Модернизация
Корабельный вертолет Ка-52К своими превосходными характеристиками обязан не только конструкторскому бюро «Камов», но и специалистам концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ). Они разработали уникальную авионику для машины. Это означает, что бортовая радиолокационная станция может функционировать в сантиметровых частотах. В результате дальность ее действия возрастает до двухсот километров, что в два раза выше обычных стандартов.
Вертолет способен осуществлять боевые операции практически при нулевой видимости, независимо от погодных условий. Наведение на цель ракет и координаты мишени указывает специальная система «Охотник», работающая по лазерно-лучевому принципу. Эффективно борется с радиопомехами конструкция «Арбалет». Примечательно, что сто процентов оборудования произведено в России и оно не имеет мировых аналогов. Сотрудники «КРЭТ» и в дальнейшем планируют разрабатывать уникальные системы для оснащения вертолета КА-52К «Катран».
Параметры тактико-технического плана
Палубный вертолет Ка-52К обладает следующими ТТХ:
- общая длина составляет шестнадцать метров;
- аналогичный показатель фюзеляжа – 12,2 м;
- размах крыла – 7 300 миллиметров;
- вместимость внутренних топливных резервуаров – 1732 кг;
- силовой агрегат – парный турбированный мотор ВК-2500;
- общая мощность моторов (взлет/чрезвычайный режим/крейсерский полет) – 4800/540/3500 лошадиных сил;
- показатель скорости по максимуму – триста пятьдесят километров в час;
- дальность полета практическая – 460 км;
- степень максимальной перегрузки при эксплуатации – 3,5.
Вертолет Ка-52К отличается от базовой модели наличием уникального устройства для складывания лопастей, а также консолей каждого крыла. Кроме того, он имеет усиленное шасси и добавочную обработку контактирующих с атмосферой частей антикоррозийными компонентами. Возможна установка на борт локационной станции с двумя диапазонами марки «Фазотрон-НИИ».
Конструкционные особенности
Вертолет Ка-52К имеет соосную конструкционную схему, которая обеспечивает высокую маневренность и возможность перемещения при сильном боковом ветре около ста километров в час. Смена движения «вперед/назад» происходит буквально за считанные секунды. Такая особенность позволяет летательному аппарату выполнять совершенно непредсказуемые маневры, вопреки ожиданиям противника.
Двухместный аппарат причислен к многоцелевому всепогодному классу вертолетов. Машина предназначена для проведения любых задач не только днем, но и в ночное время. Во втором случае координировать действия и полет помогает второй член экипажа. Пилотироваться летательный аппарат может любым из пилотов, создан он, как и его собрат «Аллигатор», на базе Ка-50, но с определенными модификациями, которые составили около двадцати процентов различных доработок.
Номенклатура вооружения
В перспективе, да и в принципе, боевые вертолеты Ка-52К «Катран» могут оснащаться следующими боекомплектами:
- подвижной тридцатимиллиметровой пушечной установкой;
- противотанковым комплексом «Вихрь» с лазерным наведением;
- авиабомбами разного калибра;
- системами ближнего боя «Игла», “Атака” (с управляемыми ракетами), «КБМ» с лазерно-лучевым управлением;
- другим оружием, рассчитанным на такой класс летательных аппаратов.
В зависимости от типа применяемого оружия, высота поражения целей составляет от десяти метров до трех с половиной километров. При использовании ПТУР «Вихрь» дистанция поражения цели составляет порядка восьми километров. При этом толщина пробиваемой брони – девяносто сантиметров.
Палубная модификация
Ка-52К “Катран” – ударный вертолет корабельного базирования. Первоначально создавался для размещения на универсальных десантных кораблях (УДК) типа Mistral, которые РФ заказала у Франции в 2011 году. В дальнейшем контракт на поставку кораблей был разорван, два построенных вертолетоносца были проданы Египту. Прототип палубного вертолета совершил первый полет в 2011 году, головной Ка-52К из установочной серии впервые поднялся в воздух 7 марта 2015 года.
