Полезная нагрузка
Под полезной нагрузкой подразумевается не только вооружение. Летательный аппарат может нести и другие устройства, необходимые для проведения разведки или захвата цели. Нагрузка размещается внутри фюзеляжа, но может крепиться и снаружи корпуса. Выступающие части оборудования прикрываются обтекателями. К элементам полезной нагрузки можно отнести:
- Цифровую фотокамеру высокого разрешения;
- Радиолокационную систему;
- Систему радиотехнической разведки;
- Оптико-электронную систему.
Оптико-электронная система (ОЭС) представляет собой отдельно разработанный модуль, масса которого составляет 55,5 кг. Он выполнен в виде цилиндра диаметром 410 мм и высотой 550 мм. Эта система позволяет беспилотнику сканировать пространство в видимом и инфракрасном диапазоне излучения. Система может отличать неподвижные цели и автотранспорт, а также надводные цели. Расстояние до цели измеряется собственным вычислительным центром, а сама цель подсвечивается лазером. Связь с центром управления поддерживается с помощью пяти информационных каналов, включающих в себя:
- Канал данных с тепловизинной камеры;
- Канал данных с телевизионной камеры;
- Канал данных с широкоугольной телевизионной камеры;
- Два канала для лазерного дальномера и целеуказателя.
Радиолокационная станция разработана АО «Корпорацией «Фазотрон-НИИР» Бортовая станция снабжена фазированной антенной решеткой, которая применяется только на аппаратах «Орион». Станция РЛС включает в себя следующие модули:
- Информационно-управляющая система;
- Спутниковая система навигации;
- Система диагностики оборудования;
- Автоматическая система управления.
Куб
Группа компаний ZALA AERO из концерта “Калашников” еще в 2019 году представила первую версию своего бесшумного высокоточного БПЛА со скрытым запуском. Основной функционал беспилотник – пикирование на цель из верхней полусферы после непродолжительного (примерно 30 минут) барражирования и ведения объекта атаки. Основная цель таких атак – танки, броня которых в башне минимальна в вертикальной проекции по сравнению с остальными проекциями. Пикирующая атака “Куб” позволяет пробивать такие башни. Координаты цели могут задаваться как вручную, так и посредством изображения. Особый интерес вызывает режим роя, когда несколько беспилотников следуют за ведущим БПЛА.
“Куб” в размахе крыльев достигает 1,2 м и, обладая весом в 3 кг, набирает скорость до 130 км/ч.
https://youtube.com/watch?v=dBMHKDtemu0
Немного из истории беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)
Первым дистанционно управляемым самолетом стал Fairy Queen, построенный в 1933 году в Великобритании. Он был самолетом-мишенью для истребительной авиации и зениток.
После войны над беспилотными разведсистемами работали в СССР и США. Советские беспилотники были самолетами-разведчиками. С их помощью проводилась аэрофотосъемка, радиоэлектронная разведка, а также ретрансляция.
Немало для развития беспилотников сделал Израиль. С 1978 года у них появился первый беспилотник IAI Scout. В ливанскую войну 1982 года израильская армия при помощи дронов целиком разбила сирийскую систему ПВО. В итоге Сирия потеряла почти 20 батарей ПВО и почти 90 самолетов. Это отразилось на отношении военной науки к БПЛА.
Первый из них в 2002 году ракетным ударом по автомашине ликвидировал одного из глав Аль-Каиды. С той поры применение БПЛА для ликвидации ОВО неприятеля или его подразделений стало обычным делом.
Западные технологии в российском БПЛА
В 2015 году компания “Сокол-Инвест” выкупила блокирующий пакет акций ОКБ, который принадлежал Республике Татарстан. Позднее эти акции были переданы ООО “Фалькон Эйр”, которым заведовал бизнесмен Рустэм Магдеев. Он же, как пишет “Версия”, сотрудничал с компанией “Милтек”, которая фигурировала в уголовном деле против Гомзина. Согласно уголовному делу, в 2012–2013 годах ОКБ перевело “Милтеку”, который выступал в качестве подрядчика, 390,8 млн бюджетных рублей ($12,5 млн), которые были направлены Минобороны на создание БПЛА. “Милтек” отправил эти деньги британской Hegir Advisory Ltd и её “дочке” — немецкой Alpha Air GmbH, которые контролировал Дмитрий Цветков. Магдеев через “Милтек” отвечал за взаимодействие с ОКБ, а Цветков за работу с зарубежными партнерами.
