Мемуары
Оказавшись на вынужденной пенсии в 49 лет, адмирал берется за написание мемуаров. Николай Герасимович Кузнецов много пишет о Великой Отечественной войне, сталинских репрессиях. Правда, большинство этих трудов были изданы только после его смерти, когда в стране сменился режим.
В этих работах он обрушился с резкой критикой на вмешательство партии в военные дела, отмечая, что в СССР закон не правит государством, как это должно быть.
Одна из самых известных книг Николая Герасимовича Кузнецова — сборник воспоминаний «Курсом к победе».
Многие отмечали, что, в отличие от большинства офицерских воспоминаний, мемуары Кузнецова были написаны ясным литературным языком, отличаются превосходным стилем.
При этом в официальной советской истории его роль в Победе над немецко-фашистскими захватчиками усиленно ретушировалась на протяжении многих лет. Власти не хотели признавать, какое значение имел для победы опальный адмирал.
После отставки Жукова и Хрущева инициативная группа ветеранов Военно-Морского Флота неоднократно обращалась в правительство с требованиями восстановить Кузнецова в звании. Его предлагали включить в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны, что позволило бы ему получить значительные материальные и символические преимущества. Всем этим инициативам отчаянно сопротивлялся новый командующий флотом Сергей Горшков.
Только в 1965 году, когда Брежнев во время празднования Дня Победы назвал Кузнецова в числе выдающихся советских военачальников, он постепенно начал возвращаться в общественную жизнь.
Все эти годы только благодаря поддержке семьи Николай Герасимович Кузнецов продолжал оставаться в строю. Несмотря на реабилитацию высшим руководством страны, воинского звания ему не возвращали.
В 1974 году в возрасте 70 лет скончался Николай Герасимович Кузнецов. Причину смерти официально не разглашали, было известно, что в последние годы он серьезно болел.
Восстановить его в звании не удавалось, пока оставался жив Горшков. Это было сделано только в 1988 году. Посмертно герою нашей статьи вернули звание адмирала флота.
Дети Николая Герасимовича Кузнецова смогли только тогда успокоиться, так как честь их отца была восстановлена. Адмирал воспитал троих сыновей — Виктора, Владимира и Николая.
Подъемная сила
Авианосец у нас сейчас один, и то в ремонте. Зато есть планы по строительству новых подобных кораблей. Судя по выставкам вооружений, их два. Это проекты ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (ведущий институт в области проектирования кораблей) и Невское ПКБ (основной проектант больших «платформ») — авианосцы проекта 23650 «Шторм» и 11430 «Ламантин». Кроме энергоустановки их роднит то, что это циклопические машины водоизмещением от 70 до 90 тыс. т и длиной более 300 м. На них могут базироваться до 90 летательных аппаратов, в том числе и беспилотных.
Для сравнения, у «Адмирала Кузнецова» водоизмещение чуть более 60 т, и он несет 50 летательных аппаратов. Но все это пока проекты. Стоимость разработки и строительства только одного авианосца оценивается экспертами в 300–400 млрд рублей. Сумма гигантская, особенно если учесть, что для создания полноценного авианосного флота надо как минимум два, а то и четыре таких корабля.
Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» Андрей Лузик/пресс-служба Северного флота/ТАСС
Между тем даже сами модели этих кораблей весьма показательны. Ведь по ним легко проследить, куда движется конструкторская и флотская мысль в области создания авианосного флота. Прежде всего это практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба. На ней вместо массивной островной надстройки, как на «Адмирале», — вышка управления. Это экономит место на палубе и снижает радиозаметность корабля в море. На корме и в носовой части самолеты и вертолеты нескольких типов: тяжелые истребители Су-57, легкие МиГ-29К/КУБ и даже самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Як-44.
При этом на самой летной палубе две взлетно-посадочные полосы: большая и поменьше. Одна, «классическая», — с трамплином, вторая — плоская, как на американских авианосцах. На ней предполагается установить электромагнитную катапульту. У старта с трамплина более высокие требования к тяговооруженности истребителей, так как, чтобы подняться в воздух в полной боевой экипировке, самолет должен вывести двигатели в режим форсажа. Это не только вырабатывает ресурс, но и повышает расход топлива, что в итоге сокращает время выполнения боевого задания.
