Долго запрягали, быстро поехали
Теперь приходится быстро наверстывать упущенное. Хотя русские и долго запрягают, но ездят – быстро. За последние несколько лет Вооруженные силы России получили более 1.500 современных беспилотных летательных аппаратов, оснащенность войск БЛА за этот период выросла более чем в 10 раз!
Концепцией развития беспилотной авиации, утвержденной министром обороны России генералом армии Сергеем Шойгу, определены следующие классы летательных аппаратов для наших армии и флота: комплексы малой дальности (ближнего действия), комплексы средней дальности и комплексы большой продолжительности полета.
mil.ru
Военные оснащают подразделения беспилотниками «Орлан-10».
Сейчас наша «оборонка» производит, а военные оснащают подразделения беспилотниками «Орлан-10», «Леер», «Элерон», «Застава», «Тахион», «Наводчик-2» (состоящим из «Граната-1», «Граната-2», «Граната-3», «Граната-4») и комплексами БЛА средней дальности «Форпост».
Беспилотные автомобили
Traft
Где находится: д. Шахово, Московская область.
Компания проводит испытания первого в мире беспилотного грузовика. Планируется приспособить его под перевозку и пассажиров, и грузов. На полигоне есть длинная разгонная полоса с тремя видами дорожного полотна, покрытия с ямами, эстакады, змейки и сложные перекрестки. Благодаря созданным препятствиям и зонам компания Traft может протестировать все возможности беспилотного грузовика.
Победитель объявленного Traft конкурса на лучший дизайн-концепт беспилотного грузовика
(Фото: Traft)
«Яндекс»
Где находится: Москва.
Чтобы тестировать беспилотные автомобили, «Яндекс» построил полигон с разными видами дорожной разметки, перекрестками и знаками. Там есть специальные места для отработки нештатных ситуаций с пешеходами или внезапно выехавшей из-за угла машиной.
Инженеры «Яндекса» уверяют, что их беспилотники могут ориентироваться не только по GPS. Для тестирования этой возможности на полигоне создан короткий туннель, в котором автомобиль теряет сигнал.
Полигон для тестирования беспилотников «Яндекса»
(Фото: «Яндекс»)
Сколково
Где находится: Москва.
В Сколково любая компания может проводить испытания собственного беспилотника, чтобы оценить степень его готовности к реальным условиям. Например, если он встретится на дороге с тупиком, выключенным светофором или с прерываемой разметкой.
На полигоне работает сеть 5G. По словам вице-президента по стратегическим инициативам «Ростелекома» Бориса Глазкова, для одновременного выхода нескольких беспилотников на дорогу нужна более быстрая передача данных, которую могут обеспечить как раз сети 5G. По ним в режиме реального времени данные автомобиля поступают на сервер диспетчерской и обратно. Все решения по текущей обстановке принимаются уже на борту машины. Например, когда на дороге есть препятствие или неожиданно появился пешеход.
Беспилотный автомобиль на полигоне в Сколково
(Фото: Sk.ru)
Не боится ни жары, ни холода
В открытых источниках можно найти информацию о том, что «Элероны» успешно применялись в операциях против террористов во время военной операции в Сирии как часть системы охраны баз и сопровождения конвоев. Способность эффективно работать в условиях высоких температур и низкая акустическая заметность оказались очень полезны и для проведения скрытой разведки.
mil.ru
«Элерон-3СВ» к старту готов.
Но «Элероны» поставляются сегодня не только нашим военным. Юркий воздушный разведчик оказался полезен лесникам, пожарным и полярникам.
Беспилотный летательный аппарат испытали в суровых северных условиях во время экспедиции на дрейфующей станции «Северный полюс-35». Было проведено восемь разведывательных вылетов. Полярники были довольны «Элероном» чрезвычайно. Особенно их порадовала даже не простота управления БЛА, а невысокая стоимость его эксплуатации при высоком качестве выполнения поставленных задач. Стоимость часа работы беспилотника в условиях Крайнего Севера составила всего полторы тысячи рублей, а работа вертолета с той же оптической «навеской» обошлась бы в 2.000 долларов в час!