От базового Ка-52 он отличается изменениями в комплексах бортового вооружения и навигационного оборудования, наличием укороченного складного крыла, которое было доработано под размещение тяжелого вооружения, и механизма складывания лопастей несущих винтов. Также на корабельной версии предусмотрено спасательное устройство для помощи людям, которые терпят бедствие в море.
В 2016-2017 годах испытания корабельной модификации проходили на авианесущем крейсере “Адмирал Кузнецов” во время его похода к берегам Сирии.
Ка-52К может базироваться на больших противолодочных кораблях проекта 1155 и перспективном универсальном большом десантном корабле “Прибой”.
19 июня 2017 года глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Дмитрий Шугаев сообщил журналистам, что Россия с Ка-52К выиграла тендер на поставку вертолетов для египетских УДК типа Mistral.
Тактико-технические характеристики Ка-52 Аллигатор
Экипаж Ка-52 Аллигатор
— 2 (пилот и оператор вооружения)
Размеры Ка-52 Аллигатор
— Длина: 16,0 м — Длина фюзеляжа: 14,2 м — Диаметр несущего винта: 14,5 м — Размах крыла: 7,3 м — Высота: 5 м
Вес Ка-52 Аллигатор
— Максимальная взлётная масса: 10 800 кг — Масса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 х 500 л ПТБ)
Двигатель Ка-52 Аллигатор
— 2 × турбовальных ВК-2500 производства «ОАО «Климов»»
Мощность двигателей
— 2 × 2400 л. с. (на взлётном режиме) — на чрезвычайном режиме: 2 x 2700 л. с. — на крейсерском режиме: 2 x 1750 л. с.
Скорость Ка-52 Аллигатор
— Максимально допустимая скорость: 350 км/ч — Максимальная скорость: 300 км/ч — Крейсерская скорость: 260 км/ч — Скороподъёмность: 15 м/с MCA (H=0) — Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5 g
Дальность полета Ка-52 Аллигатор
— Практическая дальность: 460 км — Перегоночная дальность: 1110 км
Статический потолок Ка-52 Аллигатор
— 4000 м
Динамический потолок Ка-52 Аллигатор
— 5500 м
Вооружение Ка-52 Аллигатор
Стрелково-пушечное: 1 × 30-мм пушка 2А42 (боезапас — 460 снарядов; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)
Точки подвески: 4 или 6 (начиная с 2012 года)
Боевая нагрузка: 2000 кг (2800 кг на вертолётах с 6 точками подвески)
Управляемые ракеты: — ракеты «воздух-земля»: 2 х 6 ПТУР Атака (6 км)(с лазерной системой наведения, полуавтоматическая многоканальная) либо ПТУР Вихрь-1 (10км) — ракеты «воздух-воздух»: Игла-В — 2 х 2 шт. (размещаются не на пилонах);
Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм (4 х 20 шт.) или С-13 калибра 122-мм (4 х 5 шт.)
История создания и эксплуатация
Идея нового вертолета, который мог бы одновременно проводить разведку в боевых условиях, обнаруживать и уничтожать различные цели, а также поддерживать и координировать действия групп вертолетов, возникла в КБ Камова еще в начале 1980-х годов. Однако неблагоприятные условия последующих лет не позволили осуществить первоначальный проект. Основой новой машины стал уже пошедший в серию Ка-50 («Черная акула»).
Испытания прототипов Ка-52 начались в 1997 году и продолжались около десяти лет, после чего было построено несколько опытных предсерийных экземпляров для государственных испытаний, которые машина выдержала успешно. Серийное производство вертолета для вооруженных сил России началось в 2011 году, после его официального принятия на вооружение.
С 2015 года Ка-52 участвуют в военных операциях России в Сирии. Они оказывают огневую поддержку войскам, привлекаются к охране базы ВВС в Латакии и сопровождают поисково-спасательные вертолеты.