В то же время электромагнитная катапульта способна буквально выбросить машину с палубы, словно пушечное ядро. При этом, в отличие от трамплина, самолеты при таком старте можно поднимать в воздух при более высоких показателях качки, ветра и волнения. По некоторым данным, в отличие от самих проектов авианосных кораблей, электромагнитная катапульта не только создана, но и прошла испытания.
Зачем вообще России авианосцы?
Летчик-испытатель корпорации «МиГ» Герой России Михаил Беляев рассказал, что с высоты авианосец похож на спичечный коробок. Сесть на него непросто. К тому же нужно четко зацепиться тормозным гаком за трос аэрофинишера, что сделать без специальной подготовки очень сложно.
В условиях перманентного ремонта единственного нашего авианесущего крейсера отрабатывать навыки посадки на «коробок» сложно, но возможно. В отсутствие «палубы» наши пилоты летают на тренажерах. Компьютерный комплекс с 3D и гидроприводами, имитирующими положение самолета в пространстве, находится в Москве. Реальная палуба с трамплином — в Крыму. Это учебно-тренировочный комплекс НИТКА (наземный испытательный тренажер корабельной авиации) — уникальное сооружение, имитирующее палубу авианесущего крейсера. Благодаря ей летчики могут получить необходимый опыт в ожидании приземления на плавучий аэродром.
Авиация
Поскольку самолеты из набора выглядели удручающе, я использовал (заказывал дополнительно) авиацию от Trumpeter в масштабе 1/700. Состав авиакрыла:
- 4 вертолека Ка-27 (2 в походном положении, 2 в рабочем)
- 2 самолета МиГ-29К
- 2 самолета Су-25УТГ
- 6 самолетов Су-33
Самолетам (кроме 2х Су-33) отпилил крылья и приклеил их в сложенном состоянии. Рассверлил сопла. Из недостатков отмечу немного облоя на деталях (легко удаляется) и переразмеренные ОЗ: звезды раза в 2, бортовые номера чуть меньше.
Окраска самолетов выполнена тем, что было в запасах и прототипам соответствует весьма условно. Но, учитывая, что вся модель корабля получилась скорее «по мотивам» – это не самый большой недостаток. Все декали «приваривались» жидкостями Set и Sol от Microscale.
Всем спасибо за внимание. Критика не возбраняется
Краткая история создания
Авианесущие корабли впервые появились в годы Первой Мировой Войны. На её ход они влияния не оказали, но заинтересовались ими практически все морские державы. И к началу Второй Мировой авианосцы имелись у большинства воюющих государств.
Опыт применения авианосцев показал — звезда линкоров зашла, и отныне именно “плавучие аэродромы” — сильнейшие боевые корабли. Если в начале 20 века каждое морское государство старалось заиметь хотя бы один линкор, то к середине века предметом вожделения стали авианосцы.
В Советском Союзе дела складывались иначе. До Великой Отечественной Войны ни одного авианосца не успели даже заложить. После неё, за строительство авианосцев активно выступал выдающийся флотоводец — адмирал флота Н.Г. Кузнецов.
Единственными авианесущими кораблями советского флота стали противолодочные вертолётоносцы проекта 1123. Их преемники — корабли проекта 1143, первоначально тоже считались противолодочными, но позже их переклассифицировали в “авианесущие крейсера”. Развитием этих кораблей и стал “Адмирал Кузнецов”.
Корабль проекта 1143.5 стал развитием авианесущих крейсеров “Киев”. Если у проекта 1143 авиационное вооружение было скорее вспомогательным, новый крейсер должен был нести не только противолодочную авиацию, но и “настоящие” истребители и штурмовики.
Для этой цели впервые в СССР проектировались палубные самолёты горизонтального взлёта с коротким разбегом до отрыва.
Заложили крейсер в Николаеве, в начале сентября 1982 года. Закладывался корабль под названием “Рига”, но уже в ноябре его переименовали в честь почившего Леонида Брежнева. С именем генсека авианосец дожил до 1987 года, а на первые испытания (ещё не полностью достроенный) вышел под названием “Тбилиси”.