Экзоскелеты
ExoAtlet
Где находится: территория Инновационного Центра Сколково, Москва.
Компания занимается разработкой экзоскелетов для медицинской и социальной реабилитации. Специалисты создают механические костюмы, руки и другие части тела для людей с ограниченными возможностями. Это помогает увеличить силу мышц, вернуть им подвижность, даже научиться заново ходить.
В офисе ExoAtlet установлена лестница с высокими поручнями для тестирования экзоскелетов в действии. Там сотрудники компании на себе оценивают их возможности устройства, его работоспособность и безопасность.
Организация разработала первый в мире детский экзоскелет Bambini. Он помогает детям с травмой спинного мозга, рассеянным склерозом и ДЦП. Сейчас Bambini применяют в специализированной клинике города Курган.
Экзоскелет, разработанный компанией
(Фото: ExoAtlet.Project)
«Ростех»
Где находится: Москва.
«Ростех» — это государственная корпорация по разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции.
В сентябре 2020 года пресс-служба «Ростеха» опубликовала видео с испытаний боевых экзоскелетов. Разработка помогает солдатам переносить экипировку и оружие весом до 60 кг. Сам скелет весит 6 кг, поэтому человек может быстро передвигаться, прыгать и подниматься по лестнице.
Ростех разрабатывает экзоскелеты для промышленности. Например, комплекс ProEXO создан для помощи на производстве. С ним человек может выдерживать большие физические нагрузки и работать быстрее.
Также компания создает медицинские экзоскелеты. Они помогают хирургу во время многочасовых операций. Устройство снимает напряжение со спины, шеи и рук.
Боевой экзоскелет «Ростеха»
(Фото: пресс-служба госкорпорации «Ростех»)
Symbionix
Где находится: территория Инновационного Центра Сколково, Москва.
Компания Symbionix занимается созданием экзоскелетов для реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Одно из главных изобретений компании — экзоскелет «Компаньон». Он помогает взрослым людям, которые полностью или частично утратили способность ходить. Устройство подстраивается под анатомические параметры тела и выдерживает вес до 120 кг. С помощью «Компаньона» человек с ограниченными возможностями может ходить, приседать, подниматься по лестнице. В компании ведутся разработки такой же системы для детей и подростков.
Экзоскелет «Компаньон» с двух сторон
(Фото: Symbionix.ru)
Назначение комплекса
Комплекс предназначен для круглосуточного ведения воздушной оптикоэлектронной разведки и обеспечивает:
- визуальный поиск оператором объектов разведки в режиме реального времени;
- обнаружение и идентификация объектов разведки;
- определение их точного местоположения с отображением на наземном пульте управления координат объекта посредством ГЛОНАСС/GPS;
- аэрофотосъемку местности.
Рекомендуемые сферы применения
Комплекс предназначен для круглосуточного ведения воздушной оптикоэлектронной разведки и обеспечивает:
- мониторинг наземной обстановки, охраны территорий и объектов с воздуха
- патрулирование границ, береговая охрана и контроль территориальных вод
- обеспечение поисково-спасательных операций
- контроль состояния автомобильных и железнодорожных магистралей
- контроль состояния нефтегазопроводов и линий электропередач
- экологический контроль территорий, акваторий и воздушного бассейна
- картографирование и аэрофотосъемка
- рыбопромысловая разведка и контроль лова рыбы
- воздушная разведка и радиоэлектронная борьба
- мониторинг сетей связи стандарта GSM с определением требуемых параметров и определением координат мобильных средств связи с позиционированием на электронной карте
- контроль ледовой обстановки
- мониторинг наземной обстановки при лесных пожарах
- мониторинг населенных пунктов, отрезанных паводком
- контроль состояния инженерных сооружений при ледоходе.
