Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 675 (Echo-II class)
В опытно-конструкторском бюро Челомея в конце 1950-х гг. на базе РК П-5, основным предназначением которого была стрельба по береговым целям, разработали ПРК П-6. Работы над противокорабельным оружием, имеющим систему конечного самонаведения, в СССР начались ещё в 1948 году, но дальность стрельбы первых противокорабельных ракет составляла несколько десятков километров. При этом основные надводные цели – американские авианосцы – имели глубину всесуточной и всепогодной противоракетной (противовоздушной) обороны около 150…200 километров. В начале 1960-х годов на вооружении американских ВМС появились новые истребители-перехватчики F-4 «Phantom», оснащенные всеракурсными ракетами AIM-7 «Sparrow» класса воздух–воздух и палубных самолетов ДРЛО Е-2А «Hawkeye». Поэтому глубина обороны увеличивалась до 250…300 километров. Это требовало принятия ответных мер – создания противокорабельных ракет, имеющих большую дальность (около нескольких сотен километров).
The Lake Inari Incident
On 28 December 1984 a SS-N-3 missile used as a target by the Soviet Navy strayed over Finnish border and crashed into Lake Inari. A Finnish early warning radar at Rovaniemi and a close-range radar at Kaamanen picked it up, and two Saab 35 Draken fighters were dispatched, but they were unable to find anything. A few days later, a reindeer herder found a plastic cover of the electronics compartment, and unable to identify it, brought it to a Border Guard post. Finnish military analysts recognized it as a MiG component. Indeed, the missile was a modified version fitted with avionics taken from MiG for remote control. The missile had punched itself through the lake ice, thus the crash site was easily identifiable, and the Finnish military soon lifted the missile from the lake for analysis. The likely cause was loss of radio contact between the operator and the missile. Although the cause for the accident was mundane, it became at an unfortunate time, just before a international conference on cruise missiles, and there was much speculation whether it was a Soviet show of force.
Почему системой ПВО сложно поразить наземную цель
Одно из серьезных отличий ПВО от ракетных комплексов для поражения наземных целей — система наведения. Для стрельбы ракетами комплекса С-300 и С-400 вводятся координаты наземной цели и высота взрыва. Однако данные задаются не самой ракете, а станции наведения. В результате радиолокатор подсветки и наводки передает ракете определенные команды в режиме реального времени для выполнения тех или иных действий. В частности, по команде радиолокатора происходит подрыв боевой части.
Из всего вышесказанного следует, что удар по наземным целям возможен только при условии, что ракета вплоть до самого поражения цели будет находиться в зоне радиовидимости. Потому дальность стрельбы не превышает 25-30 км, не смотря на то, что сама ракета может преодолевать гораздо большие расстояния. Соответственно, в движущиеся наземные цели такая ракета попасть вообще не может.
Ракета вплоть до поражения цели должна оставаться в зоне радиовидимости
Надо сказать, что дальность поражения зависит также от расположения высоты антенны радиолокаторы и высоты подрыва боевой части. При этом, чем ниже высота подрыва, тем выше мощность поражения и, соответственно, меньше дальность стрельбы. Но, в любом случае, дорогостоящая система ПВО при ударах по наземным целям оказывается в зоне поражения артиллерией противника.
4 Стадия рака молочной железы
Классификация по ТНМ. Это единственная стадия, при которой в диагнозе будет указано «М1», а не «М0».
На 4 стадии рака молочной железы лечение не всегда возможно.
М1 означает, что у вас появились метастазы – новые раковые поражения в других органах, расположенных далеко от груди. Они образуются из клеток основной опухоли, которые переносятся с кровью или лимфой, попадают в здоровые ткани, прикрепляются там и размножаются.
Несмотря на то, что каждый человек и его организм уникальны, для разных стадий рака существует свой примерный прогноз. Ваш врач его знает. Вы можете узнать свои прогнозы и решить, хотите ли принимать тот или иной вид лечения.
