Обновление ядерной триады
Ещё в 2013 году глава Минобороны Сергей Шойгу охарактеризовал атомные подлодки четвёртого поколения проекта «Борей» как будущую основу морского компонента российских стратегических сил.
«Ракетные подводные крейсеры данного класса станут основой морских стратегических ядерных сил России на ближайшие десятилетия», — сказал Шойгу после подписания акта передачи ВМФ второго корабля проекта 955 «Александр Невский».
Разработка подлодок четвёртого поколения проекта 955 «Борей» началась в СССР в 1978 году. Новые АПЛ должны были заменить морально устаревшие к тому времени подлодки проектов 941 «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин».
- Советская подлодка проекта 941 «Акула» (В классификации НАТО -Typhoon)
- Wikimedia Commons
Первоначально планировалось вооружить «Бореи» специально разработанными для них твёрдотопливными баллистическими ракетами «Барк», которые, однако, так и не дошли до стадии серийного производства. В итоге было принято решение заменить их на находящиеся в разработке межконтинентальные баллистические ракеты Р-30 «Булава».
Необходимость замены всего ракетного комплекса, поиска новых комплектующих вкупе с тяжёлой экономической ситуацией в России в 1990-х годах привела к фактической заморозке проекта. Однако, несмотря на объективные трудности, строительство первой АЛП этой серии «Юрий Долгорукий» возобновилось в 2000-м. Она была спущена на воду в 2008 году и после испытаний вошла в состав ВМФ России в начале 2013-го.
К конце того же года флот получил подлодку проекта 955 «Александр Невский», а в 2014 году — АПЛ «Владимир Мономах».
Параллельно с постройкой подводных крейсеров серии «Борей» в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» шли работы по модернизации этого проекта. Он получил название 955А «Борей-А», а у проектируемых и строящихся в его рамках подлодок изменились как внешний облик, так и характеристики.
Информация об отличиях проекта «Борей-А» от базовой версии в открытом доступе практически отсутствует. Ранее ряд специализированных СМИ предположили, что улучшения, скорее всего, затронули акустическую и магнитную «заметность» кораблей. Помимо этого эксперты допускали, что модернизации подверглись средства управления, связи и гидроакустики, а также среда проживания экипажа.
Головным судном проекта 955А «Борей-А» стал подводный крейсер «Князь Владимир», который вошёл в состав ВМФ в июне 2020 года. Сейчас на «Севмаше» идёт строительство АПЛ «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». В августе 2021-го прошла торжественная церемония закладки подводных крейсеров «Дмитрий Донской» и «Князь Потёмкин».
Подлодки проектов 955 «Борей» и 955А «Борей-А» несут 16 баллистических ракет «Булава», достоинство которых заключается в так называемом сухом старте — перед пуском шахта, откуда вылетает ракета, не заполняется водой, что позволяет уменьшить вероятность обнаружения подлодки гидроакустикой противника.
Ещё одно немаловажное преимущество Р-30 — возможность пуска из-под толщи арктического льда. Для сравнения, крейсера проекта 667, оснащённые жидкостными ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер», могут проводить стрельбы только после того, как проломят лёд
- Атомный ракетный подводный крейсер «Князь Владимир» проекта 955А «Борей-А»
- РИА Новости
- Алексей Никольский
Дальность «Булавы» составляет 10 тыс. км, длина — 12,1 м, полезная нагрузка — 1,1 т, вероятное круговое отклонение — от 120 до 350 м. Каждая ракета оснащается шестью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн.
Эксперты отмечают, что одним из основных достоинств этих атомоходов является их малая заметность, которая обеспечивается за счёт сниженного уровня шума, что, в свою очередь, достигается благодаря использованию звукопоглощающих материалов.
Особенности ракет малой и средней дальности
До начала 70-х годов XX века политика ядерного сдерживания, если не оправдывала действия верховных главнокомандующих сверхдержав, то хотя бы была проста как дважды два. Межконтинентальные ракеты могли поразить любой участок суши противоборствующего государства, но из-за продолжительного подлетного времени и легкости детектирования ракет ПРО системами существовала опасность, что противник мог приступить к контрмерам и запустить в ответ серию ядерных боеголовок. Таким образом, каждый участник войны понимал, что удар по вражескому государству был равноценен уничтожению собственной отчизны.