Технические характеристики комплекса
Максимальная высота полета над уровнем моря, м | 4000 |
Максимальная дальность передачи данных по цифровому видеоканалу, км | не менее 25 |
Диапазон воздушных скоростей полета, км/ч | от 70 до 130 |
Навигация | GPS, Глонасс, курсовоздушная |
Максимальный взлетный вес, кг | 5,5 |
Максимальная масса полезной нагрузки, кг | до 1 |
Продолжительность полета, мин | не менее 100 |
Основные режимы полета * | автономный, автоматический, полуавтоматический |
Тип двигателя | электродвигатель |
Тип пускового устройства | пневматическое или резиножгутовое |
Габаритные размеры рюкзаков-контейнеров, мм | 830×560×230 |
Способ посадки | на парашюте |
Диапазон рабочих температур | от -30°С до +40°С |
* Режимы полета:
- Автономный — по введению перед стартом в бортовую память программу-задание, полет может выполняться в режиме радиомолчания бортовых средств передачи данных и отсутствия управления БЛА с НСУ.
- Автоматический — по введению перед стартом в бортовую память программу-задание с возможностью её корректировки по командам с НПУ.
- Полуавтоматический — по командам с НПУ на изменение направления и (или) высот полета БЛА.
Первый в мире гибридный дрон с искусственным интеллектом создали в россии
Российская компания ZALA Aero Group, которая входит в концерн «Калашников», представила первый в мире беспилотный летательный аппарат с гибридной силовой установкой, включающей в себя бензиновый двигатель и электромотор. Кроме того, БПЛА самолётного типа ZALA 421-16E5G оснастили искусственным интеллектом.
«Мы первыми в мире в данном классе беспилотников совместили ДВС и электродвигатель. Компания сделала последовательный гибрид — во время полёта ДВС является не основным толкающим двигателем, а питает генератор и буферный аккумулятор. Это в свою очередь даёт электропитание всем бортовым узлам и агрегатам, в том числе электродвигателю. Благодаря такой схеме мы получили время полёта более 16 часов, также предоставили возможность работать над объектом интереса в полностью бесшумном режиме.
Полезная нагрузка позволяет применять системы целеуказания, ретрансляции связи, мониторинга сотовых сетей 2G, 3G, 4G. Он может провести радиотехническую разведку в районе и определить сотовые телефоны и их местонахождение, а также ретранслировать связь на несколько десятков километров», — заявил ТАСС руководитель направления специальных проектов ZALA Aero Никита Хамитов.
По словам специалиста, дрон оснащается также искусственным интеллектом, который задействован для анализа поверхности, над которой пролетал ZALA 421-16E5G.
«Мы сделали систему полной расшифровки подстилающей поверхности с помощью нейронной сети, расположенной прямо на борту этого БЛА. По окончании полёта у нас есть полная информация о количестве интересующих объектов в районе, он может даже определять изменение рельефа. Искусственный интеллект даёт дешифровку, распознавание объектов и видеонавигацию, которая на данный момент не реализована нигде в России», — подчеркнул Никита Хамитов.
Кстати, у «TechInsider» появился новый раздел «Блоги компаний». Если ваша организация хочет рассказать о том, чем занимается — напишите нам.
Беспилотные летательные аппараты
Беспилотный летательный аппарат Т23 Элерон служет для фото, видео и телевизионного наблюдения в заданном районе действий. БЛА Т23 Элерон весьма компатектен — за счет складных консолей беспилотный аппарат помещается в контейнер размером 0.9 х 0.5 х 0.12 м. Т23 выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло»
Беспилотный летательный аппарат Т23 Элерон
Движущим элементом БЛА Т23 Элерон является электрический двигатель с толкающим винтом. Запуск БЛА происходит с использованием либо резинового жгута, либо пневматической катапульты. Этот беспилотный аппарат малозаметен за счет особенностей своей конструкции. Посадка БЛА осуществляется при помощи парашютной системы с высот от 30 м на неподготовленную площадку ограниченных размеров.
Пусковое устройство Т23 предназначено для подготовки и проведения пуска БЛА на стартовой позиции и состоит из следующих элементов:
- Резинового жгута с крепежным карабином и кольцом в тканевом чехле (катапульты);
- Кола для закрепления к грунту.