Отличие Ми 28 от Ка 52
Машины семейства «Ми» отличает невероятная живучесть при обстреле из всех видов стрелкового оружия и ПЗРК. Как показал военный опыт в Афгане и Чечне, милевские машины долетали до аэродрома посадки с повреждённой лопастью несущего винта или даже отстрелянной напрочь, в то же время по статистике процент повреждения рулевых винтов очень небольшой и даже с выведенными из строя хвостовыми винтами, машина на скорости более 200 км/час может произвести посадку, как говорят пилоты, «с торможением об ангар».
Ми 28
В конструкцию Ми 28Н внедрены такие решения, как «система прогрессивного разрушения», это когда крепление кабины, подвеска сидений и устройство шасси обеспечивают целостность членов экипажа при скорости снижения до 13 м/сек. Всё рассчитано так, что при этом двигатели и другие агрегаты машины не придавливают членов экипажа. Проведённые испытания доказали, что эта система работает.
Соосная схема – это прекрасно сбалансированная аэродинамическая система и при повреждении одной из лопастей камовский вертолёт в этом случае обречён. С двумя винтами, как у Ка 52 увеличивается соответственно в два раза вероятность поражения от средств ПВО.
В отличие от «Аллигатора» у Ми 28Н пушка расположена в носовой части и поэтому сектор обстрела у неё больше, но у Ка 52 она расположена вблизи центра масс, поэтому и стреляет точнее.
Но всё преимущество сосной схемы несущих винтов – лучшая маневренность, хорошая управляемость при боковом ветре и запас мощности, дающий выполнять полёты в горной местности, не разрешают отказаться от Ка 52 как от боевой машины
Немаловажное значение имеет расположение пилотов в «Аллигаторе» рядом с друг другом, это разрешает улучшить взаимопонимание лётчиков в боевой обстановке и расширить сферу обзора. Возможности новейшего комплекса «Вихрь» разрешают управлять ракетами «воздух-воздух» на дальности до 10 километров
Ещё одна особенность сосной схемы несущих винтов – низкий уровень шума, что крайне важно для незаметного подхода к объекту.
Командование ВС России приняло разумное решение – принять на вооружение обе машины. Ми 28 «Ночной охотник» использовать как ударный вертолёт на поле боя, а Ка 52 «Аллигатор» применять для уничтожения террористических групп и операциях спецназа.
Сравнения с конкурентами
В восьмидесятых годах состоялся конкурс между КБ Миля и Камова. Соревновался модифицированный вертолет Ми-24 и Ка-50, известный впоследствии, как «Черная акула». Конструкторы из бюро Миля усовершенствовали нос аппарата, убрали грузовой отсек, установили новые системы управления и ведения боя, а также добавили больше электронной начинки.
Камовцы выбрали другой путь. Они представили чертежи, основанные на совершенно новой конструкции. Предполагалось, что вертолет будет управляться одним пилотом, при этом на нем существенно усилена броня. В качестве вооружения выступают, кроме стандартных пушек и пулеметов – управляемые ракеты. В итоге революционная идея была реализована. Через несколько лет на базе «Черной акулы» появились еще более современные машины с улучшенными параметрами Ка-52 и Ка-52К, кабина которых рассчитана на двух пилотов.
Модификация для корабельного базирования – Ка-52К «Катран»
Кроме стандартной версии Ка-52 существует его морская модификация, именуемая Ка-52К «Катран». От стандартной машины её отличает возможность слаживать винты, повышенная стойкость деталей к коррозии и укрепленные стойки шасси. Кроме этого «Катран» несет более мощное вооружение и средства обнаружения. Радиолокационная станция «Жук-АЭ» может обнаружить цель на расстоянии в 300 км, а для её уничтожения применяется более мощная чем «Вихрь» ПТРК «Гермес-А», способный атаковать цель на дистанции 30-100 км (в зависимости от применяемых ракет). Такие качества «Катрана» позволяют ему уничтожать цели на дальности, превосходящей дальность систем ближней противовоздушной обороны и переносных зенитноракетных комплексов противника.
Сравнение «Ночного охотника» Ми 28Н с «Аллигатором» Ка 52
Если брать лётно-технические данные, то и «Аллигатор» и «Ночной охотник» по характеристикам вполне сопоставимы друг с другом. Традиционная одновинтовая схема, применённая на Ми 28 конструктивно отработана, известны все нюансы её использования. Опыт, приобретённый в боевом применении Ми 24 в Афганистане, хорошо известен во всём мире и конструкторы знают, как обеспечить живучесть этой несущей системе.