Первые самолёты сели на палубу крейсера в ноябре 1989 года, причём Су-27К(он же Су-33) пилотировал знаменитый лётчик-испытатель Виктор Пугачёв. После успешных испытаний самолётов корабль вернулся в Николаев. А в конце 1990 года череда переименований, наконец, завершилась. Крейсеру присвоили имя адмирала флота Н.Г. Кузнецова, к сожалению, не дожившего до появления в ВМФ первого полноценного авианосца.
Информация для мамы
Посылки и письма
Адрес части: 183017, г. Мурманск-17, войсковая часть 20506 (ТАРК «Адмирал Кузнецов»), номер боевой части (спросите у бойца), ФИО матроса.
Адрес почтового отделения: 183017, г. Мурманск-17,ул. Адмирала флота Лобова, 37. Почтовое отделение работает с 11.00 до 19.00 по будням и с 11.00 до 18.00 по субботам. Посылки на корабль приносят.
ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» Северного флота
Контактные телефоны
7 (815-37) 6-28-17 – коммутатор части;
7 (815-2) 25-60-13 – дежурный военного госпиталя в Мурманске;
7 (815-2) 22-04-89 – телефон отдела доставки почтового отделения.
Вооружение авианосца «Адмирал Кузнецов»
Навигационное вооружение…………………………Комплекс «Бейсур»
Радиолокационное вооружение…………………………1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат»; 1 × РЛС МР-750 «Фрегат-МА»; 2 × РЛС МР-360 «Подкат»; 3 × РЛС «Вайгач»СУ авиацией…………………………1 × «Резистор-К42»; 1 × «Газон»
Радиоэлектронное вооружение…………………………БИУС «Лесоруб»; Комплекс связи «Буран-2»; ГАК «Полином-Т»; ГАС «Звезда-М1»; Комплекс РЭБ «Созвездие-БР»
Зенитная артиллерия…………………………6 × 6 АК-630 (48 000 снарядов)
Ракетное вооружение…………………………12 × ПУ ПКРК «Гранит»; 4 × 2 ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов); 4 × 6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
Противолодочное вооружение…………………………2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
Авиационная группа…………………………50 самолётов и вертолётовПо проекту…………………………26 × МиГ-29К или Су-27К; 4 × Ка-27РЛД; 18 × Ка-27 или Ка-29; 2 × Ка-27ПСФактически…………………………14 × Су-33; 2 × Су-25УТГ; 10 × МиГ-29К; 4 × МиГ-29КУБ
Тактико-технические характеристики авианосца Адмирал Кузнецов
Порт приписки: Мурманск-35 Введён в эксплуатацию: 20 января 1991 года
Водоизмещение авианосца Адмирал Кузнецов
— 61 390 т наибольшее; 59 100 т полное; 53 050 т нормальное; 46 540 т стандартное
Размеры авианосца Адмирал Кузнецов
— Длина: 270 м по ватерлинии; 306,45 м наибольшая — Ширина: 33,41 м по ватерлинии; 71,96 м наибольшая — Высота: 64,49 м габаритная — Высота борта (от КВЛ): 31,42 м в носу; 25,7 м на миделе; 25,7 м в корме — Осадка Средняя (от ОП): при стандартном водоизмещении 8,05 м; при нормальном водоизмещении 8,97 м; при полном водоизмещении 9,76 м — Наибольшая: 10,4 м — Бронирование: Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками». Противоторпедная трёхслойная защита шириной 4,5 м, выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.
Двигатели авианосца Адмирал Кузнецов
— Котлотурбинная, четырёхвальная — Паровые турбины: 4 ГТЗА ТВ-12-4 — Количество котлов: 8 котлов КВГ-4
Мощность — Паротурбины: 4 × 50 000 л.с. — Турбогенераторы: 9 × 1500 кВт — Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт — Движитель: 4 пятилопастных винта — Скорость хода: 29 узлов (54 км/ч) наибольшая; 18 узлов (33 км/ч) боевого экономического хода; 14 узлов (26 км/ч) экономического хода
Дальность плавания
— При скорости: 29 узлов — 3850 миль; 18 узлов — 7680 миль; 14 узлов — 8417 миль — Автономность плавания: 45 суток
Экипаж авианосца Адмирал Кузнецов
— 1980 человек, в том числе: 520 офицеров; 322 мичмана; 1138 матросов.
