Х-15 – РКВ-15 – AS-16 KICKBACK

Полеты

Для тренировок будущих пилотов использовали истребители F-104, так как X-15 по управляемости был похож на истребители “сотой” серии, и они могли достаточно точно воспроизводить посадочные характеристики ракетоплана.

Первый полноценный полет планировали провести 19 марта 1959 года, но уже в воздухе были замечены неполадки в системе связи и электронике. Поэтому первый свободный полет состоялся лишь 8 июня 1959-ого года, в ходе которого двигатель не включался и самолет просто планировал. Полет прошел без происшествий, пилот штатно посадил самолет. Со включенным двигателем X-15 полетел 17-ого сентября 1959 года.

К концу 1961-ого года два X-15 в общей сложности совершили 77 вылетов.

Цель первой части испытаний состояла в достижении максимальной скорости, и она составила – 6548 км\ч.

Цель второй части испытаний состояла в достижении максимальной высоты. Первые полеты второй части были неудачными – дважды по лобовому остеклению шли трещины при входе в атмосферу. Благо, никто не пострадал и в остальном полеты прошли штатно. После исправлений недочетов конструкции третий был совершен третий полет, который и поставил рекорд по высоте полета – 107 906 м. Все 12 пилотов второй части испытаний были удостоены звания летчиков-астронавтов. Стоит отметить, что благодаря этой программе США пытались обогнать СССР в количестве космонавтов, так как, как отмечено выше, все пилоты этого самолета признавались космонавтами. Однако, за пределами США такие полеты космическими не признавались. Одним из них был Нейл Армстронг, который позже в дальнейшем станет первым человеком, ступившим на поверхность луны.

PL-XX (PL-17 или PL-20?)

В то время как PL-15 широко рассматривается в качестве преемника PL-12, в настоящее время разрабатывается и другая программа ракет класса «воздух-воздух», хотя подробности о ней остаются ограниченными.

Известная на Западе, как PL-XX, считается, что эта ААМ очень большой дальности, возможно, предназначенная в первую очередь для поражения дорогостоящих объектов, таких как танкеры и самолеты раннего предупреждения. Альтернативными обозначениями могут быть PL-17 или PL-20, но они остаются неподтвержденными.

Представляется вероятным, что проект вытеснил планы по созданию прямоточной версии PL-12 или конкурирующей PL-21, также с прямоточным двигателем. Вместо этого новое оружие выбрало двухимпульсный ракетный двигатель, который должен облегчить освоение в технологическом плане.

Получившаяся ракета значительно длиннее и шире, чем PL-15. Длину – почти 20 футов . Для маневрирования ракета использует комбинацию из четырех небольших хвостовых оперений и элементов управления вектором тяги и, как сообщается, имеет дальность свыше 186 миль при максимальной скорости не менее 4 Махов. Предполагается, что наведение осуществляется за счет комбинации двусторонней линии передачи данных и системы самонаведения AESA, которая, как говорят, обладает высокой устойчивостью к радиоэлектронным средствам противодействия. Учитывая такие большие расстояния, можно ожидать, что в большинстве боевых действий будут задействованы данные о наведении, предоставляемые средствами поддержки, такими как дружественные самолеты раннего предупреждения, другие самолеты, находящиеся ближе к цели, наземные радары или даже спутники.

Ракета класса «воздух-воздух» очень большой дальности PL-XX. Впервые замечена под крыльями многоцелевого истребителя J-16

Возможное оптическое окно на боковой стороне носовой части ракеты может указывать на дополнительную инфракрасную ГСН, что значительно усложнит ее поражение, поскольку она будет невосприимчива к сильным помехам на конечной фазе атаки. Это устоявшаяся конфигурация, поэтому неудивительно, если она будет принята для такой большой концепции AAM.

Размер PL-XX означает, что, по крайней мере, на данный момент, он ограничен внешней перевозкой. Впервые оружие идентифицировано на борту J-16, с которого успешно первый раз стартовало в ноябре 2016 года. AAM вполне может быть совместим с другими истребителями серии Flanker и потенциально может размещаться на внешней подвеске истребителя J-20. Тем не менее, текущий статус ракеты несколько неясен: испытания, по-видимому, продолжаются с 2020 года, но пока нет подтверждения официального поступления модели на вооружение.

Детализация ракеты PL-XX

В целом Китай добился быстрого прогресса в разработке ракет класса «воздух-воздух», параллельно совершенствуя свой парк боевых самолетов и, в некоторых случаях, предлагая возможности, которые не полностью соответствуют сопоставимым западным или российским продуктам.