Ка 52
Расположение пилотов тандемом принято на всех ударных вертолётах, это снижает площадь поражения – ещё один плюс в пользу одновинтовой схемы, но усложняет взаимодействие экипажа при активном радиообмене в боевых условиях.
При попадании в режим вихревого кольца, машина с одним винтом более устойчива и скорость снижения в таком режиме 4 м/сек – поставим очередной плюс этой схеме несущего винта. Но вертолёт с одним винтом при посадке и висении не любит бокового ветра справа, при силе ветра выше пяти м/сек хвостовые лопасти работают на углах атаки, превышающих критическое значение, и теряется тянущее усилие, вертолёт закручивает влево и опрокидывает.
Аэродинамика соосной схемы устроена так, что её эффективность на процентов 10 превосходит аэродинамическую эффективность одновинтовой системы. За неимением трансмиссионной передачи и хвостового винта вес машины снижается и увеличивается полезная нагрузка, у такого вертолёта повышается статический потолок.
Ещё один плюс сосной схемы – в силу отсутствия рулевого винта и трансмиссии и малой зависимости суммарной тяги системы НВ от угловой скорости, на камовских машинах в отличие от одновинтовой схемы, нет ограничений на висении по угловой скорости разворота.
Но, самый большой минус несущей системы Ка 52 – это аварии при пилотировании вертолётов даже опытнейшими лётчиками. При резких маневрах происходит перехлёст лопастей винтов в результате этого и погибли лётчик-испытатель Е.И. Ларюшин и генерал Воробьёв.
Боекомплект
Летательный боевой аппарат Ка-52К, вооружение которого весьма разнообразно, оснащен радиолокационной системой “Арбалет”, оборонным комплексом Л-370В52. Кроме того, имеется стрелковая пушка на 460 зарядов, ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля» с лазерным наведением, а также неуправляемые ракеты калибром 80 и 130 миллиметров.
Вертолет оборудован бронированной кабиной. Члены экипажа при необходимости могут катапультироваться с высоты от одной до четырех тысяч метров. Для этого предусмотрены специальные кресла К-37-800М. Вести огонь и управлять аппаратом может первый летчик или его помощник-оператор. В дальнейшем планируется оснащение вертолета еще более эффективным вооружением. Кроме того, КА-52К может служить в качестве тренировочной машины. Этому способствует дублирующая система управления и наведения.
Особенности винта
По причине ограниченного пространства для посадки летательных агрегатов на палубу авианосцев, большую роль играет конструкция несущего винта. Чем меньше он, тем проще спрятать технику в ангар и разместить на палубе большее количество боевых единиц. Также важны особенности крыла, которое играет основную роль в аэродинамике современных вертолетов.
«Катран» оснащен компактно складывающими лопастями. Эта идея использовалась и ранее, но на рассматриваемой модификации процесс занимает всего несколько секунд. Вкупе с возможностью уменьшать габариты при помощи перемещения консолей крыльев в плоскости, агрегат вполне пригоден для эффективного использования на кораблях типа «Мистраль».
История создания боевого вертолета Ка-52
Поскольку вертолет Ка-52 является модификацией машины типа Ка-50, то первый прототип поднялся в воздух только летом 1997 года. После испытаний и доработок вертолет поступил в серийное производство, первая серийная машина оторвалась от взлетной площадки летом 2008 года на Арсеньевском аэродроме. Изготовлением вертолета занимался авиазавод «Прогресс» с осени 2008 года. Промышленная мощность данного предприятия позволяет изготовлять по два Ка-52 каждый месяц. Все государственные испытания вертолета были закончены в начале 2011 года. Первая машина поступила на вооружение весной 2011 года на 575 авиационную базу.
