Бомба на разделочном столе
Не следует понимать буквально эту фразу и подходить с ножовкой и болгаркой к случайно найденному боеприпасу, если у вас, совершенно случайно, в дедушкином сарае завалялась бетонобойная авиабомба, и вы непременно хотите знать ее устройство.
Классическая отечественная бетонобойная бомба в разрезе позволяет оценить толщину корпуса в головной, самой нагруженной части
Современный классический бетонобойный снаряд подразделяется на два основных типа: бомба свободного падения и боеприпас, оснащенный реактивным ускорителем.
На эшелоне больших высот
Использование боеприпасов свободного падения позволяет значительно упростить и удешевить конструкцию, за счет отказа от разгонного реактивного блока. Дело в том, что для придания достаточных качеств для проникания в грунт и пробития преград, снаряд бетонобойный должен обладать достаточной кинетической энергией.
Расплата за простоту – метание свободно падающих сейсмических бомб с больших высот
Кинетическая энергия это произведение массы снаряда на его скорость у поверхности земли. Для усредненного типа боеприпаса, скорость у земной поверхности должна быть близка к сверхзвуковой. Соответственно, высота бомбометания в условиях свободного падения боеприпаса должна составлять порядка 10000 метров, что очень критично для точности.
Более того, многие стратегические цели, например командные пункты, капониры для техники, укрытия для личного состава, ракетные пусковые шахты имеют очень небольшие размеры, а эффективность поражения часто обусловлена непосредственно прямым попаданием.
С парашютом со сверхнизких
Другая концепция применения, в котором выступают бетонобойные снаряды, предусматривает штурмовое бомбометание на низких скоростях со сверхмалых высот. Точность работы в таких условиях повышается, однако пропорционально возрастает риск поражения носителя ударной волной и осколками от детонации собственного боеприпаса.
Для этой цели в конструкцию дополнительно введен тормозной парашют, он снижает скорость сброшенного боеприпаса и одновременно стабилизирует угол вхождения последнего в эллипс цели, максимально приводя его к нормали.
В хвостовой части видно парашютную укладку, в боевой работе успешно выполняющую роль эффективного аэродинамического тормоза
Однако, как можно верно возразить, при падении скорости критично снижается показатель значения кинетической энергии, и как следствие — глубина проникаемости авиабомбы.
На представленном фото хорошо виден реактивный разгонный блок в задней части корпуса боеприпаса
Для приведения показателей скорости к номинальному достаточному значению в корпус бомбы встроен разгонный реактивный блок, который при кратковременном включении придает телу необходимый динамический импульс.
Разложим по полочкам
Классическая конструкция современной бетонобойной бомбы состоит из:
- Корпус, который изготовлен из высокопрочной высоколегированной стали с высоким индексом вязкости, что гарантирует его сохранность при динамическом ударе о препятствие с высокой энергией. Соотношение длины и диаметра корпуса сдвинуты в сторону длины, для придания изделию необходимых динамических и кинематических качеств.
- В передней части корпуса расположен наконечник из сплава высокой твердости, который обеспечивает образование проникающего канала в толще грунта. В некоторых конструкциях, в наконечнике обустроен кумулятивный блок, который так же выполняет роль по улучшению проникаемости боеприпаса сквозь преграды.
- На наружной части корпуса и его наконечника расположены аэродинамические элементы, обеспечивающие курсовую устойчивость и подруливание в условиях применения управляемого варианта.
- В задней части корпуса обустроен отсек тормозного парашюта.
В дополнении к тормозному парашюту в задней части корпуса на современных моделях бомб располагаются аэродинамические тормоза
- Кроме этого там же расположен пиропатрон отстрела парашюта и блок реактивного ускорителя с системой его интеллектуальной активации.
- Сзади расположен взрыватель с программируемым замедлителем, который устанавливается на срабатывание на заданной глубине.
- Передняя часть корпуса занята боевой частью с достаточным количеством высокоэффективного взрывчатого вещества. Часто фугасное и термобарическое действие боевой части усиливается дополнительным блоком, содержащим поражающие элементы, энергия которых сохраняется в радиусе до 100 м от эпицентра.
- Система наведения по лазерному лучу, которая требует тандемного использования источника и приемника излучения.
Российские бетонобойные бомбы
История советских бетонобойных авиационных боеприпасов началась в 1940 году. Именно тогда в ГСКБ-47 (сегодня это ГНПП «Базальт») началась разработка первой отечественной авиационной бетонобойной бомбы. Результатом этих работ стала авиабомба БетАБ-150ДС, которая применялась советской авиацией уже во время Великой Отечественной войны.
В послевоенные годы работы над созданием новых видов подобных боеприпасов были ускорены. Некоторые авиабомбы, созданные в тот период, находятся на вооружении российских ВВС и в наши дни.
На вооружении военно-воздушных сил России находится три вида противобункерных бомб: БетАБ-500, БетАБ-500У и БетАБ-500ШП. Они отличаются размерами, массой и конструкцией. Также в начале нулевых годов на вооружение была принята кассетная бомба РБК-500У, которая содержит бетонобойные поражающие элементы. Основной целью РБК-500У являются ВПП аэродромов противника.
БетАБ-500У – это свободнопадающая бомба, которую можно сбрасывать с высот от 150 до 20 тыс. метров. Для обеспечения оптимального угла столкновения с поверхностью она оснащена тормозным парашютом. Бомба способна пробить 1,5 метра железобетонных конструкций или 3 метра грунта.
БетАБ-500У используется для уничтожения подземных командных пунктов или узлов связи противника, ДОТов, шахтных установок, складов боеприпасов и ГСМ, железобетонных укрытий боевой техники, взлетно-посадочных полос.
Масса БетАБ-500У составляет 510 кг, из которых 45 кг приходится на взрывчатое вещество.
Бетонобойная бомба БетАБ-500 также относится к свободнопадающим боеприпасам. Ее вес составляет 477 кг, бомба несет 76 кг взрывчатого вещества.
Еще одной противобункерной бомбой, которая стоит на вооружении ВВС России, является БетАБ-500ШП. Она относится к штурмовым реактивным бетонобойным бомбам. Эта авиабомба снабжена реактивным ускорителем, поэтому может применяться с высоты от 170 до 1 тыс. метров. Бомбометание проводится в горизонтальном полете при скорости 700-1200 км/ч или с пикирования с углом не более тридцати градусов.
БетАБ-500ШП используется в первую очередь для уничтожения бетонного покрытия взлетно-посадочных полос, она способна пробивать броню толщиной до 650 мм или слой железобетона толщиной 1,2 метра. Взрыв одной такой бомбы может привести в негодность более 50 кв. метров взлетно-посадочной полосы. Кроме ВВС России, бомба БетАБ-500ШП состоит на вооружении индийской армии.
В 2002 году на вооружение российских военно-воздушных сил была принята кассетная бомба РБК-500У. Она содержит десять боевых бетонобойных элемента и может применяться на высотах от 160 до 16 тыс. метров. Основной целью РБК-500У также являются взлетно-посадочные полосы аэродромов.
История создания и дальнейшего развития
Разработана в 1933 году в «Спецтехбюро» как ОАБ-8 (индекс Артиллерийского Управления РККА — 55-О-182; в конце 1940 года переименована в АО-10). Бомба изготовлялась из стальных корпусов осколочно-фугасных «дальнобойных» 76,2- артиллерийских снарядов. Принята на вооружение и запущена в серийное производство в том же году. В результатье испытаний (итоги которых были оценены как «положительные») на вооружение были приняты авиабомбы АО-8м4 первого варианта
(с перьевыми стабилизаторами) ивторого варианта (с коробчатыми стабилизаторами). В конце 1939 года на вооружение поступили авиабомбы АО-8м5 — те же АО-8м4, но модернизированные под использование штатных авиационных бомбовых взрывателей для малокалиберных авиабомб АГМ-1, вместо прежде используемых специально разработанных для АО-8 взрывателей АГМ-3.
В 1940 году Государственным Союзным Конструкторским Бюро № 47 (ГСКБ-47 — ныне Акционерное общество «Научно-производственное объединение «Базальт» (АО «НПО «Базальт») Государственной Корпорации «Ростех») была создана 8-кг осколочная авиабомба, выделываемая из 76,2-мм осколочно-фугасных снарядов «недальнобойной» (для полковых и горных пушек) аэродинамической формы. Эти авиабомбы были приняты на вооружение в начале 1940 года под маркой АО-8м6-бис (индекс ГАУ Народного комиссариата обороны Союза ССР — 7-О-182Б). В конце того же года бомбу переименовали в АО-10-6,5-бис в связи с принятием новых стандартов обозначения боеприпасов.
В начале 1941 года было решено переделывать в осколочные авиабомбы 76,2-мм артиллерийские снаряды не только со стальными корпусами, но и с корпусами из сталистого чугуна. Бомбы, переделанные из таких снарядов, пошли в серию как АО-8м6сч. Однако осколочное действие АО-8м6сч существенно уменьшилось по сравнению со стальными авиабомбами того же калибра. В 1941 году авиабомбы АО-8м6сч были переименованы (по указанным выше причинам) в АО-10-6,5сч. С конца года они выпускались с новым перьевым стабилизатором, оснащённым тормозным диском на конце (что позволило несколько уменьшить — c 591—604 мм до 465,6 — 478 мм — общую длину авиабомбы, предназначенной в основном для снаряжения ротативно-рассеивающих авиационных бомб — РРАБ; по современной классификации авиационных бомб — это противопехотная кассетная авиабомба).
В качестве курьёза можно отметить, что в марте 1940 года на заводе № 12 имени Серго Орджоникидзе Народного комиссариата боеприпасов Союза ССР 12 тысяч корпусов авиабомб АО-8 из сталистого чугуна по ошибке снарядили так называемой «французской смесью». Испытания бомб из этой партии в НИИ-6 Наркомата боеприпасов показали полное отсутствие осколочного поля при их взрыве: сталистый чугун просто крошился в пыль, а единственным «осколком» был стальной стабилизатор авиабомбы. Тем не менее, Главное Управление ВВС РККА приняло эту партию авиабомб на вооружение (они, таким образом, стали самыми маленькими фугасными авиабомбами в истории).
Беспилотники или истребители?
В кабине БПЛА никого нет, оператор управляет машиной из наземного центра, находясь в десятках, сотнях и даже тысячах километров от самого беспилотника. В этом основное преимущество БПЛА перед самолетом с летчиком.
Основные преимущества беспилотников
- Пилот не рискует жизнью, он не погибнет и не попадет в плен. Государство не будет вызволять своего гражданина из неволи, что по политическим причинам может быть сложно и не всегда реально;
- Терять беспилотники не так жалко, как истребители. Они дешевле реального истребителя почти в 20 раз: $5-6 млн против $100 млн за навороченный американский F-35. Сюда же нужно добавить стоимость подготовки высококлассного летчика. В России подготовка пилота военного самолета обходится в $3,4-7,8 млн и занимает 7-12 лет. Тогда как за навыки оператора беспилотника государство платит $200 тыс. и учится он год;
- Экономия сил и топлива. Находиться в воздухе средневысотный БПЛА может очень долго — больше суток. Беспилотники с турбореактивным двигателем при скорости меньше 200 км/ч потребляют относительно мало топлива. Они добираются до нужного места дольше, чем истребитель, но разведывают все более обстоятельно, чем он.
Однако некоторые военные эксперты уверены, что час беспилотников еще не пробил и БПЛА эффективны лишь против стран, у которых практически отсутствует ВВС и ПВО, либо существующие системы обнаружения давно устарели.
Основные недостатки беспилотников
- БПЛА не могут самостоятельно принимать решения, они полностью зависят от человека. Причем оператор может просто не увидеть грозящую дрону опасность. Он получает картинку с камеры на носу устройства или под фюзеляжем, что ограничивает радиус обзора. Живой пилот же судит об опасности лично и моментально среагирует;
- БПЛА не такие прочные и маневренные, как истребители. Часто вместо металлов используются композитные материалы, которые умеют поглощать лучи РЛС, чтобы беспилотник был максимально незаметным для систем ПВО;
- Не всякий беспилотник может поднять тяжелый груз. На большинство моделей не повесить, к примеру, мощные авиабомбы;
- К минусам беспилотников относят также слабую автоматизацию, неавтономность и низкую скорость. Попасть в медленную мишень куда проще, чем в скоростную. Препятствием к полету может стать даже плохая погода.
«Доказали высокую эффективность»
УПАБ-1500Б предназначена для поражения укреплённых наземных и надводных объектов. Масса боеприпаса составляет 1525 кг, длина — 5 м, диаметр — 0,4 м, вес боевой части — 1010 кг. Бомба может сбрасываться с высоты до 15 км и преодолевать расстояние до цели 50 км. Отклонение от поражаемого объекта не превышает 10 м.
В оборудование образца УПАБ-1500Б, который пойдёт на экспорт, входят приёмник спутниковой навигации, источник электропитания (тепловые батареи), фугасная бетонобойная боевая часть, контактное взрывательное устройство с тремя видами замедления, а также система управления (инерциальный комплекс, рулевой газовый привод и воздушный баллон).
УПАБ-500Б представляет собой уменьшенную версию 1500-килограммового «родственника». Бомба используется для уничтожения вооружения и военной техники противника, а также объектов армейской инфраструктуры. Масса боеприпаса — 505 кг, длина — 2,8 м, диаметр — 0,35 м, вес боевой части — 390 кг.
Бомба может сбрасываться с высоты до 14 км. Максимальная дальность применения УПАБ-500Б — 40 км, отклонение от цели — не более 10 м. Полёт боеприпаса корректируется с помощью крыльев в средней части корпуса и хвостовых рёбер.
В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев заявил, что в последние годы в России активно совершенствуются корректируемые (управляемые) авиационные бомбы, постепенно вытесняя свободнопадающие (неуправляемые) аналоги. Оба типа боеприпасов использовались в сирийской кампании.
«Опыт боевого применения позволил Минобороны и конструкторам определиться с дальнейшими направлениями развития авиационных средств поражения. Корректируемые планирующие боеприпасы доказали свою высокую эффективность. Свободнопадающие бомбы, наверное, не уйдут в прошлое, но вкладывать деньги в их модернизацию особого смысла нет», — сказал Корнев.
Эксперт пояснил, что сброс планирующего боеприпаса, как правило, производят вне зоны действия войсковой ПВО противника. При этом метание свободнопадающих бомб происходит либо над объектом поражения, либо путём кабрирования — специального манёвра, который позволяет лётчику сбрасывать боеприпасы на дальности до 15 км от цели.
По некоторым характеристикам корректируемая бомба превосходит не только свободнопадающего собрата, но и крылатую ракету класса «воздух — поверхность».
Планирующий боеприпас стоит намного дешевле и обладает более мощной боевой частью, чем ракета «воздух — поверхность». По словам Корнева, пуск одной крылатой ракеты может обойтись бюджету в сотни тысяч долларов из-за наличия реактивного двигателя и высокотехнологичной аппаратуры. При этом корректируемая авиабомба лишена сложных агрегатов и систем.
«Авиационная крылатая ракета необходима для поражения объектов, защищённых самыми современными средствами ПВО, включая комплексы дальнего радиуса действия. Во всех остальных случаях допустимо использовать авиабомбы. Это недорого, надёжно, эффективно и безопасно для экипажей ВКС. Неразумно, если цена боеприпаса превышает стоимость поражаемого объекта», — подчеркнул Корнев.
УПАБ-1500Б и УПАБ-500Б — не единственные отечественные корректируемые боеприпасы нового поколения. В июне 2019 года на форуме «Армия-2019» концерн «Техмаш» представил широкой публике ПБК-500У СПБЭ-К «Дрель». Боеприпас должен быть принят на вооружение до конца 2019 года. Масса бомбы составляет 540 кг, длина — 3,1 м, отклонение от цели — не более 3—5 м.
«В мире аналогов нет. Бомба без двигателя. Дальность при отходе от носителя — за 30 км. То есть самолёт не входит в зону поражения ПВО, сбрасывает изделие, и оно самостоятельно находит цель. Навигация осуществляется с помощью ГЛОНАСС», — рассказал ранее журналистам генеральный директор НПО «Базальт» (входит в концерн «Техмаш») Владимир Порхачёв.
Помимо навигационной системы «Дрель» может использовать лазерное и телевизионное наведение. Бомба может применяться почти всеми боевыми самолётами воздушно-космических сил, включая дальние и стратегические бомбардировщики.
ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМАЯ АВИАБОМБА ТУБ (ЛИИС)
В 1942 году, в Ленинградском Институте Инженеров Связи была спроектирована телеуправляемая авиабомба ТУБ (что расшифровывалось просто как ТелеУправляемая Бомба). В отличие от предыдущих, ТУБ управлялась по радио оператором, отслеживающего цель с помощью смонтированной в носовой части бомбы телекамеры.
Единственное доступное изображение бомбы ТУБ
По конструкции, бомба ТУБ выглядела как довольно стандартная 500-килограммовая фугасная бомба ФАБ-500, хвостовое оперение которой заменили «ящиком» блока управления. В носовой части бомбы, за обтекателем, устанавливалась компактная телевизионная камера оригинальной конструкции. Изображение с нее транслировалось на экран оператора на борту самолета-носителя. В хвостовой части бомбы находился прямоугольный блок управления с радиоаппаратурой, исполнительными механизмами, и четырьмя выдвижными аэродинамическими плоскостями-спойлерами.
Предполагалось, что оператор на борту самолета-носителя будет отслеживать положение цели по картинке, транслируемой с камеры бомбы, и командами «вправо-влево», «вверх-вниз», удерживать ТУБ на курсе. Управление бомбой должно было осуществляться простым выдвижением соответствующего спойлера в воздушный поток. Набегающий поток давил на плоскость, поворачивая тем самым корпус бомбы в нужном направлении. Исходя из командного управления, ТУБ должна была бы также иметь некие органы стабилизации по крену, но об ее конструкции известно слишком мало, чтобы точно сказать – какие именно.
Проект, по всей видимости, не продвинулся дальше чертежной доски. Основной причиной было, во-первых, несовершенство наличной телеаппаратуры, а во-вторых – крайняя сложность и трудоемкость ее изготовления и обслуживания. СССР был далеко не лидером по производству радиоэлектроники: он не мог себе позволить производить десятками тысяч компактные телекамеры для одноразовых авиабомб. Мелкосерийное же производство такого ограниченного по возможностям оружия как ТУБ просто не имело смысла. Наконец, метеорологические условия Восточного Фронта далеко не всегда подходили для примитивных телекамер 40-ых.
Особенности камер и принцип работы
К функциональным характеристикам камеры фиксации «Скат» относятся:
- Повсеместный контроль с фотофиксацией всего транспорта.
- Фотоматериалы отличаются высокой доказательностью.
- Регистрационные знаки различных стран распознаются автоматически.
- Возможность видеотрансляции контролируемой зоны в режиме реального времени.
- Сбор статистики.
- Мониторинг на расстоянии.
- FTP- и MySQL-серверы.
- Информация выгружается на внешний носитель.
- Встроен модуль охраны.
- Невысокий уровень энергопотребления.
- Классификация транспортных средств.
- Наличие системы диагностики.
Подробно о радаре «Стрелка» мы рассказывали в этой статье.
Размеры аппарата составляют 21 см в длину, 25 см в ширину и 35 в высоту. Масса не более 8 кг. Срок службы камеры — 6 лет, средняя наработка на отказ — 35 тыс. Исправно работать аппарат может при температуре окружающего воздуха от -40 до +50 °С.
Различаются 3 вида комплекса:
- стационарный с внешним питанием «Скат-с» (устанавливается на опоре сбоку либо сверху относительно участка, подлежащего контролю);
- стационарный с автономным питанием (размещается в защитном кожухе на опоре аналогично предыдущему);
- передвижной «Скат-п» (предусматривает установку на обочине на треногу).
Данное устройство также является камерой для контроля скорости.
Принцип работы радарного комплекса довольно прост: скорость и факт нарушения определяются по фотоснимкам с помощью несложных математических вычислений. Система дважды фотографирует одно и то же транспортное средство. Между точками фиксации определяется расстояние и время, которое было затрачено на его преодоление. Затем вычисляется скорость движения путем деления расстояния на время, и, если она превышает установленную, данные пересылаются в ГИБДД для формирования штрафа. Но некоторые водители используют глушилки против камер ГИБДД.
Саддам застал врасплох
К моменту вступления иракской армии в Кувейт и начала подготовки американской акции наиболее «продвинутой» в ВВС США противобункерной боевой частью была BLU-109 (Bomb Live Unit). Эта БЧ имела корпус из стального сплава толщиной 25 мм, который заполнялся 240 кг взрывчатки (тритонала). BLU-109 использовалась в авиабомбах GBU-24 (для F-111 Aardvark и F-15E) и GBU-27 с системой лазерного наведения Paveway III (для F 117A), а также в бомбах электронно-оптического наведения GBU-15 и в ракетах (фактически в управляемых бомбах с ракетным двигателем) AGM-130. Эта штуковина могла пробить примерно метровый слой армированного сталью бетона, а затем, благодаря электромеханическому взрывателю, подорвать заряд тритонала и уничтожить содержимое бункера.
Однако Саддам Хусейн был, похоже, в курсе возможностей американского оружия: он закопал и забетонировал свои стратегически важные объекты так, что BLU-109 они оказались не по зубам. Разведка докладывала, что иракские бункеры для укрытия живой силы и пунктов управления представляли собой разветвленную систему трубчатых переходов, которые соединяли помещения разного назначения. Все это помещалось под 15-метровым слоем грунта и железобетонной плитой толщиной 60 см. Неядерного оружия, которое обладало бы достаточной энергией для преодоления такой двухслойной защиты, у американцев на тот момент не было.
В этой ситуации Томас Фергюсон, один из высокопоставленных чинов ВВС США, в октябре 1990 года дал задание конструкторскому подразделению ASD Development Planning group, располагающемуся на военно-воздушной базе Эглин (штат Флорида), срочно подготовить предложения по созданию оружия, способного дотянутся до подземных бункеров Саддама. К проекту также подключили инженеров Lockheed Missile and Space Company.
Оружие В России создали оружие против стай дронов
САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ИНФРАКРАСНАЯ АВИАБОМБА СБ1-М (ВЭИ)
Еще одним образцом управляемой авиабомбы, разработанной в годы войны, была СБ1-М (иногда СБ-1М) разработки ВЭИ. Эта бомба была оснащена инфракрасной головкой самонаведения, и предназначалась для поражения больших, активно излучающих тепло целей – в первую очередь, промышленных объектов, таких как сталелитейные заводы, нефтеперерабатывающие комплексы и электростанции.
Возможно, СБ1 — ?
СБ, предположительно, расшифровывается как «Самоуправляемая Бомба». Обозначение «М» («Модифицированная») позволяет предполагать, что существовала и просто СБ1. И поскольку между имеющимися изображениями бомбы есть существенные различия, резонно предположить, что одно является базовой моделью СБ1, а второе – усовершенствованной СБ1-М. К сожалению, невозможно разобраться, какое именно изображение к чему относится.
Разработкой бомбы занимался Всесоюзный Электротехнический Институт (имени В.И. Ленина), вскоре после эвакуации в Свердловск. Предположительно, проектирование самонаводящегося оружия началось в феврале 1942 года. Руководителями проектно-конструкторских работ выступали С.А. Лебедев и С.В. Свечарник, из лаборатории автоматики института.
Бомба СБ1-М имела цилиндрический вытянутый корпус с крестообразным крылом и Х-образным оперением. В передней части располагалась головка самонаведения, позади нее – взрывчатый заряд. В хвостовой части располагались исполнительные механизмы, приводы рулей и электрогенератор с вертушкой, раскручиваемой набегающим потоком. Детальное описание, к сожалению, мне неизвестно.
Для наведения, бомба СБ1-М использовала два теплочувствительных фотоэлемента, размещенных за фокусирующими объективами в ее носовой части. Один фотоэлемент использовался для сканирования по вертикали, другой по горизонтали: вращающийся модулирующий диск перед ними «разбивал» приходящее тепловое излучение построчно. Сигналы от обоих фотоэлементов усиливались и преобразовывались соответствующими логическими контурами в команды для системы управления.
СБ1-М на стенде со снятым обтекателем
Предполагалось, что бомба будет использоваться в ночное время для ударов по излучающим тепло промышленным объектам – контрастным целям на темном фоне. Доставляться к цели СБ1-М должна была на внешней подвеске дальнего бомбардировщика. Неясно, должен ли был захват цели выполняться перед сбросом, или же бомба должна была захватывать цель уже в полете.
В отличие от ТУБ, бомба СБ1-М была реализована в металле. Существуют фотографии бомбы на стенде со снятыми крыльями и демонтированным головным обтекателем. Постановлением от 26 мая 1943 года лаборатории автоматики ВЭМ предписывалось изготовить семь образцов, и провести испытания в июле того же года. По всей видимости, задача оказалась сложнее, чем предполагалось, потому что единственное доступное упоминание об испытаниях СБ1-М датировано уже 1945 годом. Бомбы сбрасывались на тепловые мишени, которыми служили разведенные костры. Предположительно, все испытания проводились ночью, чтобы повысить контрастность тепловой мишени на фоне поверхности. Упоминается, что в 1946 году предполагалось изготовить 30 предсерийных образцов, но вскоре работы над СБ1-М остановили.
По всей видимости, главным недостатком была сочтена малая разрушительная мощь бомбы, выполненной в 500-кг габаритах. При реалистично достижимой точности попадания, небольшая боевая часть не могла обеспечить уверенного поражения промышленных объектов. Увеличение же массы СБ1-М требовало полного пересмотра ее компоновки. Вероятно, возникли также сложности с механикой управления и аэродинамикой всей конструкции. В результате, от дальнейшего развития военного проекта отказались.
СНАБ-3000 «Краб» — можно видеть сходную компоновку ГСН, с двумя объективами
Вместо попыток доведения до ума СБ1-М, усилия группы Лебедева были перенаправлены на адаптацию наличной головки самонаведения к корпусу немецкой управляемой бомбы FX-1400, в рамках проекта СНАБ-3000 «Краб». Выбор немецкого «тела», по всей видимости, обуславливался хорошей отработкой (немцами) конструкции FX-1400 и ее системы управления — что позволяло сэкономить время и усилия. Проектирование и испытания СНАБ-3000 продолжались до 1956 года, и были прерваны ввиду устаревания немецкой конструкции.
Что еще может предложить Россия?
По последним данным, с 2012 года в российскую армию на вооружение принято 900 беспилотников. В основном это разведчики, корректировщики огня, перехватчики различных сигналов противника. В 2021 году российские военные получат сразу семь первых отечественных беспилотных авиационных комплексов «Орион» (он же «Иноходец») разведывательно-ударного назначения.
«Орион» — средневысотный беспилотник большой продолжительности полета. Размах крыльев — 16 м, длина — 8 м, взлетная масса — 1 т. Крейсерская скорость заявлена на уровне 120 км/ч, максимальная же скорость неизвестна. Аппарат способен работать на высотах до 7,5 км. Максимальное время полета — 24 часа.
Беспилотник может нести управляемые ракеты и авиабомбы нескольких типов. Специально для него изготовлены боеприпасы малых калибров, чтобы «Орион» мог поднять груз в воздух.
В апреле 2021 года на авиабазе ВВС США впервые провели запуск беспилотника Kratos UTAP-22 с помощью искусственного интеллекта. Система Skyborg подняла аппарат, управляла им и посадила. До сих пор, когда речь шла о боевых дронах, имелось в виду противостояние людей. Весной 2021 года, возможно, началась другая история — о противостоянии машин.
Запуск беспилотника Kratos UTAP-22 с «компьютерным мозгом» на борту
(Фото: ВВС США)
Расшифровка названия
Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ
-250М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-250 М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250М-46 — модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-270 , ФАБ-1500-2600 ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500Т — термостойкая, ФАБ-1500-2600ТС — толстостенная, ФАБ-100сч — сталистый чугун, ФАБ-1000сл — стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500С-Э — экспортная).
Типы бомб
Основного назначения
| Вспомогательные и специальные
|