Описания и характеристики орудия
Работа автоматики основана на использовании энергии отката подвижных частей (ствола, короба и связанных с ними деталей) при небольшом ходе этих частей. Автомат револьверного (барабанного) типа, имеет вращающийся казенник (барабан) с четырьмя симметрично, расположенными патронниками, каждый из которых последовательно перед выстрелом подходит с патроном к каналу ствола и жестко фиксируется относительно его оси.
Наличие четырех патронников позволяет распределить подготовку и производство выстрела между патронниками следующим образом: первый патронник, расположенный непосредственно против канала ствола, используется для производства выстрела; второй патронник, считая по вращению казенника, — для выброса стреляной гильзы пороховыми газами, отводимыми из надульника автомата, третий и четвертый патронники — для досылки патрона в патронник. Такая схема дает возможность совместить по времени выстрел с выбросом и досылкой патрона в патронник и тем самым увеличить темп стрельбы.
Канал ствола запирается поворотом казенника. При этом патрон заводится за донную стенку (зеркало) короба- Предварительный сдвиг стреляной гильзы из патронника производится клиновым извлекателем, который при повороте казенника вытягивает гильзу за бурт на 3-5 мм. Выброс стреляной гильзы осуществляется пороховыми газами, отводимыми из надульного устройства. При откате подвижных частей основная энергия отката аккумулируется пружинами накатника: за счет этой энергии происходит накат подвижных частей. Досылка патрона в патронник осуществляется за счет сжатого воздуха пневмосети.
Ствол охлаждается снаружи жидкостью, циркулирующей между наружной поверхностью ствола и внутренней поверхностью трубы, надетой на ствол. Ствол сзади внутри и казенник спереди внутри охлаждаются после каждого выстрела путем впрыскивания жидкости в канал ствола сзади и в патронники казенника спереди и ее последующего там испарения.
Для стрельбы из автомата используются боеприпасы с электрокапсюльной втулкой, которая срабатывает при прохождении в цепи стрельбы тока 0,24 — 0,65 А. Питание автомата ленточное. Лента состоит из стальных звеньев. Все детали автомата находятся в кожухе. Автомат крепят на установке за кожух на двух точках, переднее его крепление является силовым, заднее — поддерживающим.
Режимы работы автомата: стрельба ведется очередями до 100 выстрелов непрерывного огня на ствол, после чего ствол охлаждается в течение 15-20 минут с включенной системой наружного охлаждения. В исключительных случаях допускается стрельба до израсходования всего боекомплекта (500 патронов) с перерывами между каждыми 100 выстрелами 15-20 сек. В таком случае обеспечивается безостановочность стрельбы, но происходит полный износ канала ствола, после чего тот к дальнейшей стрельбе не пригоден и не гарантируется живучесть отдельных деталей автомата.
Расчет — 2 чел Диаметр шарового погона установки — 1350 мм Число шаров — 164-166 шт Диаметр шаров — 22.2 мм Высота линии огня над шаровым погоном — 280 мм Высота установки над основанием барабана — 1340 мм Радиус обметания по стволам — 2020 мм Радиус обметания по казенной части — 785 мм Расстояние между осями стволов — 240 мм Масса качающейся части установки — 359 кг (по техпроекту) Масса вращающейся части установки — 804 кг (по техпроекту) Масса установки: — 1905 кг +2% (вариант «А», описание 1967 г.) — 1974 кг +2% (вариант «А», описание 1981 г.) — 1850 кг +2% (вариант «Б», описание 1967 г.) — 1926 кг +2% (вариант «Б», описание 1981 г.) Длина канала ствола вкл.казенник — 2140 мм (71.3 калибра) Длина нарезной части ствола — 1897 мм (63.2 калибра) Длина ствола (детали) — 1805 мм (60.1 калибра) Объем каморы — 0.221 куб.дм Крутизна нарезов — 28 калибров Число нарезов — 12 шт Глубина нарезов — 0.3 мм Ширина нарезов — 4.5 мм Предельная длина отката подвижных частей ствола — 92 мм Масса автомата НН-30 — 156 кг Скорость начальная — 1050-1060 м/с Давление в канале ствола — 3100 кг/кв.см Дальность максимальная (по таблице) — 4738 м Дальность баллистическая — 6700 м (при угле вертикальной наводки +45 град, без самоликвидатора) Дальность баллистическая по самоликвидатору — 5000 м Дальность наклонная прицельная — 4000 м Скорострельность — 1000 выстр./мин на ствол Угол наведения по вертикали — от -12 до +87 град. Угол наведения по горизонтали — +-180 град. Скорость вертикального наведения — 24 град/с Скорость горизонтального наведения — 35 град/с Боезапас — 2 х 500 снар. (в ленте)
Стоимость первых образцов АК-230 составляла 715.000 руб (в ценах до 1961 г.).
Описание
Артиллерийская установка состояла из двух орудий калибра 76,2 мм, смонтированных на общем лафете. Автоматика служила для уменьшения отдачи ствола. Стволы нарезные, моноблочные, оснащённые прицеливателями. Снаряды подаются подъёмниками из магазинов, расположенных под башней. Загрузка снарядов на подъёмник осуществляется вручную. Оба ствола производят выстрелы одновременно. В перерывах между стрельбами стволы охлаждаются забортной водой с помощью автоматической системы охлаждения. Максимальная длительность очереди — 40-45 выстрелов, по окончании которой производится охлаждение в течение трёх минут. Ресурс ствола — 3000 выстрелов.
Огонь башни нацеливается с помощью артиллерийского радара МР-105 «Турель» (по классификации НАТО — Owl Screech). Огнём можно управлять автоматически, полуавтоматически при помощи призматического прицела или вручную. Расчёт башни и систем комплекса состоит из 9 человек (в том числе 4 под башней), масса башни — 26 т. Башня имеет лёгкую броню толщиной 5 мм. Недостатком башни является слабая вентиляция, заставляющая вести огонь при открытых люках. Преимуществами системы являлись точность и высокая надежность. Скорость наведения в вертикальной плоскости 30°/сек, в горизонтальной — 35°/сек, или соответственно 1,2°/сек и 1°/сек (вручную).
Применялись два типа выстрелов:
- Зенитный выстрел УЗСБ-62РП со снарядом ЗС-62 снаряжённым 0.4 кг взрывчатого вещетва оснащается радиолокационным взрывателем АР-51Л, срабатывание которого происходит на дистанции до 8 м.
- Осколочно-фугасный выстрел УОФБ-62 со снарядом ОФ-62, количество взрывчатого вещества A-IX-2 — 0,48 кг. Снаряд ОФ-62 имеет ударный взрыватель с самоликвидатором ВГ-67. Время срабатывания самоликвидатора 28-31 секунд.
Масса обоих выстрелов 12,4 кг, масса порохового заряда — 3,055 кг.
Смерть имитаторов
С 19 марта по 30 ноября 1984 года опытный образец АК-630М1−2, изготовленный на Тульском машиностроительном заводе, проходил заводские испытания. В дальнейшем его установили на торпедном катере Р-44 проекта 206.6, причем замена АК-630М на АК-630М1−2 была проведена не в заводских, а в корабельных условиях. В ходе стрельб летом 1989 года на Черном море АК-630М1−2 показал себя достаточно эффективным средством. В качестве мишеней были использованы ЛА-17К и ПТУРС «Фаланга-2», имитировавшие ПКР «Гарпун». Установка успешно сбивала «Фаланги», летевшие на высоте около десяти метров, расходуя на одну ракету около двухсот снарядов. Однако в серийное производство установка не пошла и осталась на вооружении только одного катера.
Главной причиной неудачи АК-630М1−2 было появление серьезных конкурентов — артиллерийско-ракетных комплексов 3М87 «Кортик» и «Палаш», которые и должны были занять место АК-630М. Тем не менее в 1993—1995 годах артустановки АК-630М1−2 успешно рекламировались различными российскими экспортными организациями.
большой десантный корабль (БДК) проекта 775 «Ropucha»
БДК «Константин Ольшанский» ВМС Украины
БДК «Цезарь Кунников»
БДК «Ямал»
Со временем польская верфь продолжила постройку еще более совершенных десантных кораблей, которые полностью отвечали требованиям руководства ВМФ Советского Союза. По указанию главнокомандующего ВМФ адмирала С. Г. Горшкова было выдано тактико-техническое задание на создание корабля, способного обеспечить доставку одного батальйона морской пехоты, сменив немного устаревшие БДК проекта 1173.
Головной десантный корабль проекта 775 был построен польскими конструкторами на верфи «Stocznia Polnocna» в 1974 году.
Первая серия, состоявшая из 12 десантных кораблей, была закончена в 1978 году. Западные специалисты окрестили эти уникальные корабли как «Ropucha I», что в английском переводе означает «лягушка».
Усовершенствованная вторая серия, состоящая из 16 десантных кораблей («Ropucha II») была завершена в 1992 году. Они отличались более современными РЛС общего обнаружения, а также новейшими артиллерийскими установками 76 мм АК-176, и двумя 30 мм АК-630 вместо двух 57 мм АК-572.
Предусматривалась создание и третьей серии десантных кораблей проекта 778 для транспортировки новых танков Т-80, но внезапный распад Советского Союза прервал их строительство.
Корабли проекта 775 являются плоскодонными, многопалубными десантными кораблями океанской зоны с развитой кормовой надстройкой. По принципу приема техники их можно отнести к судам типа «Ro-Ro».
Основным назначением БДК является прием с оборудованного или необорудованного морского побережья гусеничной, колесной и другой военно-транспортной техники, пехотных подразделений; транспортировку морем и высадку на оборудованное или необорудованное побережье с минимальным уклоном дна 2 – 3 градуса через открытое носовое или кормовое устройство при состоянии моря до 4 баллов. Десантный корабль может быть использован для постановки минных заграждений, и доставки гуманитарной помощи или эвакуации людей из опасных районов. Как правило, десантные корабли проекта 775 действуют в составе корабельной десантной группы или в составе соединения миротворческих сил, однако могут выполнять свои функции самостоятельно, без кораблей прикрытия.Бронетехника размещается в танковом трюме, который имеет размеры: длина – 95 м, ширина в носовой части – 6,5 м, ширина в кормовой части – 4,5 м, высота по диаметральной плоскости – 4,0 м. Морская пехота размещается в нескольких кубриках и четырехместных офицерских каютах.
высадка десанта Высадка десанта производится с развернутого носового устройства, состоящая из носовых ворот и аппарели. Аппарель в походном положении находится под створками ворот и разворачивается с помощью гидравлического привода. Наличие носовой аппарели и кормовых ворот позволяет создавать своеобразный «мост» из нескольких кораблей.
Конструкция корабельной артустановки АК-176
Артиллерийская установка АК-176 представляет собой одноствольную автоматическую артиллерийскую установку башенного типа, имеющую калибр 76,2 мм и длину ствола в 59 калибров. Ствол установки — моноблок с кожухом, затвор — вертикальный, клиновой, а автоматическая работа — за счет энергии отката. Охлаждение ствола — наружное, непрерывное, со специальной системой прогона забортной воды между кожухом и моноблоком.
Подача боезапаса — обойменная, с двух сторон, связанных в единую кинематическую цепь приводом от единого электродвигателя. Возможна и ручная подача боезапаса в аварийном режиме, но численность расчета в таком случае возрастает с двух до четырех человек.
Башня выполнена из алюминиево-магниевого сплава, наведение орудия может выполняться тремя способами:
- дистанционно-автоматически с помощью электроследящего привода ЭСП-221 от корабельной РЛС управления стрельбой;
- полуавтоматическим — с поста визирной колонки при помощи ЭСП-221;
- ручным — по визирам-дублерам ВД-221, находящимся в самой башне АУ и с помощью прицела «Конденсор-221-А».
Скорость вертикального наведения от ЭСП-221 достигает 30 град/сек (вручную — 1,3 град/сек), скорость горизонтального наведения — 35 и 3 град/сек (соответственно). Угол горизонтального наведения башни на оба борта не превышает 175 градуса.
Стрельба возможна в трех режимах: 30, 60 и 120 выстрелов в минуту и время приведения установки в боевое положение из походного не превышает 3 минут, а из боевой готовности № 1 возможно открытие огня уже через 15 секунд.
Боеприпасы унифицированы с 76-мм спаренной установкой АК-726. Для поражения надводных и береговых целей снаряд снабжен головным ударным взрывателем ВГ-67, а для ведения зенитного огня — неконтактным (радиолокационным взрывателем АР-51Л (обеспечивается эффективное поражение цели при промахе до 8 метров).
Наведение АК-176 осуществляется от РЛС «Вымпел-221» (МР-123/176).
Корабельная артиллерийская установка АК-176
• Справочник артиллерии •
Биография
- 1914—1917 — юнга Кронштадтской школы Российского флота, школы комендоров и учебных классов артиллерийских унтер-офицеров Балтийского флота, на учебных кораблях «Николаев», «Верный», «Пётр Великий», тральщике «Аргунь», эсминце «Азард».
- 1918 — начал службу в РККФ.
- 1922 — окончил Курсы командного состава флота по артиллерийской специальности.
- 1922—1923 — вахтенный начальник, затем артиллерист эсминца «Карл Маркс».
- 1925 — окончил Высшие специальные курсы усовершенствования командного состава флота.
- 1925—1926 — флагманский артиллерист штаба бригады эсминцев Балтийского флота.
- 1926—1930 — флагманский артиллерист Морских сил Балтийского моря.
- 1930—1931 — командующий береговой обороной Крымского укрепленного района Черноморского флота.
- 1931—1935 — командир и комиссар Крымского укрепленного района Черноморского флота (Крымского района Береговой обороны ЧФ).
- 1935—1941 — начальник Артиллерийского научно-исследовательского морского института (АНИМИ).
- 1941—1943 — начальник артиллерии морской обороны Ленинграда, затем начальник артиллерии Балтийского флота.
- 1943—1945 — главный артиллерист Управления боевой подготовки Главного штаба ВМФ.
- 1945—1946 — начальник Управления боевой подготовки флота — заместитель начальника Главного штаба ВМФ.
- 1947—1960 — начальник Академических курсов офицерского состава Военно-морской ордена Ленина академии им. К. Е. Ворошилова.
- март 1960 — вышел в отставку.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Проектирование
Тактико-техническое задание на разработку закрытой установки универсальных 57-мм орудий утверждено заместителем Главкома ВМФ 30 ноября 1956 г. Основанием для проектирования явилось Постановление СМ от 6 июня 1958 года №609-294. Проектирование установки велось в ЦКБ-7 под руководством А. И. Арефьева. Новая установка получила заводской индекс ЗИФ-72. Было введено ленточное питание и система непрерывного охлаждения стволов забортной водой, что более чем в двое увеличивало длину непрерывной очереди и в 5 раз уменьшало время последующего охлаждения ствола по сравнению с 57-мм автоматами с воздушным охлаждением
Благодаря принятой схемы удалось отказаться от подбашенного отделения артиллерийской установки, что было важно для малых кораблей. Технический проект установки был сдан 14 апреля и утвержден 24 мая 1958 г
Артиллерийская установка АК-306 (СССР)
В связи с невозможностью размещения АУ АК-630 с ПУС «Вымпел» на кораблях малого водоизмещения, для экранопланов, кораблей на воздушной подушке, катеров малого водоизмещения, а также для судов, мобилизуемых в военное время, потребовалась облегченная установка, не имеющая радиолокационной системы управления стрельбой.
Проектирование АУ А-219 было начато по решению ВПК № 54 от 15.03.1971 г. по ТТЗ, разработанному управлением ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ и утвержденному зам. главкома ВМФ 31.07.1970 г.
Внешне АК-306 почти не отличается от АК-630. Боеприпасы, баллистика, внутреннее устройство ствола, система ленточного питания, шаровой погон и многое другое было взято от нее.
Принципиальное отличие в том, что АК-306 имеет шестиствольный автомат АО-18Л, у которого вращение блока стволов происходит не газовым двигателем, а внешним электроприводом, работающим от сети переменного тока. Вращение от вала электродвигателя передается через электромагнитную муфту и шестеренчатый редуктор на блок стволов.
Досылка патронов в ствол, запирание каналов ствола и экстракция гильз обеспечиваются затворами, которые при вращении блока стволов получают возвратно-поступательное движение по направляющим центральной звезды, благодаря качению их ведущих роликов по замкнутому пазу копира, неподвижно закрепленному на внутренней поверхности кожуха.
Подача патронной ленты производится звездой подачи, насаженной на вал подачи, кинематически связанной с блоком стволов. В ленте 500 патронов.
В связи с резким уменьшением темпа стрельбы с 5000 выстр/мин. до 600-1000 выстр/мин. в А-219 отказались от водяной системы охлаждения стволов.
Обтекатель АУ представляет собой колпак из стеклопластика.
Наведение дистанционное от системы ПУС, связанной с оптическим прицелом станцией «Лазурь».
Все крупные детали АУ и приводов наведения выполнены из алюминиевых сплавов, пластмассы и маломагнитной стали, благодаря чему установка выпускалась в одном варианте — маломагнитном.
Установка А-219 была спроектирована в ЦКБИБ СОО, главный конструктор — М. С. Кнебельман.
Первый опытный образец А-219 закончен изготовлением 16 июля 1973 года. В том же году проведены заводские испытания его в объеме 7027 выстрелов.
Государственные полигонные испытания А-219 проводились с 24.06.1974 г. по 22.02.1978 г., то есть около 4 лет. В ходе полигонных испытаний были выявлены недостаточная прочность стволов, казенников и люльки, низкая живучесть стволов, недостаточная мощность приводов и другие конструктивные недостатки.
Стыковка с оптической прицельной станцией «Лазурь» начата лишь в конце 1977 года.
По ТТЗ установка должна выстреливать весь боекомплект (ленту с 500 патронами) одной длинной очередью.
В ходе полигонных испытаний было сделано лишь две попытки стрелять непрерывной очередью в 500 патронов, но в обоих случаях начинались поломки в автомате. Так, 22.06.1977 г. при стрельбе длинной очередью на 476-м выстреле произошло разрушение ствола, вызвавшее деформацию люльки.
При стрельбе очередью свыше 200 выстрелов температура взрывателя в стволе превысила 120 град. С, допустимых для взрывателя А-498К.
Государственные корабельные испытания 30-мм облегченной автоматической АУ А-219 с оптической станцией «Лазурь» были проведены с 3 по 28 октября 1979 года на большом артиллерийском катере пр. 1248. В заключении комиссии сказано: «А-219 может быть использована при стрельбе по открытой живой силе на берегу, катерам, для расстрела плавающих мин и самообороны от одиночных самолетов, вертолетов и ракет. Упрощенная оптическая прицельная станция «Лазурь» из-за отсутствия измерителя дальности до цели, счетверяющего прибора, стабилизатора линии прицеливания и возможности визуального обзора оператором воздушного пространства не удовлетворяет современным требованиям». Тем не менее комиссия порекомендовала принять комплекс на вооружение, видимо, руководствуясь старой пословицей «на безрыбье и рак рыба».
Официально АУ А-219 была принята на вооружение под индексом АК-306 приказом министра обороны № 0125 от 23.06.1980 г.
Серийное производство велось на Тульском машиностроительном заводе с 1978 года (по чертежам главного конструктора). К 1 января 1986 года ВМФ принял 125 АУ АК-306.
АК-306 устанавливались на артиллерийских катерах пр. 1238,1248,1249, транспортах пр. 1595, рейдовых тральщиках пр. 10750 и др.
Ссылки и источники информации
- https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/proekt-21631/
- https://ria.ru/20160314/1389589685.html
- https://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/navy/2018/0723/152524776/print.shtml
- https://army-news.ru/2011/03/korabl-buyan-21631/
- https://topwar.ru/101672-malyy-raketnyy-korabl-uglich.html
- https://baltnews.lt/vilnius_news/20190709/1019284818/Russia-korabli-izmenenie-buyan.html
- https://newsland.com/community/5234/content/malyi-raketnyi-korabl-ingushetiia-proekta-21631-otveden-na-chernoe-more/6852928
- https://flotprom.ru/2016/Оборонка184/
- Buyan Class Corvettes (Project 21630/21631)
- https://bastion-karpenko.narod.ru/21631.html
- https://flot.com/news/vpk/index.php?ELEMENT_ID=53875
- https://e-news.su/mnenie-i-analitika/309802-kakoy-flot-stroit-rossiya-i-dlya-chego.html
- https://iz.ru/959503/2019-12-28/osnashchennyi-kalibrami-korabl-ingushetiia-priniali-v-sostav-chernomorskogo-flota
- https://tass.ru/armiya-i-opk/5979716
- https://lenta.ru/news/2015/10/07/3m14/
- https://www.kommersant.ru/doc/2826759
- https://www.burevestnik.com/products/a190.html
- https://pvo.guns.ru/naval/roy.htm
- https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m14e/3m14e.shtml
- https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m54e1/3m54e1.shtml
- https://www.arms-expo.ru/armament/samples/1871/77237/
- https://roe.ru/catalog/voenno-morskoy-flot/korabelnye-radioelektronnye-sistemy/pozitiv-me1-2/
- https://www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2013/0225/154010177/detail.shtml
В одной люльке
Разработка 30-мм двухавтоматной установки АК-630М1−2 была начата в июне 1983 года. Характеристики АК-630М1−2 позволяли с принятием ее на вооружение ВМФ прекратить производство АК-630М, а также разместить ее на ранее построенных кораблях взамен артустановки АК-630М без изменения корабельных конструкций, кроме крепления в штатном корабельном барбете АК-630М второго магазина на 2000 патронов. Это было допустимо за счет рационального размещения двух штатных автоматов ГШ-6−30К в вертикальной плоскости, а также за счет максимально возможного использования деталей и узлов от АК-630М (около 70%).
Наведение на цель осуществляется дистанционно от радиолокационной системы МР-123АМ2 или от оптической прицельной станции «ФОТ». МР-123/176М2 — это модернизированная система МР-123/176, в которую введен новый противоракетный режим работы. Система управления имеет лазерные прожекторы КМ-11−1 и лазерный дальномер ЛДМ-1 «Крейсер». Оба автомата ГШ-6−30К размещены в одной люльке, в нижней и верхней плоскостях. Режим стрельбы одного автомата ГШ-6−30К — 6 очередей по 400 выстрелов с перерывами по 5−6 секунд или по 200 выстрелов с перерывами 1−1,5 секунды.
Разработка нового поколения
На стенде Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) впервые представлена экспортная версия большого десантного корабля (БДК) проекта 11711Э «Кайман». Помимо обеспечения десантных операций, эта уникальная платформа предназначена для перевозки разнообразного вооружения, постановки минных и сетевых заграждений, а также гидроакустических буёв.
Также по теме
«Ставка на универсальность»: какими возможностями будет обладать российский вертолёт нового поколения для ВМФ
Отечественные специалисты завершили эскизно-техническое проектирование перспективного морского вертолёта Ка-65 «Минога». Об этом…
Изначально проект 11711 создавался с целью обновления российского флота БДК. В прошлом году состав ВМФ пополнил «Иван Грен», до конца текущего года Андреевский флаг должен подняться над вторым серийным кораблём — «Пётр Моргунов». Кроме того, в апреле на калининградском заводе «Янтарь» были заложены ещё два судна — «Василий Трушин» и «Владимир Андреев».
Эти корабли частично заменят БДК проекта 775 и проекта 1171, которые были построены в 1970—1980-х годах. Главные достоинства новых судов — увеличенная вместимость, более высокий уровень автоматизации, современные двигатели.
БДК проекта 1171 может перебрасывать на театр военных действий батальон морской пехоты (до 400 человек), 13 танков и более 30 единиц бронетехники. Палуба экспортной версии корабля предназначена для размещения нескольких вертолётов и беспилотников. Кроме того, на «Каймане» предусмотрена возможность перевозки 12 штурмовых и десантных катеров.
Полное водоизмещение БДК составляет 8 тыс. т, длина — 150 м, ширина — 19,5 м, высота — 11,8 м, скорость — до 18 узлов (33 км/ч), экипаж — 120 человек. Для самообороны корабль проекта 11711 может использовать ракетно-артиллерийскую установку и зенитный комплекс.
Макет универсального десантного корабля (УДК) «Прибой»
На МВМС вновь представлен проект универсального десантного корабля (УДК) «Прибой». Минобороны РФ планирует принять на вооружение две таких платформы. Как полагают в Крыловском научном центре, опыт сирийской операции продемонстрировал достаточно острую потребность Военно-морского флота в УДК.
Ключевые задачи «Прибоя» — войсковая перевозка и обеспечение десантной операции. УДК способен вместить до 900 морских пехотинцев, 50 единиц бронетехники, десять танков, 12 вертолётов и дюжину штурмовых и десантных катеров.
Водоизмещение корабля составляет 23 тыс. т, длина — 200 м, ширина — 34 м, осадка — 7,5 м, дальность плавания — 6 тыс. миль (9,6 тыс. км), автономность — 30 суток, экипаж — 400 человек. «Прибой» оснащён комплексами зенитного и радиоэлектронного вооружения, позволяющего обеспечить противовоздушную и противолодочную оборону.
Помимо десантных кораблей, ОСК продвигает на зарубежном рынке фрегат «Гепард-3.9», сконструированный на основе сторожевика проекта 11611. Он предназначен для борьбы с надводными, подводными и воздушными средствами противника. Также фрегат способен заниматься постановкой минных заграждений и участвовать в охране экономической морской зоны.
Водоизмещение «Гепарда» составляет 2,5 тыс. т, длина — 102 м, ширина — 15 м, осадка — 5,7 м, скорость полного хода — 29 узлов (53,7 км/ч), автономность — 20 суток, экипаж — 94 человека. Фрегат может выполнять задачи на дальности до 4 тыс. миль (6,4 тыс. км) и выдерживать волнение в пять баллов.
- Ракетный корабль проекта 11661К (справа)
- РИА Новости
На вооружении «Гепарда» находятся ракетный комплекс для пуска ракет X-35 или экспортных модификаций «Калибра» (3М-54ТЭ1 и ЗМ-14ТЭ), 100-мм пушка А-190-01, 76-мм артиллерийский комплекс А-176МА, система ПВО «Пальма» с управляемыми ракетами «Сосна-Р», малогабаритный торпедный аппарат «Пакет-Э».
ТТХ
Патроны 30×165 мм в звенчатой ленте. Пушка обладает следующими тактико-техническими характеристиками:
- тип оружия: одноствольная автоматическая пушка;
- калибр: 30 мм;
- патрон: 30×165 мм;
- энергия : 150—180 кДж;
- принцип действия автоматики: газоотвод;
- длина: 3027 мм;
- длина ствола: 2400 мм (80 калибров);
- число нарезов: 16;
- шаг нарезов: 715,5 мм;
- масса полная: 115 кг;
- масса ствола: 38,5 кг;
- темп стрельбы: 550 и 200—300 мин−1;
- усилие отдачи: 40—50 кН (4000—5000 кгс);
- начальная скорость бронебойного трассирующего (БТ) снаряда: 970 м/с;
- начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда (БПС) индекс «Кернер»: 1120 м/с;
- напряжение питания электроспуска и контактора от источника постоянного тока: 27 В;
- питание пушки: двухленточное;
- перезарядка: пиротехническая и ручная;
- усилие ручной перезарядки: до 400 Н (40 кгс);
- усилие ручной перезарядки с извлечением осечного патрона: до 600 Н (60 кгс);
- количество пиропатронов: 3 шт.;
- способ воспламенения заряда: ударным действием;
- управление стрельбой: дистанционное от электроспуска и механическое;
- диапазон рабочих температур: от −50 до +50 °C;
- живучесть ствола: 6000 выстрелов (до 1995), 9000 (после 1995)
- техническое рассеивание при стрельбе: 3 — 4 тыс. дальности (0,3-0,4 миллирадиан у систем «Бушмастер II» и «Бушмастер III»)
- эффективная дальность стрельбы: по живой силе — до 4000 м;
- по легкобронированной технике — до 1500 м;
- по воздушным целям — до 2000 м (с дозвуковыми скоростями и наклонной дальностью до 2500 м).
АК-630 — зенитная корабельная 30-мм шестиствольная установка
На российских и украинских сторожевых кораблях проекта 11351 смонтированы 30-мм автоматические артиллерийские установки ПВО ближней зоны АК-630. Создание установки АК-630 было обусловлено совершенствованием противокорабельных ракет. Для перехвата летящих на большой скорости и на малой высоте ракет необходимо было резко увеличить плотность огня корабельной зенитной артиллерии.
Видео уничтожения сомалийских пиратов из установки АК-630
Работы по созданию установки АК-630 были начаты в феврале 1963 г., полигонные испытания проводились с 1972 по 1973 гг., на вооружение ВМФ СССР она была принята в 1976 г. Установка АК-630 включает автомат А-213 и прибор (систему) управления стрельбой МР-123 «Вымпел». Автомат А-213 отличается весьма высокой скорострельностью — 4000-5000 выстр./мин. Он имеет блок из шести стволов, вращающийся под действием пороховых газов, отводимых поочередно из каналов ствола. Это позволило реализовать достаточно простую и надежную схему параллельной перезарядки каждого ствола после очередного выстрела. Питание автомата патронами при стрельбе осуществляется из ленты, состоящей из стальных звеньев, расцепляющихся при стрельбе. В первоначальном варианте установки лента укладывалась в плоский магазин емкостью 2000 патронов. В конце 70-х годов установка была модернизирована с целью уменьшения габаритов ее подбашенного помещения. При этом вместо плоского был введен круглый магазин такой же емкости, а в барбете смонтирован дополнительный бункер, вмещающий еще 1000 патронов. Автомат с круглым магазином получил обозначение А-213М, а установка — АК-630М.
В качестве боеприпасов используются осколочно-фугаснозажигательные и осколочно-трассирующие снаряды весом 0,39 кг. Установки обоих модификаций имеют одинаковую жидкостную систему охлаждения стволов во время стрельбы. Наведение установки на цель осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. При этом обеспечивается круговое вращение установки, максимальный угол возвышения блока стволов составляет 88°. Стрельба из установки ведется, как правило, с использованием системы МР-123 «Вымпел» с радиолокационной станцией, пригодной для использования в качестве РЛС общего обнаружения. Система «Вымпел» обеспечивает управление одной (двумя) 30-мм или разнокалиберными (30 и 57 мм) артустановками. В конце 70-х годов система «Вымпел» была модернизирована, что позволило использовать ее для управления стрельбой одной 30-мм и одной 76-мм установками. На случай выхода РЛС из строя и при стрельбе по плавающим минам или береговым объектам может быть использован выносной пульт управления с оптическим прицелом.
Тактико-технические характеристики установки АК-630
Калибр, мм | 30 |
Длина ствола, калибров | 54 |
Количество стволов | 6 |
Максимальный угол возвышения, град. | 88 |
Скорость наведения в вертикальной плоскости, град./с | 50 |
Скорость наведения в горизонтальной плоскости, град./с | 70 |
Скорострельность на ствол, выстр./мин | 5000 |
Непрерывная очередь на ствол/время охлаждения, с | 400/15 |
Дальность стрельбы, км | 8,1 |
Досягаемость по высоте, м | 500 |
Вид снаряда | ОФ, ОТ |
Масса снаряда, кг | 0,39 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 880 |
Количество готовых к стрельбе выстрелов | 2000 |
Масса артустановки, т | 1.85 |
Фото зенитной установки АК-630
Источник
Практическая реализация проекта 21630 «Буян»
Закладка первого судна состоялась зимой 2004 года на верфях судостроительного предприятия «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Первенец получил название «Астрахань», так как изначально ориентировался для оснащения Каспийской военной флотилии. Строительство первого судна продолжалось в течение 1,5 лет, и было завершено в октябре 2005 года. Летом 2006 года МАК «Астрахань» был успешно переведен по речной магистрали на Каспий и уже в сентябре того же года был включен в состав Каспийской военной флотилии.
Серийное строительство велось на производственных мощностях судостроительного завода «Алмаз» и предполагало поэтапную закладку кораблей этого типа. Всего планировалось до 2020 года спустить на воду 10 судов типа «Буян», из которых 5 кораблей предназначается для оснащения Каспийского флотилии.
Следом за «Астраханью» летом в феврале 2005 года заложили еще первый серийный корабль, получивший название «Каспийск», однако спуск судна на воду затянулся на пять лет. Причиной затягивания постройки первого серийного судна стала неясность с подбором вооружения для новых кораблей. Наличие в качестве основного огневого средства поражения только артиллерийской установки не обеспечивало решение новых оперативно-тактических задач, возникших на Каспийском морском театре. В 2006 году на Питерских верфях заложили и третий корабль, второй в серии.
Только в 2011 году первый серийный корабль был спущен на воду и введен в строй. С новым названием, уже «Волгодонск», корабль в 2012 года поднял военно-морской флаг. Следом за МАК «Волгодонск» на Каспий пришел и второй серийный корабль «Махачкала». Оба серийных судна вместе с головным кораблем проекта МАК «Астраханью», составили ударное соединение российских кораблей на Каспии. Главной боевой задачей артиллерийских судов стало обеспечение безопасного судоходства в ближней морской зоне, в дельте реки Волга и защита интересов России в 200мильной экономической зоне Каспийского моря.