Кодируется как ТлюбаяNлюбаяM1 (T1micN0M1, T1aN0M1, T1bN0M1, T1cN0M1, T2N0M1, T3N0M1, T4aN0M1, T4bN0M1, T4cN0M1, T4dN0M1, T1micN1M1, T1aN1M1, T1bN1M1, T1cN1M1, T2N1M1, T3N1M1, T4aN1M1, T4bN1M1, T4cN1M1, T4dN1M1,
T1micN2aM1, T1aN2aM1, T1bN2aM1, T1cN2aM1, T2N2aM1, T3N2aM1, T4aN2aM1, T4bN2aM1, T4cN2aM1, T4dN2aM1, T1micN2bM1, T1aN2bM1, T1bN2bM1, T1cN2bM1, T2N2bM1, T3N2bM1, T4aN2bM1, T4bN2bM1, T4cN2bM1, T4dN2bM1, T1micN3aM1, T1aN3aM1, T1bN3aM1, T1cN3aM1, T2N3aM1, T3N3aM1, T4aN3aM1, T4bN3aM1, T4cN3aM1, T4dN3aM1, T1micN3bM1, T1aN3bM1, T1bN3bM1, T1cN3bM1, T2N3bM1, T3N3bM1, T4aN3bM1, T4bN3bM1, T4cN3bM1, T4dN3bM1, T1micN3cM1, T1aN3cM1, T1bN3cM1, T1cN3cM1, T2N3сM1, T3N3сM1, T4aN3сM1, T4bN3сM1, T4cN3сM1, T4dN3сM1).
Такой набор кодировок означает, что:
- После буквы “Т” может стоять любая цифра от T1mic до T4d, то есть опухоль может быть любого размера – от минимальной до повреждений расположенных рядом органов;
- После буквы “N” может быть указана любая цифра от N1 до N3c. Это значит, что региональные лимфатические узлы могут быть как здоровыми, так и очень пострадать от рака;
- Раковые клетки из молочной железы распространились в другие органы и создали там дополнительные опухоли – метастазы. Метастазы при раке груди обычно бывают в легких, костях, печени, плевре, брюшине, костном мозге, головном мозге, коже, надпочечниках, лимфатических узлах.
Стадии рака молочной железы | |||
Стадия 0 | Tis | N0 | M0 |
Стадия IA | T1mic, T1a, T1b, T1c | N0 | M0 |
Стадия IB | T0, T1mic, T1a, T1b, T1c | N1mic | M0 |
Стадия IIA | T0 | N1 | M0 |
T1mic, T1a, T1b, T1c | N1 | M0 | |
T2 | N0 | M0 | |
Стадия IIB | T2 | N1 | M0 |
T3 | N0 | M0 | |
Стадия IIIA | T0 | N2 | M0 |
T1mic, T1a, T1b, T1c | N2 | M0 | |
T2 | N2 | M0 | |
T3 | N1, N2 | M0 | |
Стадия IIIB | T4 | N0, N1, N2 | M0 |
Стадия IIIC | T любая | N3 | M0 |
Стадия IV | T любая | N любая | M1 |
variants
SS-N-3A Shaddock stationed on surface vessels
- P-5 Pyatjorka: (4K34) cruise missiles for attacking land targets. With barometric altimeter. CEP : 3000 m. Range 430–650 km.
- P-5D Pjatjorka: (4K95D) Improved P-5 with radio altimeter and Doppler radar. Introduced in 1962. Range 400–600 km.
- P-5K Pjatjorka: (4K95K) prototype with new inertial navigation platform . Range 500 km.
SS-N-3B Sepal stationed on surface ships and submarines
- P-35 Progress: (4K44) cruise missiles for attack on land targets introduced in 1962. CEP : 1000 m. Range 460–600 km.
- P-35K Progress: (4K44K) anti-ship guided missile. Range 450 km.
SS-N-3C Shaddock stationed on submarines
Launch from an
- P-6 Progress: (4K48) anti-ship missile. First version of the P-6. Development stopped. Range 380–400 km.
- P-6M Progress: (4K48M) production version of the P-6. Range 400 km.
- P-6 Progress: (4K88) Improved P-6 with system for data updates during cruise flight. Introduced in 1964. Range 400–450 km.
- P-6D Progress: Improved P-6
- P-7 Progress: Cruise missiles for underwater launches for attack on land targets. Range 1,000 km. Development stopped.