Все изменилось в середине 1970-х годов с развитием оружия нового поколения – ракет с инфракрасным и лазерным наведением, способных совершать удары по целям с точностью до 30 метров. Эксперты заговорили о новом типе войны, когда нет необходимости наносить массивные атаки по противникам, достаточно лишь «обезглавить» страну, нанеся точечный удар по офису главнокомандующего и стратегически важным целям, таким как системы ПРО на границах государств. Именно «обезглавливающий удар» стал основой нового концепта военной политики США, что, разумеется, отразилось на последующих решениях СССР.
Возвращаясь к ракетам малой (до 500 км) и средней дальности (до 5000 км) стоит заметить, что в отличие от континентальных они имеют на порядок меньший промежуток подлетного времени и в связке с точечным наведением позволяют нанести удар еще до момента их обнаружения вражеским государством. Баллистические и крылатые ракеты оказались идеальным оружием, поэтому нет ничего удивительного, что власти США и СССР начали синхронно наращивать количество установок ракет средней и малой дальности.
Первыми отметились США в 1974, установившие в странах Западной Европы модифицированный комплекс ракет средней дальности. Маневр не остался незамеченным и уже в 1977 году после вступления Д.Ф. Устинова на пост министра обороны СССР, советское государство на границах с западной Европой разместило более 300 ракетных комплексов средней дальности РСД-10, прозванных «Пионерами». Тотальное доминирование СССР в пределах Европы вызвало значительное опасение со стороны США, что вылилось в установку 572 ракет «Першинг-2», способных в течение 6-8 минут уничтожить все советские установки.
Эскалация конфликта не была на руку как США с Россией, так и странам Европы, поэтому уже в 1980-х начались первые переговоры по двухстороннему разоружению. Как сказать, двустороннему, действующий президент США Рональд Рейган предложил «нулевой вариант», обязующий СССР отвести все РСД-10, но не учитывающий ракетные комплексы США на территории Франции и Великобритании. Оттепель началась только с приходом Горбачева, который вероятно почувствовав будущий крах Советского Союза, пошел на ряд компромиссов, что привело в 1987 году к подписанию договора о полном уничтожении РСМД на территории США, Европы и СССР.
Взаимные обвинения и настоящие причины выхода из ДРСМД
Первым человеком, заговорившим во всеуслышание о необходимости России расторгнуть договор о ракетах средней и малой дальности был Владимир Путин в июне 2000-го год в ответ на желание Джорджа Буша младшего выйти из договора об ограничении систем ПРО. Следующим очагом напряжения между странами стало развертывание со стороны России в 2007 году ракетных комплексов класса «Искандер», но по словам министерства обороны РФ, они не нарушали договоренностей, так как оснащаются ракетами с дальностью ниже 500 километров.
Подобная история повторилась в 2017 году, когда издание New York Times сообщило об установке на территории России комплексов «Искандер-К», вооруженных крылатой ракетой средней дальности. Российские власти вновь сослались на тот факт, что диапазон удара ракет не превышает 500 километров, но комплексы «Искандер-К» при необходимости могут быть оснащены ракетами с увеличенной дальностью, что полностью противоречит постановлениям ДРСМД. Как следует из договоренностей, США и Россия не имеют права производить ракеты с дальностью поражения свыше 500 километров даже при том условии, что они никогда не испытывались на тестовых полигонах.
https://youtube.com/watch?v=dakjc_Gp8bg
От правительства США ответных мер долго ждать не пришлось и уже в 2016 году на территории Румынии развернулся ряд ракетных комплексов Mark-41. Кроме прямого позиционирования в качестве противоракетных комплексов, они могут оснащаться крылатыми ракетами средней дальности «Томогавк». Здесь мы видим прямое нарушение условий ДРСМД и благоприятную почву для растущей обеспокоенности со стороны Министерства обороны России. Как и в случае с «Искандер-К», заранее практически невозможно определить, какой тип ракет установлен на Mark-41.
Так какие реальные причины полноценного выхода США из договора о ракетах малой и средней дальности? Исходя из слов политолога Университета штата Теннесси Андрея Коробкова, действия западных стран обусловлены не защитой или возможной агрессией к России, а прежде всего в качестве сдерживающей силы, направленной на ракетные комплексы Китая. Принятый в 1987 году договор учитывал только лидирующие стороны в холодной войны ХХ века – Россия и США. Тот же Китай, который ведет обособленную политику и не ограниченный рамками договора, успешно наращивает военный потенциал и по оценкам экспертов имеет на вооружении более 1000 ракет. Поэтому нет ничего удивительного, если Трамп, особенно учитывая его резко негативные высказывания в сторону КНР, вышел из ДРСМД, преследуя цели догнать в гонке вооружений Китай.