Согласно большинству источников, его новейшее оружие класса “воздух-воздух” позволило Китаю приблизиться к паритету с западными аналогами, даже превысив паритет в некоторых областях, при этом значительно превосходя российские ракеты. С другой стороны, режим испытаний и инфраструктура разработки, доступные на Западе, по-прежнему, вероятно, обеспечат определенные преимущества с точки зрения реальной эффективности AAM. То же самое можно сказать и о сетевой инфраструктуре, повышающей гибкость и возможности «сетевых» ракет следующего поколения – по крайней мере, на данный момент. В то же время почти наверняка в Китае тоже разрабатывается несколько новых программ, хотя отделить слухи от реальности в этом отношении непросто. Страна также продолжает инвестировать в расширенную инфраструктуру испытаний и разработок, которая все больше сопоставима с западной.

Китай также внедряет ААМ вместе с дополнительными датчиками, включая радар AESA, технологии с низкой заметностью, а также современные кабины с дисплеями, установленными на шлеме, следуя логическому прогрессу в плане неуклонного улучшения характеристик и возможностей. В результате Китай, по сути, обогнал Россию в качестве ведущей воздушной угрозы, с которой США и многим их союзникам, вероятно, придется бороться в ближайшие десятилетия.

По материалам ресурса thedrive.com/the-war-zone

Материалы статьи содержат исключительно авторские оценки и не отражают позицию редакции ИВi
.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал и получайте мгновенное сообщение о новых публикациях!

PL-12

PL-11 выпускалась только для самолетов J-8 и J-10. С начала 1990-х годов велась работа над ее планируемым преемником, PL-12, который задумывался, как китайский ответ на AIM-120 AMRAAM.

Как и AMRAAM, PL-12, разработка которой стартовала в начале 1990-х годов, имеет активную радиолокационную ГСН, обеспечивающую принцип «выстрелил – забыл», а также канал передачи данных для обновления данных в середине курса. Ракета основана на миниатюрной активной радиолокационной ГСН плюс канал передачи данных, который, как предполагают некоторые источники, был разработан при содействии России.

PL-12 в целом немного больше, чем AMRAAM, а его хвостовые стабилизаторы управления имеют характерные вырезы. Согласно сообщениям, PL-12 использует ракетный двигатель с переменной тягой для обеспечения скорости и маневренности на всем протяжении полета. В НОАК считают, что ракета превосходит AIM-120B и российскую Р-77 (AA-12 Adder), хотя и немного уступает по мощности более совершенной AIM-120C.

J-10C НОАК выполняет тренировочный вылет с одной инертной PL-12 под правым крылом

На вооружение PL-12 принята в 2005 году и впервые передана подразделениям J-8F, а затем введена на J-10, J-11B, J-15, J-16, Су-30МК2 и J‑20. Ракета также предлагается на экспорт под обозначением SD-10. Она используется на истребителях JF-17 Thunder, эксплуатируемых Мьянмой, Нигерией и Пакистаном.

Сообщается, что улучшенная версия PL-12A оснащена модифицированной ГСН с новым цифровым процессором и, как утверждается, сопоставима с AIM-120C-4. По неподтвержденным данным, новая версия может также иметь пассивный режим наведения на глушилки, излучатели радиоэлектронной борьбы и самолеты раннего предупреждения.

Согласно официальным спецификациям, радиус действия PL-12 составляет от 44 до 62 миль. Показатель сокращен до 37-44 миль для экспортной конфигурации SD-10. По оценке RUSI, дальность стрельбы PL-12 «находится где-то между AIM-120B и AIM-120C-5».

Истребители авианосца J-15 на палубе авианосца “Ляонин”

Ходили слухи и о других, более продвинутых вариантах, в том числе об одном со складывающимися ребрами для внутреннего крепления, одном с антирадиационной ГСН и версии с прямоточным реактивным двигателем для дальних боев. Ни один из них, по-видимому, не перешел на оперативную эксплуатацию. Интересно, что в последнем докладе Пентагона Конгрессу о китайских военных разработках за прошлый год говорится, что Китай «разрабатывает ПВРД в дополнение к PL-15, находящейся за пределами видимости», хотя, похоже, никаких более широких доказательств этого нет.

Носители

Первым носителем Х-БД станет модернизированный Ту-160М. На нём же и будут проходить испытания этого вооружения. ВКС РФ должны получить 50 самолетов Ту-160М2 новой постройки. Самолеты смогут похвастаться рядом серьезных улучшений в сравнении с базовой версией бомбардировщика. Отметим, что сейчас российские ВКС имеют в своем распоряжении 16 Ту-160. Несколько машин из их числа были модернизированы до уровня Ту-160М. В дальнейшем планируется оснастить этой ракетой абсолютно все самолёты дальней авиации, в том числе перспективные.