В список закупок входили композитные материалы для беспилотника, дизельный двигатель RED A03/V12, который выпускается немецкой компанией Red Aircraft, и другие передовые технологии, которые российское ОКБ планировало применить при проектировании тяжёлого БПЛА.
При этом двигатель совсем не соответствовал техзаданию, поскольку был намного слабее, чем требовалось. Правда, в материалах дела есть заключение, что двигатели закупались для тестов. Однако, несмотря на это, итог оказался из разряда “хотели как лучше, а получилось как всегда”: испытания тяжёлого беспилотника провалились, завершать проект пришлось другим, а вместо немецкого “тестового” экземпляра пришлось использовать двигатель ВК-800В, созданный в КБ имени Климова. Но это нельзя назвать ошибкой: как показали события последнего года и обрушившиеся на Россию санкции, решение работать с российскими комплектующими было единственно верным.
Проект длиной в 10 лет показателен — не стоило делать ставку на иностранные разработки. Вызывает вопросы и цена двигателей, которую Цветков выставил российским партнерам: в 2012 году реальный ценник был в районе $170 тысяч, но ОКБ заплатило за них в разы больше.
По договору с “Милтеком” компании Цветкова получили 11,2 млн евро (мы ещё вернемся к этой цифре). Причём в эту сумму, помимо приобретения двигателей, могли входить и другие услуги. Согласно документам, просочившимся в СМИ, Дмитрий Цветков брал на себя обязательства выстроить отношения с научными центрами Технического университета Дрездена и Карлсруэ, а также поработать со специалистами немецкой компании LZS, которая занимается композитами.
Казанское ОКБ просчиталось — ставка на якобы передовые немецкие технологии привела к уголовному делу и банкротству, а беспилотник так и остался пылиться в ангаре. Дмитрий Цветков уверен, что свои обязательства его компании выполнили: купили и передали в Россию передовые технологии, но ОКБ не смогло ими грамотно воспользоваться. Но западным СМИ Дмитрий Цветков рассказывал другую “историю”: мол, технологии покупал для “Газпрома”. Правда, как следует из соглашения между компанией “Милтек” и Hegir Advisory Ltd., Дмитрий Цветков прекрасно понимал, что приобретает технологии для ОКБ им. Симонова, входящего в список подрядчиков Минобороны, а не “Газпрома”. Не стоит забывать, что в то время Цветков был зятем депутата Рината Хайрова, члена комитета Госдумы по обороне. На момент подписания договора в 2012 году информация о запуске работы над “Альтиусом” уже была опубликована, все участники процесса, включая Дмитрия Цветкова, хорошо понимали, что работают над важнейшим военным проектом: “Альтиус” сразу был позиционирован как тяжёлый ударно-разведывательный БПЛА, а не как аппарат двойного назначения.
К тому же некоторые эксперты полагают, что при заявленных характеристиках “Альтиус” вполне может использовать высокотехнологичные западные композиты и другие технологии, за поиск которых отвечали Hegir Advisory Ltd. и Alpha Air GmbH Цветкова. Однако не надо сбрасывать со счетов мощную российскую научную базу — тот же руководитель ОКБ им. Симонова Александр Гомзин имеет учёную степень и десятки изобретений, в том числе в области летательных аппаратов, а его ОКБ долго и успешно работало с Министерством обороны РФ.
Зарубежные беспилотники
Одним из направлений в развитии БПЛА является уменьшение их габаритов без существенного ущерба для технических характеристик. Норвежская разработала микро дрон ПД-100 Блэк Хорнет вертолетного типа.
Данный беспилотник может работать около четверти часа на расстоянии до 1 км. Этот робот применяется в качестве индивидуального разведывательного средства солдата и оснащен тремя видеокамерами. Используется некоторыми регулярными подразделениями США в Афганистане с 2012 года.
ТТХ Блэк Хорнет | |
Длина | 100 мм. |
Вес | 120 гр. |
Дальность полета | 1000 м. |
Время работы | 25 мин. |
Оснащение | 3 оптические видеокамеры с разрешением в 3 МП |
Самый распространенный беспилотник армии США — РКью-11 Рэйвен. Его запуск производится с руки солдата и для его приземления не требуется специальной площадки, он может летать как в автоматическом режиме, так и находясь под управлением оператора.