Похожие мотивы звучали и из уст российский политиков. Хоть на официальном уровне Россия не заявляет о возможной угрозе со стороны Китая, но в 2014 году Владимир Путин выразил опасения, что политику сдерживания преследуют только США и РФ. В первой половине 2000-х действующий министр обороны России Сергей Иванов высказался в похожем ключе и назвал ДРСМД «реликтом холодной войны», ссылаясь на наличие ракет малой и средней дальности у стран, не входящих в договор. Слова политика не лишены здравого смысла, ведь Индия, Пакистан, Иран и Израиль имеют на вооружении ракеты средней дальности, способные поразить любые цели на территории России.
Основные характеристики лодки «Онега»
Длина габаритная, м | 2,71 |
Ширина габаритная, м | 1,38 |
Высота борта на миделе, м | 0,40 |
Грузоподъемность, кг | 225 |
Пассажировместимость, чел. | 3 |
Допустимая мощность подвесного мотора, л. с. | 5 |
Рекомендуемая мощность подвесного мотора, л. с. | 2 |
Вес с оборудованием и снабжением, кг | 60 |
Вес без оборудования и снабжения (весла, банки, черпак), кг | 50 |
Довольно сложные «трехкилевые» обводы «Онеги» рекомендованы специалистами ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова, а архитектурно-художественная проработка лодки в целом выполнена ЦНИИ «Лот». Конструкторы старались совместить относительно большую грузоподъемность и пассажировместимость с малыми размерениями и весом лодки, обеспечить современный ее внешний вид и удобство в эксплуатации.
Корпус, лодки выполнен из наружной и внутренней оболочек, склеенных между собой по фланцам. Толщина оболочек одинакова — 2,2 мм. Использование гофров и различных уступов позволило обеспечить при столь малой толщине достаточную жесткость и прочность обеих оболочек. Пенопластовые блоки, заключенные в пространстве между оболочками, не только обеспечивают необходимый запас плавучести, но и придают дополнительную жесткость. Корпус лодки успешно выдержал 120-часовые ресурсные испытания. При проверке непотопляемости «Онеги» установлено, что полностью затопленная лодка остается на плаву, удерживая при этом трех человек, находящихся в воде и держащихся за ее борта.
При подготовке и освоении производства лодок пришлось столкнуться с некоторыми технологическими трудностями, основной из которых оказалась сложность извлечения готовых секций оболочек и матриц, поскольку оболочки имеют малую толщину и довольно сложную форму. Обычно в таких случаях матрицу делают разъемной, но это намного ухудшает товарный вид изделия в целом.
Было рекомендовано освоить пневмосъем изделий, технология которого также была отработана в ЦКБ «Нептун». Суть способа заключается в том, что в пространство между выклеенной оболочкой и матрицей через специальные штуцеры подается воздух под давлением 2—4 атм. Сжатый воздух выталкивает готовое изделие из матрицы. Такой способ одновременно существенно увеличивает долговечность самой матрицы, сохраняя при этом хорошее качество поверхности; полностью исключается применение ручного труда при работе клиньями, обычно используемыми для снятия изделий в производстве стеклопластиковых прогулочных судов.
При проектировании малых лодок конструкторы обычно сталкиваются со сложностью обеспечения оптимального ходового дифферента при различных вариантах загрузки. На «Онеге» предусмотрены две пары подуключин и возможность установки поперечной банки в любое из трех фиксированных положений. Это позволяет выбрать удобное положение гребца с учетом нагрузки и дифферента. При движении под мотором с самой малой нагрузкой (один водитель) банка переставляется в крайнее кормовое положение; ходовой дифферент при этом не превышает 5°.
Скорость лодки на испытаниях с полной нагрузкой под 5-сильным мотором «Прибой» составила 8,8 км/ч. При этом она показала высокие маневренные качества и хорошую устойчивость на курсе; ходовой дифферент не превышал 2°.
С одним человеком (весом около 70 кг) и под тем же мотором, но с винтом, обрезанным по диаметру на 7,0—8,0 мм, лодка выходит на глиссирование; скорость ее составляет около 25 км/ч.
С точки зрения экономичности эксплуатации на «Онегу» рекомендуется ставить подвесной мотор мощностью 2 л. с. («Салют» — «Спутник»).