- P-7D Progress: P-7 with system for data updates during the cruise flight. Range 400–650 km.
- P-7K Progress: Improved P-7 with radar altimeter. Range 400–650 km.
SS-C-1A Shaddock for coastal defense
Coastal Missile Complex 4K44 Redut
- P-5S Pjatjorka / FKR-2: (S-5 Redut) (FKR-2 = Frontowaja krylataja raketa, front-wing rocket) Land-based version of the P-5, starter is transported on eight-wheeled ZIL-135K vehicles. Range 350 km.
- P-35B Progress: (4K44B, S-35). Range 450–600 km. Installed on SPU-35B or SPU-35V vehicles.
- P-55 Progress: Further development of the P-35B. Prototype only.
- FKR-2M (2K17M), 9K74 / 4M44: Further development of the FKR-2. Prototype only.
SS-C-1B Sepal for coastal defense
4K44 Utjos: stationary version of the FKR-2. Bunkered positions on the Crimea (Object 100, 44 ° 27 ‘5 “N, 33 ° 39′ 9” E or N 44 ° 29 ’38 “E 33 ° 38′ 20”) and on the island of Kildin (Object 101, 69 ° 21 ’48 “N, 34 ° 13′ 37” E or 69 ° 21 ’50 “N, 34 ° 4’ 50” E) east of Kola Bay .
Развёртывание
АПУ 15У175М комплекса РС-24 «Ярс»
В конце 2009 года российский оборонно-промышленный комплекс поставил Ракетным войскам стратегического назначения (РВСН) первое боевое подразделение подвижных ракетных комплексов РС-24 «Ярс», оснащённых разделяющимися головными частями. В июле 2010 года факт развёртывания первого подразделения РС-24 был подтверждён официально заместителем министра обороны В. А. Поповкиным.
Второй дивизион с ракетным комплексом РС-24 «Ярс» поставлен на опытно-боевое дежурство в Тейковской ракетной дивизии (Ивановская область) в декабре 2010 года. Первый полк, вооружённый подвижным ракетным комплексом «Ярс», переведён на боевое дежурство 4 марта 2011 года в составе двух дивизионов РС-24, находившихся с 2010 года на опытно-боевом дежурстве.
Летом 2011 года первый ракетный полк, вооруженный ПГРК «Ярс» в Тейковском ракетном соединении, доведен до полного штатного состава (3 дивизиона, 9 АПУ). 7 декабря 2011 года в этой же дивизии поставлен на опытно-боевое дежурство второй полк РС-24 «Ярс» в составе подвижного командного пункта (ПКП) полка и одного ракетного дивизиона. Второй дивизион этого полка поставлен на дежурство в конце декабря 2011 года, таким образом, к началу 2012 года общее количество развёрнутых РС-24 составило 15 АПУ с ракетами. В сентябре 2012 года перевооружение этого полка на мобильные «Ярсы» завершилось, и общее количество АПУ РС-24 «Ярс» было доведено до 18 (2 полка, 6 дивизионов).
В конце 2012 года были начаты работы по перевооружению на этот комплекс Новосибирского и Козельского (шахтный вариант комплекса, Калужская область) ракетных соединений.
В 2013 году в российских РВСН началось перевооружение Новосибирского и Козельского ракетных соединений, а также практически окончилось перевооружение ракетных полков Тагильской ракетной дивизии. Кроме того, планово перешли на Ярс 29-я гвардейская, 14-я, 54-я гвардейская, 39-я гвардейская ракетные дивизии.
По состоянию на начало 2014 года, на вооружении РВСН находилось 33 ракеты мобильного базирования РС-24 с четырьмя боевыми блоками каждая.
По состоянию на начало 2016 года, на вооружении РВСН предположительно находилось суммарно 73 ракеты РС-24 (63 ракеты мобильного и 10 шахтного базирования).
По сообщениям СМИ Воткинский завод поставит Минобороны РФ в 2016 году около 20 ракет.
В 2016 году поставлены 23 пусковых установки ракетного комплекса РС-24 «Ярс». По сообщению командира 35 ракетной дивизии полковника Александра Прокопенкова три полка Ракетных войск стратегического назначения перевооружат на ракетный комплекс мобильного базирования «Ярс-С» до 2021 года.