Этот легкий беспилотник солдаты США применяют при решении задач ближней разведки на уровне роты.
ТТХ РКью-11 Рэйвен | |
Длина, мм | 790 |
Вес, гр. | 1800 |
Размах крыла, м | 1.5 |
Дальность полета, км | до 5 |
Силовая установка | Электродвигатель |
Время работы, мин | 45…60 |
Оснащение | цифровая видеокамера дневного обзора, камера ночного видения |
Более тяжелые БПЛА американской армии представляют РКью-7 Шэдоу и РКью-5 Хантер. Оба образца предназначены для производства разведки местности на уровне бригады.
Беспрерывное время работы в воздухе этих беспилотников существенно отличается от более легких образцов. Существуют множественные их модификации, некоторые из которых включают в себя функции подвешивания на них небольших управляемых бомб массой до 5.4 кг.
МКью-1 Предатор — это самый известный американский дрон. Изначально его основной задачей, как и у многих других образцов, была разведка местности. Но вскоре, в 2000 году, производители внесли в его конструкцию ряд модификаций, позволяющих ему выполнять боевые задачи, связанные с непосредственным уничтожением целей.
Помимо подвешиваемых ракет (Хеллфайр-С, созданные специально для этого беспилотника в 2001 году), на борту робота установлены три видеокамеры, инфракрасная система и своя бортовая радиолокационная станция. Сейчас существуют несколько модификаций МКью-1 Предатора для выполнения задач самого различного характера.
В 2007 году появился еще один ударный БПЛА—американский МКью-9 Рипер. По сравнению МКью-1 Предатор его показатель продолжительности полета был намного выше, а также помимо ракет мог нести на борту управляемые авиабомбы и имел более современную радиоэлектронику.
Вид БПЛА | МКью-1 Предатор | МКью-9 Рипер |
Длина, м | 8.5 | 11 |
Скорость, км/ч | до 215 | до 400 |
Вес, кг | 1030 | 4800 |
Размах крыла, м | 15 | 20 |
Дальность полета, км | 750 | 5900 |
Силовая установка, двигатель | поршневой | турбовинтовой |
Время работы, ч | до 40 | 16-28 |
Ракетная/бомбовая нагрузка | до 4-х ракет Хеллфайр-С | бомбы до 1700 кг |
Практический потолок, км | 7.9 | 15 |
Самым большим БПЛА в мире по праву считается РКью-4 Глобал Хоук. В 1998 году он впервые поднялся в воздух и по сей день выполняет задачи разведывательного характера.
Этот дрон — первый в истории робот, который может использовать воздушное пространство и воздушные коридоры США без разрешения органа управления воздушным движением.
ТТХ РКью-4 Глобал Хоук | |
Длина, м | 13.3 |
Размах крыла, м | 35 |
Дальность полета, км | 22 000 |
Вес, т | 15 |
Силовая установка | Турбовентиляторный двигатель |
Оснащение | ИК-система, комплекс для веденияразведки, РЛК-комплекс |
Время работы, ч | 36 |
Практический потолок, км | 18 |
История разработки и предназначение БПЛА Орион
Главным разработчиком БПЛА стало подразделение компании “Транзас”, которое впоследствии было переименовано в “Кронштадт”. Параллельно с самим беспилотником началась разработка специальной оптико-электронная станция для него. Среди основных ее функций — обзор пространства в видимом и ИК диапазонах, автоматическое сопровождение обнаруженных целей, в том числе и наземных, а также измерение расстояния до цели.
Первый опытный образец был готов уже в 2015 году. Впоследствии он был заменен на рязанском аэродроме Протасово, но официально испытания начались годом позже. В ноябре 2019 года Орион стал поступать в опытно-войсковую эксплуатацию в ВКС России.
Из открытых источников известно, что детищем компании “Кронштадт” оказался БПЛА весом до тонны, который способен подниматься на высоту до 7,5 км. Заявленные характеристики беспилотника действительно впечатляют — он способен находиться в воздухе сутки с грузом 60 кг. Радиус действия составил 250 км при скорости 120 км/ч.
Интересная особенность беспилотника — возможность выполнения некоторых задач гражданской авиации. В частности, он может выполнять противопожарный мониторинг, мониторинг лесного хозяйства, доставка экстренных грузов пожарным в удаленных районах и т.д.
