Технические требования
Дизайном сегодняшнего ФРГ управляют всемирно признанные стандарты и рекомендуемые методы, касающиеся бортовых самописцев, которые содержатся в Приложении 6 ИКАО, которое ссылается на промышленную ударопрочность и технические требования противопожарной защиты, такие как те, чтобы быть найденным в европейской Организации по документам EUROCAE ED55 Оборудования Гражданской авиации, ED56 fiken A и ED112 (Минимальная Эксплуатационная Исполнительная Спецификация для Катастрофы Защищенные Бортовые Системы Рекордера). В Соединенных Штатах Федеральное управление авиации (FAA) регулирует все аспекты американской авиации и цитирует конструктивные требования в их Техническом Стандартном Заказе, основанном на документах EUROCAE (также, как и власти авиации многих других стран).
В настоящее время EUROCAE определяет, что рекордер должен быть в состоянии противостоять ускорению 3 400 г (33 км/с ²) для 6,5 миллисекунд. Это примерно эквивалентно скорости воздействия и замедлению или сокрушительному расстоянию 450 см. Кроме того, есть требования для сопротивления проникновения, статической давки, высоких и низких температурных огней, глубокого морского давления, погружения морской воды и жидкого погружения.
ЮРОКЭ ЭД 112 (Минимальная Эксплуатационная Исполнительная Спецификация для Катастрофы Защищенные Бортовые Системы Рекордера) определяет минимальную спецификацию, которая будет встречаться для всех бортовых самописцев требования самолета для записи полетных данных, аудио кабины, изображений и ЦНС / банкомат цифровые сообщения и использоваться для расследований несчастных случаев или инцидентов. Когда выпущено в марте 2003 ED 112 заменил предыдущий ED 55 и ED-56A, которые были отдельными техническими требованиями для ФРГ и CVR. FAA TSOs для ФРГ и ссылка ED 112 CVR для особенностей, характерных для обоих типов.
Чтобы облегчить восстановление рекордера от места авиационной аварии, они требуются, чтобы быть окрашенными в ярко-желтый или оранжевый цвет с рефлексивными поверхностями. Все – начитанный «БОРТОВОЙ САМОПИСЕЦ, НЕ ОТКРЫВАЮТСЯ» на одной стороне на английском языке и том же самом на французском языке с другой стороны. Чтобы помочь восстановлению после затопленных мест, они должны быть оборудованы подводным маяком локатора, который автоматически активирован в случае несчастного случая.
Какие параметры считываются
С тех пор как был создан первый бортовой регистратор, он постоянно усовершенствовался. Первые самописцы могли регистрировать только пять параметров:
- скорость;
- высоту;
- направление;
- ускорение;
- время.
Современные бортовые самописцы, которые устанавливаются на самолетах, могут регистрировать 256 параметров, назовем некоторые:
- давление воздуха;
- расход горючего (мгновенный);
- обороты двигателя;
- ход штурвала;
- истинная и барометрическая высота;
- скорость;
- остаток топлива.
Все эти параметры значительно помогают раскрыть причины аварии самолета.
Устройство черного ящика
История
Дэвид Уоррен, изобретатель аварийного речевого самописца, с прототипом своего изобретения.
Один из первых эксплуатационных регистраторов полётной информации был создан французами Юссено (François Hussenot) и Бодуэном (Paul Beaudouin) в 1939 году. Он представлял собой многоканальный светолучевой осциллограф — изменение каждого параметра полёта (высоты, скорости и т. д.) вызывало отклонение соответствующего зеркальца, отражавшего тонкий луч света на движущуюся фотоплёнку. По одной из версий, отсюда и произошло название «чёрный ящик» — корпус самописца был выкрашен в чёрный цвет для защиты фотоплёнки от засветки. В 1947 году изобретатели организовали компанию Société Française des Instruments de Mesure, ставшую известным производителем оборудования — в том числе и бортовых самописцев, — в дальнейшем влившуюся в концерн Safran SA.