Архитектура судна
Крейсер «Адмирал Кузнецов» существенно отличается от своих предшественников проекта 1143. Его сквозная полетная палуба с термостойким покрытием, трамплин в носовой части, бортовые самолетоподъемники создают все условия для взлета и посадки истребителей.
Корпус с 7-ю палубами и 2-мя платформами выполнен по сварной технологии. Дно – прочное, двойное расположено по всей длине авианосца. Ангар состоит из 4 отсеков, разделенных перегородками из огнестойкой стали. Систем транспортировки авиации – полуавтоматика. Самолеты перемещаются и располагаются в ангаре со сложенными крыловыми консолями, а вертолеты – складывают лопасти винтов. Место для ремонта авиации расположено на корме.
Корабль проекта 1143.5 был первым в отечественном кораблестроении, для которого использовалась подводная конструктивная защита. Часть корпуса, располагающаяся над водой, изготовлена по технологии экранирования.
Облик, который получил крейсер «Адмирал Кузнецов», соответствует типовому авианосному кораблю со сплошной палубой для посадки и взлета авиации. Островная надстройка несколько смещена на правый борт. Так улучшаются возможности для принятия авиатехники и маневренность судна.
Флагман Военно-Морского Флота России
Вооружение авианосца «Адмирал Кузнецов»
Навигационное вооружение…………………………Комплекс «Бейсур»
Радиолокационное вооружение…………………………1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат»; 1 × РЛС МР-750 «Фрегат-МА»; 2 × РЛС МР-360 «Подкат»; 3 × РЛС «Вайгач»
СУ авиацией…………………………1 × «Резистор-К42»; 1 × «Газон»
Радиоэлектронное вооружение…………………………БИУС «Лесоруб»; Комплекс связи «Буран-2»; ГАК «Полином-Т»; ГАС «Звезда-М1»; Комплекс РЭБ «Созвездие-БР»
Зенитная артиллерия…………………………6 × 6 АК-630 (48 000 снарядов)
Ракетное вооружение…………………………12 × ПУ ПКРК «Гранит»; 4 × 2 ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов); 4 × 6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
Противолодочное вооружение…………………………2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
Авиационная группа…………………………50 самолётов и вертолётов
По проекту…………………………26 × МиГ-29К или Су-27К; 4 × Ка-27РЛД; 18 × Ка-27 или Ка-29; 2 × Ка-27ПС
Фактически…………………………14 × Су-33; 2 × Су-25УТГ; 10 × МиГ-29К; 4 × МиГ-29КУБ
Происшествия
19 октября 1995 года во время руления по полетной палубе крейсера вертолет Ми-8 был опрокинут сильным боковым ветром. Жертв не было, корабль повреждений не получил, воздушное судно потеряло несущий винт.
20 марта 1996 года пилот Мечислав Савицкий аварийно посадил на палубу “Адмирала Кузнецова” истребитель Су-33 с одним работающим двигателем. За спасение самолета и корабля летчик был награжден орденом Мужества.
В 1997 году в ходе планового ремонта в вентиляционной шахте крейсера был обнаружен мумифицированный труп рабочего судоремонтного завода, погибшего в шахте несколькими годами ранее в результате несчастного случая.
В августе 1998 года при приеме топлива был перепутан клапан, после чего 60 т мазута было залито в пост управления стрельбой. Пост вышел из строя, жертв не было. Ранее из-за прорыва трубы на корабле затапливало два ЗРАК “Кортик”.
В 2000 году прокуратура вскрыла на корабле массовые злоупотребления воинскими перевозочными документами (ВПД). По уголовному делу проходили 15 офицеров и мичманов, в т. ч. командир контр-адмирал Александр Челпанов, который незаконно использовал ВПД на сумму около 30 тыс. руб. Возместив ущерб, Челпанов уволился из армии, уголовное дело было прекращено по амнистии.
В декабре 2001 года двое матросов с целью хищения 12 тыс. руб. убили на корабле старшину машинной команды – мичмана Николая Смирнова.