Портативная наземная станция управления Т23 У предназначена для проведения:
- предполетной подготовки БЛА
- предстартового контроля БЛА
- подготовки программ полета
- тренировки оператора без проведения полета БЛА.
Станция управления беспилотным аппаратом Т23 Элерон
В состав портативной станции управления беспилотным аппаратом Т23 Элерон входят:
- аппаратура управления переносная, оснащенная управляющим компьютером, двумя цветными ЖКИ мониторами с клавиатурой управления, указательным устройством, блоком аппаратного видеокодека и аккумуляторной батареей, размещенная в специальном защитном контейнере-чемодане с поворотно-откидной консолью, при раскладывании которого создается рабочее место оператора. Аттестация рабочих мест по условиям труда прошла успешно.
- приемный блок с контрольным видеомонитором
- тренога (штатив)
На мониторе №1 аппаратуры управления отображается:
- информация о текущем и заданном положении БЛА;
- высота;
- скорость;
- курс полета;
- угловое положение;
- напряжение бортовой аккумуляторной батареи БЛА;
- служебная телеметрическая информация .
С помощью компьютера станции управления возможна выдача управляющих команд вручную путем нажатия соответствующих клавиш на клавиатуре. Видеосигнал с борта БЛА поступает в реальном масштабе времени на монитор №2 НСУ и записывается на твердотельный диск компьютера в формате MPEG-2. Питание наземной станции управления баспилотным аппаратом Т23 Элерон осуществляется от встроенной аккумуляторной батареи. Также возможно питание от внешнего источника питания.
ООО «СтройСвязьКомплект» (ССК)
Использование беспилотных летательных аппаратов для мониторинга состояния высоковольтных линий, энергосетей и энергообъектов
Разработан по техническому заданию Государственного научно-производственного Центра им. М.В. Хруничева
Основное назначение – авиационный мониторинг районов падения отделяемых частей ракет-носителей, как в реальном масштабе времени, так и в режиме записи и воспроизведения
Предполагается использовать БПЛА для поиска фрагментов РН в районах падения отделяемых частей: Казахстан, Алтай, Республика Коми
Назначение комплекса Авиационный мониторинг состояния ВЛ и территории отчуждения в удалённых и труднодоступных местах Мониторинг состояния опор ВЛ, изоляторов, фундаментов опор ВЛ Тепловизионный контроль изоляторов и мест стыка кабельных линий Оперативный контроль состояния ВЛ в случае чрезвычайных ситуаций
Состав комплекса БПЛА
БАРС+прицеп Автомобиль сопровождения
1. Базовая автоматизированная рабочая станция (БАРС) на шасси УАЗ-3741 + прицеп для транспортирования БПЛА, пусковой установки и обеспечивающих систем;
2. Базовая автоматизированная рабочая станция (БАРС) на шасси УАЗ-3741 + автомобиль сопровождения (УАЗ-3962 с пылезащитным кузовом) Существует в двух модификациях:
БАРС содержит два рабочих места на основе персональных ЭВМ, приёмный канал ТВ-сигнала с остронаправленной параболической антенной и приёмопередатчик УКВ командно-навигационной радиолинии с антенно-мачтовым устройством
Основные характеристики Длительность полёта БПЛА не менее 6 часов; Высота полета БПЛА: от 15 м до 6 000 м; Масса полезной нагрузки до 6 кГ; Температурный диапазон функционирования от +40 до -40о С; Ограничений по условиям видимости нет.
Используемое оборудование Для проведения координатной аэрофотосъемки в оптическом диапазоне используется фотоузел на основе серийного фотоаппарата Canon D5 Mark II с доработанным интерфейсом под контроллер управления.