По заявлению командующего РВСН Сергея Каракаева 29 ноября 2019 г., Ракетные войска стратегического назначения получили более 150 пусковых установок комплекса “Ярс” (в стационарном шахтном и подвижном грунтовом вариантах базирования) и приступили к их эксплуатации.
Разработан модернизированный вариант комплекса “Ярс-С” . В настоящее время на него перевооружают 35-ю ракетную дивизию. В сентябре 2019 года 479-й ракетный полк из состава дивизии, вооруженный “Ярсами-С”, заступил на опытное боевое дежурство. До 2021 года еще три полка РВСН перевооружат на модернизированный комплекс.
История создания
Разработка улучшенного варианта ударной машины Ми-24В началась в конце прошлого столетия. Целью работ являлось повышение конкурентоспособности вертолета на зарубежных рынках. Новый вариант машины 24В получил обозначение Ми-35, а для доработанной версии 24Д стал применяться индекс Ми-35П. Причем для поставок на внутренний рынок подобные машины не были предназначены.
В 2000-м году по программе модернизации данного вертолета были доработаны первые машины, которые впоследствии поставили для ВВС Зимбабве
Большое внимание при доработке было уделено улучшению электронного оборудования. На вертолетах стали использоваться приборы ночного видения и тепловизорные определители целей, способные выполнять обнаружение объектов на расстоянии до 4000 м
Для ориентации применена спутниковая навигационная система с выводом информации на отдельный многофункциональный экран. Дополнительное оборудование позволяет вертолету работать с неподготовленных площадок в любое время суток и при различных погодных условиях.
В 90-е годы появился проект доработанного варианта Ми-24ВМ, который поставлялся на экспорт как Ми-35М. Прототип новой машины появился в 1995 году, но испытания заняли почти 10 лет. Вертолеты модели Ми-35М поступают на внутренний рынок – для Российской армии поставлено не менее 60 единиц.
Вертолеты неплохо поставляются за рубеж – кроме ряда стран СНГ (Азербайджан, Казахстан, Узбекистан), машины имеются в ВВС стран Южной Америки и Ближнего Востока. Завод работает над созданием дальнейших модификаций – Ми-35М2 и М3, отличающихся вооружением и бортовой электроникой. Образец вертолета демонстрировался на выставке МАКС-2017.
«Баллистики» против «Бури»
В 1950-е годы развернулось нешуточное соревнование между баллистическими и крылатыми ракетами за место беспилотного межконтинентального носителя ядерного или термоядерного заряда.
В СССР приняли к разработке оба типа межконтинентальных ракет — и баллистические, и крылатые. Теоретические исследования, проведенные в НИИ-1 Минавиапрома под руководством академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, показали, что двухступенчатый сверхзвуковой беспилотный крылатый аппарат может достичь межконтинентальной дальности с приемлемой точностью доставки «спецзаряда». Крылатые ракеты со скоростью полета более 3М (более трех местных скоростей звука) и высотой более 20 км казались отличной заменой пилотируемых стратегических бомбардировщиков. В 1954 году официально началась разработка двух КР с дальностью 8 000 км — тяжелой «Буран» (индекс «40», ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева) и средней «Буря» (индекс «350», ОКБ-301 Семена Алексеевича Лавочкина). В США еще с 1950 года сверхзвуковую КР XSM-64А «Навахо» той же дальности до 8 000 км разрабатывала фирма «Норт Америкэн, Райт». Все разработчики сверхзвуковых межконтинентальных КР выбрали маршевые сверхзвуковые прямоточные двигатели, жидкостные ракетные ускорители в качестве первой ступени, системы наведения с использованием автоматической астронавигации. Ракеты стартовали вертикально с последующим отделением ускорителей и выходом на аэродинамический полет уже на больших высотах. Над целью КР должна была сбросить боевую часть, и та достигала бы цели самостоятельно.
Маршевые двигатели для «Бури» и «Бурана» разработали в ОКБ-670 под руководством Михаила Макаровича Бондарюка. По системам астронавигации большую работу провел Израэль Меерович Лисович. В межконтинентальных КР отработали и другие перспективные направления — новые сплавы и технологии производства планера, новые методы проектирования.