В 1953 году австралийский учёный Дэвид Уоррен, принимавший участие в расследовании катастрофы первого в мире британского реактивного пассажирского лайнера De Havilland Comet, пришёл к мысли, что запись переговоров экипажа в аварийной ситуации могла бы значительно помочь в подобных расследованиях. Предложенное им устройство сочетало в себе параметрический и голосовой самописцы, и использовало магнитную ленту для записи информации, что позволяло использовать её многократно. Регистратор Уоррена был обёрнут асбестом и упакован в прочный стальной корпус, откуда возможно другое происхождение термина «чёрный ящик» — так называют объект, выполняющий определённые функции, внутренняя структура которого неизвестна или не принципиальна. Первый прототип устройства был представлен в 1956 году; в 1960 году распоряжением правительства Австралии установка аварийных самописцев на все пассажирские самолёты стала обязательной, вскоре этому примеру последовали и другие страны.
Аварийные самописцы: параметрический и речевой
В дальнейшем параметрический и речевой регистраторы были конструктивно разделены: первый стал размещаться в хвосте самолёта, а второй — в кабине. Однако поскольку в катастрофе кабина зачастую разрушается сильнее хвостовой части фюзеляжа, речевой самописец со временем также был перенесён в хвост.
Направления развития самописцев
Бортовые самописцы всегда будут развиваться и усовершенствоваться по мере технического прогресса. Разработчики видят ближайшую их перспективу в том, что будет проводиться запись как внутри, так и снаружи лайнера, использоваться различные точки обзора. Рассматривается возможность замены всех стрелочных приборов на устройства с современными дисплеями, ведь стрелки во время аварии застывают навсегда. Сейчас стрелочные приборы используются совместно с устройствами, имеющими экран.
Другая ближайшая перспектива — установка самописцев, которые при столкновении самолета с каким-то препятствием будут катапультироваться, столкновение лайнера фиксируют датчики.
И третья перспектива — это трансляция считываемых самописцами данных в режиме реального времени на любой сервер. Тогда и искать черный ящик не придется.
Что такое «Чёрный ящик»
На современных самолётах обычно ставится два ЗБН: один из них регистрирует полётные параметры, второй переговоры экипажа. Однако возможны и другие варианты. На некоторых самолётах данные параллельно записываются на два-три ЗБН с тем, чтобы при разрушении одного из них, сохранился другой. Для облегчения поиска «чёрных ящиков» в них встраивают радиомаяки, автоматически включающиеся в случае аварии. Для этой же цели ЗБН имеет яркую оранжевую окраску.
Для сохранности данных при катастрофе, полые части «чёрного ящика» наполняются специальным порошком, способным выдерживать температуру горения авиационного керосина (1100°С). Также, благодаря этому порошку, температура внутри «ящика» не поднимается выше 160°С что позволяет сохранить все данные, содержащиеся в «бортовом самописце». Военные самолёты в этом смысле ничем от гражданских не отличаются. Разве что записываются ещё параметры по работе с оружием (пуск ракет, сброс бомб и т. п.), по навигационной аппаратуре и прочее.
Культурные ссылки
Немецкая группа Härte Neue альбом Rammstein Reise, Reise заставлен быть похожим на CVR; это также включает запись от катастрофы. Запись с прошлых 1–2 минут CVR Рейса 123 Japan Airlines, который потерпел крах 12 августа 1985, убив 520 человек; JAL123 – самое смертельное крушение единственного самолета в истории.
Члены сделанных театральное представление игры по имени Чарли Виктор Ромео с подлинником, основанным на расшифровках стенограммы от голосовых записей CVR девяти чрезвычайных ситуаций самолета. Игра показывает известный Рейс 232 United Airlines, который приземлился в кукурузном поле под Су-Сити, Айова после страдания катастрофического отказа одного двигателя и большинства средств управления полетом.
Оставшийся в живых, роман Чака Пэлэниука, о культовом участнике, который диктует его жизнеописание бортовому самописцу, прежде чем самолет исчерпает топливо и катастрофы.
Расположение элементов
Блок сбора и преобразования информации (БСПИ) полученные данные преобразует в вид, удобный для записи, и направляет их в кассетный бортовой накопитель (КБН), и в защищённый бортовой накопитель (ЗБН).
КБН находится в пилотской кабине и используется в повседневной работе. Катушки с магнитной лентой, на которой записываются параметры полёта доступны и эти записи используют для анализа полётов, разбора действий экипажа, анализа отказов техники и всех других случаях, когда необходимо отследить поведение машины. Пилоты нередко называют КБН «ябедником».
ЗБН находится в хвостовой части машины и экипажу недоступен. ЗБН представляет собой сферу оранжевого цвета, изготовленную из высокопрочных материалов.