Что касается производства, то тут следует отметить следующие факты истории. Кроме созданных в 2008 г. двух опытных аппаратов, через год были изготовлены уже три предсерийные машины, которые использовались для испытаний и доработок. Только к концу 2010 года были готовы четыре полноценных вертолета модели Ка-52. Летом конструкторское бюро Камова получило заказ на изготовление «Аллигаторов», которыми можно было бы оснастить корабли типа «Мистраль», которые закупаются во Франции.
Главный конструктор ОКБ Камова сообщил, что они приступят к разработке и изготовлению партии палубных модификаций вертолета Ка-52. Начало производства корабельного вертолета началось в конце лета 2012 и получило обозначение Ка-52К. Основным отличием вертолета Ка-52К от базовой версии является то, что он имеет возможность складывать лопасти и оснащен усиленным шасси. Кроме того, корпус машины обработан антикоррозийными средствами для противостояния агрессивной среде. По неофициальным данным, модификация имеет дополнительное название «Катран».
Аварии и катастрофы
12.03.2012. Выполняя плановый учебный полет, разбился вертолет Ка-52 (бортовой номер – 99). Место крушения – Торжокский район Тверской области. Остатки вертолета были найдены за 10 км от аэродрома, вблизи поселка Большая Киселевка. В результате падения штурман скончался на месте, пилот находился в бессознательном состоянии и получил множество травм. Спустя несколько часов после госпитализации он тоже скончался.
29.10.2013 – тестовый вертолет Ка-52 загорелся на территории комплекса, где проводились летные испытания в г. Жулебино. Вертолет сгорел полностью. Экипаж в составе двух пилотов удалось госпитализировать. На этом Ка-52 проводились тестовые плановые работы по проверке систем вертолета, разработанные ОАО «Камов». Как показало расследование, причиной аварии стала поломка тяги верхового винта.
Общее описание машины Ка-52
Аппарат Ка-52 − это вертолет, который может выполнить практически все боевые задачи на суше. Кроме того, его используют как учебную машину. Вертолет Ка-52 представляет развитие боевой машины Ка-50, но новая модель значительно доработана и улучшена. Все же 85% всех агрегатов взято от предыдущей модели.
Ка-52 оснащен бронированной кабиной для двоих пилотов, кресла летчиков оборудованы как катапульты для эвакуации. При конструировании было решено использовать двух пилотов для более эффективного ведения боя в ночное время суток. Броня кабины позволяет обеспечить безопасность пилотов даже при попадании 23-миллиметрового снаряда. В кабине пилотов расположены 3 монитора, на которые выводится вся информация о состоянии аппарата и оборудования. Каждый член экипажа имеет шлем со специальным прицелом и системой нашлемной индикации. Управление машиной полностью дублировано у обоих пилотов, за счет этого каждый член экипажа может управлять машиной или же оружием.
Для передачи информации в группе боевых вертолетов они оснащены системой закрытой связи, по которой можно передавать разведывательную информацию. Что касается вооружения, то оно такое же, как и в предыдущей версии вертолета, но в планах конструкторов существует идея по усовершенствованию системы противотанковых ракет под названием «Шквал». Она позволит производить залпы по технике противника с расстояния до 15 километров.
Для поиска цели вертолет оснащен целым комплексом оборудования, сюда входит прицел ППС, который состоит из многоканальной системы типа ГОЭС-451. Данное оборудование установлено сверху кабины пилотов. К этой же системе относится тепловизор, лазер, целеуказатель и система обнаружения и лазерного пятна.
Вертолет данной модели отличается высокой надежностью пилотирования. Даже при отказе одной из систем автоматическая система вертолета мгновенно отреагирует и сообщит об этом пилотам. А самое главное то, что она самостоятельно сделает все возможное для устранения возникших проблем. Встроенные системы контроля и диагностики позволяют снизить человеческий фактор в исправлении неполадок. Подготовка вертолета к полету занимает минимальное количество времени, и не требуется при этом использовать стремянки, как это было раньше. Все системы и их состояние можно проверить из кабины пилотов. Ударный вертолет модели Ка-52 можно использовать в боевых условиях постоянно на протяжении 12 суток, и при этом он нуждается в минимальном обслуживании.