https://www.gazeta.ru/army/2021/12/14/14314831.shtml

Автор книги: Михаил Первов

«БУРЯ» К-22. Х-22МП

Авиационный ракетный комплекс со стратегической сверхзвуковой крылатой ракетой класса «воздух-поверхность». Головной разработчик комплекса – КБ-1. Главный конструктор – Александр Расплетин. Головная организация по разработке ракеты – МКБ «Радуга». Главный конструктор – Александр Березняк. Усовершенствованный вариант ракеты Х-22М. Ракета оснащена пассивной радиолокационной ГСН, помехозащи– щенным неконтактным оптическим взрывателем. Комплекс принят на вооружение в 1974-1976 гг. Комплексом оснащены бомбардировщики ТУ-22КП, ТУ-22КПД, ТУ-22М2 и ТУ-22М3. По некоторым данным, ракета оснащена маршевым двигателем Р-201-300 (С5.33), разработанным в КБ Московского машиностроительного завода «Союз» (АМНТК «Союз») под руководством Сергея Туманского. Система управления инерциальная с радиолокационной ГСН. Максимальная дальность полета – 400 (560) км. Стартовая масса – 5,78 т. Длина ракеты – 11,67 м. Максимальный диаметр корпуса – 0,92 м. Размах крыла – 3 м. Масса ГЧ – 1 т. Крейсерская скорость полета – 4М. Крейсерская высота полета – 22500 м. Высота пуска – 14000 м. Запас топлива – 3 т.

Комплекс поступил на вооружение бомбардировщиков ТУ– 22М2 и ТУ-22М3.

«БУРЯ» К-22. Х-22Н

Авиационный ракетный комплекс со стратегической сверхзвуковой крылатой ракетой класса «воздух-поверхность». Головной разработчик комплекса – КБ-1. Главный конструктор – Александр Расплетин. Головная организация по разработке ракеты – МКБ «Радуга». Главный конструктор – Александр Березняк. Усовершенствованный вариант ракет Х-22ПСИ, Х– 22ПГ, Х-22М с повышенной точностью стрельбы. Предназна чена для поражения морских целей. Разработка начата в 1963 г. Первый полет бомбардировщика ТУ-95К-22 состоялся 30 октября 1975 г. Первый пуск ракеты Х-22Н с самолета ТУ– 95К-22 совершен в 1981 г. Эксплуатация комплекса в войсках ведется с начала 80-х гг. Принят на вооружение в 1987 г. Комплексом оснащены бомбардировщики ТУ-22М2, ТУ-22М3 (одна, две или три ракеты) и ТУ-95К-22 (две ракеты). По некоторым данным, ракета оснащена маршевым двигателем Р-201-300 (С5.33), разработанным в КБ Московского машиностроительного завода «Союз» (АМНТК «Союз») под руководством Сергея Туманского. Максимальная дальность стрельбы – 400 (500) км. Стартовая масса – 5,9 (6) т. Длина ракеты – 11,67 м. Максимальный диаметр корпуса – 0,92 м. Размах крыла – 3 м. Масса ГЧ – 1 т. Крейсерская скорость полета – 3,5 (4)М. Крейсерская высота полета – 22,5 км. Высота пуска – 12 км. Скорость носителя – 900-1700 км/ч.

Конкуренты

Сведения о дальности Х-БД засекречены, но и уже имеющиеся в арсенале Ту-160М2 ракеты Х-101 (фугасная) и Х-102 (ядерная) не имеют в мире аналогов. Даже у США в сегменте стратегических крылатых ракет «воздух-земля» отмечается сильное отставание от России. Ближайший американский аналог, AGM-86, может пролететь 2780 километров, и то в модифицированном варианте. Также стоит вспомнить про AGM-129 ACM, которая обладала куда более внушительными характеристиками, была более новой и выполнена по технологии стелс. Однако от этой ракеты американцы отказались ещё в конце 2000-х. При этом 129-я могла пролететь 3700 километров, что всё равно не составляет конкуренцию даже Х-101 с её 5500 км.

Крутой пуск. В РФ создают ракеты-невидимки для стратегической авиации Подробнее

Предыстория

После окончания Второй Мировой Войны в распоряжение США попали детали ста немецких ракет Фау-2. Уже 10 мая 1946-ого года США запустили первую ракету, которая достигла высоты с 112 км. С этого момента начались бурные исследования и испытания в сфере ракетостроения. В это же время проводились эксперименты в сфере космической медицины. Были запущены несколько ракет с растениями, насекомыми, мышами и даже обезьянами. Но большой процент запусков оканчивался неудачами и катастрофами, а сами аппараты проводили верхних слоях атмосферы считанные минуты. Поэтому было решено, что лучше всего для исследований подойдет пилотируемый самолет. Но никакие из существующих машин не были способны подняться на такую высоту. Поэтому пришлось создать программу по разработке совершенно нового ракетоплана, имя которому X-15. На объявленном в декабре 1954-ого года конкурсе на лучший проект ракетоплана выиграла компания “North American”. Именно на ее плечи и упала разработка самолета X-15.

Противокорабельная ракета Х-15 (СССР)

Развитие ПВО потребовало создания средств защиты дальних бомбардировщиков. В 70-х гг. в МКБ Радуга началось проектирование ракеты, предназначенной для уничтожения ЗРК большой дальности типа Патриот и т.п. Вероятно, в основу был положен опыт создания УР Х-2000. Компоновка ракеты с несущим корпусом в виде тела вращения была выбрана подобной американской УР AGM-69 SRAM. Она получила инерциальную навигационную систему. Бортовое оборудование носителя фиксировало работу РЛС противника, определяло ее координаты и производило их ввод в систему управления пуском СУРО-1. Характеристики оборудования и высокая скорость ракеты (соответствует числу М=5) позволяет оперативно реагировать на возникшую угрозу.