В 1977 г. на XI Всесоюзных соревнованиях по водно-моторному спорту на приз сборника лодка «Онега» была признана победителем в конкурсе качества малых прогулочных судов и удостоена диплома I степени. В 1978 г. она была награждена серебряной медалью ВДНХ СССР.
Розничная цена новой лодки — 330 рублей.
Парусная регата
Первые парусные гонки на Онежском озере прошли летом 1972 года. Новая стомильная регата получила название «Соревнования на кубок Онежского озера». Организатором гонок парусных яхт стал советский яхтсмен Николай Владимирович Григорьев. Это был известный ученый, решивший организовать регату для столичных коллег. В самой первой гонке принимали участие восемь крейсерских яхт четвертьтонного класса. История сохранила названия четырех яхт, вышедших на старт в акваторию Петрозаводска, это парусные яхты «Пинта», «Нева», «Персей» и «Наука».
В 1976 году регата получила статус всесоюзных соревнований и наименование «Кубок Онежского озера», а 1980-е годы получила статус всесоюзных соревнований на призы газеты «Советская Россия».
С 1994 года регата имеет статус открытого чемпионата России по парусному спорту в классе крейсерских яхт. Общая протяжённость всех гонок парусной регаты составляла около 500 миль.
Уникальная акватория, просто созданная для гонок профессиональных спортсменов, красивая природа и хороший климат – вот основные векторы успеха Онежской регаты. Приятно видеть, как десятки величественных яхт ежегодно оправляются в путешествие по водам озера, а многочисленные зрители собираются на берегу в ожидании праздника.
За всю историю Онежской регаты было проведено 48 соревнований, а самый массовый старт прошел в 1987 году. Тогда участие приняли 164 экипажа. В соревнованиях ежегодно пронимают участие экипажи из Петрозаводска, Кондопоги, Чупы, Москвы, Санкт-Петербурга, а также других регионов.
«Онего» является самой непредсказуемой, а от этого и самой сложной регатой в связи со сложными условиями: сильный ветер может смениться в одно мгновение штилем или, наоборот, штормом. Часто случаются неприятные истории в связи с условиями этой «гонки на выживание». Так, во время фестиваля «Онежский бриз» в Карелию с Балтийского моря пришел циклон. Сильный и порывистый северный ветер достигал 5-10 метров в секунду. Пострадали шесть яхт, у одной упала мачта. И таких случаев множество.
Онежская регата – старейшая регата России, на которой не раз проводились чемпионаты страны. Развитию туризма в республику Карелия способствует, несомненно, традиционная ежегодная регата, поэтому власти региона, а в частности, Петрозаводска, поддерживают соревнования финансово и организационно.
Интересный факт: в Петрозаводске было культовое кафе «Кивач». Оно было основано яхтсменом-бизнесменом Владимиром Лукиным в 2000 годах. В кафе мог прийти любой яхтсмен и быть уверенным в том, что его накормят без очереди в любое время суток. К сожалению, в 2017 году кафе было закрыто, а на прощальной вечеринке собралось много единомышленников.
Кстати, в этом году 49-я Онежская регата пройдет 18-25 июля 2020 года в статусе Чемпионата России в крейсерских классах яхт «Четвертьтонник» и «OPEN 800». В ней примут участие около 70-и экипажей, среди которых 30 яхт класса «четвертьтонник» и 10 – «OPEN-800».
А для тех, кто хочет просто насладиться отдыхом и полюбоваться красотами Карелии во второй части статьи будут опубликованы самые интересные маршруты по Онеге. Не пропустите!
Системы ПРО как ударное оружие — универсальные пусковые установки
Итак, сами ракеты класса “земля-воздух”, как мы выяснили, плохо подходят для поражения наземных целей. Но как на счет пусковых установок? Можно заметить, что на западе любят универсальное оружие. Не так давно мы рассказывали об американских РСЗО HIMARS. Эти же комплексы способны стрелять тактическими баллистическими ракетами ATACAMS, дальность которых достигает 300 км.
Подобная ситуация наблюдается и с некоторыми западными пусковыми установками систем ПРО. Они способны стрелять не только ракетами класса “земля-воздух”, но и ударными крылатыми ракетами. К примеру, крылатые ракеты наземного базирования способны запускать установки МК-41. Это одна из причин, по которым развертывание глобальной системы ПРО США беспокоит Москву и Пекин.