МСРП-64 включается автоматически с момента подачи напряжения на электросеть машины (неважно, от внутренних источников (генераторы, аккумуляторы) или внешних (стационарная сеть аэродрома, машины запуска двигателей и т. п.)) и выключается при выключении бортового электропитания
Т. е. на ленте остаются параметры не только последнего полёта, но и нескольких предыдущих.
При катастрофе самолёта КБН чаще всего разрушается, а ЗБН, расположенный в той части самолёта, которая обычно страдает меньше всего, сохраняется, хотя и не всегда в самом лучшем виде.
Запись магнитной ленты требует расшифровки на компьютере, после чего можно получить обычные графики на бумаге или смоделировать поведение самолёта на экране монитора. Можно также эти данные использовать на тренажёре и получить едва ли не полную картину, происходившего в кабине самолёта во время полёта (показания приборов на каждый момент, положение органов управления).
Кроме ЗБН в хвостовой части самолёта устанавливается звуковой регистратор Марс-БН. Внешне он выглядит также как и ЗБН, но предназначен для записи на магнитную ленту всех переговоров экипажа в последние 30 минут. Впрочем, если быть точным, то Марс-БН записывает речь и звуки с каждой розетки подключения гарнитуры (наушники и микрофон). Естественно, что если, например, с гарнитуры второго пилота говорит не он, а скажем террорист, то будет записана речь террориста.
Причём, каждая розетка пишется на отдельную дорожку. Так, что при одновременной речи с нескольких розеток, каждая из них будет записана чисто и без помех. Обычно на показания «чёрного ящика» уповают как на беспристрастного свидетеля, который все расскажет, все прояснит, назовёт причину катастрофы.
Однако это далеко не всегда так. Во-первых при катастрофах нередко записи повреждаются так, что из них мало что удаётся извлечь. Во-вторых, далеко не все, что хотелось бы знать фиксирует САРПП. Здесь немало технических трудностей.
В настоящее время предлагаются системы, фиксирующие не только речь и звуки с гарнитур, но и звуки, и даже изображение всего происходящего в кабине, пассажирском салоне, впереди самолёта. Также предлагается дублировать все данные на землю с тем, чтобы в случае гибели бортовых накопителей информации, данные все же, были бы сохранены.
Нравится
Аварийный регистратор
В сравнении с эксплуатационными регистраторами аварийные самописцы отлично защищены. Это необходимо для обеспечения сохранности информации после 30 минут прямого контакта с огнем, при пребывании на шестикилометровой глубине в течение месяца и при прямом воздействии ударных нагрузок силой в 3400 g на протяжении 6 месяцев и перегрузках, превышающих показатель в 2 тонны, на протяжении пяти минут – согласно требованиям стандарта TSO-C124. Следующее поколение самописцев с магнитными носителями могло пережить ударную перегрузку в 1000 g и сберечь информацию при прямом контакте с огнем на протяжении 15 минут.
Специально для облегчения поиска таких самописцев в них устанавливают гидроакустические «пингеры» и радиомаяки, которые включаются автоматически в случае аварии.
Второе более распространенное название бортовых самописцев – черные ящики. На самом деле цвет корпуса самописца не красится в черный цвет, поскольку это затрудняет его поиск. Обычно их окрашивают в яркие цвета: оранжевый и красный. Корпус также не имеет ничего общего с формой ящика. Как правило, это шары или цилиндры. Подобная форма лучше сопротивляется давлению и ударам.
Предпосылки разработки
В мае 1953 года потерпел крушение первый в мире реактивный пассажирский лайнер «Комета-1». В результате катастрофы никто не уцелел, не было свидетелей, и о причинах ничего не было известно. Работая в команде проводившей расследование падений, Дэвид подумал о том, что записи переговоров пилота и членов экипажа, а также показания приборов при падении могли бы помочь в установлении причин падения самолётов.
Дэвид Уоррен
В 1957 году Дэвид, при помощи двух своих коллег из Научно-исследовательской лаборатории аэронавтики в Мельбурне (Aeronautical Research Laboratory), создал действующую модель «чёрного ящика», который мог записывать информацию и переговоры в течение четырёх часов.