Первое боевое испытания БПЛА Орион прошел в Сирии
Что касается военного использования, БПЛА способен нести одновременно шесть небольших управляемых авиабомб КАБ-20 либо три большие бомбы КАБ-50. Вместо них Орион может неси на борту фугасные авиабомбы свободного падения ФАБ-50, а также управляемые планирующие бомбы УПАБ-50 или авиационные управляемые крылатые ракеты Х-50 среднего радиуса действия.
Надо сказать, что БПЛА, подобные Орион и Байрактар, некоторые задачи могут выполнять в автоматическом режиме. В частности, это касается взлета и посадки, патрулирования, сопровождения цели и т.д. По мнению некоторых специалистов, их использование в армии является очередным шагом к внедрению в армии боевых роботов. Правда, внедряются они с умом, так как “восстания машин” боятся все. Поэтому боевые роботы не заменят людей на войне полностью.
Беспилотники: достоинства и недостатки
Преимуществами беспилотных летательных аппаратов являются:
- Существенное уменьшение габаритов в сравнении с обычными летательными аппаратами (ЛА), ведущее к уменьшению стоимости, повышению их живучести;
- Потенциал по созданию малых БПЛА, которые могли бы выполнять самые разнообразные задачи в местах ведения боевых действий;
- Способность проведения разведки и передачи информации в реальном времени;
- Отсутствие ограничений по использованию в крайне тяжелой боевой обстановке, связанной с риском их утраты. При проведении важнейших операций легко можно принести в жертву несколько беспилотников;
- Снижение (не на один порядок) летного эксплуатирования в мирное время, которое потребовалось бы традиционным ЛА, подготавливая летный состав;
- Наличие высокой боеготовности и мобильности;
- Потенциал по созданию малых, несложных мобильных комплексов беспилотников для формирований неавиационного характера.
К недостаткам БПЛА можно отнести:
- Недостаточную гибкость использования в сравнении с традиционными ЛА;
- Сложности решения вопросов со связью, посадкой, спасением аппаратов;
- По надежности дроны все еще уступают обычным ЛА;
- Ограничение полетов беспилотников в мирный час.
Орион и Байрактар — какой беспилотник лучше
Особое внимание дрону Орион (в России его еще называют “Иноходец”) было приковано после сообщения о том, что он принял участие в военном конфликте в Сирии. Как утверждалось, два беспилотника совершили более восьми десятков вылетов, при этом в 40 из них они наносили ракетно-бомбовые удары
Что касается Bayraktar TB2, этот БПЛА стал особенно известен в результате военного конфликта между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе. С того момента многие стали задаваться вопросом — могут ли российские БПЛА противостоять турецкому Байрактару? Как утверждает генерал-майор Александр Новиков, при необходимости, отечественный БПЛА сможет противостоять не только Байрактару, но и любому другому современному беспилотному летательному аппарату.
Турецкий БПЛА Байрактар уступает российскому по ряду параметров
Но, что на этот счет говорят цифры? Если сравнить тактико-технические характеристики, можно заметить, что Орион превосходит свой турецкий аналог по нескольким параметрам. Прежде всего, его максимальная скорость значительно выше — составляет 200 км/ч, в то время как у Байрактара она не превышает 130 км/ч. Кроме того, выше грузоподъемность — 250 кг против 150 кг.
Благодаря более высокой грузоподъемности, на борту Ориона помещаются четыре ракеты класса “воздух-земля”, Байрактар же имеет только две таких ракеты. Кроме того, российский БПЛА может поражать цели при помощи гранатометов, пулеметов и противотанковых ракетных комплексов.
Надо сказать, что добиться более высокой грузоподъемности российским инженерам удалось за счет большего размаха крыла — 16 метров против 12 метров. Однако увеличенный размер, как известно, делает мишень более уязвимой. Кроме того, по некоторым данным, турецкие БПЛА обладают более качественной оптикой. Так какой же из беспилотников все же победит в прямой схватке? Ответить на этот вопрос невозможно, так как подобных прецедентов еще не было. Однако с уверенностью можно сказать, что обе машины способны эффективно решать поставленные задачи.
Возможно, БПЛА в скором будущем будут рассекать не только земное воздушное пространство, но и марсианское. Правда, речь не о Байрактарах и Орионах, в специальных надувных летательных аппаратах, о которых мы рассказывали ранее.