Для обеспечения достаточной прочности в условиях значительного аэродинамического нагрева отсеки ракеты были выполнены из титановых сплавов ОТ4-1 и ВТ-5, а их окантовки – из пропрочной стали ВЖ-100. Корпус имеет внутреннюю теплоизоляцию и облицован защитным материалом ТЗМКТ. Цельноповоротное оперение также изготовлялось из титана, а подвергавшиеся наибольшему нагреву носки – из вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Теплозащита рулей наносилась методом вакуумного автоклавного формования, а на отсеки корпуса – методом пропитки под давлением в жестких формах.

Нанесение защитных покрытий требовало последующей термообработки уже частично собранного изделия. Но детали из пластика и металла имели различный коэффициент температурного расширения, и металлические комплектующие пришлось изготавливать не по конструкторским чертежам, а по технологическим, с упреждением размеров на величину деформации.

Особый этап в истории ракеты Х-15 связан с освоением технологии изготовления композитного носового обтекателя. Первоначально его предполагалось изготовлять трехслойным на связующем К-9-70. Но этот процесс был очень сложен, так как для каждого слоя использовался свой тип ткани и отдельный режим термообработки. В ходе экспериментальной отработки конструкции обтекателя остановились на более простом варианте с облицовкой тканью АТОМ-2 с теплоизоляцией ТКЧ-6. Для снижения радиолокационной заметности планер ракеты имел специальное металлизированное покрытие.

Для внедрения всех этих технологических новшеств в НПО LРадуга╕ было создано уникальное оборудование, например крупногабаритная высокотемпературная печь ПАП, обеспечившая термообработку больших готовых узлов с перепадом температур по зонам в пределах ╕50С°.

Твердотопливный (впервые в СССР на ракете такого класса) двигатель имеет две ступени в одном корпусе – разгонную и поддержания скорости, благодаря чему сочетаются высокие характеристики скорости и дальности полета. Оптимальные и стабильные характеристики горения шашки РДТТ обеспечены фигурным вырезом в ее теле, заполненном для длительного хранения пузырем, надутым инертным газом. Ракета оснащена малогабаритной специальной БЧ.

Испытания УР Х-15 прошли с борта самолета Ту-22М в конце 70-х гг. В 80-х она была запущена в производство под индексом Х-15 (изд. 115) на ПО LРадуга╕ (с 12 мая 1982 г. серийный завод выделился в самостоятельное предприятие и вновь стал называться ДМЗ). УР Х-15 начала поставляться в войска прежде всего для вооружения самолетов Ту-160 (они могли нести 24 Х-15 на 4-х револьверных ПУ МКУ-6-1 в 2-х отсеках). В середине 80-х гг. ракетами этого типа стали перевооружать и Ту-22М3. Самолеты этого типа оснащались одной МКУ-6-1 в отсеке и четырьмя внешними балочными держателями ПУ-01. УР Х-15 официально принята на вооружение ДА ВВС СССР в 1988 г. и поступила в 184-й Гвардейский ТБАП и 1230-й (ныне ╒ 121-й Гвардейский) ТБАП на самолетах Ту-160, а также в три полка 37-й ВА ВГК на самолетах Ту-22М3.

Разрабатывался также усовершенствованный вариант ракеты Х-15П с ПРГС, но в 1991 г. по политическим причинам работа было остановлена. Генеральный конструктор ракеты И.С. Селезнев.

В 1993 г. была впервые показана противокорабельная ракета Х-15С (Х-15А), оснащенная помехоустойчивой активной РГСН, работающей на конечном этапе траектории и инерциальной навигационной системой. Она имеет проникающую БЧ массой 150 кг и предназначена для поражения кораблей различных классов ╒ от катера до эсминца УРО. Эта ракета предлагалась на экспорт под индексом Х-15СЭ, в качестве носителя могли быть использованы Ту-22М3, Су-24МК, Ту-142МЭ и другие самолеты. Сведений о поставках ракет Х-15С и СЭ пока нет.

Характеристики

Для самолета было решено разработать новый ракетный двигатель XLR-99-RM-1 с тягой в 27 тонн. Но к 15 октябрю 1958-ого года, когда самолет был уже презентован, двигатель так и не был готов. И даже к марту того же года, когда был сдан второй самолет, двигателя все еще не было. Поэтому на первое время было решено установить две старых силовых установки, с которыми самолет и пролетал первую половину всех испытаний.

Главная особенность этого самолета в том, что стартует он с другого самолета. Бомбардировщих B-52G Stratofortress поднимал X-15 под своим крылом на высоту около 10 000 м и при скорости 240 км\ч ракетоплан отсоединялся от самолета-носителя и дальше продолжал полет своими силами.