Успешные испытания в СССР ракеты Р-7 и запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли возвестили начало эры межконтинентальных баллистических ракет, а сбитый в 1960 году над Уралом самолет-разведчик U-2 продемонстрировал, что большие высоты перестали надежно защищать крылатые летательные аппараты. Крылатые ракеты стремительно теряли свои достоинства в глазах заказчиков. Средства ПВО явно опережали их в своем развитии, уже располагая ЗРК большой дальности, комплексами дальнего радиолокационного обнаружения, сверхзвуковыми высотными истребителями. «Проигрышу» крылатых ракет первого послевоенного поколения способствовали их радиолокационная заметность, а также громоздкость и энергопотребление систем наведения, которым приходилось работать не 5— 7 минут, как у баллистической ракеты, а 2—3 часа.
Конец 1950-х — начало 1960-х годов стали критическим периодом развития управляемого реактивного оружия. В 1957 году в СССР прекратили работы по «Бурану», а в США — по «Навахо» (из 11 ее пусков 10 оказались аварийными). Работы по «Буре» прекратили в 1960 году. Из всех сверхзвуковых межконтинентальных КР «Буря», главным конструктором которой был Наум Семенович Черняков, пожалуй, «продвинулась» дальше всех как по результатам опытных пусков (из 18 только 3 аварийные), так и по достигнутой в них дальности — 6 500 км с отклонением от заданной траектории не более 4—7 км. В том же 1960 году волевым решением поставили крест и на проектах стратегических крылатых ракет С-30 Цыбина, П-20 ильюшинского ОКБ-240, «С» туполевского ОКБ, бомбардировщика М-56К с ракетой Х-44 мясищевского ОКБ-23.
Единственной поступившей на вооружение межконтинентальной КР стал американский дозвуковой «беспилотный бомбардировщик» SM-62 «Снарк» фирмы «Нортроп» с турбореактивным двигателем и дальностью до 8 000 км. Его скорость и высота полета — 960 км/ч и 15—16,7 км — уступали новым сверхзвуковым истребителям, и на вооружении «Снарк» оставался лишь в течение 1960—1961 годов.
Подводные лодки также предпочли вооружать баллистическими ракетами. Стратегические КР стали первой жертвой баллистических конкурентов. Но «баллистикам» отдали предпочтение и на меньших дальностях. Это было отчасти обосновано возможностями самих КР и ожидаемым ростом возможностей ПВО. Оперативно-тактические и тактические КР первого послевоенного поколения совершали полет, как правило, на высотах не менее 300—500 м с небольшими маневрами, по кратчайшему пути к цели. Это облегчало их обнаружение и поражение средствами ПВО. Однако справедливость остановки в начале 1960-х ряда новых разработок КР поныне вызывает споры. Как бы то ни было, но именно тогда КР большой дальности — за исключением противокорабельных — покидают сцену.
Разновидности
Протрузии в дисках сегмента с3-c7 могут классифицироваться не только по локализации, но и по степени разрушения диска, а также по направлению его смещения. Всего выделяют три типа шейной протрузии.
Классификация протрузий в дисках с3-c4, c4-с5, с5-c6
Разновидность | Локализация (направление выпячивания) |
---|---|
Центральная (медианная, дорзальная) | Центральная часть спинномозгового канала (центрального позвоночного канала, в котором расположен спинной мозг). Возможно сдавливание спинномозговых нервных окончаний |
Парамедиальная | Левая или правая сторона по направлению к позвоночному каналу. Встречается примерно в 4-5% случаев, клинически выражена достаточно сильно |
Латеральная | Задняя или боковая часть диска |
Классификации межпозвоночных грыж
Наиболее легкими протрузиями с относительно благоприятным течением считаются боковые и центральные протрузии. Данные патологии могут протекать практически бессимптомно в течение нескольких лет, так как такие протрузии не склонны к быстрому прогрессированию без интенсивного воздействия негативных и провоцирующих факторов.