Используемое оборудование Гиростабилизированной платформы, Цифрового фотоаппарата с разрешающей способностью матрицы не хуже 21 Мп и скоростью съемки до 3 FPS, Объектива с изменяемым углом зрения от 60 о и разрешающей способностью, позволяющей различить объекты размером менее 5 см, Системы термостабилизации
Фотоузел состоит из:
Для съемки в тепловом диапазоне используется микротепловизор ЛОМО с неохлаждаемым детектором и стандартным PAL выходом Фрагмент «теплового» снимка Нарушения теплоизоляции (потери тепла)
Области возможного применения Мониторинг линейных объектов (дорог, трубопроводов, ЛЭП), Наблюдение за лесными пожарами, Контроль состояния и вырубки лесов, Поисковые операции на суше и на воде, Контроль теплопотерь в ЖКХ, Забор проб воздуха на высотах от 50 до 6000 м, Построение карт загрязненных территорий, Высокодетальная аэрофотосъемка, Организация каналов связи в случае ЧС
Контакты ООО «СтройСвязьКомплект» (ССК) Научный проезд 19, Москва 117246, Россия Тел./Факс: +7 (499) 921-02-81 info@s-s-k.ru StroySvyazKomplekt LLC, 2011 15
Комплекс ДПЛА ГрАНТ
Фото http://www.airwar.ru/enc/bpla/grant.html
ГрАНТ – это аббревиатура слов “Гражданский аэродинамический наблюдатель телевизионный”. Комплекс ДПЛА ГрАНТ был разработан в инициативном порядке с августа 2000 г. по август 2001 г. Инициаторами создания комплекса выступили:
- Межвидовой Центр беспилотной авиации, командир Центра Бебешко Г.И.
- Кыштымский радиозавод, директор завода Маркин В.А.
- Научно-производственный центр “Новик”, Главный конструктор Чистяков Н.В.
Комплекс ДПЛА ГрАНТ содержит в своём составе:
- базовую автоматизированную станцию (БАРС) на автомобиле УАЗ-3741 или аналогичном
- транспортно-пусковую установку (ТПУ) на автомобиле УАЗ-3303 или аналогичном
- ДПЛА ГрАНТ (в транспортные контейнеры ТПУ могут быть уложены два ДПЛА).
Изначально комплекс ДПЛА ГрАНТ создавался как телевизионный наблюдатель реального времени.
В самом начале проектирования комплекса ДПЛА ГрАНТ было учтено, что одному оператору не под силу оценивать представляемую телевизионную картинку в реальном масштабе времени. Поэтому на базовой автоматизированной рабочей станции (БАРС) были установлены два рабочих места операторов на основе персональных ЭВМ.
Старший оператор даёт общую оценку принимаемого ТВ изображения, управляет переключением ТВ камер ТРАЛа Чистякова и по локальной вычислительной сети (ЛВС) передаёт наиболее интересные изображения на второе рабочее место другому оператору для детального изучения и измерения координат цели. Одновременно с изображением по ЛВС передаются и необходимые телеметрические данные.
Транспортно-пусковая установка комплекса ДПЛА ГрАНТ обеспечивает транспортировку двух ДПЛА, предполётную, предстартовую подготовку и запуск ДПЛА в полёт. Энергия для запуска ДПЛА обеспечивается грузом из разрезных гирь общей массой 230 кг. Такое решение избавило комплекс от использования пороха, совершенно неуместного в гражданской жизни.
ДПЛА ГрАНТ представляет собой летательный аппарат нормальной самолётной схемы с высокорасположенным крылом, Т-образным хвостовым оперением и с передним размещением силовой установки с тянущим воздушным винтом. Силовая установка строится на основе поршневого двухтактного двухцилиндрового оппозитного двигателя 3W, ZDZ или аналогичном (объёмом ~80 куб.см). Топливо – смесь бензина (А-92 или АИ-95) и синтетического моторного масла.
В комплексе ДПЛА ГрАНТ используются следующие режимы управления:
- автоматическое управление по маршруту (до 99 промежуточных пункта маршрута)
- автоматическое наведение на заданную точку (цель)
- ручное управление от авиамодельного пульта (используется при посадке ДПЛА).
