в горах, они учились сливаться с местностью и выживать в дикой природе, что сделало их лучшими лазутчиками в стране. Этим не преминули воспользоваться аристократы и даже императоры, которым монахи «помогали» за щедрые пожертвования храму.