Оценка проекта[ | ]
Для своего времени, П-35 и её модификации были эффективным и опасным оружием. Наведение по радиовизиру позволяло осуществлять выбор цели и селекцию помех с гораздо большей точностью, чем могла позволить автоматика того времени. Высокая скорость ракеты делала почти невозможным перехват её артиллерийским огнём, а мощная боевая часть позволяла поражать корабли любого класса на значительной для того времени дистанции.
Тем не менее, ракета имела ряд недостатков, главным из которых была большая высота маршевого участка полёта, что облегчало обнаружение ракеты радарами противника. Дальнобойные зенитные ракетные комплексы вроде RIM-8 «Talos» могли поразить П-35 на дистанциях до 100—150 км ещё на маршевом участке. Кроме того, скорость ракеты была ниже скорости современных ей истребителей (к началу 1960-х уже достигших скоростей М=2), что позволяло палубным перехватчикам сбить её на маршевом участке.
Испытания и эксплуатация
- Испытания ракеты П-6. Первый этап летных испытаний проводился на площадке 4А под Балаклавой с 23 декабря 1959 года по июль 1960 года. Всего произведено 5 пусков ракет без радиотехнической аппаратуры. В целом испытания прошли удачно. Второй этап летных испытаний П-6 проходил с июля по декабрь 1960 года на Северном полигоне в районе поселка Ненокса в 30 км западнее Северодвинска на Двинской губе. Пуски производились из берегового неподвижного, а затем из качающегося контейнера. Всего сделано 6 пусков, результаты неудовлетворительны из-за отказов системы управления «Антей». После доработки системы управления до 6 декабря 1961 года было осуществлено еще 7 пусков ракет П-6. Первый этап совместных летных испытаний прошел с мая по декабрь 1962 года в Неноксе с качающегося стенда. Из тринадцати пусков семь пусков были полностью удачными. В 1962 году с 22 по 25 июля на Северном флоте в районе Северодвинска проводилось мероприятие «Касатка», в ходе которого высшему руководству страны демонстрировались пуски корабельных ракет П-5Д, П-35 и П-6. Второй этап совместных летных испытаний П-6 прошел с июля по октябрь 1963 года на подводной лодке проекта 675У. Всего сделано пять пусков, из них в двух случаях отмечены прямые попадания в мишень, которая затонула. Третий этап совместных летных испытаний проведен с октября по декабрь 1963 года. Было произведено три успешных пуска с подводной лодки проекта 651 и девять пусков с подводной лодки проекта 675, в семи из которых зарегистрированы прямые попадания.
- Испытания ракеты П-35. Испытания на опытном судне ОС-15 проводились на Каспийском море на полигоне в районе Красноводска. Первый пуск состоялся 27 июля 1960 года. Первая серия из семи пусков дала неудовлетворительные результаты и потребовала доработки системы управления АПЛИ-1. Последующие летные испытания с 4-го квартала 1962 года были более успешными. Ряд пусков был проведен по мишеням: недостроенному лидеру эскадренных миноносцев «Киев» проекта 48 и танкеру «Низами». Одной ракеты, причем с инертной боевой частью (без взрывчатого вещества), оказалось достаточно для потопления лидера водоизмещением 2500 т. Ракета попала в левую скулу, вскрыла палубу, как консервную банку, по длине около 50 м, далее ракета разрушилась, а ее двигатель пробил днище, и через 3 минуты лидер затонул.
Инцидент на озере Инари
28 декабря 1984 года ракета SS-N-3 использовалась в качестве цель ВМФ СССР отклонилась от финской границы и врезалась в озеро Инари. Финский радар раннего предупреждения в Рованиеми и радар ближнего действия в Kaamanen зафиксировали его, и два истребителя Saab 35 Draken были отправлены, но не смогли найти что-нибудь. Спустя несколько дней оленевод нашел пластиковую крышку отсека электроники и, не сумев ее идентифицировать, принес на пограничный пост. Финские военные аналитики опознали в нем компонент МиГ. Действительно, ракета представляла собой модифицированный вариант с авионикой, взятой у МиГа для дистанционного управления. Ракета пробила лед озера, поэтому место крушения было легко идентифицировать, и финские военные вскоре подняли ракету с озера для анализа. Вероятная причина – потеря радиосвязи между оператором и ракетой. Хотя причина аварии была банальной, она произошла в неудачное время, как раз перед международной конференцией по крылатым ракетам, и было много предположений, была ли это демонстрация силы Советским Союзом.