ЛТХ | |
---|---|
Модификация | ГрАНТ |
Размах крыльев, м | 2.50 |
Длина, м | 2.235 |
Высота, м | 0.45 |
Площадь крыла, м2 | 1.00 |
Масса, кг | |
пустого | 14 |
максимальная взлетная | 16-20 |
полезной нагрузки | 3 |
Тип двигателя | 1 ПД 3W, ZDZ |
Тяга, кгс | 1 х |
Максимальная скорость, км/ч | 160 |
Крейсерская скорость, км/ч | 120 |
Практическая дальность, км | 70 |
Продолжительность полета, ч | 3 |
Практический потолок, м | 3000 |
Беспилотные летательные аппараты на выставке вертолетной индустрии helirussia 2023
Уже достаточно хорошо известная модель SH-450 той же компании Aeromax. Беспилотный вертолет максимальной взлётной массой 450 кг может использоваться для доставки грузов, инспекций инфраструктурных (в том числе энерготранспортных) объектов, экологического мониторинга и т.п. На борту может быть установлено различное оборудование, включая оптикоэлектронную систему наблюдения, РЛС, транспортный модуль, противопожарный модуль и т.п. Максимальная продолжительность полета достигает 6 ч. Сообщалось, что SH-450 может использоваться, в том числе в рамках экспериментального правового режима по эксплуатации БАС. Компания официально вошла в список предприятий-разработчиков и эксплуатантов беспилотных систем, допущенных к реализации данной программы в Томской области, Камчатском крае, Чукотском, Ханты-мансийском и Ямало-ненецком автономных округах. (С) Денис Федутинов
Модель-демонстратор технологии БЛА «Аэромедик» самолетного типа вертикального взлета-посадки от резидента «Сколково», нижегородской компании Clevercopter. В перспективе речь идет о создании грузовой беспилотной авиационной платформы, способной перевозить грузы массой до 130 кг (до 250 кг в варианте без вертикального взлета-посадки) на дальность до 650 км. Силовая установка – ДВС и 8 спаренных электродвигателей. Достижение уровня готовности изделия к поставкам разработчики ожидают в 2025 году (С) Денис Федутинов
Гибридный мобильный беспилотный комплекс Sea Drone MG компании «Съемка с воздуха» (ССВ) предназначен для ведения воздушного наблюдения во всех климатических зонах, решения геодезических и картографических задач в открытом море и прибрежных районах, научных исследований, геологической разведки, наблюдения при чрезвычайных ситуациях, экологического мониторинга и т.д. Беспилотный аппарат-квадрокоптер максимальной взлетной массой 23 кг несет до 5 кг полезной нагрузки. Аппарат работает как от аккумуляторной батареи, так и на бензиновом (АИ-92/95) четырехтактном двигателе, что обеспечивает до 4 ч полета на дальность до 250 км. Бортовая полезная нагрузка находится в герметичном корпусе, выполненном по стандарту IP-67, что допускает кратковременное погружение в воду на глубину до 1 м, а также эксплуатацию в сложных условиях, в том числе в открытом море. Энерговооруженность БЛА достаточна для борьбы с порывами ветра до 15 м/с. (С) Денис Федутинов
Еще один беспилотник uDrone «Пегас» от компании Aerodyne Tech. Беспилотный аппарат-гексакоптер максимальной взлетной массой 23 кг, именуется разработчиками «универсальная промышленная платформа» и характеризуется модульной конфигурацией, что означает возможность варьировать под необходимые эксплуатанту задачи значения массы полезной нагрузки и продолжительности полета. В целом, аппарат способен нести от 1 до 7 кг полезной нагрузки, а длительность нахождения беспилотника в воздухе может достигать 1 ч. Требуемые характеристики обеспечиваются в том числе за навешивания дополнительных аккумуляторных батарей. (С) Денис Федутинов
«Практически полная акустическая незаметность»
Разведывательные БПЛА ближнего радиуса действия «Элерон» разработаны казанским предприятием «ЭНИКС». Из материалов Минобороны РФ следует, что в российских войсках использовались различные версии моделей «Элерон-3» и «Элерон-10».
По данным МО, «Элерон-3» предназначен для ведения воздушной фоторазведки объектов противника в интересах подразделений сухопутных войск, ВДВ, береговых войск ВМФ, выдачи данных для целеуказания ударным средствам и ретрансляции радиосигнала. Полезная нагрузка «Элерона» включает сменные модули с тепловизионной камерой, цветной видеокамерой на гиростабилизированной поворотной платформе, фотокамерой и аппаратурой ретрансляции.