Это был действительно нетипичный самолет, как минимум, благодаря ракетному двигателю внутри. Но все его особенности перечислять не будем, лишь перечислим некоторые. Например, система управления с тремя ручками: стандартным штурвалом и двумя ручками с подлокотниками по бокам. Обусловлено это было в первую очередь тем, что во время полета на пилота оказывалось такое воздействие, что он просто был не способен удерживать штурвал в нужном положении. Поэтому для таких режимов работы было решено установить дополнительно две ручки управления с подлокотниками, полностью дублировавшие штурвал. Также, внимания заслуживает костюм пилота. Он носил герметичный скафандр, вентилируемый и над-надуваемый азотом. Таким образом, в случае падения давления в кабине, костюм надувался и давление в нем соответствовало давлению на высоте в 10 км. И следует отметить, что этот костюм спас однажды жизнь пилоту. Также, на голову пилота в полете действовали опасные для него перегрузки, поэтому голову пилота было решено закрепить. Также, из интересного, это сброс подфюзеляжного киля перед посадкой, который далее спускается на парашюте и может использоваться повторно.

Трудности развития

Эта высокотехнологичная для своего времени ракета не преминула создать множество проблем для ее конструкторов, главным образом из-за ее очень высокой конечной скорости, которая вызывает огромные тепловые нагрузки на ее фюзеляж и его конструкцию. Наибольшая трудность заключалась в изготовлении в году покрытий и материалов, стойких к огромному нагреву, вызванному трением воздуха на этих гиперзвуковых скоростях .

Контрольные поверхности ракет изготовлены из сплавов из титана ОТ4-1 и ВТ-5, покрытых тепловой защитой, а также детали , подверженные наиболее значительного нагрев состоят из сплава вольфрама – молибден VM-1. Стыки между различными обтекателями выполнены сваркой из жаропрочного стального сплава ВЗ-100. Эти обтекатели покрыты особым металлическим слоем, уменьшающим радиолокационную заметность ракеты, чтобы противник затруднил ее обнаружение. Фюзеляж имеет внутреннюю изоляцию и футерован тепловой защитой типа ТЗМКТ. Защита аэродинамических элементов (рулей) и элементов фюзеляжа закрепляется под вакуумом в автоклаве , а более сложные формы ракеты проходят пропитку под высоким давлением. Чтобы удовлетворить эти потребности, на территории «Радуги» была разработана специальная большая печь.

Особый этап в истории ракеты Х-15 связан с развитием решений позволили создать носовой конус в технологии композитных материалов достаточно разрешающих пускать волны на атаках радиолокационного прохода , оставаясь при этом достаточно устойчивы к нагреванию. производится нагревом из-за скорости полета ракеты. Первоначально предполагалось, что это будет трехслойная стопка типа К9-70, но процесс изготовления оказался очень сложным, так как каждый из различных слоев использовал свой тип пластика и требовал термообработки, которая была его собственной. Была принята другая смесь более простых композитов на основе пластика ТЦФ-6, покрытого слоем теплозащиты типа АТОМ-2.

Чтобы сохранить идеальные характеристики на протяжении всего срока службы, ракета хранится в коконах, заполненных инертным газом , который не изменяет свойств пороха или различных сплавов, присутствующих в ее структуре.

Классификация

Представление стран НАТО о ракетах советских ЗРК по состоянию на 1980-е годы. Слева направо: С-25, С-75, С-125, С-200, С-300П, С-300В Ракеты различаются по типу базирования, дальности и высоте поражения, максимальной скорости поражаемых целей, принципам запуска. Существуют ракеты на жидкостных и твердотопливных двигателях.

По управлению

  • радиокомандное управление
  • наведение по радиолучу
  • самонаведение
  • комбинированная схема управления

По компоновке (аэродинамической схеме)

  • нормальная (стабилизаторы впереди, рули сзади) и её подвид — бесхвостка (стабилизатор «сросся» с рулём)
  • утка (рули впереди, стабилизаторы сзади)
  • несущий конус (конический фюзеляж с рулями в задней части)

Зенитные ракеты могут применяться как в стационарных, так и в мобильных и переносных ракетных комплексах.

Характеристики

Схема атаки Х-15.

Во время пуска ракета очень быстро набирает высоту около 40 000  м и перемещается благодаря инерциальной системе . Вблизи цели он включает миллиметровый , чтобы найти ее и прикрепить. После этого она пикирует на нее со скоростью, близкой к 5,0 Маха , что делает ее одной из самых быстрых ракет в мире на сегодняшний день.

Этот довольно специфический профиль полета, близкий к профилю баллистической ракеты, объясняет форму ракеты, сравнимую с формой винтовочной пули, лишенной опорных крыльев и оснащенной небольшими стабилизаторами на хвосте. Движение осуществляется ракетным двигателем на твердом топливе, состоящим из двух разделенных камер сгорания .