В 1958 году глава Агентства регистрации воздушных судов Великобритании (United Kingdom Air Registration Board), находящийся с визитом в Австралии, увидел машину Дэвида и был очень заинтересован в её дальнейшем продвижении. По его приглашению Дэвид Уоррен отправился в Англию, где в его распоряжение была предоставлена команда учёных для усовершенствования прибора.
Новая модель «чёрного ящика» была размещена в ударопрочной и огнеупорной коробке и стала продаваться во многие страны.
Как расшифровывается черный ящик?
Наверное, многие думают, что запись в черном ящике закодирована каким-то неизвестным никому, кроме его разработчиков, шифром. Оказывается, что нет никакого шифра и защиты данных от модификации. Записи сделаны в удобном для восприятия и дальнейшего анализа виде. Ведь главным назначением самописца является помощь в расследовании авиакатастроф.
При сильных повреждениях черного ящика, его остатки можно «реставрировать». Например, остатки лент склеиваются и обрабатываются специальной смесью. Микросхемы и карты памяти также восстанавливаются специалистами, чтобы они были готовы к считыванию информации. Такая работа очень трудоемкая, требует много времени и проводится высококвалифицированными специалистами.
Микросхемы и карты памяти восстанавливаются специалистами
Существует два вида приборов:
- параметрические (FDR);
- речевые (CVR).
Первый вид регистрирует основные показатели полёта и состояния систем: высота, скорость, направление, показатели масляной и топливной систем, обороты двигателей, положение шасси и закрылков, координаты и т.д. Второй тип записывает переговоры пилотов и других членов экипажа, звуки в салоне с пассажирами, в грузовом отсеке, и нескольких других местах с источниками шума. Выпускаются регистраторы с совмещённой регистрацией.
Все регистраторы работают по кольцу, то есть аппарат пишет 2 часа звук, затем снова начинает сначала, вытирая самые старые записи. Параметры записываются несколько раз в секунду, при резком их изменении современные регистраторы увеличивают частоту записи.
По последним стандартам необходимо записывать 88 параметров. Всего же в самолёте возможна запись более 2000 параметров, это необходимо для обслуживания, но не записывается в аварийные регистраторы. Длительность записи чуть более суток, чего вполне достаточно для гражданской авиации. Каждый параметр имеет чёткую временную метку для правильной расшифровки обстановки на борту. Но шифрования для защиты от перехвата нет.
Как выглядит черный ящик самолета?
Действительно, «черный ящик» окрашен в ярко оранжевый цвет. Это в какой-то степени облегчает задачу по его поиску среди обломков самолета. Внутри ящика находится электронная начинка, а так же модуль памяти – который и является главным элементом (он хранит в себе всю информацию).
Около 10 лет назад, модуль памяти был громоздким. Причиной тому – особенности записи данных. В то время запись производили на перфоленты, магнитную пленку и даже на специальную магнитную проволоку. Оптимальной формой корпуса для таких записей являлся цилиндр.
В наши дни, принцип записи идентичен принципу работы самой обыкновенной флешки. На смену цилиндрической форме пришел параллелепипед. Представьте флешку, хранящуюся не в кармане брюк, а в бронированном ящике, и все станет понятно.
Ну, раз это флешка, разумеется, ее можно подключить к компьютеру. Давайте посмотрим, что там записано. А записан на ней один из тысячи полетов (вы ведь поняли, что записывают абсолютно все полеты?). Ну, так вот, на экране компьютера в специальной программе выводятся различные графики. Самый верхний – это высота, чуть ниже – график параметров работы двигателей, еще ниже – запись разговора пилотов, и много чего еще.
Так как ящик, который мы рассматриваем, не был в авиакатастрофе, то компьютер без особого труда считал всю информацию. Но что будет, если этот ящик хорошенько «тряхануть»?
Нет, разбивать самолет ради эксперимента мы не будем, но испытание на прочность все, же устроим.
В этом эксперименте нам будет помогать Валерий. Он мастер спорта по классическому ралли времен СССР. Мы прицепим ящик с помощи троса к автомобилю Валерия, а он постарается хорошенько разогнаться и выполнить маневр, при котором ящик со всей силы ударится о металлический ковш снегоуборочной машины. Поехали!