На сайте 38-го Научно-исследовательского испытательного института Минобороны РФ отмечается, что в функционал БПЛА входят аэрофотосъёмка территорий, визуальный поиск оператором объектов разведки в режиме онлайн, выявление и распознавание объектов разведки, а также «определение их безошибочного местоположения с передачей на наземный пульт управления координат объекта при помощи ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».
«Элерон-3» сделан по схеме «летающее крыло» и запускается с помощью резино-жгутовой или пневматической катапульты, а посадка производится на парашюте с высоты около 30 м на любую малоподготовленную небольшую площадку.
В качестве силовых агрегатов на «Элеронах» используются электромоторы с толкающим винтом. В материалах еженедельника «Звезда» говорится, что в войсках «Элероны» ценят за «практически полную акустическую незаметность».
Максимальная взлётная масса «Элерона-3» составляет 5,5 кг (при полезной нагрузке в 1 кг), продолжительность полёта — не менее 100 минут, предельная высота — 4 км. По данным разработчика, диапазон воздушных скоростей аппарата находится в пределах 70—130 км/ч.
Боевой расчёт комплекса состоит из двух человек, а подготовка «Элерона» к взлёту занимает не более 10 минут. Координация БПЛА осуществляется при помощи закрытых цифровых каналов связи и управления. Максимальная дальность передачи данных по видеоканалу составляет не менее 25 км.
По данным военного ведомства, «Элерон-3» может выполнять полёты как в автономном, так и в радиокомандном режиме, может работать в режиме облёта или многократного прохода над заданной точкой. Возврат к месту старта у БПЛА автоматический. Опционально на «Элероны» могут ставиться сбрасываемые контейнеры и другая полезная нагрузка.
«Элерон-10» по сравнению с третьей моделью имеет увеличенные массогабаритные характеристики. Его максимальная взлётная масса достигает 15,5 кг (при полезной нагрузке в 2 кг). Как и «Элерон-3», он выполнен по схеме «летающее крыло» и использует электродвигатели. Максимальная дальность передачи данных по цифровому видеоканалу достигает 50 км.
Стоит отметить, что в российских войсках используются и другие разведывательные БПЛА. В частности, подразделения ВС РФ оснащаются беспилотниками «Орлан-10». По сравнению с «Элеронами» они имеют больший радиус действия (до 600 км) и повышенную грузоподъёмность (максимальная взлётная масса — 18 кг). Продолжительность его полёта составляет от 10 до 18 часов.
Ещё более тяжёлый класс БПЛА представлен дроном «Орион» («Иноходец»), который выпускается как в разведывательном, так и в ударном варианте. Его максимальная взлётная масса достигает 1 т. Аппарат способен работать в воздухе 24 часа.
Мал, да удал
На полигоне Матыбулак в Казахстане в этом году в противостоянии сошлись команды России, Белоруссии, Ирана и Казахстана. Конкурс поделен на три этапа. Первый – это подготовка комплекса БЛА к полету и сопровождение колонны на марше. Второй – ведение воздушной разведки и корректировка артиллерийского огня. Третий, заключительный этап – эстафета между участниками, показавшими наилучшие результаты в двух предыдущих конкурсах.
«Соколиная охота» по-современному – это соревнование, на котором проверяются профессиональные качества расчета, умение военнослужащих быстро и эффективно выполнить задачу. Но для этого, в первую очередь, необходима техника, в которой можно быть уверенным на все сто процентов. Именно поэтому российская команда привезла с собой в Казахстан беспилотный летательный комплекс ближнего действия «Элерон-3СВ».
Этот маленький, да удаленький «самолетик» надежно ведет разведку, определяет точное расположение цели и производит аэрофотосъемку местности. Оптика БЛА эффективно справляется как с наблюдением за дорогами, мостами, сооружениями, так и с отслеживанием небольших движущихся объектов.
Например, террористов. Что «Элерон-3СВ» и доказал во время боевой работы в Сирии.