Popular television series
- The Walking Dead (TV series) – American post-apocalyptic horror television series for AMC based on the comic book series by Robert Kirkman, Tony Moore, and Charlie Adlard. The series features a large ensemb…
- The Crown (TV series) – historical drama web television series about the reign of Queen Elizabeth II, created and principally written by Peter Morgan, and produced by Left Bank Pictures and Sony Pictures Tel…
- Elite (TV series) – Spanish thriller teen drama web television series created for Netflix by Carlos Montero and Darío Madrona. The series is set in Las Encinas, a fictional elite secondary school and revolv…
- Mighty Morphin Power Rangers – American superhero children’s television series that premiered on August 28, 1993, on the Fox Kids programming block. It is the first entry of the Power Rangers …
- Dead to Me (TV series) – American dark comedy web television series created by Liz Feldman and executively produced by Feldman, Will Ferrell, Adam McKay, and Jessica Elbaum. The series premiered on May 3, 2…
- Untitled Star Wars series – Untitled Star Wars series – Upcoming Star Wars live-action series about Cassian Andor. It was presented as space opera, drama (film and television). The television series starred Diego Luna….
- Manifest (TV series) – American supernatural drama television series, created by Jeff Rake, that premiered on September 24, 2018, on NBC. The series centers on the passengers and crew of a commercial airlin…
Первый пуск крылатой ракеты с советской подлодки состоялся 63 года назад
Решение о создании крылатых ракет для вооружения перспективных подводных лодок приняли в 1954 году. Тогда же стартовала и разработка двух проектов: ОКБ-52 под руководством Владимира Челомея занялось ракетой П-5, а ОКБ-49 Георгия Бериева — П-10. Оба пытались создать ракету с дальностью полета до 300 километров.
Ракета П-10 предназначалась для вооружения подводных лодок. Поэтому к конструкции предъявляли особые требования — минимальные габариты, чтобы перевозить в контейнере подлодки-носителя. Для этого использовали соответствующую компоновку и складное крыло. Подобные решения применялись и в ракете П-5, но там были другие механизмы раскрытия крыла.
Запускать ракету П-10 должны были при помощи сравнительно сложной пусковой установки, которая включала транспортный контейнер, направляющие и другие устройства. К запуску ракета двигалась на специальной тележке по рельсам.
В первой половине 1956 года были готовы несколько макетов П-10. Запускали их в Крыму. Они падали на некотором расстоянии от установки. Изделия хорошо показали себя, что позволило продолжить работы по проекту.
Испытания второго этапа проводились на полигоне Капустин Яр с применением качающегося стенда, построенного на основе контейнера СМ-49 для ракеты П-5. С 11 марта по 17 мая 1957 года такая система выполнила пять пусков ракет. При первых трех запусках стенд стоял неподвижно, а в двух последних имитировал килевую качку. В ходе этих запусков ракета пролетела 120 километров.
Следующие проверки нового ракетного комплекса должны были осуществляться на специально переоборудованной подводной лодке. Подготовка к этому началась еще в середине 1955 года. Для этого разработали проект подлодки П611.
23 сентября 1957 года подлодка Б-64 в Белом море впервые запустила ракету П-10. Старт прошел успешно, но через 70 секунд начались проблемы с работой некоторых систем. Пролетев 30 километров, ракета упала в море.
Были второй и третий запуски. Сначала ракета преодолела 200 километров, но врезалась в препятствие — сопку и разрушилась, а потом не завершила условное поражение цели.
П-10 так и не дошла до полноценной эксплуатации. Проект с точки зрения сроков выполнения работ опережал П-5, однако отставал по ряду других особенностей, прежде всего по характеристикам. Ракета П-5 конструктора Владимира Челомея при схожих летных данных была немного меньше, легче, а также стартовала прямо из транспортного контейнера.
Поэтому 31 декабря 1957 года Совмин СССР приостановил работы по ракете П-10. Предпочтение отдали П-5. Вскоре после этого подлодка Б-64 вновь отправилась на перестройку по проекту 611, а дальнейшую разработку носителей П-10 отменили.