Черный ящик самолета фото
Автомобиль разгоняется до 100 км\час, и «летит» прямо на снегоуборочную машину. Уверенный поворот руля вправо, а затем влево, и наш ящик ударяется о металлическую преграду, и отлетает от нее на пару метров. Удар был настолько сильный, что на металлическом ковше осталась вмятина! Визуально ящик не пострадал, если не учитывать потертости. Теперь снова попробуем подключить самописец к компьютеру. И что мы видим? Никаких изменений, все работает, как и прежде! Все данные сохранились, даже после такого жесткого испытания.
Эксперимент продолжается. На этот раз мы отправимся на крышу дома, высота которого порядка 100 метров, и сбросим ящик вниз. Недолгий полет, и вот ящик слегка отскакивает от твердого асфальта. На удивление крепкий прибор! После столкновения, на асфальте осталась ямка, а у самописца лишь слегка погнулся шлейф для соединения с компьютером. Теперь считывать данные будет сложнее. К простому компьютеру этот ящик уже не подключить, и его направляют к специалистам. Для мастеров своего дела испорченный шлейф – типичная ситуация. Автоматизированный станок извлекает из самописца карты памяти, которые вручную вставляют в считывающее устройство.
А теперь представьте, что случается с черным ящиком во время катастрофы. Одна из колоссальных разрушительных сил – это огонь и высокая температура. И вот тогда ящик меняет свой оранжевый цвет на черный. По международным нормам, бортовой самописец должен выдерживать открытое пламя и температуру в 1000 градусов не менее часа. За счет чего можно добиться такой огнестойкости? Весь секрет в порошке, которым заполнено все пространство самописца.
Для наглядности, проведем еще один эксперимент. Возьмем обыкновенное куриное яйцо, поместим его в контейнер, и заполним все пространство тем же порошком, что находится в черном ящике. Теперь отправляем контейнер в печь на открытый огонь. Температура 1100 градусов (кстати, это температура горения авиационного керосина). Через 20 минут достаем наш контейнер. И что вы думаете, стало с яйцом? Ничего! Оно осталось сырым.
Главный принцип черного ящика – «Любой ценой сохранить записанные данные!». Если случилась катастрофа, специалисты с помощью этих данных восстановят каждый момент полета. Таким образом, будет ясно, что стало причиной сбоя работы авиа судна, а так же выяснят, правильно ли действовал экипаж в данной ситуации. В любом случае, будут сделаны выводы, которые помогут в будущем избежать подобных катастроф, и сохранят тысячи жизни.
Обязательная установка
В 1960 году, после падения самолёта в штате Квинсленд, суд предписал всем австралийским авиакомпаниям установить «чёрные ящики» на все гражданские самолёты в обязательном порядке. Австралия стала первой страной в мире, применившей такой закон.
В настоящее время «чёрный ящик» является обязательным на всех авиалайнерах. Устройство позволило установить причины множества автокатастроф во всем мире и предотвратить будущие трагедии.
Кстати, название «чёрный ящик» возникло из-за того, что первые подобные устройства строго запрещалось обслуживать наземному техническому персоналу (за исключением контроля работоспособности), а детали его функционирования были строго засекречены. Подобные меры принимались руководством авиакомпаний для того, чтобы обеспечить максимальную объективность при расследовании лётных крушений.
Назначение и принцип действия
Устройство аварийного бортового самописца.
Бортовой самописец является частью системы объективного контроля воздушного судна, которая собирает сведения о состоянии материальной части (давление топлива на входе в двигатель, давление в гидросистемах, обороты двигателей, температура газов за турбиной и т. д.), о действиях экипажа (степень отклонения органов управления, уборка и выпуск взлётно-посадочной механизации, нажатия на боевую кнопку), навигационные (скорость и высоту полёта, курс, прохождение приводных маяков) и другие данные.
Обычно на воздушное судно устанавливаются два бортовых самописца: речевой, записывающий переговоры экипажа, и параметрический, фиксирующий параметры полёта. Кроме того, многие современные авиалайнеры имеют два комплекта самописцев: эксплуатационный (не имеющий защитного корпуса и предназначенный для контроля работы систем и экипажа после полёта) и аварийный (в прочном герметичном корпусе). Запись информации может производиться на оптические (фотоплёнка) либо магнитные (металлическая проволока или магнитная лента) носители; в последнее время широко применяется флеш-память.