В противокорабельной версии для наведения используется комбинация инерциальная навигация + , а в версии с ядерным зарядом 350  кТл достаточно лишь наличия инерциальной платформы для достижения цели. Версия с противорадиолокационной системой использует , который направляется по волнам намеченного радиолокационного пункта, чтобы проследить свой путь к нему. Помимо эффективности, эта система обеспечивает высокую степень свободы действий для ракеты, поскольку никакое излучение от ее системы наведения не может предупредить цель о том, что ее ждет.

Противорадиолокационная станция Х-15П использует обычную фугасную (ОФ) нагрузку 150  кг , а 150- килограммовая нагрузка, которую  несет Х-15А, является полубронебойной, более подходящей для поражения кораблей.

Закат программы

Конечно же, происшествия не обошли стороной этот самолет. Множество раз отказывала система стабилизации осей самолета. Также, однажды случилась разгерметизация кабины пилота, причем далее начала тлеть краска и дым наполнил кабину пилота. Однако, самолет все же сел без особых проблем. Также, при экстренной посадке, вызванной взрывом второго двигателя, самолет потерпел несерьезное крушение. Пилот выжил, самолет после ремонта и доработок продолжил испытания. А самая большая катастрофа, поставившая крест на программе, случилась 15 ноября 1967-ого года. Сразу после взлета вышли из строя приборы самолета. Они показывали нормальную информацию, в то время как самолет уже терпел бедствие. В итоге самолет разбился, пилот Майкл Адамс погиб, а вся телеметрия была уничтожена вместе с самолетом. После этого на программу ополчились все СМИ. Даже союз ВВС США, НАСА и ВМС США не смог спасти программу от отказа в финансировании правительством. В итоге программа была закрыта в 1969-ом году.

Примечания и ссылки

Заметки

  1. По- английски  : «  Stand-off  » означает: может быть запущен с безопасного расстояния, чтобы избежать угрозы системам защиты противника.
  2. Если радар обнаруживает, что он был поражен ракетой противника, ему достаточно сократить выбросы, чтобы ослепить ракету и заставить ее потерять ориентацию. Однако некоторые американские ракеты , такие как AGM-136 Tacit Rainbow, обошли эту возможность благодаря беспрецедентной способности «совершать набеги» .

Рекомендации

(ru) Ефим Гордон , Советское / российское авиационное вооружение со времен Второй мировой войны , Midland Publishing (Хинкли, Англия),2004 г., 207  с. ( ISBN  1-85780-188-1 )

  1. ↑ и (ru) Д-р Карло Копп, , Air Power Australia,Июль 2007 г.(по состоянию на 14 августа 2014 г. ) .
  2. ↑ и (ru) Грег Гебель , сайт Vector (доступ 14 августа 2014 г. ) .
  3. ↑ и .
  4. ↑ and (ru) , Уголок неба,2004 г.(по состоянию на 14 августа 2014 г. ) .
  5. ↑ и (in) Силы противника ” (по состоянию на 14 августа 2014 г. ) .
  6. ↑ и (ru) , FAS.org,19 июня 1999 г.(по состоянию на 14 августа 2014 г. ) .
  7. ↑ и (ru) Джон Пайк, , Global Security.org,11 июля 2011 г.(по состоянию на 14 августа 2014 г. ) .
  8. ↑ и (cs) , Ruslet (по состоянию на 14 августа 2014 г. ) .

Разработка

В году конструкторское бюро МКБ «Радуга» приступило к разработке ракеты Х-2000 в качестве замены тяжелой противокорабельной ракеты Х-22 и устаревшей на тот момент ракеты КСР-5 . Разработка Х-15 началась в начале 1970-х годов, первые испытательные полеты были выполнены в конце 1970-х годов с Ту-22М . Производство началось в начале 1980-х годов и поставлялось в войска ВВС России в основном для оснащения бомбардировщиков Ту-160 . В середине 80-х он был отнесен к бомбардировщикам Ту-22М3 . Официально принятый на вооружение в 1988 году , его цель заключалась в том, чтобы иметь возможность атаковать наземные цели и уничтожать их своим ядерным зарядом, оставаясь при этом очень трудным для перехвата.

Изначально оснащенная ядерной боеголовкой, сложная конструкция сделала ее очень гибкой ракетой, и параллельно были разработаны две версии с обычным зарядом: противорадиолокационная версия Х-15П , за которой последовала противокорабельная версия Х-15А . , Представлен в 1993 году в Абу-Даби под обозначением Х-15С .

Разработка варианта Х-15П, похоже, была остановлена ​​в году по политическим причинам, в то время как некоторые источники утверждают, что Х-15С на самом деле является экспортным обозначением Х-15А.

Благородное происхождение

Крылатая ракета Х-101, на базе которой создают Х-БД, была принята на вооружение в 2013 году. В ней применяется комбинированная система наведения: инерциальная система с оптико-электронной коррекцией, на конечном участке используется головка самонаведения. По результатам испытаний, ракета имеет круговое вероятное отклонение (КВО) 7 метров на максимальной дальности. Ракета способна уничтожать подвижные цели с точностью попадания до 10 метров. Она может получать комплексную информацию и по маршруту, и по координатам цели. В отличие от ракет предыдущего поколения, имеется возможность смены цели, когда ракета уже находится в полёте. Ядерный вариант (Х-102) несёт боеголовку мощностью, по различным сведениям, в 250 килотонн или 1 мегатонну. В 2015 году сообщалось, что Ту-160, а также Ту-95МС в Сирии впервые применили Х-101 в боевой обстановке.

ПЗРК «Стрела-1»

Зенитно-ракетный комплекс малой дальности «Стрела-1» (код НАТО SA-9 «Гэскин») был создан в 1960-х и показан публично в 1970-х. В Советской Армии оружие развернуто в количестве 16 установок на дивизию, при этом каждый полк, танковый или мотострелковый, имеет 4 установки. Кроме СССР SA-9 есть также во многих других странах, включая Алжир, Египет. Восточную Германию, Венгрию, Индию, Ирак, Ливию, Польшу, Южный Йемен, Сирию, Вьетнам и Югославию. Первое известное боевое применение зенитно-ракетного комплекса было в Ливане в мае 1981 г.. когда батарея SA-9, обслуживаемая …

Читать дальше

Статьи по Теме

  • КСР-5
  • Х-59
  • Х-35
  • AGM-69 SRAM

Российские и бывшие советские ракеты ( обозначение России / обозначения НАТО )

Ракеты класса “воздух-воздух” Калининград К-5 ( AA-1 Щелочь )  • Вымпел К-13 ( Атолл AA-2 )  • Калининград К-8 ( AA-3 Анаб )  • Шило AA-4  • Ясень AA-5  • Бисноват R-40 ( AA- 6 Едкий )  • R-23 ( AA-7 Apex )  • R-60 ( AA-8 Aphid )  • Вымпел R-33 ( AA-9 Amos )  • R-27 ( AA-10 Alamo )  • Вымпел R-73 ( AA-11 Archer )  • Вымпел R-77 ( AA-12 Adder )  • Вымпел R-37 ( AA-X-13 Arrow )
Ракеты класса “воздух-поверхность” КС-1 Комет ( Питомник АС-1 )  • К-10С ( АС-2 Киппер )  • Х-20 ( АС-3 Кенгуру )  • Х-22 ( Кухня АС-4 )  • КСР-2 ( АС-5 Кельт )  • KSR-5 ( AS-6 Kingfish )  • Kh-23 ( AS-7 Kerry )  • Kh-28 ( AS-9 Kyle )  • Kh-25 ( AS-10 Karen )  • Kh-58 ( AS-11 Kilter )  • Х-25 ( АС-12 Кеглер )  • Х-29 ( АС-14 Кедж )  • Х-55 ( АС-15 Кент )  • Х-15 ( АС-16 Отдача )  • Х-31 ( АС-17 Криптон )  • Х-59 ( АС-18 Казу )  • Х-90 Метеорит ( АС-19 Коала )  • Х-35 ( Байдарка АС-20 )  • Х-47М2 ( Кинжал )
Зенитные ракеты
Зенитные ракеты С-25 Беркут ( Гильдия СА-1 )  • С-75 Двина ( Гайд по СА-2 )  • С-125 ( СА-3 Гоа )  • 2К11 Круг ( СА-4 Ганеф )  • С-200 Ангара / Вега / Дубна ( СА-5 Гаммон )  • 2К12 Куб ( СА-6 Гайнфул )  • 9К32 Стрела-2 ( СА-7 Грааль )  • 9К33 Оса ( СА-8 Геккон )  • 9К31 Стрела-1 ( СА-9 Гаскин )  • С-300 ( SA-10 Grumble )  • SA-11 Овод  • S-300 ( SA-12 Gladiator / Giant )  • 9K35 Стрела-10 ( SA-13 Gopher )  • 9K34 Стрела-3 ( SA-14 Gremlin )  • 9K330 Tor-M1 ( SA-15 Gauntlet )  • 9K38 Игла ( SA-16 Gimlet )  • 9K37 Buk-M1-2 ( SA-17 Grizzly )  • 9K38 Игла ( SA-18 Grouse )  • 2K22 Tunguska ( SA-19 ​​Grison )  • S- 300 ( SA-20 Gargoyle )  • S-400 Triumph ( SA-21 Growler )  • Панцирь S-1 ( SA-22 Greyhound )  • S-300VM ( SA-23 Gladiator / Giant )  • 9K38 Игла ( SA-24 Grinch )  • Наземный Тор-М2У ( СА-Тор-М2У )  • С-500
Ракеты класса “воздух-воздух” СА-Н-1 Гоа  • С-75 Двина ( Гайд по СА-Н-2 )  • М-11 Шторм ( Кубок СА-Н-3 )  • 9К33 Оса ( СА-Н-4 Геккон )  • 9К32 Стрела-2 ( СА -Н-5 Грааль )  • С-300 ( СА-Н-6 Грамбл )  • 9К37 Бук-М1-2 ( СА-Н-7 Овод )  • 9К34 Стрела-3 ( СА-Н-8 Гремлин )  • 9К330 Тор- М1 ( SA-N-9 Gauntlet )  • 9K38 Игла ( SA-N-10 Grouse )  • 2K22 Tunguska ( SA-N-11 Grison )  • 9K37 Buk-M1-2 ( SA-N-12 Grizzly )  • 9K38 Игла ( SA-N-14 Рябчик )  • С-300 ( Горгулья SA-N-20 )
Ракеты класса “земля-земля”
Ракеты класса “земля-земля” GR-1 ( SS-X-10 Scrag )  • R-1 ( SS-1 Scunner ) / SS-1 Scud  • R-2 ( SS-2 Sibling )  • R-5 Победа ( SS-3 Shyster )  • R- 12 Двина ( SS-4 Sandal )  • R-14 Чусовая ( SS-5 Skean )  • R-7 Semiorka ( SS-6 Sapwood )  • R-16 ( SS-7 Saddler )  • R-9 ( SS-8 Sasin )  • Циклон Р-6 ( SS-9 Scarp )  • UR-200 ( SS-10 Scrag )  • UR-100 ( SS-11 Sego )  • Temp-S ( масштабная доска SS-12 )  • RS-12 ( SS-13 Savage )  • RT-15 ( SS-14 Scamp / Scapegoat )  • PL-1 ( SS-15 Scrooge )  • RS-14 ( SS-16 Sinner )  • RS-16 ( SS-17 Spanker )  • R-36 ( SS- 18 Satan )  • UR-100N ( SS-19 Stiletto )  • RSD-10 Pioneer ( SS-20 Sabre )  • OTR-21 Tochka ( SS-21 Scarab )  • OTR-23 ( SS-23 Spider )  • RT-23 Молодец ( Скальпель SS-24 )  • Тополь РС-12М ( Серп SS-25 )  • Искандер ( Камень SS-26 )  • 9М729 ( SSC-8 )  • Тополь-М ( Серп SS-27 В1 )  • Ярс РС-24 ( SS -X-29 )  • РС-28 Сармат ( SS-X-30 )
Ракеты класса “море-море” P-1 ( SS-N-1 Скруббер )  • P-15 Termit ( SS-N-2 Styx )  • P-5 Пятиорка ( SS-N-3 Shaddock )  • R-13 ( SS-N-4 )  • R -21 ( SS-N-5 Sark )  • R-27 Zyb ( SS-N-6 серб )  • P-70 Ametist ( SS-N-7 Starbright )  • R-29 ( SS-N-8 Sawfly )  • P -120 Малахит ( SS-N-9 Siren )  • P-35 Bazalt ( SS-N-12 Sandbox )  • R-27 Zyb ( SS-NX-13 )  • Противокорабельный комплекс Metel ( SS-N-14 Silex )  • РПК-2 «Вьюга» ( SS-N-15 Starfish )  • 100-RU Ведер ( SS-N-16 Stallion )  • RSM-45 ( SS-N-17 Snipe )  • RSM-50 Volna ( SS-N-18 Stingray). )  • П-700 Гранит ( кораблекрушение SS-N-19 )  • РСМ-52 Тайфун ( SS-N-20 Осетр )  • РК-55 ( SS-N-21 Сампсон )  • П-270 Москит ( SS-N-22 Загар )  • Р-29РМ Штиль ( SS-N-23 Skiff )  • R-29RMU Sineva ( SS-N-23 Sineva )  • R-29RMU2 Layner ( лайнер SS-N-23 )  • Метеорит Х-90 ( SS-N -24 Scorpion )  • Х-35 ( SS-N-25 Switchblade )  • P-800 Оникс ( SS-N-26 Strobile )  • Калибр 3M-54 ( SS-N-27 )  • R-30 Boulava ( SS-NX -30 )  • Циркон ( SS-N-33 )
Противотанковые ракеты Люциан  АТ-1  • Мухобойка АТ-2 (ru)  • Малютка 9М14 ( Саггер АТ-3 ) • Фагот 9К111 ( штуцер АТ-4 ) • 9М113 Конкурс ( Спандрель АТ-5 ) • 9К114 Чтурм ( Спираль АТ-6 ) • AT -7 Saxhorn  • AT-8 Songster  • 9M120 Ataka -V ( AT-9 Spiral-2 ) • AT-10 Stabber  • 9M119 ( AT-11 Sniper ) • AT-12 Swinger  • AT-13 Saxhorn-2  • 9M133 Kornet ( АТ-14 Спригган ) • АТ-15 Спрингер  • 9К121 Вихрь ( АТ-16 Лук )
Код НАТО в курсивом
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий