9К34 Стрела-3

Характеристики

Самым существенным отличием от ” Стрела-2″ является головка самонаведения , которая представляет собой совершенно новый вид.

Новый датчик работает по принципу FM-модуляции ( con scan ), которая менее уязвима для помех и ложных сигналов, чем старая система, работающая в режиме AM-модуляции , которую легко захватили и даже самые примитивные из инфракрасных глушителей. Наиболее интересной модификацией является появление охлаждающего устройства детектора, состоящего из баллона с азотом под давлением, соединенного с пусковой установкой.

Эффект охлаждения заключается в улучшении диапазона обнаружения сенсора сульфида свинца (PbS) и его чувствительности к длинным волнам (немного выше 4  мкм по сравнению с максимальным значением 2,8  мкм, допустимым для неохлаждаемой системы). На практике это позволяет преследовать «более холодные» цели на больших расстояниях и даже позволяет при благоприятных обстоятельствах задействовать реактивные истребители в их передней полусфере. Головка самонаведения также способна обеспечивать более высокую угловую скорость сопровождения, что позволяет ракете продолжать отслеживать маневренные и быстрые цели даже при приближении.

Следующим негативным эффектом этих улучшений стал увеличенный вес ракеты, что привело к незначительному снижению кинематических характеристик по сравнению с исходной Стрелой-2 . С другой стороны, против относительно медленных и низколетящих целей общая эффективность ракеты была намного лучше.

Ракеты « Стрела-3 » экспортированы более чем в 30 стран мира. Существует морская версия под обозначением НАТО «  SA-N-8  » .

За ракетой в 1981 г. последует поступление на вооружение 9К38 «Игла» . Однако он еще долгое время будет находиться на вооружении многих регулярных армий и партизан по всему миру.

Корпус ракеты ХН-5Б

Зенитная ракета HN-5B была разработана Китаем на базе советской « Стрела-3» .

Хотя он поступил на службу в Народно-освободительную армию Китая в середине 1980-х годов, он не был официально открыт для публики до 1990 года . Согласно источникам китайских СМИ и другим внешним источникам, Китай получил копии «исходной» ракеты через Заир , когда УНИТА захватил и захватил ракеты « Стрела-3 » из запасов правительственных сил Анголы . Это напоминает способ, которым была получена первая версия HN-5 благодаря ракетам «Стрела-2», поставленным вьетнамцами во время войны во Вьетнаме , и снова именно такой способ эксплуатации позволит китайцам получить Достаточно точная копия советской ракеты Игла-1 чуть позже.

HN-5B поступит на вооружение пакистанской армии в январе 1990 года , где он сам будет скопирован для производства пакистанской ракеты « Анза» .

Принцип действия и назначение

ЗРК «Стрела-10» 9К35 способен работать в автоматизированном режиме. При этом прием и обработка целеуказаний происходит по ручному управлению операторов. Обнаружение вражеских объектов производится при помощи радиопеленгатора в автономном режиме. Атака осуществляется только по целям, находящимся в визуальном видении комплекса. ЗРК «Стрела-10» предназначен для защиты подразделений танковых и мотострелковых полков, а также пеших войск и стратегически важных пунктов от воздушной угрозы на малых высотах. Боевая деятельность может вестись во время марша и даже в момент смены дислокации.

Сравнение с другими современными портативными системами

Система 9К32М Стрела-2М (ракета: 9М32М) 9К34 Стрела-3 (ракета: 9М36)FIM-43C Красный глаз
Ввод в эксплуатацию1968 г. 1974 г.1968 г.
Масса системы в сборе, (в боевом порядке)15  кг 16  кг13,3  кг
Вес ракеты9,8  кг 10,3  кг8,3  кг
Длина1,44  м 1,47  м1,40  м
Военный заряд1,15  кг , (включая 370  г ВВ октогена ) осколочная + направленный взрыв 1,17  кг , ( в том числе 390  г из HMX взрывчатого вещества ) фрагментации + направленные взрыва ( в том числе вторичного заряда 20  г , чтобы использовать оставшееся топливо при ударе )1,06  кг M222, (включая 360  г ВВ HTA-3 ) осколочный +
подрыв
Тип головки самонаведения сульфида свинца (PbS), неохлаждаемый АМ модуляции ( спин сканирования ) (1 дальность обнаружения до 2,8  мкм ) обязательств «задний» только сульфида свинца (PbS), охлаждают в азот FM модуляции ( кон сканирования ) ( от 2 до 4,3 Дальность  мкм ) Емкость «все-аспекты» ограничены (передняя полусфера) сульфида свинца (PbS), неохлаждаемых обязательства «задний» только
Максимальный диапазон4200  м 4100  м4500  м
Скорость 430  м / с 410  м / с 580  м / с
Максимальная скорость цели при приближении / удалении 150  м / с / 260  м / с 310  м / с / 260  м / с– / 225  м / с
Высота столкновенияот 50  м до 2300  м от 30  м до 2300  мот 50  м до 2700  м

История эксплуатации

Ирак

22 ноября 2003 г. грузовой самолет Airbus A300 был сбит ракетой «Стрела-3» после взлета из международного аэропорта Багдада, но смог благополучно приземлиться, несмотря на потерю гидравлической мощности..

6 мая 2006 г. британский Westland Lynx AH.7 из Королевского флота из 847-й эскадрильи был сбит из стрелы-3 над Басрой, в результате чего погибли пять человек.

Грузия

Во время войны в Абхазии (1992–1993) российский вертолет Ми-8 был сбит грузинской армией СА-14 14 декабря 1992 г., в результате чего погибли 3 члена экипажа и 58 пассажиров, большинство из которых были российскими беженцами. ВВС Грузии Су-25 был сбит над Нижней Эшерой 4 июля 1993 г. СА-14, а несколько других самолетов с обеих сторон могли быть сбиты СА-14.

Бывшая Югославия

Британский BAE Sea Harrier из 801-й морской эскадрильи, действовавший с авианосца HMS Ark Royal, был сбит во время атаки на два сербских Т-55 танки в Боснии. Пилот, лейтенант Ник Ричардсон, катапультировался и приземлился на территории, контролируемой дружественными боснийскими мусульманами (16 апреля 1994 г.).

ДРК Конго

A ВВС Зимбабве Ил-76 был сбит конголезскими повстанцами из СА-14 11 октября 1998 года во время Второй войны в Конго, в результате чего погибло 40 военнослужащих и членов экипажа.

Афганистан

СА-14, использовавшиеся Северным Альянсом, считаются сбившими 8 Талибан МиГ-21 и Су-22 истребители во время наступления Талибана в 2000 г. против Талокана.

Турции

SA-14 (9K34 Стрела -3) ПЗРК был обнаружен во время операции «Коготь» (2019) в июне 2019 года в районе Хакурк Северный Ирак, принадлежащий PKK.

Тактико-технические характеристики

У этого ЗРК ТТХ отличаются высокой скоростью реакции и мобильностью. Время готовности снаряда к запуску может варьироваться от пяти до десяти секунд, в зависимости от того, в каких условиях эксплуатируется техника. Прием целеуказаний осуществляется за 3-5 секунд. Искажение данных по азимуту на расстоянии 6 – 25 км от объекта составляет – 1,5 градуса.

Кроме того у ЗРК «Стрела-10» достойные характеристики дальности стрельбы, а именно максимальная дистанция до цели с показателем вероятности поражения цели до 99,5 процентов равна 5 километрам. При этом высота полета варьируется в пределах от 25 до 3500 м. Скорость движения ракеты на встречных курсах составляет около 1500 км в час, вдогонку – до 1110 км в час. Распознавание воздушных целей происходит на дальности до 12 тыс. метров.

Перевод установки в боевое положение из маршевого занимает не больше 20 с. Время полной перезарядки (четыре ракеты) варьируется в пределах 2-3 минут. На свертывание активных боевых средств уходит 3 минуты.

Общий вес ЗРК «Стрела-10» составляет 12,3 тонны. При этом машина развивается скорость движения по плаву до 6 км в час, а на грунте до 61,5 км в час.

Описание

Самым значительным изменением по сравнению со Стрелой 2 стало внедрение совершенно новой инфракрасной головки самонаведения. Новый искатель работал по принципу модуляции FM (con-scan), который менее уязвим для помех и ложных ловушек, чем более ранние искатели AM (spin-scan), которые легко обманывались вспышками и даже самыми примитивными инфракрасными глушителями . В новой ГСН также реализовано охлаждение детекторного элемента в виде баллона с азотом под давлением, прикрепленного к пусковой установке.

Эффект охлаждения заключался в расширении диапазона чувствительности элемента детектора сульфида свинца искателя до более длинных волн (чуть более 4 мкм по сравнению с 2,8 мкм для неохлаждаемых элементов PbS). На практике это сделало возможным отслеживание более холодных целей на больших расстояниях и позволило при благоприятных обстоятельствах задействовать реактивные самолеты в передней полусфере. У ГСН также была лучшая скорость сопровождения, что позволяло ракете отслеживать маневрирование быстро приближающихся целей.

Негативным побочным эффектом от вышеупомянутых улучшений был увеличенный вес ракеты, что привело к небольшому снижению кинематических характеристик оригинальной Стрела-2 (SA-7). Против относительно медленных, маловысотных воздушных угроз общая эффективность была значительно улучшена.

Ракеты «Стрела-3» экспортированы более чем в 30 стран мира.

Исходной ракетой «Стрела-3» была ракета 9М36. Продолжением «Стрелы-3» стала Игла .

Морская версия этой ракеты имеет отчетное название НАТО SA-N-8 .

ЗЕНИТНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОМПЛЕКСЕ

Общее устройство ракеты 9М37

Зенитная управляемая ракета 9М37 предназначена для пора­жения самолетов с реактивными, газотурбинными и поршневыми двигателями, самолетов-снарядов и вертолетов на высотах от 25 до 3500 м при скорости полета до 417 м/с (1500 км/ч) на встреч­ных курсах и до 306 м/с (1100 км/ч) на догонных курсах и ма­неврирующих с перегрузками 3 – 5 единиц, в любое время года.

Компоновка ЗУР 9М37: 1 – головка  самонаведения;  2 – автопилот;  3 – боевая  часть с  предохранительно-исполнительным   механизмом и блоком питания; 4 – неконтактный датчик цели; 5 – двигательная установка

Поражение целей ракетой 9М37 обеспечивается при стрельбе по визуально видимым целям днем на встречных и догонных кур­сах, а ночью — только на догонных курсах.

Ракета 9М37 представляет собой одноступенчатую, малогабаритную твердотопливную ракету, выполненную по аэро­динамической схеме «утка». Рули ракеты расположены в перед­ней части, а крылья размещены в хвостовой части. Рули и крылья расположены на ракете по Х-образной схеме и лежат в одной плоскости.

Ракета 9М37 наводится на цель системой пассивного самона­ведения по методу пропорциональной навигации.

Ракета имеет двухканальную систему управления, аэродина­мическое ограничение скорости крена, контактно-неконтактное взрывательное устройство, осколочно-фугасную боевую часть и бортовой источник питания.

Собранная ракета помещается в металлический контейнер.

Конструктивно ракета выполнена в виде пяти отсеков и кон­тейнера:

  • отсек №1 — головка самонаведения;
  • отсек №2 — автопилот и контактный датчик цели взрыватель-ного устройства;
  • отсек №3 — боевая часть с размещенными в ней предохрани­тельно-исполнительным  механизмом   (ПИМ)   и  блоком  питания;
  • отсек №4 — неконтактный датчик цели;
  • отсек №5 — двигательная установка с размещенными на ней крыльями и блоком крена.

Тактико-технические   характеристики   ракеты 9М37:

  • калибр — 120 мм;
  • длина — 2190 мм;
  • масса — 39,2 кг;
  • масса контейнера с ракетой — 70 кг;
  • масса боевой части — 3 кг;
  • масса укупорки с ракетой— ПО кг;
  • дальность   (наклонная)   поражения — от 800 до 5000 м;
  • диапазон параметров — от 0 до 3000 м;
  • максимальная скорость полета — 700 м/с;
  • средняя скорость полета — 550 м/с;
  • зона ограничения стрельбы в направлении солнца — 20°;
  • дальность взведения взрывательного устройства — 250 м от БМ;
  • время боеготовности — 5 с;
  • условия эксплуатации — в любое время года днем и ночью при температуре от –50 до +50° С.

В войсках ракеты 9М37 размещаются в контейнерах и при эксплуатации из них не извлекаются.

Контейнеры с ракетами хранятся или в деревянной укупорке (на складах, базах), или на боевой машине (на пусковой уста­новке или внутри БМ).

Особенности ракеты 9М37M         

Основным отличием ракеты 9М37М от ракеты 9М37 является наличие в автопилоте блока, отвечающего за отвечающего за помехозащиту. В условиях сброса помех оператор ЗРК включает схему помехозащиты, которая автомати­чески обеспечивает отстройку ГСН от помех. Схема помехоза­щиты обеспечивает отстройку от помех как зависших на парашюте, так и свободно падающих.

Зенитная управляемая ракета 9М31М

Зенитная управляемая ракета 9М31М предназначена для по­ражения низколетящих воздушных целей на высотах от 30 до 3500 м при скоростях полета до 310 м/с на встречных курсах и до 220 м/с на догонных курсах и маневрирующих с перегрузкой до 3 единиц.

Поражение целей ракетой 9М31М при стрельбе обеспечивается днем на догонных и встречных курсах, а ночью — только на до­гонных курсах.

ЗУР 9М31М представляет собой одноступенчатую малогаба­ритную твердотопливную ракету, выполненную по аэродинами­ческой схеме «утка».

Ракета наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорциональной навигации.

Ракета содержится в герметизированном контейнере 9Я23. При хранении контейнер помещается в деревянную парковую уку­порку.

Ракета состоит из пяти отсеков:

  • отсек № 1—головка самонаведения (ГСН);
  • отсек № 2 — автопилот, в котором конструктивно размещены блок питания и контактный датчик цели взрывательного устрой­ства;
  • отсек № 3 — боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом;
  • отсек № 4 — неконтактный датчик цели;
  • отсек № 5 — двигательная1 установка, на  которой размещены крылья с роллеронами.

Тактико-технические   характеристики   ракеты 9М31М:

  • калибр — 120 мм;
  • длина— 1803 мм;
  • размах крыльев — 360 мм;
  • масса —30,5 кг;
  • масса ракеты с контейнером — 55 кг;
  • масса ракеты с контейнером в укупорке — 95 кг;
  • масса боевой части — 2,75 кг;
  • масса ВВ — 1 кг;
  • дальность поражения целей — до 4200 м;
  • средняя скорость полета — 500 м/с;
  • максимальная скорость полета — 536 м/с.

(По учебнику МО РФ «Зенитный ракетный комплекс ближнего действия «Стрела-10» под ред. И.И. Богдан)

История создания

Появление мощных и дальнобойных зенитно-ракетных комплексов заставило пилотов боевой авиации спуститься с заоблачных высот и искать защиты в непосредственной близости к земле. Однако уже в начале 60-х годов сухопутные войска стали получать на вооружение переносные ЗРК, которые очень скоро стали одним из главных врагов летчиков. Мобильные, простые, практически незаметные с воздуха переносные зенитно-ракетные комплексы оказались весьма эффективным оружием. Боец, вооруженный ПЗРК, вполне мог одной ракетой уничтожить крупный и дорогостоящий истребитель или штурмовик. Впервые ПЗРК были массово применены в арабо-израильской войне 1969 года. Это были советские комплексы «Стрела-2». Эффективность их использования поразила специалистов.

Примерно в это же время на вооружение были приняты американские переносные комплексы «Ред Ай». А в начале 80-х на американская армия получила знаменитый ПЗРК FIM-92 Stinger, который попортил немало крови нашим пилотам в Афганистане. На момент своего создания это был прекрасный ПЗРК, во многом превосходящий иностранные аналоги, включая и советские комплексы. Но если говорить о сегодняшнем дне, то следует признать, что «Стингер» уже морально устарел. По своим основным характеристикам он уступает не только новейшей «Вербе», но и многим поздним модификациям «Иглы».

Следует отметить, что в СССР этому виду оружия всегда уделяли особое внимание, отечественным конструкторам на поприще разработки ПЗРК удалось добиться значительных успехов. «Стрелу-2» заменила более совершенная «Стрела-3», а в начале 80-х годов на вооружение советской армии был принят комплекс «Игла», который до сих пор используется российской армией. Считается, что советскими, а затем и российскими ПЗРК за всю их историю было сбито около 700 различных летательных аппаратов

Основным центром разработки отечественных ПЗРК является коломенское «КБ Машиностроения», которое по праву считается мировым лидером в создании этого оружия

Считается, что советскими, а затем и российскими ПЗРК за всю их историю было сбито около 700 различных летательных аппаратов. Основным центром разработки отечественных ПЗРК является коломенское «КБ Машиностроения», которое по праву считается мировым лидером в создании этого оружия.

ПЗРК «Верба», по сути, стала дальнейшим развитием комплекса «Игла-С», который был принят на вооружение в начале нулевых годов. Первая информация о «Вербе» появилась примерно в 2008 году, но по понятным причинам она была весьма туманна и обрывчата. Правда, при этом утверждалось, что новый ПЗРК будет готов уже к 2009 году. Однако этого не произошло, сроки сдачи комплекса постоянно переносились. Только в 2011 году начались войсковые испытания, которые продолжались несколько лет. На вооружение ПЗРК «Верба» был принят в 2014 году. Первыми его стали получать подразделения Воздушно-десантных войск.

Стрелять из «Вербы» можно не только с плеча, но и устанавливать этот комплекс на боевые корабли, вертолеты или различные наземные платформы. Российские военные считают, что новый комплекс позволит им не только более эффективно противостоять уже привычным угрозам – самолетам и вертолетам противника – но и успешно бороться с крылатыми ракетами и беспилотными аппаратами неприятеля. В прошлом году в ряде отечественных СМИ появилась информация об уничтожении с помощью ПЗРК «Верба» беспилотного летательного аппарата неподалеку от сирийской столицы. С его помощью повстанцы корректировали артиллерийский огонь. Правда, данные об этом инциденте официально подтверждены не были.

Операторы

Карта с операторами 9K34 синим цветом с бывшими операторами красным

Текущие операторы

  • Афганистан

    Джамиат-э Ислами

  • Алжир[нужна цитата ]
  • Ангола

    УНИТА

  • Армения[нужна цитата ]
  • Азербайджан
  • Босния и Герцеговина
  • Болгария[нужна цитата ]
  • Камбоджа[нужна цитата ]
  • Хорватия
  • Куба
  • Кипр[нужна цитата ]
  • Египет[нужна цитата ]
  • Эфиопия[нужна цитата ]
  • Гана[нужна цитата ]
  • Грузия – использовался во время гражданской войны в Грузии.
  • Хезболла
  • Индонезия[нужна цитата ]
  • Иран
  • Иордания
  • Казахстан
  • Рабочая партия Курдистана
  • Лаос[нужна цитата ]
  • Ливан[нужна цитата ]
  • Ливия[нужна цитата ]
  • Марокко[нужна цитата ]
  • Мьянма – устанавливается на подводную лодку класса “Кило”, INS Sindhuvir (S58) который был передан из Индия военно-морской.
  • Никарагуа
  • Северная Корея
  • Пакистан[нужна цитата ]
  • Перу
  • Россия
  • Сьерра-Леоне

    Объединенный революционный фронт

  • Сербия – 600
  • Судан[нужна цитата ]
  • Сирия
  • Туркменистан
  • Украина[нужна цитата ]
  • Вьетнам[нужна цитата ]

Бывшие операторы

  • Чехословакия – ни разу не проходил военную службу
  • Восточная Германия – ни разу не поступал на военную службу
  • Венгрия – ни разу не поступал на военную службу
  • Ирак – некоторые из них были разграблены после войны в Ираке в 2003 году, использовались в послевоенных действиях повстанцев и последующих региональных войнах и попали на черный рынок.
  • Тигры освобождения Тамил Илама
  • Польша – 100 купленных в 80-х годах, но так и не поступивших на военную службу.
  • Советский союз
  • Югославия

«Стрела-3»: история и назначение

Новая модель советского ПЗРК «Стрела» вышла в массы в середине 70-х годов. Установка известна по своей кодификации 9К34 и классификации США — SA-14 Gremlin. Основой модификацией стала новая ракета серии 9М36, которая была оснащена специальной инфракрасной головкой захвата и фазомодулированным сканированием по спиральной амплитуде. Это обеспечивало устойчивость к естественным и радиопомехам. ПЗРК «Стрела-3» отличался скоростью полета и быстротой маневренности ракеты. Также в ходе модернизации в ГСН была внедрена система помехоустойчивого охлаждения. То есть теперь захват цели мог осуществляться даже в ливневую погоду. Сей факт развил производство модели до многочисленных экспортных заказов.


Разработка 9К34 стартовала еще в начале 70-х, однако долгое время установка не проходила всех испытаний. В мае 1973 года ПЗРК, наконец, показал свои лучшие стороны, и через несколько месяцев его приняли на вооружение. В конце 70-х комплекс поступил на экспорт. ПЗРК неоднократно большими партиями поставлялся в такие страны, как Ангола, Вьетнам, Сальвадор, Иордания, Индия, КНДР, Ирак, Куба, Никарагуа, Сирия, Перу, Ливия, ОАЭ, ЮАР. В Европе установка находилась на балансе Венгрии, ГДР, Финляндии, Югославии, Чехословакии. Единственной страной, кроме СССР, которая имела лицензию на производство оружия, была Польша.

Важнейший элемент комплекса

Установка комплектуется твердотопливными ракетами зенитного типа (ЗУР) 9М37. В их производстве используется схема «утка». Задняя часть ракеты оснащена элеронами, за счет чего уменьшается угловая скорость вращения. Желая повысить эффективность ЗУР, разработчики оснастили ее боевую часть поражающими стержневыми элементами. Для ракеты предусмотрены взрыватели двух видов: контактные и бесконтактные. Ракета оснащена головкой самонаведения (ГСН), использующей два канала: основной (наведение на цель осуществляется в фотоконтрастном режиме) и дополнительный (в инфракрасном).

Внедрением двухканального режима был максимально оптимизирован процесс управления ракетой. ЗУР достигает цели, используя режим фото-контраста. Если же этот метод оказывается нерезультативным, то осуществляется перепрограммирование головки к работе на дополнительной инфракрасной навигации. За счет двухканальных режимов ракета одинаково оперативно реагирует, как на приближающиеся, так и на удаляющиеся цели. Чипы ЗУР охлаждаются в жидком азоте.

Местом для его хранения стали специальные контейнеры, которые вмонтированы в корпус ракеты. Азот защищает запал от раннего самовозгорания. Ручная навигация осуществляется оператором в том случае, если один из режимов наводки вышел из строя. В отличие от своего аналога, «Стрела-10» за счет дополнительного канала обладает повышенными возможностями при стрельбе вдогонку и по объектам, движущимся навстречу. В случае, если ЗУР не удается достичь цели, происходит ее самоуничтожение.

Для комплекса разработана специальная система 9С86, которая просчитывает необходимые углы упреждения и осуществляет оценку зоны пуска. Система оборудована когерентно-импульсным радиодальномером, который функционирует в миллиметровом диапазоне. Это приспособление измеряет дальность до намеченной цели. Кроме того, дальномер определяет, с какой радиальной скоростью она движется. Благодаря данной системе уничтожение воздушных объектов ЗРК происходит намного эффективнее. В отличие от своего аналога, ЗРК «Стрела-10» годится для скоростных обстрелов объектов и менее восприимчива к природным и искусственным оптическим помехам.

ЗРК «Стрела-10» в армии ДНР

В связи с наличием вооруженного конфликта на востоке Украины многих интересует вопрос, благодаря какому вооружению ополченцам удается противостоять ВСУ? Использует ли в ДНР армия Новороссии ЗРК «Стрела-10»? Действительно, данный комплекс задействован в гражданском конфликте на Украине. Применяется данное орудие обеими враждующими сторонами. На вооружении армии ДНР ЗРК «Стрела-10» состоит с 2014 года.

Судя по заявлениям со стороны ВСУ, несколько таких комплексов было захвачено у украинских военных. В ДНР ЗРК «Стрела-10» армии «Новороссии» в 2015 году был замечен в нескольких километрах от точки, с которой был произведен выстрел из «Бука» по малазийскому авиалайнеру. Тем не менее, несмотря на несколько версий этой трагедии, эксперты утверждают, что характеристик ЗРК будет недостаточно для уничтожения пассажирского судна или высотного военно-транспортного самолета. Армией ПВО ДНР ЗРК «Стрела-10» с 2015 года применяется для учений. Экипажи комплексов сдают нормативы по отражению засад, прохождению химически зараженных участков, отражению условных атак с воздуха. В качестве средств противовоздушной обороны ополченцы располагают различной боевой техникой, в том числе и ЗРК «Стрела-10». С 2016 ПВО армии ДНР обладает 70 данными комплексами.

НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЛЕКСА

Зенитный ракетный комплекс «Стрела-10» (индекс 9К35) предназначен для прикрытия боевых порядков подразделений мо­тострелкового (танкового) полка в подвижных формах боя и на марше от низколетящих целей воздушного противника.

В состав комплекса «Стрела-10» входят: боевые средства, средства технического обслуживания и учебно-тренировочные средства.

К боевым средствам комплекса относятся: боевые машины 9А34 и 9А35 (9А34М и 9А35М или 9А34М2 и 9А35М2); ракеты 9М37 (9М37М, 9М31М).

К средствам технического обслуживания комплекса относятся: контрольно-проверочная машина 9В839 (КПМ); машина техниче­ского обслуживания 9В915 (МТО); система внешнего электропи­тания 9И111.

Обучение и тренировка экипажей производятся на тренажере 9Ф624.

На вооружении зенитного ракетного взвода состоят три бое­вые машины 9А34 (9А34М, 9А34М2) и одна боевая машина 9А35 (9А35М, 9А35М2).

Каждая боевая машина имеет четыре направляющих для установки ракет в контейнерах и боеукладку еще для четырех ракет в кормовой части. Таким образом, возимый боекомплект — 8 ракет 9М37 (9М37М). Дополнительно на боевой машине установлен пулемет ПКМБ с боекомплектом к нему 1000 патронов.

Боевые машины 9А34М (9А35М) отличаются от боевых ма­шин 9А34 (9А35) наличием схем защиты аппаратуры оценки зоны от несинхронных импульсных помех и головки самонаведения ра­кеты 9М37М от организованных оптических помех.

На боевых машинах 9А34М2 (9А35М2) дополнительно уста­новлены: аппаратура приема целеуказания (9В179); аппаратура реализации целеуказания (9В180); радиостанция Р-123М, чтj позволяет автоматизировать прием и реализацию целеуказания от пункта управления ПУ-12М.

Кроме того, на боевых машинах модификации М2 установлен дополнительный комплект плавсредств и ограждений.

Основные тактико-технические характеристи­ки комплекса:

  • максимальная дальность поражения целей — 5000 м;
  • высота поражаемых целей — от 25 до 3500 м;
  • скорость поражаемых целей: на встречных курсах—до 417 м/с (1500 км/ч); на догонных курсах—до 306 м/с (1100 км/ч);
  • опознавание воздушных целей — на дальности до  12 км;
  • прием информации целеуказания от пунктов управления ПУ-12М — с искажением ее не более 1,5 град по азимуту при дальности до цели от 6000 до 25000 м;
  • готовность к приему целеуказания с момента включения — не более 5 с;
  • время готовности ракеты к пуску: при температуре не ниже   минус 40° С — 5 с;    в   диапазо­не температур от -40 до -50° С – 10 с;
  • время перевода пусковой установки из походного положения в боевое — не более 20 с;
  • время перезаряжания пусковой установки четырьмя ракета­ми — 3 мин;
  • время свертывания боевых средств комплекса с готовностью к. маршу — 2-3 мин;
  • масса полностью укомплектованной БМ9А35М2 с экипажем, с установкой 6П10М и боекомплектом к ней, с плавсредствами — (12300±240) кг;
  • максимальная скорость передвижения БМ — 61,5 км/ч;
  • запас хода по топливу — 500 км;
  • скорость движения на плаву — 5-6 км/ч.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий