История[править]
Советские танковые части и механизированные корпуса несли ощутимые потери от немецкой штурмовой авиации-особенно это проявилось в ходе Курской битвы, когда немецкая авиации буквально терроризировала нашу бронетехнику. Поэтому 22 ноября 1943 г. ГАУ РККА по согласованию с ГБТУ РККА выдало заказ заводу №38 по разработке зенитной самоходной установки, вооруженной 37-мм зенитным автоматом на шасси, однотипном с шасси СУ-76. Необходимо признать, что эскизный проект, а также необходимые расчеты, выполненные под руководством М.Н. Щукина, к этому времени были уже завершены и в них требовалось лишь внести некоторые доработки, которые начались в декабре 1943 г.
В феврале 1944 г. изготовленный опытный образец зенитной САУ СУ-17 прошел заводские испытания, которые выявили ряд незначительных дефектов. Машина была рекомендована для принятия на вооружение с учетом внесения в ее конструкцию необходимых доработок. Однако мощности завода не позволяли обеспечить параллельный с СУ-76 выпуск указанных САУ, а его техническое перевооружение в ближайший год не планировалось. К тому же М.Н. Щукин занял место главного конструктора восстанавливаемого Харьковского завода №75 (бывший Харьковский завод №183), куда он перебрался осенью. Поэтому вся конструкторско-технологическая документация по машине была передана на завод №40 в Мытищи, который также выпускал СУ-76 и конструкторское бюро которого выступило с инициативой по проведению упрощения конструкции самоходной зенитной пушки с целью увеличения удельного выпуска и снижения закупочной цены.
В апреле 1944 г. в Мытищах был изготовлен новый опытный образец самоходной установки, отличавшийся от исходного сниженной массой, измененной конструкцией орудийной башни, а также карбюраторным двигателем ЗИС-80МФ (ЗИС-МФ) мощностью 99 л.с. Несмотря на то, что масса САУ снизилась почти на 1,2 тонны, мощности двигателя с имеющейся КПП оказалось недостаточно для проявления необходимой подвижности и проходимости. Поэтому испытания, проведенные в июле месяце, были признаны неудавшимися и КБ вернулось к силовой установке СУ-76 – сдвоенному моторному агрегату типа ГАЗ-20Э, который к началу 1945 г. был форсирован до 160 л.с. Прочие отличия, введенные в конструкции второго опытного образца, были в целом сохранены в третьем, так как в основном отвечали поставленной цели.
После инспекции группы зенитного вооружения танков третий образец в октябре поступил на испытания сначала в НИБТ полигон, затем на Научно-испытательный зенитный полигон и по их завершении, в ноябре 1944 г. был рекомендован для принятия на вооружение с минимальным перечнем требуемых доработок. В феврале 1945 г. завод начал готовиться к серийному производству САУ, однако до окончания войны было изготовлено лишь несколько машин, получивших индекс ЗСУ-37, по временной технологии. Считается, что до конца 1945 г. в строй вступил самоходный зенитный дивизион ЗСУ-37 в количестве или 12, или 16 машин. Однако эксплуатация машины в РККА выявила достаточно большое число недостатков её конструкции, в результате чего в 1946 году её выпуск был прекращён. Всего завод № 40 построил 75 ЗСУ-37.
Необитаемый «Байкал»
Изюминка комплекса — боевой модуль АУ220М (или «Байкал»), оснащенный 57-мм пушкой 2А91. Тут, кстати, уместно историческое отступление. Впервые артиллерийское орудие калибра 57-мм появилось в нашей стране в 1940 году — это была противотанковая пушка ЗИС-2. Она в тот период была самой мощной в мире среди артиллерийских средств, предназначенных для борьбы с танками. Поскольку подходящих целей на тот период не имелось, ЗИС-2 в 1941-м сняли с серийного производства, отметив в обосновании: в связи с избыточной бронепробиваемостью.
Правда, спустя два года, когда у вермахта появились «Тигры» и «Пантеры», производство возобновили. Кстати, и сегодня ЗИС-2 находится на вооружении армий ряда африканских стран.
Поэтому отчасти обращение к калибру 57-мм можно считать не случайным: у конструкторов есть определенный опыт, в том числе боевого использования. Такое вооружение — это значительный плюс по сравнению с ЗСУ-23-4 «Шилка», которую постепенно и заменит «Деривация-ПВО». Ведь у той калибр счетверенной пушки всего 23-мм.
Пресс-служба ЦНИИ Буревестник
Явное превосходство и по таким важнейшим характеристикам, как дальность и высота поражения целей. Если у «Шилки» это соответственно 2500 и 1500 м, то у нового зенитного артиллерийского комплекса 14 500 м и 4500 м (по некоторым данным до 7500 м). Что называется, почувствуйте разницу!
При этом вполне достойная скорострельность — 120 выстрелов в минуту, а начальная скорость 57-мм снаряда — 1000 м/с. Причем, это не только многофункциональный снаряд, что уже само по себе хорошо, а с дистанционным подрывом у цели.
На практике это будет выглядеть так: совсем необязательно прямое попадание в воздушную цель — достаточно разрыва рядом, чтобы осколками нейтрализовать ее. В связи с активным применением беспилотников это особенно актуально.
Экипаж из трех человек (командир, механик-водитель и оператор-наводчик) в боевом модуле не располагается — управление производится дистанционно. Иными словами, возросла выживаемость зенитчиков на поле боя.
Обнаружение и сопровождение целей осуществляется прицельно-разведывательным комплексом пассивного типа, который дает возможность кругового обзора. Достаточно сказать, что оптико-электронная станция позволяет на расстоянии до 10 км обнаружить цель размером 2,3 на 2,3 м. То есть танк или вертолет — основные угрозы для 2С38 «Деривация-ПВО» на поле боя — будут вовремя обнаружены.
В целом вооружение комплекса позволяет при необходимости обеспечивать не только прикрытие частей и подразделений с воздуха, но и их огневую поддержку. Во всяком случае, броня любого бронетранспортера или БМП 57-миллиметровке вполне по зубам.
Описание
ЗСУ-37 создавалась на базе шасси ЗСУ-37. СУ-76М, на котором была установлена открытая башня, вооруженная одним 37-мм 61-К обр. 1939 г. зенитная автопушка. Машина оснащена автоматическим дальномером с двумя коллиматорами, стереодальномером с 1-метровой базой, радиостанцией 12РТ-3, переговорным устройством ТПУ-3Ф и механическими прицельными устройствами с двумя скоростями углового перемещения. для адекватной скорости и плавности прицеливания (механизм поворота имел ножной переключатель скоростей).
Экипаж состоял из шести человек: механика-водителя, наводчика по азимуту, наводчика по углу места, регулятора прицела по скорости и дальности цели, регулятора прицела по курсу и углу пикирования, а также заряжающего.
ЗСУ-37 была основана на СУ-76М, потому что она также разделяла его технические недостатки и преимущества, наиболее обсуждаемым из которых была башня с открытым верхом. Для защиты экипажа от дождя и снега орудийный отсек можно было накрыть брезентом, однако при этом орудие нельзя было полностью поднять. У открытой башни были такие преимущества, как большой угол возвышения, отличный обзор для наводчиков и отсутствие необходимости в вентиляции. Легкая и маневренная ЗСУ-37 в середине 1940-х считалась достаточно эффективной ЗСУ. Однако для сопровождения средних и тяжелых танков в труднопроходимой местности у него было недостаточно внедорожных возможностей.
Боекомплект состоял из 320 бронебойный, осколочно-зажигательные и фрагментация раундов (все с трассеры ). 130 патронов были в 5-патронной обойме и 190 патронов без обоймы. может быть использован против врага тяжелые танки. Начальная скорость пули составляла от 890 до 920 м / с в зависимости от снаряда, бронебойный снаряд весил 0,785 кг, осколочные снаряды – 0,732 кг. Автопушка могла опускаться и подниматься вручную в диапазоне от -5 ° до + 85 °. Циклический темп стрельбы составляла от 120 до 130 выстрелов в минуту, а практическая скорострельность составляла от 50 до 60 выстрелов в минуту. Максимальный боевой вертикальный огонь составлял 2500 м, максимальная дальность вертикального огня – 6500 м.
Машина могла преодолевать вертикальные препятствия высотой 0,67 м, траншеи шириной 2 м, преодолевать водные преграды глубиной 0,9 м и преодолевать подъемы под углом 25 °. Трансмиссия и ходовая часть были идентичны таковым у СУ-76М САУ. Двигатель был таким же, но форсированный с 140 л.с. на СУ-76М до 160 л.с. – ГАЗ-203, который состоял из двух тандемных 6-цилиндровых рядных бензиновых двигателей ГАЗ-202 с жидкостным охлаждением, мощностью 80 л.с. (63 кВт) каждый. 3600 об. / Мин.
История создания и использования боевой
На начальных этапах Мировая война II, Советский Союз не имел какое-либо отслеживаемое self-propelled anti-aircraft оружия (SPAAG). Они имели4M ГАЗ-ААА и72-К ГАЗ ММ как их anti-aircraft системы обороны, но они были легкобронированными и были смонтированы на колесных машинах. Развитие началось на гусеничном anti-aircraft оружия в 1942 году, изменивТ-70 легкий корпус бака для создания T-90 SPAAG, который имел два 12,7-мм пулемета ДШКT на нем. По пути, то Т-70 был переориентирован вСУ-76Й self-propelled пушка, которая также была изменена в anti-aircraft пистолета с 37-мм пушкой прикрепленной вместо этого. Этот новый автомобиль, называетсяЗСУ-37был выбран по T-90 и стал дополнением к Soviet’s anti-aircraft инвентаря.
ЗСУ-37 имел open-top башню и был вооружен 61-K автоматической пушки 37 мм, которые выстреливают со скоростью 120 до 130 выстрелов в минуту. Пушка имела автоматический прицел, дальномер, радио, системы селекторной связи, и механический механизм прицеливания. ЗСУ-37 может держать 320 AP, Frag и осколочные Зажигательные туры в five-round клипов или в свободном хранении. ЗСУ-37 также может быть использован против танков с APCR патронами, доступными для пистолета. Автомобиль имел экипаж из шести людей, сушилки, целеуказатель для азимута, целеуказатель для подъема, смотровых корректоров для целевого диапазона и скорости, смотровых корректоров для курса цели и угла погружения, и грузчика. Недостатки по конструкции автомобиля были open-top турели, перенесенная с СУ-76М, который разоблачил экипаж на элементы и огнь противника, а брезент покрытие может защитить экипаж от дождя и снега со стоимостью будучи не в состоянии поднять пистолет. Open-top турель также служил в качестве преимущества, позволяя высокий угол возвышения, видимость и вентиляцию. Автомобиль также имел ужасный cross-country маневренности сопровождать танковые в бой. В целом, ЗСУ-37 рассматривается как эффективный SPAAG для своего времени.
Несмотря на цели в качестве дешевого гусеничного транспортного средства, было построено только 75 с марта 1945 по 1948 из-за ограниченную производственную технологию, доступной для построения его. Покойная дата изготовления и низкое число с добавлением к низкому количеству немецкоголюфтваффесамолеты по-прежнему доступны для обслуживания означают, что ЗСУ-37 не видела службы в Мировая война II. Мало того, было установлено, что 37 мм имеют слишком низкую скорострельность и огневую мощь, чтобы противостоять против новой авиационной техники теперь доступны. Шасси также имели низкую маневренность на суровой местности, и транспортное средство использует бензин в качестве топлива, а не стандартные дизельных двигателей в то время. ЗСУ-37, таким образом ушли из службы вскоре после Мировая война II, хотя усилия по улучшению транспортного средства и оружия было сделано, например, установка пушки на аТ-34 шасси вместо этого, но это никогда не покидали стадии проектирования из-за появления лучшего и более нового танкостроения и лучших орудия, такие как S-68 57 мм двойной автопушка. Таким образом, следующий SPAAG принят Советами былЗСУ-57-2, который основан выключениеТ-54 шасси и используются двойная 57 мм автопушки. Это было mass-produced с 1957 по 1960 год.
Технические характеристики 210 мм пушки Бр-17образца 1939 года
- Расчет — 20-26 чел.
- Боевая масса — 44,1 т.
- Заряжание раздельно-картузное.
- Начальная скорость фугасного снаряда — 800м/с.
- Угол вертикального наведения: от 0 до +55 градусов; угол горизонтального наведения — 90 градусов.
- Скорострельность — 1 выстрел в 2 минуты.
- Максимальная дальность стрельбы — 30360 м.
- Основные типы боеприпасов: фугасные, бронебойные, бетонобойные снаряды.
- Вес фугасного снаряда — 133 кг.
- Время перевода из походного положения в боевое: 5-6 ч.
- Способ транспортировки: перевозится на специальных повозках с помощью тягачей «Ворошиловец» и «Коминтерн».
Советская 210 мм пушка Бр-17 принимала участие в сражениях Великой Отечественной войны как на начальном этапе, так и на протяжении заключительной фазы военных действий.
В компьютерных играх
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 февраля 2020 года |
Так как ЗСУ-37 в реальных боях Второй мировой войны участия не принимала, то в компьютерных играх её можно встретить нечасто.
ЗСУ-37 можно увидеть в следующих компьютерных играх:
- в отечественной «Ил-2 Штурмовик»;
- в отечественной RTS «Sudden Strike: The Last Stand»;
- в отечественной RTS «Блицкриг II»;
- в отечественной RTS «В тылу врага 2: Братья по оружию»;
- в отечественной RTS «В тылу врага 2: Лис пустыни»;
- в отечественной RTS «В тылу врага 2: Штурм»;
- в немецкой RTS «War Front: Turning Point»;
- во французской RTS «R.U.S.E»;
- в отечественной «War Thunder».
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх далеко от реальности.
Общие характеристики ЗСУ-37
- Страна СССР
- Тип техники ЗСУ
- Ранг 4
- Боевой рейтинг в аркадном режиме 4.7
- реалистичном режиме 4.7
- симуляторном режиме 4.7
Больше параметров
Расширенные параметры
Аркадный режим
- Масса 12.2 тонн
- Цена 170 000€
- Награда 120%
- Бонус к исследованиям 160%
- shot_freq 160 Выстрелов в минуту
- Цена тренировки экипажа 49 000€
- Заметность 70 %
- Время перезарядки 1.3 с
- Бесплатных ремонтов 10
- Мощность 199 л. с. при 3400 об/мин
- Макс. скорость 46 км/ч
- Преодолеваемый подъем 28°
- Цена ремонта 3 600€
- Орудие 37-мм пушка 61-К (Боезапас: 290)
- Поворот башни 26.4°/с
- armor_piercing_100 60 мм
- armor_piercing_500 57 мм
- armor_piercing_1000 42 мм
- Наборов оружия 1
- Время бесплатного ремонта 1д. 21ч.
- Бронь корпуса (корма) 15 мм
- Бронь корпуса (борт) 15 мм
- Бронь корпуса (лоб) 45 мм
- Бронь башни (корма) 8 мм
- Бронь башни (борт) 15 мм
- Верт. углы наводки (макс) 85°
- Верт. углы наводки (мин) -5°
- Бронь башни (лоб) 15 мм
Реалистичный режим
- Масса 12.2 тонн
- Цена 170 000€
- Награда 110%
- Бонус к исследованиям 160%
- shot_freq 160 Выстрелов в минуту
- Цена тренировки экипажа 49 000€
- Заметность 70 %
- Время перезарядки 1.3 с
- Бесплатных ремонтов 10
- Мощность 124 л. с. при 3400 об/мин
- Макс. скорость 42 км/ч
- Преодолеваемый подъем 30°
- Цена ремонта 1 090€
- Орудие 37-мм пушка 61-К (Боезапас: 290)
- Поворот башни 17.9°/с
- armor_piercing_100 60 мм
- armor_piercing_500 57 мм
- armor_piercing_1000 42 мм
- Наборов оружия 1
- Время бесплатного ремонта 2д. 08ч.
- Бронь корпуса (корма) 15 мм
- Бронь корпуса (борт) 15 мм
- Бронь корпуса (лоб) 45 мм
- Бронь башни (корма) 8 мм
- Бронь башни (борт) 15 мм
- Верт. углы наводки (макс) 85°
- Верт. углы наводки (мин) -5°
- Бронь башни (лоб) 15 мм
Симуляторный режим
- Масса 12.2 тонн
- Цена 170 000€
- Награда 160%
- Бонус к исследованиям 160%
- shot_freq 160 Выстрелов в минуту
- Цена тренировки экипажа 49 000€
- Заметность 70 %
- Время перезарядки 1.3 с
- Бесплатных ремонтов 10
- Мощность 124 л. с. при 3400 об/мин
- Макс. скорость 42 км/ч
- Преодолеваемый подъем 30°
- Цена ремонта 1 860€
- Орудие 37-мм пушка 61-К (Боезапас: 290)
- Поворот башни 17.9°/с
- armor_piercing_100 60 мм
- armor_piercing_500 57 мм
- armor_piercing_1000 42 мм
- Наборов оружия 1
- Время бесплатного ремонта 2д. 15ч.
- Бронь корпуса (корма) 15 мм
- Бронь корпуса (борт) 15 мм
- Бронь корпуса (лоб) 45 мм
- Бронь башни (корма) 8 мм
- Бронь башни (борт) 15 мм
- Верт. углы наводки (макс) 85°
- Верт. углы наводки (мин) -5°
- Бронь башни (лоб) 15 мм
Статистика по ЗСУ-37 за 1 месяц
- Количество битв 414
- Процент побед 40.48%
- Воздушных фрагов за битву 1.82
- Воздушных фрагов за смерть 2.71
- Наземных фрагов за битву 0.27
- Наземных фрагов за смерть 0.41
Реалистичный режим
- Количество битв 2241
- Процент побед 23.8%
- Воздушных фрагов за битву 0.18
- Воздушных фрагов за смерть 0.17
- Наземных фрагов за битву 0.08
- Наземных фрагов за смерть 0.08
Симуляторный режим
- Количество битв 71
- Процент побед 50%
- Воздушных фрагов за битву N/A
- Воздушных фрагов за смерть N/A
- Наземных фрагов за битву N/A
- Наземных фрагов за смерть N/A
История создания
Советские танковые части и механизированные корпуса несли ощутимые потери от немецкой штурмовой авиации-особенно это проявилось в ходе Курской битвы, когда немецкая авиации буквально терроризировала нашу бронетехнику.Поэтому 22 ноября 1943 г. ГАУ РККА по согласованию с ГБТУ РККА выдало заказ заводу №38 по разработке зенитной самоходной установки, вооруженной 37-мм зенитным автоматом на шасси, однотипном с шасси СУ-76. Необходимо признать, что эскизный проект, а также необходимые расчеты, выполненные под руководством М.Н. Щукина, к этому времени были уже завершены и в них требовалось лишь внести некоторые доработки, которые начались в декабре 1943 г.
Зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Чертежи. Нажмите на рисунок, чтобы увеличить.
В феврале 1944 г. изготовленный опытный образец зенитной САУ СУ-17 прошел заводские испытания, которые выявили ряд незначительных дефектов. Машина была рекомендована для принятия на вооружение с учетом внесения в ее конструкцию необходимых доработок. Однако мощности завода не позволяли обеспечить параллельный с СУ-76 выпуск указанных САУ, а его техническое перевооружение в ближайший год не планировалось. К тому же М.Н. Щукин занял место главного конструктора восстанавливаемого Харьковского завода №75 (бывший Харьковский завод №183), куда он перебрался осенью. Поэтому вся конструкторско-технологическая документация по машине была передана на завод №40 в Мытищи, который также выпускал СУ-76 и конструкторское бюро которого выступило с инициативой по проведению упрощения конструкции самоходной зенитной пушки с целью увеличения удельного выпуска и снижения закупочной цены.
Зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Чертежи. Нажмите на рисунок, чтобы увеличить.
В апреле 1944 г. в Мытищах был изготовлен новый опытный образец самоходной установки, отличавшийся от исходного сниженной массой, измененной конструкцией орудийной башни, а также карбюраторным двигателем ЗИС-80МФ (ЗИС-МФ) мощностью 99 л.с. Несмотря на то, что масса САУ снизилась почти на 1,2 тонны, мощности двигателя с имеющейся КПП оказалось недостаточно для проявления необходимой подвижности и проходимости. Поэтому испытания, проведенные в июле месяце, были признаны неудавшимися и КБ вернулось к силовой установке СУ-76 – сдвоенному моторному агрегату типа ГАЗ-20Э, который к началу 1945 г. был форсирован до 160 л.с. Прочие отличия, введенные в конструкции второго опытного образца, были в целом сохранены в третьем, так как в основном отвечали поставленной цели.
После инспекции группы зенитного вооружения танков третий образец в октябре поступил на испытания сначала в НИБТполигон, затем на Научно-испытательный зенитный полигон и по их завершении, в ноябре 1944 г. был рекомендован для принятия на вооружение с минимальным перечнем требуемых доработок. В феврале 1945 г. завод начал готовиться к серийному производству САУ, однако до окончания войны было изготовлено лишь несколько машин, получивших индекс ЗСУ-37, по временной технологии. Считается, что до конца 1945 г. в строй вступил самоходный зенитный дивизион ЗСУ-37 в количестве или 12, или 16 машин.
История
В связи с потерей, по различным причинам, в начальный период Великой Отечественной войны большого количества ЗСУ на базе ГАЗ-АА («полуторки»), 29К и других, руководство ВС Союза ССР понимая важность ЗСУ для защиты формирований РККА от авиации противника на марше и в бою, разрешило оборонной промышленности проводить эксперименты с установкой на шасси автомобилей и танков различных средств ПВО (пулемётов и пушек), например ЗИС-43, СУ-11. В ноябре 1943 года, ГБТУ и ГАУ РККА было выдано задание спроектировать и создать на базе лёгких танков ЗСУ, для эффективного подавления действий авиации противника, конструкторским бюро (КБ) заводов № 38 и № 40. В другом источнике указаны конструкторское бюро завода № 4 (Мытищенский машиностроительный) и специалисты КБ завода № 1 (Горьковского автомобильного).
В другом источнике указаны конструкторское бюро завода № 4 (Мытищенский машиностроительный) и специалисты КБ завода № 1 (Горьковского автомобильного).
Боевые машины (БМ) этой марки серийно выпускались на Мытищинском машиностроительном и Горьковском автомобильном заводах с 1945 года. До окончания Великой Отечественной войны на заводе № 40 было построено 12 зенитных самоходок (по 4 единицы в феврале, марте и апреле). Базой для ЗСУ-37 послужила лёгкая противотанковая САУ СУ-76М. Производство ЗСУ-37 продолжалось в послевоенное время, даже после снятия с производства базовой СУ-76М. Во втором полугодии 1945 выпустили еще 58 зенитных установок. В 1946 — 30.
ЗСУ-37 была первой серийной советской бронированной зенитной самоходной установкой на гусеничном шасси, идеально подходящей для защиты от атак с воздуха мобильных подразделений. Главным оружием боевой машины была 37-мм зенитная пушка 61-К, установленная в башне с круговым вращением. Зенитная самоходка также оснащалась дальномером и радиостанцией 10РК-12М (10РТ-3).