Опять от врага сбежала российская «электричка»…
Лучший в своем классе – «Элерон-3СВ». Легкий беспилотник ближней воздушной разведки легко запускается с пускового устройства – специальной разборной катапульты, быстро набирает высоту и, заняв назначенный воздушный эшелон, сразу начинает вести разведку.
«Элероны» в войсках уже прозвали «электричками» и ценят за практически полную акустическую незаметность. У них электродвигатель низкой шумности с аккумулятором повышенной емкости, работают в небе они практически бесшумно.
Комплекс ближней воздушной разведки с беспилотным летательным аппаратом «Элерон-3СВ» – полностью отечественная разработка. БЛА разработан казанской компанией «ЭНИКС». С 2013 года ведутся серийные закупки этих комплексов для оснащения подразделений БЛА Вооруженных сил России.
enics.ru
«Элерон-3СВ» – разработан казанской компанией «ЭНИКС».
Комплекс включает в себя пусковое устройство (резино-жгутовую катапульту Т23П или пневмокатапульту Т27П), портативную наземную станцию управления и беспилотник «Элерон-3СВ». Аппарат оборудован навигационной системой на базе ГЛОНАСС.
БЛА выполнен по схеме «летающее крыло», имеет взлетную массу 4,3 кг (без учета нагрузки), размах крыла – 1,47 м, длину фюзеляжа – 0,635 метра. Время подготовки к старту – 10 минут. Посадка осуществляется на парашюте с высоты 30 м на любую неподготовленную площадку. Расчет комплекса – два человека. Диапазон скоростей полета БЛА с питаемым от аккумулятора электродвигателем – от 70 до 130 км/ч, диапазон рабочих высот – от 50 до 5.000 метров. БЛА может держаться в воздухе до 2 часов. Для управления и получения от него информации в режиме реального времени используются закрытые цифровые каналы связи. Управление по радиоканалу – на удалении до 80 км. Беспилотник оснащается сменной полезной нагрузкой массой 1,2 кг. На аппарат могут быть установлены телекамера с десятикратным увеличением, тепловизионные и фотокамеры, метеозонд, аппаратура ретрансляции и постановки помех.
Мобильный аэростатный радиотехнический комплекс (МАРК).
Фото http://www.rti-mints.ru/novosti/videokapsula-landish-na-vuspromekspo-2013/
Впервые МАРК был представлен в августе 2013г. на Международном авиационно-космическом салоне. Во взаимодействии МАРК с Мобильным авиационно-космическим стендом испытаний сетевого комплекса радиолиний (МАКСИ СКР), разработанным специалистами Центра авиационно-космических инфотелекоммуникаций ОАО «Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца», была налажена прямая трансляция событий, происходящих на «МАКС-2013», и оперативное представление метеоданных метеослужбе аэродрома ЛИИ им. Громова.
Букет
МАРК состоит из измерительной мобильной станции (ИМС), созданной на базе автомобиля повышенной проходимости – УАЗ 3909 разработки Научно-тематического центра приемопередающей аппаратуры и радиофотонных АФАР ОАО «Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца» и аэростатической платформы (АСП) на малогабаритном гибридном привязном аэростате типа «Колибри», разработки ОСКБЭС МАИ.
Данный комплекс предназначен для подъема радиоантенн на большую высоту, приёма и излучения контрольных и связных радиосигналов, видеонаблюдения, комплексного информационного обеспечения вне зависимости от сложности рельефа местности, а также записи и накопления в реальном времени в цифровом виде выборок контролируемых радиосигналов с полосой до 20 МГц длительностью не менее 1 часа.
Представленный комплекс позволяет проводить натурные испытания и измерения характеристик радиоэлектронных систем с крупноапертурными антеннами. Подъем контрольно-измерительных радиоантенн на большую высоту создает новые возможности для инфокоммуникационного взаимодействия на необходимом расстоянии с наземными, надводными и воздушными объектами. В частности, возможно значительное расширение зоны управления и информационного обмена с БПЛА при сложном рельефе местности и наличии препятствий для распространения радиоволн.