18 октября 2004 года в северо-восточной Атлантике учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ (бортовой номер “07 красный”) 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (Северный флот ВМФ России) совершил жесткую посадку на палубу ТАКР, сломав правую стойку шасси. Разрушений на крейсере удалось избежать, так как аварийный самолет зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишера и остановился. Пострадавших не было, самолет впоследствии списан. Причиной аварии была ошибка пилотирования.
5 сентября 2005 года, когда корабль находился в Северной Атлантике, дважды происходили обрывы троса аэрофинишера при посадке истребителей Су-33. В результате один из садившихся самолетов (бортовой номер 82) съехал с палубы в океан и затонул на глубине 1 тыс. 117 м. Пилот подполковник Юрий Корнеев катапультировался и остался жив.
6 января 2009 года на ТАКР, находившемся на рейде военно-морской базы Турции Акзас-Карагач (Средиземное море), произошел пожар в носовом помещении. Экипаж ликвидировал возгорание своими силами, однако от отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычев 1985 г. р. Крейсер серьезных повреждений в результате пожара не получил.
14 ноября 2016 года в Средиземном море в ходе тренировочных полетов при заходе на посадку на крейсер потерпел аварию палубный истребитель МиГ-29К. Пилот катапультировался и был спасен. По информации Минобороны РФ, авария произошла из-за технической неисправности. В СМИ также приводилась версия, согласно которой на корабле ранее при посадке другого самолета оборвался трос аэрофинишера, после чего пилоту находившейся в воздухе машины было приказано ожидать устранения последствий неполадки. В результате истребитель, барражировавший в зоне ожидания, выработал все топливо, и летчик был вынужден катапультироваться.
5 декабря 2016 года Минобороны РФ объявило, что в Средиземном море российский палубный истребитель Су-33 (бортовой номер “67 красный”) 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка МА ВМФ России потерпел аварию при посадке на авианосец. Самолет возвращался на корабль после выполнения боевого задания. По сообщению военного ведомства, воздушное судно выкатилось за пределы палубы из-за обрыва троса аэрофинишера. Пилот катапультировался и остался жив, силами поисково-спасательной службы он был доставлен на борт корабля.
Баренцево море
Поначалу мы предпочитали передвигаться по судну только со знакомыми моряками, ходя за ними, как утята за мамой, — на «Адмирале Кузнецове» семь палуб и около двадцати километров коридоров. Все, что я знал точно, — это то, что моя каюта находится прямо под полетной палубой, с которой взлетают и на которую приземляются истребители, и прямо над ангаром, в котором они стоят.
В этот ангар мы попали уже на второй день, и это было еще одно сильнейшее впечатление: гигантский гараж, завешанный сверху огнеупорными асбестовыми шторами, в котором стоят десятки боевых самолетов и вертолетов.
Так как сами МиГ и Су передвигаться тут не могут, по ангару их перевозят небольшие буксиры, а для разворотов используется специальный вращающийся круг. Полное ощущение, что ты в аэропорту, только этот аэропорт спрятан внутри корабля, на всех парах идущего через бескрайнее море.
3-й день похода
Тактико-технические характеристики авианосца «Адмирал Кузнецов»
Порт приписки…………………………Мурманск-35
Введён в эксплуатацию…………………………20 января 1991 года
Основные характеристики
Водоизмещение…………………………61 390 т наибольшее; 59 100 т полное; 53 050 т нормальное; 46 540 т стандартное
Длина…………………………270 м по ватерлинии; 306,45 м наибольшая
Ширина…………………………33,41 м по ватерлинии; 71,96 м наибольшая
Высота…………………………64,49 м габаритная
Высота борта (от КВЛ)…………………………31,42 м в носу; 25,7 м на миделе; 25,7 м в корме
Осадка Средняя (от ОП):…………………………при стандартном водоизмещении 8,05 м; при нормальном водоизмещении 8,97 м; при полном водоизмещении 9,76 м
Наибольшая…………………………10,4 м
Бронирование…………………………Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками». Противоторпедная трёхслойная защита шириной 4,5 м, выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.
Двигатели…………………………Котлотурбинная, четырёхвальная
Паровые турбины…………………………4 ГТЗА ТВ-12-4
Количество котлов…………………………8 котлов КВГ-4
Мощность
Паротурбины…………………………4 × 50 000 л.с.
Турбогенераторы…………………………9 × 1500 кВт
Дизель-генераторы…………………………6 × 1500 кВт
Движитель…………………………4 пятилопастных винта
Скорость хода…………………………29 узлов (54 км/ч) наибольшая; 18 узлов (33 км/ч) боевого экономического хода; 14 узлов (26 км/ч) экономического хода
Дальность плавания
При скорости…………………………29 узлов — 3850 миль; 18 узлов — 7680 миль; 14 узлов — 8417 миль
Автономность плавания…………………………45 суток
Экипаж
1980 человек, в том числе: 520 офицеров; 322 мичмана; 1138 матросов
История проекта
В послевоенный период в руководстве СССР, Министерства обороны и ВМФ не существовало единого взгляда на необходимость авианосцев и возможные способы их применения. Часть политиков, промышленников и военачальников (в том числе министр обороны маршал Андрей Гречко и министр судостроительной промышленности Борис Бутома) выступали за строительство крупных атомных авианосцев, аналогичных американским типа Nimitz. Оппоненты (среди них — главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков и сменивший в 1976 году. Гречко на посту министра обороны Дмитрий Устинов) указывали на высокую стоимость программы строительства авианесущих кораблей, отсутствие внятной концепции их использования и делали акцент на развитие подводного флота, в первую очередь — атомных субмарин. В результате до 1980-х годов в составе ВМФ СССР отсутствовали авианосцы, рассчитанные на самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой.
Для противолодочной борьбы, которая была объявлена приоритетом надводных сил ВМФ СССР, строились противолодочные крейсера проектов 1123 и 1143, на которых базировались вертолеты, а также самолеты вертикального взлета-посадки Як-38. По боевым возможностям эти машины уступали обычным самолетам, что заставило руководство ВМФ в начале 1970-х годов вернуться к планам создания крупного авианосца, способного обеспечивать ведение боевых действий авиации на значительном удалении от баз флота. Предлагалось построить атомный авианосец водоизмещением до 80 тыс. т, с авиапарком до 70 летательных аппаратов (проект 1160 «Орел»). В дальнейшем проект подвергался многочисленным изменениям, в конце 1970-х годов работа над ним была прекращена.
Взамен было решено построить авианосец, взяв за основу авианесущий крейсер проекта 1143 и оснастив его оборудованием для взлета и посадки «обычной» авиации. Также разработчики отказались от использования атомной энергоустановки. Проект 11435 был разработан в начале 1980-х гг. в Невском проектно-конструкторском бюро (Ленинград, ныне — Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Василия Аникиева. В процессе проектирования специалисты отказались от установки на корабле катапульт — вместо них авианосец оснащен носовым трамплином, что ограничивает взлетный вес летательных аппаратов.
Кроме того, на авианесущем корабле было установлено мощное ударное вооружение — ракеты П-700 «Гранит». В результате проект 11435 был классифицирован ВМФ как «тяжелый авианесущий крейсер» (ТАКР; по другой версии, это было сделано для обхода положения конвенции Монтрё о статусе черноморских проливов, которое запрещало проход через них авианосцев).
Первоначально предполагалось назвать головной корабль «Советский Союз» (в 1930-е годы такое же имя предполагалось присвоить первому линкору советской постройки, не завершенному в связи с началом Великой Отечественной войны). В 1982 году авианосец получил название «Рига» (традиционно советские авианесущие корабли называли в честь столиц союзных республик). В конце 1982 году переименован в «Леонид Брежнев» (после смерти генерального секретаря ЦК ЦКСС). В 1987 году, в начале перестройки и осуждения «эпохи застоя» ТАКР сменил имя на «Тбилиси». С октября 1990 года — «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — в честь Николая Кузнецова, возглавлявшего ВМФ СССР в 1939-1947 и 1951-1955 годах.
Так где «Кузнецов»?
Именно последний корабль и есть «Адмирал Кузнецов». Авианосец этот поручением Совета Министров начал разрабатываться в конце 1978 года.