Что мы знаем
По классификации наш красавчик попадает под группу MALE, то есть в средневысотные БПЛА с большой продолжительностью полёта (как правило от суток в небе без бомбовой нагрузки). В следующем году вроде как анонсированы полёты Иноходца группы HALE (высотный), он же Орион-2 (Гелиос), но пока не о нём.
По скоростиникаких сюрпризов, крейсерская 120 км/ч и до 200 км/ч, как и у всех +/-
Взлётная масса 1100 кг, но это не так важно, важнее его конкретная полезная нагрузка. Но и тут данные пока разнятся между 200 – 250 кг
Вполне вероятно, что будут различия между войсковой и экспортной версией, иностранные источники приписывают ему 200 кг.
Так или иначе, это нормальные цифры, хотя существуют птички и покруче, типа израильского Hermes 900, который при взлётной массе в 970 кг может потянуть все три центнера. И не забывайте, что есть настоящий Голиаф в этой весовой категории — американский MQ-1C, который сдюжит и 360 кг, а в модернизации нагрузка увеличена до 485, но с учётом дополнительных внешних топливных баков.
Hermes 900
Другой важный параметр оценки — время нахождения в полёте, в прежних ТТХ указывались 20 часов, а по ТВ отрапортовали о «свыше» 24. В этом плане российский беспилотник тоже ни поругать, ни похвалить — нормально, даже лучше китайского Илуна (Wing Loong), который то ли копия устаревающего американского Предатора, то ли самостоятельной китайской разработки (выбор зависит от степени вашей преданности товарищу Xi).
В то же время у израильтян и американцев современные беспилотники давно летают дольше 30 часов, а некоторые и за 40 часов, как IAI Heron.
Ну и наконец третий важный параметр — радиус действия. Достоверно можно судить только об управляемом режиме, и тут у нас заявлено 300 км, что довольно внушительно и сильно оставляет позади тот же Байрактар TB-2. Но при этом до сих пор ничего не ясно про возможности автономного действия.
Китайский БПЛА класса MALE, главный претендент на звание «нууу такое» среди оппонентов
И здесь появляется важная оговорка — в открытых данных чаще указывают характеристики экспортных машинок, а машинки для внутреннего пользования почти всегда более крутые, но этот факт почти никогда не афишируют.
Вооружение
Еще на этапе разработки летательного аппарата негласно обговаривалась возможность нести бомбы и неуправляемые ракеты. Специально для беспилотников были сконструированы боеприпасы малого калибра. Основные условия диктовала ограниченность грузоподъемности летательного аппарата. Макеты такого вооружения были продемонстрированы незадолго до официального показа Ориона. В арсенале беспилотника имеется целый набор управляемых авиабомб. Они бывают двух типов: массой по 20 кг и массой по 50 кг.
С подобным зарядом изготавливаются бомбы КАБ-50, которые оснащены инфракрасной головкой самонаведения. Более простой вариант бомбы – неуправляемый снаряд ФАБ-50. Меньшая по калибру авиабомба КАБ-20 несет в себе 7 кг заряда при общей массе 21 кг. Ее модифицированные варианты снабжены системами лазерного и спутникового наведения.
Управляемые ракеты для беспилотников получили индекс Х-50. Их длина составляет 1,8 м, а диаметр – 180 мм. Ракета имеет массу 50 кг, причем 20 кг из них – масса боевой части ракеты. Летно-технические характеристики управляемой ракеты Х-50 пока официально не опубликованы.
Бриллиантовый банкет за государственный счёт
Отдельного упоминания заслуживает и конфликт, вспыхнувший между Рустэмом Магдеевым и Дмитрием Цветковым. Цветков, судя по всему, намеревался выкупить ОКБ, он даже приобрёл часть акций, но через какое-то время они оказались у другого покупателя. На Кипре состоялся суд, поскольку Цветков намеревался вернуть себе потраченные на оплату пакета акций 1,3 млн долларов, перечисленных на счёт Магдеева в швейцарском банке. Этот спор стал продолжением другого конфликта — в 2013–2015 гг бизнесмены реализовали совместный проект по открытию на Кипре бутика британского ювелирного дома Graff, однако спустя пару лет совместный бизнес закончился судами в нескольких юрисдикциях.
У финансовых экспертов вызывает вопрос расхождение в суммах. Следствие считает, что ОКБ вывело на Запад по цепочке “Милтек”-Цветков 390,8 млн руб. По курсу 2012-2013 получается около 9,5 млн евро. При этом сам Цветков называет сумму почти на 2 миллиона евро больше:
Но счета, подписанные Цветковым, свидетельствуют о совсем других деньгах: всего в Hegir Advisory Ltd. поступило более 13,5 млн евро и 1,6 млн фунтов стерлингов от “Милтека”. Это почти на 6 млн евро больше, чем ОКБ заплатил “Милтеку”, согласно материалам следствия. Такую разницу можно объяснить деятельностью компании EK Luxury Goods, которую в эти же годы создал Дмитрий Цветков и в которую, как следует из материалов судебного процесса в Лондоне, в 2013 якобы инвестировал Рустэм Магдеев. “Якобы” потому, что лондонский суд отказал Магдееву во взыскании $10 млн с Цветкова по “бриллиантовому” делу.
EK Luxury Goods (была переименована в Equix Group Limited) — это та компания, которая торговала украшениями Graff и которая позже открыла бутик Graff и галерею Halcyon на Кипре. Чуть позже у Equix Group Limited и Graff/Halcyon на Кипре появились новые инвесторы, связанные с российской организованной преступностью, но это уже другая история. Интерес представляют суммы, которые получил Дмитрий Цветков в рамках работы над проектом российского тяжёлого беспилотника. Согласитесь, странный вывод бюджетных денег за рубеж: взяли у ОКБ меньше, чем реально потратили. Очевидно, что тратили не только на покупку призрачных западных технологий, а на запуск ювелирного бизнеса с Graff и галерейного с Halcyon. В итоге казанское ОКБ не получило то, за что заплатило, а Дмитрий Цветков открыл бутик Graff на Кипре. Получается, что кипрская франшиза британского ювелирного дома Graff и лондонской галереи Halcyon финансировалась из российского бюджета, за счёт денег оборонзаказа? Другого объяснения стороны не дают. Особый интерес в этой ситуации вызывает и связь Цветкова с Halcyon: галереей владеет бывший казначей Консервативной партии Великобритании Эхуд Шелег, друг Бориса Джонсона.
Крайним оказался Александр Гомзин, который, кстати, был приглашён на открытие бутика Graff на Кипре. Мог ли генеральный конструктор и генеральный директор ОКБ им. Симонова тогда себе представить, что шикарные бриллиантовые украшения приобретены за счет Минпромторга и Минобороны РФ?
Вполне возможно, что дело тут вовсе не в мошенничестве. В одном из интервью Александр Гомзин намекнул, что так изощрённо могли действовать только враги России, чтобы вывести из строя уникальный, не имеющий аналогов в России военный секретный проект. Кто знает, возможно, это так и есть.
Присоединяйтесь к телеграм-каналу Правды.Ру с возможностью высказать ваше собственное мнение)
Добавьте MilitaryPravda в свои источники в Яндекс.Новости или
Также будем рады вам в наших сообществах в
Автор Ирина Гусакова
Ирина Гусакова — обозреватель Правды.Ру
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру»
*
Разведчик и штурмовик
Как сообщается, «Орион» стал первым средним разведывательно-ударным беспилотником, поступающим в части российской армии. Вместе с ним на вооружение должен поступить целый ряд боеприпасов, а в будущем возможно создание новых изделий с характеристиками, отвечающими потребностям ВС РФ.
При помощи оптических средств БПЛА «Орион» способен наблюдать за местностью и искать цели. Затем, используя АСП существующих типов, беспилотник может наносить удары по наземным целям.
БЧ массой от 7 до 20 кг способно эффективно поражать живую силу, легкобронированную технику и неукрепленные сооружения противника.
Уступая по мощности «полноразмерным» бомбам и ракетам, новые изделия способны заполнить пустующую нишу менее тяжелых АСП и расширить гибкость применения боевой авиации, пилотируемой и беспилотной.
Боевой потенциал беспилотных комплексов со схожими возможностями неоднократно демонстрировался в ходе конфликтов последних десятилетий.
Разведывательно-ударные БПЛА продемонстрировали в качестве полезного и удобного дополнения к пилотируемой тактической авиации, способного взять на себя решение отдельных задач и снизить риски для людей.