Эксплуатационный регистратор
Эксплуатационный регистратор (англ. quick access recorder, в лётном жаргоне — «ябедник») не защищён и применяется при повседневной эксплуатации воздушного судна. Наземный персонал производит считывание информации с эксплуатационных накопителей системы объективного контроля после каждого полёта. Считанная информация расшифровывается и анализируется с целью определить, не производил ли экипаж на протяжении полёта недопустимых действий или эволюций — не был ли превышен максимальный крен или тангаж, разрешённый производителем; не была ли превышена перегрузка на посадке, не превышено ли установленное время работы на форсажных или взлётных режимах и т. д. Эти данные также позволяют следить за выработкой ресурса летательного аппарата и своевременно производить регламентные работы, тем самым позволяя снизить частоту отказов и повысить надёжность авиационной техники и безопасность полётов.
Аварийный регистратор
Аварийный регистратор полётных данных системы МСРП-12-96
В отличие от эксплуатационных регистраторов, аварийные самописцы надёжно защищены: так, по требованиям современного стандарта TSO-C124 они должны обеспечивать сохранность данных после 30 минут полного охвата огнём, при пребывании на глубине 6000 м в течение месяца, и при воздействии ударных перегрузок в 3400 g в течение 6 мс и статических перегрузок свыше 2 т на протяжении 5 минут. Самописцы предыдущих поколений с магнитными носителями могли выдерживать ударную перегрузку в 1000 g и сохранять информацию при полном охвате огнём в течение 15 минут.
Для облегчения поиска самописцев в них встраивают радиомаяки и гидроакустические «пингеры», автоматически включающиеся в случае аварии (последние облегчают поиск самописцев под водой).
Нередко в средствах массовой информации аварийные бортовые самописцы называют «чёрными ящиками». Однако на самом деле корпуса таких самописцев обычно имеют форму шара или цилиндра, поскольку оболочки такой формы лучше сопротивляются внешнему давлению, и окрашиваются в яркий оранжевый или красный цвет для облегчения их обнаружения среди обломков на месте авиационного происшествия.
Терминология
Происхождение термина «черный ящик» сомнительно. В контексте системного проектирования (так как 1960-е, когда термин распространялся), значение:
Самолет:the смоделирован как черный ящик, и его поведение будет понято под его зарегистрированными входами (напр. экспериментальные инструкции) и продукция (напр. групповые данные как эшелон).
Термин «бортовой самописец» более точен, и популярный синоним «черный ящик» используется только неофициально – почти никогда не используемый в пределах промышленности безопасности полета или авиации. Рекордерам не разрешают быть черными в цвете и должны быть ярко-оранжевыми, поскольку они предназначены, чтобы быть определенными и восстановленными после инцидентов. Термин черный ящик является неправильным употреблением, популяризированным СМИ в целом, однако сообщением недавних инцидентов в 2014 / 2015, который СМИ, кажется, показывают некоторой тенденции к использованию более точной терминологии.
Одно объяснение популяризации неправильного употребления «черный ящик», прибывает из раннего основанного на фильме дизайна рекордеров полетных данных, которые потребовали, чтобы внутренняя часть рекордера была совершенно темной, чтобы препятствовать тому, чтобы легкие утечки портили отчет, как в темной комнате фотографа.
Другое объяснение популяризации термина «черного ящика» прибыло из встречи о «Красном Яйце Уоррена», когда впоследствии журналист сказал Уоррену, «Это – замечательный черный ящик». Сама единица была основана на рекордере провода EMI Minifon (первоначально, шпионское устройство 1950-х от западногерманского manufacterer Protona Monske) вписался в коробку плексигласа, твердо ввернутую вместе.
Другое возможное происхождение термина – Вторая мировая война жаргон Королевских ВВС. Во время периода 1940-1945 новых электронных инноваций, таких как Гобой, НУ И ДЕЛА и H2S, были добавлены к самолету (определенно бомбардировщики) на регулярной основе. Прототипы были примерно покрыты металлическими коробками ручной работы, окрашенными в черный, чтобы предотвратить размышления. Через некоторое время любая часть «новой» электроники упоминалась как «проказник» (как коробка иллюзиониста) или «черный ящик».
Первое зарегистрированное использование термина «черный ящик» в отношении рекордеров полетных данных и голосовых рекордеров кабины было г-ном Э. Ньютоном AAIB на встрече Аэронавигационного Научного совета в августе 1958.