Это был проект 1143.5. Окончательный технический проект судна был готов к середине 1980 года. Первоначально предполагалось, что строительство нового корабля будет полностью завершено к 1990 году. Закладка была произведена на стапелях Николаевского судостроительного завода. Но не так просто появился «Адмирал Кузнецов». Авианосец перед своим «рождением на свет» прошел через многие преграды, так как сроки его строительства и ввода в строй постоянно отодвигались.
Атлантика
Главный обычай на борту «Адмирала Кузнецова» — это бесконечные состязания. Моряки то перетягивают канат, то бегают на скорость по полетке, как еще называют полетную палубу, то сдают какие-нибудь нормативы. На «Кузнецове» даже есть своя хоккейная команда «Авианосец», выступающая в полупрофессиональной лиге в соседнем с Североморском Мурманске.
В походе, чтобы не терять навыки игры, хоккеисты устроили матч на роликовых коньках. В импровизированной коробке на палубе ледовая дружина в полной экипировке гоняла шайбу на глазах болельщиков из числа других моряков. Я даже присоединился к ним в роли вратаря и могу сказать, что это было очень весело, несмотря на всю жесткость игры.
16-й день похода
«Адмирала» таки украли
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был заложен на Черноморском судостроительном заводе в 1982 году, спущен на воду в 1985-м и находится в строю с 1990-го.
Основные характеристики корабля таковы: длина — 302,3 метра, ширина — 72,3 метра, осадка — 9,1 метра, максимальная скорость — 29 узлов, водоизмещение — 60 тысяч тонн, экипаж — около 2 тысяч человек (из них 600 летчиков и авиатехников), дальность плавания — 8400 миль. На авианосце могут базироваться: истребители Су-33 и МиГ-29К в количестве 26 единиц, 18 вертолетов Ка-27 и Ка-29, два вертолета Ка-27ПС и четыре вертолета Ка-31.
Вооружение корабля составляют две реактивные бомбометные установки «Удав», 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит», 6 шестиствольных 30-миллиметровых артиллерийских установок, 4 шестиствольные установки зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик».
1 декабря 1991 года в 9.00 этот громадный корабль тихо снялся с якоря в Севастопольской бухте и начал движение к Босфору. Отход был внезапным. На берегу остались грузы, половина экипажа и самолеты. Все, кто был на борту «Адмирала Кузнецова», поняли, что корабль тайно уводят из украинских вод. Спустя полтора года в газете «Северный рабочий» были опубликованы воспоминания капитана 2-го ранга Виктора Канишевского, который был участником похода из Севастополя в Северодвинск. Вот выдержка из этой статьи:
«… Как сейчас помню ажиотаж того осеннего дня, когда на «Кузнецове» получили телеграмму президента Украины Кравчука. В ней объявлялось, что корабль является собственностью Украины, что до принятия правительственного решения он должен оставаться на Севастопольском рейде.
Разбившись группами по каютам, офицеры, да и просто матросы, гадали, как на это отреагируют президент России Ельцин, главком ВМФ Чернавин и командующий Северным флотом Громов.
— Я никак не могу взять в толк: зачем Украине с ее закрытым Черным морем корабль, предназначенный для океанской службы? Если уж так ей хочется иметь авианосец, то пусть «Варяг» достраивает или «Ульяновск», — недоумевал командир БЧ-5 капитан 1-го ранга Андрей Утушкин. — Это чистейшей воды политиканство…
— Не без того, — соглашался с ним замполит капитан 1-го ранга Владимир Иванов. — Только Россия ни за что не отдаст «Кузнецова».
Однако принятая незадолго до злополучной телеграммы декларация о независимости Украины уже разрушила, казалось бы, несокрушимое морское братство экипажа авианосца. Часть офицеров и мичманов, семьи которых находились в Севастополе, не скрывали своего желания служить под украинским «трезубцем», а потому откровенно радовались телеграмме. Мол, зачем на Севере гробить такой прекрасный корабль. Ему надо базироваться поближе к ремонтной базе. А она для авианосца имеется только в Николаеве…
Шли дни. Киев молчал. Из Заполярья тем временем пришла радиодепеша о том, что в Крым вылетел первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко. Долгожданный гость прибыл на авианосец катером. Несмотря на поздний час, был сыгран большой сбор. Поздоровавшись с экипажем, вице-адмирал с украинской фамилией распорядился распустить моряков, а командиру приказал немедленно сниматься с якоря. Ярыгин начал было объяснять, что две трети офицеров и мичманов, а также сдаточная команда остались на берегу, прибудут катерами только завтра утром.
— Ничего, и без них справимся, — решительно заявил гость. И добавил: — Они нас на поезде обгонят. Выходим немедленно…
— А как же самолеты, которые остались в Саках? — заволновался замполит Иванов.
— Сами прилетят в Сафоново, — успокоил Устименко. По решительному тону гостя можно было сделать вывод, что он получил приказ увести «собственность Украины» на Север не только от командующего Северным флотом Громова, но и Главкома ВМФ Чернавина. А может, и самого министра обороны. Значит, Москва дала «добро». Офицеры управления авианесущего крейсера почувствовали себя участниками необъявленной размолвки между двумя вчера еще дружественными столицами.
В 23.40, не подавая никаких сигналов, авианосец в кромешной темноте покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. Когда берег оказался далеко за кормой, включили ходовые огни…».
Капитан 2-го ранга Виктор Канишевский был помощником командира корабля и отвечал за «живучесть» судна. Он принадлежал к старшему начальствующему составу и знал ситуацию хорошо. Младшие офицеры и матросы смотрели на этот «северный поход» другими глазами.
Комплектация корабля и условия службы
Флагман Военно-Морского Флота России
Крейсер «Адмирал флота Советского союза Кузнецов» по-настоящему огромен. На нем при необходимости может быть размещено около 50 самолетов. Корабль – единственный в России, предназначенный для транспортировки истребителей Су-33. Только с него авиация может подниматься в воздух в условиях Заполярья.
Двухрядный трамплин, расположенный в носовой части, имеет две взлетных дорожки с разбегом 90 м. Относительно левого борта находится позиция для взлета Як-11 с разбегом 180 м. Защиту персонала от выхлопов обеспечивают дефлекторы, охлаждающиеся с помощью воды.
Посадку скоростной авиации на палубу обеспечивают 4 аэрофинишера. Они натянут поперек палубы на расстоянии 12 м друг от друга. Чтобы погасить кинетическую энергию самолетов, применяют 4 тормозные машины гидравлического типа. Аэрофинишеры имеют разметку для посадки авиатехники диаметром 17 м.
Самолет выводится на то место, где находится крейсер «Адмирал Кузнецов» при помощи радиосистемы ближней навигации. Для ночной посадки палуба оборудована ОСП «Луна-3» с индикаторами света. При помощи зеленых ламп посадка выполняется в расчетной точке, а желтого и оранжевого – на аэрофинишере. Красный свет сигнализирует об исправлении положения летательного аппарата.
Принятие военной присяги молодым пополнением тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»
Судно входит в состав 43-й дивизии ракетных кораблей и дислоцируется на территории судоремонтного завода № 35 в г. Мурманске. Крейсер является самостоятельной частью с боевыми и техническими средствами на борту. Войсковая часть 20506 состоит из нескольких боевых частей: штурманской, ракетной, минно-торпедной, связи, электромеханической, авиационной, радиотехнической.
В числе команды – около 2000 человек: летчики, командиры, офицеры и матросы. На крейсере имеются более 3,5 тысяч помещений для проживания экипажа, 50 душевых и 6 столовых. Помещения рассчитаны для проживания команды на время длительного плавания по океанским водам. Но на сегодняшний день проектная численность не была достигнута, и большинство кубриков и кают пустуют.
Крейсер «Адмирал флота Советского союза Кузнецов» регулярно выходит в море на боевые учения – в Баренцево, Северное или Средиземное море.
Посадка на ТАВКР «Адмирал Кузнецов»
Очевидцы рассказывают о длительной акклиматизации матросов из-за влажного и холодного воздуха. Сообщают о небольшом проценте служащих из Дагестана, но проявлений неуставных отношений и дедовщины нет.
Присяга проходит на территории завода в пгт. Росляково недалеко от Мурманска. Служащие проживают в теплых кубриках-каютах. Банный день – по выходным в заводской бане, на корабле горячей воды нет. Телефоны матросам выдают только на выходных.