Экипаж (расчёт) БМ состоял из шести человек (командира, механика-водителя, дальномерщика-наводчика по азимуту, дальномерщика-наводчика по углу возвышения, заряжающего, стрелка-радиста).
В массовой культуре
Так как ЗСУ-37 в реальных боях Второй мировой войны участия не принимала, то в компьютерных играх её можно встретить нечасто.
ЗСУ-37 можно увидеть в следующих компьютерных играх:
- в отечественной «Ил-2 Штурмовик»;
- в отечественной RTS «Sudden Strike: The Last Stand»;
- в отечественной RTS «Блицкриг II»;
- в отечественной RTS «В тылу врага 2: Братья по оружию»;
- в отечественной RTS «В тылу врага 2: Лис пустыни»;
- в отечественной RTS «В тылу врага 2: Штурм»;
- в венгерской RTS «War Front: Turning Point»;
- во французской RTS «R.U.S.E»;
- в отечественной «War Thunder».
Отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх далеко от реальности.
История создания
Советские танковые части и механизированные корпуса несли ощутимые потери от немецкой штурмовой авиации-особенно это проявилось в ходе Курской битвы, когда немецкая авиации буквально терроризировала нашу бронетехнику.Поэтому 22 ноября 1943 г. ГАУ РККА по согласованию с ГБТУ РККА выдало заказ заводу №38 по разработке зенитной самоходной установки, вооруженной 37-мм зенитным автоматом на шасси, однотипном с шасси СУ-76. Необходимо признать, что эскизный проект, а также необходимые расчеты, выполненные под руководством М.Н. Щукина, к этому времени были уже завершены и в них требовалось лишь внести некоторые доработки, которые начались в декабре 1943 г.
Зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Чертежи. Нажмите на рисунок, чтобы увеличить.
В феврале 1944 г. изготовленный опытный образец зенитной САУ СУ-17 прошел заводские испытания, которые выявили ряд незначительных дефектов. Машина была рекомендована для принятия на вооружение с учетом внесения в ее конструкцию необходимых доработок. Однако мощности завода не позволяли обеспечить параллельный с СУ-76 выпуск указанных САУ, а его техническое перевооружение в ближайший год не планировалось. К тому же М.Н. Щукин занял место главного конструктора восстанавливаемого Харьковского завода №75 (бывший Харьковский завод №183), куда он перебрался осенью. Поэтому вся конструкторско-технологическая документация по машине была передана на завод №40 в Мытищи, который также выпускал СУ-76 и конструкторское бюро которого выступило с инициативой по проведению упрощения конструкции самоходной зенитной пушки с целью увеличения удельного выпуска и снижения закупочной цены.
Зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Чертежи. Нажмите на рисунок, чтобы увеличить.
В апреле 1944 г. в Мытищах был изготовлен новый опытный образец самоходной установки, отличавшийся от исходного сниженной массой, измененной конструкцией орудийной башни, а также карбюраторным двигателем ЗИС-80МФ (ЗИС-МФ) мощностью 99 л.с. Несмотря на то, что масса САУ снизилась почти на 1,2 тонны, мощности двигателя с имеющейся КПП оказалось недостаточно для проявления необходимой подвижности и проходимости. Поэтому испытания, проведенные в июле месяце, были признаны неудавшимися и КБ вернулось к силовой установке СУ-76 — сдвоенному моторному агрегату типа ГАЗ-20Э, который к началу 1945 г. был форсирован до 160 л.с. Прочие отличия, введенные в конструкции второго опытного образца, были в целом сохранены в третьем, так как в основном отвечали поставленной цели.
После инспекции группы зенитного вооружения танков третий образец в октябре поступил на испытания сначала в НИБТполигон, затем на Научно-испытательный зенитный полигон и по их завершении, в ноябре 1944 г. был рекомендован для принятия на вооружение с минимальным перечнем требуемых доработок. В феврале 1945 г. завод начал готовиться к серийному производству САУ, однако до окончания войны было изготовлено лишь несколько машин, получивших индекс ЗСУ-37, по временной технологии. Считается, что до конца 1945 г. в строй вступил самоходный зенитный дивизион ЗСУ-37 в количестве или 12, или 16 машин.
Описание конструкции
ЗСУ-57-2 имела компоновку с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части корпуса, а вооружения — во вращающейся башне. Экипаж ЗСУ состоял из шести человек: механика-водителя, размещавшегося в лобовой части корпуса слева; наводчика, наводчика-установщика прицела, двоих заряжающих (правого и левого орудий) и командира установки, находившихся в башне.
Вооружение
Система управления огнём (детальный ракурс)
Вооружение САУ составляло спаренное 57-мм автоматическое орудие С-68, состоявшее из двух пушек С-60 с длиной ствола 76,6 калибров / 4365 мм, отличавшихся зеркальным расположением механизмов. Автоматика С-60 работала на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Орудие имело ствол-моноблок, поршневой скользящий затвор, гидравлический тормоз отката, пружинный накатник и снабжалось дульным тормозом.
Спаренная установка соединённых люльками в единый блок орудий размещалась на цапфах на полу башни. Вертикальная, в пределах −5…+85°, и горизонтальная наводка осуществлялись при помощи электрогидравлических приводов, работавших от электродвигателя постоянной скорости вращения через гидравлический регулятор скорости. Скорость горизонтального наведения составляла 30°, вертикального — 20° в секунду. В случае отказа электропривода, сохранялась возможность ручной наводки: командир машины при этом отвечал за горизонтальное наведение, а наводчик — за вертикальное. Орудие имело обойменное питание из коробчатых магазинов на 4 выстрела, практическая скорострельность составляла 100—120 выстрелов в минуту на ствол, но предельная продолжительность непрерывной стрельбы составляла 40—50 выстрелов, после чего ствол было необходимо охладить. Боекомплект ЗСУ-57-2 составлял 300 унитарных выстрелов, из которых 176 в 44 магазинах размещались в укладках в башне, 72 в 18 магазинах находились в носовой части корпуса, а ещё 52 выстрела в не снаряжённом в обоймы виде размещались под поликом башни.
Боеприпасы 57-мм пушки С-68 | |||||
Тип снаряда | Марка | Масса выстрела, кг | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, г | Дульная скорость, м/с |
осколочная трассирующая граната | ОР-281У | 6,6 | 2,8 | 153 | 1000 |
осколочная трассирующая граната | ОР-281 | 6,6 | 2,8 | 153 | 1000 |
бронебойный трассирующий | БР-281У | 6,6 | 2,8 | 13 | 1000 |
бронебойный трассирующий | БР-281 | 6,6 | 2,8 | 13 | 1000 |
бронебойный сплошной трассирующий | БР-281СП | 6,6 | 2,8 | — | 1000 |
Таблица бронепробиваемости для C-68 | ||||
Снаряд \ Расстояние, м | 500 | 1000 | 1500 | 2000 |
БР-281 / БР-281У (угол встречи 30°) | 90 | 80 | 70 | 60 |
БР-281 / БР-281У (угол встречи 0°) | 110 | 100 | 85 | 70 |
Данные по советской методике измерения бронепробиваемости. Следует иметь в виду, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным либо некорректным. |
И на море тоже…
Как сообщил в конце августа генеральный директор «Уралвагонзавода» Александр Потапов, «Деривация-ПВО» прошла предварительное тестирование и в будущем году опытно-промышленная партия пройдет государственные испытания. Предполагается, что в 2022-м начнется поставка комплекса в подразделения ПВО Сухопутных войск.
Морской боевой модуль сможет успешно бороться с малоразмерными беспилотниками и низколетящими вертолетами и самолетами, а при выполнении задач в прибрежной зоне поражать инженерные укрепления и наземную легкобронированную технику противника.
…Немаловажно, что «Деривация-ПВО» имеет серьезный задел для дальнейшего развития. В частности, речь может идти о продолжении роботизации комплекса, совершенствовании боеприпасов и т.д
Впрочем, применительно к столь перспективной новинке говорить о модернизации преждевременно.